ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В АПК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р.Н. Галикеев, канд. экон. наук, ст. науч. сотр.
Институт социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения ФГБНУ УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11445
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 007-0025618-01 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2019 г.
Аннотация. Повышение уровня продовольственного обеспечения актуально и важно для каждого региона страны и неразрывно связано с общим развитием сельского хозяйства и агропромышленного комплекса (АПК) каждого субъекта Российской Федерации. Постоянно проводимый мониторинг позволяет выявить риски в развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике. Все это обусловило необходимость исследования данных вопросов и нашло отражение в выбранной теме. В ходе исследования был проведен анализ деятельности сельского хозяйства и АПК региона; выявлены проблемы недостижения плановых показателей по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике. В статье рассмотрены целевые программы и инвестиционные проекты, осуществляемые в АПК Республики Башкортостан.
Ключевые слова: целевая программа, регион, целевые показатели, индикаторы, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, продовольственное обеспечение.
Программно-целевой принцип планирования в качестве основных механизмов достижения целей социально-
экономического развития рассматривает разработку и реализацию целевых программ [1].
Региональная целевая программа - это увязанный по ресурсам, исполнителя и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных экономических, социальных, экологических и других проблем региона, развития отраслей и комплексов экономики, административно-территориальных единиц региона.
В рамках региональной целевой программы по развитию сельского хозяйства зачастую возникают риски, которые могут привести к невыполнению установленных целевых показателей и индикаторов обеспечения продовольственной безопасности региона. В связи с этим, автором был проведен анализ достижения плановых значений сводных показателей государственных
заданий по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На основе отчетов о выполнении мероприятий государственной программы была проведена оценка риска недостижения целевых показателей и индикаторов обеспечения продовольственной безопасности региона.
Результаты исследования. В ходе изложении материала следует отметить, что по итогам первого полугодия 2019 г. объем валовой сельхозпродукции в Республике Башкортостан составил 48,75 млрд. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 100,0% (при плане -101,6%). Индекс производства продукции растениеводства составил 100% (при плане 101,9%).
Однако, в процессе выполнения государственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» [2] за первое полугодие 2019 года выяснилось, что ряд плановых показателей по обеспечению продовольственной безопасности в регионе может быть не выполнен. Связано это с рядов объективных факторов, в первую очередь природно-климатических.
За январь-июнь 2019 г. сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Республики Башкортостан произведено 51,8 тыс. то овощей закрытого грунта (113% к аналогичному периоду 2018 г.).
К 1 июля 2019 г. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составила 1016,1 тыс. голов (95% к 1 июля 2018 г.), в том числе коров - 398,1 тыс. (100,6%); поголовье свиней - 490,6 тыс. голов (99,3%), овец и коз - 774 тыс. (89,1%), лошадей - 117,3 тыс. голов (100,3%), птицы - 14,3 млн. голов (99,5%) [3].
Снижение выращивания скота и птицы во всех категориях хозяйств обусловлено сокращением поголовья всех основных видов сельскохозяйственных животных, кроме лошадей.
Уменьшение поголовья связано дефицитом оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вынуждены реализовывать имеющееся у них поголовье с целью оплаты срочных задолженностей по кредитам, заработной плате, налогам, а также на подготовку к весенне-полевым работам (закуп ГСМ, удобрений, семян, средств защиты растений).
Одним из ключевых факторов возникновения дефицита средств у сельхозпроизводителей является долгое рассмотрение заявок на получение кредитов кредитными учреждениями [4].
При этом крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики, позволят обеспечить устойчивый рост производства продукции животноводства. По итогам первого полугодия 2019 года зафиксирован рост производства молока на 7,2 тыс. тонн, который обеспечен закупкой импортного племенного скота с высоким генетическим потенциалом
продуктивности (надой от одной коровы увеличился на 4,6% и составил 2774 кг).
Индекс промышленного производства пищевых продуктов по итогам первого полугодия 2019 г. сложился на уровне 95,2% (в 2018 г. - 98,6%). В тоже время, увеличен выпуск полуфабрикатов мясных (114,8% к январю-июню 2018 г.), мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, конины и пр. животных (105,1%), консервов мясных (170,7%), масла растительного нерафинированного (132,2%), масла растительного рафинированного (105,8%), масла рапсового (в 16,5 раз), сыров (129,3%), муки (138%), крупы (107,5%), изделий макаронных (101,6%), кондитерских изделий (101,8%), сахара (113,5%).
В производстве напитков индекс в январе-июне 2019 г. составил 109,6% к январю-июню 2018 г. (план - 101,2%). Увеличено производство игристых вин и шампанского (в 1,9 раза к аналогичному периоду 2018 г.), питьевой воды (на 30,6%), пива (на 19,1%), спирта этилового ректификованного (на 4,0%), безалкогольных напитков (на 1,0%). В то же время сокращен выпуск минеральной воды на 3,4% (к январю-июню 2018 г.), на 4,1% - ликеро-водочных изделий.
Обеспечить рост производства пищевых продуктов (100,6%) планируется за счет реализации региональной программы по поддержке доходогенерирующих проектов, предусматривающие переработку сельскохозяйственной продукции.
За январь-июнь 2019 г. с использованием любых источников финансирования сельхозтоваропроизводителями республики приобретено тракторов 204 единицы (72,9% от плана), зерноуборочных комбайнов - 60 единиц (40,0% от плана), самоходных косилок - 11 единиц (55% от плана), кормоуборочных комбайнов - 19 единиц (76% от плана), свеклоуборочных комбайнов - 2 единицы (40% от плана), грузовых автомобилей - 42 единицы (84% от плана) [5].
Следует отметить, проведенный мониторинг показал, что возможны риски недостижения следующих целевых показателей и индикаторов.
В первую очередь, это индекс производства продукции растениеводства. Он может быть недостигнут из-за гибели озимых культур более чем на 30% площади. Основными причинами гибели или плохого состояния озимых культур явилось вымерзание вследствие малой высоты снежного покрова в зимние месяцы на полях отдельных районов Республики Башкортостан, и от выпревания весной, т.е. от поражения комплексом заболеваний.
На полях, где снежный покров сходил дольше, продолжалось истощение растений, минимальная температура почвы на глубине узла кущения озимых составляло 0°С, поэтому здесь отмечают распространение и вредоносность снежной плесени и склеротиниоза. Ввиду введения чрезвычайной ситуации (распоряжение врио Главы Республики Башкортостан от 29.04.2019 г. №РГ-139) данный риск может отразиться в показателях валового сбора озимых культур.
Так как Республика Башкортостан относится к зоне рискованного земледелия риск возникновения непредвиденных обстоятельств природного характера присутствует постоянно [6].
Во-вторых, индекс производства продукции животноводства. Он может быть недостигнут, если сохранится тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в следующих кварталах, несмотря на предпринимаемые меры государственной поддержки данной отрасли. Снижение выращивания скота и птицы во всех категориях хозяйств обусловлено сокращением поголовья всех основных видов сельскохозяйственных животных, кроме лошадей.
Уменьшение поголовья обусловлено дефицитом оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вынуждены реализовывать имеющееся у них поголовье с целью оплаты срочных задолженностей по кредитам, заработной плате, налогам, а также на подготовку к весенне-полевым работам (закуп ГСМ, удобрений, семян, средств защиты растений). Одним из ключевых факторов возникновения дефицита средств у сельхозпроизводителей является долгое рас-
смотрение заявок на получение кредитов кредитными учреждениями.
Изменение индексов производства продукции растениеводства и животноводства (основных отраслей сельского хозяйства) неизбежно влечет изменение индекса производства продукции сельского хозяйства [7].
В-третьих, имеется высокая вероятность недостижения такового планового годового значения как индекс производства пищевых продуктов. Существенный вклад при формировании данного индекса вносит производство молочной продукции. Снижение производства различных видов пищевой продукции также оказывает значительное влияние на показатель в целом.
В целом, указанные целевые показатели индикаторы зависимы от значений целевых индикаторов по реализуемым мероприятиям региональной целевой программы.
Эффективность реализации мероприятий государственной целевой программы во многом зависит от проделанной работы по подписанию соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан. За январь-июнь 2019 г. заключено 13 соглашений и 10 дополнительных соглашений о предоставлении субсидий, согласно которым объем средств федерального бюджета, привлеченных в 2019 году в Республику Башкортостан составит 2,7 млрд. рублей.
Заключение. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что повышение уровня продовольственного обеспечения региона будет напрямую зависеть не только от постоянного мониторинга развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике, но и от определения стратегических направлений развития сельского хозяйства и АПК, а также от реализации целевых программ и инвестиционных вложений в современные проекты.
7S
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии сельского хозяйства» (Статья 5. Государственная аграрная политика). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/460b8e35156645ff95e4cb216993d65c 762d134a/).
2. Пояснительная записка к отчету о ходе реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» (за январь-июнь 2019 года).
3. Основные показатели экономики Республики Башкортостан: статистический бюллетень, № 12 (январь-декабрь 2018 г.). - Уфа: Башкортостанстат, 2019. - 47 с.
4. Галикееев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Мурзагалина Г.М. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона // Вестник БИСТ. - № 4 (37). - декабрь 2017 г. - С. 61-70.
5. Основные показатели экономики Республики Башкортостан: статистический бюллетень, № 6 (январь-июнь 2019 г.). - Уфа: Башкортостанстат, 2019 - 49 с.
6. Галикеев Р.Н. Лутфуллин Ю.Р. Совершенствование системы мер и механизмов по обеспечению комплексного развития сельских территории // Вестник БИСТ. - № 4 (33) декабрь 2016. - С. 60-65.
7. Аслаева С.Ш. Пространственная неоднородность в экономическом развитии Республики Башкортостан // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №5. - С. 353-359.
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL TARGETS PROGRAMS IN THE AIC OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
R.N. Galikeev, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher
Institute of Social and Economic Research - a separate structural subdivision of the Federal State Budgetary Scientific Institution UFIC RAS (Russia, Ufa)
Abstract. Raising the level offood supply is relevant and important for each region of the country and is inextricably linked with the general development of agriculture and the agro-industrial complex (AIC) of each subject of the Russian Federation. Constantly conducted monitoring allows us to identify risks in the development of agriculture and the regulation of agricultural markets, raw materials and food in the republic. All this necessitated the study of these issues and was reflected in the selected topic. During the study, an analysis of the activities of agriculture and agribusiness in the region was carried out; The problems of failure to achieve the targets for the development of agriculture and the regulation of agricultural markets, raw materials and food in the republic are identified. The article discusses targeted programs and investment projects implemented in the agro-industrial complex of the Republic of Bashkortostan.
Keywords: target program, region, targets, indicators, agriculture, agricultural products, food security.