Научная статья на тему 'Проблемы реализации пассивного избирательного права на стадии выдвижения и регистрации кандидатов'

Проблемы реализации пассивного избирательного права на стадии выдвижения и регистрации кандидатов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ELECTIONS / ELECTORAL LAW / PASSIVE ELECTORAL RIGHT / EQUALITY / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Юлия Юрьевна, Фомина Мария Геннадьевна, Щеголева Наталья Анатольевна

Статья посвящена проблемам реализации пассивного избирательного права в Российской Федерации. Авторы анализируют нормы действующего избирательного законодательства и представляют решение исследуемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of realization of passive electoral right at the stage of nomination and registration of candidates

The article deals with the problems of realization of passive electoral right in the Russian Federation. The authors analyze the norms of the current electoral law and offer a solution to investigated problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации пассивного избирательного права на стадии выдвижения и регистрации кандидатов»

Section 6. Constitutional law

Ponomareva Iuliia Urevna, Candidate of historical Sciences, docent RANH and GS under the President of the RF, faculty of Law, Orel, Russia E-mail: ponomarevajulia799@mail.ru Fomina Maria Gennadevna, Candidate of politic Sciences, docent RANH and GS under the President of the RF, faculty of Law, Orel, Russia Schegoleva Natalia Anatolievna, Candidate of legal Sciences, docent RANH and GS under the President of the RF, faculty of Law, Orel, Russia

Problems of realization of passive electoral right at the stage of nomination and registration of candidates

Abstract: The article deals with the problems of realization of passive electoral right in the Russian Federation. The authors analyze the norms of the current electoral law and offer a solution to investigated problems.

Keywords: elections, electoral law, passive electoral right, equality.

Пономарева Юлия Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ, юридический факультет, Орел, Россия E-mail: ponomarevajulia799@mail.ru Фомина Мария Геннадьевна, кандидат политических наук, доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ, юридический факультет, Орел, Россия Щеголева Наталья Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент РАНХ и ГС при Президенте РФ, юридический факультет, Орел, Россия

Проблемы реализации пассивного избирательного права на стадии выдвижения и регистрации кандидатов

Аннотация: Статья посвящена проблемам реализации пассивного избирательного права в Российской Федерации. Авторы анализируют нормы действующего избирательного законодательства и представляют решение исследуемых проблем.

Ключевые слова: выборы, избирательное законодательство, пассивное избирательное право, равенство.

Реализация гражданами своего пассивного избирательного права является важнейшим условием воплощения принципа народовластия. Однако нередко осуществление гражданами данного права проходит с существенными сложностями и проблемами.

Международные избирательные стандарты гарантируют равенство пассивного избирательного права путем предъявления равных требований по выдвижению и регистрации кандидатов. Пункт 6 статьи 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ гласит: «Подлинные выборы предполагают равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов, списков кандидатов и политических партий (коалиций). Регистрационные требования должны быть ясными и не содержать условий, способных стать политических партий и от ее региональных отделений, что противоречило бы самой идее структурирования политического пространства» [1].

Не смотря на то, что действующее на сегодняшний день российское избирательное законодательство более чем детально регламентирует процесс регистрации кандидатов, преждевременно утверждать, что на практике не возникает затруднений, как у представителей избирательных комиссий различных уровней, судов, правоохранительных органов, так и у самих граждан, желающих реализовать свое пассивное избирательное право.

Существенно на процедуру выдвижения и регистрации кандидатов, по нашему мнению, повлиял Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закрепляющий прямые выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего

исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Данный закон расширяет круг субъектов, обладающих правом принимать участие в процедуре выдвижения и регистрации кандидатов, предусматривая, что этот процесс может осуществляться при участии Президента Российской Федерации. Согласно изменениям, внесённым в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Президент Российской Федерации по своей инициативе может проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения [2]. За рамками закона остается проблема правового регулирования процедуры консультаций Президента Российской Федерации с политическими партиями и кандидатами, порядок проведения которых определяется главой государства. По нашему мнению, предусмотренное законодательством право Президента Российской Федерации проводить или не проводить консультации изначально закладывает возможности нарушения принципа равного избирательного права: в отношении одних избирательных объединений, кандидатов глава государства своим правом может воспользоваться, в отношении других — нет.

Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон...» расширил перечень оснований регистрации кандидатов. В соответствии с ним выдвижение кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации политической партией или в порядке самовыдвижения должно поддержать от 5 до 10% депутатов от представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации

[3]. Закон Орловской области «О выборах Губернатора Орловской области» закрепляет основания для выдвижения и регистрации кандидата на должность Губернатора области. Так в статье 14 установлено, что «граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на должность Губернатора Орловской области». В законе определено, что «выдвижение кандидата политической партией должны поддержать 8% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Орловской области. Число лиц, необходимое для поддержки выдвижения кандидата, определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Орловской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований» [4].

Подобные условия регистрации кандидатов, которые можно рассматривать как новеллу российского избирательного законодательства, являются чрезмерно завышенными. Весьма сложно законодателю субъекта Российской Федерации регламентировать порядок сбора подписей среди депутатов и глав муниципальных образований. Даная процедура существенно отличается от сбора подписей избирателей, закрепленного Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусмотренного для иных выборов. Сбор подписей в поддержку выдвижения является частью предвыборной агитации и предусматривает возможность личного контакта кандидата, его представителей и лиц, среди которых сбор подписей осуществляется. Если у кандидата, выдвинутого политической партией, будет возможность встречи с выборными лицами муниципальных образований, представляющими эту политическую партию, то у самовыдвиженцев её не будет. По нашему мнению, в законодательстве необходимо закрепить гарантии права кандидатов, их представителей на встречу с депута-

тами представительных органов муниципальных образований и избранными на муниципальных выборах главами муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Рассматриваемые условия регистрации носят в некоторой степени неопределённый характер. В ходе правоприменительной деятельности довольно сложно определить правильно общее количество подписей депутатов и глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, от которого отсчитывается 5-0%. За основу принимается общее число указанных депутатов, предусмотренное уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов, и избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Но возможна ситуация, когда закрепленное в уставах количество депутатов будет отличаться от числа реально действующих. Причиной этого могут являться внесенные в устав муниципального образования изменения, касающиеся численности депутатов, которые будут применяться после завершения срока полномочий представительного органа действующего созыва.

Законодательством не регулируется порядок определения необходимого для регистрации количества подписей депутатов и глав муниципальных образований. В частности, закон не закрепляет субъект избирательного права, к обязанности которого относится определение общего числа депутатов, предусмотренного уставами муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов, и избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. В настоящее время в полном объеме подобной информацией не обладает ни одни орган государственной власти. Можно предположить, что сведениями об общем количестве депутатов, закрепленными в уставах муниципальных образований, могут обладать органы Министерства юстиции России, к полномочиям которых относится регистрация уставов муниципальных образований.

В связи с тем, что на ближайших выборах кандидаты (списки кандидатов), выдвинутые поли-

тическими партиями, будут регистрироваться без представления подписей избирателей, неясной остается судьба такого института избирательного права, как сбор и представление подписей избирателей. Согласно действующему законодательству сбор и представление подписей избирателей сохраняется на федеральных выборах и на всех выборах, при регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, и в случаях, предусмотренных законом, общественными объединениями, не являющимися политическими партиями. Рассматривая возможности дальнейшего развития этого института необходимо отметить, что на практике, вполне возможно, это основание регистрации будет использоваться достаточно редко. Дальнейшему развитию этого института как средства реализации пассивного избирательного права будет способствовать уточнение процесса проверки подписных листов, что позволит избежать двоякого толкования элементов их формы и содержания. Действующее избирательное законодательство позволяет варьировать процедуру проверки подписных листов от чрезмерно строгой до слишком либеральной. Подписные листы должны стать средством обеспечения реализации пассивного избирательного права российских граждан, отражающим доверие избирателей к кандидату. Если данный подход не будет реализован, институт сбора и представления подписей избирателей может со временем уйти в прошлое.

В итоге необходимо отметить, что порядок регистрации кандидатов (списков кандидатов), с одной стороны, должен быть направлен на предоставление гражданам возможности реализации своего пассивного избирательного права, с другой стороны — обеспечить возможность участия в выборах лишь тем кандидатам (избирательным объединениям), которых поддерживают избиратели. Законы, принятые в последнее время, не смогут в полной мере реализовать эти задачи. Условия регистрации кандидатов на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации можно рассматривать как чрезмерно завышенные и неопределённые [5, 117-118].

Одним из актуальнейших вопросов при обеспечении реализации гражданами пассивного

избирательного права по-прежнему является отсутствие конкретных правовых механизмов компенсации нарушения пассивного избирательного права кандидата. Так, в Постановлении от 15 января 2002 года Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что «окружная избирательная комиссия и суды не обеспечили своевременную и эффективную защиту пассивного избирательного права заявителя, в результате чего он был неправомерно лишен возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты» [6]. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении высказался за компенсацию судом негативных последствий нарушения пассивного избирательного права кандидата, которому незаконно отказано в регистрации, но восстановить его пассивное избирательное право проведением повторных выборов невозможно. Сегодня российское законодательство и судебная практика, кроме отдельных случаев возмещения вреда незначительными денежными суммами, пока не знают конкретных мер и механизмов такой компенсации.

Проблемы с реализацией гражданами пассивного избирательного права во многом связаны с отсутствием единства судебной практики, нестабильностью избирательного законодательства, которое существенно меняется перед каждой новой избирательной кампанией, что не способствует выработке единой судебной практики. При этом, что избирательные споры по общественному резонансу и широкому кругу участников бывают весьма острыми, серьезно влияют на формирование отношения граждан не только к правосудию, но и к власти в целом, поэтому крайне важно единообразие судебной практики.

Согласно данным, представленным избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 14 сентября 2014 года судами общей юрисдикции было рассмотрено 376 дел, из которых удовлетворено 93%, или 25% (в том числе удовлетворено 90 заявлений об обжаловании решений избирательных комиссий по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов) [7]. Количество нарушений на стадии выдвижения и регистрации

кандидатов одно из самых высоких. В то же время, Таким образом, существующее избиратель-именно на этой стадии поступает значительное ное законодательство содержит значительные количество жалоб от граждан и избирательных правовые проблемы в реализации гражданами объединений, которым было отказано в завере- пассивного избирательного права и, следовании списков или регистрации на предвзятость тельно, требует дальнейшего правового совер-со стороны членов избирательных комиссий. шенствования.

Список литературы:

1. О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: Конвенция государств-участников СНГ заключена в г. Кишиневе 07.10.2002//Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 2.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.11.2015)//СЗРФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон от 02 мая 2012 года № 40-ФЗ//СЗРФ. 2012. № 19. Ст. 2274.

4. Закон Орловской области от 04.06.2012 № 1364-ОЗ (ред. от 26.05.2014) «О выборах Губернатора Орловской области» (принят ООСНД 24.05.2012)//Орловская правда. № 80. 06.06.2012.

5. Макарцев А. А. Институт поддержки выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: практика реализации//Юридическая наука и образование в России и Азии. Методика преподавания права: материалы 1 Рос.-Азиат. правового конгр. -Барнаул: Си-пресс. - 2014. - С. 117-118.

6. По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 № 1-П//СЗРФ. 11.02.2002.№ 6.Ст. 626.

7. Информация, о поступивших в ЦИК России обращениях о заявленных нарушениях избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации по выборам 14 сентября 2014 года. http://www.cikrf.ru/news/relevant/2014/12/17/01.html

Msc. Shala Mervete, Phd (c) University European Tirana E-mail: merveteshala@yahoo.com Mr. sc. Xhavit Shala Phd (c) University European Tirana E-mail: xhavitshala@gmail.com

The Role of the Omdusmann of the Republic of Kosovo

Abstract: The rights and fundamental freedoms are guaranteed by the Constitution and international act. Article 21, paragraph one of the Constitution of Kosovo, states explicitly: "Rights and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.