Научная статья на тему 'Проблемы реализации земельной политики в аграрном секторе экономики России'

Проблемы реализации земельной политики в аграрном секторе экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / LAND POLICY / LAND OWNERSHIP / AGRICULTURAL LAND / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / EFFECTIVE OWNER / LAND REFORMS / GOVERNMENT REGULATION / GOVERNMENT PROGRAMS / INSTITUTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Черноножкина Наталья Владимировна, Косьмина Елена Анатольевна

В статье представлен анализ результатов и рассматриваются задачи, принципы и направления осуществления земельной политики в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Черноножкина Наталья Владимировна, Косьмина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of land policy in the agrarian sector of the Russian economy

The article presents an analysis of the results and examines tasks, principles and trends in land policy implementation in the agricultural sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации земельной политики в аграрном секторе экономики России»



РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 4 • февраль 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

проблемы реализации земельной политики в аграрном секторе экономики России

Косьмин А.Д.1, Черноножкина Н.В.2, Косьмина Е.А.2

1 Омский государственный технический университет, Россия

2 Омская гуманитарная академия, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье представлен анализ результатов и рассматриваются задачи, принципы и направления осуществления земельной политики в аграрном секторе экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: земельная политика, собственность на землю, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные организации, эффективный собственник, земельные преобразования, государственное регулирование, государственные программы, институциональная система.

problems of implementation of land policy in the agrarian sector of the Russian economy

Kosmin A.D.1, Chernonozhkina N.V.2, Kosmina E.A.2

1 Omsk State Technical University, Russia

2 Omsk Academy of the Humanities, Russia

введение

Земельная политика имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического развития, рационального управления, достижения высокого уровня благосостояния и реализации экономических возможностей населения.

Она отражает определенные этапы развития государства, формируется под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельных ресурсов и механизмах, побуждающих к выполнению этих правил и ограничений.

При разработке мероприятий земельной политики на современном этапе социально-экономического развития следует исходить из принципов системности и последовательности, а также учитывать результаты проведенных преобразований и, прежде всего, что реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России не привела к трансформации традиционных коллективных хозяйств в нацеленные

на получение прибыли предприятия, подчиняющиеся жесткой финансовой дисциплине и принимающие решения на основе рыночных принципов хозяйствования.

В течение последних десятилетий развития отечественной экономики приоритетной задачей земельной политики является формирование эффективного собственника, способного обеспечить стабильный производственный процесс в изменяющихся рыночных условиях.

Полагаем, что эффективный собственник - это экономический субъект, соответствующий следующим признакам. Во-первых, деятельность эффективного собственника в рыночных условиях направлена на повышение прибыльности и рентабельности производства. Во-вторых, он способен организовать инновационный процесс и обеспечить оптимальное распределение ресурсов в целях повышения конкурентоспособности производства и достижения экологической безопасности продукции. В-третьих, эффективный собственник стремится увеличить объемы производства через открытие новых рынков сбыта продукции.

Основная часть

Основными результатами земельной политики в аграрном секторе стали изменения структуры земельной собственности и землепользования. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, на 1 января 2015 года 66,9% (257,9 млн га) земель сельскохозяйственного назначения остаются в государственной и муниципальной собственности. В частной собственности находится 33,1% (127,6 млн га) земель. За последнее десятилетие сформировалась устойчивая структура собственности на земли сельскохозяйственного назначения. На начало 2004 года данные показатели составляли 68,1% (267,6 млн га) и 31,9% (125,6 млн га), соответственно. В то же время земли сельскохозяйственного назначения составляют 96,2% (127,6 млн га) всех земель России, находящихся в частной собственности (по данным на 1 января 2015 года) [1, с. 48; 2, с. 56].

ABSTRACT:_

The article presents an analysis of the results and examines tasks, principles and trends in land policy implementation in the agricultural sector of the economy.

KEYWORDS: land policy land ownership, agricultural land, agricultural organizations, effective owner, land reforms, government regulation, government programs, institutional system

Received: 01.02.2017 / Published: 28.02.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kosmin A.D. (Kosmin.390mai[.ru)

CITATION:_

Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V., Kosmina E.A. (2017) Problemy realizatsii zemelnoy politiki v agrarnom sektore ekonomiki Rossii [Problems of implementation of land policy in the agrarian sector of the Russian economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (4). - 581-592. doi: 10.18334/rp.18.4.37534

В структуре частной собственности значительную долю 69,9% (89,2 млн га) составляют земельные доли граждан в общей собственности на землю.

Особенностью земельных преобразований в России является сохранение устойчивой тенденции к концентрации земель в руках крупных производителей. В отличие от России в странах с рыночной экономикой «на 10% крупнейших ферм приходится 35-40% сельскохозяйственных земель, кроме того, для экономики этих стран характерен двойственный характер производства. В США на 5% крупнейших ферм приходится 60% продукции сельского хозяйства и 10% сельхозугодий, а на мелкие - 40% и 90%, соответственно» [3, с. 110] (Ьвтшап Те., 2001).

В результате земельной политики проводимой в аграрном секторе страны возникло несоответствие между количеством используемых земельных ресурсов и результатами производства. Крупные производители используют основную долю земель сельскохозяйственного назначения, не обеспечивая увеличения объемов производства продукции.

Процесс концентрации землепользования сопровождается рассредоточением собственности на землю в форме земельных долей, что позволяет сделать вывод о незавершенности проводимых преобразований.

Сельскохозяйственные организации как основные производители сельскохозяйственной продукции в условиях развития рыночных отношений в России не обеспечивают устойчивых темпов роста производства и развития сельских территорий, что подтверждается результатами исследования основных показателей деятельности сельскохозяйственных организаций.

Анализ динамики показателей показывает большой удельный вес сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции. Колебания показателей рентабельности и прибыли хозяйств, не достигающих дореформенных значений, характеризуют неустойчивое финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций. В течение 2005-2014 гг. рентабельность деятельности сельскохозяйственных организаций в среднем составила 12,3%, не достигая уровня 37%, который наблюдался в 1990 году. К началу 2015 года посевная площадь сократилась в 2 раза по сравнению с 1990 годом (со 112,1 млн га в 1990 г. до

ОБ АВТОРАХ:_

Косьмин Анатолий Данилович, профессор, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,

Заслуженный работник Высшей школы (Kosmin.390mai1.ru)

Черноножкина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

Косьмина Елена Анатольевна, профессор, доктор экономических наук, доцент (KosminaO70mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В., Косьмина Е.А. Проблемы реализации земельной политики в аграрном секторе экономики России // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - С. 581-592. сЫ: 10.18334/гр.18.4.37534

55,3 млн га в 2014 г.). Поголовье крупного рогатого скота за тот же период сократилось в 5,3 раза [4]. Снижение показателей деятельности сельскохозяйственных организаций является негативным результатом аграрных преобразований и обусловлено разрушением системы материально-технического обеспечения и недостатком собственных финансовых средств для расширения сельскохозяйственного производства.

В настоящее время особенности земельной политики обусловлены изменением роли государства в условиях рыночной экономики в России.

Реализация задачи по перераспределению прав собственности на землю в пользу наиболее эффективных собственников может быть обеспечена путем сочетания институтов «правового государства» и «государства, предоставляющего услуги» [5, с. 51] (Gutnik V., 1995).

Для достижения этой цели функционирование «правового государства» предполагает разделение функций между общенациональным, региональным и муниципальным уровнями системы управления земельными ресурсами.

На общенациональном уровне определяются единые правила и процедуры возникновения, изменения и прекращения правоотношений по поводу земли, обеспечивается защита прав собственников и других обладателей прав на землю.

На региональном уровне происходит адаптация общенационального законодательства к условиям региона с учетом его геополитической, экономической и природной специфики.

Функции органов муниципального самоуправления заключаются в обеспечении гармоничного сочетания частных интересов субъектов прав на земельные участки с интересами населения, проживающего на соответствующей территории.

В процессе преобразований земельной собственности большое значение приобретает «государство, предоставляющее услуги». К его функциям можно отнести проведение мероприятий по охране земельных ресурсов, разработку эффективной системы налогообложения земель, создание и ведение единого земельного кадастра, развитие инфраструктуры сельской местности. Государственное регулирование процесса преобразований земельной собственности должно обеспечить сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли.

На современном этапе основное значение в сфере реализации земельной политики приобретает координирующая и стимулирующая функция государства. Государственное регулирование земельных отношений предполагает сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования. Основные инструменты экономического регулирования: земельный налог, арендная плата, рыночная цена земли, залоговая цена земли, штрафные платежи за экологический ущерб.

По способам воздействия механизмы государственного управления землепользованием разделяются на непосредственные и опосредованные [6, с. 179] (Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V., Kosmina E.A., 2014). Непосредственное управление осуществляется посредством реализации следующих функций:

• изучение состояния и процессов, происходящих с земельными ресурсами;

• ведение земельного кадастра и мониторинга земель,

• планирование, прогнозирование, проектирование использования земель;

• государственное регулирование перераспределения земель,

• регулирование рыночного оборота земель,

• аудит (надзор и контроль) земельных ресурсов.

• разрешение земельных споров.

К функциям опосредованного управления относятся:

• совершенствование земельного законодательства;

• экономическое стимулирование рационализации землепользований;

• коммуникационная политика в сфере землепользования.

Механизм реализации земельной политики может базироваться на правилах либо осуществляться в форме дискреционных действий, исходя из обстоятельств [7, с. 486] (Kydland F. E., Prescott E. C., 1977). Типичным примером дискреционной земельной политики в современной России является постоянное изменение законодательных норм. Только в течение первого десятилетия земельных преобразований «в области землепользования в России на федеральном уровне было принято 32 закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства, 242 нормативных правовых акта Госкомзема... Возникло стихийное неурегулированное нормотворчество в субъектах Федерации. За десять лет в 78 субъектах Федерации принято более 13 тыс. нормативных правовых актов, касающихся регулирования земельных отношений» [8, с. 15] (Stroev E. S., Volkov S.N., 2001).

При осуществлении дискреционной политики существует проблема ее совместимости во времени. Совместимая во времени политика означает, что «правительство оптимизирует действия в каждый момент времени» [9, с. 663] (Saks, Dzh. D., Larren F.B., 1996). При проведении мероприятий такой политики важно оценивать их результаты в конце периода действия и прогнозировать возможные последствия.

Для ограничения дискреционной политики необходимо разработать систему правил, направленную на стабилизацию поведения субъектов экономики. В связи с этим различают фиксированные правила и правила с обратной связью [9, с. 667] (Saks, Dzh. D., Larren F.B., 1996). Фиксированные правила постоянны, не изменяются с изменением состояния экономики. Правила с обратной связью допускают изменения политики при изменении экономического состояния, но эти изменения должны осуществляться согласно заранее установленной формуле.

При проведении земельной политики формальные правила отражены в основных законах, регулирующих порядок закрепления прав на землю и особенности ее использования и рыночного оборота, прежде всего в Земельном кодексе Российской Федерации.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная информация об экологическом и правовом состоянии земель, вследствие чего преобладающей становится дискреционная политика.

Примером проведения такой политики является реализация мероприятий «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года. Вступление России в ВТО обусловило необходимость ее корректировки и принятия документа с изменениями в апреле 2014 года [10] (Козтт А. Б., 2007).

В рамках программы реализуется несколько подпрограмм, направленных на улучшение состояния земельных ресурсов, в том числе Федеральные целевые программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». Однако финансирование предусмотренных в них мероприятий, осуществляется недостаточно. Объем бюджетных ассигнований, выделяемых на эти программы, составляет лишь 5,3% от объема финансирования всех направлений «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Целевые индикаторы программ, направленных на улучшение земель, неоправданно низкие, что приводит к их значительному перевыполнению. С целью оптимизации программ требуется изучение экологического состояния земель, процессов их деградации и направлений экологической рационализации землепользования. Необходимо установление целевых индикаторов по данным программам на основе комплексного обследования сельскохозяйственных угодий.

В настоящее время большое внимание уделяется реализации программы, направленной на поддержку малых форм хозяйствования. Предусматривается грантовая поддержка начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм, предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам на возмещение части затрат при оформлении в собственность земельных участков. Анализ итогов реализации мероприятий, связанных с предоставлением крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий на оформление земельных участков в собственность, показывает низкую потребность хозяйств в такой финансовой поддержке, что обусловлено финансовыми проблемами хозяйств и отсутствием институциональной среды их функционирования.

В отличие от программы, реализованной в 2008-2012 годах, где четко указывались условия и сроки предоставления кредитов для различных категорий сельскохозяйственных производителей, в программе, рассчитанной на 2013-2020 годы, недостаточно внимания уделено обеспечению финансовой устойчивости сельскохозяйственных производителей, в частности личных подсобных хозяйств, обеспечивающих значительную долю производства продукции. Однако именно от обеспеченности финансовыми средствами зависит развитие и техническая модернизация сельскохозяйственного производства.

Условия предоставления финансовой поддержки можно рассматривать в качестве правил с обратной связью, фиксирующих сроки, размеры, целевое назначение кредитов. Такие правила позволяют обеспечить эффективный контроль результатов различных программных мероприятий.

Недостаток финансовых ресурсов, высокая закредитованность не позволяет производителям приобретать новую технику. Предусмотренные программой целевые индикаторы по направлению «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» не достигнуты. В сравнении с 2014 годом в 2015 году сельскохозяйственные производители приобрели на 17% меньше тракторов и комбайнов [11, с. 140].

Бесспорно, ухудшение состояния земель, используемых в сельском хозяйстве, обусловливает необходимость реализации программ, но в настоящее время они являются примером мероприятий земельной политики, согласованной во времени, но неоптимальной, так как позволяют улучшить состояние лишь отдельных участков земли и не стимулируют сельскохозяйственных производителей к рациональному использованию земельных ресурсов.

При разработке программ необходимо проводить тщательный анализ не только итогов выполнения предыдущих параметров, но и причин их невыполнения, на основе которых корректировать целевые индикаторы. С целью развития сельского хозяйства необходимо осуществлять программы последовательно, в долгосрочном периоде.

При реализации программ, направленных на развитие сельского хозяйства, важно учитывать, что земельные ресурсы являются базовым фактором производства и от их использования зависит уровень развития аграрного сектора и продовольственная безопасность страны. В связи с этим в программах необходимо выделять следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности использования земли:

• изучение экономического состояния, условий использования земель (трудо, фондо-, энергобеспеченность) и выработка направлений экономической рационализации землепользования.

• изучение правового состояния сельскохозяйственных земель и направлений развития внутрихозяйственных земельных отношений и формирование необходимой законодательной базы.

• изучение имеющегося хозяйственного использования земель (специализация производства, технология обработки почв).

Большое значение в механизме земельной политики имеют экономические методы регулирования. В рыночных условиях они направлены на стимулирование перераспределения сельскохозяйственных земель к более эффективным собственникам и пользователям. Поэтому необходимо совершенствовать механизмы земельного налогообложения, льготного кредитования, дотаций на основе оценки состояния землепользования.

Для обеспечения свободы действий в сфере эффективного сельскохозяйственного землепользования необходимо разработать комплекс мероприятий коммуникационной политики. В России сохраняется проблема функционирования рынка информационных ресурсов в сфере землепользования. Получение информации ограничено как законодательством, так и ведомственными инструкциями. В результате реформирования была разрушена система государственных проектно-изыскательских организаций в сфере управления земельными ресурсами. Это привело к утрате постоянства и достоверности информации о земельных ресурсах. Поэтому многие решения в сфере землепользования принимаются на основании приблизительной, не точной информации. Необходима целостная программа развития коммуникационных услуг для сельскохозяйственного землепользования, включающая:

• мероприятия по демократизации информационного обмена,

• поддержку в создании сети консалтинговых услуг (изыскания, сбор и хранение информации, аналитическая работа, разработка управленческих и проектных документов),

• поддержку функционирования рынка информации и информационных услуг.

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования экономических отношений в сфере использования земли:

- анализ и совершенствование существующей нормативно-правовой базы;

- проведение комплексной инвентаризации и оценки земель и объектов недвижимости, создание системы регистрации прав на них и на этой основе создание единого кадастра земельных ресурсов и объектов недвижимости, расположенных на земельных участках.

- создание информационных компьютерных баз данных на основе принципа доступности информации о состоянии земель;

- создание инфраструктуры земельного рынка, включающей наряду с органами государственного управления информационно-консультационные службы, лизинговые компании, страховые компании, специализированные земельные банки;

- ужесточение контроля за целевым использованием земель всех категорий, а не только земель сельскохозяйственного назначения;

- улучшение материально-технической базы хозяйств. С этой целью необходимо развитие системы лизинга, а также поддержка государством создания ассоциаций крестьянских хозяйств и кооперации сельскохозяйственных производителей с помощью льготного кредитования;

- совершенствование системы налогообложения и определения размеров платежей за землю. В основе определения налоговых ставок и арендной платы должна лежать земельная рента. При этом необходимо учитывать особенности конкретных земельных участков. Размеры платежей за землю, в том числе и штрафных санкций, должны отражать реальную рыночную стоимость земель разных категорий. Именно обоснованные размеры платежей стимулируют более эффективное использование земельных ресурсов.

Необходимо оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям, стимулирование развития различных форм хозяйствования. В то же время бюджетные ассигнования должны быть строго адресными, осуществляться на возвратной основе. Целесообразно проведение различных целевых сельскохозяйственных программ.

При реализации определенных мероприятий государственного регулирования необходимо учитывать различные ценностные ориентации населения, модели группового поведения, национальные особенности.

В целом вышеназванные направления государственного регулирования земельных отношений должны быть направлены на формирование эффективного собственника, предотвращение экологических проблем, создание институциональной системы, обеспечивающей перераспределение прав собственности с целью повышения эффективности их реализации в сфере использования земель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Основой для осуществления земельной политики в направлении дальнейшей трансформации земельной собственности должна стать комплексная институциональная система, функционирующая на принципах целостности, динамичности, синергизма структурных элементов. Необходимость такой системы обусловлена отсутствием комплексного характера проводимых преобразований земельной собственности в аграрном секторе. Структура данной системы представлена на рисунке 1.

Институциональная система представляет собой сочетание институтов и организаций, обеспечивающих повышение эффективности мероприятий земельной политики посредством системной реализации стимулирующей, распределительной, интеграционной, социальной, учетной (мониторинга), инновационной функций. В системе выделяются четыре подсистемы, каждая из которых направлена на решение определенных проблем.

Подсистема «Политические институты и организации» включает в себя иерархию органов власти в стране, политические партии и их программы в отношении земельных преобразований.

Подсистема «Социальные институты и организации» направлена на структурирование взаимоотношений экономических агентов на основе неформальных норм поведения, традиций, в том числе традиций ведения хозяйства на земле. К данной подсистеме относится законодательство, структурирующее трудовые отношения и объекты социальной инфраструктуры (учреждения медицины, образования, транспорта), необходимые для обеспечения трудовой деятельности экономических субъектов.

Подсистема «Юридические институты и организации» состоит из органов правосудия, законодательства, юридических учреждений. Функции подсистемы заключаются в разрешении и предотвращении конфликтных ситуаций по поводу осуществления правомочий по использованию земель, а также в регистрации сделок по оформлению этих прав.

- система власти;

- партии;

- программы партий в отношении преобразований земельной собственности в аграрном секторе

- законодательство;

- социальная инфраструктура;

- традиции хозяйствования на земле;

- этические нормы поведения

Политические институты и организации

Собственность „ на землю

Социальные институты и организации

^ Рынок земли

Юридические институты и организации

- Конституция РФ;

- Земельный Кодекс РФ;

- законодательные акты;

- судебная система;

- учреждения юстиции;

- нотариальные конторы

Экономические институты и организации

- предприятия различных организационно-правовых форм;

- система управления на предприятии;

- Налоговый Кодекс РФ;

- информационно-консалтинговая система;

- ипотечные банки;

- страховые компании;

- служба земельного кадастра

Рисунок 1. Институциональная система рыночной трансформации собственности на землю Источник: [12, с. 142] (Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V., 2014)

Подсистема «Экономические институты и организации» включает в себя непосредственно предприятия, систему управления на предприятиях, налоговое законодательство в отношении платы за землю, Налоговый кодекс, информационно-консультационную систему. Основная функция данной подсистемы заключается в эффективной реализации правомочий собственности на землю.

Особенность предлагаемой структуры институциональной системы заключается в единстве и взаимосвязи всех составных элементов на основе создания единого информационного пространства. Базовыми институтами системы является собственность на

землю и рынок земли. Собственность на землю создает основу для сельскохозяйственного производства. В условиях рыночной экономики права собственности на землю реализуются через рынок на основе договора между экономическими агентами, поэтому данные институты взаимосвязаны друг с другом.

Принципиальное значение предлагаемой институциональной системы обусловлено тем, что создание четко специфицированных и защищенных прав собственности на землю как основы для экономического роста возможно только путем комплексной непротиворечивой государственной политики, мероприятия которой должны поддерживаться и признаваться обществом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель

Российской Федерации в 2003 году. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadastr.ru ( дата обращения: 18.09.2009 ).

2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель

Российской Федерации в 2014 году. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru ( дата обращения: 11.12.2016 ).

3. Лерман Ц. Десять лет земельных реформ: какие уроки Россия может извлечь из ми-

рового опыта // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - с. 102-117.

4. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. / Статистический сборник., 2013. - 462 с.

5. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // Мировая

экономика и международные отношения. - 1995. - № 7. - с. 50-64.

6. Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В., Косьмина Е.А. Механизм трансформации зе-

мельной собственности в аграрном секторе экономики России: содержание, структура, эффективность использования. - М.: Экономика, 2014. - 256 с.

7. Kydland F. E., E. C. Prescott Rules Rather than Discretion: The Inconsistency of Optimal

Plans. Journal of Political Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sfu. ca/~kkasa/prescott_77.pdf ( дата обращения: 10.05.2016 ).

8. Строев Е. С., Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале XXI века (проблемы

и решения). - М.: ГУЗ, 2001. - 55 c.

9. Сакс, Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.: Дело, 1996. -

848 c.

10. Косьмин А. Д. Проблемы совершенствования социально-экономической формы труда в агропромышленном комплексе России. / Монография. - М.: Экономика, 2007. - 238 c.

11. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-

ственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mcx.ru/documents/document/v7_show/36975 (дата обращения: 10.12.2016).

12. Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В. Преобразования земельной собственности в эскорте трансакционных издержек // Российское предпринимательство. - 2014. -№ 13(259). - с. 132-144.

REFERENCES:

Selskoe khozyaystvo, okhota i okhotniche khozyaystvo, lesovodstvo v Rossii [Agriculture, hunting and hunting industry, forestry in Russia] (2013). Moscow. (in Russian). Gutnik V. (1995). Rynochnye instituty i transformatsiya rossiyskoy ekonomiki [Market institutions and the transformation of the Russian economy]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. (7). 50-64. (in Russian). Kosmin A. D. (2007). Problemy sovershenstvovaniya sotsialno-ekonomicheskoy formy truda v agropromyshlennom komplekse Rossii [Problems of improving the socioeconomic forms of labor in the agricultural sector of Russia] M.: Ekonomika. (in Russian).

Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V. (2014). Preobrazovaniya zemelnoy sobstvennosti v eskorte transaktsionnyh izderzhek [Transformation of land property in transaction expenses export]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. (13(259)). 132-144. (in Russian). Kosmin A.D., Chernonozhkina N.V., Kosmina E.A. (2014). Mekhanizm transformatsii zemelnoy sobstvennosti v agrarnom sektore ekonomiki Rossii: soderzhanie, struktura, effektivnost ispolzovaniya [The mechanism of transformation of land property in agricultural sector of Russian economy: content, structure, efficiency] M.: Ekonomika. (in Russian). Kydland F. E., E. C. Prescott Rules Rather than Discretion: The Inconsistency of Optimal PlansJournal of Political Economy. Retrieved May 10, 2016, from http:// www.sfu.ca/~kkasa/prescott_77.pdf Lerman Ts. (2001). Desyat let zemelnyh reform: kakie uroki Rossiya mozhet izvlech iz mirovogo opyta [A decade of land reform: what Russia can learn from the world experience]. Voprosy Ekonomiki. (8). 102-117. (in Russian). Saks, Dzh. D., Larren F.B. (1996). Makroekonomika. Globalnyy podkhod

[Macroeconomics. Global approach]M.: Delo. (in Russian). Stroev E. S., Volkov S.N. (2001). Zemelnyy vopros v Rossii v nachale XXI veka (problemy i resheniya) [The land issue in Russia at the beginning of the 21st century (problems and solutions)] M.: GUZ. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.