экономические науки
Соколова Дарья Ивановна, Яновская Ольга Рудольфовна, Валюк Ирина Владимировна ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ...
УДК 339.9.01
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА БАЗЕ ВТО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2018
Соколова Дарья Ивановна, ассистент кафедры «Экономика и бизнес» Яновская Ольга Рудольфовна, доцент кафедры «Экономика и бизнес» Валюк Ирина Владимировна, бакалавр кафедры «Экономика и бизнес» Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (105005, Россия, Москва улица 2-я Бауманская д. 5 стр.1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Иностранные инвестиции имеют весомое значение для увеличения темпов экономического роста любого государства. При этом ввиду отличительных особенностей правовой системы и законодательной базы различных стран межгосударственные инвестиционные отношения имеют ряд трудностей. На сегодняшний день международные инвестиционные процессы регламентируются в основном на региональном или двустороннем уровне, и многосторонних соглашений, охватывающих глобальный уровень инвестирования, нет. Предметом исследования является процесс осуществления иностранных инвестиций в условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Объектом данного исследования выступают вопросы многостороннего международного регулирования иностранных инвестиций с помощью специального механизма на платформе ВТО. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как сущность ВТО, понятие иностранных инвестиций в трактовке различных экспертов, воздействие иностранных потоков капитала на национальную экономику. Особое внимание уделяется проблемам регулирования иностранных инвестиций на базе ВТО, что представляется авторам как наиболее перспективный многосторонний международный механизм. В данной работе применялись такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, метод логического подхода и научной абстракции. Так же был произведен качественный и количественный анализ статистической информации об объемах и потоках иностранных инвестиций в Россию. Новизна исследования заключается в анализе многостороннего регулирования иностранных инвестиций на платформе ВТО. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости создания многостороннего международного механизма по регулированию иностранных инвестиций в рамках Всемирной торговой организации как одного из инструментов повышения прозрачности, предсказуемости и эффективности иностранных потоков капитала.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, иностранные инвестиции, многостороннее регулирование инвестиций, либерализация торговли, инвестиционный процесс, соглашения ВТО, мировая торговля, Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT'S REGULATION ON THE BASIS OF THE WTO:
CURRENT STATUS AND PROSPECTS
© 2018
Sokolova Daria Ivanovna, assistant of the chair of economics and business Yanovskaya Olga Rudolfovna, assistant professor of the chair of economics and business Valyuk Irina Vladimirovna, bachelor of economics and business Bauman Moscow State Technical University (105005, Russia, Moscow, 2-ya Baumanskaya street, 5, e-mail: [email protected])
Abstract. Foreign investment has a positive effect on increasing the rate of economic growth of any state. At the same time, due to the distinctive features of the legal system and legal framework of various countries, interstate investment relations have a number of difficulties. Currently, international investment is regulated mainly at the regional or bilateral level, and there are no multilateral agreements covering the global level of investment. The subject of the article is the process of foreign investment in the conditions of membership in the World Trade Organization (WTO). The object of this article is the issues of multilateral international regulation of foreign investment through a special mechanism on the WTO platform. The authors consider in detail such aspects of the topic as the essence of the WTO, the concept of foreign investment in the interpretation of various experts, the impact of foreign capital flows on the national economy. Particular attention is paid to the problems of regulating foreign investment on the basis of the WTO, which seems to be the most promising multilateral international mechanism. The analysis and synthesis, the method of logical approach and scientific abstraction were applied in this article. Also, a qualitative and quantitative analysis of statistical information on foreign investments in Russia was carried out. The scientific novelty of the article is to analyze the multilateral regulation of foreign investment on the WTO platform. The main conclusions of this article is the need to create a multilateral international mechanism for the regulation of foreign investment in the world trade organization as one of the tools to improve the transparency, predictability and efficiency of foreign capital flows.
Keywords: World trade organization, foreign investment, multilateral investment regulation, trade liberalization, investment process, WTO agreements, world trade, General agreement on tariffs and trade.
На процесс глобализации экономики и расширение зон международного сотрудничества оказывает весомое влияние перемещение капитала из одних стран в другие. Значимость привлечения иностранных инвестиций выражается в возможности их использования с целью увеличения темпа экономического роста страны. Следовательно, возникает острая необходимость в создании благоприятных условий для увеличения притока иностранных инвестиций и минимизации оттока уже инвестированного иностранного капитала [1]. Также важную роль занимает процесс формирования системы регулирования иностранных инвестиций и контроля над деятельностью иностранных инвесторов. По данным Банка России, приток прямых иностранных инвестиций в 2016 году составил 32,5 миллиарда долларов, что в 5 раз превышает значение показателя в 2015 году, равного
6,9 миллиарда долларов [2].
Межгосударственные инвестиционные отношения являются достаточно сложным видом экономического взаимодействия на международном уровне ввиду отличительных особенностей правовой структуру, законодательной базы, инвестиционного климата различных стран. В связи с этим международные инвестиционные отношения требуют создания особого механизма, который смог бы единообразно регулировать, проводить контроль и защиту многосторонних инвестиционных связей. Но на сегодняшний день международные инвестиционные процессы регламентируются в основном на региональном или двустороннем уровне, и соглашений, охватывающих многосторонний глобальный уровень инвестирования, нет [3]. Попытки создания подобного глобального регулятора уже проводились, в том числе
Sokolova Daria Ivanovna, Yanovskaya Olga Rudolfovna, Valyuk Irina Vladimirovna PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT'S REGULATION ...
economic sceinces
на данный момент проект многостороннего соглашения рассматривается на платформе Всемирной торговой организации (ВТО).
Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости создания международного многостороннего механизма, регулирующего и контролирующего процессы инвестирования на мировом уровне с целью повышения эффективности перемещения финансовых потоков и увеличения темпов прироста как мировой, так и национальных экономик стран-участников инвестиционных процессов. Целью статьи является изучение вопросов создания многостороннего соглашения по инвестиционной деятельности на базе ВТО, что повысило бы темпы привлечения иностранных инвестиций и их эффективность.
Прежде всего, необходимо дать краткий обзор сущности Всемирной торговой организации. ВТО - это официальная международная организация, регламентирующая мировую торговлю и различные нормы с ней связанные, а так же с юридической точки зрения состоящая из множества многосторонних соглашений, как обязательных для исполнения, так и необязательных [4]. Главной целью деятельности Всемирной торговой организации, опирающейся на ряд обязательных для соблюдения странами-членами принципов, является либерализация торговли. К 2018 году ВТО насчитывала 164 стран-членов [5]. Российская Федерация официально присоединилась к Всемирной торговой организации 22 августа 2012 г.
На данном этапе ВТО является крупнейшей международной организацией, насчитывающей в своем составе как множество стран с развитой экономикой, так и развивающиеся государства [6]. Именно поэтому идея создания многостороннего механизма для регулирования потоков иностранных инвестиций на базе ВТО представляется наиболее перспективной и актуальной. Обращаясь к термину «иностранные инвестиции», необходимо заметить, что единого его определения нет. Каждый ученый трактует данный термин по-своему, описывая ту или иную его сторону. Доктор экономических наук, профессор Грязнов А.Г. дает следующее определение в финансово-кредитном энциклопедическом словаре: «Иностранные инвестиции - это долгосрочные вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами юридических лиц-резидентов в экономику страны-реципиента (принимающей), а также приобретением ими корпоративных или государственных ценных бумаг с целью получения прибыли или активов» [7].
Французский экономист Массе П. писал: «Наиболее общее определение, которое можно дать акту вложения капитала сводится к следующему: инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения в будущем с помощью инвестированных благ» [8].
Согласно Закону РФ «Об иностранных инвестициях» иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ» [9].
Обобщая все основные стороны данного термина, определим иностранные инвестиции как вложение капитала в виде интеллектуальных или имущественных ценностей, вывезенного из одной страны и направленного в предпринимательскую деятельность или какие-либо виды активов страны-реципиента с целью получения прибыли или процента.
В условиях глобализирующейся экономики иностранные инвестиции играют значительную роль, имея при этом как положительное, так и отрицательное влияние. Положительными чертами воздействия иностранных инвестиций можно назвать:
- повышение уровня вложений в капитал, рост темпов развития экономики, положительное улучшение
платежного баланса страны;
- рост местного капитала и рост финансового рынка благодаря использованию его ресурсов в сфере производства;
- уменьшение безработицы, сопровождающееся увеличением покупательской способности и уровня жизни;
- уменьшение затрат на импорт;
- повышение показателей экспорта и поступлений иностранной валюты;
- высокий показатель конкуренции в национальной экономике, понижение показателя монополизации;
- рост инвестиционной привлекательности страны [10].
К негативному воздействию иностранных инвестиций относят уменьшение показателя независимости национальной экономики, что влечет за собой угрозу безопасности экономики.
Таким образом, невозможно отрицать роль иностранных инвестиций в развитии экономики страны и нарастании ее международного сотрудничества. Иностранные инвестиции содействуют глобализации мировых связей, стабилизации и подъему национальной экономики, улучшению международно-экономических отношений, созданию стратегического партнерства, осуществлению капиталовложений в новые сферы экономики и бизнеса [11]. Именно поэтому возникает необходимость единого международного механизма по упрощению системы осуществления иностранных инвестиций, регламентации данного процесса и контроля над ним.
ВТО насчитывает множество многосторонних соглашений, в том числе:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ставшее преемником ВТО;
- соглашение по сельскому хозяйству;
- соглашение по текстилю и одежде;
- соглашение по применению санитарных и фитоса-нитарных норм;
- понимание в отношении правил и процедур разрешения споров;
- соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
- генеральное соглашение по торговле услугами и т. д. [12].
Не смотря на то, что ТРИМС непосредственно связано с инвестиционными мерами, данное соглашение не охватывая процесс осуществления иностранных инвестиций полностью, лишь устанавливая связь между инвестиционными мерами и международной торговлей товарами, поскольку некоторые из них могут нарушать свободу конкуренции [13]. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, состоит из двух частей. Первая часть содержит обязательства для стран-членов ВТО не применять в вопросах управления иностранными инвестициями меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части непосредственно перечисляются конкретные меры [14]. Но специального соглашения по вопросам иностранных инвестиций в ВТО до сих пор нет.
В феврале 2018 года Бразилия представила развернутый проект предложения о создании соглашения по упрощению процедур инвестирования в Генеральный совет ВТО. Данный международный механизм согласно представленному проекту будет гибким и оперативным, предоставляя участникам ВТО возможность реализовать соответствующие приоритеты, а также сохраняя право регулировать его в соответствии со своими уникальными политическими целями. Бразильский проект соглашения содержит идею о создании «единого электронного окна», которое упростило бы процедуру подачи заявок по инвестированию [15].
На данный момент остается неясным, как предложение Бразилии воспримут на официальных обсуждениях Генерального совета, поскольку ранее подобные инициативы поддерживались не всеми членами ВТО. При
экономические науки
Соколова Дарья Ивановна, Яновская Ольга Рудольфовна, Валюк Ирина Владимировна ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ...
этом международная инвестиционная деятельность наращивает свои темпы и объемы [16]. Рассмотрим активность иностранных инвесторов в экономике Российской Федерации.
За 2017 год зарубежными инвесторами были вложены средства в 328 российских проекта, что является одним из самых высоких показателей для России. Темп роста составил 16 %, что улучшило результат 2016 года на 2 %. В 2017 году значительно вырос интерес к российской экономике со стороны стран Азии, увеличив свои вложения в 2,5 раза. По данным 2016 года странам Азии принадлежало 30 проектов, а в 2017 показатель вырос до 76. В 2015 и 2016 годах Германия занимало лидирующую строчку по количеству новых проектов, но в 2017 году показатель инвестиционных проектов сократился с 43 до 28. Аналогичная динамика наблюдается со стороны Франции - снижение инвестиционных проектов с 20 до 11 к 2017 году [17].
Итальянские инвесторы наоборот показывают положительную тенденцию по количеству инвестируемых объектов - 17 проектов, что соответствует уровню Японии на 2017 год. Также увеличилось присутствие на российском рынки и Швейцарии - 11 проектов на 2017 год, вместо 7 в 2016. В топ-10 попала и Великобритания, чьи вложения инвестировали 8 проектов в 2017 году вместо 2 в 2016 [18].
США в 2016 году продемонстрировали рекордную динамику роста, однако уменьшили инвестиционную активность в 2017 в 2 раза: 19 проектов вместо 32, что не помешало США занять третью позицию рейтинга стран, которые направляют больший объем прямых иностранных инвестиций в Россию [19]. Таким образом, из приведенной статистики можно сделать вывод, что, несмотря на санкционные режимы и ухудшение политических отношений со стратегическими партнерами, инвестиционная привлекательность России повышается, о чем свидетельствует увеличивающийся приток иностранных инвестиций. Данная тенденция присуща всему международному рынку.
При этом в сравнении с торговой политикой, в сфере международного инвестирования четкие международные нормы и определения отсутствуют. Отсутствие единого многостороннего механизма осложняет инвестиционную деятельность по причине различий в правилах и нормах инвестиционного процесса различных государств. Помимо этого возникает ситуация правовой неопределенности для инвесторов и государств ввиду вынесения международными арбитражами разных, порой противоположных решений по однотипным спорам [20]. Существующие двусторонние соглашения зачастую резко контрастируют по содержанию, что приводит к большей путанице.
Приведенные факты свидетельствуют об актуальности создания многостороннего механизма, регламентирующего иностранные инвестиции. Разработка любого международного соглашения или инструмента всегда представляется непростой задачей ввиду того, что подобный механизм будет затрагивать интересы множества государств. Оптимальной платформой для создания международного механизма по регулированию иностранных инвестиций, по нашему мнению является Всемирная торговая организация.
Приведем ряд рекомендаций, которые способствовали бы оптимизации эффекта от функционирования многостороннего международного механизма регулирования иностранный инвестиций:
- данному механизму следует содержать статьи, направленные на обеспечение повышения прозрачности и предсказуемости процессов иностранного инвестирования с целью либерализации режима иностранных инвестиций;
- создание электронного инструмента, позволяющего упростить процедуру заполнения специализированных документов и заявок, связанных с инвестированием
для максимизации эффективности обмена информацией;
- разработка строгого специализированного инструмента по единообразному урегулированию инвестиционных споров на платформе органа по разрешению споров ВТО как международного инвестиционного арбитража;
- в положения разрабатываемого механизма следует включить нормы по специализированному режиму инвестирования для развивающихся стран с целью поддержки их национальной экономики.
Торговые и инвестиционные вопросы тесно связаны. Всемирная торговая организация все увеличивает количество своих участников. Поэтому представляется эффективным разработать особое многостороннее соглашение по регулированию иностранных инвестиций на платформе такой международной организации, как ВТО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе // Финансы и кредит. №9 (393). 2010. - С. 48-52.
2. Центральный Банк Российской Федерации. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2017. [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/bp.pdf.
3. Протопопова П.О. Некоторые вопросы регулирования иностранных инвестиций в рамках Всемирной торговой организации // Вопросы студенческой науки. 2017. № 13.
4. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
- М.: Экономика, 2003. - 271 с.
5. World Trade Organization: Members and Observers. [Электронный ресурс] // URL: https://www.wto.org/ english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm.
6. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России.
- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 152с.
7. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2004. -С. 356.
8. Массе П. [Massé P] Критерии и методы оптимального определения капиталовложений / пер. с фр. — М.: Статистика, 1971 - 503 с.
9. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018).
10. Инвестиции: учебник для вузов / под ред. Л.И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е.Г. Князевой. -Москва: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 191 с.
11. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. - 2-е изд. пе-рераб. И допол. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - С. 354.
12. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой организации [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2541158/.
13. ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, 2011.
14. Капустина Л. М. Регулирование иностранных инвестиций и инвестиционного климата в соглашениях ВТО / Л. М. Капустина // Экономическое развитие в современном мире: ВТО и процессы экономической интеграции: материалы Третьей международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-14 апреля 2006 г. — Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2006. С. 23-27.
15. ВТО: продолжаются переговоры по упрощению процедур инвестирования. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.ictsd.org/bridges-news/._
Sokolova Daria Ivanovna, Yanovskaya Olga Rudolfovna, Valyuk Irina Vladimirovna PROBLEMS OF FOREIGN INVESTMENT'S REGULATION ...
economic sceinces
16. Forbes / Отзывы иностранцев об инвестиционном климате в России / Финансы и инвестиции / ПМЭФ-2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.forbes. m/finansy-i-investicii/345543-ne-imey-sto-rubley-imey-stodruzey-chetyre-otzyva-inostrancev-ob.
17. EY (Ernst & Young) [Эрнст энд Янг] // Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы. Россия. 2018 год. [Электронный ресурс] // URL: http://ru.investinrussia.com/data/file/ey-european-attractiveness-survey2018.pdf.
18. Россий получила рекордный приток иностранных инвестиций 2017. Эксперт Онлайн [Электронный ресурс] // URL: http://expert.ru/2017/12/26/rossiya-poluch-ila-rekordnyij-pritok-inostrannyihinvestitsij/
19. Global Location Trends 2017 (Annual Report) // IBM Institute for Business Value [Электронный ресурс] // URL: https://www-01.ibm.com/common/ssi/cgi-bin/ssialias?html-fid=GBE03868USEN.
20. Ануфриева А. А. Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций // Современное право. — 2013. — № 3. — С. 140-143.
Статья поступила в редакцию 16.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018