Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ СУБФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ СУБФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРУЮЩАЯ И ВЫРАВНИВАЮЩАЯ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко И. В.

В статье проведено исследование проблем межбюджетных отношений в структуре «регион-муниципальное образование». Рассмотрены статистические данные, характеризующие распределение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов РФ. Приведена информация об уровне бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Сделан вывод, что из-за дифференциации в уровне развития территорий, для их выравнивания необходимо разумное сочетание пассивной и активной составляющей межбюджетного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF INTERBUDGETARY RELATIONS AT THE LEVEL OF SUB FEDERATION

The article studies the problems of inter-budgetary relations in the structure "region-municipality". The statistical data characterizing distribution of tax receipts in the consolidated budgets of the Russian Federation and subjects of the Russian Federation are considered. Provides information about the level of budgetary security of subjects of the Russian Federation. It is concluded that due to differentiation in the level of development of territories, a reasonable combination of passive and active components of inter-budgetary regulation is necessary for their alignment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ СУБФЕДЕРАЦИИ»

право. 2016. № 8. С. 43-49.

3. Новиков М.В., Землянская С.В. Система тарифных преференций Таможенного союза // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. № 1. С. 227.

4. Внешняя торговля с третьими странами // Официальный сайт ЕЭК: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep stat/tradestat/ta bles/extra/Pages/2017/ 12.aspx.

УДК 519.865.7

Яковенко И.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Управление социальными и экономическими системами» Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

Россия, г. Новочеркасск

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА УРОВНЕ СУБФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье проведено исследование проблем межбюджетных отношений в структуре «регион-муниципальное образование». Рассмотрены статистические данные, характеризующие распределение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов РФ. Приведена информация об уровне бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Сделан вывод, что из-за дифференциации в уровне развития территорий, для их выравнивания необходимо разумное сочетание пассивной и активной составляющей межбюджетного регулирования.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность, межбюджетное регулирование, стимулирующая и выравнивающая функции

Yakovenko I. V., candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of the chair " management of social and economic

systems»

South-Russian state Polytechnic University University (NPI) named after M. I. Platov Russia, Novocherkassk PROBLEMS OF REGULATION OF INTERBUDGETARY RELATIONS AT THE LEVEL OF SUB FEDERATION Annotation

The article studies the problems of inter-budgetary relations in the structure "region-municipality". The statistical data characterizing distribution of tax receipts in the consolidated budgets of the Russian Federation and subjects of the

Russian Federation are considered. Provides information about the level of budgetary security of subjects of the Russian Federation. It is concluded that due to differentiation in the level of development of territories, a reasonable combination of passive and active components of inter-budgetary regulation is necessary for their alignment.

Keywords: budget security, inter-budgetary regulation, stimulating and leveling functions

В настоящее время влияние внешних воздействий Российскую Федерацию посредством экономических санкций усложнили значительно усложнили её экономическую деятельность и вызвали повышенное внимание к решению проблемы импортозамещения и перехода от сырьевой направленности к формированию экономики новой, инновационной структурой. Результаты решения этой непростой проблемы находятся в прямой зависимости от фискальной политики, в которой ведущую роль играют межбюджетные отношения и их составная часть - отношения межбюджетного регулирования. Рассматривая модели межбюджетного регулирования, целесообразно рассмотреть их функции. Сущность отношений межбюджетного регулирования наиболее полно раскрыта в научных работах А.Г. Игудина, в которых вскрыты две их основные функции: стимулирующая и выравнивающая [1].Выравнивающая функция реализуется посредством различного рода финансовой помощи. Стимулирующую функция наиболее эффективно выполняется посредством долевого распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, т.к. налоговые поступления от собираемых на данной территории налогов вызывают мотивацию у властных структур к наращиванию своей налогооблагаемой базы посредством активизации хозяйственной деятельности, поиска скрытых возможностей территорий для обеспечения их конкурентных преимуществ. Но реализация стимулирующей функции межбюджетного регулирования встречает ряд проблем, первая из которых - сосредоточение налоговых поступлений на федеральном уровне. В таблице 1 приведено распределение доходов в консолидированный бюджет [2]. Таблица демонстрирует, что в 2916 году в консолидированные бюджеты субфедерации поступает 8 835,9 миллиардов рублей по сравнению с суммой 11 435,3 миллиардов рублей, поступающей в федеральный бюджет.

Таблица 1 - Распределение поступлений в консолидированные _бюджеты РФ и её субъектов_

Уровни бюджетной системы

Консолидир о Федераль Консолидир о Консолидир о

Годы ванный бюд - ный бюджет ванные бюд - ванные бюд -

жетРФ (млрд. руб ) жеты субъек - жеты субъек -

(доходы всего) товРФ товРФ

(млрд. руб.) (доходы всего) (собств. доходы)

(млрд. руб.) (млрд. руб.)

2011 20 855,4 11 367,7 7 644,2 5 999,7

2012 23 435,1 12 855,5 8 064,5 6 440,2

2013 24 442,7 13 019,9 8 165,1 6 650,1

2014 26 766,1 14 496,9 8 905,7 7 234,9

2015 26 922,0 13 659,2 9 308,2 7 691,4

2016 24 093,9 11 435,3 8 835,9 7 509,5

В процентном соотношении это означает, что в консолидированный бюджет субъектов РФ поступает 36% от всех доходов по сравнению с 47,4% доходов, поступающих в бюджет федерального уровня. Кроме высокой централизации, особенностью развития межбюджетных отношений Российской Федерации является неравномерность экономического развития административно-территориальных единиц из-за разницы в климатических условий, географического положения, наличия полезных ископаемых и др. В связи с этим, применение одних и тех же инструментов (финансовой помощи или долевого распределения налогов) для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных территорий не предоставляется возможным. Здесь для каждого отдельного случая в ходе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности необходимо решать стратегическую проблему:

-применить активную составляющую функции межбюджетного регулирования посредством установления нормативов отчисления от налогов;

- применить пассивную составляющую посредством трансфертных вливаний;

- использовать смешанную стратегию посредством разумного сочетания перечисленных инструментов.

Является очевидным, что импульс к саморазвитию даёт именно активная составляющая межбюджетного регулирования. Но применять её можно только после тщательного анализа хозяйственных возможностей каждой конкретной территории. Так, в таблице 2 приведена степень бюджетной обеспеченности некоторых субфедераций РФ [2].

Таблица 2. - Степень бюджетной обеспеченности субъектов РФ

Субъекты РФ Уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ

2015 год 2016 год 2017год

Белгородская обл. 0,939 0,945 0,866

Московская обл. 1,219 1,212 1,205

Республика Адыгея 0,701 0,652 0,728

Республика Калмыкия 0,651 0,617 0,710

Республика Дагестан 0,637 0,626 0,676

Новгородская обл. 0,907 0,905 0,890

Астраханская обл. 0,894 0,890 0,835

Тюменская обл. 2,556 2,518 2,200

Кемеровская обл. 0,853 0,841 0,833

Краснодарский край 0,901 0,904 0,898

Ростовская обл. 0,747 0,729 0,789

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что применение одних и тех же методов бюджетной политики к различным регионам не приведёт к успеху. Но, тем не менее, следует иметь в виду, что необходимо не просто стремиться к сбалансированности бюджета той или иной территории, а осуществлять попытки повышения качества этой сбалансированности путём увеличения в доходах доли налоговых поступлений. Между субъектами Российской Федерации и муниципалитетами существуют проблемы такого же плана. Создание двухуровневой системы муниципального образования не только не решили, а и усугубили проблему выравнивания их уровня бюджетной обеспеченности. Значительная доля налоговых поступлений идёт в региональные бюджеты, вызывая в последствии встречные потоки в виде финансовой помощи и увеличивая степень зависимости местных бюджетов от субъектов Российской Федерации. Эффективность механизма межбюджетного регулирования зависит от разумного, равновесного сочетания двух его функций: стимулирующей и выравнивающей. Стимулирующая функция также, в конечном счёте стремиться к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности. Но она, в отличие от выравнивающей функции, создаёт условия для саморазвития регионов и муниципальных образований, вызывая заинтересованность властей на местах к наращиванию налогового потенциала подведомственных им территорий.

В этой связи центральной проблемой в решении задач межбюджетного регулирования является определение величин нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетными системами по вертикальной линии власти, обеспечивающих баланс интересов иерархических территориальных звеньев Российской федерации, определяемых их стратегиями социально-экономического развития. Для решения этой сложной проблемы автором статьи построен комплекс экономико-математических моделей [3,4], встроенных в систему интеллектуальной поддержки принятия решений.

Использованные источники:

1. Игудин А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления// Финансы.-2006.- С.11-15

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://info.minfin.ru/rfanalytics.php, http: //minfin. ru/ru/statistics

3. Стрельцова Е.Д. Управление бюджетом на основе нечеткой алгебры / Е.Д. Стрельцова, И.В. Богомягкова, В.С. Стрельцов // Прикладная информатика. -2014. - № 2 (50). - С. 109-114

4. Стрельцова Е.Д. Совершенствование инструментария стратегического управления межбюджетным регулированием / Е.Д. Стрельцова, И.В. Богомягкова, В.С. Стрельцов // Вестник Удмуртского университета. Серия: экономика и право. - 2014. - № 3. - С. 112-117

УДК 657.01

Яковлев Д.И. студент магистрант 2 курса Институт инновационных технологий и государственного управления Московский Технологический Университет (МИРЭА) научный руководитель: Черненькая И.Г.,

доцент кафедры Россия, г. Москва

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты внутреннего финансового контроля корпорации, значение и задачи элементов внутреннего финансового контроля, виды форм внутреннего финансового контроля и их функции.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, элементы внутреннего финансового контроля, формы финансового контроля, корпорация, эффективность.

Yakovlev D.I. graduate student 2 nd course, University of innovation and state management Moscow Technological University (MIREA)

Russia, Moscow

Research supervisor: Chernenkaya I. G. associate professor, PhD of

Economics

INTERNAL FINANCIAL CONTROL AS A MANDATORY CONDITION OF EFFICIENCY OF THE ACTIVITY OF THE

CORPORATION

Annotation: The article examines the main aspects of the internal financial control of the corporation, the significance and tasks of the elements of internal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.