Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Елена Анатольевна, Пономарева Ольга Михайловна

В статье авторы поднимают проблему реализации профессионального психологического отбора (ППО) сотрудников органов внутренних дел. Авторы исследуют заявленную проблему через изучение становления ППО в целом и в органах внутренних дел в частности. Значительное внимание авторы уделили исследованию нормативного регулирования ППО в органах внутренних дел. Специфика деятельности органов внутренних дел связана с высоким уровнем регламентации всех сфер деятельности органов, в том числе, и отбора кадров. Авторы изучают сложившуюся в органах внутренних дел структуру подразделений, в задачи которых входит проведение ППО. Авторы отмечают, что стандартный набор используемых при проведении ППО методик, не позволяет учесть все параметры отбора для службы в органах внутренних дел. Кроем того, авторы подчеркивают, что не все параметры личности охватываются предлагаемыми методиками. При этом авторы отмечают положительный опыт? накопленный системой МВД по проведению ППО. Однако, проблемы при организации, проведении ППО, способах оценки готовности к службе существуют и требуют своего решения. Авторы на основе эмпирического материал анализируют результаты ППО по территориальному органу МВД в Ставропольском крае. На основе анализа выявляют сложившиеся тенденции при отборе на службу и ближайшей перспективы службы. Авторы определяют содержательные, организационные, нормативные проблемные аспекты в реализации ППО. На основе проведенного анализа авторы предлагают возможные направления совершенствования системы ППО в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Елена Анатольевна, Пономарева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND PROSPECTS FOR ITS IMPROVEMENT

In the article, the authors raise the problem of the implementation of professional psychological selection (PPO) of employees of internal affairs bodies. The authors investigate the stated problem through the study of the formation of PPO in general and in the internal affairs bodies in particular. The authors paid considerable attention to the study of the regulatory regulation of PPO in the internal affairs bodies. The specifics of the activities of the internal affairs bodies are associated with a high level of regulation of all spheres of activity of the bodies, including the selection of personnel. The authors study the structure of the divisions that have developed in the internal affairs bodies, whose tasks include conducting PPO. The authors note that the standard set of methods used in the conduct of PPO does not allow taking into account all the selection parameters for service in the internal affairs bodies. Moreover, the authors emphasize that not all personality parameters are covered by the proposed methods. At the same time, the authors note the positive experience accumulated by the system of the Ministry of Internal Affairs for conducting PPO. However, there are problems in the organization, conduct of PPO, methods of assessing readiness for service and require their solution. The authors, based on empirical material, analyze the results of PPO for the territorial body of the Ministry of Internal Affairs in the Stavropol Territory. Based on the analysis, the current trends in the selection for service and the immediate prospects of service are revealed. The authors define the substantive, organizational, regulatory problematic aspects in the implementation of PPO. Based on the analysis, the authors suggest possible ways to improve the system of PPO in the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Литература:

1. Ахметшина, И.А. Социально-коммуникативная компетентность современного педагога / И.А. Ахметшина,

A.А. Лосева, С.А. Озерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 349-351.

2. Гельфман, Э.Г. Психологические основы конструирования учебной информации / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л.Н. Демидова // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 35-45.

3. Лысуенко, С.А. Роль саморегуляции в профессиональном выборе личности / С.А. Лысуенко // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 3 (46). - С. 123-132. - DOI: 10.52944/PORT.2021.46.3.010

4. Кравец, Г.В. Взаимосвязь самоуправления личности и социально-коммуникативной компетентности современных студентов вуза / Г.В. Кравец // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 5. - С. 279-283.

5. Кукуев, Е.А. К вопросу об определении понятия «Коммуникативные способности личности» / Е.А. Кукуев // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 3. - С. 143-146.

6. Маланов, И.А. Сущность социально-коммуникативной компетентности личности / И.А. Маланов, М.В. Шустикова // Ped.Rev. - 2020. - № 6 (34). - С. 124-128. - DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-124-128

7. Махутова, Г.М. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе иноязычного общения / Г.М. Махутова, М.П. Трофименко // Вестник НВГУ. - 2016. - № 1. - С. 51-57.

8. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека /

B.И. Моросанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 1. - С. 36-45.

9. Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство / В.И. Моросанова. - М.: Когито-Центр, 2014. - 44 с.

Психология

УДК 614.8.084

кандидат политических наук Петрова Елена Анатольевна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Пономарева Ольга Михайловна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы поднимают проблему реализации профессионального психологического отбора (ППО) сотрудников органов внутренних дел. Авторы исследуют заявленную проблему через изучение становления ППО в целом и в органах внутренних дел в частности. Значительное внимание авторы уделили исследованию нормативного регулирования ППО в органах внутренних дел. Специфика деятельности органов внутренних дел связана с высоким уровнем регламентации всех сфер деятельности органов, в том числе, и отбора кадров. Авторы изучают сложившуюся в органах внутренних дел структуру подразделений, в задачи которых входит проведение ППО. Авторы отмечают, что стандартный набор используемых при проведении ППО методик, не позволяет учесть все параметры отбора для службы в органах внутренних дел. Кроем того, авторы подчеркивают, что не все параметры личности охватываются предлагаемыми методиками. При этом авторы отмечают положительный опыт? накопленный системой МВД по проведению ППО. Однако, проблемы при организации, проведении ППО, способах оценки готовности к службе существуют и требуют своего решения. Авторы на основе эмпирического материал анализируют результаты ППО по территориальному органу МВД в Ставропольском крае. На основе анализа выявляют сложившиеся тенденции при отборе на службу и ближайшей перспективы службы. Авторы определяют содержательные, организационные, нормативные проблемные аспекты в реализации ППО. На основе проведенного анализа авторы предлагают возможные направления совершенствования системы ППО в органах внутренних дел.

Ключевые слова: профессия, профессиональный психологический отбор, профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел, диагностика личностных качеств, критерии профессионального психологического отбора.

Annotation. In the article, the authors raise the problem of the implementation of professional psychological selection (PPO) of employees of internal affairs bodies. The authors investigate the stated problem through the study of the formation of PPO in general and in the internal affairs bodies in particular. The authors paid considerable attention to the study of the regulatory regulation of PPO in the internal affairs bodies. The specifics of the activities of the internal affairs bodies are associated with a high level of regulation of all spheres of activity of the bodies, including the selection of personnel. The authors study the structure of the divisions that have developed in the internal affairs bodies, whose tasks include conducting PPO. The authors note that the standard set of methods used in the conduct of PPO does not allow taking into account all the selection parameters for service in the internal affairs bodies. Moreover, the authors emphasize that not all personality parameters are covered by the proposed methods. At the same time, the authors note the positive experience accumulated by the system of the Ministry of Internal Affairs for conducting PPO. However, there are problems in the organization, conduct of PPO, methods of assessing readiness for service and require their solution. The authors, based on empirical material, analyze the results of PPO for the territorial body of the Ministry of Internal Affairs in the Stavropol Territory. Based on the analysis, the current trends in the selection for service and the immediate prospects of service are revealed. The authors define the substantive, organizational, regulatory problematic aspects in the implementation of PPO. Based on the analysis, the authors suggest possible ways to improve the system of PPO in the internal affairs bodies.

Key words: profession, professional psychological selection, professional activity of an employee of internal affairs bodies, diagnostics of personal qualities, criteria of professional psychological selection.

Введение. В человеческом обществе профессиональная деятельность давно и прочно заняла свою нишу среди видов социальной деятельности, которая сопровождает большую часть его сознательной жизни. Человек выбирает профессиональную деятельность в соответствии с направленностью личности, способностями и личными потребностями, соотнося их с потребностями общества и государства, чтобы его деятельность была социально востребована, эффективна и успешна.

Приобщение к профессиональной деятельности проходит определенные этапы, начиная от профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, получения профессионального образования, профессиональной адаптации и дальнейшего профессионального саморазвития. Причем в современном мире этот путь далеко не всегда является линейным. Часто профессиональная ориентация как таковая отсутствует и выбор профессии и профессионального образования зависит от случайных факторов и человек вынужден обращаться затем к профессиональной ориентации

повторно, равно как и к получению профессионального образования через собственный социальный и профессиональный опыт.

Однако, при выборе профессии, профессиональном самоопределении решения самого человека в некоторых профессиональных сферах недостаточно. Сам человек, его характеристики личности, психологические свойства должны соответствовать профессиональной деятельности.

Одной из таких профессий выступает профессия «Полицейский» (сфера профессиональной деятельности -правоохранительная деятельность органов внутренних дел). В рамках определения профессиональной пригодности к указанному виду деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации применяется профессиональный психологический отбор.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный психологический отбор (далее - ППО) применяется с целью определения уровня развития профессионально-личностных качеств кандидата на должности в органах внутренних дел, определения степени пригодности к службе на основе соотнесения установленных требований и выявленного уровня развития качеств.

В России система профессионального отбора получила свое развитие в 80-х гг. XIX века. В конце 30-х гг. XX века в результате запрета на использование тестовых методик оценки критерии профотбора были сокращены до состояния здоровья. Интерес к профессиональному отбору возродился в 50-х гг. XX века и развивается до настоящего времени.

В обыденном речевом обороте даже профессионалы нередко считают взаимозаменяемыми термины: отбор, профессиональный отбор, психологический отбор, профессионально-психологический отбор.

Профессиональный психологический отбор представляет собой синтез психологии, организации труда, работы с персоналом и включает следующие компоненты: медицинский - оценка состояния здоровья организма, физиологический -уровень работоспособности, реакция на стресс-факторы и способность работать при их наличии, информационно-познавательный - уровень развития интеллекта и способность работы с информацией, психологический - оценка способностей, системы ценностных ориентаций, способности к той или иной профессиональной деятельности [6, С. 151].

В органах внутренних дел чаще используется психологическое направление профессионального отбора, которое связано с диагностикой способностей и качеств личности.

Правовую основу ППО составляет Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел [2]. Главная цель нормативных актов - приведение системы ППО в соответствие с требованиями, предъявляемыми органами внутренних дел и обществом к имиджу современного сотрудника органов внутренних дел [5, С. 101-106].

Кроме того, Приказом МВД России «О мерах по реализации в органах внутренних дел Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259» [3] устанавливается методика оценки личностных и деловых качеств кандидатов на службу и выявления рисков отклоняющегося поведения, критерии оценки комплексного обследования, выявление медицинских противопоказаний к службе (злоупотребление алкоголем, токсическими веществами, употребление без назначения врача наркотических средств и психотропных веществ, склонности к суициду. Особое внимание уделялось и уделяется специальному психофизиологическому исследованию (далее - СПФИ), которое является составной частью ППО [4].

Центральное звено системы ППО составляют центры психофизиологической диагностики.

На основании заключения психологов и медицинских работников, осуществляющих исследование состояния здоровья, комплексная военно-врачебная комиссия выносит решение о пригодности к службе по четырем категориям: рекомендуется в 1 очередь (1 категория профессиональной пригодности); рекомендуется (2 категория профессиональной пригодности); рекомендуется условно (3 категория профессиональной пригодности); не рекомендуется (4 категория профессиональной пригодности). Заключение приобщается к личному делу кандидата на службу.

Таким образом, система ППО должна на начальном этапе приема на службу отсеивать тех кандидатов, которые не смогут в силу различных особенностей личности осуществлять служебную деятельность в качестве сотрудника органов внутренних дел. Сам факт отбора сотрудников с помощью ППО дает возможность дальнейшего психологического сопровождения его деятельности на протяжении всего срока службы.

Методика осуществления ППО включает в себя несколько этапов: психологическое тестирование, собеседование с психологом для определения профессиональной пригодности и СПФИ. Все эти этапы проходят после медицинского обследования. Кандидат на службу проходит ППО, получив отрицательное заключение, может не только его оспорить, но и повторно пройти все этапы ППО не ранее чем через полгода после получения заключения.

При проведении ППО проверяется: общий уровень интеллекта, особенности мышления, уровень эмоциональной устойчивости (выдержка, проявление эмоций), самоконтроля, работоспособность, уровень правосознания, системы ценностей, соблюдение норм общественной морали. Кроме того, проверяются факторы риска, связанные с употреблением алкоголя и наркотических, психотропных средств, коррупционного и суицидального поведения, наличия связей с криминальной средой, об обязательствах имущественного характера.

Методики, применяемые для обследования кандидата в рамках ППО, прошли апробацию и государственную регистрацию, среди которых психодиагностические тесты (включающие 9 основных тестов) и многотемный (однотемный) скрининговый тест. Если выявлен хотя бы один из факторов риска, то проводится уточняющая беседа, предъявляется однотемный тест и затем уже составляется заключение. Такой комплексный подход к обследованию кандидата позволяет получить результаты высокого уровня достоверности при возможности массового применения методик, не требует значительного времени для проведения. При этом нужно отметить, что с 2014 г. территориальные органы МВД России оснащаются аппаратно-программными психодиагностическими комплексами и профессиональными компьютерными полиграфами, что не просто экономит временные ресурсы, а значительно снижает элемент субъективизма психолога в оценке готовности кандидата.

Таким образом, можно считать, что все условия для качественного проведения ППО в органах внутренних дел созданы. Однако, даже при отлаженной процедуре ППО, отработанном содержании методик, остается много вопросов не только по поводу содержания ППО, организации его проведения, достоверности полученных данных, но и негативных последствиях, которые проявляются в виде высокого уровня «текучки» кадров, увольнений на ранних сроках службы, снижения в целом показателей кадрового потенциала, проблем в реализации психологического сопровождения дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников (аттестация, оценка потенциала сотрудника и его индивидуального вклада в деятельность подразделения, в котором сотрудник проходит службу).

Во многом остаются нерешенными вопросы выявления скрытой психопатологии, суицидальных проявлений личности, оценки психического здоровья кандидатов и сотрудников в целом с целью обеспечения психологической безопасности и создании экологичной профессионально-служебной среды.

ППО выступает способом отбора кадров для органов внутренних дел, который осуществляется с учетом функциональных обязанностей по замещаемой должности сотрудника, которые можно разделить на три большие группы: руководители, исполнители, технический персонал [7, С. 228].

ППО осуществляется с учетом специфики выполнения функциональных обязанностей, но узкая специализация сотрудника (следователь, участковый уполномоченный полиции и т.д.) не учитывается.

Для этой цели кадровые подразделения совместно с психологическими службами должны вырабатывать квалификационные требования к специалистам с описанием приемлемого уровня образования и опыта на базе полученной детальной информации о характере деятельности в том или ином правоохранительном органе и соответственно разрабатывать инструментарий их обследования.

Оценивать спрос на кадры и рекомендовать прохождение службы в конкретных подразделениях органов внутренних

дел.

Возможные варианты перемещения, перевода на должности, проведения аттестации должны осуществляться с учетом квалификационных требований, уровня интеллекта и предрасположенности кандидата на должность для выполнения определенных официальных задач с учетом способности к профессиональной мобильности и личных перспектив профессионального обновления. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что при проведении ППО должны быть смещены акценты с определения сугубо профессиональной пригодности на пригодность профессионально-личностную. Все эти параметры не всегда учитываются в используемых методиках ППО.

Ведомственные психологи, проходящие службу в органах внутренних дел, обладают недостаточным уровнем подготовки, прежде всего в области психодиагностики и других актуальных направлениях психологической практики. Сами психологи часто ориентированы в большей степени на технику диагностики, а не на результат, узко понимают ее значимость.

Кроме того, существует проблема применения диагностических методик, некоторые их них морально устарели, но не заменяются другими по ряду причин. Во-первых, использование западных диагностических методик, которые часто более алгоритмизированы, надежны и достоверны, но не могут быть использованы в органах внутренних дел по некоторым параметрам, необходима их адаптация. Разработанные российскими исследователями методики, особенно наиболее современные также не находят своего места в практике ППО, что связано с проблемой их апробации для использования в органах внутренних дел и процедуре их нормативного закрепления.

Такая ограниченность походов не позволяет в полной мере использовать потенциал психодиагностических методик и обедняет потенциал ППО.

Диагностические методики применяются стандартно в отношении целого ряда кандидатов на службу и действующих сотрудников, без учета возраста, образования, социального опыта. Эти факторы влияют на результативность ППО, причем показатели можно увидеть в динамике при приеме на службу, а затем и в период службы, они будут изменяться в зависимости и от указанных факторов в том числе. По сути, работа с различными диагностическими методиками при перемещении по службе, аттестации должна учитывать и периоды профессионального становления и развития, кризисные периоды профессионального и личностного развития, в которые происходит переоценка профессиональных и жизненных ценностей, и могут быть получены нежелательные для дальнейшего прохождения службы результаты. Чем длительнее срок службы в органах внутренних дел, тем больше значение будут иметь для формирования и развития положительных и негативных качеств профиль деятельности подразделения, органа, сложившаяся в нем субкультура, традиции общения и взаимодействия.

В свою очередь при приеме на службу в отношении кандидата должны применяться методики с большими проективными возможностями, которые позволяют определить способность к профессиональному развитию, степень адаптивности личности, психологическую готовность к выполнению задач в чрезвычайных и экстремальных условиях в дальнейшей службе. Большую степень в определении этих особенностей личности пока дает сочетание диагностических методик и использование полиграфа.

Критерии ППО, которые определены Министерством внутренних дел, отображают характеристику некого типичного сотрудника органов внутренних дел, с усредненными показателями, без учета специфики личных особенностей каждого человека. Возможно, в этом нет необходимости, но отсутствие такого учета ведет к снижению достоверности результатов ППО, а в некоторых случаях и вовсе делает их недостоверными.

Если рассматривать ППО как способ определения профессиональной пригодности на различных этапах службы, а не только на этапе отбора кандидатов на службу, хотя здесь ППО имеет наибольшее значение, то использование методик возможно на основе перспективной диагностики, которая будет конкретизировать отбор согласно решению профессиональных задач.

Анализ проведённых ППО в Ставропольском крае по данным ГУ МВД России за период с 2017 по 2021 гг. (2017 г. - 1044, 2018 г. - 848, 2019 г. - 1159, 2020 г. - 943, 2021 г. - 903) свидетельствует об устойчивом отсутствии лиц, которые являются рекомендованными к службе по первой категории (только в 2017 г. - 20, 2018 г. - 1, 2019-2021 гг. - 0), относительно стабильными остаются показатели лиц второй и третьей категории, эти группы примерно равны за весь пятилетний период (2017 г. - вторая категория - 520 (третья категория - 452), 2018 г. - 453 (358), 2019 г. - 653 (464), 2020 г. - 587 (328), 2021 г. - 562 (305), последние два года наблюдается снижение числа кандидатов условно рекомендованных к службе. Относительно невелики показатели лиц, не рекомендованных к службе в общем количестве кандидатов (2017 г. - 52, 2018 г. - 36, 2019 г. - 42, 2020 г. - 28, 2021 г. - 36).

Численность кандидатов, имеющих некоторые факторы риска, препятствующие поступлению на службу, постепенно снижается. Наибольший показатель фактора потребление наркотических средств или психотропных препаратов без назначения врача, на основании выявления которого кандидаты не допущены к службе в органах внутренних дел.

При этом анализ показателей кандидатов, прошедших обследование свидетельствует, что значительно снизился уровень интеллекта у кандидатов, со среднего до ниже среднего, снижаются показатели нормативности, т.е. способности следовать требованиям правил и норм, законам, соблюдать субординацию, эмоциональной устойчивости, что в целом способствует снижению качества кадров и самого кадрового потенциала. Эти лица как раз и попадают в категорию «рекомендован условно», что требует дальнейшего дополнительного контроля в период стажировки и адаптации сотрудника.

Официальные показатели не выходят за пределы нормы, но анализ показывает, что по некоторым параметрам, которые уже отмечены выше, принимаются на службу лица, с показателями на грани между нормой и ее отсутствием, что в дальнейшем сказывается на восприятии службы, профессиональных задач, профессиональной надежности, стремлению к профессиональному развитию. У кандидатов выявляется низкая мотивация к службе во многом в связи с ложными представлениями об истинном положении дел в служебной деятельности органов внутренних дел, рассогласовании

требований и личностных ожиданий. Результатом выступает увольнение на первом году службы или на ранних сроках службы (2-3 года).

Выводы. ППО выступает одним из уже ставших традиционным инструментом определения профессионально-психологической пригодности. Все перечисленные проблемы ППО можно разделить на: содержательные, организационные, нормативные.

Для решения задач ППО в современных условиях необходимо: расширять круг психодиагностических методик, которые можно использовать для ППО с учетом не только усреднённых требований, но индивидуально-личностных характеристик, возраста, профессионального опыта; совершенствовать нормативное регулирование ППО в органах внутренних дел с учётом возможности обновления методик диагностики; использовать проективные методики диагностики, позволяющие конкретизировать отбор в зависимости от профессиональных задач; оценивать в процессе ППО не только отдельные качества человека, а различные структуры организации личности (нейродинамической, личностной, психодинамической); совершенствование методик с учетом требований психологической безопасности личности и профессиональной деятельности; создание защищенных банков данных о результатах ППО для использования специалистами.

В целом проблемы ППО отражают ситуацию в органах внутренних дел в настоящее время, обозначают, в том числе и необходимость проработки вопросов работы по подбору кадров, необходимость не только количественного пополнения кадрами для замещения вакантных должностей, но и качественного повышения кадрового потенциала сотрудников органов внутренних дел.

Литература:

1. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федер. закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. 30.04.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49. - Ст. 7020

2. «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 (ред. 06.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. - № 50, ч. 6. - Ст. 7075; 2015. - № 11. - Ст. 1607.

3. Приказ МВД России № 840 дсп от 01 октября 2014 г. «О мерах по реализации в органах внутренних дел Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259».

4. Приказ МВД России от 18 марта 2010 г. № 210 дсп «Об утверждении Инструкции об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации».

5. Дашко, М.Н. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД / М.Н. Дашко, М.В. Виноградов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3 (62). - С. 101-106

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

7. Патрашко, Е.Л. Государственная правоохранительная служба РФ: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Патрашко Елена Леонидовна. - М., 2018. - 248 с.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Одним из существенных изменений в области современного высшего образования является его цифровизация, то есть переход в онлайн-формат. Ее стоит рассматривать как частичный или полный переход привычного очного формата обучения в цифровую образовательную среду. С этим связано изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работ студентов и преподавателей. Действительно, в нынешних образовательных стандартах есть указание на увеличение количества часов самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что сейчас студент превращается из пассивного потребителя знаний в активный. Однако данный процесс может столкнуться с различного рода препятствиями: изменены требования не только к самому процессу обучения, но и к личностным качествам студента.

Ключевые слова: дистанционное обучение, субъективное благополучие, саморегуляция, цифровая образовательная среда, саморегуляция, цифровизация, студент.

Annotation. One of the significant changes in the field of modern higher education is its digitalization, that is, the transition to an online format. It should be considered as a partial or complete transition of the usual full-time format of education into a digital educational environment. This is due to the change in the ratio of classroom and independent work of students and teachers. Indeed, in the current educational standards there is an indication of an increase in the number of hours of independent work of students. This is due to the fact that now the student is turning from a passive consumer of knowledge into an active one. However, this process may face various obstacles: the requirements have been changed not only for the learning process itself, but also for the student's personal qualities.

Key words: distance learning, subjective well-being, self-regulation, digital educational environment, self-regulation, digitalization, student.

Введение. Актуальность исследования подтверждается тем, что цифровая образовательная среда в реалиях современного мира становится привычной для большинства современных студентов. Такая среда активно используется в различного вида курсах, так как позволяет расширить диапазон своих возможностей: пройти определенный курс сейчас можно из любой точки мира, для этого достаточно иметь ноутбук и выход в Интернет. Так как онлайн-обучение сейчас набирает все большую популярность, необходимо детально его рассмотреть с точки зрения психологии и того, все ли студенты способны успешно обучаться в таком формате.

В 2019 году в связи с пандемией многим пришлось перейти на дистанционное обучение, отказаться от очного формата, но с этим было открыто много возможностей, делающих процесс обучения более продуктивным и интересным. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.