УДК 338.46.621.31
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ М.А.Ефимов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются актуальные проблемы, которые возникают в настоящее время в электроэнергетической отрасли России. Обосновывается позиционирование электроэнергетики как одной из базовых отраслей экономики страны. Даётся анализ развития энергопотребления в стране, приводится причина потенциального энергодефицита. Рассматриваются последствия демонополизации электроэнергетики; анализируются источники инвестиций в электроэнергетику. Ил.1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: электроэнергетика; инвестиции; источники инвестиций; дефицит электроэнергии; реформа электроэнергетики; проблемы повышения энергетической безопасности и экономически устойчивого развития ТЭК; оценка рисков хозяйствующих субъектов; состояние и перспективы развития электроэнергетики.
REFORMATION PROBLEMS OF ELECTRICAL POWER ENGINEERING BRANCH OF RUSSIA M.A. Efimov
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author considers problems of current importance in the electrical power engineering branch of Russia. He substantiates the position of electrical power engineering as one of the basic branches in the economics of the country. He analyses the development of power consumption in the country, gives the reason of the potential electrical energy deficit. The author demonstrates the consequences of demonopolization of the electrical power engineering. He studies and analyses investment sources into the electrical power engineering. 1 figure. 5 sources.
Key words: electrical power engineering; investments; investment sources; electrical energy deficit; reform of electrical power engineering; problems to increase energy safety and economically stable development of the fuel-energy complex; estimation of risks of subjects of economy; conditions and development prospects of electrical power engineering.
Позитивные изменения в отечественном народнохозяйственном комплексе обусловили в последние годы повышенный спрос на энергоресурсы внутри страны, который в перспективе будет только возрастать. Отметим, что для реализации поставленной Президентом РФ программы по удвоению ВВП за десять лет, по оценке экспертов, электроэнергетический комплекс должен вырасти на треть. Тем не менее, существующие темпы приращения энергетических мощностей существенно отстают от промышленного роста.
В современном мире работа систем управления страной, промышленностью, транспортом, сельским хозяйством и проживание населения невозможны без использования электричества - наиболее современного и универсального энергоносителя. Производство электроэнергии является высокотехнологичным, полностью автоматизированным процессом, при котором в Единой энергетической системе России строго синхронно работают сотни мощных генераторов электрических станций страны. Вырабатываемая электроэнергия непрерывно преобразуется к электрическому напряжению разных уровней, необходимому для передачи, распределения и потребления энергии различными электроприемниками. Распределенные системы преобразования и передачи электроэнергии
(трансформаторные подстанции и линии электропередачи) по мощности в несколько раз превышают суммарную мощность генерирующих источников и также должны работать строго согласованно по электрическим параметрам. Характерной особенностью электроэнергетики, определяющей специфику ее работы, является неразрывность процесса производства, передачи и потребления электроэнергии, поскольку электроэнергия используется непосредственно в момент ее производства и не может быть запасена впрок, как другие энергоносители (уголь, нефть, газ). Непрерывность процесса электроснабжения потребителей обеспечивается только при постоянном балансе вырабатываемой и потребляемой энергии и мощности, который непрерывно меняется (по времени суток, дням недели, сезонам). От степени сбалансированности вырабатываемой и потребляемой энергии и мощности зависит частота электрического тока, которая одинакова для всех звеньев объединенной энергетической системы России (ЕЭС). Превышение потребления над выработкой электрической энергии и мощности приводит к понижению частоты электрического тока, что недопустимо, так как может привести к нарушению устойчивости работы всей электроэнергетической системы страны. Поэтому для восстановления баланса энергии и мощности на электростанциях сжи-
1Ефимов Михаил Алексеевич, аспирант, тел.: (3952)790259, e-mail: [email protected] Efimov Mihail Alexeevich, a postgraduate, tel.: (3952)790259, e-mail: [email protected]
гаются дополнительные объемы топлива и включаются в работу энергетические блоки, находящиеся в горячем резерве. При недостатке топлива или генерирующих мощностей во избежание развала объединенной энергосистемы и прекращения электроснабжения всех потребителей производят вынужденное отключение избыточной части потребителей электрической энергии и мощности с тем, чтобы сохранить устойчивость работы объединенной энергосистемы страны.
Высокая концентрация энергии в объединенной электроэнергетической системе может приводить к большим разрушениям при отказах изношенного за годы рыночных преобразований оборудования, сопровождающихся неконтролируемым выделением энергии в месте повреждения (например, при коротких замыканиях). Поэтому все энергетическое и электротехническое оборудование объединенной энергосистемы снабжено отключающей аппаратурой, релейной защитой и системной автоматикой, которые обеспечивают быстрое отключение поврежденного элемента и сохранение непрерывного электроснабжения потребителей. Автоматизация управления в аварийных режимах особенно важна, поскольку ущерб (экономический, социальный, оборонный) от нарушения электроснабжения в десятки раз превышает потери от разрушения поврежденного оборудования. Несмотря на такое исключительное значение электроэнергетики в экономике России, в настоящее время возникает проблема энергодефицита.
Для потенциальной возможности решения данной проблемы началось и продолжается реформирование электроэнергетической отрасли. После длительных споров в Правительстве РФ было принято решение о реформировании электроэнергетики с использованием опыта США, где в 1978 году была принята новая программа регулирования электроэнергетики. В этой программе, в частности, предлагалась модель с полным разделением сфер производства, передачи и сбыта электроэнергии, с максимальным внедрением в эти сферы конкурентных отношений. (Для сведения: в США в процессе проведения реформ резерв мощности снизился с 35% в 1985 году до 15% в 2000 году и продолжается его дальнейшее снижение. Сократились в 5 раз инвестиции в сетевое строительство, снизилась надежность энергосистем. В 1996 году произошла крупная авария в северо-восточной части страны, в 1998 году - крупная авария в северных штатах, а в 2003 году она повторилась, но уже в более крупных масштабах: под аварийное отключение попали северо-восточные штаты США и юго-восточные районы Канады. Особенно сильные потери понесла Калифорния, которая была пионером реформы электроэнергетики в США, - дело дошло до систематических веерных отключений. Для предотвращения кризиса в электроэнергетике правительство США приняло решение о прекращении на несколько лет разделения вертикально-интегрированных электроэнергетических компаний.
Подобные потрясения происходили в электроэнергетике Англии, Норвегии, Канады, Аргентины,
Бразилии, Уругвая и Колумбии, где также внедряли модель реструктуризации, предложенную США. Прокатившиеся аварии в энергосистемах ряда стран Европы и Северной и Южной Америки в 2003 году заставили США, ЕС и ряд других стран пересмотреть свое отношение к построению рыночных отношений в электроэнергетике. В результате в ЕС был принят ряд документов, ограничивающих свободные рыночные отношения в электроэнергетике, а в США, помимо ограничения реформирования отрасли, был принят закон об установлении стандартов надежности электроснабжения. Многие штаты не провели и пока не собираются проводить реформу. В 2005 году американскими энергетиками вообще было заявлено, что раздробление вертикально-интегрированных энергосистем и введение конкурентного рынка электроэнергии дали отрицательный результат. Сейчас они думают, как вернуться к прежней энергосистеме. В Англии было принято прекратить свободные нерегулируемые государством рыночные отношения в энергетике. В Германии, Франции, Японии действуют вертикально-интегрированные энергокомпании. После энергетических кризисов в Аргентине, Бразилии и Чили эти страны также отказались от конкурентного рынка и снова ввели государственное регулирование цен на электроэнергию. К этой же позиции склоняются и Китай с Кореей. По причине негативных результатов преобразований в других странах не спешат реформировать свои энергосистемы Греция и Ирландия). Для России это означало еще и передачу части предприятий отрасли в частные руки. Но разделение энергосистемы России означает, что в ближайшие годы исчезнет главное достижение нашей энергетики - её гибкость и управляемость. Нельзя будет вести оптимальные режимы работы, создать оптимальные переходы электроэнергии и минимизировать потери. В каждом регионе будет сидеть частник и вместо того, чтобы, к примеру, взять у соседей более дешевую энергию, будет навязывать потребителям более дорогую, но свою. То есть Единая энергетическая система уходит и заменяется на систему, скорее подходящую для небольшой по площади страны.
По большому счету, за рубежом электростанции строились под конкретного потребителя. Понятия единого экономического пространства у них не было. Но после того как в тех же США произошло несколько аварий, за морем серьезно начали изучать нашу энергосистему, которая работает в едином цикле с эффектом двойной защиты. В такой структуре системные аварии исключены - если из строя выходит одна станция, тут же в системе включаются дополнительные мощности на других.
Тем не менее, возникающая угроза нехватки электроэнергии главным образом обусловлена катастрофическим состоянием основных фондов, износ активной части которых достиг 60% [1]. Вводы генерирующих мощностей на электростанциях страны за последние 15 лет составляли в среднем не более 1 млн. кВт в год, что в четыре-пять раз ниже необходимых для компенсации выбывающих мощностей [2], что в
конечном итоге, если не предпринимать мер, приведёт к энергодефициту (см. рисунок).
Таким образом, плачевное состояние энергомощностей вскрывает еще и такую острейшую проблему отрасли, как недостаточный объем инвестирования. Для поддержания и эффективного развития электроэнергетики ежегодно требуется не менее 30-40 млрд. долларов капиталовложений [3]. Однако доля инвестиций в электроэнергетику на сегодняшний момент крайне незначительна (составляет около 10% от необходимого объёма) [3], что вызвано ставшими уже постоянными реформами в электроэнергетике и значительным сроком окупаемости инвестиций, исходя из сложившихся тарифов на электроэнергию. Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционная деятельность в электроэнергетике ведется почти ис-
ключительно за счет тарифов на предоставляемую потребителям продукцию и услуги без использования механизмов проектного финансирования и без привлечения долгосрочных кредитов. Программа реформирования энергомонополии предполагает решение обозначенной комплексной проблемы «энергодефицит - износ - инвестиции» путем широкомасштабной экспансии в отрасль частного капитала. По мнению руководства энергокомпаний, такая массовая скупка владельцами иностранного капитала наших генерирующих и сбытовых компаний в перспективе и должна привести к модернизации энергопредприятий, к росту их эффективности. Желания реформаторов вполне понятны, но, на мой взгляд, не стоит забывать об опасности передачи предприятий, имеющих стратегическую важность для государства, в частные руки, а тем более в собственность зарубежных инвесторов. И это на фоне того, что уже на сегодняшний день система российской электроэнергетики стала характеризоваться довольно сильной региональной раздробленностью из-за неудовлетворительного состояния линий высоковольтных передач. Обобщая результаты проведенного анализа, можно выделить следующие важ-
нейшие аспекты демонополизации электроэнергетического комплекса:
• возникновение угрозы энергобезопасности страны вследствие организационной и пространственно-технологической раздробленности единой энергетической системы;
• приход частного капитала в электроэнергетику не вызовет активного инвестиционного притока, необходимого для ее полноценной модернизации;
• опасность передачи государственных стратегических объектов в частную собственность, особенно в руки иностранного капитала.
В этом контексте, по нашему мнению, было бы целесообразней не подвергать структуру отрасли каким-либо изменениям, а обратить пристальное внимание на первопричину складывающейся в электроэнер-
гетике критической ситуации - отсутствие необходимого объема инвестиций. Учитывая колоссальный размер необходимых для модернизации энергосистемы капиталовложений (по оценкам экспертов более 330 млрд. долларов на период до 2020 года) [4], кажется довольно сомнительной способность частного капитала полностью удовлетворить существующую потребность. Такой объем финансовых вливаний под силу только таким значительным субъектам экономики, как государство. Помимо инвестиционного процесса, ведущая роль государства должна проявляться и в тарифной политике. Только государственное регулирование, в противовес рыночному, способно обеспечить установление тарифов на фиксированном уровне и на определенный срок, что делает возможным прогнозирование социальных последствий, соблюдение интересов как производителей, так и потребителей электроэнергии. Возможно, необходимо подумать о возвращении генерации и сбыта в руки государства. На первый взгляд это кажется странным, если не сказать больше. К тому же практически всю генерацию и часть сбыта уже распродали. Но здесь следует понять одно: электроэнергия - особый вид продукции. Она слишком капиталоемкая, и масштабная конкуренция
о о
X
"ъ 00
а
Ч
а Ц
г
78 76 74 72 70 68 66 64 62 60
■Потребление Выработка
Баланс производства и потребления электроэнергии ОАО «Иркутскэнерго»[5]
здесь, как показал опыт других стран, практически невозможна (у частника наступает конфликт интересов - эффективность против надежности). И поэтому для максимальной эффективности вся «производственная цепочка» («генерация-передача-распределение-сбыт») должна управляться из одного «центра», соответственно и находиться в одних руках, у одного собственника. И им, скорее всего, должно быть государство (по крайней мере, в нашей стране) - чтобы сохранить все «конкурентные преимущества», заложенные при проектировании Единой энергетической системы. Конкуренция же возможна внутри сервисных видов деятельности за пределами основной «производственной цепочки» (среди поставщиков топлива, оборудования, ремонтных предприятий).
И именно такой подход к электроэнергетике позволит организовать наиболее эффективное управление всем комплексом с позиции «глобальной» оптимизации, целенаправленное управление инвестициями, а также проводить энергетическую политику, основанную на общегосударственных интересах.
Что же касается инвестиций, ради которых в основном и затевалась реформа, то этот вопрос может быть решен путем включения в тарифы инвестицион-
ной составляющей. Расчеты экспертов показывают, что в этом случае можно избежать сильного роста тарифов (повышение всего на 60-70%) и тогда не потребовалась бы продажа генерирующих активов иностранным инвесторам. И наоборот, в случае распродажи (которая уже идет полным ходом) тариф возрастет не менее чем в 3-4 раза. И главное. При раздробленности, когда каждый выделенный бизнес отвечает исключительно за свой «участок», никто не следит за общим состоянием и развитием отрасли.
Библиографический список
1. Износ фондов в электроэнергетике "достиг опасного уровня": нижегородское КБ машиностроения // Волга-бизнес 2006. ИА Редпит,№ 7. С. 11. http://www.regnum.ru
2. РАО ЕЭС «на паперти» // Экономика и жизнь. 2006. № 11. С. 3.
3. В электроэнергетику России нужно ежегодно вкладывать по $40 млрд // Фитч ИА «Альянс Медиа», 2007. № 2. С. 15.
4. Кресты экономического роста// Коммерсант. 2006. №121. С. 27-29.
5. Презентация для Восточно-Сибирского инвестиционного форума: «Инвестиционные решения развития региона». // Восточно-Сиб. инв. ф-м: сб. докладов. - Иркутск, 2006. С. 47-48.
УДК 332.122 (571.16)
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
М.В.Колпаков1
Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.
Институциональной основой инновационного развития стран являются национальные инновационные системы. В работе рассматриваются подходы к выявлению составляющих элементов инновационной системы, одним из которых стали особые экономические зоны (ОЭЗ). Показаны предпосылки создания ОЭЗ на территории Томской области и обосновывается актуальность комплексного характера реализуемой инновационной политики региона. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: национальная инновационная система; стратегии регионального развития; особая экономическая зона.
SPECIFIC ECONOMICAL ZONES IN THE CONTEXT OF RUSSIAN INNOVATION SYSTEM FORMATION (ON EXAMPLE OF TOMSK REGION) M.V.Kolpakov
Tomsk Polytechnical University 30 Lenin Av., Tomsk,634050
Institutional bases for the innovation development of countries are national innovation systems. The author considers approaches to the revelation of the components of an innovation system. Specific economical zones became one of these components. The author demonstrates the prerequisites to create specific economical zones on the territory of Tomsk region and proves the urgency of the complex character of innovation regional policy under realization. 7 sources.
Key words: national innovation system; strategies of regional development; specific economical zone.
Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического подъема, роста производительности труда и капитала. Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и на современном этапе
в значительной мере зависит от инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Разработка государственной инновационной политики связана с решением таких задач, как определение приоритетов и целей инновационного развития, формирование институтов и структур национальной
1Колпаков Максим Викторович, аспирант, тел.: 89138274734, e-mail: [email protected] Kolpakov Maxim Victorovich, a postgraduate, tel.: 89138274734, e-mail: [email protected]