ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 614.841
ПРОБЛЕМЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О ПОЖАРАХ И АВАРИЯХ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ: ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В. В. Кокорин, В. Д. Халиков, И. Я. Удилова, С. А. Шевцов
Приведены общие сведения о сборе статистических данных о пожарах и авариях. Подробно описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются при сборе и обобщении информационных данных о чрезвычайных ситуациях в России и за рубежом, представлены пути их решения.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, проблемы сбора информации, учет пожаров, авария нефтепровода, пути решения, электронная база данных, производственные объекты.
Введение. Сбор статистических данных о пожарах и авариях в целях их дальнейшего обобщения и анализа называется учетом пожаров и их последствий.
Кокорин Вячеслав Викторович, канд. техн. наук, ст. преп. кафедры пожарной безопасности технологических процессов,
Уральский институт ГПС МЧС России;
Россия, г. Екатеринбург, тел.: 8-912-26-000-40, e-mail: [email protected] Халиков Вадим Данисович, преп. кафедры пожарной безопасности технологических процессов, Уральский институт ГПС МЧС России;
Россия, г. Екатеринбург,
тел.: 8-950-648-30-32, e-mail: [email protected] Удилова Инна Яковлевна, ст. научный сотрудник -начальник отделения информационного обеспечения и информационной поддержи РСЧС и пожарной безопасности; Уральский институт ГПС МЧС России; Россия, г. Екатеринбург, тел.: 8-912-676-47-79, e-mail: inna-udilova@ yandex.ru Шевцов Сергей Александрович, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник, начальник отделения информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС и пожарной безопасности,
Воронежский институт ГПС МЧС России;
Россия, г. Воронеж, тел.: 8-920-212-20-43, e-mail: shevtsov_sa@vigps
© Кокорин В. В., Халиков В. Д., Удилова И. Я., Шевцов С. А., 2014
Сбор информации дает возможность получить максимально возможные данные о каких-либо чрезвычайных ситуациях в России и за рубежом. Учет пожаров в СССР начался в соответствии с принятым 8 декабря 1923 г. постановлением Совета труда и обороны «О статистическом учете пожаров». В Российской Федерации активное развитие системы пожарной статистики началось с 1995 г., после вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1].
В порядке осуществления указанной функции в Российской Федерации была создана Единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий — совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативно-правовое, методическое и программно-техническое обеспечение деятельности по учету пожаров и их последствий и включающих сбор, обобщение и анализ статистических данных о пожарах в целях принятия адекватных государственных мер. Официальный статистический учёт и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба. Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функ-
циональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральным органами исполнительной власти. В соответствии с действующим порядком перечень статистической информации о пожаре включает в себя сведения о причине пожара, величине потерь от пожара и пострадавших при пожаре [1].
Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц. Официальному статистическому учету не подлежат случаи, перечисленные ниже [2]:
1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;
2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);
3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;
4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;
5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;
6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;
7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожнотранспортное происшествие;
8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);
9) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;
10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
1. Проблемы сбора информации. Важнейшей проблемой сбора информации о пожарах и авариях на производственных объектах является ее отсутствие. С этой проблемой нам, работникам высших учебных заведений МЧС России, приходится сталкиваться постоянно при подготовке различных материалов к научным конференциям, научно-исследовательским работам, а также при подготовке и проведении занятий с курсантами, студентами и слушателями. Проблема заключается в том, что утвержденные формы подачи информации содержат только общие цифры, по которым просто невозможно провести подробный анализ производственных аварий и тем более предложить мероприятия, повышающие пожарную и промышленную безопасность данного рода объектов.
В качестве примера обратимся к «Анализу обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2013 года», предоставленному Департаментом надзорной деятельности МЧС России [3]. Как мы видим, в данном статистическом отчете приведена лишь динамика пожаров (рис. 1) и гибели людей (рис. 2) в Российской Федерации за 2012 и 2013 гг.
Следующей проблемой является утаивание информации непосредственно руководством объекта. В подтверждении этого хотелось бы привести пример, который произошел в середине февраля 2010 года в районе села Солянка Олекминский района Республики Саха (Якутия) [4]. На данной территории произошел разлив нефти при аварии нефтепровода, принадлежащего ОАО «Транснефть». Руководство данного предприятия попыталось опровергнуть это сообщение и скрыть какую-либо информацию о случившейся аварии.
А/ /У
босо- 1
¿№0- ■ 1 І 111,1
\
[і I,
І! III II .У.
СЗФО ЦФО___________________ПФО__________УФО__________ЮФО СКФО СФО ДФО Москва
н пожары 2012 г.
И пожары 2013 г.
Рис. 1. Количество пожаров по федеральным округам: динамика количества пожаров по федеральным округам в сравнении с АППГ, %: Северо-Западный — 4,4, Центральный — 3,5, Приволжский — 1,3, Уральский — 8,3,
Южный — 4,6, Северо-Кавказский — 3,3, Сибирский — 8,2, Дальневосточный — 8,9, г. Москва — 9,2
ЙОСЮ
1000
-8,(№
гь
711
127S|i74
+ L-№
1460 1
©10
lili
■3,8%
Щ
551 530
■IUï.
ГЪ
504 422
-4.2%
m
1078
III in
-19М% ib
116 94
§79
mm ib 355 327
I
'fí
124104 JL
СЗФО
ЦФО
ПФР
УФО
11201g г
СКФО
Я 2013 г.
-С-ФО
ДФО
Москва
Рис. 2. Количество погибших по федеральным округам: снижение количества погибших людей зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе на 14,2 %, Центральном — 8,0, Уральском — 3,8, Южном — 16,3, Северо-Кавказском — 19,0, Сибирском — 9,2, Дальневосточном — 7,9, в г. Москве — на 16,1 %. Рост пожаров произошел в Приволжском федеральном округе на 1,4 %
Однако сотрудникам организации «Общественный экологический центр Республики Саха» удалось побывать на месте аварии и даже провести фотосъемку. Как оказалось, под снегом на площади 500 квадратных метров находилась нефть. Руководство «Транснефти» сослалось на некую базу, которая существовала на месте предполагаемого разлива нефти раньше. Представители компании объяснили, что в результате деятельности этой базы на грунт могло пролиться отработанное масло. Тем не менее Росприроднадзор подтвердил информацию экологов: разлита была именно сырая нефть из трубопровода. И это, как выяснилось, уже не первый случай. Данная проблема заключается в том, что организации не намерены тратить огромные денежные средства на восстановление окружающей природы. Тем более через некоторое время после аварии доказать причастность данной организации очень сложно.
Следующей проблемой является утаивание информации сотрудниками пожарных подразделений. Эта проблема связана с тем, что каждый пожар сопровождается составлением карточки тушения пожара [5]. Можно только гадать, будет ли несколько минут свободного времени у личного состава пожарного караула для составления данного отчета, который и без этого достаточно долгое время находился на ликвидации аварии. Тут возникает вопрос: Какой же отчет они предоставят, если находились весь день на пожаре, и насколько он будет верен, даже не смотря на тот факт, что являются непосредственными участниками данных боевых действий? Исследования, проведенные Централь-
ным научно-исследовательским и проектным институтом строительных металлоконструкций, подтверждает тот факт, что общее число пожаров и аварий на производственных объектах в два раза больше регистрируемых.
Еще одной проблемой является точность и достоверность полученной информации. При сборе информации зачастую происходит дублирование и искажение данных. Это связано с тем, что пока информация попадет в открытый доступ, она пройдет не один пункт сбора и обобщения статистических данных и может просто затеряться или повториться. В качестве примера еще раз обратимся к «Анализу обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2013 года» [3].
При анализе статистики пожаров вызывает особенное беспокойство наблюдаемая в течение ряда последних лет тенденция к существенному снижению общего количества пожаров и аварий по всем основным причинам их возникновений и одновременном росте количества пожаров и аварий по «Прочим» причинам (рис. 3).
Как видно из рис. 4, данный пункт уже является четвертым по количеству наиболее часто встречающихся причин. Можно только предположить, какие статистические данные могут быть через несколько лет. А при анализе основных причин гибели людей при пожарах особое беспокойство вызывают такие пункты, как «Недостаток кислорода» и «Отравление продуктами горения». Большая часть людей в нашей стране утверждают, что данные пункты — это одно и то же.
Зарегистрировано уменьшение количества пожаров по всем основным причинам их возникновения: поджоги (-20,0%),: неосторожное обращение с огнём (-8,5%), неосторожное обращение детей с огнём (-10,7%), нарушения ГГГГБ при проведении электрогазос варочных и огневых работ (-10,2%), неисправности производственного оборудования (-4,3%), нарушения ПУиЭ печного отопления (-9,6%),. Рост количества пожаров произошёл по прочим причинам (+7,3%) и от нарушения ПУиЭ электрооборудования (+1,1%).
Рис. 3. Выдержка из статистического отчета [3]
Не установлено Прочие Поражение ал.током Падение с высоты Обострение хронически* заболеваний Обрушение конструкций Недостаток кислорода Воздействие высокой температуры Отравление продуктами горения
10000
Рис. 4. Основные причины гибели людей при пожарах [3]
2. Пути решения проблем. 1. Для повышения уровня информации о пожарах и авариях необходимо постоянно поддерживать связь с сотрудниками подразделений пожарной охраны, а также иметь и постоянно расширять сеть информаторов. Каждый факт и данные проверять из разных источников [6].
2. Повысить административную и уголовную ответственность за дачу заведомо ложной информации по пожарам и авариям в Российской Федерации, а также за неправильный сбор и обобщение данных.
3. Значительно упростить подачу информации о статистических данных путем создания более простой формы отчета. Создание специальных отделов в пожарных частях или ответственных лиц из пожарного караула, находящихся на боевом дежурстве и отвечающих только за сбор и подробные описания при ликвидации пожара или аварии. В качестве решения данной проблемы имеет смысл закрепить за караулом пожарной части одного или несколько журналистов, выезжающих на каждую чрезвычайную ситуацию. Журналисты будут заниматься деятельностью по сбору, обработке и периодическому
Библиографический список
1. О пожарной безопасности: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 35, ст. 3649.
2. Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий [Электронный ресурс]: приказ МЧС РФ от 21 ноября 2008 г. № 714 // Гарант: информационноправовой портал. — (http://www.garant.ru/products/ipo/ рптеМос/94531). — (10.10.2013).
3. Анализ обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2013 года: сборник. — М.: Департамент надзорной деятельности МЧС России, 2013. — 12 с.
4. Экология и права человека [Электронный ресурс] // Информационный ресурс общественных организаций. — (http://newcpi.wmtest.ru/2010/03/19/8131). —
(19.03.2010).
5. О формировании электронных баз данных учёта пожаров (загораний) и их последствий [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 10 декабря 2008 г. № 760 // Govrudocs.ru. — (http://govrudocs.ru/docs/121/index-198800-2.html). — (19.03.2010).
распространению актуальной и новой информации через каналы массовой коммуникации.
4. Создать электронные базы данных с подробным описанием примеров пожаров и аварий на производственных объектах. С 2013 года подобная электронная база уже создана сотрудниками кафедры «Пожарная безопасность технологических процессов» ФГБОУ ВПО Уральского института ГПС МЧС России. В базе собирается информация о пожарах в резервуарах и резервуарных парках в России и за рубежом [7]. Во-первых, данного рода информация даёт представление о профессиональной деятельности учебного заведения. А во-вторых, она является неотъемлемой частью качественной подготовки выпускников высших учебных заведений МЧС России.
Выводы. Таким образом, приведены общие сведения о сборе статистических данных о пожарах и авариях. Также подробно описаны наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются при сборе и обобщении информационных данных о чрезвычайных ситуациях в России и за рубежом, представлены пути их решения.
References
1. O pozharnoj bezopasnosti: feder. zakon ot 21 dekabrya 1994 g. № 69-FZ // Sobr. zakonodatel'stva RF. — 1994. — № 35, st. 3649.
2. Ob utverzhdenii Poryadka ucheta pozharov i ix posledstvij [E'lektronnyj resurs]: prikaz MChS RF ot 21 noyabrya 2008 g. № 714 // Garant: informacionno-pravovoj portal. — (http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/94531). — (10.10.2013).
3. Analiz obstanovki s pozharami i posledstviyami
ot nix na territorii Rossijskoj Federacii za 6 mesyacev 2013 goda: sbornik. — M.: Departament nadzornoj
deyatel'nosti MChS Rossii, 2013. — 12 s.
4. E'kologiya i prava cheloveka [E'lektronnyj resurs] // Informacionnyj resurs obshhestvennyx organi-zacij. — (http://newcpi.wmtest.ru/2010/03/19/8131). —
(19.03.2010).
5. O formirovanii e'lektronnyx baz dannyx uchyota pozharov (zagoranij) i ix posledstvij [E'lektronnyj resurs]: prikaz MChS Rossii ot 10 dekabrya 2008 g. № 760 // Govrudocs.ru. — (http://govrudocs.ru/docs/121/index-198800-2.html). — (19.03.2010).
6. Максимов, И. А. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: тенденции, перспективы, проблемы развития / И. А. Максимов, А. В. Краснокутский, А. Ю. Акулов, И. Я. Удилова // Техносферная безопасность. — 2013. — № 1. — С. 49—56.
7. Пожары в резервуарах и резервуарных пар-
ках с нефтью и нефтепродуктами // Электронная база данных. — (http://uigps.ru/contenlMektronnaya-baza-
dannyh). — (21.11.2013).
6. Maksimov, 1 A. Opoveshhenie i informirovanie v
sisteme mer grazhdanskoj oborony i zashhity ot chrezvychajnyx situacij: tendencii, perspektivy, problemy razvitiya /
I. A. Maksimov, A. V. Krasnokutskij, A. Yu. Akulov, I. Ya. Udilova // Texnosfernaya bezopasnost'. — 2013. — № 1. — S. 49—56.
7. Pozhary v rezervuarax i rezervuarnyx parkax s neft'yu i nefteproduktami // E'lektronnaya baza dan-nyx. — (http://uigps.ru/content/elektronnaya-baza-dannyh). — (21.11.2013).
PROBLEMS OF COLLECTING THE INFORMATION ABOUT FIRES AND ACCIDENTS AT INDUSTRIAL FACILITIES: WAYS OF THEIR SOLUTION
Kokorin V. V.,
PhD in Engineering, Senior Lecturer,
Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Yekaterinburg, tel.: 8-912-26-000-40, e-mail: [email protected] Xalikov V. D.,
Lecturer,
Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Yekaterinburg, tel.: 8-950-648-30-32, e-mail: [email protected] Udilova I. Ya.,
Senior Research fellow — Head of department,
Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Yekaterinburg, tel.: 8-912-676-47-79; e-mail: inna-udilova@ yandex.ru Shevcov S. A.,
PhD in Engineering, Senior Research fellow, Head of department,
Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Voronezh, tel.: 8-920-212-20-43; e-mail: shevtsov_sa@vigps
The article provides an overview of statistics collecting on fires and accidents. It is described in detail the most common problems faced in the collection and compilation of information on emergencies in Russia and abroad. The authors of the article have presented their solutions.
Keywords: emergency, problems of information collecting, fires accounting, pipeline accident, electronic database, industrial facilities.
Контакты:
телефон оргкомитета: (473)242-12-63 e-mail: [email protected]/
Представители оргкомитета:
Шимон Николай Степанович. Шевцов Сергей Александрович/
18 апреля 2014 года
в Воронежском институте ГПС МЧС России состоится
V всероссийская с международным участием научно-практическая конференция курсантов, слушателей, студентов и молодых ученых «Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
В рамках конференции состоится выставка современной пожарной техники.
Материалы для публикации и заявки для участия принимаются до 7 апреля 2014 г.