Научная статья на тему 'Проблемы региональной экономической безопасности'

Проблемы региональной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
347
50
Поделиться
Ключевые слова
угрозы безопасности / ресурсный потенциал / региональная интеграция / Продовольственная безопасность / взаимосвязь экономик / полномасштабное сотрудничество / security threat / Resource potential / regional integration / Food safety / economy connection / large scale cooperation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна

Стремление к интеграции государств в различных регионах мира постепенно становится самым обычным явлением мирового развития. В связи с этим, особый интерес сегодня представляет экономическое положение государств Центральной Азии. Всемирная интеграция накладывает свой отпечаток на требования к формированию систем обеспечения экономической безопасности. Хотя после распада СССР экономика каждого из государств Центральной Азии пошла по своему пути развития, в целом их экономики имеют приблизительно сходные проблемы. С целью их решения и обеспечения экономической безопасности каждого из государств региона необходимо более тесное сотрудничество, прежде всего в экономической сфере, некоторые аспекты которого предложены в данной статье.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Блиничкина Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author shows that endevear of states to integration in different parts of the world gradually becoming odd ofworld development. In this connection, particular attention is paid to econimicalsituation of CentralAsian states. The author considers that the worldwide integration leaves its mark upon requirements to shaping of economic system safety provision. Though after disintegration of the USSR all the states of Central Asian countries choose their own way of development, as a whole their economy have approximately similar problems. It is necessary to provide close cooperation first of all in the sphere of economy to resolve the problem of guaranteeing of economical safety of each states of this region.

Текст научной работы на тему «Проблемы региональной экономической безопасности»

Juraev F.M.

The account of natural factors in pricing

Continuous growth of public requirements for agricultural products demands use of the various lands according their efficiency - low, average and the best that stipulates to development of production results.

There is given the results of research for 2007-2008 on influence of natural factors on pricing. The analysis has shown that the basic production of agriculture in the majority of of republic households is cotton. It testifies that cotton production except economic conditions (labor organization, fund guaretee and so on) of course, influence of natural conditions.

Блиничкина Надежда Юрьевна,-

аспирант кафедры таможенной службы ТГУПБП

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

...Мы должны наладить созидательное сотрудничество, усилить дове-рие, надежды и укрепление партнерства с тем, чтобы оставить в наследство будущим поколениям благоустроенный и мирный регион...

Э.Рахмон

Процессы интеграции и глобализации, активно протекающие во всем мире, накладывают свой отпечаток на требования к системам обеспечения экономической безопасности. Тесная взаимосвязь между государствами влечет за собой необходимость их совместных действий при защите национальных экономик от тех или иных угроз безопасности.

Глобальный экономический кризис наглядно показал, что справиться с негативными процессами самостоятельно или на базе лишь двухстороннего взаимодействия крайне сложно.

Кроме того, проблемы, возникающие в связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности, и пути их решения напрямую зависят от того, в каком регионе они возникают, каков ресурсный потенциал государств этого региона и потенциал их экономик. При этом важную роль в этом процессе играют и некоторые внеэкономические факторы (геополитика, политические интересы региональных и мировых государств-лидеров, национальные интересы государств и т.д.).

Стремление к интеграции государств в различных регионах мира постепенно становится самым обычным явлением мирового развития.

В связи с этим, особый интерес сегодня представляет экономическое положение государств Центральной Азии.

Регион включает в себя пять государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), имеющих приблизительно одинаковую структуру экономики и на момент распада Советского Союза оказавшихся в примерно одинаковых условиях. Общая численность населения региона — немногим более 60 млн. человек. Сравнительно небольшие государства региона соседствуют с крупнейшими мировыми державами - Россией, Китайской Народной Республикой, а также Ираном и Афганистаном (и через них со всей Южной Азией). По сути, центральноазиатский регион оказался зажат между мировыми политическими и экономическими центрами, и это во многом определяет систему национальной безопасности, складывающуюся здесь.

После распада СССР экономика каждого из государств Центральной Азии пошла по своему пути развития. Основные отрасли экономики складывались в зависимости от внутренних потребностей государства и имеющихся ресурсов. И хотя процесс перехода этих стран к рыночной экономике имеет схожие черты, их экономические системы, почти сформировавшиеся на сегодня, существенно различаются. С одной стороны, эти различия были вызваны разрывом ранее существовавших хозяйственных отношений. С другой стороны, в некоторых странах целенаправленно проводилась политика импортозамещения, иногда даже в ущерб экономической эффективности и целесообразности. В результате снизилась степень взаимозависимости и взаимодополняемости экономик стран региона и их основные экономические интересы сместились за пределы региона, в СНГ или дальнее зарубежье.

Но, несмотря на это, в целом экономики государств центральноазиатского региона имеют сходные проблемы:

1.Их основу составляют сельское хозяйство и добыча сырья.

2.Промышленность в целом по региону развита слабо, исключение составляет лишь добывающая промышленность.

3.В структуре экспорта значительна доля сырья.

4. Существующие производственные мощности нуждаются в реконструкции, которую государства не в силах провести самостоятельно, без привлечения иностранного капитала.

5.В связи с долгим переходным периодом и резким спадом экономики уменьшилось количество рабочих мест. Учитывая высокую рождаемость и темпы прироста населения в республиках, проблема безработицы в регионе стоит крайне остро.

6.Продолжаются миграционные процессы, негативно влияющие на экономику, так как большинство эмигрантов - это высококвалифицированные специалисты. Сегодня, в связи с началом активного роста экономики, в каждом из государств ощущается нехватка квалифицированных кадров. В ближайшем будущем правительства будут вынуждены разрабатывать специальные программы по переподготовке

кадров и привлечению иностранных специалистов, и, следовательно, затрачивать значительные средства на эти цели.

7.Проблема бедности охватывает весь регион. От 30 до 50 % населения Центральной Азии проживает за чертой бедности.

8. Зависимость от импорта техники, технологий, медикаментов и (за исключением Казахстана) продовольствия. Особенно остро ощущается проблема обеспечения собственных потребностей в продовольствии. Продовольственная безопасность занимает ведущее место в системе экономической безопасности. Государство, не имеющее гарантированного источника продовольствия, более других подвержено воздействию рисков и угроз и оказывается в таких условиях, когда самые незначительные угрозы могут вызвать существенные последствия.

9. С возрастанием внешнего долга возрастает зависимость государств региона от кредиторов. Во многом их экономическая политика сегодня определяется условиями получения кредитов.

10. Хотя уровень инфляции остается в пределах допустимого, серьезную угрозу представляет скрытая инфляция, проявляющаяся в стремительном росте цен, прежде всего на продовольственные товары.

Кроме того, следует выделить несколько проблем или угроз экономической безопасности, стоящих перед всем регионом:

1. Следует отметить, что проблема экономического развития Центральной Азии уходит своими корнями во времена Советского Союза, когда в результате политики разделения труда, сложившейся в то время, практически все промышленные предприятия государств региона стали структурно и технологически взаимозависимы. Это порождает самые различные проблемы, многие из которых будут рассматриваться ниже.

2.В результате проводимых реформ и перехода к рыночной экономике на первых этапах сложилась ситуация, способствующая снижению уровня производительности труда и увеличению уровня утечки капитала, из-за чего экономики центральноазиатских стран истощаются и не выдерживают конкуренции. Это ведёт к снижению привлекательности региона для инвесторов, то есть, в конце концов, к спаду производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Следующая проблема связана с так называемым географическим фактором. Все страны Центральной Азии являются сухопутными, т.е. не имеют выхода к открытому морю. «Отец» геополитики Ф.Ратцель в своей книге «Море, источник могущества народов» указал, что каждой мощной державе необходимо особенно развивать свои военно-морские силы, так как побережья и бассейны рек являются важнейшими регионами для успешного развития государства. Развивая данную тему, геополитик А.Мэхен отождествляет морскую цивилизацию с торговой, а торговлю, в свою очередь, считает главным инструментом политики. 1

1 Мураталиева Н.Т. Проблемы экономического взаимодействия между Китаем и Центральной Азией// Мировая экономика. - 2005. № 2.

Замкнутость центральноазиатских государств приводит к проблеме транспортировки товаров, стоимость которой примерно на 50% выше стоимости транспортировки из приморских государств. Ярким примером того является Таджикистан, расположенный в сложных географических условиях, так как большая часть его территории является высокогорной местностью. Это ещё больше усугубляет проблему транспортных сообщений, что обусловливает повышение транспортных издержек и снижает выгоду от экономического сотрудничества.

Также можно назвать существенной угрозой, не только экономической, но и всей системе национальной безопасности, особый интерес многих мировых держав, проявляющийся в регионе. Стратегическая значимость региона, помимо известных углеводородных ресурсов, объединяющих Центральную Азию с Каспийским бассейном, определяется его пограничным положением между Европой и Азией, на перекрестке перспективных межконтинентальных и межнациональных транспортных направлений и коммуникаций «восток - запад» и «север - юг», на подвижном стыке сфер господствующего влияния трех мировых религий.

Исходя из этого, такие государства, как Россия, США, страны Европейского союза, Китай заинтересованы, по крайней мере, в экономическом присутствии в регионе. Большой интерес к региону проявляют Турция и Иран. США и Россия, а также некоторые страны ЕС открыто заявляют о том, что регион входит в зону их национальных интересов, что, с одной стороны, имеет положительный характер, так как заставляет их выделять значительные средства на инвестирование экономических проектов в регионе. С другой стороны, они заинтересованы в сохранении зависимости региона и сырьевой направленности его экономики, что, естественно, ведёт к резко негативным последствиям, замедляет экономическое развитие и во многом угрожает экономической безопасности государств Центральной Азии.

Борьба интересов внешних игроков в данном регионе является фактором потенциальной дестабилизации ситуации, угрожающей независимости каждой из республик.

Однако экономическая стагнация, дефицит бюджета, нехватка средств на цели развития, низкий жизненный уровень населения, неравномерность распределения доходов, социальная, клановая, этническая и религиозная конфликтность, гражданская война в Таджикистане, агрессивность исламистов в отношении правительства Ислама Каримова в Узбекистане -всё это побуждало центральноазиатские режимы предпринимать меры по увязыванию экономического развития с укреплением безопасности через сотрудничество с международными организациями, с Россией, Западом и Китаем.

Следует также учитывать, что сложное социально-экономическое положение в регионе, осложненное террористической угрозой, требует

обеспечения военной безопасности и приводит к постоянному перенапряжению государственного бюджета.

Необходимо выделение значительных средств для развития экономики региона. В этих условиях активное взаимодействие с экономически развитыми государствами оказывается жизненно необходимым. При этом, чтобы исключить эксплуатацию со стороны постиндустриальных стран, для центральноазиатских государств существует один из возможных выходов из сложившейся ситуации - это путь к сближению в рамках региональной интеграции.

Однако экономики государств Центральной Азии сегодня взаимодействуют в крайне незначительной мере. Исключение составляет только энергетический сектор, где ведется активная торговля между государствами - экспортерами энергоресурсов: Казахстаном,

Туркменистаном и Узбекистаном и государствами, испытывающими дефицит энергоресурсов - Кыргызстаном и Таджикистаном. Взаимная торговля иными видами товаров находится на крайне низком уровне.

Все вышеуказанные проблемы являются вызовом для стабильности всего региона. По мере усиления процессов интеграции развитие экономики отдельного государства будет зависеть от развития экономики соседних государств. Наличие подобных проблем тормозит развитие всего региона и способствует возникновению угроз экономической безопасности.

Оптимальной моделью обеспечения безопасности центральноазиатского региона является интеграция в рамках и с участием государств, чьи стратегические интересы не находились бы в антагонизме друг с другом и чье политическое и экономическое присутствие в странах региона не противоречило бы традиционным ценностям народов этих стран.

Необходимость сотрудничества и интеграции в рамках региона неоднократно отмечалась и Президентом Таджикистана Э. Рахмоном. Так, в своем послании к Маджлиси Оли республики он отметил: «Конструктивные и действенные региональные экономические связи, от успехов которых во многом будет зависеть обеспечение мирной жизни народов центральноазиатских стран, должно способствовать свободному передвижению граждан, беспрепятственному перемещению капиталов, товаров, продукции, услуг и рабочей силы. Пока эти цели не достигнуты, наши страны будут нести серьезный экономический ущерб, особенно в условиях всеобщего финансового кризиса».1

Решением проблем во многих отношениях может стать региональная интеграция. Ведь известно, что крупный региональный рынок имеет большую привлекательность для внешних инвестиций в перерабатывающую отрасль индустрии, чем маленькие национальные рынки. Интеграция могла бы с высокой эффективностью задействовать региональную промышленную,

1 Послание Президента Маджлиси Оли// Народная газета, № 16 от 22 апреля 2009 года.

энергетическую и транспортную инфраструктуру для достижения экономического роста всех стран региона.

При этом следует отметить, что государства этого региона многое объединяет. Помимо географической близости, это еще историческая, культурная общность народов, испокон веков здесь проживавших.

Существует и ресурсная взаимосвязь экономик стран Центральной Азии. Она определяется тем, что Южный Казахстан, Туркменистан и Узбекистан нуждаются в водно-энергетических ресурсах Кыргызстана и Таджикистана, а те, в свою очередь, - в газе и нефтепродуктах, производимых в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане. Определенное значение для обеспечения продовольственной безопасности стран региона имеет взаимный интерес в поставках сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, пшеницы и фруктово-овощной продукции. Кроме того, существует большая коммуникационная взаимозависимость стран для обеспечения их выхода на международные рынки. Хотя бы уже по этим факторам можно судить о тесной взаимосвязи экономики стран Центральной Азии и неизбежности дальнейшего процесса интеграции.

В сложившейся ситуации наиболее целесообразной представляется следующая стратегия обеспечения экономической безопасности:

1.Необходимо обеспечение полномасштабного сотрудничества между государствами Центральной Азии.

2.Целесообразно и необходимо взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств, ЕврАзЭС и других региональных экономических организаций с участием России.

3. Диверсификация архитектуры создаваемого здания безопасности с выходом на Запад, что позволило бы облегчить бремя расходов на развитие за счет США и стран Европы.

4.Создание такой экономической системы с участием мощных соседних акторов - России и Китая, которая могла бы нейтрализовать опасность деформации установившихся отношений.

Ключевые слова: угрозы безопасности, ресурсный потенциал, региональная интеграция, продовольственная безопасность, взаимосвязь экономик, полномасштабное сотрудничество. Key words: security threat, resource potential, regional integration, food safety, economy connection, large scale cooperation.

Список использованной литературы:

1. Мураталиева Н.Т. Проблемы экономического взаимодействия между Китаем и Центральной Азией// «Мировая экономика». - 2005. № 2.

2. Послание Президента Маджлиси Оли// Народная газета, № 16 от 22 апреля 2009 года.

3. Послание Президента Маджлиси Оли// Народная газета, № 17 от 28 апреля 2010 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Рабиев В. Интеграция в Центральной Азии необходима// Народная газета, № 21 от 26 мая 2010 года.

Блиничкина Н.Ю.

Проблемы региональной экономической безопасности

Стремление к интеграции государств в различных регионах мира постепенно становится самым обычным явлением мирового развития. В связи с этим, особый интерес сегодня представляет экономическое положение государств Центральной Азии. Всемирная интеграция накладывает свой отпечаток на требования к формированию систем обеспечения экономической безопасности. Хотя после распада СССР экономика каждого из государств Центральной Азии пошла по своему пути развития, в целом их экономики имеют приблизительно сходные проблемы. С целью их решения и обеспечения экономической безопасности каждого из государств региона необходимо более тесное сотрудничество, прежде всего в экономической сфере, некоторые аспекты которого предложены в данной статье.

Blinichkina N.Y.

Regional problem of economic safety

The author shows that endevear of states to integration in different parts of the world gradually becoming odd ofworld development. In this connection, particular attention is paid to econimicalsituation of CentralAsian states.

The author considers that the worldwide integration leaves its mark upon requirements to shaping of economic system safety provision. Though after disintegration of the USSR all the states of Central Asian countries choose their own way of development, as a whole their economy have approximately similar problems. It is necessary to provide close cooperation first of all in the sphere of economy to resolve the problem of guaranteeing of economical safety of each states of this region.

Муртазокулов Махмуджон Ризокулович,-

старший преподаватель кафедры математических методов в экономике ТГУПБП

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНОКРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ ТАДЖИКИСТАНА

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые Национальным банком Таджикистана для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.