Рынок ценных бумаг
Удк 336.761
проблемы регулирования российского фондового рынка
В статье проведен анализ состояния регулирования фондового рынка. Предлагается новая модель регулирования - создание единого регулятора на базе Федеральной службы по финансовым рынкам, описаны его структура и функции.
Ключевые слова: финансовая система, фондовый рынок, регулирование фондового рынка.
Финансовый рынок посредством аккумуляции и перераспределении потоков денежного капитала играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Данный рынок является наиболее значимой частью финансового рынка государства. В настоящее время создание в структуре российской финансовой системы нового регионального финансового кластера - Международного финансового центра (МФЦ) является приоритетной задачей реформирования экономики страны [1].
В октябре 2008 г. была разработана концепция создания Международного финансового центра (МФЦ) в Российской Федерации. В 2009 г. распоряжением Правительства РФ от 11.07.2009 N° 911-р был утвержден план мероприятий по формированию МФЦ. Для этого шага имеются все предпо-
А. М. КАРЛОВ, доктор технических наук,
профессор кафедры финансов и кредита Е-mail: volvatch@mail. т Калининградский государственный технический университет
Е. А. ВОЛЬВАЧ, преподаватель кафедры финансов и кредита Е-mail: volvatch@mail. т Балтийский институт экономики
и финансов
сылки. По итогам 2012 г. Россия остается шестой экономикой мира и занимает 14-е место в мире по объему капитализации фондового рынка.
В процессе институционально-эволюционного формирования и развития современного биржевого фондового рынка можно выделить несколько этапов:
- первый этап (1990-1995 гг.) - «стартовый»;
- второй этап (1996-1999 гг.) - «накопления»;
- третий этап (1999-2003 гг.) - «обеспечения»;
- четвертый этап (2004-2007 гг.) - «контроля»;
- пятый этап (с 2008 г. - по настоящее время) -«управления».
В настоящее время российский фондовый рынок является диверсифицированной, многоуровневой профессиональной системой и приближается по уровню зрелости к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Это перспективный рынок, отличающийся высокими темпами роста операционной способности, приносящий экономике новые инвестиции, но имеющий ряд институциональных проблем [3].
Главной из этих проблем стало регулирование фондового рынка.
Основными целями его регулирования являются:
- создание устойчивой системы развития и эффективного функционирования фондового рынка;
- поддержка финансовой безопасности страны;
- создание нормальных условий работы участников рынка ценных бумаг, а также поддержание порядка его функционирования;
- защита участников от мошенничества и недобросовестной деятельности участников рынка ценных бумаг;
- обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения;
- создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности;
- создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.
Российская система регулирования фондового рынка формировалась параллельно со становлением самого рынка и во многих аспектах сыграла позитивную роль в его развитии. Эта система в целом:
- учитывает международный опыт регулирования фондовых рынков;
- отвечает мировым тенденциям регулирования в этой сфере.
Однако она имеет ряд национальных особенностей. Главная из них - сложно структурированное распределение регуляторных и надзорных полномочий в сфере финансовых рынков между несколькими ведомствами: Правительство РФ, находящиеся в его подчинении ФСФР, Минфин России и Минтруда России, а также Банк России.
Кроме того, ключевой проблемой регулирования фондового рынка является недостаточная степень взаимодействия между регулятором и рынком. Важные регулятивные решения принимаются без обсуждения или без учета мнения участников фондового рынка. При этом они не обосновываются должным образом, а альтернативные варианты не рассматриваются.
Между тем высокая степень доверия участников фондового рынка к компетентности регулятора, предсказуемость и последовательность его действий принципиально важны в плане создания комфортных долгосрочных условий для повышения эффективности деятельности всей индустрии фондового рынка.
Отечественное регулирование финансового рынка нуждается в серьезном пересмотре с тем,
чтобы стать привлекательным для всех групп его участников.
В конце 2012 г. Правительством РФ было принято решение о создании мегарегулятора финансового рынка на базе Банка России. В настоящее время идет разработка пакета законопроектов. Однако многие эксперты считают, что достаточной проработки и обоснования такого шага сделано не было.
Есть мнение, что создание мегарегулятора на базе Банка России усилит вмешательство Правительства РФ в денежно-кредитную политику, что является недопустимым. Против объединения функций регулирования финансового рынка и Банка России выступает и руководитель комитета по финансовому рынку и кредитованию Торгово-промышленной палаты РФ Я. Миркин. По его словам, слить Банк России и ФСФР - значит, «соединить несоединимое».
В мировой практике имеются примеры присоединения финансового регулятора к центробанку, но только в небольших странах с компактными рынками. Создание мегарегулятора в данном виде может негативно отразиться на российской экономике и привести к следующим последствиям:
- повышение уровня инфляции;
- замедление темпов экономического роста;
- снижение конкуренции;
- рост коррупционной емкости системы.
Из-за отсутствия банковских лицензий с рынка
уйдут брокеры, дилеры, инвестфонды - словом, все те, кто обеспечивает развитие и модернизацию экономики, беря на себя повышенные риски [4].
Кроме того, Банк России пока не имеет достаточного опыта в сфере регулирования финансового рынка, так как деятельность кредитных организаций существенно отличается от иных видов деятельности. Поэтому предполагает совершенно иные регулятивные приемы.
Главное для единого регулятора - «не вспугнуть» инвесторов, а создать для них все необходимые условия и элиминировать всевозможные риски, которые могут быть присущи системе регулирования.
Таким образом, к единому регулятору предъявляются следующие требования:
- он должен быть независимым;
- обязан осуществлять регулирование всех аспектов деятельности финансовых рынков как с точки зрения микроуровня, макроуровня, так и устранения (недопущения) системных кризисов;
- должен обладать достаточными полномочиями для осуществления регулирования и надзора на финансовом рынке;
- его решения должны приниматься на основе экспертных оценок представителей государственных органов, науки и бизнеса;
- он обязан организовать систему мониторинга состояния финансовой системы и отдельных его субъектов и опережающее прогнозирование возможных кризисов в финансовой сфере, обеспечить доступ к аналитической информации широкому кругу заинтересованных лиц.
Единый регулятор в России может быть создан на базе федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) или путем формирования абсолютно новой структуры (скажем, по модели британской FSA, но с учетом ошибок, выявленных в кризис).
Предпочтительность создания единого регулятора на базе ФСФР обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, Федеральная служба по финансовым рынкам является главным регулятором финансового рынка. Здесь сосредоточены регулирование и надзор за наибольшим количеством финансовых организаций:
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- негосударственные пенсионные фонды;
- управляющие компании ПИФ и НПФ;
- биржевые посредники;
- субъекты страхового дела;
- кредитные потребительские кооперативы.
Кроме того, ФСФР России осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг и контроль за раскрытием информации эмитентов.
Во-вторых, создание единого регулятора на базе ФСФР России позволит избежать шоков и снижения эффективности регулирования в результате проведения реформы и не создаст дополнительных регулятивных рисков.
В третьих, поможет сохранить весь накопленный опыт.
Формирование единого регулятора на базе абсолютно новой структуры - наиболее сложный и дорогостоящий вариант реформы, сопряженный с высокими рисками. Поэтому он является менее предпочтительным.
Модель единого регулятора в России может выглядеть определенным образом (см. рисунок).
Создание единого регулятора на базе Федеральной службы по финансовым рынкам предполагает:
- передачу в ФСФР России всех полномочий Минфина России по подзаконному нормативному регулированию деятельности финансовых организаций, отмену согласительных процедур при принятии таких нормативных актов;
- передачу в ФСФР России полномочий Минтруда России и Минфина России по регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов;
- наделение ФСФР России полномочиями по разработке проектов законодательных актов;
- регулирование и надзор за кредитными организациями на первой стадии реформы должно сохраниться за Банком России;
- макропруденциальное регулирование осуществляется совместно ФСФР и Банком России.
Внутренняя структура новой организации будет определяться кругом задач и основными направлениями деятельности.
В состав единого регулятора может входить три «видовых» структурных подразделения:
- банковский надзор;
- страховой надзор;
- надзор за рынком ценных бумаг.
Во главе каждого из этих департаментов будет стоять отдельный руководитель. Департаменты в свою очередь могут подразделяться на отделы. Наряду с видовыми департаментами следует выделить три самостоятельных департамента или отдела для решения межсекторных задач:
- департамент внешних рисков;
- департамент по инвестированию средств пенсионного страхования;
- отдел по борьбе с отмыванием денег и незаконными финансовыми операциями.
Необходимо восстановить экспертный совет, действовавший ранее при Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), который не должен ограничивать возможность принятия решений регулятором. Однако он станет дополнительным инструментом для всестороннего, открытого обсуждения при принятии регулятором обоснованных нормативных решений и программ. В состав экспертного совета могут быть включены представители Банка России, министерств и ведомств, финансовой науки, кредитных и страховых организаций и организаций рынка ценных бумаг.
Банк России
Регуляторы других стран, мегарегуляторы
Департамент внешних рисков Департамент банковского сектора
Департамент рынка ценных бумаг
Департамент пенсионного обеспечения
Департамент страхового надзора
Отдел по борьбе с отмыванием денег и незаконными
финансовыми операциями
Экспертный совет
Центральный банк
Саморегулируемые организации
Министерства и ведомства
Парламент
Представители науки
Представители бизнеса
Товарный рынок
Рынок облигаций
Финансовый рынок Фондовый рынок
Рынок коллективных инвестиций
Валютный рынок
Рынок страховых услуг
Рынок Рынок кредитов
деривативов и депозитов
Модель единого регулятора (авторская модель)
Кроме того, необходимо одновременно менять методы управления. Наиболее целесообразным является внедрение методов управления «по результатам», для чего предлагается:
- выстроить систему показателей оценки эффективности и результативности реализованных мероприятий по развитию фондового рынка;
- создать единую систему сбора информации, необходимой для расчета показателей конечного и непосредственного результата;
- ввести механизмы общественно-профессиональной экспертизы состояния и тенденций развития фондового рынка;
- ввести в практику публичное размещение результатов от реализации принятых мероприятий.
Внедрение концепции управления по результатам в управление финансовыми рынками позволит:
- повысить качество инфраструктуры;
- увеличить капитализацию фондового рынка;
- увеличить количество эмитентов и финансовых инструментов;
- снизить риски;
- привлечь коллективных инвесторов.
Управление по результатам даст возможность
реализовывать проекты по модернизации фондового рынка с максимальным результатом и минимальными затратами, в том числе благодаря бюджетированию, ориентированному на результат.
В качестве базовых показателей оценки эффективности и результативности реализованных мероприятий по развитию фондового рынка можно взять показатели, предложенные Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НА-УФОР) в «идеальной модели фондового рынка» [6]. Данная модель подробно рассмотрена и дополнена в работах Е. Вольвач «Создание международного финансового центра в РФ: необходимость, перспективы, проблемы» [1] и «Современное состояние фондового рынка России» [2].
Показатели «идеальной модели» не отражают уровня развития фондового рынка России как страны, готовой к формированию МФЦ. Например, показатель «капитализация» должен отражать не только количественную, но и качественную характеристику. Для исправления ситуации можно предложить показатель «Доля России в мировой капитализации». Основными конкурентами РФ в мировой капитализации являются по итогам 2011 г.:
- Корея - 2,13 %;
- Бразилия 2,4 %;
- Индия 2,22 %;
- Китай - 6,29 %.
Таким образом, за целевой ориентир по доле в мировой капитализации можно принять 6,5 %, при котором Россия выйдет в лидеры, опередив своих конкурентов [5].
Нельзя забывать, что МФЦ обязан обладать широким кругом эмитентов и инструментов для инвестирования. На российском фондовом рынке представлено крайне малое число эмитентов ценных бумаг (по состоянию на январь 2013 г. - 241 листинговая компания на ММВБ-РТС). Несколько другие показатели у наших конкурентов:
- Корея - 1 779 компаний;
- Индия - 1 664 компании;
- Китай - 1 551 компания;
- Польша - 869 компаний.
Таким образом, за целевой ориентир можно принять конкуренцию на уровне Польши - 870 компаний. Информацию по количеству эмитентов в котировальных списках также необходимо отражать в «идеальной модели».
Оценочные показатели дополненной модели, их целевые и текущие значения представлены в таблице.
Так как основная задача единого регулятора — развитие финансового рынка России, повышение его конкурентоспособности и затем - создание МФЦ, то значения показателей, представленных в таблице, можно использовать как критерии оценки управленческих решений, ориентированных на результат.
Впоследствии функционирование единого регулятора может осуществляться на основе самофинансирования. Его собственные доходы будут складываться из следующих сборов:
- платежи за рассмотрение и выдачу лицензий;
- платежи за совершение служебных актов;
- специальные (особые) платежи за совершение конкретных, установленных законодательством действий;
- взносы (отчисления) поднадзорных институтов (в части, не покрытой за счет сборов, пошлин и особых платежей).
При этом для снижения давления на бизнес и ослабления коррупционной составляющей денежные штрафы, налагаемые единым регулятором, должны поступать непосредственно в федеральный бюджет.
*Доля была рассчитана исходя из предположений о том, что население России в 2010 г. составит 140 млн чел. Следует отметить, что в данном случае применяется показатель совокупного населения РФ, а не только экономически активной его части.
Основные целевые ориентиры развития фондового рынка до 2020 г.
Показатель Целевой ориентир Значение по итогам 2007 г. Значение по итогам 2010 г. Значение по итогам 2011 г.
Капитализация, долл. 5,4-5,6 трлн 1 342 млрд 960 млрд 798 млрд
Доля России в мировой капитализа- 7,3 2,5 2,1 1,62
ции, %
Годовой объем сделок с акциями на 10,3-10,6 трлн 1 230 млрд 6,1 млрд 5,75 млрд
внутренних биржевых рынках, долл.
Соотношение между объемом привле- 11 7 0,49 0,40
ченного посредством IPO на внутреннем
рынке капитала и объемом инвестиций в
основной капитал, %
Объем IPO на внутреннем рынке, долл. 77-96 млрд 17,7 млрд 1 млрд 0,6 млрд
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, долл. 850-1 100 млрд 50,2 млрд 59,23 млрд 100,007 млрд
Доля иностранных ценных бумаг в лис- 12 % - - -
тинге и обороте российских фондовых
бирж
Объем срочного рынка акций (объем 20-21 трлн долл. 284,8 млрд долл. 819 млрд долл. 1,9 трлн долл.
срочных сделок)
Количество эмитентов в котировальных 870 229 241 241
списках, ед.
Доля населения России, инвестирующе- 18 0,4 0,4 0,42
го в акции с использованием брокерских
услуг*, %
Количество граждан, инвестирующих с 25 млн 560 тыс. 713 тыс. 780,8 тыс.
использованием брокерских услуг, чел.
Соотношение между стоимостью чис- 15 0,5 0,5 0,035
тых активов интервальных инвестици-
онных фондов и валовым внутренним
продуктом, %
Стоимость чистых активов открытых и 470-560 млн 7,3 млрд 4,03 млрд 3,37 млрд
интервальных инвестиционных фондов,
долл.
Соотношение между резервами него- 15-20 1,43 1,39 2,9
сударственных пенсионных фондов и
капитализацией, %
Резервы негосударственных пенсионных 840-180 млрд 19,2 млрд 21,43 млрд 22,19 млрд
фондов, долл.
Список литературы
1. Вольвач Е. А. Создание международного финансового центра в Российской Федерации, необходимость, перспективы, проблемы // Балтийский экономический журнал. 2010. № 2.
2. Вольвач Е. А. Современное состояние фондового рынка России // Балтийский экономический журнал 2012. № 2.
3. Кадинская О. А. Российская биржевая торговля (часть 1) // Управление корпоративными финансами. 2006. № 1.
4. Карнова Н. Ошибки при создании финансового мегарегулятора могут навредить экономике РФ. URL: http://news. mail. ru/economics/10528775/.
5. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики. Аналитический обзор. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2012.
6. Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. М.: НАУФОР. 2008.