Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ регулирования профессиональной мобильности научных работников и ее гендерных аспектов'

ПРОБЛЕМЫ регулирования профессиональной мобильности научных работников и ее гендерных аспектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильность / профессиональная мобильность / научные сотрудники / гендер / управление карьерой / Управление персоналом / Женщины-ученые / механизмы мобильности

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарбаева А. Г.

В статье рассмотрены проблемы регулирования профессиональной мобильности научных работников на основе результатов социологического исследования, проведенного в г. Уфе весной 2008 г. Опрашивались 529 научных работников отраслевых научно-исследовательских институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ регулирования профессиональной мобильности научных работников и ее гендерных аспектов»

УДК 316.334.2

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОБИЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ И ЕЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ

© А. Г. Сарбаева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 38 23.

Е-шаП: яос1о1о^у311 @шаИ. ги

В статье рассмотрены проблемы регулирования профессиональной мобильности научных работников на основе результатов социологического исследования, проведенного в г. Уфе весной 2008 г. Опрашивались 529 научных работников отраслевых научно-исследовательских институтов.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, научные сотрудники, гендер, управление карьерой, управление персоналом, женщины-ученые, механизмы мобильности,.

Управление профессиональной мобильностью научных работников и ее гендерными аспектами может осуществляться в рамках отдельных научноисследовательских организаций, в которых работают ученые.

Несмотря на то, что в теории и практике управления персоналом организаций утвердилось целое направление по работе с кадрами, эти идеи практически не разрабатываются применительно к научно-исследовательским организациям. Среди работ отечественных исследователей, посвященных развитию российской науки и ее кадровому потенциалу, нет публикаций, в которых бы специально рассматривались вопросы внутриорганизационного управления профессиональным ростом научных работников. Такое положение связано, прежде всего, с представлением о высоко развитой внутренней мотивации труда научных работников; отсутствие свободы субъектов управления кадрами государственного сектора науки в определении кадровой политики при сохранении сложившихся в советский период систем продвижения кадров по должностям и присвоения ученых степеней и званий. Кадровые службы научно-исследовательских организаций, будучи ограничены в формировании кадровой политики, до сих пор выполняют лишь функции отделов кадров, а не служб персонала с более широким набором функций, включая функции управления профессиональным ростом и продвижением.

Приход работников в государственные научные организации имеет в основном стихийный характер. Связи академических и отраслевых институтов с вузами нарушены или не являются всеобщей и развитой практикой. В институтах не используется практика разработки планов карьерного роста сотрудников, защиты кандидатских и докторских диссертаций являются личным делом работников и происходят в основном за счет финансовых средств самих соискателей ученых степеней. Отстраненность от этого процесса администрации научно-исследовательских институтов, их кадрового менеджмента отрицательно сказывается на про-

фессиональном росте сотрудников. Конкурсы на замещение должностей носят в большинстве случаев формальный характер из-за низких зарплат и отсутствия реальной конкуренции претендентов. Все это является причинами того, что государственный сектор науки с его нынешней системой найма на работу, сохранявшимися до последнего времени невысокими заработными платами, характеризуется крайне низким уровнем мобильности кадров.

Имеющаяся система подбора и продвижения кадров должна быть дополнена новыми формами, которые могут быть заимствованы из опыта других стран. Одна из форм - это система временных, на определенный срок, должностей для некоторых категорий сотрудников (например, для наиболее перспективных молодых ученых или женщин-ученых), которые занимаются ими на конкурсной основе - так называемых постдокторских позиций [1, с. 173].

Специалистами по вопросам кадровой политики предлагаются и такие меры поощрения профессиональной мобильности, как: стимулирование обмена персоналом между университетами и малыми инновационными компаниями, в том числе субсидирование дополнительных ставок исследователей в малых и средних компаниях, организация государственно-частных партнерств, в рамках которых происходит обмен кадрами между государственным и предпринимательским секторами науки [1, с. 175].

Для сектора прикладной науки оптимальной формой является создание совместных с университетами научно-образовательных комплексов, в которых ученые смогут сочетать научно-исследовательскую работу с преподавательской.

Одним из аспектов деятельности по регулированию профессиональной мобильности научных работников выступают отслеживание и регулирование гендерных процессов. Наряду с молодежью женщины рассматриваются как «неблагополучная» социальная группа, которая в силу исторических причин имеет меньшие возможности доступа к научной деятельности и научному образованию. Женщины-ученые рассматриваются как социальнопрофессиональная группа, которая требует созда-

ния благоприятных условий для профессиональной деятельности и карьеры в рамках реализации базового принципа гендерного равенства прав и возможностей и предотвращения гендерной дискриминации всех видов и форм.

Считается, что к женщинам, работающим в сфере научных исследований и получающим образование для занятия научной деятельностью, может быть применена политика так называемой позитивной дискриминации, которая предполагает создание временных преимуществ для ущемленной группы.

Как показывает анализ доступных национальных и международных документов, базовыми идеями, лежащими в основе деятельности по регулированию профессиональной мобильности с учетом гендерного фактора, являются: доступ к научным знаниям как составной части права на образование, принадлежащего и мужчинам, и женщинам в одинаковой степени; обеспечение гендерного равенства прав и возможностей для занятий научной деятельностью; устранение любых форм дискриминации, включая и дискриминацию по полу, в сфере доступности научного образования и занятия научной деятельностью, а также дискриминации в области профессиональной научной карьеры; необходимость обеспечения представительства женщин в руководстве научными организациями; обеспечение участия женщин в научной политике и определении направлений научных исследований.

Переходя к рассмотрению направлений деятельности по регулированию мобильности исследователей между странами, подчеркнем, что в ходе анализа вопроса о том, какое внимание уделяется ее гендерному аспекту, обнаруживается некоторое противоречие. С одной стороны, международные документы признают необходимость учета гендерного фактора при проведении кадровой политики в области науки и технологий. С другой, реальные меры, которые предусматриваются на разных уровнях и по разным направлениям для поощрения мобильности женщин-ученых как группы, имеющей некоторое отставание от мужчин, пока недостаточны. Особенно это справедливо в отношении специализированных программ мобильности.

Важную роль в формировании информационной базы для отслеживания процессов мобильности кадров, положения и продвижения в науке женщин играет сбор гендерной статистики по науке. Институт статистики ЮНЕСКО в сотрудничестве с Департаментом научной политики и устойчивого развития ЮНЕСКО разработали и обеспечили проведение всемирной консультации по проблемам статистики и показателей в области развития науки и технологии. Для обогащения данного опыта в 2007 г. в Москве был организован семинар на тему «Статистические показатели развития науки, технологии и инноваций: тенденции и задачи», который внес вклад в анализ и распространение международного опыта и тенденций в области сбора статистики, характери-

зующей развитие науки, технологии и инноваций, включая и гендерные показатели [2, с. 41].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно со Статистическим департаментом Еврокомиссии (Евростатом) и Институтом статистики ЮНЕСКО начиная с 2004 г. создают систему международно-сопоставимых показателей для оценки уровня профессионального развития и мобильности докторов наук [3, с. 22].

Для создания международной сопоставимой статистической базы о научных кадрах, профессиональной мобильности различных социально-демографических групп, включая женщин, ЮНЕСКО содействует сбору статистических данных в стандартизованной форме по полу, разрабатывают гендерные показатели науки. Предложен «Индекс стеклянного потолка» - сравнительный показатель шансов женщин и мужчин занять высшие академические позиции, первые расчеты которого выявили страны с лучшими показателями (Румыния - 1.1 и Турция -1.4) и с худшими (Мальта - 11.7 и Литва - 3.2), а средний показатель по Европейскому союзу составил 2.1 [4, с. 22]. Данные по науке в гендерном разрезе и специальные доклады публикуют Институт статистики ЮНЕСКО («Женщины в науке») и Евростат («Женщины в цифрах»), которые предназначены для отслеживания гендерных проблем в разных странах и контроля эффективности их решения.

Важные функции, связанные с международной мобильностью ученых, выполняют национальные и международные конференции, посвященные вопросам развития науки и ее кадрового обеспечения. Они способствуют формированию информационной базы о гендерных процессах в науке, формируют международное общественное мнение по вопросам участия женщин в науке, вырабатывают базовые идеи относительно учета гендерного фактора и гендерной политики в науке, разрабатывают рекомендации по обеспечению более сбалансированного участия женщин в научных исследованиях, преодолению гендерных барьеров в научной карьере.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный совет по науке (МСНС), Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) проводят международные конференции по проблемам науки, на которых наряду с другими рассматриваются вопросы обмена опытом научных исследований и научными кадрами. Так, в итоговом документе Всемирной конференции «Наука для ХХ1 века: новые обязательства» под названием «Повестка дня в области науки - рамки действий» в контексте вопроса о международном сотрудничестве ученых отмечается: «Следует создавать сети взаимообмена людскими ресурсами по линии как Север-Юг, так Юг-Юг. Эти сети должны создаваться таким образом, чтобы помогать ученым использовать имеющийся у них опыт и знания на благо своих стран» [5, с. 33].

В партнерстве с коммерческими организациями учреждаются стипендии и премии для женщин-ученых. С 2007 г. учреждены 5 грантов, которые ежегодно вручаются молодым женщинам-ученым России и целью которых является оказание поддержки молодым ученым и обеспечение равных возможностей в мире науки [6, с. 101]. В 1998 г. впервые была учреждена научная премия, предназначенная специально для женщин. С помощью этой инициативы, как отмечается в официальных материалах организации, «оказывалась поддержка

женщинам-молодым ученым, работающим в сфере наук о жизни и наук о материалах, где они по-прежнему в меньшинстве и редко участвуют в принятии решений» [6, с. 101].

Одна из важных инициатив ООН в области изучения положения и продвижения женщин в науке - издание первого международного доклада «Наука, технология и гендер», который станет постоянным и нацелен на то, чтобы «активизировать обсуждение вопросов со стороны национального и международного научного и академического сообщества, а также их деятельность в отношении все большей потребности в увеличении числа женщин, занятых в области науки и технологии, и увеличении возможностей сбора находящихся в разрозненном состоянии данных по гендерному вопросу, вовлечении женщин в серьезную исследовательскую деятельность, а также повышении общественной осведомленности по гендерным вопросам» [7].

Инструментом повышения мобильности ученых являются специальные программы, в которых, как было уже отмечено, пока слабое отражение находят гендерные проблемы профессиональной мобильности и меры поощрения продвижения женщин.

Одна из наиболее крупных программ, предусматривающих разные формы профессиональной мобильности «Программа Марии Кюри - кадровые ресурсы и мобильность ученых», реализуется в пределах рамочных программ научно-технологического развития Европейского сообщества. Она предоставляет возможности для обучения, повышения квалификации и обмена опытом между учеными различных стран мира. Среди направлений программы Марии Кюри - стипендии для исследователей, выезжающих из стран ЕС и въезжающих в страны ЕС.

Другая крупная международная программа мобильности ученых «Мобильность для молодых ученых Центральной и Восточной Европы» (MORE) ставит перед собой задачу способствовать мобильности талантливых молодых ученых из Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и Германии, с другой. Программа осуществляется Координационным центром Европейского сообщества научных организаций при поддержке Германского исследовательского общества, Общества Макса Планка, а также Фонда Александра фон

Гумбольдта, Общества немецких исследовательских центров Г ельмгольца [8].

В силу актуальности для России проблем возвращения в страну уехавших ученых и развития таких форм мобильности, которые бы отвечали ее национальным интересам, эти вопросы стали рассматриваться на государственном уровне.

С 2002 г. в государственной кадровой политике в сфере науки начались новый этап, который характеризуется тем, что кадровый вопрос включен в число стратегически важных, и разработка системных мер [1, с. 180].

Именно в последние несколько лет разработаны документы, которые составляют основу для проведения государственной политики в области науки и ее кадрового потенциала, к числу которых относятся «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 30 марта 2002 г.; «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года»; Федеральная целевая программа «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2008-2013 гг.».

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» впервые обращено внимание на вопросы возвращения российских ученых, которые уехали за рубеж, а также взаимодействия с теми, кто остается в других странах. Среди основных задач сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса ставилась задача «создания условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов, работающих за рубежом, их трудоустройство в научно-техническом комплексе», а также «стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научнотехнической и инновационной деятельностью за рубежом, активное привлечение их к реализации российских сегментов международных научных программ и проектов» [9].

Цель Федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2008-2013 гг.» - создание условий для воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранение преемственности поколений в науке и образовании. В контексте рассматриваемого вопроса подчеркнем, что данная программа вновь обратила внимание на проблему утечки умов.

Оба документа - Основы политики РФ и Федеральная целевая программа - стали толчком для обсуждения новых возможных форм профессиональной мобильности, которые бы решали вопрос о возврате уехавших в зарубежные страны российских ученых.

Специалисты в области научной кадровой политики, обобщив высказывания на эту тему, заме-

чают, что наметилось два подхода к решению вопроса [10]. Первый предполагает полное возвращение в страну тех ученых, чьи достижения известны и общепризнанны, для чего им будут созданы такие благоприятные условия труда, как открытие под них специальных групп, лабораторий, институтов, возможности формирования коллективов сотрудников, предоставление высокой заработной платы и т. п. Второй подход - «частичное возвращение», при котором ученые будут работать в двух странах одновременно. Часть времени будет затрачиваться на исследовательскую работу в российских научных лабораториях, а также на чтение лекций, обучение и консультирование аспирантов. В рамках этого подхода для эффективной работы в российских научно-исследовательских институтах возможно создание так называемых зеркальных лабораторий во главе с ученым, в возвращении которого заинтересована страна, и занимающихся той же проблематикой, которой ученый занимается за рубежом [10]. Рассмотрев положительные стороны и издержки обозначенных предложенных подходов, позволим высказать мнение, что в государственной кадровой политике должны сочетаться оба подхода.

Инструментом профессиональной мобильности являются и системы стажировок в российских и зарубежных научных и образовательных учреждениях, которые финансируются государственными и негосударственными организациями. В рамках федеральной государственной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. предоставлялись стажировки для молодых ученых и специалистов в крупных научно-образовательных центрах, включая и зарубежные. Стажировки с целью научной работы и повышения научной квалификации в российских и зарубежных университетах и научно-исследовательских организациях предусматривались и программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)».

По мере выхода страны из кризиса и повышения внимания государства к науке, поощрением профессиональной мобильности начали заниматься российские государственные научные фонды. Следует отметить, что в 90-е годы значительный вклад в обмен научными идеями, опытом и знаниями внесли зарубежные научные фонды, которые предоставляли российским ученым, аспирантам и докторантам грантовые средства на краткосрочные и долгосрочные поездки в научно-исследовательские и образовательные центры зарубежных развитых стран с научными и образовательными целями. Доля средств зарубежных фондов в финансировании российской науки достигла максимального значения в 1999 г. и составила 16.9% [11].

Среди российских фондов работу по поощрению международной мобильности научных работников начал Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), который с 2007 г. объявил конкурс

грантов для молодых ученых на стажировку в зарубежных странах. Создан некоммерческий фонд «Русский мир», согласно уставу которого одной из задач является содействие возвращению уехавших из страны российских граждан, включая ученых и специалистов. Формы внутригосударственной мобильности исследователей поощряют и некоторые общественные научные организации и некоммерческие исследовательские центры, например, общество «Женщины в науке и образовании», Российская ассоциация женщин ученых-математиков, Санкт-Петербургский союз женщин в науке и другие.

Выводы. Проведенный анализ показал, что профессиональная мобильность научных работников в России не является пока объектом достаточного и постоянного внимания со стороны субъектов руководства наукой и, прежде всего, государства как основного из них. В силу той роли, которую наука играет в современном обществе, в экономическом развитии и национальной безопасности страны, государство должно сохранять за собой роль основного субъекта управления научными кадрами и регулирования внутригосударственной и международной профессиональной мобильности.

Только в последние несколько лет проблема выезда ученых из страны, активно дискутируемая среди ученых практически весь трансформационный период, была вынесена на политическую повестку на государственном уровне. Межгосударственная мобильность ученых в форме выезда из страны получила признание как проблема российской науки. В то же время это не сопровождается адекватным осознанием того, что мобильность кадров в других ее формах в не меньшей мере, а может быть даже в большей должна стать объектом государственной политики. Не осознаны на государственном уровне позитивные функции внутриоргани-зационной, межорганизационной и межсекторной профессиональной мобильности работников, занимающихся исследованиями и разработками, как инструмента повышения кадрового потенциала всех уровней.

В государственных документах по вопросам науки не нашли отражения и гендерные аспекты профессиональной мобильности. Ни в одной государственной программе не предусматриваются специальные меры по развитию мобильности и продвижению на уровень руководства наукой женщин-ученых. Признана необходимость привлечения в науку и закрепления в ней талантливой молодежи, но даже в таком молодежном аспекте женщины не выделяются как объект специальных государственных мер.

Российское государство постепенно берет на себя роль субъекта управления профессиональной мобильностью научных работников, в то же время оказываются мало вовлеченными в эту деятельность в качестве активных субъектов негосударственные некоммерческие организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дежина И. Эволюция государственной кадровой политики в сфере науки// Общество и экономика. 2006. №9. С. 173187.

2. Доклад о деятельности 2006-2007. Бюро ЮНЕСКО в Москве. М., 2007. С. 41.

3. Форсайт. 2007. №3. С. 34.

4. Мир науки. Ежеквартальный информационный бюллетень ЮНЕСКО по естественным наукам. Издание 5. №2. апрель-июнь 2007. С. 22.

5. Повестка дня в области науки - рамки действий. Всемирная конференция «Наука для ХХІ века: новые обязательства», проведенная под эгидой ЮНЕСКО и МСНС в Будапеште в 1999 г. // иЯЬ: http://www.unesco.ru/rus/pages/ ро1іпа24012006110838.рЬр. Дата цитирования: 22.02. 2009.

6. Доклад о деятельности 2006-2001. Бюро ЮНЕСКО в Москве. М., 2001. С. 101.

I. Наука, технология и гендер. Международный доклад:

резюме. Париж: изд-во ЮНЕСКО, 2001 // URL:

http://www.unesco.ru/rus/articles/2004/stasya31102001123601.php.

8. URL: http://www.daad.spb.ru/cgi-bin/cms/index.cgi

9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом РФ 30 марта 2002. Пр-516. П. 24 // URL: http://www.novadon.ru/ru/ legal/index.php? ELEMENT

10. URL: http://www.poisknews.ru/2008/02/23/

inogda_oni_vozvrashhajutsja.html

II. Дежина И. Российская наука как фактор мировой политики // Космополис. 2003. №2. С. 39-56.

Поступила в редакцию 18.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.