Научная статья на тему 'Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ'

Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ»

Проблемы роста иностранных инвестиций в экономику РФ

ГА. Орлова

Кандидат экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

Финансирование экономического роста России предполагает определение необходимого объема инвестиционных средств, а также анализ характера и направленности инвестиционного процесса. Россия находится в пятерке стран с наиболее высокими темпами роста в мире за последние шесть лет. Экономика приобрела определенный запас прочности, при этом высока вероятность того, что в ближайшие годы рост российской экономики будет продолжаться. Важной особенностью благоприятного развития экономики России является повышение инвестиционной привлекательности операций для зарубежных инвесторов. Вопросы, посвященные инвестициям и инвестиционному климату, широко обсуждаются в российском бизнес-сообществе и научных кругах.

Несмотря на ряд проблем, которые не позволяют говорить о высокой эффективности инвестиционной модели роста в российских условиях, нельзя не отметить привлекательность страны для иностранных инвесторов. В мировой практике существуют различные рейтинги инвестиционной привлекательности экономики, в том числе А.Т. Kearney, исследования CalPERS, Pricewaterhouse Coopers (Clobal CEO Survey) и ряд других.

Не пытаясь проанализировать все аспекты этой темы, хотелось бы обратить особое внимание на рейтинг привлекательности для прямых инвестиций (индекс доверия прямых иностранных инвесторов), рассчитываемый компанией Kearney.

Согласно методологии, используемой Федеральной службой государственной статистики, прямые иностранные инвестиции - это инвестиции, сделанные иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами рос-

сийских юридических лиц, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного капитала организации - объекта предпринимательской деятельности на территории России. Вложения могут осуществляться в виде паев, акций и других ценных бумаг, денежных средств, кредитов, а также машин, оборудования, технологий, лицензий, интеллектуальных ценностей и пр.

По действующему российскому законодательству прямыми иностранными инвестициями считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов (долей) в уставном капитале на территории РФ.

Критерии, установленные Росстатом, в большей степени соответствуют практике, принятой в мировой статистике, чем определение иностранных инвестиций, содержащееся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях». Основной чертой прямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на предприятие, в отличие от портфельных - покупка акций, паев, составляющих менее 10% в уставном капитале организации, также векселей, облигаций, других ценных бумаг и пр. (торговые кредиты и т.п.).

В числе основных факторов, принимаемых во внимание при составлении рейтинга Kearney, ведущую роль играют те параметры, которые наиболее важны для прямых инвестиций: объем внутреннего спроса, уровень бедности, качество регулирования и защиты инвестиций, уровень коррупции, качество защиты прав интеллектуальной собственности, уровень образования населения, темпы снижения или роста бюрократии и т.д.

В соответствии с последним рейтингом Kearney, Россия переместилась с 11 на 6 место. Примечательно, что высокое место России обусловлено в основном повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Столь высокое место в рейтинге для прямых инвесторов не означает, что инвестиционный климат, например, Германии (9 место), Франции (14 место), Японии (15 место), Италии (19 место) или Канаде (21 место) хуже, чем у России. Это прежде всего свидетельствует о большом количестве «свободного пространства» для инвестиций в России, относительно низком предложении инвестиционных ресурсов и интенсивной экономической динамике.

Следует отметить, что от столь высокого места в рейтинге выигрывает в первую очередь политическая элита (в том числе региональная) и крупные предприниматели.

Наиболее значимым индикатором инвестиционной привлекательности для портфельных инвесторов является рейтинг CalPERS. Анализ проводится отдельно по развитым и развивающимся рынкам, с точки зрения надежности инвестиций в различные инструменты. Анализ развивающихся рынков проводится по 27 странам. После анализа результатов составляется интегрированный рейтинг стран, учитывающий результаты рейтингования по 7 макрофакторам, включающим группу, характеризующую страновые макрофакторы: политическая стабильность, прозрачность, политика производительности труда; а также рыночные макрофакторы: ликвидность рынка, качество регулирования рынка и защиты инвесторов, открытость рынка капиталов, эффективность системы расчетов и уровень трансакционных издержек. Страновые факторы имеют вес 16,6% в интегральном рейтинге, а рыночные макрофакторы

- 12,5%. Максимальное значение интегрального рейтинга 3, при этом те рынки, которые имеют рейтинг 2 и более, признаются приемлемыми для инвестирования. В этом рейтинге Россия поднялась на 21 место с интервальным рейтингом 1,86.1 Характерно, что именно те факторы, которые формирует государство, получают наиболее низкую оценку инвесторов. Речь идет о политической стабильности. По этому фактору Россия делит предпоследнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу. Отмечается отставание России по та-

ким параметрам, как независимость судебной системы, уровень фаворитизма при принятии решений государственными органами, а также свобода прессы (по этому параметру Россия делит последнее место с Пакистаном, Египтом и Китаем). По этим параметрам наблюдается наиболее значительный регресс за последние несколько лет.

В соответствии с исследованиями Price-waterhouse Coopers (опрос президентов крупнейших компаний мира) Россия воспринимается как страна, предлагающая широкие возможности для бизнеса - 71% президентов компаний планирует начать хозяйственную деятельность в стране в течение следующих трех лет. В качестве основной стратегической цели своего бизнеса в России 80% президентов компаний назвали «выход на новых заказчиков». Причем президенты европейских компаний оценивают потенциал России более высоко, чем американские коллеги.

В рейтинге Всемирного банка, составленного на основании результатов исследования 155 стран, Россия находится на 79 месте. Не смотря на то что существуют известные нарекания к методикам подобных исследований, необходимо признать тенденцию повышения статуса страны различными мировыми институтами, но при этом инвестирование в российскую экономику недостаточно для осуществления масштабных программ по дальнейшей модернизации экономики, внедрения новых технологий, которые традиционно несут в страну прямые (и отчасти портфельные) капиталовложения из-за рубежа.

Следует отметить, что в большинстве случаев высоко оцениваются мощности добывающих отраслей и рост потребительских возможностей, при этом уровень политической стабильности, инновационного развития, коррупции во всех рейтингах оценивается весьма низко.

При этом Россия, наряду с Бразилией, Китаем, и Индией, рассматриваются ТНК как развивающихся, так и развитых стран, в качестве основного участника процесса глобализации.

Для того чтобы оценить степень участия России в глобальном инвестиционном процессе, следует обратиться к данным ЮНКТАД о прямых иностранных инвестициях в мире.

По данным ЮНКТАД за 2006 год, поступление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развитые страны в прошлом году выросло на 48% и превысило 800 млрд долл. США восстановили свои позиции в качестве реципиента ПИИ, оттеснив с первого места Великобританию. На 25 стран, входящих в Евросоюз, в прошлом году пришлось 45% всего глобального ввоза капитала. Положение в этом регионе резко контрастировало со сложившимся в Японии, где отказ от долевого участия или продажа предприятий иностранными инвесторами по масштабам превышали поступление в страну ПИИ.

В Африке ввоз ПИИ достиг 38 млрд долл., благодаря повышению интереса инвесторов к нефтедобывающим странам. Высокие цены на энергоносители и активный спрос в мире на минеральное сырье привлекли на этот континент вкладчиков капитала не только из развитых, но и из развивающихся стран. Буму в сфере ПИИ способствовал рост трансграничных слияний и поглощений, масштабы которых значительно возросли (примерно в 3 раза за год).2 Следует обратить внимание на то, что большинство стран континента с низким уровнем дохода на душу населения, которые не выделяются запасами минерального сырья, продолжали получать инвестиции в ограниченном размере.

Продолжался активный рост инвестиций в Азии, Австралии и Океании. Их объем составил примерно 230 млрд долл., что обеспечило региону увеличение доли в глобальном притоке ПИИ в развивающиеся страны с 59 до 63%. Китай и Гонконг по-прежнему оставались лидерами в АТР, им ненамного уступал Сингапур, добившийся беспрецедентного для себя уровня ввоза капитала данного типа - 32 млрд долл. Высокий показатель был зарегистрирован в Индии - 9,5 млрд долл. В Западной Азии крупные трансграничные капиталовложения были осуществлены в Турции (43,3 млрд долл.) и государствах зоны Персидского залива. Иностранные инвестиции шли в основном в отрасли промышленности, связанные с добычей нефти, и в сектор услуг.

В сфере вывоза капитала продолжалась тенденция, наметившаяся в предшествующие годы, а именно, увеличение экспорта прямых инвестиций из ряда развивающихся стран. Значительно укрепились позиции Китая в качестве крупного источника прямых трансграничных инвестиций.

Оценивая перспективы в сфере ПИИ можно выделить факторы как содействующие трансграничному движению капитала, так и противодействующие ему. Среди первых, прежде всего, это - дальнейший рост мировой экономики. Негативное воздействие может оказать обострение проблемы увеличения дефицита платежного баланса по текущим операциям в ряде развитых стран, а также сохранение на высоком уровне цен на энергоносители и ожидаемое ужесточение условий на финансовом рынке.

Следует отметить, что объемы инвестиций в российскую экономику растут невиданными ранее темпами. Так, в июне 2007 года рост иностранных инвестиций достиг рекордных 27, 2%, составив 579,8 миллиарда рублей, а прямые иностранные инвестиции в первом квартале 2007 года составили 24,6 миллиарда долларов, что почти в три раза больше показателей предшествующего года.

2006 год был ознаменован значительными масштабами прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. ЮНКТАД оценивает их в 28, 4 млрд долл., что в два раза больше по сравнению с предшествующим годом. Россия вышла на четвертое место в мире (после Казахстана, Польши и Таиланда) по показателю темпов роста прямых иностранных вложений, а по общему объему средств, вложенных иностранными инвесторами, - на третье место среди развивающихся стран (после Китая и Сингапура). В прошлом году впервые приток капитала превысил его отток. Причем было зафиксировано не только положительное сальдо движения частного капитала, но и - впервые сокращение его валового оттока.

По состоянию на конец 2006 года основными инвесторами в России были Нидерланды, Кипр, Индия, Швейцария, Великобритания, Германия, Люксембург. Из Кипра и Нидерландов поступила половина прямых иностранных инвестиций в экономику России. Кипр и Нидерланды занимают первые места по объему накопленных российскими предприятиями иностранных инвестиций (61% от их общего объема). Так как статистика Росстата исходит из того, что вложения капитала зарубежными филиалами российских юридических лиц учитываются как иностранные инвестиции, можно утверждать (даже если вычесть часть голландских прямых инвестиций, которые, вероятно, составляют вложения компании Shell в сахалинские проекты), что не менее трети прямых инос-

транных инвестиций пришли из офшоров российских компаний. Темпы возвращения ранее вывезенных из страны капиталов под видом иностранных инвестиций из офшоров продолжали расти. Основной причиной репатриации российских капиталов под прикрытием зарубежного статуса до последнего времени считалась луч-

шая защищенность иностранных инвесторов от «бизнеса чиновников». События последнего года (вытеснение иностранных компаний из проекта «Сахалин - 2» и проекта освоения Ковыктинского месторождения) могут существенно повлиять на процессы возвращения в Россию ранее вывезенных средств.

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций по типам (млн долл.)

2007 г. Справочно 2006 г. в % к

млн долларов США в % к

2006 г. итогу 2005 г. итогу

Инвестиции 120941 в 2,2 р. 100 102,7 100

из них:

прямые инвестиции 27797 в 2,0 р. 23,0 104,6 24,8

в том числе:

взносы в капитал 14794 168,7 12,2 84,6 15,9

из них: реинвестирование 351 80,7 0,3 в 3,4 р. 0,8

лизинг 82 91,9 0,1 62,7 0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев 11664 в 3,0 р. 9,7 180,0 7,1

прочие прямые инвестиции 1257 136,4 1,0 в 2,3 р. 1,7

портфельные инвестиции 4194 131,8 3,5 в 7,0 р. 5,8

из них: акции и паи 4057 140,5 3,4 в 8,8 р. 5,2

прочие инвестиции 88950 в 2,3 р. 73,5 95,3 69,4

в том числе:

торговые кредиты 14012 151,3 11,6 153,7 16,8

прочие кредиты 73765 в 2,6 р. 61,0 84,3 51,6

из них: на срок до 180 дней 3429 112,2 2,8 115,1 5,5

на срок свыше 180 дней 70336 в 2,8 р. 58,2 81,7 46,1

прочее 1173 в 2,2 р. 0,9 150,0 1,0

Таблица 2

Объем накопленных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам

(млн долл.)

Накоплено на конец 2007 г. В том числе Справочно поступило в 2007 г.

всего в % к итогу прямые портфельные прочие

Всего инвестиций 220595 100 103060 6728 110807 120941

из них по основным странам-инвесторам 190069 86,2 89466 5777 94826 104494

в том числе: Кипр 49593 22,5 35426 1700 12467 20654

Нидерланды 39068 17,7 35254 52 3762 18751

Соединенное Королевство (Великобритания) 29235 13,3 3438 2314 23483 26328

Накоплено на конец 2007 г. В том числе Справочно поступило в 2007 г.

всего в % к итогу прямые портфельные прочие

Люксембург 29161 13,2 735 219 28207 11516

Г ермания 11786 5,3 4494 98 7194 5055

США 8579 3,9 3635 1207 3737 2839

Ирландия 7131 3,2 428 0,4 6703 5175

Франция 5919 2,7 1554 31 4334 6696

Виргинские острова (Брит.) 4800 2,2 2882 99 1819 2140

Швейцария 4797 2,2 1620 57 3120 5340

Таблица 3

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности (млн долл.)

2007 г. Накоплено на конец 2007 г.

поступило погашено (выбыло) переоценка и прочие изменения активов и обязательств всего в % к итогу

Всего 120941 58432 9730 220595 100

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 468 130 -21 1407 0,6

рыболовство, рыбоводство 49 58 0,5 172 0,1

добыча полезных ископаемых 17393 1744 37 41281 18,7

обрабатывающие производства 31948 16977 9301 66588 30,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 822 424 347 1898 0,9

строительство 2911 518 -2 3583 1,6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 47310 27000 36 58146 26,4

гостиницы и рестораны 59 50 -1 378 0,2

транспорт и связь 6703 3372 63 16107 7,3

финансовая деятельность 4450 5753 46 9110 4,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8414 2343 -77 20634 9,3

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 48 1 92 0,0

образование 3 0,0 0,0 7 0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг 68 12 0,2 137 0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 295 50 1 1055 0,5

Источник: (по данным сайта http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d040/26inv21.htm)

Говоря об отраслевых приоритетах инвесторов из различных стран, необходимо прежде всего отметить исключительно высокий интерес инвесторов (особенно представителей Нидерландов) к добыче полезных ископаемых, в первую очередь, углеводородного сырья (45% от общего объема). Примерно такой же объем инвестиций смогли привлечь обрабатывающая, девелоперская и финансовая деятельность.

В обрабатывающих производствах в числе основных инвесторов, кроме представителей Нидерландов, - представители Германии и Кипра, которые проявляют большой интерес к металлургическому и химическому производству, производству готовых металлических изделий. В финансовой деятельности большая часть приходится на вложения из Кипра и Индии. В операциях с недвижимостью лидируют Багамские острова, Кипр и Великобритания, в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - Кипр. Заметим, что абсолютное лидерство в 2006 году сохраняли традиционные для России иностранные инвестиции в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (41,7%). В этой отрасли прошла одна из крупнейших сделок: китайская Sinopec приобрела ОАО «Удмуртнефть». Обрабатывающие производства являются весьма крупной сферой иностранных вложений по итогам 2006 года. В эту сферу иностранный капитал проник еще на стадии приватизации, поэтому вполне логично, что доля прямых вложений относительно велика, хотя наметилась тенденция к увеличению доли кредитов. Зарубежных партнеров по-прежнему интересуют прежде всего продукты первого передела и полуфабрикаты металлургического производства.

Значительные инвестиции аккумулированы в производстве пищевых продуктов. При этом значение пищевой промышленности в притоке капитала из-за рубежа постепенно снижается, что связано с завершением закрепления иностранцев в данном сегменте российского рынка, а также и с развитием конкурентоспособных российских производств, способных на равных соперничать с зарубежными аналогами.

Серьезный интерес вызывает обработка древесины и производство изделий из дерева, что вполне понятно, учитывая запасы древесины, которыми обладает наша страна.

Хотелось бы отметить сферы промышленности, не прошедшие модернизацию и реструктуризацию, куда иностранный капитал идет неохотно. Это - производство электрического, электронного, оптического оборудования, аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство измерительных и оптических приборов, медицинской техники, текстильное производство. Зарубежным инвесторам гораздо выгоднее импортировать в нашу страну готовое оборудование с высокой долей добавленной стоимости, чем организовать современные производства аналогичной продукции, технологии которых могли бы потенциально помочь нашей стране повысить свою конкурентоспособность. В качестве примера можно привести ситуацию с участием иностранцев в финансировании российского производства судов, космических аппаратов.

Зарубежные инвестиции в страхование малы. Все большую популярность приобретают операции с недвижимостью. Это связано с рекордно быстрым ростом цен на недвижимость в России, прежде всего в городе Москве.

Значительные капиталы вкладываются в инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные, геофизические работы. Здесь наблюдается несоответствие между размерами интереса иностранцев к добыче полезных ископаемых в России и объемами средств, вкладываемых в геологоразведочные работы. Ставка делается на использование ресурсов уже разведанных месторождений, что негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах отрасли в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует обратить особое внимание на региональное распределение иностранных инвестиций. Неоднородное инвестиционное пространство России имеет определенную отрицательную сторону. Необходима рациональная дифференциация инвестиционного климата регионов страны, которая позволит оптимально использовать конкурентные преимущества каждого региона и обеспечить экономический рост, достигаемый собственными усилиями субъектов федерации (при помощи централизованного регламентированного финансирования из федерального бюджета, если это действительно необхо -димо). Для разработки действенной инвестиционной государственной политики необходимо обеспечение единого инвестиционного пространства и создание условий для добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение ресурсов.

Таблица 4

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов

Уровень инвестиционной активности в регионе, У02.04 (средний уровень по стране принят за 1,00)

1. Очень высокий (свыше 1,5) и высокий (от 1,2 до 1,5) 2. Умеренноповышенный (от 1,05 до 1,2) 3. Средний (от 0,9 до 1,05) 4. Умереннопониженный (от 0,8 до 0,9) 5. Низкий (от 0,65 до 0,8) 6. Очень низкий (менее 0,65)

Уровень инвестиционной привлекательности региона России, Х01-02 (средний уровень по стране принят за 1,00) 1 .Очень высокий (свыше 1,5) и высокий (от 1,2 до 1,5) 4 Ненецкий, Ямало-Неницкий, Ханты -Мансийский автономные округа; г. Москва 1 г. Санкт-Петербург 1 Астраханская область 1 Белгородская область

2. Умеренноповышенный (от 1,05 до 1,2) 4 Сахалин- ская область; республика Саха (Якутия), Чукотский АО 2 Калининградская область; Хабаровски й край 5 Самарская, Пермская, Камчатская области и др.

3. Средний (от 0,9 до 1,05) 1 Республика Коми 1 Тюменская область 9 Республика Т атарстан, Свердловская область и др. 4 Оренбургская, Иркутская, Ростовская области; Приморский край 2 Смоленская область; Корякский АО

4. Умеренно-пониженный (от 0,8 до 0,9) 1 Вологод- ская область 4 Липецкая, Томская, Московска я, Тверская области 7 Омская, Нижегород ская и др. области; республика Башкорстан и др. 7 Волгоградская, Новгородская, Саратовская и др. области 4 Алтайский край, Рязанская, Орловская области; Удмуртская республика

5. Низкий (от 0,65 до 0,8) 2 Эвенкийский АО; Еврейская автономная область 1 Костром- ская область 5 Чувашская, Мордовская, Марий Эл республики; Тамбовская, Ивановская области 8 Читинская, Ульяновская, Владимирская и др. области; республика Бурятия 4 Курганская область; республики Северная Осетия, Алтай, Калмыкия

Источник: Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // «Российский внешнеэкономический вестник», № 7 , 2006.

Результаты отдельных эмпирических исследований по перспективной типологии российских регионов свидетельствуют о высоких потенциальных возможностях регионов. Заслуживает внимания методика, предложенная проф. Ройзманом И.И. Особо ценным является то, что данный подход к типологии инвестиционного климата российских регионов позволяет выявить устойчивые тенденции инвестиционной составляющей экономического развития регионов.

В основе классификации регионов страны лежит разбиение всей их совокупности на шесть интервальных групп по сводному уровню текущей инвестиционной привлекательности региона для привлечения инвестиций и по уровню инвестиционной активности в них. Результаты классификации регионов по основным характеристикам инвестиционного климата представлены в таблице 4.

Инвестиционная привлекательность состоит из двух компонентов - инвестиционного потенциала региона и региональных инвестиционных рисков, куда входят неспецифические риски, обусловленные внешними показателями отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера. К таким факторам относится социально-политическая обстановка в регионе, обусловленная уровнем бедности населения, безработицы, угрозы осуществления террористических актов, состоянием природной среды и др.3 Инвестиционный потенциал представляет собой совокупность экономических, природно-географических и социальных свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций. Инвестиционная активность региона характеризует интенсивность привлечения инвестиций, а также их объем на душу населения.

Исследование выявляет огромное разнообразие российских регионов. Понятно, что при столь значительных различиях как в уровне развития, так и в системе институтов общества, бизнеса и власти, мы имеем дело с весьма различными инвестиционными условиями.

Регионы России распределяются весьма неравномерно: в некоторых ячейках сосредоточено по 4-5 субъектов федерации, в то время как в других нет ни одного региона. Высокая инвестиционная активность и высокий уро-

вень инвестиционной привлекательности наблюдается в Москве, Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Санкт-Петербурге, а также в Сахалинской области, республике Саха (Якутия), Чукотском АО, Ленинградской области, Калининградской области, Хабаровском крае.

Очень низкий уровень показателей наблюдается Чеченской и Ингушской республике. Данные исследования наглядно показывают на какие регионы должно быть обращено самое пристальное внимание, с точки зрения решения проблемы привлечения инвестиций. Речь не должна идти о неэффективном выравнивании экономического развития российских регионов, необходимо создать все условия, которые будут способствовать привлечению инвестиций. Именно такой подход позволит реализовать Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

Результаты исследования подтверждаются фактическими данными за 2006 год. В региональное распределение иностранных инвестиций 2006 год не внес каких либо принципиальных изменений. Лидером по привлечению иностранных инвестиций являлся Центральный федеральный округ.

У Московской области имеются перспективы наряду с привлечением инвестиций в пищевую промышленность привлекать их в автомобильное производство и две одобренные МЭРТ РФ особые технико-внедренческие экономические зоны: Зеленоград (микроэлектрон-ника) и Дубна (ядерные и физические технологии). Усиливаются позиции Санкт-Петербурга и прилегающей к нему области. Это связано с реализацией планов правительства по организации особой технико-внедренческой экономической зоны в сфере информационных технологий, аналитического приборостроения. Высока доля прямых иностранных инвестиций в Сахалинской области. Стратегические интересы партнеров связаны с проектами серии «Сахалин».

Участие иностранного капитала в экономическом развитии России расширяется, объем иностранных инвестиций увеличивается, при этом сохраняются серьезные диспропорции в региональном распределении иностранных инвестиций в РФ.

Инвестиции по-прежнему вкладываются в крупные центры с развитой инфраструктурой и высоким платежеспособным спросом, а также в территории со значительными запасами сырьевых ресурсов.

Переход к модели инвестиционного роста невозможен без внятной региональной политики нового типа, когда вместо традиционного распределения бюджетных средств должно осуществляться совмещение государственных стратегий развития (в первую очередь инфраструктуры) с долгосрочными инвестиционными планами российский компаний.

Возникла необходимость энергично развивать пространственные подходы, для чего и было создано Минрегионразвитие. Однако пока сделано немного. В развитии регионов доминирует политика ФПГ и ресурсные и географические факторы развития, что в общем ведет к дальнейшему углублению неравенства регионов. Если учесть возможные воздействия налоговых гаваней, трансфертных цен, то даже высокая норма накопления в стране не означает равномерного распределения инвестиций по регионам.

Важность и необходимость инвестиций для развития национальной экономики очевидна. Инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Вместе с тем, на практике можно отметить ряд противоречий воздействия иностранного инвестирования на развитие российской экономики. При несомненном положительном эффекте воздействия иностранного капитала на повышение эффективности производства и расширение рынков сбыта (через смену устаревшего оборудования, применение новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям рынка) в российской экономике использовались схемы укрытия прибыли и увода ее от налогообложения (бартер, денежные суррогаты, разнообразные формы неплатежей и др.)

При понижательном воздействии на процентную ставку банковских кредитов и дополнительных стимулах для внутренних инвестиций иностранные компании зачастую обращаются к рынку ссудного капитала принимающей страны, тем самым увеличивая спрос на кредиты и способствуя их удорожанию. Кредит остается недоступным для значительной доли предприятий реального сектора. Банки предпочитают инвестировать в корпоративные облига-

ции вместо того, чтобы анализировать риск заемщика и принимать его на себя. Проблемой остается высокий уровень процентной ставки, под которые банки предоставляют кредиты нефинансовым предприятиям. Очевидно, что реализация в среднесрочной перспективе капиталоемких модернизационных проектов в таких отраслях, как электроэнергетика, газо-и нефтедобыча, транспортная инфраструктура для углеводородов и т.д. будет затруднена, если использовать лишь имеющийся ресурсный потенциал российских кредитных организаций. По планам стратегии развития банковского сектора, капитал российских банков достигнет 8% ВВП лишь к 2009 году. Особенно остро стоит вопрос о насыщении банковскими кредитами регионов России. За пределами столиц создается около 90% ВВП, но сконцентрировано не более 30% капитала банковской системы.

Зачастую не происходит улучшение структуры накопления и производства, поскольку иностранные фирмы, руководствуясь теорией жизненного цикла продукции, переводят за рубеж преимущественно морально устаревшие технологии и оборудование.

Конечно, инициируется дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых в случае сооружения новых хозяйственных объектов, но поскольку оборудование, комплектующие, запасные части поступают по внутрифирменным каналам из-за рубежа, то и дополнительный спрос на рабочую силу возникает не в стране оперирования, а в стране базирования материнской ТНК.

Прямые иностранные инвестиции пополняют внутренние источники финансирования вложений, восполняя недостаток средств в отдельных отраслях (иногда не привлекательных для национальных инвесторов), но не следует забывать, что инвестиции зарубежных фирм являются источником дополнительных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит эти инвестиции.

Всегда будет сохраняться опасность репатриации ввезенного капитала и свертывания производства под влиянием ухудшения параметров инвестиционного климата, также возникновения малейшей возможности экономического кризиса.

Расширение объема производства в секторе с иностранным участием сопровождается подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей, вместе с тем с усложнением производства и повышением уровня вертикальной интеграции в рамках транснациональных компаний ослабевают их контакты с местными компаниями.

Увеличиваются различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов страны-реципиента, возрастает фрагментарность ее хозяйства, разрушается единое экономическое пространство, при этом не следует забывать, что происходит повышение техно- и наукоемкости внутренних инвестиций местного производства. Иностранная фирма-экспортер зачастую создает стратегические альянсы с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок.

С учетом изложенных выше противоречий4 влияния иностранного капитала на воспроизводственные процессы в российской экономике следует отметить, что инвестиционный путь развития требует соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

В частности, уровень капитализации не должен опускаться ниже 20-25% ВВП, при этом доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме - не менее 15-17%. Степень износа основных фондов не должна превышать 30-35%. Учитывая состояние производственных фондов России, необходимо, как минимум, в два раза больше инвестиционных средств по сравнению с темпами инвестирования за последние семь лет.

При всех имеющихся противоречиях необходимо помнить, что именно инвестиции обеспечивают наращивание основного капитала, повышают эффективность производства и выпуск конкурентоспособной продукции и как следствие ведут к существенно более динамичной траектории экономического развития.5

Оптимизация размещения прямых иностранных инвестиций в российской экономике предполагает выбор обоснованной и долгосрочной экономической специализации страны, обеспечивающей ее национальную безопасность. Необходимо создать все условия, чтобы позитивные итоги иностранного присутствия перевешивали отрицательные.

Несмотря на рост иностранных инвестиций, беспокойство вызывает тот факт, что бизнес ограничивается вложениями лишь тех средств, которые легально показываются как прибыль. Этот сигнал свидетельствует о том, что бизнес не уверен ни в собственном будущем, ни в будущем своих капитальных затрат.

Необходимо незамедлительно менять вектор движения инвестиционного процесса, так как государство четко не определило приоритеты инвестиционной деятельности, что неизбежно приводит к распылению капитальных вложений. Значительные проблемы создают недобросовестная конкуренция и частые изменения законодательства. По данным Всемирного Банка, в России доля фирм, считающих интерпретацию норм и правил непредсказуемыми, в последние годы составляет 75%. Это очень высокий уровень. Как считают эксперты Всемирного Банка, повышение предсказуемости государственной политики может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%.

Инвестирование невозможно без понимания требований государства и порядка взаимоотношений с ним. Цель административной реформы состояла в повышении прозрачности работы, качества решений и оптимизации структуры государственного аппарата, а также снижении уровня коррупции, административных барьеров, модернизации управленческих технологий. Следует отметить, что российские государственные службы контроля и регулирования экономической деятельности не всегда предоставляют качественное информационное обеспечение экономике, которой требуется полная, своевременная и непротиворечивая информация. Очевидна необходимость более интенсивного использования информационных технологий в работе государственных органов, в частности, оперативного обновления сайтов правительственных министерств и ведомств (особенно Министерства сельского хозяйства), а также своевременная публикация полного перечня документов с регламентами для всех видов экономической деятельности (в частности, относительно запретов и ограничений на импорт и экспорт).

В сфере внешнеэкономической деятельности много сложностей возникает из-за отсутствия слаженности ветеринарных, таможенных и фитосанитарных служб.

Административные барьеры и коррупция, неисполнение на местах принятых законов, хозяйственная некомпетентность, по результатам социологических опросов, являются основными препятствиями для повышения привлекательности России как объекта инвестиций. Несмотря на интенсивную работу министерств и ведомств, высокую законодательную активность наблюдаются весьма скромные результаты в плане продвижения структурных реформ, хотя в условиях высоких доходов экономики и государства, социальной стабильности и поддержки верховной власти большинством населения складываются благоприятные условия для проведения масштабных преобразований.

В таких секторах, как ЖКХ, здравоохранение, образование, армия, МВД, электроэнергетика, реформирование идет со значительным отставанием от намеченных программ. Решения государства должны быть более качественно подготовлены, для чего требуется активное вовлечение экспертного сообщества в разработку программ и решений. Расширение механизмов общественного и экономического регулирования при встраивании их в единую институциональную систему придает обществу и экономике гибкость, улучшая инвестиционный климат.

На сегодня существует некоторая неопределенность в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией своих капиталов будет считать только одно - «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. В ходе переговорного процесса бизнес отказался от требования о бесплатном переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования землей под приватизированными предприятиями, согласился с использованием кадастровой оценки земли в качестве базы для установления выкупной цены и ставки арендной платы.

Правительство согласилось с возможностью оплаты земельного участка в рассрочку сроком до 2 лет. Неурегулированной проблемой остается дополнительный сбор (80% от кадастровой стоимости) за земельные участки в Москве и Санкт-Петербурге в случае перепрофилирования расположенных на них производств. С точки зрения закона весьма сомни-

тельным является механизм, предполагающий преодоление установленного законом запрета за отдельную плату. С экономической точки зрения данная норма фактически вводит запрет на инвестиции, предполагающие вывод за черту города вредных производств и развитие данной территории за счет собственных средств. Также данная норма предполагает, что администрации Москвы и Санкт-Петербурга смогут использовать земельные ресурсы для извлечения доходов, что недопустимо. Порочность такой практики показали проблемы по предоставлению земельных участков под жилищное строительство.

В современных условиях инвестиции идут туда, где владельцы капитала могут участвовать в контроле над бизнес-процессами и принятии стратегических решений о деятельности компании, иначе риски инвестирования оказываются слишком высокими.

В настоящее время наиболее распространенными нарушениями прав собственников в российской экономике являются:

- влияние компаний и их менеджеров на лиц, осуществляющих регистрацию имущественных прав акционеров;

- недостаточное информирование акционеров о деятельности компаний и проведении собраний акционеров;

- отказ регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому;

- проведение эмиссии акций без общего собрания акционеров;

- распоряжение активами компании с нарушением процедур, установленных законом «Об акционерных обществах»;

- отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или непредоставление им возможности принять участие в голосовании под формальными предлогами;

- предоставление возможности выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакета свыше 30% акций одним из акционеров) по заниженной цене;

- выпуск корпоративных облигаций, конвертируемых в акции с целью последующего размывания пакетов миноритарных акционеров;

- перекачивание активов и финансовых средств дочерних компаний в материнскую без какой-либо существенной компенсации;

- проведение эмиссии акций без общего собрания акционеров.

Важной проблемой является недостаточная прозрачность, причем как внутренней деятельности компании, так и во взаимодействии с внешним миром. У российских компаний весьма распространенными является сокрытие информации о реальных собственниках и аффилированных организациях. Это во многом способствует ухудшению инвестиционного климата, чрезвычайно затрудняет разработку общенациональной и отраслевой стратегии развития различных сфер российской экономики.

Сегодня мы не можем дать ответ на вопрос - какие конкретные цели и за счет чего намечено достичь через пять лет, как будет выглядеть автомобильная, авиационная, нефтяная промышленность. Конечно, существуют среднесрочные программы, но они не всегда реализуются.

Налоговая система в России с точки зрения ставок и общей конструкции не может вызывать возражений и вполне сопоставима с государствами Восточной Европы. Но наличие Налогового кодекса для правоприменительной практики еще ничего не означает. Даже заплатив легально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое время в виде претензий получить от налоговых органов гораздо большие суммы (что произошло с ЮКОСом). Такое налоговое администрирование создает колоссальную неопределенность.

Систему налогового администрирования можно оценить как крайне затратную и для государства и для бизнеса.

Серьезной проблемой российского налогового законодательства остается его неоднозначность. Большое количество поправок, принимаемых для уточнения правил налогообложения, очень часто лишь усложняют и запутывают их, а это ведет к возникновению многочисленных налоговых споров. Часто налогоплательщик находится в состоянии ожидания возможных каких-либо претензий к нему. Отчасти это вызвано тем, что нормы Налогового кодекса допускают в ряде случаев неоднозначное толкование. В поле такого налогового администрирования находиться невыгодно. Здесь уместно остановиться на противоречии, связанном с тем, что в первую очередь иност-

ранцы могут во многих ситуациях добиться жесткого исполнения налоговых норм, а отечественный бизнес - нет. Складывается ситуация, когда в России инвестиционный климат несколько отличается для различных групп и типов инвесторов. Соответственно российский капитал утекает из страны, а на его место приходит иностранный со всеми вытекающими последствиями.

Большой интерес инвесторов вызывает вопрос о налогообложении сырьевых областей, в первую очередь, газовой и нефтеперерабатывающей.

Изъятие сверхдоходов от экспорта у производителей углеводородов является инструментом сдерживания голландской болезни в российской экономике, поскольку позволяет перераспределить нагрузку таким образом, чтобы облегчить налоговое бремя для несырьевых секторов экономики, повысив тем самым их инвестиционную привлекательность.

Многого можно было бы достичь расширением предоставления налоговых льгот, обеспечив доступ малых компаний к небольшим, неиспользуемым и отработанным месторождениям. Следовало бы рассмотреть вопрос о налоговых каникулах для новых месторождений, особенно на Арктическом шельфе и Востоке страны.

Целесообразно было бы внести определенность по срокам возможного снижения ставки НДС, восстановлению инвестиционной льготы по налогу на прибыль при его понижении, что для инвесторов даже предпочтительнее, чем снижение НДС. Любая определенная позиция гораздо полезнее, чем многочисленные и разнонаправленные сигналы о намерениях государственных органов.

По итогам 2006 года, согласно ЦБ РФ, уровень инфляции достиг 9%, что во многом обусловлено более высоким, чем ожидалось ростом цен на нефть, и, соответственно, дополнительным притоком экспортной выручки; значительным притоком иностранных финансовых ресурсов ( в первую очередь, посредством увеличения внешней корпоративной задолженности); корректировкой бюджетных расходов в сторону их повышения в течение года; воздействием немонетарных факторов (ростом тарифов в секторе ЖКХ, тарифов естественных монополий и т.д.).

В 2007 году с учетом специфики предвыборного года, а также рекомендаций Международной организации труда по увеличению МРОТ, возникли некоторые ограничения по реализации задачи по снижению инфляции до 6-8%. Росту потребительских цен могут способствовать увеличение денежного предложения, трансграничное кредитование, приток нефтедолларов, повышение стоимости услуг и другие факторы.

В 2008-2009 гг. правительство предполагает поменять структуру доходов Федерального бюджета: снизить долю доходов от нефтегазового экспорта и повысить долю налогов. Видимо, в перспективе, рост бюджетных доходов за счет НДС приведет к некоторому относительному уменьшению покупательной способности населения. Тем не менее, совокупный спрос будет продолжать оказывать давление на рост цен. Этому, как представляется, будет способствовать и рост бюджетных расходов: на социальные нужды - на 26%, на образование - на 33%, на правоохранительную деятельность - на 50% (данные 2007 года).

При дальнейшем росте уровня цен рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции невозможно: никто в условиях такой неопределенности, даже при относительно дешевых деньгах, вкладывать свои капиталы в долгосрочные проекты не будет.

Инвесторам - как российским, так и иностранным - нужны более четкие представления, как будет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 5 - 10 лет, поэтому чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер экономики. Конечно, существу-

ют среднесрочные программы, но они явно требуют доработки, особенно в связи с присоединением России к ВТО; предполагаемым многими международными организациями некоторым ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, а также обстоятельствами экономической и политической жизни ряда стран (например, выборы в России, США т.д.). Ожидаемое присоединение России к ВТО будет способствовать как притоку иностранных инвестиций, так и в целом усилению конкуренции на внутреннем рынке. Россия обладает наибольшей стабильностью за последние пятнадцать лет как в сфере экономики, так и в политике, и в системе государственного управления, но необходимо учесть, что ключевое значение должно быть отведено последовательной инвестиционной политике как важнейшей составляющей экономической политики, иначе эффективность использования иностранных капиталов в рамках стратегии, направленной на повышение темпов экономического роста и международной конкурентоспособности останется невысокой.

Примечания:

'Ясин Е. Инвестиционный климат России./ “Общество и экономика”, №5, 2006.

2World Investment Report 2006

Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов.// “Российский внешнеэкономический вестник”, №7, 2006.

4 Белоус Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в России плюсы и минусы/ «МЭМО», 2004.

5 I.Bouton. Trends in Private Investments. International Finance Corporation Discussion Paper, №41, 2000

СЕЙЛЗ ПРОМУШН

Сейлз Промушн - Sales Promotion, или «Комплексные формы продвижения товаров», или «Стимулирование сбыта» - это деятельность по формированию побудительного мотива, поддерживающего и поощряющего приобретение товара. Средствами стимулирования сбыта являются скидки, купоны, лотереи, конкурсы, премии, раздача пробных образцов (sampling).

Стимулирование сбыта нацелено на увеличение продаж, а также рост интереса к товару и решает следующие задачи:

0 вывод на рынок нового товара;

0 стимулирование более активного спроса;

0 поддержание уровня сбыта в межсезонье;

0 привлечение новых покупателей.

Соб. инф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.