Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА'

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / АЛЬТРУИЗМ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Журавлёв Анатолий Лактионович, Юревич Андрей Владиславович

При всей идеологической нагруженности понятия «патриотизм» и обилием связанных с ним жизненных ассоциаций, этот феномен должен быть объектом научного изучения, в котором в настоящее время чувствуется острая потребность. Авторы показывают, что патриотизм - многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом соответствующие компоненты патриотизма неоднозначны и находятся в непростых отношениях друг с другом, что усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям, которые разбираются в статье. Рассматриваются также результаты эмпирических исследований патриотизма, проясняющих это понятие, демонстрирующих важные свойства и специфику российского патриотизма и позволяющих сформулировать ряд его закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RUSSIAN PATRIOTISM

To the author's view patriotism has to be the object of scientific investigation which is strongly needed in modern times despite the ideologization of this concept and abundance of mundane associations linked to it. The authores demonstrate that patriotism is multifaceted concept and phenomenon and the main components of its core are: 1) feeling of love to the Motherland, 2) readiness to sacrifice the personal interests in favor of the collective ones, 3) appropriate behavior, 4) identification with the Motherland, its history and population. At the same time these components of patriotism are ambiguous and demonstrate complex relations with each other what complicates the interpretation of patriotism and application of this concept to different situations which are under the analysis in the article. The results of empirical investigations of patriotism which elucidate this concept, explicate important features and specific character of Russian patriotism, form the path for formulating of some of its regularities are studied as well.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА»

56 Теория

Журавлёв А.Л., Юревич А.В.

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

PROBLEMS OF RUSSIAN PATRIOTISM

Анатолий Лактионович Журавлёв, член-корреспондент РАН, директор ФГБУН Института психологии РАН

Юревич Андрей Владиславович, член-корреспондент РАН, профессор,

заместитель директора ФГБУН Института психологии РАН

Anatoly Laktionovich Zhuravlev, associated Member of RAS, director of the

Institute of psychology of Russian academy of sciences

Yurevich Andrei Vladislavovich, associated member of RAS, professor, deputy

director of the Institute of psychology of Russian academy of sciences

Аннотация: При всей идеологической нагруженности понятия «патриотизм» и обилием связанных с ним жизненных ассоциаций, этот феномен должен быть объектом научного изучения, в котором в настоящее время чувствуется острая потребность. Авторы показывают, что патриотизм — многосоставное понятие и явление, а основными составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом соответствующие компоненты патриотизма неоднозначны и находятся в непростых отношениях друг с другом, что усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям, которые разбираются в статье. Рассматриваются также результаты эмпирических исследований патриотизма, проясняющих это понятие, демонстрирующих важные свойства и специфику российского патриотизма и позволяющих сформулировать ряд его закономерностей.

Abstract: To the author's view patriotism has to be the object of scientific investigation which is strongly needed in modern times despite the ideologization of this concept and abundance of mundane associations linked to it. The authores demonstrate that patriotism is multifaceted concept and phenomenon and the main components of its core are: 1) feeling of love to the Motherland, 2) readiness to sacrifice the personal interests in favor of the collective ones, 3) appropriate behavior, 4) identification with the Motherland, its history and population. At the same time these components of patriotism are ambiguous and demonstrate complex relations with each other what complicates the interpretation of patriotism and application of this concept to different situations which are under the analysis in the article. The results of empirical investigations of patriotism which elucidate this concept, explicate important features and specific character of Russian patriotism, form the path for formulating of some of its regularities are studied as well.

Ключевые слова: патриотизм, основные компоненты, любовь к Родине, поведение, личные и общественные интересы, альтруизм, идентификация, эмпирические исследования

Key words: patriotism, main components, love for the Motherland, behavior, personal and collective interests, altruism, identification, empirical investigations

Статья подготовлена при поддержке РНФ, грант №14 -18-0327.

Понятие патриотизма

Проблема патриотизма, точнее, комплекс связанных с ним проблем, все более явно попадает в нашей стране в фокус общественного сознания, что связано и с традиционно высокой значимостью патриотизма для нашего общества, и с попытками ее занижения псевдолиберальной идеологией 1990-х гг., и с острой потребностью в общенациональной идее, и с обострением отношений нашей страны с Западом, и с очевидными недостатками отечественной системы воспитания, и с другими подобными факторами. Отмечается, что важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является возрождение ценностей и идей, среди которых главной была и остается идея патриотизма, что в современных российских условиях, когда происходят изменения практически во всех сферах социально-экономической, политической и духовной жизнедеятельности, только она, став объединяющей силой, может способствовать возрождению национальных ценностей и традиций российского общества, выходу нашей страны из состояния затянувшегося поиска основ своего существования [9]. Отдается должное и тому, что «Патриотический потенциал — это фактор жизнеспособности индивида, социальной группы и общества» [там же, c. 49], «Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности» [8, c. 107], для государства популяризация патриотических настроений является объективной потребностью на пути укрепления национального единства и безопасности в полиэтническом и полирелигиозном пространстве [3, c. 69], т.е. патриотизм рассматривается как альтернатива межнациональной и межрелигиозной напряженности.

Приняты федеральные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Безусловную ценность патриотизма подчеркивают в своих выступлениях и лидеры религиозных объединений, в частности, патриарх Кирилл и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

В настоящее время патриотизм является самым активно развивающимся направлением общественной мысли [2, 3, 13]. При этом отчетливо проявляется тот факт, что патриотизм, при всей эмоциональности и публицистичности связанных с ним ассоциаций, может и должен быть объектом научного, причем междици-сплинарного изучения [12, 18]. А трактовка патриотизма в рамках обыденного сознания, перенос в науку закрепленных за этим понятием бытовых и идеологических ассоциаций, препятствуют собственно научному изучению этого непростого и неоднозначного явления. В результате отчетливо обозначается потребность в научном анализе патриотизма.

Нет недостатка и в определениях патриотизма. Например, «В нашем понимании патриотизм — это искренняя и бескорыстная любовь гражданина к своей стране, ее многонациональному народу, уважительное отношение к культуре, традициям и историческому прошлому России. Патриотизм — это последовательная и твердая защита законных интересов и прав всего российского народа и каждого гражданина, национально-государственных интересов нашей страны. Патриотизм — это реальные действия, направленные на достижение благополучия каждого гражданина России и всей страны в целом. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите вплоть до самопожертвования» [9, с. 33].

По мнению В.В. Путина, «настоящий патриотизм» — это «глубокое осознание личной причастности к судьбе страны, гражданская ответственность и стремление посвятить России, своим согражданам свой талант, готовность всегда быть со своей Родиной и в минуты торжества, и в периоды испытаний и невзгод» (Цит. по: [8, с. 107]).

Д.А. Медведев называет патриотизм одной из пяти главных ценностей российского народа. По его мнению, патриотизм — это вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре [11].

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» (Цит. по: [2, с. 20-21]).

Исследователи патриотизма отмечают, что такие характеристики, как верность своей стране, уважение к ее истории и традициям, внимание к достижениям народов в прошлом и настоящем состав-

ляют ядро государственного понимания патриотизма [3]. Патриарх Кирилл подчеркивает, что ядро истинного патриотизма — «стремление приносить пользу не только себе лично, но и содействовать благу других и, в первую очередь, благу своего Отечества» (Цит. по: [3, с. 69]). Важными чертами истинного патриотизма он также считает жертвенность, искреннюю веру, самоотверженное служение Богу, Отечеству и ближним [там же]. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных на состоявшемся в 2000 г в Москве Архиерейском соборе, перечисляются конкретные формы выражения патриотизма: защита Отечества от неприятеля, труд на благо отчизны, забота об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления, сохранение и развитие национальной культуры, народного самосознания [там же]. Выделяются и такие первостепенные слагаемые патриотизма, как любовь к Родине, готовность пожертвовать во имя ее блага собственными интересами, уважение и почитание истории своей страны [там же].

В «Википедии» патриотизм определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [7]. Подчеркнем в данной связи, что привычное в быту понимание патриотизма как любви к Родине является явно недостаточным. Он предполагает также, во-первых, поведенческий компонент — готовность действовать на благо Родине даже в ущерб своим личным интересам, т.е. своего рода патриотический альтруизм, не только абстрактную готовность совершать соответствующие действия, но и их реальное совершение: «Истинный патриотизм — это любовь к Родине в действии» [8, с. 100]. Во-вторых, чувство гордости своей Родиной — ее историей и культурой. В-третьих, психологически очень важное чувство идентификации со своей страной, ее историей и ее народом (народами) — чувство: «это моя страна, моя история и мой народ». Возможно, различные компоненты патриотизма можно свести к одному — преданности человека своей Родине, но в целях его аналитического изучения целесообразно не укрупнять, а, наоборот, дифференцировать этот феномен. А в качестве основных составляющих «ядра» патриотизма, на кото-

рые наслаиваются его многочисленные компоненты, можно выделить: 1) чувство любви к Родине. 2) готовность приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение, 4) идентификацию со своей страной, ее историей и ее народом.

Вместе с тем отмечается, что «Патриотизм — слово, вызывающее в целом позитивные эмоции у большинства россиян, но «заезженное» и не всегда правильно понимаемое» [9, с. 48]. В частности, патетические воззвания о любви к Родине и о величии русского народа вряд ли возможно принимать как должное проявление патриотизма [там же]. Очевидно, подобные — вербальные — проявления патриотизма должны сопровождаться его поведенческими проявлениями. Отмечается, что «Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении» [8, с. 89], соответственно, можно сделать вывод о спектральности, значительном разбросе точек зрения в отношении данного феномена [там же]. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты [8]. При этом «до сих пор не определено конкретное содержание патриотизма как ценности, не исследована ее взаимосвязь с другими близкими ей ценностями, явно недостаточное внимание уделяется изучению реального проявления патриотизма в системе взглядов, позиций, ценностных ориентаций, и особенно в процессе социализации и деятельностной реализации личности, социальной группы в условиях современной России» [8, с. 102], а одним из шагов на пути к решению проблемы самоидентификации российского социума должно стать обсуждение вопроса о сути патриотизма, о его соотношении с национализмом, шовинизмом, интернационализмом и космополитизмом [там же, с. 64]. Т. е. эта проблема, при всей ее важности для общества и для самых разных научных дисциплин, находится лишь на первых стадиях ее научной проработанности.

Эмпирические исследования патриотизма

В условиях предельной идеологизации темы патриотизма и ее обсуждения преимущественно в абстрактной плоскости естественный интерес представляют его эмпирические исследования. Отметим сразу же, что к ним надо относиться с большой осторожностью и в виду идеологизированности данной темы, и потому, что эти исследования выполнялись в прежние годы, предшествующие вхождению Крыма в состав России и другим важным событиям,

вызвавшим, по разным оценкам, рост патриотических настроений в российском обществе. Соответственно, можно предположить, что выявившийся в них уровень патриотизма наших сограждан, по сравнению с настоящим временем, существенно занижен. Вместе с тем они представляют, как минимум, исторический интерес, а также важны в плане выявления взаимоотношений между различными слагаемыми патриотизма.

По данным «Левада-Центра», в 2000 г. слово «патриотизм» вызывало положительные эмоции у 57% респондентов, 22% испытывали как позитивные, так и негативные эмоции, когда в очередной раз слышали с экрана телевизоров или по радио что-либо «про патриотизм» — видимо, потому, что в таких ситуациях к эмоциональным коннотациям данного понятия добавлялись ассоциации, вызываемые российскими СМИ и конкретными политиками, каждый десятый реагировал на него с неудовольствием или раздражением, 11% затруднились с ответом [1]. Эти данные свидетельствуют о том, что отношение к патриотизму в нашем обществе было неоднозначно и «зависимо от контекста», что вполне естественно.

Согласно тем же данным, 50% наших сограждан видели патриотизм в укреплении семьи и воспитании детей, 47% — в уважении традиций, 30% — в работе с полной отдачей по своей специальности. Гораздо менее значимы для россиян оказались публичные и политические формы патриотизма, такие как голосование на выборах за патриотические партии и политиков соответствующей ориентации, празднование исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических объединений. Т. е. проявилась «бытовая привязка» патриотизма — к формам деятельности, идущим на пользу нашему обществу, и их приоритет перед «символическими» формами патриотизма. Причем первое было более характерно для граждан с высшим и незаконченным высшим образованием, а второе — для людей с образованием ниже среднего [1].

Обращает на себя внимание и тот факт, что 60% респондентов понимали под патриотической политикой «возрождение России как великой державы», и только 35% — «защиту прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами» (там же). Подчеркнем еще раз, что опрос проводился до вхождения Крыма в состав России, которое сопровождалось масштабной и эффективной компанией по внедрению второго — «надгосударственно-го» — понимания патриотизма.

Представляют интерес и результаты опроса, проведенного в 2006 г. Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Отвечая на открытый вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом?», 27%

опрошенных ответили, что таковым, по их мнению, является человек, который любит свою Родину, переживает за нее и за ее граждан — «полностью преданный своей стране», «думают не о себе, Родина у них на первом месте», «болеет за свой народ», «который переживает за свою Родину», «патриот — человек, любящий свою страну, несмотря на ее недостатки». 9% респондентов выбрали «деятельный» вариант патриотизма, ответив, что патриотом можно считать человека, который делает что-либо полезное для своей страны и ее народа: «приносит пользу народу, Родине», «старается для своего народа», «тот, кто заботится о благополучии страны и о людях». 7% предпочли проиллюстрировать свои представления о патриотах упоминанием конкретных политических и общественных деятелей — от А.Д. Сахарова до В.В. Жириновского, нередко называя и президента России [4].

Опрошенные говорили также о таких признаках патриота, как готовность к самопожертвованию ради своей страны (6%), участие в сражениях за Родину или несение воинской службы (4%), гордость за свою страну (4%), а 3% отметили, что патриотом можно считать того, кто не хочет уезжать из России, очевидно, отказывая в этом статусе эмигрантам.

В данном исследовании респонденты оценивали также значимость ряда критериев патриотизма. Наиболее бесспорным из них оказалось отношение к родной природе: 76% опрошенных заявили, что человек, равнодушный к ней, не может быть истинным патриотом. 70% респондентов сказали, что нельзя считать патриотом человека, не знающего истории свой страны, 69% отказали в чувстве патриотизма тем, кто уклоняется от службы в армии, 56% отказали в патриотизме тем, кто стремился уехать жить и работать в другую страну. Иные признаки, такие как участие в выборах, знание гимна своей страны, предпочтение отечественного искусства зарубежному и др., оказались менее значимыми (31-45%% ответов).

57% опрошенных сочли патриотами самих себя, а 30% — не сочли. Чаще прочих считали себя патриотами представители старшего поколения (65%) и люди с высшим образованием (69%). При этом первые более строго, чем в целом респонденты по выборке, относились к обсуждавшимся критериям патриотизма, а вторые — наиболее мягко [4].

По данным ФОМ, чувство гордости от осознания себя гражданином России в начале 2010-х гг. возникало у пятой части (21%) опрошенных, у 36% с этим была связана обида за страну, а у 17% ощущение себя гражданином России вообще не вызывало ника-

ких чувств [см. 5]. По данным совместного исследования Института социологии РАН и ИСПИ РАН, 37% часто и 48% иногда испытывали стыд за нынешнее состояние страны [1].

При этом обнаруживались и любопытные феномены, демонстрировавшие специфику российского патриотизма. Например, сравнительное исследование, проведенное в 1990 г., показало, что доля граждан, которые гордились быть гражданином своей страны, у нас была ниже, чем в западноевропейских странах (всего 53%), однако доля готовых сражаться за свою страну — выше, чем в большинстве из них, и выше, чем доля испытывающих чувство гордости (66%) [9]. Т. е. для наших сограждан было характерным сознание «своей страной не горжусь, но воевать за нее буду», не характерное для европейцев.

Вообще опросы того времени демонстрировали невысокий уровень патриотизма в современной России. Так, в десятке наиболее значимых ценностей отсутствовали такие, которые были бы связаны с общероссийской групповой идентичностью, — «Родина», «патриотизм», «Национальная культура» и др. [6]. А в еще более раннем исследовании выяснилось, что среди качеств, приписываемых респондентами русскому человеку, патриотизм оказался лишь на 8-м месте (по количеству упоминаний), причем его упомянули лишь 9,5% опрошенных [16]. Оценки более позднего времени тоже сводились к констатации «депатриотизации сознания наших сограждан» [8, с. 52], «затянувшегося духовного кризиса, поразившего общество, одним из проявлений которого стало значительное снижение уровня патриотического сознания россиян» [там же, с. 160]. Симптоматично и то, что в современной российской Конституции термины «патриот» и «патриотизм» вообще отсутствуют, а понятие «Родина» встречается лишь 1 раз [6]. В то же время трудно не согласиться и с тем, что «патриотические чувства есть у большинства людей, и это подтверждают многочисленные социологические опросы» [там же, с. 27].

Показательным феноменом является и «социальное расслоение» патриотических чувств. Так, в начале 2000 гг. патриотические суждения поддерживали 51,5% бедных россиян (что, впрочем, тоже немного) и лишь 22,4% богатых [14].

Однако с начала 2014 г. ситуация существенно изменилась: стал наблюдаться значительный подъем патриотизма, связанный с рядом известных обстоятельств: «в последние годы мы наблюдаем всплеск патриотических настроений» [8, с. 345]. Согласно опросам «Левада-центра», во время зимних Олимпийских игр в Сочи 81% россиян отметили подъем патриотических чувств. Катализа-

тором второй волны патриотизма стало вхождение Крыма в состав России. У 88% респондентов это событие вызвало положительные эмоции — одобрение, гордость за страну, чувство торжества справедливости, радость. Однако, по мнению экспертов, «патриотический эмоциональный всплеск», вероятнее всего, продлится недолго: для долгосрочного эффекта нужны успехи внутри страны, в частности, в социальной и экономической сфере [10].

Еще ранее — в феврале 2014 года эксперты Института современной России при содействии социологов «Левада-центра» провели опрос, направленный на выяснение того, как россияне понимают патриотизм. Опрос показал, что большинство россиян считают, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Именно так 68% россиян ответили на вопрос «Что, по вашему мнению, значит быть патриотом?». По мнению 27% опрошенных, «быть патриотом» означает работу (действие) во благо страны, 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Несколько чаще выбирали эти два варианта ответа респонденты с высшим образованием. Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет в большинстве случаев видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: лишь для 19% молодежи патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% — стремление к изменению положения дел в стране. Исследование показало, что в целом, по сравнению с 2000 годом, когда был проведен аналогичный опрос, представления россиян о патриотизме практически не изменились. Однако количество респондентов, отметивших, что понятие патриотизма включает работу во благо страны, уменьшилось на 8%, и на 6% сократилось число россиян, связывающих патриотизм с необходимостью защиты страны от любых нападок и обвинений [10].

Опрос показал также, что для подавляющего большинства россиян — 84% — патриотизм означает «глубоко личное чувство», при этом, по мнению опрошенных, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет, только 9% опрошенных считают, что определение патриотизма находится в руках государства. Впрочем, респонденты в возрасте от 55 лет и пенсионеры несколько чаще отмечали, что государство должно определять, что патриотично, а что нет [там же].

По мнению значительного количества опрошенных, патриотизм далеко не всегда означает поддержку власти. С мнением о том, что «Патриот должен поддерживать власть, какой бы она ни была», в той или иной степени согласились чуть более 23%, а 82% не со-

гласились с мнением о том, что те, кто критикует действующий режим, не являются настоящими патриотами [там же], т.е. получила подтверждение возможность «критического патриотизма».

Ответы респондентов были соотнесены и с пониманием патриотизма как чувства гордости за свою страну. Как показал опрос, россияне большей частью гордятся природными богатствами России (38,5%), ее историей (37,8%), спортивными достижениями (28,9%), культурой (28,5%), размерами страны (28%). Гораздо меньшее количество наших сограждан испытывает чувство гордости за достижения страны в социальной и экономической сфере: лишь 2% опрошенных отметили, что гордятся системой здравоохранения, 5,2% — системой образования, 5,4% — экономическими успехами и, еще один тревожный показатель, — только 7,9% россиян гордятся своими согражданами [10].

Среди существующих интерпретаций данного исследования отметим, в связи со сказанным выше о возможности различных форм патриотизма, что «патриотизм в России принимает различные формы», а также то, что «большинство россиян считает, что патриотизм — это глубоко личное чувство, не поддающееся системному регулированию сверху» [там же).

В преддверии Дня России — 11 июня 2014 г. — ВЦИОМ представил данные еще одного опроса — о том, какие чувства россияне испытывают к нашей стране, кого считают патриотами, а кого — нет [19]. Отвечая на вопрос о том, кто не является патриотом, большинство респондентов — 84% — выразили мнение о том, что, прежде всего, это человек, не чувствующий любви к России. Две трети опрошенных — 68% — полагают, что патриотом не может быть тот, кто хочет переехать в другую страну. Еще 66% россиян считают главным проявлением непатриотических чувств уклонение от службы в армии. 66% уверены, что истинный патриот никогда не будет давать или брать взятки, 63% — что он не будет уклоняться от уплаты налогов. Для 65% опрошенных главным признаком, отличающим истинного патриота, является знание государственной символики России. 53% респондентов считают, что патриотом не может быть человек, имеющий счета за границей, 52% — что им не может быть человек, работающий в некоммерческой организации, которая финансируется из-за рубежа. Для 51 % опрошенных отсутствием патриотизма является отказ от участия в выборах, тогда как 40% участников опроса с этим не согласились. 47% респондентов полагают, что гражданин, публично высказывающий мнение, противоположное государственной позиции, не является патриотом, а 44% убеждены, что он все же может искренне

любить свою страну и быть ей преданным. Мнения респондентов о том, как охарактеризовать человека, имеющего двойное гражданство, также разделились: 48% думают, что его можно назвать патриотом, а 43% с этим в корне не согласны. По мнению 62% опрошенных, желание вступить в брак с иностранцем не означает, что человек не может питать патриотических чувств к своей стране, а не согласны с этим 30% респондентов. 65% опрошенных также не видят препятствий для того, чтобы назвать патриотом человека, работающего в иностранной фирме, с чем не согласны 29% участников опроса [19].

Рассмотренные результаты эмпирических исследований патриотизма позволяют сделать ряд общих выводов относительно природы этого понятия и его восприятия нашими согражданами.

Они в целом подтверждают адекватность приведенных выше определений патриотизма, в частности, чувства любви к Родине как его основы, и демонстрируют, что восприятие патриотизма гражданами в общем строится в русле существующих определений, хотя в различных ситуациях на первый план выходят те или иные его аспекты. Вместе с тем эмпирические исследования дают основания для некоторых уточнений.

1. Для граждан особенно существенен поведенческий компонент патриотизма — патриотическое поведение для них имеет куда большее значение, чем патриотические речи и заявления. При этом существенное значение для многих из них имеют и такие «поведенческие» проявления патриотизма, как воздержание от дачи взяток, исправная уплата налогов и отсутствие эмиграционных намерений.

2. Как уже отмечалось, достаточно выражена «локальная привязка» патриотизма в виде соответствующего отношения не только к своей Родине, но и к своей семье, своим детям, своей профессии и т.д. Как отмечают социологи, «Сегодня самоидентификация в кругу близких на порядок выше идентификации с большими социальными общностями ... Самоопределение «мы — это мои близкие, и ни государству, ни другим до нас нет дела» доминирует в нынешнем российском обществе» [17, с. 62].

3. В восприятии россиян патриотизм включает не только социальный, но и «физический» компонент — в виде бережного отношения к родной природе. В данной связи возникает вопрос о возможности считать патриотами тех наших многочисленных сограждан, которые выбрасывают мусор где попало, загрязняют окружающую их природную среду и вообще ведут себя на родной земле так, как будто это не их родная земля.

4. Часто понятие патриотизма персонифицировано, ассоциируется с конкретными личностями и иллюстрируется их примерами.

5. Патриотическое отношение к нашей стране часто сочетается с критическим отношением к ней и острой неудовлетворенностью ее нынешним состоянием. Эмпирически подтверждается распространенность «критического патриотизма», а полная удовлетворенность происходящим в стране скорее выглядит как индикатор неразвитости, как минимум, когнитивной составляющей патриотизма. «Истинное отношение патриота к своему Отечеству характеризуется как конструктивно-критическое и творчески созидательное» [8, с. 103-104].

6. Такой атрибут патриотизма, как чувство гордости за страну, не носит «тотального» характера и очень избирательно проявляется в отношении различных сторон состояния страны и разных фрагментов ее истории. Это делает данный показатель патриотизма очень неопределенным и нуждающимся в уточнениях в каждом конкретном случае.

7. Подтверждается необходимость выделения различных видов патриотизма, а также, при сохранении общего ядра, цементированного, например, любовью к Родине, обнаруживается большое количество его трактовок. Констатируется и то, что «патриотизм в России принимает различные формы» [8, с. 348].

8. Существует большой разброс мнений в отношении частных проявлений патриотизма (непатриотизма), таких как двойное гражданство, работа в иностранной фирме, готовность вступить в брак с иностранцем и т. п. Может возникнуть намерение вообще исключить подобные обстоятельства из числа критериев патриотизма, однако большое количество респондентов, придающих им значение в данном качестве, не позволяет этого сделать.

9. Достаточно заметное место в феноменальном поле наших сограждан, наряду с понятием патриотизма, занимает и понятие непатриотизма,1 а то, кто является патриотом, нередко определяется от противного — кто им не является. Вместе с тем, как обычно бывает в подобных случаях, трудно судить о том, являются ли патриотизм и непатриотизм полюсами единой школы, как и о том, означает ли непатриотизм лишь отсутствие качеств, свойственных патриотам, или же наличие каких-то особых «непатриотических» качеств.

1 Иногда в качестве антипода патриотизма рассматривается «национальный негилизм» [8, С. 6]

Результаты эмпирических исследований также демонстрируют, что, несмотря на «спонтанный рост патриотизма в результате таких событий, как включение Крыма в состав России или успешное выступление россиян на Сочинской Олимпиаде, необходимы целенаправленные меры по повышению уровня патриотизма в нашем обществе. Тем более, что, как отмечают исследователи, «многие молодые люди понимают необходимость патриотизма, но патриотами становиться не спешат» [8, с. 146].

Возрождение патриотизма

Регулярно отмечается, что одним из главных ресурсов возрождения патриотизма в российском обществе является система образования, поскольку образовательная сфера относится к числу ведущих, определяющих институтов воспитания в обществе и государстве. Констатируется и ее крайне неудовлетворительное состояние в этом плане вследствие пережитых ею псевдолиберальных реформ, «отстранение школы от воспитательной функции» [9, с. 81]. В результате «возрождение патриотизма в системе образования и воспитания подрастающего поколения, откуда он был сметен мутными потоками «перестройки», является одной из первостепенных и неотложных задач» [там же, с. 77].

Вместе с тем «Процесс воспитания патриота — процесс непрерывный» [8, с. 156] и не должен заканчиваться в школе. В частности, предлагается дополнить перечень принципов государственной службы принципом патриотизма [там же, с. 160]. Выделяются и три основных компонента патриотического образования: патриотические знания, патриотические навыки и патриотическое действие [8, с. 153]. А среди препятствий воспитанию патриотизма отмечаются отсутствие общенациональной идеи и декларативный характер патриотического воспитания, антипатриотичность СМИ, отсутствие эффективных мотиваций к патриотическому поведению [там же, с. 163]. Большие надежды возлагаются на итоги выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и другие подобные меры. Очень хотелось бы, чтобы эти надежды оправдались.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) / Под ред. М.К. Горшкова. М., 2011.

2. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2013.

3. Зверев В.О., Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1. С. 67-70.

4. Кто такой патриот? // Социальная реальность. 2007. №6. С. 65.

5. Мытиль А.В., Дудченко О. Н., Иноземцева В.Е. Кому и зачем нужна профессиональная психологическая помощь? М., 2013.

6. Национальная идея России. М.: Научный эксперт, 2012. Т. I, II.

7. Патриотизм // Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм

8. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности / Под ред. И.В. Бочарникова. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2015.

9. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. М.: АЛЬФА-М, 2013.

10. Подмена понятий: патриотизм в России: http://www.levada.ru/27-05-2014/ podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii. Дата обращения — 29.05.2014.

11. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ // Рос. Газета. 2008. 6 ноября.

12. Психология: современные направления междисциплинарных исследований: материалы научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

13. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.: Наука, 2007.

14. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2004.

15. Рукавишников В. О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: СОВПАДЕНИЕ, 1998.

16. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. Москва: Механик, 1996.

17. Симонян Р.Х. Российские экономические реформы 1990-х годов: психологические аспекты // Психологический журнал. 2013. Т. 34. №3. С. 60-71.

18. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

19. Чтозначит«бытьпатриотом»?:http://wcюm.ш/index.php?id=236&uid=114857. Дата обращения — 29.05.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.