УДК 331.1
ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
И. Ю. Розайненко Научный руководитель - О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: rosairina@yandex.ru
Проводится анализ проблем рынка труда в авиационной отрасли Российской Федерации за последние 20 лет.
Ключевые слова: авиакомпания, рынок труда, пилот.
THE PROBLEMS OF LABOUR MARKET OF AVIATION INDUSTRY
I. Yu. Rozainenko Scientific Supervisor - O. E. Podverbnykh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: rosairina@yandex.ru
The analysis of labor market problems of the aviation industry of Russian Federation over the past 20
years.
Keywords: Airlines, labour market, pilots.
На сегодняшний день авиатранспортная отрасль России характеризуется концентрацией основных авиаперевозок вокруг нескольких крупных авиаузлов, наиболее значимым из которых остается Московский авиационный узел (МАУ). Продолжается укрупнение авиакомпаний-лидеров на рынке за счет поглощения и слияния перевозчиков отрасли. При укрупнении авиаперевозчиков поглощается и производственный кадровый состав, а административный, особенно руководящий, как правило, высвобождается с должностей и отправляется на рынок труда в поиске других предложений, в лучшем случае - в отрасли, в мелких сервисных компаниях или около отраслевых, в худшем - теряется для отрасли. Ключевой тенденцией 2014-2016 гг. остается уменьшение количества авиакомпаний и аэропортов, и, как следствие, укрупнения и сокращения числа работодателей и вакансий.
Слияние ключевых российских аэропортов Внуково и Шереметьево должно привести к существенным изменениям на рынке авиаперевозок и рынке труда, однако, сложившаяся ситуация со вторым авиаперевозчиком России, авиакомпанией «Трансаэро», может существенно повлиять на данные планы. Кроме того, тенденция консолидации региональных аэропортов под несколькими ключевыми операторами продолжилась в 2015 году, что было подтверждено несколькими крупными сделками (покупка контрольных пакетов акций аэропортов Владивосток и Емельяново (Красноярск) группой компаний «Базовый элемент»).
Авиакомпания «ЮТэйр», выполняющая регулярные региональные авиаперевозки, а также реализующая уникальное направление - вертолетные коммерческие и гуманитарные авиаперевозки, в 2015 году была вынуждена разработать программу сокращения авиапарка до 40 % для оптимизации работы, сокращения убытков и возврата арестованной судом авиатехники. Учитывая, что «ЮТэйр» является авиаперевозчиком с уникальным парком вертолетов и уникальным кадровым составом, выполняющим обслуживание и полеты на данной технике, любые сокращения и оптимизации численности данного персонала могут повлечь для отрасли весьма ощутимые и болезненные последствия -
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
редкие специалисты просто не смогут найти альтернативную работу на территории России и будут вынуждены отправиться за границу или сменить отрасль.
В России на 2015 год был запланирован выпуск 700 пилотов при прогнозной потребности в 1 800 специалистов. Предыдущие 2013 и 2014 годы продемонстрировали впервые за последние 10 лет профицит летного состава. Однако мировая авиотрасль по-прежнему испытывает нехватку квалифицированных летных кадров, а в первую очередь командиров воздушных судов (КВС). Уже сейчас можно сделать прогнозы, что после выхода отрасли из кризиса дефицит летного состава возрастет в разы в связи с миграцией квалифицированных пилотов за границу и потребность в выпускниках летных учебных заведений возобновится.
Сотрудники летного состава авиакомпаний по-прежнему входят в тройку лидеров среди высокооплачиваемых профессий России и являются наиболее дорогостоящими специалистами на рынке труда по соотношению «цена/трудозатраты», что оставляет профессию пилота одной из самых привлекательных для молодых специалистов. Несмотря на данный факт, зарплаты летного состава в России продолжают оставаться одними из самых низких в авиационном мире, например, средняя заработная плата КВС иностранных типов воздушных судов составляет (расчет по курсу 72 руб. за долл.):
- в Китае - 19 505 долл. США;
- в Европе - от 4 000 до 12 000 евро (в зависимости от бизнес-модели авиакомпании и месячного налета);
- в России - 5 099 долл. США;
- в США - от 11 000 до 20 000 долл. США (в зависимости от бизнес-модели авиакомпании и месячного налета часов).
Важно отметить, что уровень заработных плат в отрасли отличается по гендерному признаку: заработная плата мужчин выше, потому что среди представителей самых высокооплачиваемых профессий в авиации доля мужчин заметно выше - топ-менеджмент, пилоты, диспетчеры, инженеры. Женские специальности чаще присутствуют в нижней (с меньшей оплатой) части зарплатной сетки -менеджеры, стюардессы, бухгалтера, секретари.
Очевидно, что в кризисный период работодатели вынуждены прибегать к сокращению персонала в рамках оптимизации затрат.
Сегодня правомерно говорить о моральном износе личностного фактора производства. Он не менее важен, чем физический износ техники, технологии. Речь идет о несоответствии уровня знаний работника, квалификации требованиям, необходимым для выполнения трудовых функций в современном производстве [1]. В кризис работодатели стремятся нанимать специалистов, обладающих максимальным количеством компетенций, не повышая при этом уровень заработной платы. При всем при этом, уровень заработных плат авиаспециалистов остается выше, чем средний уровень заработных плат по России. Ситуация заставляет специалистов повышать уровень компетенций, увеличивать их набор, чтобы быть востребованными в кризисные периоды на рынке труда, что в свою очередь повышает спрос на образовательные продукты учебных заведений.
Проанализировав все вышеизложенное можно, сделать следующие выводы:
1. В связи со снижением спроса на авиаперевозки можно спрогнозировать отказы авиакомпаний от поставок новых и возврат арендуемых самолетов, что повлечет за собой падение спроса на инженерно-технический обслуживающий персонал.
2. Дефицит авиаспециалистов после выхода рынка авиаперевозок из кризиса снова будет расти в связи с возможным оттоком высококвалифицированных специалистов за границу.
3. Одним из основных факторов привлекательности специалиста на рынке труда является его уровень владения иностранным языком. Учитывая высочайший уровень конкуренции (10 - 11 резюме на одну вакансию), авиаспециалисту крайне необходимо повышать уровень владения иностранными языками. Наибольший процент специалистов, превосходно или хорошо владеющих английским языком, приходится на руководящий состав и высший менеджмент.
4. В кризис специалистам можно обратить внимание на небольшие и региональные аэропорты и региональных авиаперевозчиков, в органах власти, в авиационных властях и в образовательных отраслевых учреждениях, так как это может дать шанс переждать кризис, но при этом поможет сохранить навыки и компетенции до лучших времен.
Библиографические ссылки
1. Подвербных О. Е. Состояние трудового потенциала Красноярского края // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. Красноярск, 2010. С. 51-57.
2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.aex.ru/ (дата обращения: 16.01.2016).
3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.avia.ru/ (дата обращения: 02.02.2016).
4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www. hr-portal.ru/ (дата обращения: 21.01.2016).
© Розайненко И. Ю., 2016