Научная статья на тему 'Проблемы реализации принципа социальной справедливости в российском подоходном налогообложении'

Проблемы реализации принципа социальной справедливости в российском подоходном налогообложении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ / TAX ON PERSONAL INCOME / PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE / PROGRESSIVE TAXATION / PROPORTIONAL TAXATION / NON-TAXABLE MINIMUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов Д.И., Ходаева А.С.

Налог на доходы физических лиц это налог, на который возложена реализация социальной функции в обществе. Он выступает средством решения социально-экономических задач, позволяет перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания стабильности в обществе. Однако существующая система подоходного налогообложения РФ нуждается в пересмотре в связи с недостаточной реализацией принципа социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE IN THE RUSSIAN INCOME TAXATION

Personal income tax is the tax, which is responsible for social functions. It is a means of solving social and economic problems, it allows redistributing the social product between the various categories of the population in order to reduce social inequalities and maintain social stability. However, the current system of income taxation of the Russian Federation needs to be reviewed in connection with insufficient implementation of the principle of social justice.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации принципа социальной справедливости в российском подоходном налогообложении»

УДК 336.226.11

Д.И. Крылов

студент,

направление подготовки «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»), Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

А. С. Ходаева

студент,

направление подготовки «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»), Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОМ ПОДОХОДНОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Аннотация. Налог на доходы физических лиц - это налог, на который возложена реализация социальной функции в обществе. Он выступает средством решения социально-экономических задач, позволяет перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания стабильности в обществе. Однако существующая система подоходного налогообложения РФ нуждается в пересмотре в связи с недостаточной реализацией принципа социальной справедливости.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, принцип социальной справедливости, прогрессивное налогообложение, пропорциональное налогообложение, необлагаемый минимум.

D.I. Krylov, Volzhsky Institute of Humanities (branch) of Volgograd State University

A.S. Hodaeva, Volzhsky Institute of Humanities (branch) of Volgograd State University

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE IN THE RUSSIAN INCOME TAXATION

Abstract. Personal income tax is the tax, which is responsible for social functions. It is a means of solving social and economic problems, it allows redistributing the social product between the various categories of the population in order to reduce social inequalities and maintain social stability. However, the current system of income taxation of the Russian Federation needs to be reviewed in connection with insufficient implementation of the principle of social justice.

Keywords: tax on personal income, principle of social justice, progressive taxation, proportional taxation, non-taxable minimum.

Налогообложение доходов физических лиц является важной составной частью налоговой системы любого государства, поскольку не только обеспечивает значительную часть доходов бюджета, но и является эффективным налоговым инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, достижения социальной справедливости, развития предпринимательской деятельности.

Реализация принципа справедливости в современных системах подоходного налогообложения граждан в различных странах является наиболее актуальной и выступает предметом многих исследований. По мнению многих современных ученых-финансистов, дискуссионность проблемы справедливости в налогообложении обуслов-

лена, во-первых, крайней субъективностью идеи справедливости вообще и, во-вторых, неоднозначным пониманием ее различными слоями общества.

Экономическая наука, определяя основные подходы к определению справедливости налогообложения доходов граждан, однозначного толкования этому положению не дает. Следует считать, судя по мировой практике, превалирующей в настоящее время теорию справедливости Л. Роулса: в основе налога должен лежать принцип максимального благосостояния наиболее обделенной личности [1, с. 43]. Согласно данному положению, если при разработке налоговой политики руководствоваться принципом социальной справедливости, то подоходное налогообложение должно быть прогрессивным, при котором средняя ставка налога растет с увеличением размера получаемого дохода, и в итоге более богатые граждане платят налог по более высокой ставке [2, с. 33]. То есть, с одной стороны, принцип вертикальной справедливости подразумевает разумное дифференцирование в налогообложении лиц, имеющих разные возможности для выплаты налогов. Способность к выплате налогов возрастает более высокими темпами, чем доход, состояние или потребление, поэтому на выплату налогов должна уходить все большая часть дохода по мере его увеличения. В пользу справедливости прогрессивного налогообложения можно привести тот факт, что в зарубежных странах с развитой экономикой и с наиболее высоким уровнем жизни населения используется именно такая система.

С другой стороны, считается, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т. е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины. Так, в России используется пропорциональная система налогообложения доходов граждан, т.е. независимо от уровня дохода, налог уплачивается по одинаковой ставке - 13%, что соответствует принципу горизонтальной справедливости, т.к. каждый налогоплательщик платит налог соразмерно своему доходу [3].

Возникает вопрос: реализуется ли в современной системе российского подоходного налогообложения принцип социальной справедливости?

Одной из наиболее значимых проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан. В таблице 1 представлено распределение общей суммы начисленной заработной платы и средняя заработная плата по 10%-ным группам работников за апрель 2015 г., которое было составлено на основе выборочного исследования, проведенного органами государственной статистики.

При этом было выявлено, что удельный вес фонда заработной платы 50% наименее оплачиваемых работников (1-5 децильные группы) в общем фонде начисленной заработной платы составил 22,7%, а 50% наиболее оплачиваемых работников (6-10 децильные группы) составили 77,3% всего фонда оплаты труда.

Следует отметить, что показателем социальной справедливости подоходного налогообложения выступает так называемый децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых богатых граждан к 10% самых бедных). Расчет данного коэффициента по результатам статистического обследования за апрель 2015 г. представлен в таблице 2.

Динамика данного коэффициента в России за период с 2009 по 2015 гг. существенно не изменялась - варьировалось от 14,1 до 16,2. При этом оптимальным показателем считается соотношение от 5 до 7. Т.е. фактические значения данного показателя более чем в 2 раза превышают их оптимальное значение, соответствующее социальной стабильности и справедливости в стране.

Таблица 1 - Распределение общей суммы начисленной заработной платы и средняя заработная плата по 10%-ным группам работников за апрель 2015 г.*

10%-ные группы работников в порядке возрастания размеров их заработной платы Общая сумма начисленной з/платы, % Средняя з/плата, руб.

Первая 2,2 7526,5

Вторая 3,5 11781,2

Третья 4,6 15440,0

Четвертая 5,6 19019,2

Пятая 6,8 22877,3

Шестая 8,1 27244,2

Седьмая 9,7 32636,8

Восьмая 11,8 40033,0

Девятая 15,5 52446,0

Десятая 32,2 108996,1

Всего 100 33800,0

* составлено по источнику: [4]

Таблица 2 - Соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников организаций по формам собственности за апрель 2015 г.

Средняя зарплата 10% наименее оплачиваемых работников Средняя зарплата 10% наиболее оплачиваемых работников Соотношение размеров средней зарплаты 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников, раз

Всего в т.ч. по формам собственности Всего в т.ч. по формам собственности Всего в т.ч. по формам собственности

гос. и муни-цип. негосударственные гос. и муницип. негосударственные гос. и муни цип. негосударственные

7526,5 6865,9 8910,5 108996,1 87177,1 133768,4 14,5 12,7 15,0

* составлено по источнику [4]

В российском налоговом законодательстве для обеспечения социальной направленности подоходного налогообложения предусмотрены налоговые вычеты, которые снижают налогооблагаемую базу по НДФЛ: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Однако в существующей редакции Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, в первую очередь, стандартные, обладают низким социальным эффектом, что обусловлено отсутствием связи между ними и прожиточным минимумом. Не-

обходимо отметить порядок предоставления стандартных налоговых вычетов, согласно которому они устанавливаются не в процентах к какому-либо объективному показателю, а в твердой сумме, т.е. подвержены инфляционному обесценению. Данное обстоятельство, а также тот факт, что они имеют весьма незначительный размер, сводят на нет их социальную направленность [3].

Для сравнения: в большинстве стран Западной Европы и в США основным вычетом из совокупного дохода является сумма, эквивалентная прожиточному минимуму. Это правило следует из принципа обложения налогом «чистого» дохода, в который не входит сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан. Например, в Германии не облагается налогом доход ниже 8004 евро, а во Франции предел необлагаемого минимума установлен в размере 5963 евро [5]. А это означает, что эффективная налоговая ставка для граждан, чей доход находится в пределах прожиточного минимума, равна нулю. Сравним уровень налогообложения гражданина России, Германии и Франции в зависимости от уровня его дохода (в национальной валюте) (рис. 1.).

—Ф-Франщи -■-Германия Россия

Рисунок 1 - Уровень налогообложения граждан в зависимости от уровня их дохода, валюта страны (ден. ед. - евро, руб.)

Следует отметить, что практика применения необлагаемого минимума существует и во многих других странах - Великобритании, Финляндии, Испании, США и др. Таким образом, по итогам проведенного исследования, делаем вывод, что существующая в России система подоходного налогообложения позволяет наиболее обеспеченным слоям населения платить подоходный налог по самой низкой ставке по сравнению с другими странами. Для наименее обеспеченных слоев населения уровень налогообложения - самый высокий, что является прямым нарушением принципа социальной справедливости.

Периодически в экономической литературе и средствах массовой информации обсуждается вопрос о целесообразности введения прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц с целью обеспечения большей справедливости в налогообложении. Однако на наш взгляд, в современных экономических условиях данная мера яв-

ляется нецелесообразной. Последствиями введения прогрессивной шкалы подоходного налогообложения может стать возвращение серых зарплатных схем; вновь экономически выгодным станет выдача большей части денежного вознаграждения в конвертах, соответственно, уменьшатся пенсионные отчисления и поступления в бюджет от НДФЛ, который в настоящее время является одним из главных доходных источников для формирования региональных бюджетов и основным доходным источником - для местных [6].

Введение же необлагаемого минимума позволит обеспечить прогрессивность подоходного налогообложения РФ, что в свою очередь обусловит установление справедливости налогообложения, поскольку произойдет перераспределение уровня налогового бремени в сторону обеспеченных слоев населения, что позволит несколько снять социальную напряженность в обществе в целом.

Список литературы:

1. Налетов А.Ю. О справедливости налогов на доходы в Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2013. - № 21. - С. 40-45.

2. Ляшенко Е.В., Муравьева Н.Н. Классификация систем подоходного налогообложения, существующих в мировой практике // Апробация. - 2014. - № 12 (27). -С. 31-33.

3. Муравьева Н. Н. Направления развития социально ориентированного подоходного налогообложения граждан в России // Финансы и кредит. - 2015. - № 19 (643). - С. 46-56.

4. Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2015 г. (статистический бюллетень, опубликовано 17.07.2015 г.). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs (дата обращения: 20.03.2016).

5. Улезько О.В., Казьмин А.Г., Оробинская И.В. Оценка подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах // Финансы и кредит. - 2013. - № 13. -С. 43-51.

6. Муравьева Н.Н. Исследование роли и значимости НДФЛ в формировании консолидированного бюджета РФ за 2009-2013 гг. // Апробация. - 2014. - № 10. -С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.