Научная статья на тему 'Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм'

Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2142
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СИСТЕМА / ТОТЕМ / СИМВОЛ / ОБРЯД / ОБЩЕСТВО / RELIGION / SYSTEM / TOTEM / SYMBOL / RITE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подолянова Гульнара Игоревна

Рассмотрены исходные теоретико-методологические принципы религиоведческой концепции Эмиля Дюркгейма. Раскрыта сущность религии как системы. Описана роль тотема в формировании внутриобщинных связей и отношений между несколькими общинами. Показано значение обрядов и ритуалов в процессе образования и восстановления связей между индивидами и обществом. Представлен прогноз Э. Дюркгейма относительно будущего религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RELIGION IN EMILE DURKHEIM'S CLASSICAL SOCIOLOGY

The author considers the original theoretical and methodological principles of Emile Durkheim's conception on religious studies. She reveals the essence of religion as a system; and describes the role of the totem in the formation of intra-community relations and connections between several communities. The article demonstrates the importance of the rites and rituals in the process of formation and reestablishment of connections between individuals and the society; and presents Emile Durkheim's forecast on the future of religion.

Текст научной работы на тему «Проблемы религии в классической социологии. Эмиль Дюркгейм»

УДК 316.3

ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Г. И. Подолянова

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены исходные теоретико-методологические принципы религиоведческой концепции Эмиля Дюркгейма. Раскрыта сущность религии как системы. Описана роль тотема в формировании внутриобщинных связей и отношений между несколькими общинами. Показано значение обрядов и ритуалов в процессе образования и восстановления связей между индивидами и обществом. Представлен прогноз Э. Дюркгейма относительно будущего религии. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: религия; система; тотем; символ; обряд; общество.

PROBLEMS OF RELIGION IN EMILE DURKHEIM'S CLASSICAL SOCIOLOGY G.I. Podolyanova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers the original theoretical and methodological principles of Emile Durkheim's conception on religious studies. She reveals the essence of religion as a system; and describes the role of the totem in the formation of intracommunity relations and connections between several communities. The article demonstrates the importance of the rites and rituals in the process of formation and reestablishment of connections between individuals and the society; and presents Emile Durkheim's forecast on the future of religion. 4 sources.

Key words: religion; system; totem; symbol; rite; society.

С тех пор как человек жил в пещерах, носил шкуры животных и охотился с помощью копий и луков прошли тысячелетия. За это время человечество добилось поразительных успехов: освоило космическое пространство и глубины океана, научилось бороться со смертельными болезнями, создало оружие невероятной мощности и т.д. Прогресс затронул все стороны человеческого бытия. Но есть нечто, что возникло почти одновременно с появлением человека, сопровождало его на всём пути развития, к чему, как и прежде, обращаются люди, пытаясь объяснить возникновение жизни, - это религия. Пещерный человек приносил жертвы своим богам и просил их о милости, в средние века во имя Бога совершались крестовые походы и велись кровопролитные войны, и сейчас люди верят в существование божественного начала. Для того чтобы понять, чем же религия является для современного человека, узнать, какие функции она выполняет, и проследить тенденции её развития, необходимо обратиться к работам классиков социологической науки.

Религия и её роль в формировании общественного сознания была и остаётся актуальной темой для исследования. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трёх классиков социологии: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Следует отметить, что Маркс никогда не останавливался на рассмотрении этого вопроса более или менее подробно. Дюркгейм

же, напротив, немалую часть своей научной деятельности посвятил изучению религии. Особое внимание он проявлял к вопросам религии малых традиционных обществ. Данную проблему он подробно рассмотрел в своей книге «Элементарные формы религиозной жизни» [2].

Пытаясь использовать социологические дисциплины в качестве средства для создания позитивной морали, Эмиль Дюркгейм неизбежно пришёл к тому, что поставил в центр человеческого существования религиозные явления, которые могут быть как отражением общества, так и его продуктом. Для того чтобы объяснить религиозную природу человека, которая, по его мнению, является неотъемлемой частью существования человечества, Дюркгейм занялся изучением тотемных верований австралийских аборигенов. Данный выбор объясняется тем, что тотемизм находится у истоков религиозной истории, и его изучение необходимо для того, чтобы понять природу религий в их совокупности.

В основе методологического подхода Дюркгейма лежит эволюционизм: глядя на «исторический источник» религии, автор пытался выявить различия между религиозными формами, примитивными и современными, представляя их как отражение реальности. Сравнивая различные религии, Дюркгейм отмечал, что «в сущности, нет религий, которые бы были неверны», даже если их невозможно разместить в иерархическом порядке. «Всякий раз, когда мы пытаемся

1Подолянова Гульнара Игоревна, аспирант кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89500772682, e-mail: Gulnara_Igorevna@mail.ru

Podolyanova Gulnara, Postgraduate Student of the chair of Sociology and Social Work, tel.: 89500772682, e-mail: Gulnara_Igorevna@mail.ru

объяснить человеческую природу, рассматривая её в определённый момент времени, необходимо начинать с того, чтобы представить её в первоначальной форме, учитывая характеристики, которыми определяется этот период её существования, затем показать, как она постепенно развивалась и усложнялась, как она стала такой, как в момент рассмотрения» [1].

Изначально Дюркгейм представлял религию в виде системы, существующей независимо от элементов, которые встречаются во всех её проявлениях. Именно поэтому он обратился к изучению архаичных культов, ведь «в примитивных религиях религиозный факт по-прежнему несёт на себе видимый отпечаток его происхождения» [1]. Являясь основной системой человеческих представлений, религия синтезирует коллективные представления и коллективные реальности, отражением которых являются обряды. Проблема познания возникает в зависимости от того, как рассматриваются категории, имеющие социальное происхождение, и формы государственного устройства. Следовательно, человек выступает одновременно как существо индивидуальное, так и общественное, он нуждается в категориях, потому что они - средства, позволяющие ему существовать в обществе.

Определяя религию как «систему взглядов и практик, относящихся к священным вещам, отдельную область, которую создают верующие, объединённые Церковью» [1], Дюркгейм стремился найти первичную религию, ту, которая содержала бы внутри себя общие элементы из различных религиозных убеждений. Для решения поставленной задачи он обратился к работам этнографов, из которых почерпнул идею о том, что тотемизм, зародившийся внутри австралийских родовых общин, является прародителем всех религий. Именно тотемизм, в отличие от анимизма и натурализма, которые, якобы, произошли от него, подходит в качестве основы для поиска различий между священным и профанным.

Для Дюркгейма тотем - не только название и эмблема; он пробуждает религиозные чувства и установки, которые позволяют урегулировать отношения с внешним миром. Человек и тотемное существо имеют те же черты и сущность. В этом смысле человек, член общины, объединённой тотемом, также является частью священного мира. Тотемизм представляет собой концепцию мира, позволяя клану объединяться и противопоставлять себя другим кланам, согласно системе ценностей, присущей данной общности. Таким образом, принципы, присущие тотемизму, являются социальными рамками: «род - это внешняя рамка, чьи объекты, воспринимаемые как подобные, образовывают содержимое» [1]. Тотем объединяет индивидов в группы, связи внутри которых, как и отношения между несколькими общинами, рассматриваются сквозь призму религии.

Соблюдение правил, указывал Дюркгейм, основывается на почитании тотема. Это положение заключается в идее анонимной и безличной силы, под воздействием которой оказывается каждый член клана. «Можно сказать, что она - бог, которого почитает каждый тотемный культ. Только это - безличный, безымянный бог, без истории, имманентный миру, диф-

фузный в бесчисленном множестве вещей» [1]. Сила, о которой говорил Дюркгейм, является основой религиозного мышления, представляющего собой совокупность священных вещей. Эта сила присутствует всюду: в словах, жестах, предметах. Она есть творец божественного, в её основе лежит принцип эффективности, она выражается через магический ритуал или, как показали Н. Юбер и М. Мосс, через понятие манна [4, с. 314-359]. Эта сила для Дюркгейма - само общество.

Дюркгейм призывал рассматривать тотем с двух сторон: как внешнюю чувственную форму, бога, и как символ клана, его эмблему. «Если он одновременно является символом и бога, и общества, означает ли это, что бог и общество имеют одну природу?» [1]. Индивид находится в постоянной зависимости от общества и божественного, которые основываются на принуждении, осуществляют свою духовную власть, используя одни и те же способы воздействия, привлекают сторонников с помощью силы. «Все партии -политические, экономические, религиозные, заинтересованы в том, чтобы периодически провоцировать собрания, где их сторонники смогли бы совместно возродить свою общую веру» [1]. То же самое относится и к индивиду, который представляет общность, поскольку в нём воплощаются интересы группы. Человек - социальное существо и не может уклониться от общественной власти, которая действуют через него, помогает ему и защищает его. Он обладает интуицией, но, согласно Дюркгейму, она разделяется между двумя составляющими религии. Пока представления носят эмпирический характер и получены из заурядного опыта, мы видим только вещи или невежественных лиц. Но когда общество видит в вещи или в невежественном индивиде средство достижения своих целей, оно вступает в контакт с миром священного. Таким образом, писал Дюркгейм, в человеке, который внушает уважение и почтительность, есть нечто священное, «духовная власть и священные вещи имеют одно происхождение и состоят из одинаковых элементов» [1].

Отделить священное от профанного индивиду помогают обряды и ритуалы, обладающие способностью доводить его до состояния исступления. До Дюркгейма считалось, что природа этого неистовства находится в тесной связи с природой первобытного, неспособностью человека контролировать свои импульсы. Дюркгейм обнаружил, что, напротив, коллективное неистовство - результат перехода от невежественного мира, состоящего из обыденных вещей, к священному, полному удивительных сил, с которыми люди находятся в постоянном контакте. Религиозная коллективная и анонимная силы представляются тотемом, для которого характерна роль эмблемы. Тотем - источник и поддержка священного. Религиозные же силы, прежде всего - духовные, воздействуют на каждый элемент общества и отражают влияние общественного сознания на индивидуальное. Религия, следовательно, устанавливает систему представлений, позволяющих индивиду построить модель общества и поддерживать в нём устойчивые отношения. Божество, согласно этой точке зрения, является только материальным воплощением идеи, обеспечивающей поря-

док в обществе; оно - средство объективизации. Эту роль, писал Дюркгейм, может исполнять любой предмет. Священные свойства могут быть приписаны любому предмету, так как ничто изначально не предназначено для выполнения этой функции. Символизм выполняет несколько задач, позволяя обществу осознать себя, утверждая последовательность этого познания и призывая всех желающих вступить в данное общество, коллективное поведение в котором сам же и регулирует.

Дюркгейм показал, как коллективная активность находит своё отражение в проведении обрядов поклонения, переход от профанного к священному. Обряды и ритуалы играют важную роль в укреплении солидарности между членами социальных групп. Это является причиной, по которой обряды обнаруживаются не только в стандартных ситуациях проведения регулярных богослужений, но и при всех важнейших событиях, связанных с переменами в социальном положении человека и его близких, например, при рождении, заключении брака или смерти (ритуалы и обряды такого рода встречаются почти во всех обществах). Дюрк-гейм сделал вывод, что коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность, создают между ними искусственную родственную связь. Речь идёт о том, чтобы в ответ на элементарную потребность общества укрепить естественный порядок через родство, которое соединяет клан с тотемным видом, ввести постепенно членов группы в священную сферу, а также усилить авторитет священного внутри сообщества.

Божество и приверженец нуждаются друг в друге так же, как общество и индивид. Вера появляется, когда социальные принципы, соединяясь с религиозными общностями, образуют форму духовного утверждения, которую разделяют индивиды. Это означает, что обряд восстанавливает родственные связи между индивидом и обществом, или богом, которому он пытается подражать. Значимость обряда заключается во введении естественного порядка как внутри, так и за пределами индивидуального сознания, а также чтобы напоминать людям об их мифическом прошлом. Дюрк-гейм отмечал, что мифология клана заключает в себе не только представления человека об окружающем мире, но и историю его происхождения. Следовательно, обряды дают повод для эмоциональной активности, что позволяет обществу поддерживать свою сплочённость.

Между тем, обряды используются и для других целей. Существуют ритуалы, необходимые, чтобы напомнить о несчастьях и научить противостоять им, например, ритуал похорон, который наглядно показывает, что жизнь отдельного человека имеет преходящее значение по сравнению с групповыми ценностями, и помогает людям примириться с потерей близких. Боль, выраженная индивидуально или коллективно в рамках такого обряда, кажется символичной. «Траур не является самопроизвольным выражением горя, это - обязанность, возлагаемая группой на её члена» [1]. На примере погребального ритуала Дюркгейм по-

казал всю двусмысленность понятия священного, благодетельных и злых сил, которые радикально различаются и всё же поддерживают между индивидом и божеством хотя и отстранённые, но уважительные отношения.

Религиозная жизнь направлена на преобразование индивида. Она пытается поднять его над собой, напоминая, что он является частью общества, требует от него контроля над своими импульсами, даёт силы действовать и жить. Религия, какой её видел Дюркгейм, является продуктом общества, его интеллектуальным активом. Миф, в конечном счёте, становится реальностью, созданной и обновляемой обществом через ритуальное действие. В процессе этого действа новый идеальный мир накладывается на мир невежественный, в этом мире появляется нечто священное и, как всё, что свято, оно будет расти, стремиться к вечности и универсальности.

Следует отметить, что Дюркгейм рассматривал религию и как источник рациональной мысли, выступающей в качестве фильтра, сквозь который индивид смотрит на окружающую среду. Религия создаёт для человека мир, который кажется ему понятным и настоящим, она устанавливает границы, чтобы все члены общества понимали, распознавали и действовали в соответствии со своими ролями. В этом динамическая функция религии. Религия безлична, и в то же время образовывает общество и систему понятий. «Общество существует, существует вне индивидуальных ощущений и образов, вне системы представлений, которые наделяются чудесными свойствами. С их помощью люди проникают в разум друг друга» [1]. В сущности, религия и общество стремятся к одной цели - к истине. Таким образом, божественность и общество смешиваются, и это приводит к тому, что коллективное сознание рассматривается как один из видов духовной жизни. Проанализировав объективные причины, которые из совокупности деятельных сил создают общество, Дюркгейм открыл новые пути изучения человека.

Что касается будущего религии, то прогнозы Дюркгейма несколько отличаются от прогнозов Маркса, Конта и Вебера [3, с. 327-330]. В отличие от своих коллег, он был убеждён не в исчезновении религии, а в её трансформации. По мере развития общественного прогресса, полагал Дюркгейм, влияние религии будет ослабевать, обряды и ритуалы будут занимать все меньше места в жизни человека, а научному мышлению предстоит вытеснить религиозные толкования. Дюркгейм согласился с Марксом в том, что традиционная религия, в которой фигурируют божественные силы или боги, находится на грани исчезновения. «Старые боги умерли» [1]. Признавая существование противоречий между религиозными верованиями и наукой, Дюркгейм был убеждён, что единая вера объединяет общество, позволяя ему сохранить свою структуру и достаточно прочную связь между отдельными элементами. Следовательно, возможно появление новых обрядов, которые заменят устаревшие и отжившие. Чем больше усложняется структура общества, тем более абстрактной становится идея бога, что приводит к постепенному исчезновению антропо-

морфических элементов религии. Дюркгейм утвер- идея Бога должна исчезнуть и превратиться в общую ждал, что в индустриальном обществе даже сама концепцию гуманности.

Библиографический список

1. Dürkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. cinquième edition. Paris: Les Presses universitaires de France, 1968. 647 p.

2. Joffrey Becker / Emile Durkheim - Les formes élémentaires de la vie religieuse http://lapirogue.free.fr/fevr.htm.

3. Гидденс Э. Социология / пер. с англ. В.А. Ядова. М.: Эди-ториал УРСС, 1999. 703 с.

4. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / пер. с франц. А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература, 1996. 378 с.

УДК 800.732 ББК Ш100.191+Ш101

К ВОПРОСУ О ВОКАЛИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ

1 2 Н.Н. Рогозная , Сунь Вэи

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проведено сопоставительное исследование фонемных единиц разноструктурных языков. При возникновении контакта вокалических систем русского и китайского языков обнаруживаются языковые несоответствия. Актуальность приобретает выявление и описание причин ошибочных реализаций русских гласных носителями китайского языка (РРК - русская речь носителей китайского языка) и китайских гласных русского языка (КРР - китайская речь русских). Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: вокализм; особенности; сопоставление; фонема; артикуляция; русский язык; китайский язык; совпадение; несовпадение; отсутствие единицы (знака); монофтонг.

ON THE QUESTION OF VOCALIC FEATURES OF RUSSIAN AND CHINESE LANGUAGES N.N. Rogoznaya, Sun Wei

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors carried out a comparative study of phonemic units of variously structured languages. Language irrelevances are found under the contact of vocalic systems of the Russian and Chinese languages. The identification and description of the causes of erroneous realizations of Russian vowels by native Chinese speakers (RSNCS - Russian speech of native Chinese) and Chinese vowels by native Russians speakers (CSNR - Chinese speech of native Russians) obtain topicality.

1 tables. 7 sources.

Key words: vocalism; features; comparison; phoneme; articulation; the Russian language; the Chinese language; coincidence; noncoincidence; lack of a unit (the sign); monophthong.

Как известно, состав гласных монофтонгов китайского языка количественно совпадает с русскими монофтонгами, где (по ленинградской фонологической школе) насчитывается шесть фонем - «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э». Отличие заключается в том, что нет полного тождества образования фонем в артикуляционном аппарате сопоставляемых языков, а значит, различно звучание. Анализ вокалических особенностей показывает наличие частичных совпадений неко-

торых участков фонем, либо отсутствие фонемы в системе русского или китайского языков.

Исследуя вопросы, связанные с типологическими особенностями русского и китайского языков, мы заметили, что отсутствие фонем «е», «й» в русском языке и отсутствие фонем «ы», «э» в китайском приносит большинство ошибок в РРК и в КРР.

Анализ русских и китайских фонем представлен в таблице.

Сопоставление гласных фонем русского и китайского языков

Русская гласная фонема Китайская гласная фонема

Место и способ образования фонем ■ - ■ — ■ е ■

■ _ ■ ■ е ■

1Рогозная Нина Николаевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации, тел.: (3952) 294464, 89149406577, e-mail: g09@istu.edu

Rogoznaya Nina, Doctor of Philology, Professor, Head of the chair of Russian Language and Intercultural Communication,

tel.: (3952) 294464, 89149406577, e-mail: g09@istu.edu

2Сунь Вэй, магистрант, тел.: 89149479919, e-mail: jx32sunwei@126.com

Sun Wei, Undergraduate, tel.: 89149479919, e-mail: jx32sunwei@126.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.