XIVМеждународная научно-практическая конференция
сборник статей III Международной научно-практической конференции. -Мельбурн: МЦНИР «Научный взгляд», 2021. С. 90-98.
12. Лолаева А. С. Правовое регулирование информационных технологий // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. С. 73-79.
13. Лолаева А.С., Гогаева А.Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистров. Выпуск 54. Владикавказ, 2017. С. 231-234.
УДК 342.572
Утенин Дмитрий Сергеевич, Utenin Dmitry Sergeevich,
магистрант Юридического института Сибирского Федерального Университета.
Master's student of the Law Institute of the Siberian Federal University.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ НАРОДОВЛАСТИЯ
PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE LAW-MAKING INITIATIVE OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF DEMOCRACY
Аннотация: Статья посвящена вопросу реализации правотворческой инициативы гражданами. Актуальность изучения данного вопроса заключается в низкой востребованности у граждан такого политического права, как выдвижения правотворческой инициативы для непосредственного участия в осуществлении государственной власти, а также повышения роли института правотворческой инициативы в системе народовластия. Путем анализа правовых актов субъектов Российской Федерации выявлены основные проблемы реализации
370
«Научные междисциплинарные исследования» правотворческой инициативы, то есть причины неэффективности, на сегодняшний день, данного института.
Resume. The article is devoted to the issue of implementation of the law-making initiative by citizens. The relevance of studying this issue lies in the low demand among citizens of such political rights as the advancement of a law-making initiative for direct participation in the exercise of state power, as well as an increase in the role of the institution of law-making initiative in the system of democracy. By analyzing the legal acts of the constituent entities of the Russian Federation, the main problems of the implementation of the law-making initiative, that is, the reasons for the ineffectiveness of this institution today, have been identified.
Ключевые слова, народовластие, правотворческая инициатива, инициативная группа, муниципальное право, конституционное право.
Key words. democracy, law-making initiative, initiative group, municipal law, constitutional
law.
В настоящее время народовластие представляет собой один из приоритетных направлений развития демократического общества в Российской Федерации, на что указывает положение статьи 3 Конституции Российской Федерации о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1]. Вместе с этим статья 130 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется гражданами в виде референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, но о правотворческой инициативе граждан прямо Конституция РФ не говорит, хотя и не исключает существования других форм осуществления демократии.
Юридическая литература и научные труды по данной тематике наполнены большим количеством определений правотворческой инициативы граждан, например определение Важнова С. С. «Правотворческая инициатива граждан -проявление политико-правовой активности населения, выражающееся в юридически значимой возможности представителей территориальных публичных коллективов инициировать в установленных формах законодательный (правотворческий) процесс в пределах соответствующего уровня власти.»[2]. На федеральном уровне определение правотворческой
XIVМеждународная научно-практическая конференция инициативе граждан не дается. Такой термин устанавливается, но не
раскрывается. Однако на уровне муниципальном существует определение,
например город Магадан в статье 15 Устава муниципального образования
раскрывает правотворческую инициативу граждан, как право граждан вносить в
органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного
значения [3]. На уровне субъекта РФ, так же, как и на муниципальном уровне, не
в каждом субъекте законодательно раскрывается правотворческая инициатива
граждан. Закон Иркутской области «О народной правотворческой инициативе»
в статье 2 дает определение правотворческой инициативе граждан именуя такой
институт «народная правотворческая инициатива». Народная правотворческая
инициатива по принятию нормативных правовых актов области является формой
непосредственного участия граждан Российской Федерации в осуществлении
государственной власти области и представляет собой право граждан, место
жительства которых расположено на территории области, вносить на
рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области, Губернатора
Иркутской области, Правительства Иркутской области проекты нормативных
правовых актов области [4].
Нормативно-правовые акты, которые бы закрепляли и регулировали правотворческую инициативу граждан, на период 2017 года существовали в законодательстве 35 субъектов Российской Федерации, а из более чем 2000 муниципальных образований, по примерным подсчетам, институт правотворческой инициативы граждан присутствует в законодательстве немногим более чем в 5 тысячах муниципальных образований [5]. Это является основной проблемой данного института народовластия, основной причиной неиспользования гражданами правотворческой инициативы, не востребованность.
Отсутствие конкретной системы регулирования правотворческой инициативы, различия в понятийном аппарате. Различное законодательное регулирование правотворческой инициативы, даже среди тех регионов, где существуют нормативно-правовые акты, раскрывающие такой институт
«Научные междисциплинарные исследования» народовластия, приводит к тому, что население таких регионов и
муниципальных образований просто не пользуются таким правом, по причине
невероятной сложности процедуры внесения инициативы или банального
недостатка понимания и сущности правотворческой инициативы граждан.
В подтверждение существования таких проблем данного института системы народовластия учеными правоведами пишутся научные работы, проводятся социологические опрос и исследования: «по мнению одних, правотворческая инициатива - это их исключительное право инициировать принятие правовых актов на местном уровне - 27%; вторые считают, что это право участвовать в процессе принятия муниципальных правовых актов - 22%. Третьи считают, что это право влиять на содержание муниципальных правовых актов - 22%; с точки зрения четвертых, это их право участвовать в местном самоуправлении - 17%. Затруднились в выборе ответа 12%» [6].
Как уже было сказано, институт правотворческой инициативы граждан не отражается в полной мере в законодательстве федерального уровня, хотя такой институт успешно применяется в зарубежных странах. Зарубежным опытом пользуется законодатель на уровне субъектов РФ, при создании нормативно-правовой базы для существования правотворческой инициативы граждан, что также приводит к разрозненности между аналогичным законодательством других регионов и несоответствию существующим правовым реалиям внутри региона или муниципального образования.
Красноярский край разработал правовую базу для функционирования правотворческой инициативы. Закон Красноярского края «О краевой народной инициативе» раскрывает, что из себя представляет данный институт, дает понятие краевой народной инициативы, указывает на необходимое количество участников инициативной группы и количество необходимых подписей, а также многое другое [7]. Соседний субъект с Красноярским краем республика Хакасия имеет в распоряжении единственную статью в основном законе субъекта, которая говорит о том, что право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия принадлежит не только депутатам, главе субъекта и
XIVМеждународная научно-практическая конференция так далее, а гражданам, проживающим на территории субъекта, порядке
народной инициативы, при наличии не менее 5 процентов подписей граждан,
обладающих избирательным правом[8]. По состоянию на 1 июля 2020 года, на
территории республики Хакасия проживает 397 тысяч 584 человека,
обладающих избирательным правом, то есть инициативной группе, для
реализации своего законного права на участие в правотворческой деятельности
своего региона необходимо собрать более 19 тысяч подписей, что кажется просто
невероятной цифрой. В Красноярском крае для инициативной группы
существует только минимальный порог численности в 20 человек, а подписей
должно быть не менее 5 тысяч, что существенно облегчает взаимодействие
граждан с властью, сближает общество и государство.
Точно так же происходит в остальных субъектах РФ. Смоленская область раскрывает правотворческую инициативу граждан на законодательном уровне, приняв соответствующий закон, Калужская область устанавливает данный институт в своем основном законе и более нигде о нем не упоминает. В качестве яркого примера необходимости переработки существующего законодательства и приведение к одной понятной и действующей системе правотворческой инициативы Устав городского округа «Город Хабаровск», который указывает на общее количество в одну тысячу граждан для создания инициативной группы и Решение Красноярского городского Совета депутатов «О порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городе Красноярске», где говорится о том, что проект правового акта может вноситься инициативной группой в количестве не менее 5 человек. Не ясна логика и смысл такого существенного различия и вряд ли какое-то из данных муниципальных образований кардинально отличается от другого. Как на территории города Хабаровска, так и на территории города Красноярска проживают граждане, которые вправе участвовать в правотворческой деятельности своего муниципального образования. Точно такая же ситуация существенного различия по требованиям обстоит со сбором подписей инициативной группой граждан в поддержку правотворческой инициативы. Никак не связанные с численностью населения
«Научные междисциплинарные исследования» или количеством избирателей в субъекте, в муниципальном образовании цифры.
Где-то это могут быть 50 тысяч подписей, как например в Москве или же 3
тысячи подписей для Архангельской области и 2 тысячи для Иркутской области.
В Иркутской области количество населения вдвое превышает количество
населения Архангельской области, также аналогично с количеством
избирателей, но это не несет никакого значения.
Остается только констатировать тот факт, что институт правотворческой инициативы граждан не находится даже на этапе развития. Он существует только в виде источника споров и обсуждений для узкого круга специалистов и деятелей правовых наук. Проводить анализ института правотворческой инициативы граждан, на сегодняшний день, имеет смысл только в виде сравнения нормативно-правовой базы субъектов, муниципальных образований, которая несовершенна во многих частях. Лучшим вариантом была бы разработка законодательства на федеральном уровне, чтобы избежать явных различий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, свести в одну работающую систему, которая, сейчас, ввиду полного отсутствия практики не востребована вовсе.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 14.03.2020) // http://www.pravo.gov.ru 04.07.2020.
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by populär vote on 12.12.1993) (as revised on 14.03.2020) (In Russ.)
3. Важнов С. С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Саратов, 2007 225 с.
4. Vazhnov S. S. Institute of law-making initiative of Citizens in the system of democracy in the Russian Federation: dis. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.02 Saratov, 2007 225 p.
XIV Международная научно-практическая конференция
5. Устав муниципального образования «город Магадан»: Принят решением
Магаданской городской Думы от 26.08.2005 г. № 96-Д (ред. от 25.11.2020) // «Вечерний Магадан». - 2006. - 19 янв.; 2020. - 25 нояб.
6. The Charter of the Municipal Formation "City of Magadan": Adopted by the decision of the Magadan City Duma of August 26, 2005, No. 96-D (as amended on November 25, 2020) // «Вечерний Магадан». - 2006 .-- Jan 19; 2020. - 25 nov
7. О народной правотворческой инициативе: Принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 26.05.2010 № 21/10-ЗС (ред. от 28.03.2016) // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. -2010. - 22 июня; - 2016. - 06. апр.
8. On the people's law-making initiative: Adopted by the resolution of the Legislative Assembly of the Irkutsk region of 05/26/2010 No. 21/10-ЗС (as amended on 03/28/2016) // Bulletin of the Legislative Assembly of the Irkutsk region. - 2010 .-- June 22; - 2016. - 06. Apr.
9. Кутейников Д. Л. Институционализация народной правотворческой инициативы в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Твер. гос. университет, Моск. гос. юр. универ. им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Москва, 2017.
10. Kuteinikov DL Institutionalization of the people's law-making initiative in the Russian Federation: dis. ... Cand. legal entity sciences. Tver. state University, Moscow state legal entity University. them. O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy), Moscow, 2017.
11. Шайхуллин М.С. Анализ общественного мнения об эффективности форм консультативной демократии, в контексте гарантий права на осуществление местного самоуправления // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2016, № 5. - С. 21-24.
12. Shaikhullin M.S. Analysis of public opinion on the effectiveness of forms of consultative democracy in the context of guarantees of the right to exercise local self-government // Russian Justice. - M .: Jurist, 2016, No. 5. - S. 21-24.
«Научные междисциплинарные исследования»
13. О краевой народной инициативе: Уставный Закон Красноярского края
от 26.03.2009 № 8-3074 // «Наш Красноярский край». - 2009. - 3 апр.; - 2014. - 26 июня.
14. On the regional people's initiative: Statutory Law of the Krasnoyarsk Territory dated 26.03.2009 No. 8-3074 // «Наш Красноярский край». - 2009. - April 3; - 2014 .-- June 26.
15. Конституция республики Хакасия: Принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия 25 мая 1995 г. (в ред. от 11.11.2019) // «Вестник Хакасии», № 25. - 1995. - 30 июня.; - 2019. - 15 нояб.
16. The Constitution of the Republic of Khakassia: Adopted at the XVII session of the Supreme Council of the Republic of Khakassia on May 25, 1995 (as amended on 11.11.2019) // «Вестник Хакасии», No. 25. - 1995. - June 30; - 2019. - 15 nov.