Научная статья на тему 'Проблемы роста конкурентоспособности предприятия для обеспечения его экономической безопасности'

Проблемы роста конкурентоспособности предприятия для обеспечения его экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / COMPETITIVENESS / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC FACTORS / METHODS OF COMPETITION / MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренова Г.А., Грачева Е.А.

Данная статья позволяет разобрать, какие существуют проблемы в обеспечении экономической безопасности и росте конкурентоспособности предприятий в современных условиях. Конкурентоспособность для любого предприятия является ключевым аспектом в успехе своей деятельности, что, в свою очередь, приводит к росту его экономической безопасности, ведь предприятию важно, чтобы именно его продукция или услуга пользовалась популярностью у покупателей, что привлечет дополнительный интерес акционеров и потенциальных партнеров, а следовательно, улучшит экономические показатели предприятия. Конкурентоспособность определяется в лидирующих местах на современном рынке, а также в постоянных покупателях. Одной из проблем является выбор методов управления конкурентоспособностью предприятия и выявление наиболее значимых факторов, влияющих на нее на данном этапе развития предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES TO ENSURE THEIR ECONOMIC SECURITY

This article allows us to analyze what are the problems in ensuring economic security and the growth of competitiveness of enterprises in modern conditions. Competitiveness for any enterprise is a key aspect in the success of its activities, which in turn leads to an increase in its economic security, because it is important for the enterprise that its products or services are popular with buyers, which will attract additional interest of shareholders and potential partners, and therefore improve the economic performance of the enterprise. Competitiveness is determined in the leading places in the modern market, as well as in regular customers. One of the problems is the choice of methods of enterprise competitiveness management and identification of the most significant factors affecting it at this stage of enterprise development

Текст научной работы на тему «Проблемы роста конкурентоспособности предприятия для обеспечения его экономической безопасности»

УДК 658.5

ПРОБЛЕМЫ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Г.А. Лавренова, канд. экон. наук, доцент e-mail: galilav@mail.ru Е.А. Грачева, магистрант e-mail: gracheva_evgesha96@mail.ru Воронежский государственный технический университет

Данная статья позволяет разобрать, какие существуют проблемы в обеспечении экономической безопасности и росте конкурентоспособности предприятий в современных условиях. Конкурентоспособность для любого предприятия является ключевым аспектом в успехе своей деятельности, что, в свою очередь, приводит к росту его экономической безопасности, ведь предприятию важно, чтобы именно его продукция или услуга пользовалась популярностью у покупателей, что привлечет дополнительный интерес акционеров и потенциальных партнеров, а следовательно, улучшит экономические показатели предприятия. Конкурентоспособность определяется в лидирующих местах на современном рынке, а также в постоянных покупателях. Одной из проблем является выбор методов управления конкурентоспособностью предприятия и выявление наиболее значимых факторов, влияющих на нее на данном этапе развития предприятия

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономическая безопасность, экономические факторы, методы конкуренции, управление конкурентоспособностью

PROBLEMS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES TO ENSURE THEIR ECONOMIC SECURITY G.A. Lavrenova, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor

e-mail: galilav@mail.ru E.A. Gracheva, Undergraduate e-mail: gracheva_evgesha96@mail.ru Voronezh State Technical University

This article allows us to analyze what are the problems in ensuring economic security and the growth of competitiveness of enterprises in modern conditions. Competitiveness for any enterprise is a key aspect in the success of its activities, which in turn leads to an increase in its economic security, because it is important for the enterprise that its products or services are popular with buyers, which will attract additional interest of shareholders and potential partners, and therefore improve the economic performance of the enterprise. Competitiveness is determined in the leading places in the modern market, as well as in regular customers. One of the problems is the choice of methods of enterprise competitiveness management and identification of the most significant factors affecting it at this stage of enterprise development

Key words: competitiveness, economic security, economic factors, methods of competition, management of competitiveness

Одной из важнейших предпосылок обеспе- тивных воздействий, угроз и дестабилизирую-чения экономической безопасности и финансо- щих факторов. Безопасность предприятия зави-вого благополучия страны является рост конку- сит от разных причин. В частности, повышенный рентоспособности отраслей и предприятий Со- риск и как следствие ущерб предприятию, может временные требования конкуренции устанавли- быть нанесен в результате управленческой не-вают серьезные задачи в увеличении конкурен- компетентности, невыполнения партнерами сво-тоспособности предприятия и обеспечении его их обязательств по оплате контрактов, поставке экономической безопасности. Экономическая сырья, материальных ресурсов и т. п., недобро-безопасность предприятия - это состояние защи- совестных действий конкурентов, а также при-щенности от объективных и субъективных нега- чинами, практически не зависящими от работы

предприятия: кризисными явлениями в экономике, непредсказуемыми изменениями конъюнкту© Лавренова Г.А., Грачева Е.А., 2019 ры рынка, стихийными бедствиями, чрезвычай-16 ЭКОНОМИНФО. 2019. Т.16. № 2-3

ными происшествиями, социальной напряженности, неблагоприятной экономической политики государства.

Объективной потребностью всех хозяйствующих субъектов, которые стремятся к планомерному развитию, и сохранению стабильного состояния разрабатывается стратегия по повышению конкурентоспособности предприятия. В связи с изменяющимися с каждым днем рыночными условиями, руководителям предприятий необходимо владеть современными методами и инструментами обеспечения и увеличения конкурентоспособности своего предприятия.

В предыдущие годы только некоторые предприятия были согласны увеличить собственный уровень конкурентоспособности, т. к. они производили и продавали товар только на внутреннем рынке и никак не сталкивались с условиями, которые возникают при глобализации рыночной экономики. Руководители предприятий не уделяли большого внимания повышению конкурентоспособности, потому что это связано с дополнительными затратами, которые не всегда оправдываются.

Сейчас на мировом рынке появились высококачественные товары отечественных производителей, однако за счет наличия высоких импортных пошлин они отстают по уровню конкурентоспособности от аналогов, которые производятся в других странах. Исходя из оценок экспертов, многие из российских наукоёмких предприятий не планируют бороться за потенциального потребителя, исходя из этого, из-за сильной конкуренции они «не выживают» и прощаются с современным рынком. В последствии это приводит к потерям рабочих мест, что в свою очередь развивает тяжелое положение в обществе.

Целью настоящего исследования является разработка подходов к управлению внутренними ресурсами предприятия для укрепления конкурентных преимуществ, экономической безопасности и увеличения конкурентоспособности предприятия, объектом исследования - конкурентоспособность предприятия, а предметом ис-

следования - изучение направлений обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий.

Конкуренция в рыночной современной экономике - объединение процессов (социальных, экономических и организационных), которые в свою очередь стараются повышать эффективность работы наукоемкого предприятия, а также сохранить рыночную позицию наукоемкого предприятия.

Необходимо отметить, что существует не так много сложных экономических понятий, таких как конкурентоспособность. Проанализировав несколько отечественных и зарубежных научных журналов о конкурентоспособности предприятий, можно говорить о том, что у каждого автора свое мнение о данном термине. Причины на этот счет могут быть такими:

- особенность истории в создании и развитии экономики российской или зарубежной страны;

- завершающиеся переходные процессы в российской экономике.

Для того чтобы дать собственное мнение о конкурентоспособности, необходимо обобщить мнения как зарубежных авторов, так и отечественных.

Конкурентоспособность - способность предприятия иметь ряд преимуществ товара или услуг в сравнении с другими аналогичными конкурентами для успешного ведения собственного бизнеса и удержания лидерских мест на современном рынке.

Конкуренция - это борьба за место в современном рынке между предприятиями, которые выпускают аналогичный товар или услугу.

Различают несколько видов конкурентоспособности: страны; отрасли; региона; организации (предприятия, фирмы, компании); продукции (товаров, услуг).

Рассмотрим каждый вид конкурентоспособности (табл.1).

Таблица 1

Подробное описание видов конкурентоспособности

Уровень иерархии Понятие конкурентоспособности

Конку рентоспособн ость страны Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений

Конку рентоспособ н ость региона Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРГ1 и качество жизни населения региона на уровне мировых значений

Конку рентоспособ н ость отрасли Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли

Конку рентоспособ н ост ь организации Способность: ■ к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов; ■ удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; использовать производственные и управпенческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия

Конку рентоспособ н ость товара Способность быть привлекательным для покупателя по сразнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам

Для повышения конкурентоспособности страны; отрасли и регионов н нашей стране было принято решение по внедрению национальных проектов. Стоимость реализации национальных проектов оценивается в 25,7 трлн. рублей с 2019 до 2024 года. На реализацию целей национальных проектов государство выделит регионам большую часть суммы денег — 13,2 трлн. рублей. За 4,9 трлн. рублей, или 19 % расходов, должны будут отвечать региональные власти. Реализация национальных проектов, по мнению некоторых специалистов, позволит решить поставленную президентом РФ задачу — войти в пятерку ведущих экономик мира. Однако, учитывая ограниченность ресурсов, выполнить эту задачу будет крайне сложно. Глава Счетной палаты России А. Кудрин предполагает, что в 2020 г. рост ВВП РФ ожидается не выше 2 %, что недостаточно для успешной реализации нацпроек-тов и прорыва экономики России на ведущие позиции в мире.

Кроме сказанного в табл. 1 можно добавить, что конкурентоспособность организации - это ее способность «выдерживать» своего конкурента на рынке с аналогическими товарами и услугами.

На конкурентоспособность предприятия влияет много различных факторов, которые представим в виде рисунка (рис. 1).

Исходя из рис. 1 можно сделать вывод, что существует две группы факторов, влияющие на конкурентоспособность предприятия: внешние и внутренние.

Рассматривая внешние факторы — социально-экономические и организационные отношения — можно констатировать, что они позволяют наукоемкому предприятию выпускать современную продукцию, которая по различным критериям (оценка, состав, форма и т.д.) будет больше привлекать потенциальных покупателей. Не менее важную роль играют внутренние факторы — объективные критерии, которые определяют возможности наукоёмкого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.

Экономические факторы (расходы, прибыль, рентабельность и т.д.) являются показателем уровня конкурентоспособности наукоемкого предприятия и выпускаемой её товарами или услугами.

Рис. 1. Система факторов, формирующих конкурентоспособность предприятия

Внутреннюю конкурентоспособность определяют, как результат рыночной борьбы между продукцией предприятия для того, чтобы получить заранее определенную выгоду, получаемую за счет увеличения мотивационного механизма потребителя. Достоинства можно рассматривать как достижение определенной рентабельности деятельности, увеличение рентабельности производства, укрепление и сохранение позиций на рынке, улучшения имиджа и т.д. [1,2,3,4].

Первоначально технические и экономические факторы будут зависеть от производительности, интенсивности труда, а уже второстепенно от издержек самого производства, наукоёмко-сти товара и т.д.

Коммерческие факторы представляют собой - конъюнктуру современного рынка, условия, которые предоставляются сервисом, непосредственно влияет реклама и имидж любой компании.

Нормативно-правовые факторы позволят повысить безопасность продукции для покупателя при использовании наукоёмкого товара.

Для того, чтобы собрать необходимую информацию о своих лидирующих конкурентах, необходим специализирующих рабочий, им может быть - штатный маркетолог, специалист по маркетинговому анализу, а также менеджер по продажам.

Необходимо рассмотреть несколько пунктов о том, каким образом можно получить необходимую информацию о своих конкурентах: самый простой способ - купить их продукт или услугу, собирать и анализировать их рекламу, посещать специализированные выставки, более сложный способ - находить их отчеты и посещать собрания акционеров, так же беседовать как с бывшими, так и с нынешними сотрудниками.

Абсолютно каждое предприятие применяет разнообразные методы для увеличения конкурентоспособности собственных товаров или услуг на рынке и своей конкурентоспособности в целом (рис.2).

Ооеспечевде конкурентноспособности наукоемкого предприятия

--П.- -О- >

Оперативный уровень Тактический уровень Стратегический уровень

С. ^ > ч >

Конкурентноспособность Общее состояние предприятия Инвестиционная

Продукцив привлекательность

о ч>

Критерий: показатель Критерий: комплексный Критерий: рост стоимости

ЕОНКТреВТЕОШОСООНОСТИ показатель сосотояния предприятия

продукции предприятия

о о

Методы оценки: Методы оценки: Методы оценки:

» экспертный • методика комплексных ■ сравнительный

» квалвиетрЕческии опенок финасово- > затратный

> комплексный хозяиственнои деятельности > доходный

предприятия » опционный

Рис. 2. Методы обеспечения конкурентоспособности наукоемкого предприятия

Для собственного позиционирования и стратегического планирования деятельности наукоемкого предприятия нужно анализировать своих конкурентов, изучать плюсы и минусы, а также свои слабые и сильные стороны относительно данных конкурентов. Для проведения такого анализа целесообразна цифровизация экономики России, которая в современных условиях является абсолютным приоритетом. Кроме того, сотрудничество между отечественными и иностранными предприятиями объединит глобальные возможности и международные стандарты качества с самыми современными технологиями, такими как искусственный интеллект и система анализа больших данных. Все это позволит обеспечить инновационные и максимально удобные сервисы для клиентов.

Р. Фатхутдинов [5] предлагает несколько методов роста конкурентоспособности, которые могут быть применены предприятием на рынке продукции:

^ на основе критерия повышения (+) качества товара (неценовая);

^ основанный на уменьшении (-) цены; ^ основанный на использовании всех конкурентных преимуществ товара (интегральная).

Рассмотрим каждый метод по отдельности (табл. 2).

Для улучшения и усиления собственной конкурентоспособности наукоемкого предприятия должны применять в деятельности все многообразие правил, методов и форм.

Одним из главных конкурентных преимуществ предприятия, позволяющих сохранить экономическую безопасность, является устойчивость его положения.

Устойчивость положения наукоемкого предприятия на современном рынке должна измеряется каждый месяц квартал и год. Анализ базируется на расчетах нескольких показателей, приведенных в табл. 3.

Таблица 2

Метод Описание

1 2

Экспертный Эксперт — специалист в определенной области деятельности. Главная задача — выявление сложных аспектов исследуемой проблемы, способы повышение надежности информации, выводов.

Сущность применяемых методов

Продолжение табл. 2

1 2

Квалиметрический Это совокупность методов измерения и количественной оценки качества разнообразной продукции, процессов, предметов, которые используются для принятия обоснованных решений во время управления качеством продукта.

Комплексный Основан на использовании комплексных показателей качества продукции, характеризующих несколько свойств продукции

Методики комплексный оценок финасово -хозяйственной деятельности предприятия Главной целью комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка эффективности деятельности коммерческой организации и выявление резервов ее повышения.

Сравнительный Совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Затратный Совокупность методов оценки стоимости объекта недвижимости, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта недвижимости, с учетом его износа.

Доходный Совокупность методов оценки стоимости недвижимости, основанных на определении ожидаемых доходов от коммерческого использования оцениваемого имущества.

Опционный Оценка инвестиционных проектов методом реальных опционов основана на предположении, что любая инвестиционная возможность для наукоемкого предприятия рассматривается как финансовый опцион, то есть предприятие имеет право, а не обязательство создать или приобрести активы в течение некоторого времени.

Таблица 3

Сущность показателей устойчивого положения предприятия

Показатель Описание

Затраты Это числовое выражение финансовых ресурсов, вложенных в производство. Величина издержек, затраты на упаковку и доставку, таможенные сборы, объем рекламного и маркетингового бюджета

Прибыль Это финансовое выражение эффективности бизнеса. Валовая прибыль предприятия за отчетный период, прирост дебиторской задолженности, выручка от продажи продукции, оказания услуг.

Производительность Натуральное выражение эффективности работы предприятия. Уровень отдачи производственных мощностей, количество выпускаемой продукции в час (смену, календарный месяц), величина загрузки предприятия (число работников в смену, количество работающих станков).

Финансовая независимость Экономическое выражение потенциала развития компании в текущих условиях.

Положение предприятия на рынке Доля продукции предприятия в ассортименте розничных сетей, удельный вес товара в товарообороте торговой точки, число постоянных покупателей в общем объеме спроса

Репутационные показатели предприятия Заключается в узнаваемости бренда, уровня интереса и доверия к новому продукту, число покупателей

В зависимости от масштаба, целевой аудитории предприятия, для эффективной оценки конкурентоспособности обычно выбирают 1 из 4 методов:

1 метод - матричная оценка - задача оценки заключается чтобы отразить положение наукоемкого предприятия на современном рынке с учетом всех особенностей своих конкурентов.

2 метод - оценка качества продукта - задача оценки заключается чтобы отразить репутацию наукоемкого предприятия на современном рынке с учетом особенностей данного продукта.

3 метод - комплексная оценка - задача оценки заключается чтобы отразить положение наукоемкого предприятия в определенной отрасли.

4 метод - комбинированная оценка - сочетание нескольких методов для анализа конкурентоспособности (матричная оценка + оценка качества продукта или комплексная оценка + матричная оценка). Комбинированную оценку используют более крупные предприятия, которые работают сразу на нескольких рыночных сегментах.

Рассмотрим ключевые проблемы управления конкурентоспособностью предприятий в России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отставание по уровню и темпам роста производительности труда из-за использования малоквалифицированного персонала;

• недостаточная динамика технологический инноваций в современной промышленности, что приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемого товара;

• недостаточное качество инфраструктуры, включая область современных информационных технологий;

• низкое качество корпоративного управления (корпоративная этика, взаимоотношение с акционерами и потребителями);

• низкая эффективность методов госрегулирования;

• высокие издержки хозяйственной и инвестиционной деятельности наукоемкого предприятия.

В настоящее время, для обеспечения конкурентоспособности наукоемкого предприятия на современном рынке необходимо внедрять современные подходы к организации производства и продажи. Для этого необходимы новые подходы в инвестиционной сфере, в ходе технической реконструкции предприятий, в процессе внедрения инноваций и современных технологий.

Управление конкурентоспособностью включает в себя использование эффективных мер по:

^ улучшению качества продукции / услуг;

^ постоянный поиск новых каналов продаж и клиентов;

S улучшение сервисного обслуживания продукции своего предприятия.

Тогда наукоемкое предприятие сможет:

S максимизировать собственный доход;

S повысить узнаваемость бренда;

S привлечь достаточное количество покупателей, которые будут готовы дополнительно платить цену премии [3].

Продукт или услуга в маркетинговой стратегии играет ведущую роль, потому что за ними покупатели обращаются на предприятие. Ведь качественный продукт или услуга будут являться главным показателем дохода любого наукоемкого предприятия.

Второстепенные элементы маркетинговой стратегии могут только дополнить удовольствие для покупателя, который уже приобрел товар, но не заменить его. Если наукоемкое предприятия не будет улучшать свои показатели, то будет высокий риск уйти со своего современного рынка.

В современном мире обострилась конкурентная борьба, причем отдельные страны используют при этом запрещенные методы воздействия на предприятия. Например, США пытаются вытолкнуть с глобального рынка китайскую компанию Huawei и освободить нишу для американских компаний Cisco и Ericsson, являющихся крупными конкурентами. В последнее время Huawei серьезно расширила продуктовую линейку. Кроме мобильных телефонов и компьютеров, с которыми Huawei когда-то выходила на рынок, китайский гигант производит телекоммуникационное и серверное оборудование, вышел на рынок систем безопасности и «умных финансов». В конце мая 2019 года агентство Министерства торговли США расширило список компаний, на которые распространяются специальные лицензионные требования для экспорта, реэкспорта или перевозки коммуникационных технологий или услуг. В этот список попала не только Huawei, зарегистрированная на территории КНР, но и 68 филиалов в 26 странах мира. Таким образом, американским компаниям, а также компаниям, ведущим бизнес в США, запрещено сотрудничать с этим китайским производителем. В результате были вынуждены отказаться от работы с Huawei компании Google, Intel, Qualcomm, Broadcom и Xilinx, причем Google внесла персональный запрет и заблокировала доступ Huawei к платформе Android и всем сопутствующим сервисам. Помимо мобильных

телефонов компании Huawei, санкции коснутся и ноутбуков: Microsoft не будет сертифицировать устройства Huawei и перестанет поддерживать сервисы, которые связаны с системами Windows. Однако в 2020 году операторы планируют развернуть первые коммерческие сети пятого поколения. Крупнейшим производителем оборудования для таких сетей является Huawei. Для того, чтобы удержать свои конкурентные преимущества, Huawei планирует создание собственной ОС, что является логичной реакцией на санкции: производитель защитит бизнес от геополитических рисков. Россия также является партнером компании Huawei и планирует продолжить с ней сотрудничество. В таких условиях, характеризующихся конкурентными войнами, каждое предприятие должно мобилизовать свои ресурсы и выделить ключевые аспекты повышения конкурентоспособности.

Необходимо рассмотреть ключевые аспекты повышения конкурентоспособности российских предприятий путем мобилизации ресурсов микросреды:

- укрепление сырьевой базы наукоемких предприятий, создание долгосрочных партнерство с предприятиями;

- переход от ценовых методов конкуренции к неценовым, маркетинговые исследовательская и реклама;

- комплексное улучшение качества продукции, использованию передового отечественного и зарубежный опыт в области управления качеством продукции;

- повышение производительности труда;

- цифровизация.

Укрепление сырьевой базы предприятия -это одно из основных направлений обеспечения конкурентоспособности. Все выше указанные факторы сочетаясь делают возможным приобретение предприятий-поставщиков создание собственной сети поставщиков. Такая деятельность справедлива для центральных регионов, из-за более развитой инфраструктуры.

Переход от ценовых методов конкуренции к неценовым методам со всеми производными фи-

нансовыми инструментами на наш взгляд в современных условиях наиболее тяжелый.

Если не будет конкуренции на современном рынке, то это привет к монополии, что в свою очередь уменьшит рост экономики в стране. Самые главные минусы для предприятий, входящих в монополию - это что производитель не будет выпускать инновационные товары или услуги, а будет наоборот увеличивать стоимость на их покупку. А покупатель, имея небольшой доход, чтобы удовлетворить свои потребности будет его приобретать.

В отличие от монополии в конкуренции производитель обязан выпускать инновационные товары и услуги, которые будут по наименьшей стоимости, с затратами. Ведь покупатель желает получить качественный товар или услугу по наименьшей стоимости. Для этого нужно решить задачи такие как - создание общего рынка, это приведет к уменьшению налогов на импорт и экспорт услуг, и торговать на новых иностранных рынках. Но эксперты считаю, что это будет высокий скачок в экономике, либо скачка не будет из-за развития медленной экономики.

Рассмотрим достоинства и недостатки внедрения инноваций (рис. 3).

Нельзя забывать о такой проблеме как -экономический рост. Он разделяется на экстенсивную (увеличение количества производственных ресурсов, что привет к снижению производительности труда) и интенсивную (упор идет на качество систем управления, технологии, улучшения человеческого капитала - главные факторы производства) составляющие.

Необходимо внедрять инновации (новые технологии) на наукоемкие предприятия. Инновации помогут сделать работу легче и создать новое рабочее пространство, а самое главное сократится время на создание товара, и увеличится качество.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия представлены на рис. 4.

Достоинство Недостаток

Повышение качества производимых в стране товаров и услуг Высокий процент отставания от высокоразвитых стран и общепринятых систем ценностей не позволят внедрять самые перспективные нсвоввеления

Развитие современного человеческого интеллекта Существенная стоимость

Использование нововведений позволяет производить новые товары и устти, что в свою очередь повышает конкуренцию между производителями, в результате чего качество конечного npomxia значительно повышается; Использование инноваций вызывает цикличность жоноыики, провоцируя инфляцию

Повышение спроса на товары, ¡реализуемые на мировых рынках, способствует притоку капиталов в страт", повышается обшее финансовое благосостояние жителей РФ Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров тормозят развитие, а также требуют финансовых вливаний

Рис. 3. Достоинства и недостатки внедрения инноваций

s Сне теиатнч ее ЕС' е ннвдренне

ТТЛ TfcTl тииьГГЛЮТГЕГ

ч>

г Анализ конкурентов для выявления N

СО-ОСТЕ5ННЫХ СИЛЬНЫХ И СЛЗ.ОЫК. сторон . ... ■

Рис. 4. Пути повышения конкурентоспособности

Главная проблема качества товара состоит в огромном отставании отечественных наукоемких предприятий от иностранных конкурентов. Ведь иностранные предприятия давно используют стандарты ISO 9000, а в России по-прежнему используется система ГОСТ. Необходимо отметить, что использование этой системы качества, создает постоянный высокий риск в экономике и, следовательно, нежелание предпринимателей 24 ЭКОНОМИНФО.

инвестировать в разработку и внедрение систем качества.

Из-за того, что нет общего стиля управления на наукоемких предприятиях, возникает проблема в создании единой и сплоченной команды, и на первое место при мотивации персонала выходит заработная плата. Из-за различного опыта и статуса рабочих, которые уже давно работают или недавно устроившись на предприятие, у них 2019. Т.16. № 2-3

будет возникать различный взгляд и свое мнение на методы управления, либо применять авторитарный, либо демократический стиль, что в свою очередь будет приводить к спору, и оказывать отрицательный результат на саму деятельность наукоемкого предприятия.

На зарубежных предприятиях ежемесячно проводятся консультации с работниками на тему повышения собственной роли и вовлечения в управление на предприятии. Такие консультации мы советуем внедрить на отечественные наукоемкие предприятия, что в свою очередь приведет к улучшению всех экономических показателях.

По нашему мнению, для обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности кроме сказанного выше предприятия должны выходить со своей продукцией на внешний рынок, не взирая на санкции. Для этого необходимо обновить технологию изготовления продукции, строго следить за ее качеством, принимать участие в выставках, где показывать возможности представленных экспонатов. Однако, при заключении контрактов с зарубежными партнерами необходимо проводить тщательный анализ их платежеспособности. Проведение такого анализа особенно актуально для машиностроительной продукции, так как она, как правило, отправляется покупателю без предварительной оплаты.

Кроме того, представители малого и среднего предпринимательства в России не всегда знают и могут воспользоваться инструментами безопасности бизнеса и те решения, которые используют крупные корпорации для защиты собственного бизнеса, к сожалению, не всегда доступны малому и среднему.

Таким образом, предприятие должно поставить перед собой цель - эффективно управлять экономической и маркетинговой деятельностью, чтобы добиться конкурентных преимуществ, ко-

торые позволят предприятию повысить свою экономическую безопасность. Увеличение конкурентоспособности наукоемкого предприятия -важнейшая задача современного этапа развития рыночной экономики и непосредственно для предприятия в целом, что позволит сохранить своё лидирующее место на современном рынке.

Литература

1. Дубинина Н.А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия / Н.А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2016. - С.65.

2. Лавренова Г.А. Взаимосвязь инновационного потенциала и конкурентных преимуществ предприятий / Г.А. Лавренова, Е.В. Лавренова, Д. Мадич // Инновационное развитие предприятий в условиях нестабильной экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Сер. "Теория и практика организации промышленного производства " - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2016. - С.19-26.

3. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Петров // 3-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2015. -С.25.

4. Лавренова Е.В. Разработка модели управления конкурентными преимуществами предприятия /Е.В. Лавренова, А.Д. Поваляев, Г.А. Лавренова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2010. № 5 (107). С. 214-218.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Эксмо, 2009. - 546 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.