Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
222
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ / ИНВЕСТОРЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF NATURE MANAGEMENT AND ECOLOGY / FOREST USE / FOREST PROTECTION / INVESTORS / INCENTIVES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рыжкова Е.И.

Реализация региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области реализуется по нескольким направлениям, одним из которых выступает «лесное хозяйство». Современные проблемы состояния лесного хозяйства Новосибирской области обусловлены недостаточно рациональным управлением и эффективным использованием лесных ресурсов региона. Это, в свою очередь, приводит к снижению качества лесных ресурсов, снижению биологического и ландшафтного разнообразия, что требует дальнейшего совершенствования региональной политики в сфере природопользования и экологии в Новосибирской области. Цель работы - выявление проблем реализации региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области, а также разработка направлений их решения. Объекты и методы исследования. В данной работе был проведен анализ периодических источников и нормативно-правовых актов Новосибирской области. Результаты и выводы. В статье были даны рекомендации по совершенствованию планирования использования лесного фонда, стимулированию инвесторов для организации глубокой переработки древесины на территории Новосибирской области, борьбы с лесными пожарами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рыжкова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF NATURE MANAGEMENT AND ECOLOGY OF THE NOVOSIBIRSK REGION AND DIRECTIONS OF THEIR SOLUTION

The implementation of the regional policy in the field of environmental management and ecology of the Novosibirsk region is being implemented in several directions, one of which is “forestry”. Modern problems of the state of forestry in the Novosibirsk region are caused by insufficiently rational management and effective use of the region's forest resources. This, in turn, leads to a decrease in the quality of forest resources, a decrease in biological and landscape diversity, which requires further improvement of the regional policy in the field of environmental management and ecology in the Novosibirsk region. The purpose of the work is to identify the problems of implementing regional policy in the field of environmental management and ecology of the Novosibirsk region, as well as to develop directions for their solution. Objects and research methods. In this work, an analysis of periodical sources and regulatory legal acts of the Novosibirsk region was carried out. Results and Conclusions. The article gave recommendations on improving the planning of the use of the forest fund, encouraging investors to organize deep wood processing in the Novosibirsk region, to fight forest fires, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ»

Проблемы реализации региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области и направления их решения

Рыжкова Е.И.,

т_е1@оийоок. сот

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Новосибирск, Россия) УДК 630*181.351

Аннотация. Реализация региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области реализуется по нескольким направлениям, одним из которых выступает «лесное хозяйство». Современные проблемы состояния лесного хозяйства Новосибирской области обусловлены недостаточно рациональным управлением и эффективным использованием лесных ресурсов региона. Это, в свою очередь, приводит к снижению качества лесных ресурсов, снижению биологического и ландшафтного разнообразия, что требует дальнейшего совершенствования региональной политики в сфере природопользования и экологии в Новосибирской области. Цель работы - выявление проблем реализации региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области, а также разработка направлений их решения. Объекты и методы исследования. В данной работе был проведен анализ периодических источников и нормативно-правовых актов Новосибирской области. Результаты и выводы. В статье были даны рекомендации по совершенствованию планирования использования лесного фонда, стимулированию инвесторов для организации глубокой переработки древесины на территории Новосибирской области, борьбы с лесными пожарами и др.

Ключевые слова: региональная политика в сфере природопользования и экологии, использование лесов, охрана и защита лесов, инвесторы, стимулирование.

Problems of implementation of regional policy in the field of nature management and ecology of the Novosibirsk region and directions of their solution

Ryzhkova E.I.,

r_ei@outlook.com

Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

(Novosibirsk, Russia) UDC 630*181.351

Annotation. The implementation of the regional policy in the field of environmental management and ecology of the Novosibirsk region is being implemented in several directions, one of which is "forestry". Modern problems of the state of forestry in the Novosibirsk region are caused by insufficiently rational management and effective use of the region's forest resources. This, in turn, leads to a decrease in the quality of forest resources, a decrease in biological and landscape diversity, which requires further improvement of the regional policy in the field of environmental management and ecology in the Novosibirsk region. The purpose of the work is to identify the problems of implementing regional policy in the field of environmental management and ecology of the Novosibirsk region, as well as to develop directions for their solution. Objects and research methods. In this work, an analysis of periodical sources and regulatory legal acts of the Novosibirsk region was carried out. Results and Conclusions. The article gave recommendations on improving the planning of the use of the forest fund, encouraging investors to organize deep wood processing in the Novosibirsk region, to fight forest fires, etc.

Keywords: regional policy in the field of nature management and ecology, forest use, forest protection, investors, incentives.

Введение

Реализация региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области происходит по нескольким направлениям, одним из которых выступает «лесное хозяйство». В части управления лесными ресурсами региона при этом можно выделить ряд проблем, которые требуют внесения изменений региональную политику.

В настоящее время для региона характерно неполное освоение расчетной лесосеки, что ведет к ухудшению товарной структуры эксплуатационных запасов, их деконцентрации и к прогрессирующему накоплению в лесах перестойных лиственных насаждений и дровяной древесины. [2] В этой связи, на территории Новосибирской области необходимо активизировать работу по привлечению инвесторов, готовых реализовывать проекты, связанные с заготовкой и глубокой переработкой мягколиственной древесины. Цель такого проекта - привлечение инвесторов возможно путем создания в регионе территории опережающего социально-экономического развития, а также путем предоставления налоговых льгот и иных преференций.

[3]

Еще одной проблемой развития эффективного лесного хозяйства на территории Новосибирской области является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, что снижает интерес потенциальных инвесторов к освоению лесных ресурсов в труднодоступных районах области. Стимулирование строительства лесозаготовительных производств и

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 92 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.15. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

формирование необходимой инфраструктуры будет способствовать решению данной проблемы, а также созданию новых рабочих мест и как следствие развитие сельских территорий области. [1]

Третьей проблемой являются незаконные вырубки, которые наносят, как ущерб окружающей природной среде, так и бюджету региона. Древесина, заготовленная при проведении незаконных рубок, попадает в теневой оборот и соответственно не облагается налогами при ее реализации и переработке. Лесные участки, где проводится не законная заготовка древесины сильно захламляются. В дальнейшем такие участки выступают в качестве очагов пожаров, развития болезней и вредителей леса и т.д. Устранение данной проблемы возможно путем ужесточения ответственности за проведение незаконных лесных вырубок, а также совершенствования контрольно-надзорных функций в регионе. [4]

Целью работы является выявление проблем реализации региональной политики в сфере природопользования и экологии Новосибирской области, а также разработка направлений их решения.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- разработка комплекса мероприятий по совершенствованию планирования в лесном хозяйстве Новосибирской области;

- предложение усовершенствованного механизма разработки лесного плана Новосибирской области;

- создание системы поощрения сотрудников региональных органов власти, задействованных в выполнении лесного плана;

- выработка направлений стимулирования предпринимателей Новосибирской области с целью повышения уровня переработки древесины на территории региона.

В данной работе был проведен анализ периодических источников и нормативно-правовых актов Новосибирской области.

Основная часть

Значительный ущерб лесным ресурсам Новосибирской области наносят лесные пожары, которые, по большей части, возникают по вине граждан. Пожары наносят значительный ущерб лесному хозяйству региона, являюсь основной причиной гибели лесов. В этой связи, на территории региона, с одной стороны, необходимо развивать экологическую культуру, в первую очередь среди сельского населения, а также систему мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с целью профилактики возникновения, своевременного обнаружения и тушения лесных пожаров. [3]

В настоящее время наблюдаются существенные расхождения возможных, фактических и запланированных объемов использования лесных ресурсов, как на уровне региона, так и отдельных лесничеств. Это говорит о целесообразности совершенствования планирования в лесном хозяйстве, как на уровне Новосибирской области, а также лесничеств. Предлагаемые мероприятия представлены на рисунке 1.

На уровне Новосибирской области

Совершенствование методологии разработки лесного плана

Привязка показателей лесного плана к объемам финансирования

Создание научного специализированного регионального центра

Привязка результатов оценки эффективности деятельности органов власти к выполнению показателей лесного плана

•Пересмотр нормативов при формировании лесохозяйственного регламента •Разработка комплекса мероприятий по стимулированию развития использования лесного фонда

Рисунок 1. Комплекс мероприятий по совершенствованию планирования в лесном хозяйстве

Новосибирской области

Следует отметить, что современный лесной план Новосибирской области содержит важную информацию о текущем состоянии лесных ресурсов, уровне их использования, воспроизводства, выполнении мероприятий по охране и защите лесов. Однако отсутствие достоверной информации о размерах планируемых инвестиций, как государственных, так и частных в среднесрочном и долгосрочном периодах в развитие лесного комплекса области не позволяет оценить экономическую эффективность. В этой связи, лесной план, не может выполнять роль обоснованного экономического ориентира, направленного на эффективное развитие лесного хозяйства в Новосибирской области, а также не может являться инструментом, который позволяет осуществлять оценку эффективности деятельности органов власти субъектов в части реализации функционала по развитию лесного комплекса. [7]

Необходимым представляется разработка новой, проработанной методологии составления лесных планов, которая должна содержать не только достоверную информацию о качественных и количественных характеристиках лесных ресурсов, о наличии производственных мощностей лесного профиля на территориях, но и об объемах финансовых ресурсов, выделяемых как из бюджетных, так и внебюджетных источников на лесохозяйственные цели в долгосрочной перспективе.

В настоящее время лесной план формируется на 10 лет, при этом процедура внесения в него изменений слишком трудоемка и длительна, требует согласования на федеральном уровне. Это не позволяет оперативно маневрировать в постоянно меняющихся рыночных условиях. В этой связи предлагается использовать принцип скользящего планирования, исходя из достигнутых результатов, конъюнктуры рынка, а также изменения возможностей по финансированию лесного хозяйства региона. [5]

Усовершенствованный механизм разработки лесного плана региона представлен на рисунке

На уровне лесничеств

Подготовка достоверной информации

Информация о качественных и количественных характеристиках лесных ресурсов региона

Информация о производственных мощностях лесного профиля

Информация об

объемах финансирования

Подготовка и реализация лесного плана

Подготовка лесного плана в соответствии с планом использования лесных ресурсов и объемов финансирования

Реализация лесного плана

Мониторинг реализации лесного плана и внесение корректировок

Мониторинг реализации лесного плана, оценка уровня выполнения плановых показателей

Внесение корректировок в лесной план с учетом изменения характеристик лесных ресурсов и объемов финансирования

Рисунок 2. Усовершенствованный механизм разработки лесного плана Новосибирской области

При этом выполнение плановых показателей лесного плана Новосибирской области должно быть привязано к оценке эффективности работы региональных органов власти. Такая оценка должна включать в себя два направления, которые отражены на рисунке 3.

Достижение показателей первоначального лесного плана

Достижение показателей по организации использования лесов Достижение показателей по организации воспроизводства лесных ресурсов Достижение показателей по охране и защите леса

Достижение показателей лесного плана в случае пересмотра в сторону увеличения

•Достижение пересмотренных показателей по организации использования лесов •Достижение пересмотренных показателей по организации воспроизводства лесных ресурсов •Достижение пересмотренных показателей по охране и защите леса

Рисунок 3. Система показателей оценки эффективности работы региональных органов

власти в области управления лесным фондом

При этом распределение дополнительного фонда оплаты труда региональных органов в соответствии с достижением плановых показателей лесного плана предлагается следующим (таблица 1).

Таблица 1 - Предлагаемая система поощрения сотрудников региональных органов власти,

задействованных в выполнении лесного плана

Целевые Выполнение Величина премирования при достижении пересмотренных

показатели плановых показателей

показателей При превышении При превышении При превышении

на 100% целевого целевого целевого

показателя на 5% показателя на 10% показателя более чем на 15%

Достижение 20% к окладу 2,0% к окладу 3,0% к окладу 5,0% к окладу

показателя по ежемесячно ежемесячно за ежемесячно за ежемесячно за

использованию каждый % каждый % каждый %

лесов за истекший выполнения выполнения выполнения

период пересмотренных пересмотренных пересмотренных

показателей показателей показателей

Показатели 50% к окладу 1,0% к окладу 1,5% к окладу 2,0% к окладу

воспроизводства ежемесячно ежемесячно за ежемесячно за ежемесячно за

леса каждый % каждый % каждый %

выполнения выполнения выполнения

пересмотренных пересмотренных пересмотренных

показателей показателей показателей

Показатели охраны 50% к окладу

и защиты леса ежемесячно

КвК 2687-086Х

молодёжной науки 96 www.forummn.ru

Уп 111 1 11 11 ........31 http://forummn.rU/article-2.l.15.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Заключение

Анализ исполнения лесного плана Новосибирской области показал, что показатели по охране защите и воспроизводству лесов выполняются и даже перевыполняются. Что касается использования лесов то этот показатель не выполняется на протяжении многих лет. [6] Это в первую очередь связано с труднодоступностью лесного ресурса области, отсутствием лесной инфраструктуры, износом мощностей по заготовке и переработки древесины. Как следствие низкой привлекательностью ресурса для инвесторов. Сегодня перед регионом стоит задача по увеличению объемов заготовки древесины и повышению уровня ее переработки. Это возможно за счет привлечения новых инвесторов путем реализации комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в лесном комплексе региона, которые представлены на рисунке 4.

Предоставление гарантий предпринимателям при получения кредита на развитие бизнеса

Рисунок 4. Направления стимулирования предпринимателей Новосибирской области с целью повышения уровня переработки древесины на территории региона

Эти меры позволят создать новые рабочие места, увеличить налоговые и не налоговые отчисления в бюджеты различных уровней, повысить добавочную стоимость выпускаемой продукции.

Новосибирская область имеет огромный потенциал развития, в силу своего географического расположения, наличия ресурсов, в том числе и в сфере лесного хозяйства. Для устойчивого развития лесного комплекса региона необходима консолидация усилий органов исполнительной власти в области лесных отношений, органов исполнительной ответственных за привлечение инвестиций, цифровизации региона, а также обеспечения перерабатывающей инфраструктуры энергетическими мощностями и земельными участками.

Для развития региона в области лесных отношений необходимо создание межотраслевой рабочей группы, состоящей из экспертов различных секторов экономики. Рабочая группа в своей деятельности анализирует изменения конъектуры рынка, законодательства, предпочтения инвесторов и оперативно предлагает востребованный на рынке продукт для инвестиций.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодёжной науки 97 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.15. html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Обеспечивая разработку и внесение изменений в документы социально-экономического и лесного планирования региона, снижая бюрократическую нагрузку на бизнес.

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать развитию лесного комплекса региона и смежных с ним отраслей экономики, повышению наполняемости бюджетов всех уровней, увеличению объемов использования лесов, улучшению товарной и возрастной структуры лесных насаждений на территории Новосибирской области, созданию новых рабочих мест, что, как следствие, приведет, к улучшению ее социально-экономического положения.

Библиографический список

1. Ачох Ю.Р., Гайдук В.И. Проблемы и тенденции развития лесного хозяйства // Вопросы современной науки. Материалы II национальной междисциплинарной конференции. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2019. С. 12-18.

2. Гагарин А.И., Дегтярева Н.В., Куроедова Л.Н., Меньших Н.С. Проблемы управления лесными ресурсами региона // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. Т. 3. № 1. С. 241-245.

3. Горбунова О.И., Кулагина А.Н. О совершенствовании системы управления лесами: проблемы и направления развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 184-187.

4. Королева Е.А. Управление лесным фондом в России: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 487-490.

5. Марченко М.А., Джамаева С.Н. Повышение эффективности государственного управления лесным хозяйством на уровне региона // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2020. № 10 (12). С. 101-107.

6. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: https://mpr.nso.ru (дата обращения 07.02.2021)

7. Постановление Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Новосибирской области»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.