Научная статья на тему 'Проблемы речевой деятельности обучающихся в процессе формирования коммуникативно-речевых умений'

Проблемы речевой деятельности обучающихся в процессе формирования коммуникативно-речевых умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1576
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКА-ТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ТЕКСТ / МИКРОТЕКСТ / SPEECH WORK / COMMUNICATIVE AND SPEECH ABILITIES AND SKILLS / TEXT / MICROTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теучеж Фатима Аслановна

Описаны коммуникативно-речевые умения в анализе, реконструировании готового текста и порождении своего. Установлено, что как коммуникативно-речевые умения, так и сам процесс продуцирования текста предполагает наличие мотива, цели и речевой ситуации, что отражает суть коммуникативных умений, а результатом этого процесса является текст (микротекст).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the communicative and speech skills with regards to the analysis, reconstruction of the text and creating one’s own text. It is stated that both communicative and speech skills and the process of text producing presuppose the motive, goal and speech situation that reflects the essence of communicative skills, and the result of the process is a text (microtext).

Текст научной работы на тему «Проблемы речевой деятельности обучающихся в процессе формирования коммуникативно-речевых умений»

теория и методика обучения и воспитания

ФА. ТЕУЧЕЖ (Майкоп)

проблемы речевой деятельности обучающихся в процессе формирования коммуникативно-речевых умений

Описаны коммуникативно-речевые умения в анализе, реконструировании готового текста и порождении своего. Установлено, что как коммуникативноречевые умения, так и сам процесс продуцирования текста предполагает наличие мотива, цели и речевой ситуации, что отражает суть коммуникативных умений, а результатом этого процесса является текст (микротекст).

Ключевые слова: речевая деятельность, коммуникативно-речевые умения и навыки, текст, микротекст.

Определяющий показатель уровня речевого развития обучающихся - степень сформи-рованности у них коммуникативно-речевых умений и навыков. При совершении какого-нибудь действия производится ряд операций, движений, в результате многократного повторения которых это действие рассматривается как единый акт, а операции автоматизируются.

Автоматизация акта предполагает отсутствие необходимости сознательно подбирать специальные способы выполнения действий, направленные на достижение осознанной цели. Как следствие этого формируется навык. В его основе лежит образование и закрепление условно-рефлекторных связей [1].

Любая деятельность предполагает поступательное движение, развитие, поэтому и навыки, входящие в структуру деятельности, находятся в постоянном взаимодействии. Умение будет сформировано успешнее и быстрее, если навыки реализуются согласованно. По словам Р.С. Немова, согласование навыков возможно, когда, «во-первых, система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; во-вторых, когда реализация одного навыка создает благоприятные условия для

выполнения второго; в-третьих, когда конец одного навыка является фактическим началом другого» [1, с. 136]. Невыполнение этих условий влечет за собой появление такого психологического явления, как интерференция, т.е. тормозящее действие. Следовательно, для продуктивного формирования системы навыков необходимо учитывать позитивные факторы их взаимодействия.

Психологи выделяют три стадии выработки навыка: формирование, развитие и совершенствование. Формирование навыков рассматривается как «процесс первичного закрепления знаний, переноса теории на практику» [1, с. 106]. На второй ступени своего развития навык характеризуется большей степенью его устойчивости, чем на предыдущей стадии. На завершающем этапе при совершенствовании навыков обучающиеся «практически овладевают материалом настолько, что могут оперировать им свободно, использовать изученное конструктивно, творчески» [Там же, с. 107].

Мнения ученых по вопросу первичности и вторичности умений и навыков неоднозначны. одни считают, что навык формируется посредством автоматизации умения, его необходимо характеризовать как «более совершенную стадию овладения действиями». Исходя из этого, умения и навыки рассматриваются как две ступени, последовательно сменяющие друг друга. Другие ученые рассматривают умения и навыки как тождественные понятия, находящиеся между собой в синонимических отношениях. «Умения - это навык в каком-нибудь деле, опыт», а «навык - это умение, доведенное до уровня автоматизирован-ности» [2, с. 106]. Третьи считают, что навык -это компонент умения, так как «умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности» [2, с. 135]. Расхождения во взглядах на соотношение умений и навыков вызваны, по мнению ученых, многогранностью и многофункциональностью слова «умение». Сферы применения этого понятия различны, а «диапазон действий, называемых умениями, очень широк [2, с. 10-12].

В учебном процессе умения и навыки тесно переплетаются между собой и гармо-

© Теучеж Ф.А., 2013

нично дополняют друг друга. Следует подчеркнуть, что навык, являясь автоматизированным, а значит, бессознательным компонентом действия, соотносится с понятием «операция». Умение же формируется в деятельности при выполнении определенных действий. Так как операции - это акты действий, то, следовательно, навыки, в свою очередь, являются составными частями умений.

Это положение является для исследования немаловажным, т.к. формирование речевой культуры, процесс создания текста всегда предполагают большую аналитическую, синтетическую, обобщающую мыслительную работу. Совершаемые действия носят осмысленный характер, а их реализацию во внешнем плане следует понимать как умения субъекта. Кроме того, умение продуцировать текст никогда не сможет полностью подвергнуться автоматизации, а значит, никогда не станет навыком, потому что процесс речетворчества соотносится с деятельностью в целом, которую невозможно свести до бессознательного уровня. В процессе жизнедеятельности человек в основном имеет дело с умениями, навыки же отражают ее техническую сторону.

Процесс обучения учащихся направлен на формирование у них определенных общеучебных умений, которые образуют специфический класс умений, характеризующих возможность человека осуществлять какое-либо учебное действие или операцию. Вследствие этого правомерно утверждать, что познавательные умения являются базовыми в классификации учебных умений [3].

Умения обучающихся - это показатель и определяющий критерий их уровня речевого развития. В методике обучения связной речи общепринято рассматривать речевые, или коммуникативные, умения. Одни ученые отождествляют эти понятия, другие -разграничивают их, связывая речевые умения с овладением видами речевой деятельности, а коммуникативные с процессом общения, построенного в соответствии с мотивами, целями и условиями речепорождения [3], третьи - включают коммуникативные умения в состав текстовых. К умениям работать над текстом они относят: 1) умения, направленные на установление внешней структуры текста (членение текста, нахождение ключевых слов, определение видов связи);

2) умения, направленные на установление внутренней структуры текста (определение темы и основной мысли); 3) умения, направленные на письменную фиксацию результатов анализа текста (составление плана); 4) коммуникативные умения, заключающиеся в изложении содержания текста [3].

Умения и навыки, связанные с работой над готовым текстом, требуют от учащихся способности анализировать текст с точки зрения структуры, выделяя его основные признаки (выраженность, связность, цельность, упорядоченность, информативность). Они должны научиться характеризовать способ и средства связи частей текста, определять стиль, тип, тему и основную мысль текста, а также указывать стилистические особенности текста на разных языковых уровнях.

В процессе обучения созданию как устного, так и письменного текста обучающиеся учатся производить отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной и стилевой установкой, составлять план (простой и сложный), формулировать тему и определять ее границы.

Овладение речевыми умениями и навыками является необходимым условием умственного развития. В процессе обучения каждому последующему умению необходимо опираться на ранее сформированные приемы умственной работы и основанные на них умения и навыки. На этой базе следует формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнять действие не только в привычных, но и в измененных формах.

Рассматривая умение как обобщенное действие в соответствии с «ориентировочной основой», считаем целесообразным представить комплекс базовых коммуникативных умений, которые формируются на разных этапах усвоения номинативных и коммуникативных единиц языка.

Базовые коммуникативные умения определяются как умения, способствующие интеллектуальному развитию школьников, формирующие их коммуникативную компетенцию в различных видах речевой деятельности: рецептивной (аудирование, чтение), репродуктивной, связанной с видоизменением текста, продуктивной (говорение, письмо).

известия вгпу

В.И. Капинос в соответствии с учением А.А. Леонтьева определила следующие коммуникативно-речевые умения, направленные на создание текста и соответствующие основным этапам речепорождения [4].

Соответствие коммуникативно-речевых умений основным этапам речепорождения

Опираясь на программы по русскому языку, данные психологии о соотношении общей и речевой периодизации детского развития, представим перечень общих (базовых) коммуникативных умений и навыков, формируемых в процессе обучения русскому языку: 1) выразительно, сознательно, бегло читать, выделять главную мысль, опорные слова, словосочетания, предложения, составлять план и по нему рассказывать; 2) анализировать сквозные номинативные и коммуникативные единицы в речи в соответствии с лексическим и грамматическим значением и нормами употребления;

3) определять текстообразующую функцию языковых единиц; 4) составлять самостоятельное высказывание, в том числе и на лингвистическую тему; 5) использовать в речи лексическую и грамматическую синонимию; 6) исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки.

Таким образом, исследование проблемы речевой деятельности на уровне приобретения учащимися коммуникативноречевых умений состоит выявило последо-

вательность взаимосвязанных этапов обучения: вначале школьники осмысливают теоретические знания по тексту, затем учатся видеть определенные закономерности проявления их в речевой практике. На заключительном этапе они глубже осознают употребление лексических единиц как в готовом, так и в собственном тексте, продолжается актуализация знаний по тексту, но обязательно в комбинации с изучением других разделов языка, в частности лексики.

литература

1. Немов Р.С. Психология. М., 1995.

2. Орлов В.И. Знания, умения, навыки обучения. М., 1995.

3. Уракова Ф.К. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся национальной школы // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2008. № 6. С. 44-47.

4. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку. М. : Просвещение, 1981. С. 34-42.

* * *

1. Nemov R.S. Psikhologiya. M., 1995.

2. Orlov V.I. Znaniya, umeniya, navyki obuche-niya. M., 1995.

3. Urakova F.K. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya kommunikativno-rechevykh umenij uchashhikhsya natsional'noj shkoly // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2008. № 6. S. 44-47.

4. Kapinos V.I. Aktivizatsiya metodov raboty po razvitiyu rechi // Sovershenstvovanie metodov obucheniya russkomu yazyku. M. : Prosveshhenie, 1981. S. 34-42.

Issues of students’ speech work in the process of communicative and speech skills development

There are considered the communicative and speech skills with regards to the analysis, reconstruction of the text and creating one’s own text. It is stated that both communicative and speech skills and the process of text producing presuppose the motive, goal and speech situation that reflects the essence of communicative skills, and the result of t he process is a text (microtext).

Key words: speech work, communicative and speech abilities and skills, text, microtext.

Этап речевой деятельности Коммуникативно-речевые умения

Ориентировка - Умение оценивать ситуацию - Умение определять мотив и цель высказывания - Умение формулировать тему высказывания, определять ее границы - Умение определять основную мысль высказывания

Планирование - Умение отбирать и систематизировать языковой материал - Умение составлять различные виды плана

Реализация - Умение строить текст в соответствии с типом и стилем речи

Контроль - Умение анализировать текст - Умение сравнивать полученный результат с замыслом - Умение редактировать написанное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.