Научная статья на тему 'Проблемы реализации права на тайну переписки в мессенджерах: теоретический и компаративистский аспекты'

Проблемы реализации права на тайну переписки в мессенджерах: теоретический и компаративистский аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / МЕССЕНДЖЕР / ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ / ЛИЧНАЯ ТАЙНА / ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ / TELEGRAM / WHATSAPP / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куфлева Валентина Николаевна, Кубрак Вероника Сергеевна

В статье рассматриваются современные аспекты обмена информацией в мессенджерах. Представлен анализ нормативных правовых и правоприменительных актов, связанных с проблематикой. Авторами отмечены дискуссионные вопросы ограничения прав граждан в контексте отправки сообщений в мессенджерах, в частности в Telegram и WhatsApp. Рассмотрен позитивный опыт ограничений на примере зарубежных государств. Сделаны выводы о перспективах совершенствования законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куфлева Валентина Николаевна, Кубрак Вероника Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права на тайну переписки в мессенджерах: теоретический и компаративистский аспекты»

УДК 343.4

Куфлева Валентина Николаевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет val_swatch@mail.ru

Кубрак Вероника Сергеевна

студентка юридического факультета, Кубанский государственный университет ре^кауа2015@mail.ru

Valentina N. Kufleva

Candidate of Law Sciences, Associate Professor of Criminal Law and Criminology, Kuban State University val_swatch@mail.ru

Veronika S. Kubrak

Student of Law Department, Kuban State University penskaya2015@mail.ru

Проблемы реализации

права на тайну переписки в мессенджерах: теоретический и компаративистский аспекты

Problems of realization

of the right for the mystery of correspondence in messengers: theoretical and komparativistsky aspects

Аннотация. В статье рассматриваются современные аспекты обмена информацией в мес-сенджерах. Представлен анализ нормативных правовых и правоприменительных актов, связанных с проблематикой. Авторами отмечены дискуссионные вопросы ограничения прав граждан в контексте отправки сообщений в мессенджерах, в частности в Telegram и WhatsApp. Рассмотрен позитивный опыт ограничений на примере зарубежных государств. Сделаны выводы о перспективах совершенствования законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: киберпреступность, мес-сенджер, тайна переписки, личная тайна, обмен сообщениями, Telegram, WhatsApp, информация.

Annotation. In article modern aspects of exchange of information in messengers are considered. The analysis of the standard legal and law-enforcement acts connected with a perspective is submitted. Authors noted debatable questions of restriction of the rights of citizens in the context of sending messages in messengers, in particular in Telegram and WhatsApp. Positive experience of restrictions on the example of the foreign states is considered. Conclusions are drawn on the prospects of improvement of the legislation in this sphere.

Keywords: cyber crime, messenger, mystery of correspondence, personal secret, exchange of messages, Telegram, WhatsApp, information.

В современном мире в век передовых технологий люди не ограничиваются связью в формате телефонных звонков, а все больше отдают предпочтение мессенджерам - специальным мобильным приложениям мгновенного обмена сообщениями в текстовом, аудио- и видео-формате. По данным РБК, опубликованным в 2016 г. мобильными мессенджерами, пользуются почти 60 % обладателей смартфонов, что составляет 50-60 млн человек [1]. В 2017 г. с мая по декабрь самым быстрорастущим стал мессенджер Telegram, показавший самый высокий рост по сравнению с другими популярными в РФ аналогичными сервисами [2]: если в мае Telegram из Google Play скачали 833,2 тыс. раз, то в ноябре зафиксировано уже более 1,682 млн .

Нельзя не отметить, что такие массово распространенные средства передачи сообщений ис-

пользуются не только для «рядового» общения пользователей между собой, но и в том числе, для обмена информации в криминогенной среде, то есть той информации, которая содержит сведения о готовящихся, совершаемых, продолжаемых или совершенных преступлениях. Ситуация, с одной стороны, естественным образом ведет к установлению контроля со стороны государства над данным сегментом, а с другой стороны правовое урегулирование государства получает резонансную огласку с обвинениями в несоблюдении основных прав и свобод человека, в частности права на тайну переписки.

Исходя из положений ст. 55 Конституции РФ [3] законодательство предусматривает возможность легитимного ограничения отдельных прав человека, а значит и права человека на тайну пере.

основополагающих международных правовых актах: Конвенции по защите прав человека и

основных свобод 1950 г. (ст. 8) [4], а также Всеобщей декларация прав человека 1948 г. (ст. 29) [5].

,

современными реалиями в области регулирова-

, ,

мессенджеров происходит в направлении деа-нонимизации пользователей и запрещении пользования средств шифрования при отправке сообщений. 1 января 2018 г. вступили в силу поправки к ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [6, 7]. Теперь организатор распространения информации, обеспечивающий предоставление инфор--

мгновенными сообщениям обязан обеспечивать

передачу электронных сообщений только тех

,

порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Идентификация будет осуществляться на основании договора между оператором связи и мес-сенджером. На мессенджеры одновременно накладываются обязательства организовать техническую возможность отказа пользователей от

получения сообщений от других пользователей.

,

возможность рассылки сообщений по инициативе государственных органов и ограничивать рас,

.

Главные задачи новых поправок - защита прав пользователей мессенджеров и борьба с преступ-. , характер изменений имеет ярко выраженную антитеррористическую направленность, поскольку мессенджеры давно стали инструментом коммуникации не только добропорядочных граждан, но преступников, террористов в том числе.

Вместе с тем, реалии современной действи-, -

ное урегулирование вызывает широкий общест-

,

доступа к переписке пользователей со стороны

органов государственной власти. В п. 3.1 ст. 101

« , -

гиях и защите информации» для организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями установлена обязанность предоставлять указанную информацию уполномоченным государст-, -

разыскную деятельность или для обеспечения .

[8],

организаторы сервисов обмена мгновенными сообщениями обязаны передать ключи дешиф-.

Широкую известность получило обращение Telegram в Верховный суд РФ с целью призна-

800 .

,

,

признания упомянутого Приказа ФСБ РФ незаконным. 20 марта 2018 г. Верховным судом РФ в

[9].

В данном случае главный вопрос: «Законно ли предоставление ключей дешифрования и если законно, то на каких основаниях?». Спорной предоставляется позиция, озвученная представителем ФСБ РФ в рамках рассмотрения обращения о том, что переписка граждан в мессенд-жерах не составляет охраняемую законом тайну и, таким образом, предоставление ключей дешифрования не ограничивает права граждан. Право на тайну переписки должно распространяться на переписку в мессенджерах, точно так же, как и обычную корреспонденцию. Полагаем, что в целях обеспечения безопасности государства и общества правоохранительные органы имеют право на получение ключей дешифровки. Однако если говорить о доступе к сообщениям отдельных пользователей в мессенджерах для оперативно-розыскной деятельности, то решение суда обязательно, поскольку это единственный законный способ ограничения права на тайну переписки в данном контексте.

, -

го обеспечения требований органов государст-, -

нении судебных решений. Так, на примере того же резонансного спора, можно наблюдать невозможность исполнения решений суда. Таганский суд Москвы 13 апреля 2018 г. рассмотрел иск Роскомнадзора РФ о блокировке мессендже-ра Telegram из-за того, что он отказался предоставлять ФСБ РФ ключи для доступа к перепис-. -. :

«

».

немедленное исполнение [10]. Какое-то время Роскомнадзор активно занимался блокировкой: 16 апреля 2018 г. Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса подсетей Google и Amazon, сер-Telegram

обхода блокировки в России. Под ограничения попало более 16 миллионов адресов, однако в Telegram -

,

.

Из наблюдаемого положения вещей можно сде-, -

, -

тями и мессенджерами, часто не позволяет выполнить требования органов государственной власти. В целях обеспечения законных требований единственным выходом является пересмотр всей архитектуры российского Интернета, причем в направлении установления полного контроля над ним государственной власти. А данное обстоятельство порождает еще больше вопросов к правовой стороне дела.

Однако стоит отметить, что данный подход не является абсолютно новым. Подобные системы контроля за Интернетом успешно функционируют в странах Азии. Особенно интересным является опыт Китая. В КНР уже более 15 лет с 2003 г. действует так называемый «Firewall» («Золотой щит»), представляющий собой яркий пример фильтрации контента: через китайские IP-адреса нельзя зайти на многие популярные ресурсы

(YouTube, Facebook, Twitter, Instagram) и сайты многих информагентств и газет. В декабре 2016 г. в Китае ввели новую Стратегию кибербезопасно-сти, согласно которой Интернет-компании и средства массовой информации несут ответственность за качество предоставляемой информации. В июне 2017 г. вступил в силу Закон о кибербезопасности, в ст. 1 которого отмечается:

«данный закон разработан в целях обеспечения

,

киберпространства и национальной безопасно,

,

,

в целях информатизации экономики и общества» [11]. В целом, закон нельзя назвать новеллой, поскольку он квинтэссенция правил, действовавших до этого.

,

государству контролировать Интернет и его ресурсы должным образом. Так, например, в сентябре 2017 г. китайские власти заблокировали

мессенджер WhatsApp [12]. Обращает внимание

,

прекратил свою работу, однако, очевидно, что опыт Китая намного больше российского в регулировании Интернета. По сути, блокировка

WhatsApp -

,

Telegram в нашей стране - отсутствие у властей .

связано с изменениями в законодательстве на фоне ужесточения политики КНР контроля интернета и онлайн-сервисов. В политике приватности WeChat (китайский мессенджер, аналог WhatsApp) .

Сегодня компания допускает, что может передать по специальному запросу от правительства конфиденциальную информацию о пользователе, включая его имя, номер телефона, адрес

электронной почты и даже геолокацию.

, -

ходят к выводу о необходимости регулирования социальных сетей и мессенджеров. В октябре 2017 г. Министр внутренних дел Великобритании Эмбер Радд назвала неприемлемым то, что разведывательные службы не могут прочитать сообщения террориста Халида Масуда, ответственного за теракт в Лондоне в марте 2017 г. На этом фоне призвала сервисы обмена сообщениями избавиться от сквозного шифрования [13]. По официальным данным в мессенджере WhatsApp -

ное шифрование сообщений пользователей. На такой шаг создатели мессенджера пошли по требованию американских властей. Таким образом спецслужбы США и Великобритании получат доступ к переписке пользователей. С 2019 г.

появится версия приложения с ослабленным

,

получить информацию об интересующих поль,

и людей с психическими отклонениями [14].

Анализируя вышесказанное считаем, что правовое регулирование в РФ идет в верном направлении, а ряд законодательных новелл обоснованы. Повышение «прозрачности» работы мес-

сенджеров, используемых для обмена информации о готовящихся, совершаемых, продолжаемых и совершенных преступлениях логично.

,

об ограничении прав не всех граждан в целом, а

,

могут являться преступниками. Опасение правозащитников по поводу доступа к данным широких слоев населения необоснованно, так как в этом нет целесообразности, точно также, как и

.

,

необходимо ввести в правовое поле Российской Федерации, современная ситуация в мире подтверждает необходимость установления государственного контроля за Интернетом, в том числе, за мессенджерами. Однако стоит задуматься и над тем, что необходимо изменить тех, -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дывается парадоксальная ситуация: законодательные органы принимают законы, суды выно-, -

ным не представляется.

Пресс-секретарь российского президента Д. Песков 16 апреля 2018 г. заявил, что в Кремле не рассматривают возможности создания в России Firewall по аналогии с Китаем [15]. До спора ФСБ Telegram 2014 . -

димир Путин подчеркивал, что власти не намерены ограничивать доступ в Интернет или ставить его под тотальный контроль. Но тем не менее, в августе 2017 г. премьер-министр Д. Медведев утвердил госпрограмму «Цифровая эко-»,

2020 . -- . , назревают противоречия между курсом правового регулирования и принимаемыми нормативными правовыми актами, между обеспечением прав и свобод в демократическом государстве на

фоне роста киберпреступности.

,

портале правовой информации 28 августа 2018 г., Telegram , -

торых будут предоставлены данные о пользователях. Если компания получит решение суда, , -

ревают в терроризме, она предоставит спецслужбам его IP-адрес и телефонный номер, говорится в п. 8.3 документа о политике конфи-[16].

Если национальный законодатель идет по пути « » -

ношений в сети Интернет, а в частности по пути идентификации пользователей в мессенджерах, то должны быть предусмотрены четкие правовые процедуры легитимного доступа к данным

,

мессенджерах и личной переписке лишь на основании обязательного судебного решения. Только таким образом может быть ограничено

конституционное право на тайну переписки.

, -

го решения вопрос технического регулирования

Интернета в России, поскольку без этого обеспечить кибербезопасность в сети и принимае-

Литература:

1. -сенджер в России. URL : https://www.rbc.ru/ technology_and_media/18/01/2016/569cddd29a794 722c534df2c (дата обращения 05.09.2018).

2. - Telegram -

. URL :

https://www.rbc.rU/technology_and_media/19/12/20 17/5a37ca449a794754b1c07cd9 (дата обращения 22.03.2018).

3. (

12.12.1993 .)

( . .) // от 04.08.2014 г. № 31. Ст. 4398.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (За^ючена в г. Риме 04.11.1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

5. ( -та Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.

6. « , -формационных технологиях и о защите информации» 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (последняя ) // « ».

7.

«Об информации, информационных технологиях

»:

Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ. URL : https://pravo.ru (дата обращения 22.03.2018).

8.

432 «

Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в Федеральную службу безопасности Российской , -

кодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-

« »» (

19.07.2016 г.). URL : https://rg.ru/2016/09/02/fsb-prikaz432-site-dok.html (дата обращения 22.03. 2018).

9. Telegram

суде. URL : https://pravo.ru/story/201173/ (дата обращения 22.03.2018).

10. Суд заблокировал Telegram. URL : https://pravo.ru/news/201792/ (

30.07.2018).

11.

кибербезопасности URL : https://ria.ru/world/

20170601/1495523455. html (дата обращения 30.07.2018).

мые правовые акты не представляется возмож-.

Literature:

1. Experts called the most popular messenger in Russia. URL : https://www.rbc.ru/technology_and_ media/18/01/2016/569cddd29a794722c534df2c (date of the address 05.09.2018).

2. Because of threat of blocking of Telegram became the most fast-growing messenger. URL : https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/12/20 17/5a37ca449a794754b1c07cd9 (date of the address 22.03.2018).

3. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by the All-Russian vote of 12.12.1993) (with amendment and additional)//the Collection of the legislation of the Russian Federation of 04.08.2014. № 31. Art. 4398.

4. The convention on protection of human rights and fundamental freedoms (It is concluded in Rome 04.11.1950) // The Collection of the legislation the Russian Federation. 2001. № 2. Art. 163.

5. The Universal Declaration of Human Rights (it is accepted by the United Nations General Assembly of 10.12.1948) // The Russian newspaper. 1995. № 67.

6. Federal Law «About Information, Information Technologies and on Information Security» on July 27, 2006 № 149-FZ (last edition) // Union of Right Forces ConsultantPlus.

7. About introduction of amendments to the Federal law «About Information, Information Technologies and on Information Security»: Federal law of the Russian Federation of July 13, 2015. № 264-FZ. URL : https://pravo.ru (date of the address 22.03.2018).

8. The order of the Federal Security Service of the Russian Federation 432 «About the statement of the Order of representation by organizers of dissemination of information on the Internet in the Federal Security Service of the Russian Federation of information necessary for decoding of the accepted, transferred, delivered and (or) processed electronic messages of users of the Internet» (of 19.07.2016). URL : https:// rg.ru/2016/09/02/fsb-prikaz432-site-dok.html (date of the address 22.03.2018).

9. Telegram asked questions to FSB in the Supreme Court. URL : https://pravo.ru/story/201173/ (date of the address 22.03.2018).

10. The court blocked Telegram. URL : https://pravo.ru/news/201792/ (date of the address 30.07.2018).

11. In China the resonant law on cyber security. URL : https://ria.ru/world/20170601/1495523455.html (date of the address 30.07.2018).

12. WhatsApp выживают из Китая. URL : https://www.gazeta.ru/tech/2017/09/26/10907288/w hatsapp_working_again.shtml?updated (дата обращения 30.07.2018).

13. Amber Rudd: viewers of online terrorist material face 15 years in jail. URL : https:// www.theguardian.com/uk-news/2017/oct/03 /amber-rudd-viewers-of-online-terrorist-material-face-15-years-in-jail (дата обращения 30.08.2018).

14. WhatsApp даст спецслужбам доступ к перепискам пользователей. URL : https://ria.ru /world/20180813/1526417309.html (дата обращения 30.08.2018).

15. Песков высказался о «великом российском файрволе». URL : https://lenta.ru/news/2018/04/19/ no_firewall/ (дата обращения 30.07.2018).

16. Telegram сообщил, что готов предоставлять

. URL :

https://pravo.ru/news/204884/ ( 30.08.2018).

12. WhatsApp drive out of China. URL : https://www.gazeta.ru/tech/2017/09/26/10907288Zw hatsapp_working_again.shtml?updated (date of the address 30.07.2018).

13. Amber Rudd: viewers of online terrorist material face 15 years in jail. URL : https://www. theguardian.com/uk-news/2017/oct/03/amber-rudd-viewers-of-online-terrorist-material-face-15-years-in-jail (date of the address 30.08.2018).

14. WhatsApp will give to intelligence agencies access to correspondences of users. URL : https://ria.ru/world/20180813/1526417309.html (date of the address 30.08.2018).

15. Peskov spoke «A great Russian firewall». URL : https://lenta.ru/news/2018/04/19/no_firewall/ (date of the address 30.07.2018).

16. Telegram reported that the Electronic resource is ready to provide to intelligence agencies data of users. URL : https://pravo.ru/news/204884/ (date of the address 30.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.