Научная статья на тему 'Проблемы системы налогообложения в малом бизнесе'

Проблемы системы налогообложения в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саенко Светлана Валерьевна

В работе рассмотрены основы систем налогообложения малого предпринимательства, проблемы налогообложения малых предприятий, организация налогового контроля применения систем налогообложения малыми предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы системы налогообложения в малом бизнесе»

Список литературы

1. Городецкая Н.Ю., Столярова М.А. Учет и оценка материально-производственных запасов в сравнении российских и международных стандартов финансовой отчетности // В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. Сборник научных статей по итогам IV Международной молодежной научно-практической конференции. 2016. С. 85-89.

2. Кузина А.Ф., Вишневская В.Г., Мудрак Т.А. Сравнительный анализ МСФО (IAS) 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» // Aspectus. 2015. № 1. С. 104-109.

3. Небавская Т.В., Маслова А.В. Инвентаризация материально-производственных запасов // В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности Материалы II Международной студенческой научной конференции. 2015. С. 38-42.

4. Суравцова О., Небавская Т.В. Инвентаризация как подготовительный этап составления отчетности // В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 292-294.

5. Ханжиян А.Э., Чернявская С.А., Небавская Т.В., Власенко Е.А. бухгалтерский учет материально-производственных запасов в ООО «Жикос» г. Краснодара // В сборнике: Политическое и социально-экономическое развитие Юга России: история, современность, перспективы развития сборник научных статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 48-52.

Ruleva Victoria Vitalievna, student (e-mail: ruleva_v.v@mail.ru) Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia Nebavska Tatiana Valerievna, Cand.Econ.Sci., associate professor (e-mail: Vladsvstnv71@mail.ru) Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia VARIOUS ACCOUNTING INVENTORIES IN ACCORDANCE WITH RAS AND IAS

Abstract. This article describes the differences between the Russian accounting standards (RAS) and International accounting standards (IAS).

Keywords: IAS, RAS, inventories, methods for estimating costs, accounting.

ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ

БИЗНЕСЕ Саенко Светлана Валерьевна, аспирант Кубанский государственный технологический университет ассистент филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г.Анадыре

В работе рассмотрены основы систем налогообложения малого предпринимательства, проблемы налогообложения малых предприятий, организация налогового контроля применения систем налогообложения малыми предприятиями.

Ключевые слова: малый бизнес, система налогообложения, специальные налоговые режимы.

Малый бизнес - это неотъемлемая часть экономики любой страны, и от уровня развития малого бизнеса, во многом, зависит экономический успех страны и благосостояние населения.

Из самого определения малого бизнеса следует, что это предпринимательская деятельность, характеризующаяся, прежде всего, небольшими масштабами.

Исторически сложилось так, что крупные компании в нашей стране заняты преимущественно в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, машиностроения, энергетики, железнодорожных и авиаперевозок.

Малый бизнес преимущественно занят в сфере оптовой и розничной торговли, оказании бытовых услуг, сельском хозяйстве, сфере общественного питания, гостиничного бизнеса, - одним словом, деятельностью менее глобальной и менее прибыльной.

Поскольку крупный бизнес не может на сто процентов обеспечить население продукцией, рабочими местами, решить все социальные и экономические проблемы, эту проблему помогает решить малое предпринимательство. Субъекты малого предпринимательства мобильны, чутко реагируют на изменения рынка, обеспечивают значительное количество рабочих мест, поставляют на рынок продукцию (в своей сфере), а кроме того, обслуживают крупный бизнес.

Таким образом, малое предпринимательство играет очень важную роль в развитии экономики, способствует формированию и укреплению среднего класса, а также препятствуют монополизации рынка. В качестве примера можно привести большое количество логистических компаний, занимающихся грузоперевозками, эти компании составляют конкуренцию таким гигантам, как АО «РЖД» или ФГУП «Почта России». Наличие конкуренции способствует повышению качества услуг и снижению цен на рынке.

Безусловно, конкурировать с крупными компаниями непросто, поэтому мелким предприятиям невозможно выжить без государственной поддержки.

Для поддержания малого бизнеса предусмотрено множество льгот, в том числе, налоговые льготы. В России налоговая поддержка малых предприятий, в первую очередь, заключается в создании специальных налоговых режимов, позволяющих компаниям снизить налоговые платежи в бюджет и упростить процедуру ведения налогового учета и сдачи отчетности.

Исходя из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях[5].

Одним из основополагающих факторов развития любого предприятия является применяемая система налогообложения. В нашей стране существует несколько систем налогообложения, предусмотренных для малых

предприятий. Рассмотрим классификацию существующих систем налогообложения в таблице 1.

Таблица 1- Используемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства РФ (по состоянию на конец 2015 года)[6].

Доля от общего числа налогопла-

Система налогообложения тельщиков - субъектов малого предпринимательства (%)

1. Единый налог на вмененный доход 40

2. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения - 25,8

«доходы»)

3. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения - 13,7

«доходы минус расходы»)

4. Общая система налогообложения 12

5. Патентная система налогообло-

жения индивидуальных предприни- 6

мателей

6. Единый сельскохозяйственный 2,5

налог

Как видно из таблицы 1, из общего числа налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства 88% используют специальные режимы налогообложения.

Специальные налоговые режимы являются достаточно привлекательными для хозяйствующих субъектов по своим организационно-правовым параметрам, признаваемым субъектами малого предпринимательства. Как представляется, относительно субъектов малого предпринимательства будущее за упрощенной системой налогообложения.

На первый взгляд может показаться, что поставленные задачи решены, малые предприятия получили благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности и в ответ, предприниматели должны наращивать обороты и исправно платить налоги в бюджет.

Однако, как показала практика, несмотря на предпринятые меры, полностью не удовлетворены как предприниматели, так и правительство, а также законодательные органы власти.

Переход на упрощенный режим налогообложения носит добровольный характер, аналогично, предприятия имеют право добровольно переходить с упрощенного режима налогообложения на общий режим, и некоторые организации-упрощенцы используют это право и переходят на классическое налогообложение.

Одной из основных проблем применения упрощенного режима налогообложения является освобождение от НДС. Казалось бы, отмена уплаты

НДС - это огромный плюс, существенно снижающий налоговое бремя организации, но на практике партнерам часто не выгодно работать с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения.

Так как упрощенцы освобождены от уплаты НДС, стоимость поставляемого ими товара (работы, услуги) не содержит НДС, который покупатели -плательщики НДС, могли бы взять к вычету. Таким образом, покупатели, находящиеся на общем режиме налогообложения, вынуждены платить в бюджет весь начисленный НДС, а не разницу между начисленным НДС и НДС включенным в стоимость приобретенного товара (работы, услуги). По этой причине, покупатели, находящиеся на общем режиме налогообложения, при прочих равных условиях могут выбрать поставщика - плательщика НДС чтобы минимизировать собственное налоговое бремя.

При переходе на упрощенный режим налогообложения, налогоплательщики выбирают в качестве объекта налогообложения доходы или доходы за минусом расходов, и объект налогообложения можно изменить со следующего налогового периода. В течение одного налогового периода объект налогообложения менять нельзя.

Если организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то никакие расходы, кроме взносов в Пенсионный фонд не могут уменьшить налогооблагаемую базу, что, безусловно, может стать очень невыгодным для предприятия, если в налоговом периоде, по какой-либо причине, будет очень много расходов.

Если же предприятие выбрало в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов, то здесь также может возникнуть проблемы с принятием к налоговому учету фактически понесенных расходов. Дело в том, что статья 346.16 налогового кодекса содержит закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую базу, причем этот перечень достаточно узкий, гораздо уже перечня расходов, предусмотренного налоговым кодексом для налога на прибыль.

К недостаткам применения упрощенной системы налогообложения можно отнести и правило, предусмотренное статьей 346.18 НК РФ[2], согласно которому, организация, выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при получении убытка должна перечислить в бюджет минимальный налог. Минимальный налог рассчитывается как один процент от полученных за налоговый период доходов. Кроме того, предприятия, выбравшие объектом налогообложения доходы за минусом расходов, обязаны уплатить минимальный налог и в том случае, если сумма фактически исчисленного за налоговый период налога меньше величины минимального налога. Как известно, при применении общего режима налогообложения, организации, получившие в налоговом периоде убыток, не уплачивают налог на прибыль и имеют право переносить полученные убытки на следующие налоговые периоды. Известно, что в начале деятельности, организации часто несут убытки из-за отсутствия наработанной клиентской базы, ценовой политики, или за

счет единовременных крупных расходов, связанных с оборудованием производственной или торговой площадки, и в этом случае применение общего режима налогообложения может оказаться, как ни странно, более выгодным, чем применять упрощенную систему налогообложения.

Организации, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождены от уплаты НДС, соответственно, как и предприятия - упрощенцы, могут столкнуться с проблемами поиска покупателей. Продавцы-плательщики ЕНВД не выставляют покупателям счетов-фактур, и покупатели-плательщики НДС не могут уменьшить свой начисленный НДС на сумму входящего НДС, если товары (работы, услуги) были приобретены у компаний, применяющих систему ЕНВД.

В результате ранее сказанного усложняется бухгалтерский и налоговый учет, что вполне вероятно может привести к появлению ошибок в ведении учета и исчислении налогов.

Но самой главной особенностью системы ЕНВД является то, что налог рассчитывается, исходя из базовых показателей, а не фактически полученных доходов. В случае приостановления или прекращения деятельности организация должна подать в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней с момента окончания ведения деятельности. Разумеется, если прекращение деятельности носит временный или вынужденный характер предприятие может не успеть вовремя сориентироваться и подать заявление в установленный налоговым кодексом срок. В случае опоздания подачи заявления налогоплательщиком, датой снятия с учета будет считаться не реальная дата приостановления (прекращения) деятельности, а последний день месяца, в котором это заявление было подано в налоговый орган. Таким образом, фактическое отсутствие деятельности не всегда позволяет налогоплательщику прекратить уплату налогов в срок, соответствующий реальному прекращению получения доходов.

Минусы применения ЕСХН аналогичны недостаткам, характерным для упрощенной системы налогообложения.

У плательщиков ЕСХН также может возникнуть проблемы с принятием к налоговому учету фактически понесенных расходов. Налоговый кодекс содержит закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить налогооблагаемую базу, причем этот перечень гораздо уже перечня расходов, предусмотренного налоговым кодексом для налога на прибыль.

Убытки, полученные до перехода на ЕСХН, не уменьшают налоговую базу в период применения ЕСХН.

Патентная система налогообложения (ПСН) не получила широкого распространения на практике, что уже говорит о том, что эта система налогообложения имеет много недостатков.

Причин, сдерживающих развитие ПСН, несколько. Самыми существенными, являются две. Во-первых, отсутствуют толковые методологические рекомендации и разъяснения для расчета обоснованного размера потенци-

ального дохода по различным видам предпринимательской деятельности в регионах. Во-вторых, сказывается конкуренция между ЕНВД и ПСН. Иными словами, патентная система налогообложения имеет те же недостатки, что и ЕНВД и дополнительно - слабую методологическую базу, усложняющую применение этой системы налогообложения предприятиями.

На сегодняшний день отсутствуют реальные рычаги предотвращения злоупотреблений специальными налоговыми режимами. Преференциальный налоговый режим, предусмотренный для поддержки субъекта, менее способного к уплате налогов, таким образом, компрометируется[4].

Между тем, согласно бюджетному кодексу Российской Федерации, налоги, уплачиваемые в соответствии со специальными налоговыми режимами, целиком поступают в региональный или местный бюджеты, минуя федеральный бюджет .

Таким образом, применение субъектами малого бизнеса специальных налоговых режимов имеет как преимущества, так и ряд недостатков и проблем, причем, как для самих предприятий, так и для налоговых органов.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс РФ: часть 1 от 31.07.97 №146-ФЗ// Справочно-правовая система Консультант плюс.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5.08.2000 №117-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант плюс.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» // Справочно-правовая система Консультант плюс.

4. Еременко Е. А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. 2015. № 9. С. 76-80.

5. Косолапов А. И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса // Финансы. - 2006. - №12. - С. 5.

6. Филобокова Л. Ю. Налоговая политика и налогообложение субъектов малого предпринимательства // Аудитор. 2015. № 12. С. 77-87.

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ Сайко Виктор Михайлович, к.э.н., м.э.н., старший преподаватель;

(e-mail: 49320270@mail.ru) Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., МВА, старший преподаватель;

(e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г.Петропавловск, Казахстан

Представлена работа менеджеров над стратегией управления персоналом в компании, в том числе под влиянием директивной стратегии внутреннего роста и универсальной стратегии дифференциации. Показаны механизмы активизации финансового директора и директора мар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.