Научная статья на тему 'Проблемы российского образования в публицистике М. Н. Каткова'

Проблемы российского образования в публицистике М. Н. Каткова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПУБЛИЦИСТИКА / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / REFORMS / POLITICAL ESSAYS / EDUCATIONAL REFORMS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карнишин Валерий Юрьевич

Рассматриваются взгляды известного российского консерватора, редактора газеты «Московские ведомости» М. Н. Каткова по вопросам преобразований в системе образования в стране в 1880-1890-х гг. Дана характеристика аргументов М. Н. Каткова, выступавшего за усиление контролирующей роли государства в жизни университетов и других учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF RUSSIAN EDUCATION IN POLITICAL ESSAYS OF M. N. KATKOV

The article analyses views of M. N. Katkov, the famous Russian conservator, the editor of the newspaper «Moscow News» concerning reforms in the system of education in Russia 1880-1890. The article characters arguments of M. N. Katkov, who speaks for strengthening of monitoring role of state in the life of universities and other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы российского образования в публицистике М. Н. Каткова»

УДК 1 (091)

В. Ю. Карнишин

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ М. Н. КАТКОВА

Аннотация. Рассматриваются взгляды известного российского консерватора, редактора газеты «Московские ведомости» М. Н. Каткова по вопросам преобразований в системе образования в стране в 1880-1890-х гг. Дана характеристика аргументов М. Н. Каткова, выступавшего за усиление контролирующей роли государства в жизни университетов и других учебных заведений.

Ключевые слова: преобразования, публицистика, реформы образования, студенческая среда.

V. Yu. Karnishin

THE ISSUES OF RUSSIAN EDUCATION IN POLITICAL ESSAYS OF M. N. KATKOV

Absrtact. The article analyses views of M. N. Katkov, the famous Russian conservator, the editor of the newspaper «Московские ведомости» concerning reforms in the system of education in Russia 1880-1890. The article characters arguments of M. N. Katkov, who speaks for strengthening of monitoring role of state in the life of universities and other educational institutions.

Key words: reforms, political essays, educational reforms, students.

Дискуссии о роли образования в развитии России по-прежнему определяют особенности общественно-политической жизни страны, переживающей переходный этап развития. Оценки правительственной политики по отношению к реформам в данной сфере всегда вызывали повышенный интерес и отмечались достаточной категоричностью. Изменения во внутренней политике, связанные с убийством Александра II, обусловили известные корректировки в позиции по отношению к образованию. Уместно в этой связи отметить, что в государственной образовательной политике речь шла о продолжении консервативной тенденции, намеченной в последние годы царствования Александра II. Процесс развития российского образования,

как отмечается исследователями, отражал достаточно противоречивые тенденции: раскол между светской западноевропейской и патриархальной православно-христианской культурами; утверждение гуманистической направленности, наряду с предельной формализацией образования [1, с. 15].

С. И. Посоховым обращалось внимание и на иные интерпретации образовательной политики. С одной стороны, тради-ционны утверждения о негативном влиянии на развитие университетов мелочной регламентации их деятельности; с другой, -профессура была заинтересована в том, чтобы в уставе утверждались обязательства правительства в отношении численности, прав совета и факультетов. В этой связи мелочность правительственного курса вполне объяснима как финансовой зависимостью университетов от государства, так и отсутствием длительной традиции университетского образования [2, с. 378].

Представляется, что рассмотрение взглядов на правительственную политику в сфере образования одного из ярких представителей российской политической журналистики, главного редактора газеты «Московские ведомости» М. Н. Каткова, известного своим консерватизмом, позволит уяснить аргументацию сторонников изменений официального курса в реалиях 1880-х - 1890-х гг.

В течение последних десятилетий, в условиях растущего общественного и научного интереса к осмыслению феномена российского консерватизма, личность М. Н. Каткова, его литературная и общественная деятельность стали объектом внимательного изучения историков, филологов, политологов [3-14]. Необходимо отметить, что изданные работы М. Н. Каткова позволяют более внимательно исследовать систему его взглядов на различные аспекты российской действительности [15,16].

Откликаясь на полемику по вопросу о реформировании университетского образования, М. Н. Катков обращал внимание на необходимость изменения системы экзаменов, высказывал тревогу в связи со сниженным качеством преподавания. В условиях политизации части студенчества он сетовал на то, что в среде преподавателей достаточно четко проявилась тенденция, которая сводилась, по мнению автора, в отходе от учебной программы: «Эти профессора читают не то, что было бы полезно слушать студентам, а что им самим в данную минуту удобно читать» [17]. В этой связи заслуживает внимания мнение Э. Э. Ухтомского о лекциях приват-доцента Петербургского университета Вл. С. Соловьева. «Политика преобладала: сходки почти ежедневные... Лекции Соловьева предназначались для всех,

но студенты были разъединены из-за политики и отношения между ними были обостренные... Слушали его отрывочно, да и вообще все было как-то порывисто. Лекции «импровизировались», имели скорее лирический, чем строго научный характер. По-видимому, Соловьев к лекциям не готовился. Курс его не был систематическим: это был, так сказать, «ряд блестящих выступлений». Профессора относились к Соловьеву насмешливо» [18].

Достаточно сложными были порой и взаимоотношения между профессорской корпорацией и студенчеством. Настороженное отношение администрации университета к студентам обусловило формирование контактов с преобладанием, скорее, административных указаний, чем отношений сотрудничества [19, с. 58].

Откликаясь на рост политизации в студенческой среде, М. Н. Катков был далек от того, чтобы переоценивать значимость административного ресурса в воспитании и обучении: «Патриотической мудрости для обязательного преподавания и усвоения в университетах правительство административными способами не создаст... Благодаря странной системе, господствующей в наших университетах, выходит так, что правительство нередко прямо вынуждает учащуюся в них молодежь моделировать свой образ жизни по тем доктринам и воззрениям, которые противоречат закону и государственному строю страны [20].

Остро воспринимая проблему ликвидации неграмотности, М. Н. Катков не ограничивался публицистической деятельностью. Еще в 1860-х гг. он совместно с П. М. Леонтьевым открыл Лицей Цесаревича Николая, который и возглавил сам, после кончины своего коллеги. Кроме того, М. Н. Катков обращал внимание на важность создания сети технических подготовительных школ [21, с. 1073].

Новые тенденции в развитии образования, связанные с местом в данной системе церковно-приходской и земской школ не могли не отразиться в публикациях М. Н. Каткова. Ряд представителей клира апеллировал к государству, сетуя на высокомерие части светских учителей к духовенству как к сословию, призывал уберечь молодежь от следования «всему иностранному», особенно - радикализму. Один из священников Харьковской губернии отмечал, что, если земские школы «будут стоять на почве западного реализма, совсем не свойственному православному русскому народу, то, несомненно, дни их сочтены» [22].

М. Н. Катков отстаивал необходимость развития сети цер-ковно-приходских школ, усматривая в них институт, близкий к сельскому населению. «Научить детей читать, писать, считать и

начаткам учения Православной Церкви - вот основная задача церковно-приходских школ» [23], - писал М. Н. Катков, высказывая доводы в пользу дешевизны данной формы обучения, он сетовал на усиление значимости светского образования, которое, по его мнению, способно «помутить здравый смысл народа и народную совесть».

Публицистика М. Н. Каткова - яркое свидетельство о настроениях той части российского общества, которая находилась в поиске выбора оптимальной модели развития позднеим-перской России в условиях перемен во всех сферах жизни, несущей наслоения противоречий дореформенного периода истории на реальности новой эпохи.

Библиографический список

1. Богуславский М. В. Реформы российского образования XIX -XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. - 2006. -№ 3. - С. 5-21.

2. Посохов С. И. Уставы российских университетов XIX в. в оценках современников и потомков // Вопросы образования. - 2006. -№ 1. - С. 370-381.

3. Маркелов Е. В. Пути исканий русской интеллигенции: оформление охранительной концепции М. Н. Каткова / / Обозреватель - Observer. - 1996. - № 10-12 (81-83).

4. Изместьева Г. П. Михаил Никифорович Катков // Вопросы истории. - 2004. - № 3.

5. Перевалова Е. В. Журнал М. Н. Каткова «Русский вестник в первые годы издания: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1998.

6. Шипилов С. Н. Мировоззрение и представления М. Н. Каткова о политико-культурном опыте Англии // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 6.

7. Поночевный М. А. Имперское сознание и образ Польши в мифологемах М. Н. Каткова // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 1. - С. 21-26.

8. Санькова С. М. Государственный деятель без государственной должности. М. Н. Катков как представитель идеологии государственного национализма. Историографический аспект. - СПб., 2007.

9. Санькова С. М. Михаил Никифорович Катков. В поисках места (1818-1856). - М., 2008.

10. Санькова С. М. Анализ ключевых проблем изучения российской политической истории XIX в. на основе историографии М. Н. Каткова // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». - 2010. - № 2 (10). - С. 5-13.

11. Санькова С. М. Роль Русской Православной Церкви в деле народного образования в представлении М. Н. Каткова // Ученые

записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2011. - № 6. - С. 304-306.

12. Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. - М., 2007.

13. Репников А. В. Современная историография российского консерватизма // Консерватизм и традиционализм на юге России. Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. - 2002. -Вып. 9.- С. 5-28.

14. Шахназаров В. Г. Специфика охранительного консерватизма 2-й половины XIX века (на примере анализа мировоззрения и деятельности К. Победоносцева и М. Н. Каткова) // Вестник МГОУ. -С.151-155.

15. Катков М. Н. Империя и крамола. - М., 2007.

16. Катков М. Н. Избранные труды / сост., авт. вступ. ст. и ком-мент. С. С. Секиринский. - М., 2010.

17. Катков М. Н. О необходимости изменения университетских экзаменов // Московские ведомости. - 1881. - 21 апреля.

18. Лукьянов С. М. Запись бесед с Э. Э. Ухтомским // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. : альманах. - М., 1992. - С. 396.

19. Серых А. А. «Мы ведь разных поколений, значит, во многом разных мировоззрений...» Коммуникативная практика поколений историков конца XIX - начала XX в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12, № 6. - С. 56-62.

20. Катков М. Н. Университетский вопрос // Московские ведомости. - 1884. - 28 июня.

21.Биюшкина Н. И. Политико-правовые взгляды Михаила Ни-кифоровича Каткова // European researcher. - 2011. - № 7 (10). -С. 1072-1075.

22. Бондаренко А. Дискуссия о земских и церковно-приходских школах на страницах православной периодики Харьковской епархии второй половины XIX - начала XX в. - URL: www.sfi.ru / statja/ diskussijaozemskih /

23. Катков М. Н. Церковно-приходские школы // Московские ведомости. - 1884. - 14 декабря.

Referenses

1. Boguslavskij M. V. Reformy rossijskogo obrazovaniya XIX - XX vv. kak global'nyj proekt / / Voprosy obrazovaniya. - 2006. - № 3. - S. 5-21.

2. Posokhov S. I. Ustavy rossijskikh universitetov XIX v. v otsenkakh sovremennikov i potomkov // Voprosy obrazovaniya. - 2006. - № 1. - S. 370-381.

3. Markelov E. V. Puti iskanij russkoj intelligentsii: oformlenie okhra-nitel'noj kontseptsii M. N. Katkova // Obozrevatel' - Observer. - 1996. - № 10-12 (81-83).

4. Izmest'eva G. P. Mikhail Nikiforovich Katkov / / Voprosy istorii. -2004. - № 3.

5. Perevalova E. V. ZHumal M. N. Katkova «Russkij vestnik v pervye gody izdaniya: dis. ... kand. filol. nauk. - M., 1998.

6. SHipilov S. N. Mirovozzrenie i predstavleniya M. N. Katkova o poli-tiko-kul'turnom opyte Anglii / / Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2008. - № 6.

7. Ponochevnyj M. A. Imperskoe soznanie i obraz Pol'shi v mifologe-makh M. N. Katkova / / Sovremennye gumanitarnye issledo-vaniya. - 2008. - № 1. - S. 21-26.

8. San'kova S. M. Gosudarstvennyj deyatel' bez gosudarstvennoj dolzhnosti. M. N. Katkov kak predstavitel' ideologii gosudar-stvennogo natsi-onalizma. Istoriograficheskij aspekt. - SPb., 2007.

9. San'kova S. M. Mikhail Nikiforovich Katkov. V poiskakh me-sta (1818-1856). - M., 2008.

10. San'kova S. M. Analiz klyuchevykh problem izucheniya rossij-skoj politicheskoj istorii XIX v. na osnove istoriografii M. N. Katkova / / Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya». - 2010. - № 2 (10). - S. 5-13.

11. San'kova S. M. Rol' Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi v dele narodnogo obrazovaniya v predstavlenii M. N. Katkova / / Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Gumani-tarnye i sotsial'nye nauki». -2011. - № 6. - S. 304-306.

12. Repnikov A. V. Konservativnye kontseptsii pereustrojstva Rossii. -M., 2007.

13. Repnikov A. V. Sovremennaya istoriografiya rossijskogo konser-vatizma / / Konservatizm i traditsionalizm na yuge Rossii. YUzhnorossijskoe obozrenie TSentra sistemnykh regional'nykh issle-dovanij i prognozirovaniya IPPK pri RGU i ISPI RAN. - 2002. - Vyp. 9.- S. 5-28.

14. SHakhnazarov V. G. Spetsifika okhranitel'nogo konservatizma 2-j poloviny XIX veka (na primere analiza mirovozzreniya i deya-tel'nosti K. Po-bedonostseva i M. N. Katkova) / / Vestnik MGOU. - S. 151-155.

15. Katkov M. N. Imperiya i kramola. - M., 2007.

16. Katkov M. N. Izbrannye trudy / sost., avt. vstup. st. i kom-ment. S. S. Sekirinskij. - M., 2010.

17. Katkov M. N. O neobkhodimosti izmeneniya universitetskikh ehk-zamenov / / Moskovskie vedomosti. - 1881. - 21 aprelya.

18. Luk'yanov S. M. Zapis' besed s EH. EH. Ukhtomskim // Rossijskij arkhiv: Istoriya Otechestva v svidetel'stvakh i dokumentakh XVIII-XX vv. : al'manakh. - M., 1992. - S. 396.

19. Serykh A. A. «My ved' raznykh pokolenij, znachit, vo mnogom raznykh mirovozzrenij...» Kommunikativnaya praktika pokolenij is-torikov kontsa XIX - nachala XX v. // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. - 2010. - T. 12, № 6. - S. 56-62.

20. Katkov M. N. Universitetskij vopros // Moskovskie vedo-mosti. -1884. - 28 iyunya.

21. Biyushkina N. I. Politiko-pravovye vzglyady Mikhaila Ni-kiforovicha Katkova / / European researcher. - 2011. - № 7 (10). - S. 1072-1075.

22. Bondarenko А. Diskussiya o zemskikh i tserkovno-prikhodskikh shkolakh na stranitsakh pravoslavnoj periodiki KHar'kovskoj eparkhii vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. - URL: www.sfi.ru/statja/diskussijaozemskih/

23. Katkov M. N. TSerkovno-prikhodskie shkoly // Moskovskie ve-domosti. - 1884. - 14 dekabrya.

Информация об авторе

Карнишин Валерий Юрьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: valeriy.karnishin@list.ru

Author

Karnishin Valery Yuryevich - Doctor of historical sciences, professor, head of department of History of Russia, State and Law, Penza State University,440026, Penza, Krasnaya street 40, Russia, e-mail: valeriy.karnishin@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.