Научная статья на тему 'Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым'

Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
460
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЗОННОСТЬ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / СТАТИСТИКА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондрух Антон Вячеславович, Кушнирук Владимир Андреевич, Сухотина Эллина Сергеевна

В современных условиях существования туристической отрасли одним из главных стопорящих факторов является сезонность. Для разных регионов существуют различные стратегии по сокращению, а порой и ликвидации данного понятия. Республика Крым, в ряду со своими природными и климатическими ресурсами, имеет ярко выраженную градацию сезонности, которая заметна при анализе статистических данных Министерства курортов и туризма Республики Крым. В данной статье рассмотрены основные проблемы туристической отрасли Крыма, а также возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кондрух Антон Вячеславович, Кушнирук Владимир Андреевич, Сухотина Эллина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сезонности в туристской отрасли Республики Крым»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ СЕЗОННОСТИ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

1 2 3

Кондрух А.В. , Кушнирук В.А. , Сухотина Э.С.

1Кондрух Антон Вячеславович - кандидат педагогических наук, преподаватель,

кафедра туризма;

2Кушнирук Владимир Андреевич - магистрант;

3Сухотина Эллина Сергеевна - магистрант, направление подготовки: туризм, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Севастополь

Аннотация: в современных условиях существования туристической отрасли одним из главных стопорящих факторов является сезонность. Для разных регионов существуют различные стратегии по сокращению, а порой и ликвидации данного понятия. Республика Крым, в ряду со своими природными и климатическими ресурсами, имеет ярко выраженную градацию сезонности, которая заметна при анализе статистических данных Министерства курортов и туризма Республики Крым. В данной статье рассмотрены основные проблемы туристической отрасли Крыма, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: сезонность, туризм, туристическая отрасль, Республика Крым, статистика, туристический поток.

Сезонность - устойчиво повторяющаяся, характерная для данной области цикличность туристской деятельности, связанная с изменением условий рекреации [1]. Сезонность является главным сдерживающим фактором развития туризма в любом регионе. Она зависит от многих составляющих: сезон (климатические условия), инфраструктура (дорожная, туристическая), ценовая категория (цены на проживание, питание, экскурсионное обслуживание), развитые виды туризма и т.д. В зависимости от региона данное понятие меняет свое состояние, в идеале, либо искореняется вообще. Но всё намного сложнее, чем кажется. Для решения данной проблемы требуются большие капиталовложения в сопутствующие отрасли - автотранспорт, инфраструктура, легкая промышленность. Многие регионы Российской Федерации уже нашли способы развития туризма и увеличения потока туристов на свою территорию, но Республика Крым только начинает свой путь в этом направлении [3].

Крым всегда считался всесоюзной здравницей [4]. Во времена СССР данная принимала миллионы людей, которые направлялись сюда, в первую очередь, за оздоровлением. Республика Крым обладает очень важными физическими атрибутами: Черное и Азовское море, массив Крымских гор, территория северных степей. Это позволяло развивать санаторно-курортное направление. Климатотерапия, бальнеотерапия, винотерапия, ароматерапия, пет-терапия, телассотерапия - это то немногое, что привлекало туристов. При этом Крым имеет большой историко-археологический и культурно-познавательный комплекс. Но после распада СССР данная территория начала терять свои лидирующие позиции, санатории и профилактории начали закрываться, инфраструктура разрушалась.

Сезонность в Крыму напрямую связана с погодными условиями, температурой воздуха, температурой морской воды. Климатический график представлен на рис. 1:

Январь Февраль март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

(-С) минимум температура {"С)

максимум температура (°С) Средний температур <Т) минимум гэмператуов (Т]

манжмум гемператуэв (Т) Норма осадков (мм) 13

-11 -а.1 -1.2 5.8 10.9 14.4 16 21.Э 17.2 10.2 0.6 -7.4

-и я -12 1 -5.2 1.6 6.4 11 15.6 1В.2 13.5 6.1 -2.6 -11.1

-7.1 -4 2.0 10.1 15.4 17.6 22.2 24.4 20.6 14.3 4.7 -3.6

12.2 17.1 26.3 42.4 51.6 57.6 66.2 703 53.0 50.4 аз. е 13.7

5.1 10.2 22 6 34 .в 43.6 51.6 ев.4 64.8 56.Э 43.0 27.0 12.0

16.2 24.а 37.2 50.2 56.7 64.6 72.0 75.9 69 .в 57.7 -10.5 25.5

13 16 21 17 65 69 103 136 113 61 36 21

Рис. 1. Климатический график Республики Крым

График является усредненным, но при этом можно выделить четкие границы туристического санаторно-курортного сезона - май - октябрь. По статистическим данным Министерства курортов и туризма Республики Крым [6] 84,2% отдыхающих в 2016 и 67,3% и 2015 году прибыли на данную территорию для пляжного отдыха. Следовательно, поток туристов в не сезон является минимальным. При этом всем количество туристов ежегодно растет. Если на 2014 год оно составляло 3,800 тыс. человек, то 2016 году замечен значительны рост - 5,573 тыс. человек. На 2017 год также прогнозируется увеличение туристического потока до 6,000 тыс. человек [7]. Но для более полного понимания проблемы сезонности нужно рассмотреть туристический поток по месяцам. Статистический график по количеству туристов представлен на рис. 2:

Рис. 2. График посещения туристов Республики Крым 47

Временные рамки статистической информации обусловлены переходом Республики Крым в состав Российской федерации, а 2014 год не использован за неимением точных данных. Судя по данному графику, туристический поток стремительно возрастает в период с мая по июль - август. При этом после данного роста идет резкий спад. Это и является проблематичным периодом года на территории Республики Крым по отношению к туристической отрасли, т.е. проблемой сезонности. Начиная с октября и заканчивая апрелем, приток туристов является незначительным.

Власти Крыма предпринимают всё возможное на расширение сезона, но климатические условия изменить не возможно. Одним из самых верных и правильных решений является развитие туристической инфраструктуры. Строительство деловых и туристических центров, реконструкция и улучшение санаторной базы территории. При этом важным фактором является развитие активного туризма [2].

Как итог можно сказать то, что Республика Крым является перспективной в возвращении статуса «Всесоюзной здравницы» и развитии туристической отрасли. Для искоренения понятия «сезонность» данной территории необходимо развивать туристическую инфраструктуру, которая может перекрывать зимние периоды, когда количество туристов является минимальным. Для Крыма главной задачей является расширение возможностей санаторно-курортного комплекса, улучшение качества пляжей, так как пляжный туризм является главным направлением путешествий в Крым за 2015 и 2016 год, развитие активных видов туризма. Строительство больших деловых площадей для проведения конференций и симпозиумов, что повлечет за собой развитие научного туризма в целом.

Развитие таких активных видов туризма, как Джайлоо-туризм, спелеотуризм, горный, пеший, а так же геокейшинг, не зависят от сезона, следовательно, могут привлекать туристов круглогодично. Для данных разновидностей туризма необходима база, которая в Крыму есть: большое количество пещер и пористых земных пород, что необходимо для спелеотуризма, множество туристических троп, которые предназначены для горного и пешего туризма, этнические места - Джайлоо-туризм. Геокейшинг не требует вложений со стороны властей Республики, так как более 881 тайника находится на данной территории. Поддержание и развитие данного туристического направления только улучшит ситуацию с проблемным сезоном выраженным с октября по апрель.

Список литературы

1. Дурович А.П., Копанев А.С. / Маркетинг в туризме. М.: Экономпресс, 1998. 496 с.

2. Лукьяненко Е.А., Дугаренко И.А. Развитие активного туризма в Крыму в решении проблемы сезонности // Культура народов Причерноморья, 2009. № 176. С. 84-86.

3. Букреев Е. Сезонность в системе реализации рекреационного потенциала Крыма // Экономический анализ, 2012. № 11. С. 195-198.

4. Батхен Н. Крым как «всесоюзная» здравница: прошлое, настоящее, будущее. [Электронный ресурс]. Режим работы: http://www.km.ru/zdorove/2014/03/11/populyarnye-kurorty-v-rossii-i-za-rubezhom/734331-krym-kak-vsesoyuznaya-zdravnits/ (дата обращения: 21.05.2017).

5. Климат: Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.climate-data.org/location/857178/ (дата обращения: 19.05.2017).

6. Министерство курортов и туризма Республики Крым: Статистические данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/rus/iпfo.php?id=608306/ (дата обращения: 20.06.2017).

7. Аскерова К. Крым рассчитывает принять в 2017 году 6 млн туристов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/671106/ (дата обращения: 20.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.