УДК 336.14
ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
с. н. козлов,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита E-mail: [email protected] Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
Изложен порядок использования системы терминов и расчетных показателей в процессе бюджетного планирования, который позволит полностью формализовать процесс бюджетного сбалансирования. Данная методика позволяет шире рассмотреть проблемы дефицита бюджета, раскрыть их суть и разработать новые пути его покрытия.
Ключевые слова: принцип сбалансированности бюджета, расходы бюджета, муниципальное образование, плановый доход, задолженность местного бюджета, источник покрытия дефицита, сокращение дефицита, недостаточность доходной базы местных бюджетов, бюджетная ссуда, договор муниципального займа.
Принцип сбалансированности бюджета — основной принцип бюджетной системы Российской Федерации. Одной из основных целей составления бюджета муниципального образования является обеспечение соответствия расходов бюджета его доходам. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам.
Завышение плановых доходов бюджетов муниципальных образований и занижение их плановых расходов не решает проблемы дефицита бюджета, так как это приводит к систематическому невыполнению плана, как по доходам, так и по расходам. В результате постоянно возрастает задолженность местных бюджетов.
Таким образом, не допускается планирование в бюджете в качестве источников покрытия его дефицита каких-либо доходов (за исключением доходов от продажи имущества и изменение остатков средств на счетах местного бюджета), в том
числе предусмотренных в плане мероприятий по повышению доходов бюджета или снижению его расходов.
Если в качестве оснований сокращения дефицита бюджета запланированы мероприятия по повышению доходов бюджета или снижению его расходов, они должны повлечь корректировку соответственно доходной или расходной статей бюджета, а не планироваться в качестве источников покрытия его дефицита.
На протяжении последних 15 лет бюджет Княгининского муниципального района зачастую формировался с дефицитом.
Анализ бюджетов ряда других муниципальных образований Нижегородской области говорит о недостаточности доходной базы местных бюджетов для выполнения возложенных на них полномочий, так как практически все бюджеты муниципальных образований Нижегородской области формируются с дефицитом (см. таблицу).
Основными источниками финансирования дефицита бюджета района являлись:
• поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю и имущество, находящееся в муниципальной собственности;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• бюджетные ссуды, полученные от вышестоящего бюджета;
• изменение остатка средств на счетах местного бюджета. (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организа-
30
региональная экономика: теория и практика
Превышение расходов над доходами (дефицит) по муниципальным образованиям Нижегородской области в 2005—2009гг., тыс. руб.
Муниципальный райсн Год
2005 2006 2007 2008 2009
Перевозский 1882 2 025 2178 3 028 3 217
Большемурашкинский 3 780 5 250 5 530 9 994 9 010
Лысковский 3 282 4 178 4 466 6 504 5 227
Спасский 5 886 6 376 7 754 8 956 1 0317
Сергачский 1993 3213 2101 6 087 6 136
ции местного самоуправления в Российской Федерации»),
Начиная с 2006 г. в Княгининском муниципальном районе осуществляется выпуск муниципальных займов как источника покрытия дефицита бюджета. Муниципальные займы, так называемое долговое финансирование дефицита муниципального бюджета, играют особую роль в мобилизации дополнительных финансовых средств на территории муниципального образования.
Договор муниципального займа заключается путем приобретения юридическим или физическим лицом выпущенных органом местного самоуправления облигаций. Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Соответствующими нормативно-правовыми актами были утверждены:
• Условия эмиссии и обращения облигаций внутреннего займа муниципального образования в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом;
• Положение о проведении открытого конкурса по определению генерального агента по обслуживанию процедур эмиссии, обращения и погашения выпусков облигаций внутреннего займа муниципального образования «Княги-нинского муниципальный район Нижегородской области».
Также было принято решение об эмиссии облигаций внутреннего займа муниципального образования «Княгининский муниципальный район Нижегородской области». Общий объем эмиссии облигаций внутреннего займа составил в 2006г. 2 750тыс. руб., в 2008 - 3 490, в 2009г. -1 500 тыс. руб., которые направлялись на покрытие дефицита бюджета Княгининского муниципального района.
Муниципальные заимствования в виде выпуска облигаций имеют ряд преимуществ перед привлечением банковских кредитов:
• более длительные сроки заимствования;
• более низкая процентная ставка;
• возможность устанавливать частоту выплаты процентного дохода по выпущенным облигациям, отличную от стандартной практики, применяемой при банковском кредитовании;
• возможность биржевого размещения и организации биржевого вторичного рынка выпускаемых ценных бумаг;
• механизм цикличных безотзывных оферт на покупку эмитентом собственных облигаций позволяет оперативно использовать благоприятные изменения рыночной конъюнктуры после первичного размещения ценных бумаг;
• расходы на обслуживание займа и оплату услуг организаторов относятся на уменьшение налогооблагаемой прибыли.
В перспективе планируется выпуск муниципальных ценных бумаг на более длительный срок, при этом следует иметь в виду, что муниципальные займы целесообразно использовать для финансирования капитальных расходов и лишь крайне редко их можно применять для покрытия текущих расходов.
Список литературы
1. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ.
3. Официальный портал Правительства Нижегородской области. URL: http://www.government. nnov.ru.
4. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учебник. М.:ЮНИТИ, 2009. С. 140 с.
5. Сычева Н. Г., Таксира К. И. Актуальные проблемы укрепления региональных финансов. М.: Финансы, 2004. 416 с.
региональная экономика: теория и практика
31