Научная статья на тему 'Проблемы реализации принципа нераспространения и неиспользования оружия массового уничтожения: правовой аспект'

Проблемы реализации принципа нераспространения и неиспользования оружия массового уничтожения: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
557
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / INTERNATIONAL SECURITY / NUCLEAR WEAPONS / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / ARMS RACE / INTERNATIONAL TREATIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Ольга Кузьминична

В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности государств, в сфере, связанной с применением оружия массового уничтожения. Указывается на особенности ядерного и термоядерного оружия и причины запрещения их применения. Приводятся исторические факты нанесения ущерба в результате применения вышеуказанного оружия. Характеризуются отношения между США и Россией в вопросах нераспространения и неиспользования оружия массового уничтожения. Указываются источники опасности, анализируются причины торможения реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF NON-PROPAGATION AND NON-USE OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION: LEGAL ASPECT

This article discusses the problems of ensuring the security of states in the field associated with the use of weapons of mass destruction. The features of nuclear and thermonuclear weapons and the reasons for the prohibition of their use are indicated. The historical facts of damage resulting from the use of the above weapons are given. The relations between the USA and Russia in the issues of non-proliferation and non-use of weapons of mass destruction are described. Sources of danger are indicated. The reasons for the inhibition of the CTBT implementation are analyzed

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации принципа нераспространения и неиспользования оружия массового уничтожения: правовой аспект»

С® ПОЛИТИКА И ПРАВО /SD

АБРАМОВА Ольга Кузьминична,

доцент кафедры международного права и внешнеэкономической деятельности Юридического института Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н.Г. Столетовых, e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ И НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности государств, в сфере, связанной с применением оружия массового уничтожения. Указывается на особенности ядерного и термоядерного оружия и причины запрещения их применения. Приводятся исторические факты нанесения ущерба в результате применения вышеуказанного оружия. Характеризуются отношения между США и Россией в вопросах нераспространения и неиспользования оружия массового уничтожения. Указываются источники опасности, анализируются причины торможения реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Ключевые слова: международная безопасность, ядерное оружие, оружие массового поражения, гонка вооружений, международные договоры.

ABRAMOVA Olga Kuzminichna,

associate Professor of International Law and foreign trade activities Vladimirsky Institute of Law State University. A.G. andN.G. Stoletovs

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF NON-PROPAGATION AND NON-USE OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION: LEGAL ASPECT

Annotation. This article discusses the problems of ensuring the security of states in the field associated with the use of weapons of mass destruction. The features of nuclear and thermonuclear weapons and the reasons for the prohibition of their use are indicated. The historical facts of damage resulting from the use of the above weapons are given. The relations between the USA and Russia in the issues of non-proliferation and non-use of weapons of mass destruction are described. Sources of danger are indicated. The reasons for the inhibition of the CTBT implementation are analyzed.

Key words: international security, nuclear weapons, weapons of mass destruction, arms race, international treaties.

Как известно, обеспечение международной безопасности является наиболее актуальной темой в международных отношениях. Она влияет на политическую, экономическую, социальную, культурно-духовную и, конечно же, личную сферы жизнедеятельности любого государства и людей, проживающих в нем. Именно поэтому, основные принципы, на которых основаны нормы права международной безопасности, так же являются принципами международного права в целом.

Отличием же рассматриваемой отрасли являются уже собственно сформированные принципы. Первым из них можно назвать - принцип неделимости международной безопасности, означающий то, что обеспечение безопасности любого государства или их группы не может подвергать опасности другое государство или государства. Следующим - принцип не нанесения ущерба безопасности других государств, исполняя который, государства обязаны вести свою внутреннюю и внешнюю политику с учетом соблюдения безопас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

ности других государств, при этом она должна носить равный и одинаковый характер, благодаря чему будет достигнуто соблюдение общих принципов международного права в целом.

Для обеспечения внешнего суверенитета, государства получают право организации своей безопасности, путем соизмерения ее с возможностями других государств, в результате в мире складываются всеобщая и региональная системы безопасности. Эти шаги вполне объяснимы, ведь именно, после Второй мировой войны баланс сил в мировой политике принял биполярную форму.

Первым государством, применившим ядерное оружие 6 и 9 августа 1945 г. стали США, последствием чего потери Японии среди мирного населения составили около двухсот тысяч человек. Целью напавшего государства была демонстрация бывшим союзникам, включая СССР, абсолютного военного превосходства. Причем США далее разрабатывает план «Тоталити», согласно которого следующими объектами ядерного удара должны были быть 20 советских городов. Конечно же, за этим последовали ответные действия СССР, который уже в 1946 г. начинает развертывание советской ядерной программы, однако, следует отметить, первое ядерное испытание 1949 г. проводилось им на собственной территории.

Указанные выше события положили начало так называемой гонке вооружений - противостоянию двух лидирующих государств мира в период холодной войны. Пик гонки пришелся на 1985 год, когда 6,5 процентов ВВП США уходили на ядерную программу. По подсчетам, проводившемся CNN в 2004 г., расходы на гонку вооружений обеих сторон достигли 3 триллионов долларов. Причиной таких колоссальных расходов послужило стремление правительств, двух стран достичь превосходства друг над другом на мировой арене. Стремление обезопасить свое государства путем наращивания вооружения могло расцениваться даже условно-союзными государствами как акт агрессии и появления угрозы для своей безопасности. В качестве ответных действий второе государство так же инициирует увеличение своей военной мощи. Данное явление в научной литературе получило название «Дилемма безопасности». Такие действия приводят к формированию конфликтной ситуации и «бесконечной» гонке вооружений.

Сущность же происходившего заключалась в стремлении каждой из противоборствующих сторон создать наиболее разрушительное и высокотехнологичное оружие массового поражения.

В современном понимании под термином «оружие массового поражения» подразумевается такой тип оружия, который даже при ограничен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

ном применении способен причинить масштабные разрушения и вызвать массовые потери вплоть до нанесения необратимого урона окружающей среде [11]. Как известно, это три вида оружия: ядерное, химическое, биологическое, поскольку именно они имеют, так называемый, неизбирательный характер воздействия позволяющий уничтожить неопределенное количество целей, включая не только людей, но флору, фауну и т.д.

Определение оружия массового поражения содержится в резолюции XXII Генеральной ассамблеи ООН: «Оружие, которое действует не избирательно, путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или иного упомянутого выше оружия» [10]. Но наиболее разрушительным из них, считается ядерное оружие, подразделяющееся на: атомное, водородное, нейтронное (термоядерное).

Атомное оружие основано на принципе неконтролируемого деления атомов обогащенного вещества, называемого ядерным топливом. Оно более простое и требует меньших ресурсных затрат на свое производство, одновременно, обладая меньшей мощностью и областью поражения. В термоядерном варианте используется более сложный принцип термоядерного синтеза, что требует особых условий производства и различных затрат.

В настоящее время термоядерным оружием в мире обладают лишь две страны - Россия и США. А вот официальными членами, так называемого ядерного клуба (группы государств обладающих доступом к ядерному оружию) являются 8 стран: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и КНДР. При этом нельзя исключать предположения ряда экспертов утверждающих, что удалось получить доступ к ядерному оружию и вооруженным силам Израиля.

Однако такие высокоразвитые государства как Япония и Германия, заявили добровольный отказ от создания собственного ядерного оружия.

Особую опасность в этой области представляют международные неправительственные и негосударственные организации. Официально ни одна из них не владеет ядерным оружием, но вопрос о его попадании в руки таковых обсуждается мировым сообществом на протяжении последних тридцати лет. Не говоря уже о запрещенных организациях, типа ИГИЛ.

Кроме того, после крупных терактов начала двухтысячных очень остро стоит вопрос борьбы с международным терроризмом. Естественно, попадание ядерного оружия в руки террористов

может привести развертыванию ядерной войны всех против всех.

Эта проблема выявлена, еще в 80-е гг. ХХ века, учеными США. Они смогли доказать, что разработать и создать примитивное ядерное взрывное устройство может небольшая группа людей, из которых никто не имел доступа к секретной информации [1].

Следует отметить, что одной из особенностей ядерного оружия является сложность проведения и чрезвычайная опасность его испытаний, без которых создания такового будет невозможно. До 1981 г. такие испытания проводились в атмосфере. Пиком ядерных испытаний считается шестидесятые годы прошлого века. В период с 1961 по 1962 гг. на Новой Земле было проведено 56 атмосферных взрывов суммарной мощностью около 300 Мт тротила, в том числе термоядерный взрыв мощностью более 50 Мт. Загрязнение окружающей среды приняло угрожающие масштабы [7]. В результате советских испытательных взрывов был нанесен колоссальный ущерб микроклимату Арктики. Огромные территории были подвержены выпадению радионуклидов. Смертность от рака в северных регионах страны возросла втрое. По официальным данным 41 населенный пункт оказался в зоне критического заражения. Некоторые из них были экстренно выселены, и, в последующем, брошены.

Осознавая всю опасность увеличения количества оружия массового поражения, мировое сообщество принимает активные меры по ограничению подобной деятельности. Первые попытки ограничить распространения и использование оружия массового поражения были предприняты ещё в начале 20 века. По итогам первой мировой войны в Женеве 37 государств подписывают Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Его главным недостатком являлось то, что он запрещал использование, но не затрагивал аспектов производства и транспортировки химического оружия.

В целом мировая тенденция разоружения приняла повсеместный характер только после второй мировой войны. Большая часть ученых, изучавших вопрос ограничения вооружений, условно делят этот процесс на пять этапов:

Первый этап: 1946 - 1952 гг. Этап ядерной монополии США, когда полностью отсутствует паритет ядерных сил.

Второй этап: 1953 - 1960 гг. Первые попытки установить контроль над гонкой вооружений, период наращивания ядерного потенциала.

Третий этап: 1963 - 1967 гг. Период обострения отношений между США и СССР. Именно на этом этапе происходит Карибский кризис, после

которого становится очевидным необходимость создания целого комплекса международных договоров, регулирующих отношения связанные с оружием массового поражения. Первым значительным международным правовым актом направленным на разоружение стал Договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» [2].

Четвертый этап: 1967 - 1997 гг. Период постепенной разрядки отношений. В этот период было разработано наибольшее количество договоров направленных на разоружение и контроль ядерной сферы.

Первым договором, придавшим населенной зоне статус безъядерной стал Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне 1967 г. [3]. Этот многосторонний международно-правой акт был создан под влиянием Карибского кризиса с целью обезопасить данный регион от втягивания в конфликты между ядерными странами. Договор был подписан четырнадцатью государствами: Боливией, Венесуэлой, Гаити, Гватемалой, Гондурасом, Колумбией, Коста-Рикой, Мексикой, Панамой, Перу, Сальвадором, Уругваем, Чили и Эквадором. Важнейшими договорами 1969-1971 гг. стали: Договор о нераспространении ядерного оружия направленный на ограничение оружия массового поражения и Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

В 1991-1993 гг. заключаются в Москве двусторонние договоры: Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений-1 и 2 между Россией и США [4;5].

В мае 1996 г. был разработан важнейший договор, ограничивающий круг государств, владеющих ядерным оружие, который был подписан в Женеве, первоначально двумя странами и направлен на обеспечение безопасности во всем мире.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 сентября 1996 г. и открыт для подписания 24 сентября 1996 г., реализация которого затянулась до нынешнего времени,

Пятый этап: 1998 г. по нынешние дни. Современный этап, основой которого стала реализация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (далее ДВЗЯИ) [5].

Наше внимание привлекает именно проблемы связанные с исполнением

ДВЗЯИ. Как известно, неотъемлемой частью любого договора является способы его обеспечения. Особенностью Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний является уста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

новление факта самих испытаний, что и представляет наибольшую сложность в его реализации.

Для того, что бы осуществление договора стало реальным, в нем предусмотрено создание специальной организации, выполняющей в т. ч. и обязанности по направлениям, не связанным прямо с обеспечением действия договора. Поскольку данный акт не вступил в законную силу, созданная организация носит название «Подготовительная комиссия организации по договору» (далее Комиссия).

Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний располагает специальной международной системой мониторинга, которая использует большой комплекс специальных средств, для обнаружения факта ядерного взрыва, вплоть до его местоположения. Для функционирования данной системы предусматривается образование глобальной сети из 321 автоматизированной станций сейсмического, радионуклидного, гидроакустического и инфраз-вукового мониторингов, а также 16 радионуклид-ных лабораторий, размещенных более чем в 90 странах. Передача и обмен данными этих станций должна проводиться при помощи глобальной замкнутой инфраструктуры связи, с пунктом управления в Вене. Данная система будет обеспечивать хранение, обработку и анализ собранных данных. На территории же Российской Федерации расположены 19 сейсмических станций семь радиону-клидных станций, а так же одна радионуклидная лаборатория.

Указанные выше данные, позволяют определить важнейшее направление деятельности Комиссии, заключающееся в осуществлении специальных консультаций, по содействию обмена информации о принятии государствами мер по ограничению незаконного оборота ядерных веществ. Созданная Комиссия регулярно составляет доклады, в которых освещается деятельность государств, ратифицировавших договор в данной сфере, и предоставляет их национальным уполномоченным органам по запросам государств-участников. В качестве яркого примера её деятельности по данному направлению можно привести доклад 2012 г., в котором была систематизирована информация о внутригосударственном законодательстве, направленном на урегулирование незаконных действий связанных с ядерными или иными радиоактивными веществами.

Анализируя деятельность по реализации ДВЗЯИ в целом, можно сказать, что на данный момент Комиссия фактически выполняет только информативную функцию. Однако, и это направление крайне ограничено вследствие того, что договор так и не вступил в силу окончательно.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

Объясняется это тем, что основные, и наиболее жесткие обязательства, по вопросам информационного обмена установлены именно в Договоре 1996 г., но как уже отмечалось выше, затянулся процесс его ратификации.

Поэтому, на сегодняшний день его реализация ограничивается двусторонними соглашениями с организацией, которые участники заключили на его основе [10]. Следует отметить, что главным недостатком двухстороннего договора между государством и организацией является добровольность предоставления данных. Что касается процесса создания системы станций, собирающих сейсмологические данные, а так же данные о содержании изотопов в атмосфере, то она показала свою уязвимость. В августе 2019 г., когда станциями организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был зарегистрирован резкий скачек радиоактивного фона, а так же повышение содержания в атмосфере изотопов йода в Архангельской области. Эти данные были получены после того, как местные жители зафиксировали взрыв на военном испытательном полигон. Исполнительный секретарь Л. Зебро запросил у Российской стороны данные со станций, но в ответ получил отказ. На следующий день после взрыва две из семи находящихся в России станций вышли из строя. Станции находились в предполагаемой зоне заражения и могли передать данные, свидетельствующие о проведении Российскими Вооруженными силами ядерных испытаний. Спустя неделю после взрыва из строя вышли еще две станции находящиеся в Сибири. По оценкам экспертов, основанных на показаниях Финских станций мониторинга, а так же Турецких метеорологических станций радиоактивное облако унесло на юго-восток России. Естественно, Комиссия ОДВЗЯИ оценила факт отключения станций по причине крупной утечки радиации связанной с ядерными испытаниями, однако это можно оценивать только как предположение, поскольку официальной информации об ущербе не имеется. Данный факт еще раз подтверждает, что механизм противодействия незаконному обороту ядерных материалов будет полностью функционировать только после полного вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Обязательства, которые лягут на государства и будут поддерживать ОДВЗЯИ, включают в себя не только запрет любых ядерных испытаний, но и обязанность пресекать любые противоправные действия физических и юридических лиц, связанные с этим оборотом [12]. Такая позиция определяется тем, что действие договора должно распространяется не только на деятельность государства, но и на физические и юридические

лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства.

Как известно, сотрудничество государств, в сфере нераспространения ядерного оружия происходит на трех уровнях: глобальном, региональном и двустороннем. Это обуславливается сложным характером регулируемых отношений, большим количеством государств, присоединившихся к международным договорам, имеющимся в данной сфере. Конечно, нельзя забывать о ведущей роли международных организаций, занимающихся урегулированием вопросов, непосредственно связанных с контролем за, производством оружия и незаконным оборотом ядерных материалов. Это очень важно, в силу того, что в результате развития современных технологий возможность доступа к простейшему оружию массового поражения, в том числе ядерному оружию появился у широкого круга современных государств. Именно поэтому на сегодняшний день традиционная система нераспространения многими учеными считается устаревшей. Договоры, которые были созданы в середине прошлого века, уже не способны должным образом обеспечивать международную безопасность. Но, к сожалению, подписание качественно нового договора в ближайшие десятилетия видится невозможным по ряду причин. Основной из них является то, что на сегодняшний день ни одно государство, входящее в «ядерный клуб» не ставит перед собой цель добиться полного ядерного разоружения. Роль ядерного оружия в последние десятилетия только увеличивается, доказательством тому служат открытые учения ракет-носителей, проводимые Соединенными Штатами Америки.

Оценивая фактическое отношение к ядерному разоружению можно сказать, что в данном процессе наиболее активно участвуют Российская Федерация и США, что касается Франции и Великобритании, то эти государства занимают пассивную позицию. В целом эти процессы можно охарактеризовать как осуществление минимально необходимых действий со стороны США, Англии и Франции и умеренную политику модернизации и развития своих ядерных сил в России, требующие совершенствования международно-правового регулирования

Список литературы:

[1] Басуров В.А., Моничев А.Я. Радиационная безопасность: аварии в атомной энергетике и ядерное оружие//учебно-методическое пособие Н.-Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. - С. 42-54.

[2] Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. (Москва, 5 августа 1963) [Элек-

тронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

[3] Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (1967) [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

[4] Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений-1 (Москва, 31 июня 1991). [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

[5] Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений-2 (Москва, 3 января 1993.) [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

[6] Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Нью-

Йорк, 24 сентября 1996 года) [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

[7] Идрисова А. М. Современные ядерные вызовы // Научный руководитель. 2013. № 6 (1). -С. 5-10.

[8] Иойрыш А.И. Ядерный терроризм и право // Атомная стратегия. 2014. № 12. - С. 129.

[9] Лавров. С. Мы всегда готовы к диалогу // Стратегия России. 2015. № 10. - С. 5-20

[10] Международные договоры соглашения и конвенции, Международная безопасность. Сокращение, ограничение вооружения. Разоружение. [Электронный ресурс] // https://adilet.zan.kz/rus/ index/dokS/dt=2005-03-8page=7 (дата обращения 20.10.2019).

[11] Оружие массового поражения // Военная энциклопедия. Т. 6. / С.Б. Иванов - М.: Военное издательство, 2002.- С. 158

[12] Резолюция об учреждении Временной Комиссии Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (Нью-Йорк, 19 ноября 1996). [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения 20.10.2019).

Spisok literatury:

[1] Basurov V.A., Monichev A.YA. Radiacionnaya bezopasnost': avarii v atomnoj energetike i yadernoe oruzhie//uchebno-metodicheskoe posobie N.-Novgorod: Izd-vo NGU im. N.I. Lobachevskogo, 2011. - S. 42-54.

[2] Dogovor o zapreshchenii ispytanij yadernogo oruzhiya v atmosfere, kosmicheskom prostranstve i pod vodoj. (Moskva, 5 avgusta 1963) [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

[3] Dogovor o zapreshchenii yadernogo oruzhiya v Latinskoj Amerike i Karibskom bassejne (1967) [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

[4] Dogovor o sokrashchenii strategicheskih nastupatel'nyh vooruzhenij-1 (Moskva, 31 iyunya 1991). [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

[5] Dogovor o sokrashchenii strategicheskih nastupatel'nyh vooruzhenij-2 (Moskva, 3 yanvarya 1993.) [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

[6] Dogovor o vseob»emlyushchem zapreshchenii yadernyh ispytanij (N'yu-

Jork, 24 sentyabrya 1996 goda) [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

[7] Idrisova A. M. Sovremennye yadernye vyzovy // Nauchnyj rukovoditel'. 2013. № 6 (1). - S. 5-10.

[8] lojrysh A.I. YAdernyj terrorizm i pravo // Atomnaya strategiya. 2014. № 12. - S. 129.

[9] Lavrov. S. My vsegda gotovy k dialogu // Strategiya Rossii. 2015. № 10. - S. 5-20

[10] Mezhdunarodnye dogovory soglasheniya i konvencii, Mezhdunarodnaya bezopasnost'. Sokrashchenie, ogranichenie vooruzheniya. Razoruzhenie. [Elektronnyj resurs] // https://adilet. zan.kz/rus/index/dokS/dt=2005-03-8page=7 (data obrashcheniya 20.10.2019).

[11] Oruzhie massovogo porazheniya // Voennaya enciklopediya. T. 6. / S.B. Ivanov - M.: Voennoe izdatel'stvo, 2002. - S. 158

[12] Rezolyuciya ob uchrezhdenii Vremennoj Komissii Organizacii po Dogovoru o vseob»emlyushchem zapreshchenii yadernyh ispytanij (N'yu-Jork, 19 noyabrya 1996). [Elektronnyj resurs] // https://www.un.org/ (data obrashcheniya 20.10.2019).

V.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.