• Низкая
• Средняя
• Высокая
Данная классификация является базовой, но даже она показывает , насколько широк спектр инжиниринговых услуг. В России огромную роль возлагают на инжинриниг, где ведется согласованной позиции по важнейшим вопросам развития инжиниринговой отрасли, включая укрепление законодательной базы, формулирование и распространение "лучших практик" и стандартов. Планируется поддерживать инжиниринговые и внедренческие компании в продвижении во взаимоотношениях с органами государственной власти, отраслевыми комплексами и союзами.
У России огромный потенциал импортозамещения. Страна может производить без труда то, что не производит. Экспертами подсчитано, что на импортозамещении Россия может выдавать в ближайшие восемь лет стабильный рост на 5-7 % в год[10].
Возможно, именно инжиниринг может переориентировать российские компании на закупку отечественных составляющих для производства продукции, которые помогут отказаться от импортных аналогов и создать новейшие отраслевые производства.
Библиографический список
1. Интернет ресурс «Академик» [Электронный ре-сурс]:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6157 (дата обращения 01.06.2014)
2. Бизнес, коммерция, рынок: Словарь-справочник.-М.: Информпечать, 1993.-320 с.
3. Блюмин, А.М. Информационный консалтинг: Теория и практика консультирования: Учебник для бакалавров / А.М. Блюмин. - М.: Дашков и К, 2013. - 364 c.
4. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.
5. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. - 202с.
6. Стровский Л.Е. Вешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений - М.: Юнити, 2003. -104с.
7. Интернет ресурс «Финансовая аналитика» [Электронный ресурс]: www.finanal.ru (дата обращения 01.06.2014)
8. Интернет ресурс «Современный инжиниринг» [Электронный ресурс]: http://www.engrg.ru/situacziya-v-mire (дата обращения 01.06.2014)
9. Деловой портал «Управление производством» [Электронный ресурс]: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html (дата обращения 01.06.2014)
10. ФГУП РАМИ «РИАНовости» [Электронный ресурс]: http://ria.ru/economy/20140516/1008024844.html (дата обращения 01.06.2014)
УДК 65.011.4
Л.В. Матюнин ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИ-
Ж.Ю. Соколова ЯТИЙ, МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация: Мощные побуждающие мотивы к интеграции формируются и внутри определенных отраслей. Решающим среди них является усиление конкуренции, даже в ее неразвитых формах, в частности, конкуренции между крупными и мелкими предприятиями. Одним из направлений саморегулирования малого предпринимательства следует считать поиск путей выживания в конкурентной рыночной среде. Конкурентная ситуация определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментиро-ванности рынка, пересечением зон деятельности предприятий. По-
© Матюнин Л.В., Соколова Ж.Ю., 2014
Вестник Университета № 14, 2014_
этому перед малым предпринимательством стоит важная задача -научиться грамотно, оценивать конкурентоспособность выпускаемой продукции и при необходимости уметь сформировать ее. Переход к рыночному механизму предпринимательства требует качественно новой системы управления. Предпринимательский сектор охватывает практически все предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг с целью их дальнейшей реализации. К рыночным субъектам принадлежат венчурные, инжиниринговые, обслуживающие фирмы. Для сохранения и развития малых предприятий важно создать благоприятную и комфортную среду. Малый бизнес весьма эффективен, так как малые размеры производства, гибкость технологических процессов и высокая квалификация работников и творческая обстановка позволяют быстро внедрять инновации в производство.
Ключевые слова: самоорганизация, малые предприятия, система управления, жизненный цикл, объем продукции, стратегическое планирование, конкурентоспособность, платежеспособный спрос. Leonid Matiunin PROBLEMS OF SELF-ORGANIZATION OF SMALL ENTER-Jhnna Sokolova PRISES, THE MECHANISMS OF THEIR REGULATION
Annotation: Powerful propulsive reasons to integration are formed and into certain industries. Decision among them is strengthening of competition, even in her undeveloped forms, in particular, competitions between major and shallow concerns. It is necessary one of directions of self-regulation of small enterprise to count the search of ways of survival in a competition market environment. The competitive situation is determined by the total saturation of the market of a certain type of goods and the degree of segmentation of the market, the intersection of zones of activity of the enterprises. Therefore, before the small entrepreneurship is an important task - to learn competently, to assess competitiveness of manufactured products and, if necessary, be able to form it. The transition to a market mechanism entrepreneurship requires a new quality management system. The business sector covers practically all the enterprises, the main activity of which is connected with manufacturing of goods or services for their further implementation. To market entities owned venture, engineering, servicing company. For the conservation and development of small enterprises it is important to create favorable and comfortable environment. Small business is very effective, because the small size of production, the flexibility of technological processes and high qualification of workers and creative atmosphere allow you to quickly introduce innovations into production.
Keywords: self-organization, small businesses, management system, competitiveness, life cycle, the volume of production, strategic planning, competitive, effective demand.
Способность предприятий к самоорганизации выражается через возможность адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды. Высокая адаптационная способность к изменениям условий хозяйствования и к особенностям местного рынка являются важнейшей характерной чертой малого предпринимательства.
Переход к рыночному механизму предпринимательства потребовал формирования качественно новой системы управления, как на макро, так и микроуровне.
Конкурируя с крупными предприятиями, малые имеют ряд преимуществ во взаимоотношениях со своими клиентами, и могут предложить ряд специфических услуг потребителям: территориальную близость, удобный режим работы, возможность сделать заказ, установить личные контакты и другие.[2]
Вместе с тем в деятельности малых предприятий существует ряд проблем: незначительный объем продукции, невысокая рентабельность, высокие трансакционные издержки, сопряженные с закупкой небольших партий товаров, недоступность кредитных ресурсов и другие. Наметившаяся тенденция, к интегрированию хозяйственной деятельности различных предприятий в рамках общей организационной формы позволяет объединить потенциал частнопредпринимательской инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Для развития интегрированных структур в российской экономической практике сложились определенные предпосылки, основными из которых являются:
- рыночная неопределенность;
- падающий платежеспособный спрос;
- неразвитость инфраструктуры торговой деятельности.
Переход к рыночному механизму предпринимательства, потребовал формирования качественно новой системы управления как на макро, так и микроуровне. Концепция развития и регулирования предпринимательства должна предполагать рациональное сочетание государственного регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях и саморегулирования субъектов предпринимательской деятельности.[8]
Реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, малоэффективны. Если крупные комплексы после приватизации смогли выжить самостоятельно, то для средних и малых предприятий функция стратегического развития явилась новой. Эти предприятия не располагали практическим опытом, профессионально подготовленными кадрами и средствами для создания оргструктуры, определяющей стратегию развития. Сегодня остро стоит вопрос о формировании среднего звена регулирования субъектов предпринимательства. Частично эти функции взяли на себя местные муниципальные органы. Решить эту проблему в полном объеме может формирование интегрированных систем.
Перспективной формой интеграции малых предприятий в направлении поиска льготных кредитных средств, является создание кредитных союзов малых фирм. Кредитный союз предполагает добровольное аккумулирование средств его участников в целях получения льготных кредитов.
Более сложной формой интеграции малых предприятий является ассоциа-ция(компаний, фирм). С учетом анализа мировой практики можно предположить, что интеграционные процессы среди малых предприятий будут происходить в форме таких видов объединений, как цепные организации и кооперативные объединения предприятий. [5]
В настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком, через контрактную и субконтрактную систему, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших.
Одной из причин успешного развития бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупное предпринимательство не противопоставляется мелкому. [6]
Реструктуризация бизнеса малого бизнеса может происходить также и путем создания:
- новых фирм в рамках старых компаний;
- венчурных фирм;
- «инкубаторных программ» и сети малых фирм.
Новые фирмы в рамках старых компаний - прогрессивный элемент образования молодых компаний. Корпорации субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.
Обычный способ организации молодых компаний таков: материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем, по меньшей мере, 80 % новой фирмы, которая числится как филиал, но фактически является отдельной компанией. Убытки от деятельности новой фирмы ложатся на материнскую компанию, которая к тому же не может получить 100 % прибыли. Чтобы обойти данную проблему, некоторые фирмы делают
153
Вестник Университета № 14, 2014_
новую компанию своей 100 % собственностью. Основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акции по льготной цене, получая доходы от прироста капитала; акции вскоре выкупаются.
Венчурные фирмы создаются для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. При организации риск-фирмы группа лиц, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для организации производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами) через посредника, руководителя малого предприятия, убежденного в перспективности идеи.
Фирма-инкубатор создается местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. Они создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений, лабораторий, испытательных стендов и т.п.; и предоставления им льготных условий ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим и юридическим вопросам.
Способность к саморегулированию предприятий выражается также в способности формирования, реализации и корректировке стратегии их развития на различных этапах жизненного цикла.
Следует отметить, что конкурентоспособность предприятия является важным фактором достижения стратегического успеха.
Процесс формирования конкурентной стратегии предприятия, включает следующие
этапы:
- оценка конкурентной среды;
- оценка состояния предприятий-конкурентов;
- оценка конкурентоспособности самого предприятия (сильные и слабые стороны);
- выводы об уровне и качестве конкурентной позиции предприятия;
- предложения по созданию нового конкурентного преимущества;
- выбор конкурентной стратегии предприятия (компании, фирмы).
Источниками создания нового конкурентного преимущества предприятия являются:
- трудовые ресурсы (персонал, профессиональная подготовка и переподготовка;
- финансовые ресурсы (капитал);
- нематериальные активы (имидж);
- технология (особенности технологического процесса);
- организация (организационно-правовая форма).
Динамика формирования конкурентного преимущества предприятия выглядит следующим образом. (рисунок)
4 Зона потенциальных возможностей 3 Зона роста
1 Зона среднесрочной стабилизации 2 Зона риска
Рис.Формирование конкурентного преимущества предприятия
Выбор конкурентной стратегии предприятия может базироваться на следующих принципах:
- в зоне среднесрочной стабилизации предприятие выбирает одну из базовых стратегий преодоления конкуренции;
- в зоне риска возможности предприятия по преодолению конкурентных преимуществ исчерпываются;
- в зоне роста происходит создание нового конкурентного преимущества или их комбинации;
- в зоне потенциальных возможностей происходит реализация новой конкурентной стратегии предприятия, основанной на использовании конкурентного преимущества.[4]
154
Использование вышеперечисленных стратегических подходов позволит предприятию укрепить свое конкурентное положение. Денежные потоки должны стать положительными. Объемы продаж должны превысить критический объем реализации (точку безубыточности) и стать достаточными для покрытия накопившихся и текущих расходов. На данном этапе предприятие - генерирует меньший риск и получает возможность привлечения финансовых ресурсов из внешних источников и задействовать финансовый рычаг.
На стадии затухания наблюдается падение объемов производства, продаж, услуг, прибыли и капиталовложений. Падение объема продаж может быть очень быстрым или очень медленным процессом. Объем продаж может опуститься до очень низкого уровня близкого к точке безубыточности и оставаться в таком состоянии в течение многих лет.
Можно предположить, что основной причиной падения спроса является обострение конкурентной борьбы. Предприятие теряет свои конкурентные преимущества по одной или нескольким конкурентным позициям услуги.
Практика показывает, что стратегический выигрыш имеют те предприятия, которые сознательно идут на некоторое снижение финансовых результатов, подготавливая базу для инновационной деятельности.
На различных стадиях развития предприятие генерирует различный уровень риска, поэтому особого внимания заслуживает формирование его политики по отношению к риску.
В конечном счете, можно констатировать, что самореализацию малых предприятия следует рассматривать через процессы формирования временных отношений участников как равноправных только по горизонтали саморазвития и самоликвидации.
Библиографический список
1. Гришина О. Большие средства для малого бизнеса // Эксперт, 2010 - № 15. с. 44.
2. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010, с.224.
3. Дафт, Ричард Л. Теория организации: учебник, пер. с англ. Г. Ю. Любимовой. М.: ЮНИТИ, 2012, с. 269.
4. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, с.239.
5. Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011, с.328.
6. Невская М.А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: практическое пособие. М.: Науч. кн., 2011, с.89.
7. Попова Ч.В. Актуальные направления инновационной стратегии России // Инновации, № 6 - 2012, с.28.
8. Подлесных В. И. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур: монография. М.: ИНФРА-М, 2011, с.304
9. Мамедова Н. А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2011, с.144.
10. Московский центр развития предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.giac.ru (Дата обращения: 12.05.2014.)
УДК 65.012.2
Л.В. Матюнин ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ
Аннотация. Стратегическое планирование как процесс формулирования стратегии подходит для любой организации. Однако имеются различия, зависящие от размеров организации, от направления деятельности (коммерческая или некоммерческая). Стратегическое планирование задает вектор инновационной деятельности,
© Матюнин Л.В., 2014