Научная статья на тему 'Проблемы реформирования высшего образования в России в условиях экономического кризиса'

Проблемы реформирования высшего образования в России в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

В статье проанализирован целый ряд вопросов дальнейшего реформирования высшей школы современной России под воздействием на данный процесс новой экономической ситуации в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реформирования высшего образования в России в условиях экономического кризиса»

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2

удк [316.74:378] (470+571)

проблемы реформирования высшего образования в россии в условиях экономического кризиса

И.Г. Малинский

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

в статье проанализирован целый ряд вопросов дальнейшего реформирования высшей школы современной россии под воздействием на данный процесс новой экономической ситуации в мире.

Ключевые слова: экономический кризис, образование, высшая школа, инновационные технологии.

Problems of Reforming the Higher Education in Russia in the Conditions of Economic Crisis I.G. Malinsky

The article analyses a number of problems of further reforming the higher education in modern Russia under the influence of new economic situation in the world.

Key words: economic crisis, education, higher school, innovative technologies.

Процесс реформирования высшего образования в стране - многогранный, масштабный и продолжительный по времени, ибо он решает не только внутривузовские задачи, но непосредственно и опосредованно касается функционирования многих общественных институтов, органов власти и управления как в центре, так и на местах; затрагивает интересы по существу населения страны в целом. Вот почему так обострено внимание к протеканию реформирования со стороны всего общества.

Мировой экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., внес свои весьма существенные коррективы в данный процесс. Назвать эти коррективы лишь отрицательными совершенно несправедливо, поскольку в более жестких рамках функционирования приходит осознание необходимости поиска наиболее эффективных путей и средств реализации стоящих перед организацией, коллективом задач. Все это ныне наглядно проявляется в деятельности высших учебных заведений страны.

Прежде всего следует отметить, что весьма проблемными становятся вопросы финансирования науки и образования. Всех вузовских руководителей волнует далеко не праздный вопрос, что будет с бюджетом образования? Правда, по словам руководителей высшего образования страны, ситуация с финансированием вузов не выглядит драматичной и оно не будет

ниже, чем в 1998 г. Вузы уже получили годовые ассигнования, по защищенным статьям бюджета финансирование не сократилось. Сокращения приема на первый курс не ожидается, прием же в магистратуру и аспирантуру будет увеличен в несколько раз, путь туда в 2009 г. будет открыт выпускникам как бакалавриата, так и специали-тета. С увеличением количества магистрантов особенно актуален вопрос жилья для иногородних. На 2009-2010 гг. предусмотрено окончание строительства сорока двух общежитий в системе высшего образования. В 2009 г. на эти цели будет выделено дополнительно более 4 млрд рублей. В то же время ассигнования на новое строительства сокращены.

В рамках национального проекта «Образование» был создан большой потенциал российской школы: укрепилась материальная база учебных заведений, изменился психологический настрой их сотрудников. Благодаря этому потенциалу, а также известной инерционности система образования способна работать в очень сложных условиях.

В заявлениях высших руководителей страны все время подчеркивается, что никаких сокращений финансов для реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и по образованию, не будет. Тем не менее сфера образования не может быть в стороне от той системы антикризисных мероприятий, которые ныне реально складываются в обществе. Поэтому неизбежны, на наш взгляд, задержки в бюджетном финансировании вузов, что скажется на всех сторонах деятельности вузов, а также на материальном положении сотрудников и студентов.

Экономический кризис в мире, в том числе и в России, приводит неизбежно к сокращению рабочих мест и повышению уровня безработицы. В нашей стране прогнозируется появление около трех миллионов безработных. В Саратовской области процесс сокращения рабочих мест начался в 2008 г., причем формы этого процесса разнообразны: прямое сокращение численности занятых, неполная рабочая неделя, отпуска без содержания и т.д.

В вузах ситуация иная. Прямого сокращения преподавательских кадров нет и не будет. Вместе с тем во всех вузах России идет процесс оптимизации преподавательского состава, приведения его в соответствие с составом студенчества в соотношении 1 : 10 согласно законодательным актам нашей страны. Проблема эта застарелая, накопленная десятилетиями предшествующей

© И.Г. Малинский, 2009

деятельности, ее необходимо было решать раньше, но это выпало именно на нынешний период развития высшей школы.

К сожалению, процесс оптимизации состава преподавательских кадров некоторыми работниками вузов отождествляется с процессом сокращения педагогов. При этом забывается, что нагрузка одной части преподавателей была выше нормативной, а другой - ниже, что, естественно, нарушало принцип социальной справедливости и порядок функционирования вузов.

Другой сложной проблемой функционирования вузов в современных условиях является проблема студенчества. В начале 2009 г. Президент России поставил вопрос о необходимости государственной поддержки студентов-«внебюджетников». Руководителям учебных заведений настоятельно рекомендовано зафиксировать в рублях сумму, взимаемую с «платных» студентов на весь период их обучения.

Министерство науки и образования РФ обратилось к ректорам вузов страны с просьбой предоставить информацию о количестве незанятых бюджетных мест и о количестве заявлений студентов на перевод с контрактной основы на бесплатную. Одновременно министерство изучает информацию о том, как отражена возможность перевода с внебюджетных мест на бюджетные в условиях вуза. Есть вузы, в которых для того, чтобы перевестись с внебюджетного места на бюджетное, надо шесть сессий подряд учиться «на отлично», что, по существу, является запретительной мерой.

Как неоднократно подчеркивал Президент России, необходимо, чтобы все руководители вузов страны понимали, что перевод студентов с внебюджетных мест на бюджетные является социальной поддержкой населения, которая в нынешней кризисной ситуации должна помочь учащимся, потому что вузы существуют для студентов, а не для того, чтобы зарабатывать деньги. Все документы по обеспечению финансового бремени студентов должны быть доведены до руководства всех вузов.

В марте 2009 г. совет ректоров саратовских вузов обсудил поручения Президента России в сфере высшего профессионального образования и поддержки студентов. Совет принял решение провести совместное совещание с представителями Сбербанка и ВТБ-24 для выработки механизмов по образовательному кредитованию студентов, а также продолжить работу по переводу студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, на бюджетные места и рекомендовать вузам установить фиксированную плату за предоставление платных образовательных услуг.

Было сказано, что в вузах созданы и работают антикризисные штабы, которые реализуют предложения Президента России. К примеру, как сообщил председатель совета ректоров, ректор Ака-

демии права, депутат облдумы Сергей Суровов: «Внутривузовский антикризисный штаб работает в СГАП не первый месяц. Мы разработали комплекс мероприятий, направленных на смягчение негативного воздействия финансового кризиса. Одной из основных задач, которые решают члены штаба, является поиск оптимальных способов оплаты для студентов, обучающихся на коммерческой основе и ставших неплатежеспособными в условиях кризиса. Наш вуз, как и другие, готов участвовать в системе переподготовки кадров, на рынок труда мы выходим с конкретными предложениями. Важно и то, что в такое сложное время мы не только избежали сокращения профессорско-преподавательских кадров, но и нашли возможность повышения заработка для всех членов трудового коллектива»1.

Совет решил рекомендовать вузам принять участие в разработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников с учетом потребностей регионального рынка труда, запросов работодателей; активизировать работу вузовских служб содействия трудоустройству и временной занятости студенческой молодежи; обеспечить их взаимодействие с городским центром занятости населения и районным службами; создать в вузах центры развития предпринимательства для формирования бизнес-инкубаторов, в которых бы оказывалась комплексная поддержка предприятиям малого бизнеса, создавались на них рабочие места для выпускников вузов.

Практически все вузы города Саратова сумели найти возможности перевода коммерческих студентов на бюджетные места: в разных вузах эти цифры различные, но в общей сумме оказывается значительная группа студентов, которые становятся бюджетниками и, следовательно, освобождаются от платы за учебу. Кроме того, ведется работа по расширению эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов, по созданию специальных конструкторских центров из выпускников вузов, что способно в известной мере решить проблему трудоустройства бывших студентов вузов. Руководство страны считает, что необходимо максимально снизить ставки кредитов на образование, потому что образовательные кредиты носят социальный характер и не могут обеспечиваться так, как обеспечиваются кредиты в коммерческом секторе.

Предполагается, что выпускникам вузов будет дана возможность стажировок на тех или иных предприятиях в течение трех месяцев. Государство устанавливает им гарантированную заработную плату в размере прожиточного минимума, т.е. 4,3 тыс. рублей. За этот период выпускники могут проявить себя и остаться на производстве, которое впоследствии будет оплачивать их труд.

Важное место принадлежит активизации деятельности самих студентов по решению сложных

Социология

7

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2

проблем функционирования вузов в условиях кризиса. В марте 2009 г. в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского прошла экономическая конференция студенческой молодежи. Организатором мероприятия выступил молодежный парламент при Саратовской областной думе. В числе гостей были представители правительства области, руководители вузов Саратова. Участники предлагали различные решения проблем кризиса в вузах губернии.

Остановимся на некоторых инициативах студентов. Одним из приоритетных направлений в Ро ссии всегда являлся агропромышленный комплекс. Студенты Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова сделали акцент на развитие рыбного хозяйства в области. Цель программы - выведение региона на лидерские позиции в ПФО по данной отрасли. Предполагаемая прибыль от проекта превышает 110 млн рублей в год.

О деятельности «Регионального молодежного центра инновационных промышленных технологий» рассказали студенты Саратовского государственного технического университета: создается база для поддержки и стимуляции молодых ученых, развивается инновационная культура, потенциально привлекательные проекты будут доводиться до реализации, появятся дополнительные места в инновационной сфере.

Студенты Саратовской государственной академии права представили программу развития конкуренции в условиях экономического кризиса. Эффект от внедрения проекта обещает повышение конкурентоспособности и рыночного потенциала предприятий и коммерческих организаций, а также экономической активности региона.

О развитии малого бизнеса как субъекта инфраструктуры переработки мусора рассказали представители Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Использование сырья вторичной переработки является не просто ресурсосберегающей технологией, проект позволит улучшить экологическую ситуацию в губернии, он изменит облик Саратова и повысит экологическую культуру населения, к тому же при воплощении программы в жизнь сто человек будут обеспечены рабочими местами. Ожидаемая ежегодная прибыль - более 1,5 млн рублей.

Студенты Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина представили проект «Развитие инфраструктуры по профилактике налоговых правонарушений». В результате его реализации повысится уровень правовой грамотности населения, активность в сфере предпринимательства, уменьшится число бизнесменов, уклоняющихся от уплаты налогов.

Способы решения проблем, распределения кредитных средств представили в своей программе студенты Саратовского социальноэкономического университета. Инновационный проект позволит снизить социальную напряжен-

ность за счет улучшения возможностей получения займов и повысить экономическую активность, уменьшая количество посредников между государственными средствами на реализацию программ кредитования.

Представители Саратовского юридического института МВД России рассказали о развитии механизмов сдерживания уровня преступности в связи с экономическим кризисом. Задачи проекта: концентрирование внимания на группах риска, сдерживание роста преступности в условиях кризиса, реализация программы профилактических мер. Разработчики предлагают создать институт народных дружинников, благодаря чему сократятся затраты на содержание аналогичного количества сотрудников правоохранительных органов. Реализация проекта позволит снизить социальную напряженность и повысить доверие к власти.

Далее следует остановиться на тех изменениях, которые предполагаются в самой организации высшего образования в стране. В 2009 г. продолжится системная работа по оптимизации сети вузов. Половина из них сегодня не соответствует своему аккредитационному статусу. В ближайшее время аккредитационные требования станут еще более жесткими. Приоритетным направлением оптимизации является системная интеграция образовательных учреждений всех уровней прежде всего путем укрупнения «по горизонтали» или «по вертикали» в единые комплексы, многофункциональные и многопрофильные. Примеры таких комплексов уже есть - Кабардино-Балкарский госуниверситет, Орловский государственный технический университет и некоторые другие.

Продолжится и упорядочивание сети филиалов вузов страны. С 2002 г. их количество выросло на 13,7% - до 1069. Сегодня в них учатся более миллиона студентов. Проведенная Рособрнадзо-ром в 2007 г. проверка деятельности 26 филиалов выявила в каждом втором из них серьезные нарушения лицензионных условий, организации учебного процесса, несоответствие содержания подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. В общей сложности в 2008 г. были ликвидированы 37 филиалов (в 2007 г. - 21). С начала 2009 г. закрыты 7 филиалов, подготовлены предложения о закрытии еще 9. Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко призвал не превращать слово «филиал» в пугало. «Закрытие филиалов, сказал он, - это не административная мера, это задача образовательного сообщества, которое защищает себя от псевдообразования»2.

В конечном счете в условиях разразившегося экономического кризиса смогут не просто выжить, но и успешно развиваться те вузы, которые построили свою деятельность на инновационных программах. Как известно, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского в течение двух лет

8

Научный отдел

С.Л Ровнова. К вопросу о формах проявления принципа детерминизма в социологии

(2007-2008 гг.) был участником федерального проекта «Образование», выиграв крупный грант на осуществление инновационной образовательной программы. В результате ее реализации в Саратовском университете удалось существенно укрепить материально-техническую базу научнообразовательных, научно-исследовательских и научно-производственных структур, подготовить и обновить методическое и программное обеспечение учебного и научного процессов, повысить квалификацию многих преподавателей вуза3.

Масштабная работа по созданию инновационного учебно-методического обеспечения образовательного процесса удерживает СГУ в числе региональных лидеров по конкурсу среди абитуриентов. Несмотря на демографические изменения число желающих поступить в Саратовский университет растет, и хотя в 2008 г. рост замедлился, конкурс остается на уровне 4-6 человек на место.

Реализация мероприятий инновационной образовательной программы позволяет решить одну из важных задач российской высшей школы - закрепление талантливой молодежи в вузах и на производстве для работы по полученной при обучении в вузе специальности.

Обновление лабораторной базы, учебнометодических ресурсов, программного обеспечения и экспериментального оборудования позволило оптимизировать систему стимулов к продолжению образовательной траектории и научному поиску в стенах родного вуза. Об этом свидетельствует резкое уменьшение количества выпускников, состоящих на учете на бирже труда, увеличение числа желающих обучаться далее в аспирантуре и поступление закончивших аспирантуру на штатные должности в университет. Укрепление материально-технической базы,

научно-образовательных лабораторий позволило вернуть ряд научных сотрудников из других городов и стран.

Инновационно-образовательная программа СГУ играет важную роль в реформировании высшего профессионального образования. Так, за два года реализации инновационной образовательной программы получены лицензии по специальностям и направлениям подготовки: среднее образование - 14, высшее - 26, дополнительное - 3; подготовлены документы для лицензирования по шести специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, по одной специальности аспирантуры. Большинство учебно-методических материалов, созданных преподавателями СГУ в рамках инновационной образовательной программы, адаптировано как к специальностям, так и к направлениям подготовки бакалавров. Разработан также пакет магистерских программ.

Реализация программы Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского прошла успешно, запланированные цели, мероприятия и эффекты достигнуты. Дальнейшая работа по окончательному завершению преобразований в Саратовском университете позволит сформировать инновационную систему СГУ и качественно, эффективно и конкурентоспособно позиционировать и реализовать ее в региональной экономике.

Примечания

1 http://news.sarbc.ru/main/2009/03/12/88660.html

2 См. подробнее: Поиск (газета). 2009. № 9. С. 5.

3 См.: Инновационно-образовательная программа Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: итоги и перспективы: Сб. ст. Саратов, 2009.

УДК 316:1

к вопросу о формах проявления принципа детерминизма в социологии

с.А. ровнова

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru|

В статье рассматриваются проблемы применения принципа социального детерминизма в социологической науке. Проанализированы различные формы проявления детерминизма -географический, экологический, демографический, культурный, социальный и др. Показано значение данного принципа в современной социологической науке.

Ключевые слова: детерминизм, детерминизм социальный, детерминизм географический, детерминизм технологический, детерминизм экономический.

To the Forms of Determinism in sociology s.A. Rovnova

The article considers the problems of applying the principle of social determinism in social science. It analyzes various forms of determinism such as geographical, ecological, demographic, cultural, social determinism, etc. It shows the role of this principle in modern sociology.

© С.А. Ровнова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.