ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ НАУКИ; ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССЫ
УДК 342.7
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНВАЛИДА НА ДОСТУПНУЮ СРЕДУ
Барашева Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Восточно-Сибирского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,
г. Иркутск e-mail: barahevaev@bk.ru
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO THE DISABLED ON THE AVAILABLE ENVIRONMENT
Elena Barasheva
Ph. D., Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines
The East-Siberian branch of the FSBEI HE «The Russian State University of Justice», Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье приведен анализ норм жилищного законодательства Российской Федерации в области доступности среды для инвалидов в многоквартирных домах. Предложен правовой механизм разрешения проблемы обустройства пандуса в многоквартирном доме.
ABSTRACT
The article provides an analysis of the norms of the Russian Federation in the field of housing law environment accessibility for disabled people in apartment buildings. A legal mechanism for resolving the problem of resettlement of the ramp in the apartment building.
Ключевые слова: пандус; многоквартирный дом; подъезд; право; инвалид; решение собственников многоквартирного дома.
Keywords: ramp; apartment house; staircase; right; disabled; the decision of owners of apartment buildings.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни. Несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов всех уровней, остается нерешенной важнейшая социальная задача — создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды явля-
ется одной из важнейших предпосылок, условием обеспечения их прав и свобод.
Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятым резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., «.. .государствам следует:
а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов;
б) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».
В 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» (далее — Конвенция). Принятие Конвенции стало историческим шагом в направлении содей-
1(13)/2017 ГлаголЪ
ПРАВОСУДИЯ
ствия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне [2].
Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Необходимость создания безбарьерной среды для маломобильных граждан диктуется всей логикой общественного развития. Это требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления значимых изменений в этой сфере необходимо понимать процессы, которые происходят сегодня в гражданском обществе, а также основные тенденции его развития.
Законы, регламентирующие доступность среды для инвалидов-колясочников:
— Конвенция ООН по правам инвалидов. В 2012 г. Россией была ратифицирована данная Конвенция. В ней сказано, что все государства, принявшие ее, должны в полной мере обеспечивать инвалидов достаточным жизненным уровнем и социально защищать их. Инвалидам гарантируется равный с другими гражданами доступ к транспорту, связи, информации, общественным местам и объектам как в городе, так и в сельских поселениях.
— Конституция Российской Федерации. Статья 7 Конституции объявляет Российскую Федерацию социальным государством, которое ведет политику, направленную на создание подобающих условий жизни людей. Причем сюда относятся не только физически здоровые люди, но и граждане с инвалидностью [1].
— Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Согласно ст. 15 данного документа, граждане с инвалидностью должны иметь равный и свободный доступ к объектам социальной,
транспортной и городской инфраструктуры, в том числе — к своему жилью [3].
— Программа Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанная на 2011—2020 гг. и утвержденная Правительством Российской Федерации. В документе четко описаны все сферы ее применения, а также суммы для выполнения требований Программы [6].
— Нормативные акты регионов Российской Федерации, министерств, которые направлены на поддержание социальной защиты и доступности инфраструктуры для инвалидов.
— ГОСТы, которые устанавливают доступность тех или иных объектов для граждан, относящихся к типу инвалидов, и других маломобильных граждан, таких как пожилые люди, женщины с колясками.
В настоящее время спорным является вопрос установления пандуса в многоквартирном доме. Отсутствие пандуса в части многоквартирных домов является нарушением права инвалида-колясочника на свободное передвижение, т. е. доступную среду, так как в своем большинстве нет возможности преодолеть несколько ступеней инвалиду на первом этаже — по причине отсутствия специального приспособления он не имеет возможности самостоятельно выйти за пределы квартиры, в связи с чем отсутствует беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, но не органов местного самоуправления.
При разработке проектно-сметной документации на строительство многоквартирного дома до 2014 г. не были выполнены требования по обеспечению жизнедеятельности маломобильных групп населения ввиду отсутствия на тот момент нормативно-правовых актов по данному направлению. Установка пандуса значительно уменьшит ширину лестничного марша, что приведет к нарушению требований пожарной безопасности, чем будут нарушены права других жильцов и собственников помещений. Вопрос об установке пандуса как к подъезду дома, так и на лестничном марше, ведущем к площадке первого этажа, может решаться только с согласия собственников квартир указанного жилого дома.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно п. 1.6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. и введенного в действие с 1 января 2013 г., проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Пандус инвентарный: сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной и т. д. (Б. 21, Б. 23 Приложения Б к Своду правил СП 59.13330.2012).
На основании п. 5.2.13 Свода правил СП 59.13330.2012 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5 %). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10 %). На временных сооружениях допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8 %) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками — не более 6,0 м.
Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 1,5 м.
Вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов — дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м (п. 5.2.15 Свода правил СП 59.13330.2012) [7].
Из требований ст. 1, 47, 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при их реконструкции или капитальном ремонте с учетом оценки технических решений, определения технической возможности установки указанных приспособлений [4].
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) [5].
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ, под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства. Его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций
1(13) / 2017 ГлаголЪ
ПРАВОСУДИЯ
элементы и (или) восстановления указанных элементов [4].
Согласно п. «в» ч. 2 разд. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), земельный участок [7].
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства) [4; 8].
Таким образом, оборудовать лестничный пролет на первом этаже в подъезде с откидным цельным металлическим пандусом с поручнями, вход на площадку крыльца четвертого подъезда стационарным пандусом с поручнями, отвечающими техническим параметрам, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, не представляется возможным.
Предлагаю данную правовую проблему решить следующим образом:
1. Вывести из прерогативы решения собственников многоквартирного дома вопрос установки пандуса в подъезде многоквартирного дома.
2. Установить очередность по заявлению инвалида на установление пандуса в многоквартирном доме через орган социальной защиты населения, при условии технической возможности его установки.
3. Орган социальной защиты населения передает заявку в региональный фонд капитального ремонта или в управляющую компанию (при условии, что создан специальный счет накопления средств на капитальный ремонт) многоквартирного дома на проведение работ по устройству пандуса. Для экспертизы возможности установки пандуса в подъезде и на обустройство пандуса в многоквартирном доме используются средства, направляемые на капитальный ремонт многоквартирного дома.
4. Данный пандус включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
В данной ситуации инвалид-колясочник не зависит от решения собственников многоквартирного дома при их нежелании устанавливать пандус и не появляются дополнительные расходы собственников на его установку.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
2. О ратификации Конвенции о правах инвалидов : федер. закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации : от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от
19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации : от 29 дек. 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011— 2020 гг. : постановление Правительства РФ от 1 дек. 2015 г. № 1297 (ред. от 24.01.2017) // Консуль-тантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
7. Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность : Постановление Правительства РФ от 13 авг. 2006 г. № 491 (ред. от 26.12.2016) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
8. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения [Электронный ресурс] : приказ Министерства регион. развития РФ от 27 дек. 2011 г. № 605 СП 59.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с изм. № 1) введен в действие с 01.01.2013 г. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/12000899760//.