1.4. ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМЕРИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Вагапов Тагир Хамитович, преподаватель кафедры «Огневой и тактико-специальной подготовки», Место работы: Уфимский юридический институт МВД России
vagapov-tagir@mail.ru
Аннотация: Задача - исследование проблем реорганизации деятельности политической полиции на рубеже двух столетий.
Модель/методология - анализ подходов и взглядов руководителей жандармерии по вопросам совершенствования деятельности жандармерии.
Выводы - в статье анализируются особенности понимания руководством Корпуса жандармов проблем реорганизации деятельности политической полиции в изменившихся условиях общественного развития.
Оригинальность/ценность - данная статья затрагивает проблемы, требующих определенного переосмысления традиционных представлений о консерватизме руководителей правоохранительных структур дореволюционной России
Ключевые слова: губернские жандармские управления, политическая полиция
PROBLEMS OF REORGANIZATION OF ACTIVITY
OF GENDARMERIE AT THE BEGINNING ОF THE XX CENTURY
Vagapov Tagir H., teacher of chair "Fire and tactical and special preparation"
Work place: Ministry of Internal Affairs Ufa legal institute of Russia
vagapov-tagir@mail.ru
Annotation: Purpose - research of problems of reorganization of activity of political police at a turn of two centuries.
Methodology - the analysis of approaches and views of heads of gendarmerie concerning improvement of activity of gendarmerie.
Results - in article features of understanding by the management of the Case of gendarmes of problems of reorganization of activity of political police in the changed conditions of social development are analyzed.
Originality / value: this article touches on issues, the traditional ideas of conservatism of heads of law-enforcement structures of pre-revolutionary Russia demanding a certain reconsideration
Keywords: provincial gendarme managements, political police
Реформы второй половины Х1Х века привели к раскрепощению общественной жизни в России. В этот период было отменено крепостное право, проведены глубокие буржуазные реформы, введено земское самоуправление в сельской местности и в городах. В то же время наиболее радикальные и оппозиционные элементы в стране были недовольны происходившими преобразованиями: значительная часть земли осталась за помещиками, сохранилась абсолютная монархия, по-прежнему велик был полицейский произвол, отсутствовала конституция. В среде выросшей численно и образовавшей своеобразную прослойку раз-
ночинской интеллигенции стали возникать тайные революционные кружки и организации. Все это происходило на фоне, когда в период царствования Александра II политический сыск в России фактически находился в застойном состоянии. Органы Третьего отделения, как в центре, так и на местах испытывали потребность в дальнейшем преобразовании.
Усиление социальной напряженности в стране вызывало необходимость совершенствования деятельности политической полиции. Новые формы и методы взаимодействия чинов Отдельного корпуса жандармов с различными центральными и местными ведомствами становились все более разнообразными, что в определенной степени способствовало противодействию беспорядкам в стране, а также выявлению антиправительственной пропаганды и предотвращению возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Следует также отметить, что жандармерия тесно взаимодействовала с другими правоохранительными структурами и занималась не только преступлениями против государственного устройства. Непосредственно взаимодействуя с судебными следователями, жандармы помогали поимке преступников, не только государственных, но и обычных уголовников. Проводя тщательный досмотр паспортов, жандармы, тем самым содействовали работе таможенных служб. В суде жандармские офицеры могли выступать свидетелями по определенной категории дел. Жандармы вели наблюдение за административными органами, помогая тем самым прокурорскому надзору. В свою очередь прокуроры и их товарищи активно задействовали жандармов в ряде действий в плане дознания.
К концу 19 столетия Отдельный корпус жандармов насчитывал почти семидесятипятилетнюю историю своего существования в империи. В условиях, когда были проведены коренные реформы, совершенно изменившие условия жизни в государстве для всех слоях общества, крайне усложнялась ситуация по определению параметров деятельности чинов Корпуса жандармов. В свою очередь издание положения о государственной охране возложило на них качественно новые и весьма сложные обязанности.
Особой инструкции для чинов Корпуса, разъясняющих их права и обязанности до конца столетия не издавалось. В этой обстановке все чины губернских жандармских управлений и дополнительных структур при исполнении своих обязанностей действовали на основании отдельных директив и распоряжений, циркуляров и разъяснений своего начальства.
Руководство Корпуса, полагая, что существовавшая организация и порядок деятельности чинов ПЖУ (губернских жандармских управлений) во многих отношениях не вполне соответствуют своему назначению и в целях изыскания наилучших условий осуществления повсеместного жандармского надзора решает приступить к пересмотру организации и условий деятельности чинов названных управлений.
Для успеха дела необходимо было пересмотреть и систематизировать все изданные ранее законоположения, правила, инструкции и распоряжения об устройстве и распределении служебной деятельности чинов ПЖУ и дополнительного штата, а также создать особую комиссию.
С целью сбора подготовительного материала командующий корпусом поручает начальнику Оренбургского ПЖУ В.А. Дувингу сообщить свое мнение для выясне-
Вагапов Т. Х.
ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМЕРИИ В НАЧАЛЕ XX Века
ния положительных и отрицательных сторон деятельности ПЖУ, которые дадут возможность правильно определить на будущее параметры этой деятельности [ПАОО, ф.21, л. 3].
Для облегчения работы по подготовке ответов в письме намечается следующий объем данных, вводимых в общую структуру для наиболее полной характеристики положения дел на местах:
«а) Достаточно - ли, для отправления службы, штатное число чинов управления и не требуется - ли увеличения и до какой нормы. Соответствуют - ли требованиям службы, числу фабрик, заводов, учебных заведений и другим местным условиям расквартированы чины управления, не требуется - ли изменить дислокацию и на каких основаниях. Какие именно пункты губернии требуют усиленного наблюдения и почему. Не признается - ли более целесообразным и полезным для службы в видах объединения и единства действий и подчинить жандармские управления, расположенные в губерниях однородных по географическим, этнографическим и экономическим условиям Окружным Жандармским Управлениям, сформировав их по примеру бывших Жандармских Округов упраздненных в 1896-97 году. В каких пунктах следует организовать Управления Жандармских Округов, в каком составе и какие присвоить им права и обязанности. В каком составе должны быть ПЖУ входящие в состав Округов, и какие им присвоить права и обязанности. Не явится ли тогда возможным оставить Начальников Управлений лишь в наиболее населенных, фабричных и заводских губерниях и в городах имеющих высшие учебные заведения, подчинив надзору их соседние губернии с более спокойным земледельческим населением и какую организацию дать в этих губерниях жандармскому надзору [ПАОО, ф.21, л. 2].
В руководящем письме были заданы конкретные вопросы по организации повседневной деятельности жандармерии: «б) Какими способами осуществляется наблюдательная деятельность в Управлении, какие имеются для того в распоряжении способы и средства. Какие принимаются меры, чтобы иметь возможность своевременно получать полные и точные сведения о преступных действиях злонамеренных лиц в тех уездах, где жандармских чинов не имеется. Какие принимаются меры для упорядочения наблюдательной и розыскной деятельности, имеются - ли в Управлении инструкций для руководства унтер - офицеров и если таковые имеются, то приложить в одном экземпляре к донесению. Обладают - ли офицеры и унтер - офицеры необходимым умственным развитием и подготовкой к наблюдательной и розыскной деятельности. Какие надлежит принять меры для упорядочения сего важного дела, и какие вообще улучшения желательны по организации розыскного дела, сообразно с местными условиями.
в) Какой организован надзор, со стороны жандармских чинов за фабриками и заводами, как такой надзор осуществляется и достаточен - ли он. Отношения в этом деле между чинами дополнительного штата и общей полицией. Фабричной инспекцией, фабричной инспекцией, фабричной и заводской администрацией и рабочим. И какие возникают пожелания к надлежащей постановке этого дела.
г) Какими способами и средствами осуществляется надзор за лицами, находящимися под негласным надзором полиции и негласным наблюдением. Какие
принимаются меры и способы, чтобы иметь точные сведения о личной жизни поднадзорного, его поведении, деятельности и отношениях. Оказывает - ли общая полиция надлежащее в этом деле содействие. Не имеется - ли каких либо данных влияющих на мало-успешность наблюдения и в утвердительном случае, наметить средства к исправлению его. Не встречается ли на практике, каких либо недоразумений при применении Положения 1 марта 1882 года о негласном полицейском надзоре и какие меры должны быть приняты для устранения встречающихся недоразумений.
д) Не встречается - ли каких либо недоумений и вопросов при определении прав Жандармских чинов по применению Положения о государственной охране 14 августа 1881 года» [ПАОО, ф.21, л. 3].
Было обращено особое внимание за мероприятиями, которые свидетельствовали о том, что государство не было готово после реформ 60-70-х гг. Х|Хв. к такому формату общения с населением, когда значительная его часть проявляло тягу к повышению уровня образования, общей культуры. В письме был задан вопрос о целесообразности упорядочения надзора со стороны жандармских чинов за «библиотеками, читальнями, публичными чтениями для народа, за народными театрами и зрелищами».
Значительный интерес в письме был проявлен к осуществлению дознания: «ж) Какие на практике установились отношения при производстве дознаний по государственным преступлениям между прокурорским надзором и офицерами производящими дознания, и если возникают пререкания, то по каким преимущественно поводам. Какие замечаются недостатки в действиях полиции по дознаниям о государственных преступлениях. Своевременно - ли полиция сообщает о преступных фактах, не происходит - ли от несвоевременности сообщений каких либо упущений. Поручаются - ли полиции, за недостатком Жандармских офицеров, какие либо действия по производству дознаний, кому именно из полицейских чинов такие поручения даются. Нет ли необходимости, в виду обеспечения успеха дела, предоставить Начальникам ПЖУ дисциплинарную власть над чинами полиции при производстве дознаний по государственным преступлениям. Какой установился на практике порядок наблюдения со стороны Начальников Управлений за производством дознаний поручаемых помощникам, Начальникам Уездных Управлений и офицерам резерва, т.е. доносят - ли они Начальнику Управления о ходе дознания, о всех новых обстоятельствах дела, о привлечении к дознанию новых лиц, о производстве обысков, о принятых мерах пресечения и т.п. Дают - ли Начальники Управлений руководящие указания во время производства дознаний и бывают - ли случаи отмены распоряжений сделанных производящим дознание по соглашению с Прокурорским надзором. По окончании дознания представляется - ли таковое Начальнику Управления или производящий дознание непосредственно от себя направляет его к Прокурору Судебной Палаты. - Если дознание по окончании представлено начальнику Управления. То считает - ли он себя вправе, находя дознание недостаточно полным, возвратить дело для дополнительного производства. Не было - ли случаев отказа со стороны лиц Прокурорского надзора, наблюдающих за производством дознаний, подчиняться требованиям и указаниям Начальнику Управления, данным офицеру произ-
водящему дознание и каким порядком разрешались подобные пререкания. Не следует - ли ввести в закон более подробные указания о правах Начальника Управления по руководству и надзору за производящимися дознаниями» [ПАОО, ф.21, л. 3].
В заключительной части письма был задан сакраментальный вопрос: «с) Не следует - ли объединить Корпус Жандармов с общей полицией и на каких основаниях» [ПАОО, ф.21, л. 4]. Руководство жандармерии понимало всю сложность и остроту ситуации, когда во многом функции политической и уголовной полиции пересекались.
Таким образом руководство Корпуса Жандармов в новых условиях предпринимало активные усилия по поиску новых форм работы. С этой целью необходимо было обобщить итоги деятельности на местах.
Список литературы:
1. ПАОО. Ф.21 (Оренбургское губернское жандармское управление). Оп.З.Ед.хр. 18. Лист 2.
2. ПАОО. Ф.21 (Оренбургское губернское жандармское управление). Оп.З.Ед.хр. 18. Лист 3.
3. ПАОО. Ф.21 (Оренбургское губернское жандармское управление). Оп.3.Ед.хр. 18. Лист 4.
4. Рогов С.Л. Меры предупреждения распространения экстремистских идей и терроризма в России в XIX векедо 1917 года//Пробелы в российском законодательстве. 2012 год. № 1. С.254-257.
5. Тарасова И. А. Роль и место структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской империи в осуществлении социальной функции государства // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2012. № 3. С. 20-24.
6. Амиров Р.З. Некоторые вопросы обеспечения внутренней безопасности в контексте развития военной доктрины Российской Федерации. // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С.73-76.