Научная статья на тему 'Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта'

Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗАГРУЖЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля С. Н., Кузьмичева Е. В.

В статье рассматриваются проблемы финансового и материально-технического обеспечения функционирования физической культуры и спорта. Выбор направлений исследования продиктован их важностью в реализации основополагающих целей государственной концепции развития сферы физической культуры и спорта в РФ. Значительное внимание уделено характеристике бюджетных и внебюджетных каналов поступления денежных средств в отрасль. На основе статистических данных за период 2005-2013 гг. проведен анализ структуры и динамики финансирования физкультурно-спортивной деятельности, который позволил авторам выявить характерные тенденции этого процесса. С позиций социального, воспроизводственного и налогового назначения рассмотрен финансовый показатель, характеризующий доходы от предоставления платных физкультурно-спортивных услуг. Охарактеризована его положительная динамика в течение исследуемого периода, дана сравнительная оценка доли этих доходов в ВВП России и других европейских стран. На основе большого статистического и фактического материала проанализировано состояние инфраструктуры отрасли. Выявлены позитивные и негативные тенденции развития сети спортсооружений, как в целом, так и по отдельным их видам. В статье акцентируется внимание на актуальной проблеме, отражающей низкую обеспеченность населения спортсооружениями и недостаточную эффективность использования имеющихся спортивных объектов. В качестве причин авторы называют то, что для многих спортивных сооружений характерна низкая эффективность управления, как в экономическом, так и в организационном плане, что приводит, в частности, к нерациональному распределению загрузки спортивных объектов. В статье обозначены также и другие наиболее актуальные проблемы ресурсного обеспечения российского физкультурно-спортивного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта»

ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 796.075

Поступила в редакцию 08.01.2015 г.

Кандидат экономических наук, доцент С.Н. Зозуля1

Доктор педагогических наук, доцент Е.В. Кузьмичева1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

PROBLEMS OF RESOURCES PROVISION OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Ph.D., Associate Professor S.N. Zozulya1

Dr.Hab., Associate Professor E.V. Kuz'micheva1

1 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTSOLIFK), Moscow

Информация для связи с автором:

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы финансового и материально-технического обеспечения функционирования физической культуры и спорта. Выбор направлений исследования продиктован их важностью в реализации основополагающих целей государственной концепции развития сферы физической культуры и спорта в РФ.

Значительное внимание уделено характеристике бюджетных и внебюджетных каналов поступления денежных средств в отрасль. На основе статистических данных за период 2005-2013 гг. проведен анализ структуры и динамики финансирования физкультурно-спортивной деятельности, который позволил авторам выявить характерные тенденции этого процесса. С позиций социального, воспроизводственного и налогового назначения рассмотрен финансовый показатель, характеризующий доходы от предоставления платных физкультурно-спортивных услуг. Охарактеризована его положительная динамика в течение исследуемого периода, дана сравнительная оценка доли этих доходов в ВВП России и других европейских стран. На основе большого статистического и фактического материала проанализировано состояние инфраструктуры отрасли. Выявлены позитивные и негативные тенденции развития сети спортсооружений, как в целом, так и по отдельным их видам. В статье акцентируется внимание на актуальной проблеме, отражающей низкую обеспеченность населения спортсооружениями и недостаточную эффективность использования имеющихся спортивных объектов. В качестве причин авторы называют то, что для многих спортивных сооружений характерна низкая эффективность управления, как в экономическом, так и в организационном плане, что приводит, в частности, к нерациональному распределению загрузки спортивных объектов. В статье обозначены также и другие наиболее актуальные проблемы ресурсного обеспечения российского физкультурно-спортивного движения.

Ключевые слова: ресурсное обеспечение, развитие физической культуры и спорта, структура финансирования, показатели загруженности спортивных сооружений.

Annotation

The paper deals with the problems of the financial and material-technical support

of the operation of the sphere of physical culture and sport.

The choice of the research areas is caused by their importance in the

implementation of the fundamental objectives of the state concept of development

of the sphere of physical culture and sport in Russia.

Much attention is paid to the characteristics of budgetary and non-budget sources

of cash inflow in the industry.

The structure and dynamics of financing of physical culture and sports activity was analyzed on the basis of statistical data for the period 2005-2013, which enabled the authors to identify specific trends of this process. The financial measure of the income from provided paid physical culture and sports services was considered from the social, reproductive and tax perspectives. Its positive dynamics throughout the examined period was characterized. The comparative evaluation of the share of these revenues in the GDP in Russia and other European countries was provided.

On the basis of the large volume of statistical and factual material the status of the sector's infrastructure was analyzed, revealing positive and negative trends of development of the network of sports facilities both in general and for specific types.

The article focuses on the pressing problem of low supply of people with sports facilities and inefficient use of existing sports facilities. The authors believe that the reasons for that are bad management of many sports facilities, both in terms of economy and organization, which leads, specifically, to the irrational load balancing at sports facilities.

Keywords: resources provision, development of physical culture and sport, funding structure, indicators of utilization of sports facilities.

Введение. Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Приоритетные направления государственной политики сформулированы в Государственной программе РФ «Развитие

физической культуры и спорта», включающей четыре подпрограммы: «Развитие физической культуры и массового спорта»; «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»; «Подготовка и проведение Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации»; «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта» [3].

По итогам выполнения Программы наряду с индикаторами, характеризующими успешность выступлений российских спорт-

46

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2015 Август | August

сменов на Играх Олимпиад и других международных соревнованиях, и 100 %-ным соответствием подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г требованиям ФИФА ожидается реализация важнейших социальных показателей: привлечение к 2020 г к занятиям физической культурой и спортом до 40 % граждан Российской Федерации (в том числе до 20 0% лиц с ограниченными физическими возможностями и до 80 % обучающихся); повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями до 48 %; 100 %-ное использование олимпийских спортивных сооружений в г Сочи и спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г в г Казани в постсоревновательный период в сфере физической культуры и спорта.

Очевидно, что реализация намеченных мероприятий предполагает денежные поступления как из бюджетов разных уровней (федерального, региональных, муниципальных образований и городских округов), так и из внебюджетных источников. Общий объем средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ на период 2015-2020 гг. составит более 1,2х1012 рублей. Для осуществления целенаправленного бюджетного финансирования формируются бюджетные классификации, т. е. группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, с помощью которых государство выполняет свои функции. В настоящее время для обособления расходов на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта введен новый раздел классификации расходов бюджетов: 1100 - «Физическая культура и спорт», включающий пять следующих подразделов: 1101 - «Физическая культура»; 1102 - «Массовый спорт»; 1103 - «Спорт высших достижений»; 1104 - «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта»; 1105 - «Другие вопросы в области физической культуры и спорта».

В общей сумме бюджетных средств значительную и всё-возрастающую часть составляют целевые ассигнования из бюджетов субъектов федерации, также инвестируемые в расширение и модернизацию материально-технической базы физкультуры и спорта. Местные бюджеты осуществляют финансирование бюджетных учреждений и участвуют в сооружении и ремонте объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

В реальной финансовой практике все названные источники денежных средств объединяются в один консолидированный бюджет, который в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

На период реализации Программы сохраняется и традиционная государственная поддержка, осуществляемая путем выделения субсидий общероссийским спортивным федерациям на развитие видов спорта (прежде всего с низкой

самоокупаемостью), предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию региональных и муниципальных спортивных объектов, а также субсидий общероссийским общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В наиболее развитых в спортивном отношении странах бюджетное финансирование развития физической культуры и спорта от ВВП составляет 1,5-3 %, в России - 0,17-0,2 %, т. е. пока примерно в 10 раз меньше.

Помимо прямого участия государственных финансов в покрытии расходов физкультурно-спортивных организаций существуют формы косвенного участия. Государство своими законодательными и нормативными актами предусматривает льготные условия налогообложения, кредитования, частичного или полного освобождения от уплаты таможенных пошлин.

К внебюджетному финансированию относят следующие направления привлечения денежных средств в сферу физической культуры и спорта:

- Частнопредпринимательская деятельность коммерческих физкультурно-спортивных структур на основе использования собственного капитала. На эти средства в субъектах федерации России строятся специализированные спортивные объекты, фитнес-клубы и другие физкультурно-спортивные объекты.

- Предпринимательская деятельность некоммерческих бюджетных и общественных организаций представлена преимущественно предложением различных дополнительных (к основной деятельности) услуг, выпуском газет и журналов, методической литературы, продажей спортивной атрибутики и других спортивных товаров.

- Денежные поступления из Олимпийского комитета России, Международного олимпийского комитета, международных спортивных организаций, внебюджетных фондов содействия развитию физической культуры и спорта России. Эти различные по целевому назначению денежные средства (Национальный и Международный олимпийские комитеты поддерживают преимущественно олимпийские виды спорта) в целом способствуют увеличению финансовых возможностей развития физкультуры и спорта в России. В этом же направлении реализуются поступления от благотворительной деятельности (меценатства) отдельных граждан и организаций.

Существенную роль во внебюджетных поступлениях денежных средств в физкультурно-спортивную сферу традиционно играет спонсорство. Являясь источником материальной поддержки физкультурно-спортивной деятельности, спонсорская поддержка отражает интересы обоих участников этого процесса.

Таблица 1. Основные источники финансирования физической культуры и спорта

Годы Бюджетные средства Внебюджетные источники, млрд руб. / % от суммы Всего средств, млрд руб.

Всего, млрд руб. В том числе:

федеральный бюджет, % бюджеты субъектов РФ, % бюджеты муниципальные, %

2005 31,4 8,6 67,4 24,0 5,4 / 13,9% 36,8

2006 50,9 7,0 66,0 26,0 8,2 / 13,9% 59,1

2007 225,9 3,7 87,3 9,0 18,3 / 7,5% 244,3

2008 108,4 9,0 62,0 29,0 9,6 / 8,1% 118,0

2009 110,5 19,8 55,9 24,3 8,3 / 7,0% 118,8

2010 136,6 17,7 57,4 24,9 13,5 / 9,0% 150,1

2011 186,3 14,2 59,7 26,1 20,2 / 9,8% 206,5

2012 260,9 5,8 51,9 40,3 29,4 /10,1% 290,4

2013 250,8 6,4 59,0 34,6 41,2 /14,1% 292,0

№ 8 • 2015 Август | Аид^

http://www.teoriya.ru

47

Цель исследования - провести анализ ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта в России.

Результаты исследования и их обсуждение. Структура и динамика финансирования физкультурно-спортивной деятельности в России представлена в табл. 1.

Анализ динамики и структуры финансирования отрасли за период с 2005 по 2013 г. обнаруживает следующие характерные тенденции: объем финансирования увеличился в 8 раз; основная доля (85-93 %) приходится на поступления из бюджетных источников, среди которых большая часть - бюджеты субъектов федерации (годовые колебания в пределах 52-87 %); внебюджетные поступления составили от 7 до 14 % всех средств.

К числу внебюджетных источников финансирования отнесены также и доходы производителей платных услуг Рынок платных услуг включает в себя физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-зрелищные услуги. Численность людей, занимающихся физической культурой и спортом, в настоящее время составляет около 25 % от численности населения страны, в том числе 11 % от общего числа занимающихся посещают занятия на платной основе. В течение исследуемого периода показатели объёма платных услуг, равно как и показатели платных услуг, приходящихся на душу населения, характеризовались положительной динамикой. Однако пока доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют всего 0,06 % от ВВП России, а в Австрии этот показатель равен около 2 %, в Швейцарии - 1,8 % от ВВП.

Для достижения целей государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» планируется решение задач по развитию инфраструктуры физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений [3]. Анализ динамики развития сети спортивных сооружений страны свидетельствует о наличии ряда позитивных тенденций, это в первую очередь стабильное увеличение общей численности спортивных сооружений (на 22,87 % за последние десять лет), численности дворцов спорта и бассейнов (соответственно на 66,4 и 57,4 % за 10 лет). (табл. 2). Однако темпы роста численности некоторых сооружений имеют тенденцию к снижению: так, если рост числа дворцов спор-

Таблица 2. Показатели развития сети спортивных сооружений

та в период с 2003 по 2008 г. составил 46,7 %, то за период 2008-2013 гг. - всего 13,4 %; спортивных залов - 15,7 %, то за период 2008-2013 гг. - всего около 2 % [4-7].

Негативная тенденция на протяжении последних десяти лет наблюдается с численностью стадионов с трибунами на 1500 и более мест, лыжными базами и сооружениями для стрелковых видов спорта (снижение численности, соответственно на 13,8 %, 11,9 % и 24,6 %).

Доля физкультурно-спортивных сооружений, имущество которых находится в государственной собственности, составляет 93,9 % (на 31.12.2013 г.). В 2003 г. этот показатель равнялся 94,4 %. В структуре государственных сооружений преобладают сооружения муниципальной собственности (85,0 %). (табл. 3).

Среди актуальных проблем развития отрасли - низкая обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооружениями и недостаточная эффективность использования имеющихся спортивных сооружений [1, 2]. В соответствии с «Социальными нормами и нормативами по физической культуре и спорту» обеспеченность населения РФ на конец 2013 г. составила 40,4 %; плавательными бассейнами -10,4 %; плоскостными сооружениями - 68,8 % [4, 7].

В целом по стране, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, обеспеченность населения спортивными и физкультурно-оздоровительными сооружениями достигла 25,9 %. По итогам реализации Программы к 2020 г. декларируется (ожидается) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, до 48 %, что вызывает некоторые сомнения, так как требует за последующие 7 лет увеличения площадей спортивных сооружений почти вдвое?!

Для многих спортивных сооружений характерна низкая эффективность управления, как в экономическом, так и в организационном плане. Это приводит, в частности, к нерациональному распределению загруженности спортивных объектов. Загруженность ряда физкультурно-спортивных сооружений оценивалась путем сравнения нормативных показателей мощности,

ш

V-□

. а

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О (и .с Н

№ п/п. Сооружения 2003 г. 2008 г. Прирост за 5 лет 2013 г. Прирост за 5 лет Прирост за 10 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Стадионы с трибунами на 1500 и более мест 2097 1597 - 23,84 1807 13,15 -13,83

2 Спортивные залы 108365 123200 13,69 140650 14,16 29,79

3 Дворцы спорта 289 424 46,71 481 13,44 66,44

4 Манежи 260 307 18,08 353 14,98 35,77

5 Велотреки - 28 - 39 39,29 -

6 Бассейны 3033 3762 24,04 4774 26,90 57,40

7 Лыжные базы 3339 3042 - 8,89 2941 - 3,32 - 11,92

8 Биатлонные комплексы 35 37 5,71 46 24,32 31,43

9 Сооружения для стрелковых видов спорта 9267 8098 - 12,61 6987 - 13,72 - 24,60

10 Гребные базы 103 117 13,59 117 0,00 13,59

11 Другие сооружения 30278 28688 5,25 37680 31,34 24,45

Всего 216434 238000 9,96 265942 11,74 22,87

Таблица 3. Структура принадлежности государственных спортивных сооружений

Спортивные сооружения государственной собственности, ед. Количество сооружений, % Прирост, %

на 31.12.2003 г. на 31.12.2013 г.

Всего, 204328 / 100 249746/ 100 45418 / 22,2

в том числе:

федеральной собственности 14905 / 7,3 11903 / 4,8 - 3002 / 20,1

субъектов РФ 15263 / 7,5 25574 / 10,2 10311 / 67,5

муниципальной собственности 174160 / 85,2 212269 / 85,0 38109 / 21,9

48

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2015 Август | Аид^

Таблица 4. Показатели загруженности спортивных сооружений МСА ОАО ОК «Лужники»

№ п/п. Спортивные сооружения Показатели социальной эффективности работы спортсооружений, %

По времени загрузки по мощности по обслуживающей способности

1 Спортзал № 1 58 52,7 53,0

2 Спортзал № 2 53 61,3

3 Зал для шейпинга 32 45,0

4 Футбольное поле № 8 82,50 77,5

5 Площадка № 19 68,30 58,3

обслуживающей способности и времени работы сооружений в недельном цикле с фактическими показателями [6] (табл. 4).

Оценка загруженности двух плавательных бассейнов ОАО ОК «Лужники» в годичном цикле (по показателям количества посещений) составила от 49 % до 55 % от нормативной.

Обслуживающая способность спортивного зала греко-римской борьбы СДЮСШОР № 64 г Москвы составила 73 % от норматива, а мощность спортивного зала - от 44,3 % до 68,1 %.

Проанализирована загруженность спортивных залов РГУФКСМиТ: трех залов гимнастики, четырех игровых залов, пяти залов для единоборств, зала для спортивных танцев, тяжелой атлетики, двух залов для режиссуры и арены УСЗК. Загруженность ниже нормативной (в диапазоне от 40 до 97 %) отмечена во всех залах, кроме зала для футбола. Наиболее низкие показатели загруженности зала восточных единоборств (54 %), тяжелой атлетики (55 %), зала для спортивных танцев (61 %) и одного из залов режиссуры (40 %).

В целом по обследованным спортивным залам РГУФ-КСМиТ соотношение учебной работы и аренды сооружений для предоставления платных услуг составляет 58 % : 42 %. Однако по гимнастическим залам это соотношение составляет 37 % : 63 %, т. е. время аренды значительно превышает время учебной работы, в залах спортивных игр картина обратная - 65 % : 35 %, т. е. время учебной работы почти в два раза превышает время аренды. Наиболее низкие показатели аренды, составляющие чуть более часа в сутки, отмечены в зале тяжелой атлетики и зале спортивных танцев.

Выводы. Представленный анализ эксплуатации ряда спортивных объектов вскрыл наиболее актуальные проблемы ресурсного обеспечения российского физкультурно-спортивного движения. К ним относятся: низкая обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооружениями; недостаточная эффективность использования имеющихся спортивных сооружений; недостаточные усилия для развития физкультурно-спортивных услуг; предоставляемых социально не защищенным слоям населения; отсутствие системы массово реализуемых форм сотрудничества государства и частного капитала; недостаточные усилия по совершенствованию и модернизации материально-технической базы; несоответствие перечня услуг современным требованиям и запросам населения.

Необходимость решения таких проблем рассматривается как один из источников достижения стратегических целей развития российского физкультурно-спортивного движения

Литература

1. Алешин В.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: метод. пособие / В.В. Алешин, Е.В. Кузьмичева. - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 128 с.

2. Власов Е.Г. Пути повышения эффективности деятельности государственного спортивного комплекса / Е.Г. Власов, Е.В. Кузьмичева, Д.А. Брагинцев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 2. - С. 48-52.

3. Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» // Сб. официальных документов и материалов. Министерство спорта Российской Федерации. - 2013. - № 5-6. - С. 3-109.

4. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19

октября 1999 г. № 1683-р / Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативно-правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (1999-2006 гг.) / авт.-сост.: В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. - М.: Советский спорт, 2006. - С. 312-315.

5. О социальных нормах и нормативах по физической культуре и спорту РФ: Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-Р // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - М.: Юридическая литература, 1996. - С. 18-19.

6. Планово-расчетные показатели количества занимающихся и режимы эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений: Приложение к приказу ГКФК России № 44 от 4 февраля 1998 г. / Гос. комитет РФ по физической культуре и туризму. - М., 1998. - 23 с.

7. Сведения о физической культуре и спорте: общее количество объектов спорта в Российской Федерации (2000-2011 гг.) / Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 гг.) / авт. сост.: П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков; под общ. ред. В.Л. Мутко. - М.: Советский спорт, 2013. - С. 47.

References

1. Aleshin, V.V. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty deyatel'nosti sportivnogo kompleksa: metod. posobie (Organizational and economic aspects of operation of sports complex: study guide) / V.V. Aleshin, E.V. Kuz'micheva. - Moscow: Fizicheskaya kul'tura i sport, 2009. - 128 P.

2. Vlasov, E.G. Puti povysheniya effektivnosti deyatel'nosti gosudarstvennogo sportivnogo kompleksa (Ways to improve efficiency of public sports complex) / E.G. Vlasov, E.V. Kuz'micheva, D.A. Bragintsev et al. // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2013. - № 2. - P. 48-52.

3. Gosudarstvennaya programma RF «Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta» (State program of the Russian Federation "Development of physical culture and sport") // Sb. ofitsial'nykh dokumentov i materialov. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federatsii (Collected official documents and materials of Ministry of Sports of the Russian Federation). - 2013. - № 5-6. - P. 3-109.

4. Metodika opredeleniya normativnoy potrebnosti sub'ektov Rossiyskoy Federatsii v ob'ektakh sotsial'noy infrastruktury. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii October 19 1999 g. № 1683-r (Technique to determine regulatory requirements of subjects of the Russian Federation for social infrastructure facilities. Order of the Government of the Russian Federation October 19, 1999 № 1683-p) / Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii: normativno-pravovoe, organizatsionno-upravlencheskoe, nauchno-metodicheskoe, material'no-tekhnicheskoe i informatsionnoe obespechenie: Dokumenty i materialy (1999-2006 gg.) (Physical Culture and Sport in the Russian Federation: legal, organizational and administrative, scientific and methodological, logistical and information support: Documents and Materials (1999-2006) / V.A. Fetisov, P.A. Vinogradov. - Moscow: Sovetskiy sport, 2006. - P. 312-315.

5. O sotsial'nykh normakh i normativakh po fizicheskoy kul'ture i sportu RF: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF July 3 1996 g. № 1063-R (Social norms and regulations on physical culture and sport of the Russian Federation: Russian Federation Government Decree July 3, 1996 № 1063-P) // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF (Collected acts of the President and the Government of the RF). - Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1996. - P. 18-19.

6. Planovo-rashchetnye pokazateli kolichestva zanimayushchikhsya i rezhimy ekspluatatsii fizkul'turno-ozdorovitel'nykh i sportivnykh sooruzheniy: Prilozhenie k prikazu GKFK Rossii № 44. February 4 1998 (Target indicators and estimates of the number of the involved and modes of operation of health and fitness and sports facilities: Appendix to Order SFCC Russia number 44 of February 4, 1998) / State Committee of the Russian Federation for Physical Culture, Sport and Tourism. - Moscow, 1998. - 23 P.

7. Svedeniya o fizicheskoy kul'ture i sporte: obshchee kolichestvo ob'ektov sporta v Rossiyskoy Federatsii (2000-2011 gg.) / Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii v tsifrakh (20002012 gg.) (Data on physical culture and sport: total number of sports facilities in the Russian Federation (2000-2011) / P.A. Vinogradov, Yu.V. Okun'kov; ed. by V.L. Mutko. - Moscow: Sovetskiy sport, 2013. - P. 47.

№ 8 • 2015 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.