УДК 331.5 ББК 65.9(2)245 Х - 18
Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, e-mail: saida. maykop@yandex. ru.
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
(рецензирована)
В условиях рыночных отношений понятие полной занятости определяется равновесием спроса и предложения на рынке труда. В статье рассматриваются формы государственного регулирования занятости населения региона, а также повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Ключевые слова: региональная экономика, государственное регулирование, занятость, безработица, социальная сфера, управление человеческими ресурсами.
Khamirzova Saida Kazbekovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the chair of finance and credit of the finance and economic faculty, Maikop State Technological University, e-mail: saida.maykop @yandex.ru.
PROBLEMS OF EMPLOYMENT REGULATION IN THE REGION IN MODERN
CONDITIONS
In the conditions of market relations the notion of full employment is determined by the equilibrium of supply and demand in the labor market. In the article forms of state regulation of employment in the region, as well as ways of improving the utilization of labor resources have been considered.
Keywords: regional economy, government regulation, employment, unemployment, social affairs, human resource management.
Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации к рыночным условиям никому не удается избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах существуют свои особенности формирования и развития рынка труда.
В структуре российской безработицы велика доля квалифицированных работников. Доля лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности безработных составляет около 40%, в то время как в США среди административноуправленческих работников и специалистов различного профиля, включая инженеров и ученых, общая численность которых среди занятых в 2006 г. достигла 29%, безработица не поднималась выше 2,2%. Однако в России в более выигрышном положении оказывается неквалифицированная рабочая сила, что свидетельствует о сохранении старого, технологически отсталого производства.
В условиях рыночных отношений понятие полной занятости определяется равновесием спроса и предложения на рынке труда. При этом речь идет об эффективном использовании трудовых ресурсов.
Формы государственного регулирования занятости населения предполагают активную и пассивную политику государственных органов в области занятости.
Тактика пассивного ожидания экономического подъема и на этой основе решение проблемы повышения уровня занятости может быть оправдана лишь при наличии высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспектив, которые обеспечивают достаточно широкие возможности самостоятельного трудоустройства.
Тактика активных действий по обеспечению экономического подъема предполагает последовательные действия государства по повышению деловой активности и на этой основе повышению уровня занятости населения. В современный переходный период наиболее приемлемым вариантом политики занятости для России является активный.
В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют 2,0-5,5% ВВП. При этом важную роль в инструментарии государственной политики играют меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы.
В настоящее время имеет место региональная дифференциация ситуации с занятостью в регионах Российской Федерации. В процессе экономических реформ образовалась группа территорий, в которых масштаб безработицы многократно превышает общероссийский уровень.
Основными причинами высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах являются:
- несоответствие темпов роста численности населения спросу на рабочую силу, наблюдавшееся на протяжении длительного времени в ряде республик Северного Кавказа, Поволжья и других экономических районов;
- кризисные явления в экономике северных и восточных регионов с высокой долей в производстве добывающих предприятий (кроме экспортно- ориентированного производства), центральных и южных регионов с высокой долей машиностроения (в том числе оборонного назначения), легкой промышленности.
К числу негативных моментов современного российского рынка труда относятся:
- существенные изменения отраслевой структуры занятости (снижение удельного веса занятых в промышленности, перераспределение рабочей силы между обрабатывающей и добывающей промышленностью в пользу последней, рост доли сельского хозяйства в общей занятости);
- значительные масштабы неполной и неэффективной занятости; преобладание неэффективной занятости проявляется в излишней концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации; увеличение масштабов вторичной занятости;
- постоянный рост числа молодежи среди российских безработных; преобладание в трудовых ориентациях молодежи установок на будущую работу в непроизводственной сфере;
- медленная перестройка системы государственного профессионального образования, неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу, недостаточная развитость системы вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации), слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
- чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социальнодемографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.); сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья; несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;
- наличие значительного числа регионов с острой, критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы по территории страны, свидетельствующее о том, что перспективы развития отдельных отраслей и производств не нацелены пока на обеспечение занятости населения.
Меры по преодолению негативных моментов на рынке труда связаны в первую очередь с совершенствованием законодательства о труде.
Управление человеческими ресурсами - это целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающего воспроизводство, качество и рациональное использование человеческих ресурсов, область социального управления, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на процессы формирования высокого качества физических, духовных и интеллектуальных способностей граждан, рационального воплощения их возможностей в различных сферах общественной жизни.
Основными целями деятельности по управлению человеческими ресурсами региона являются воспроизводство трудовых ресурсов и трудового потенциала общества, а также создание условий для развития общей трудоспособности граждан.
Роль государства в этой сфере проявляется в создании социально-экономических условий для воспроизводства человеческих ресурсов, а ее результаты - это увеличение продолжительности трудоспособного возраста граждан, обеспечение эффективной и полной занятости трудовых ресурсов и равных условий для реализации и распоряжения способностями, организация безопасных условий труда для человека и безопасности общества от результатов и процесса труда со стороны человека. В этом смысле управление человеческими ресурсами можно рассматривать как одно из важнейших направлений социальной политики и социального управления.
Мероприятия по совершенствованию государственного воздействия на структуру и качество кадров включают:
- введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников;
- разработку общенациональной, региональных и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров;
- организацию национальной системы профессиональной ориентации населения, и в первую очередь молодежи, планирования трудовой карьеры;
- формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также государственных учреждений.
Преодоление экономического кризиса невозможно без технологического обновления производства, для чего необходимы значительные финансовые ресурсы. Однако ни сами предприятия, ни бюджеты разных уровней не имеют сегодня достаточно средств для финансирования обновления основных фондов, внедрения современных высокопроизводительных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. В связи с этим представляется целесообразным разработать и реализовать ряд мероприятий, позволяющих сформировать целостную систему организации инвестиционного процесса в регионе, создать благоприятный инвестиционный климат.
Перед региональными органами власти стоят задачи создания структур управления человеческими ресурсами региона, разработки нормативно-правовой основы их деятельности, взаимодействия в интересах региона с территориальными федеральными органами службы занятости, миграционной службы, регулирования экономическими методами развития сети вузов, обеспечивающих удовлетворение потребности региона в профессиональном потенциале, и др.
Литература:
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А.Г. Гранберг.-М.: ГУВШЭ, 2000.
2. Лексин В.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов.- М.: УРСС, 1997.
3. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики / В.П. Орешкин.- М.: Юристъ, 1999.
4. Орешин В.П. Управление региональной экономикой / В.П. Орешин, Л.В. Потапов.- М.: ТЕИС, 2003.