Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая миграция / конфликт частно-корпоративных и национально-государственных интересов в миграционной сфере / этнополитиче-ский процесс / этнодемографический баланс / фактор исламизации / межэтнические конфликты / ethnic migration / conflict of private-corporate and national-state in-terests in the migration sphere / ethnopolitical process / ethnodemographic balance / factor of Islamization / interethnic conflicts

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рузаев Денис Александрович

ЦЕЛЬ статьи – анализ миграционной политики и выявление проблем ее реали-зации в современной России. Автор отмечает, что, с одной стороны, действуют частно-корпоративные структуры, ориентирующиеся на принцип экономической рентабельности и лобби-рующие массовое привлечение этнических мигрантов. С другой стороны, государ-ственно-национальные интересы требуют ориентации на принцип социальной рентабельности, подразумевающий приоритет интересов коренных народов Рос-сии над частно-корпоративными. Отметим, что и в Конституции РФ, и в Концеп-ции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы, и в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года закреплены приоритеты народов, а не экономические выгоды компаний. Однако сегодня сложи-лась ситуация, когда частно-корпоративные структуры извлекают сверхприбыли за счет сверхэксплуатации этнических мигрантов, используя коррупционные схемы, асоциальные условия труда и проживания этнических мигрантов. Помимо этого, частные структуры сбрасывают значительную часть издержек своего бизнеса на государство и общество и наносят им колоссальный ущерб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF MIGRATION POLICY IN MODERN RUSSIA

The purpose of this article is to analyze migration policy and the prob-lems of its implementation in modern Russia. The author notes that, on the one hand, there are private-corporate structures that are guided by the principle of economic profitability and lobby for the mass im-port of ethnic migrants. On the other hand, state-national interests require an orien-tation towards the principle of social profitability, which implies the priority of the interests of the indigenous peoples of Russia over private-corporate ones. Let us note that both the Constitution of the Russian Federation, the Concept of the State Migra-tion Policy of the Russian Federation for 2019–2025, and the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025 enshrine the pri-orities of peoples, and not the economic benefits of companies. However, today a sit-uation has arisen where private-corporate structures make super-profits through the super-exploitation of ethnic migrants, using corruption schemes, asocial working and living conditions for ethnic migrants. In addition, private structures dump a sig-nificant part of the costs of their business on the state and society and cause them colossal damage.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 005:330.131.7

DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-2-76-90

CC БУ-NC 4.0

Оригинальная научная статья

Д. А. РУЗАЕВ

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация.

ЦЕЛЬ статьи - анализ миграционной политики и выявление проблем ее реализации в современной России.

Автор отмечает, что, с одной стороны, действуют частно-корпоративные структуры, ориентирующиеся на принцип экономической рентабельности и лоббирующие массовое привлечение этнических мигрантов. С другой стороны, государственно-национальные интересы требуют ориентации на принцип социальной рентабельности, подразумевающий приоритет интересов коренных народов России над частно-корпоративными. Отметим, что и в Конституции РФ, и в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы, и в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года закреплены приоритеты народов, а не экономические выгоды компаний. Однако сегодня сложилась ситуация, когда частно-корпоративные структуры извлекают сверхприбыли за счет сверхэксплуатации этнических мигрантов, используя коррупционные схемы, асоциальные условия труда и проживания этнических мигрантов. Помимо этого, частные структуры сбрасывают значительную часть издержек своего бизнеса на государство и общество и наносят им колоссальный ущерб.

Ключевые слова: этническая миграция, конфликт частно-корпоративных и национально-государственных интересов в миграционной сфере, этнополитиче-ский процесс, этнодемографический баланс, фактор исламизации, межэтнические конфликты

Источник финансирования: данное исследование выполнено без внешнего финансирования

Информация об авторе: Рузаев Денис Александрович, аспирант кафедры политических наук Поволжского института управления им. П.А. Столыпина - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 410031, Россия, г. Саратов, ул. Соборная, 23/25, e-mail: sh @max-result.ru

Цит.: Рузаев Д. А. Проблемы реализации миграционной политики современной России // Среднерусский вестник общественных наук. - 2024. - Том 19. - №2. - С. 76-90. - DOI: 10.22394/2071-23672024-19-2-76-90

© Рузаев Д А., 2024 г.

Original article

D. A.RUZAEV

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF MIGRATION POLICY IN MODERN RUSSIA

Abstract: The purpose of this article is to analyze migration policy and the problems of its implementation in modern Russia.

The author notes that, on the one hand, there are private-corporate structures that are guided by the principle of economic profitability and lobby for the mass import of ethnic migrants. On the other hand, state-national interests require an orientation towards the principle of social profitability, which implies the priority of the interests of the indigenous peoples of Russia over private-corporate ones. Let us note that both the Constitution of the Russian Federation, the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025, and the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025 enshrine the priorities of peoples, and not the economic benefits of companies. However, today a situation has arisen where private-corporate structures make super-profits through the super-exploitation of ethnic migrants, using corruption schemes, asocial working and living conditions for ethnic migrants. In addition, private structures dump a significant part of the costs of their business on the state and society and cause them colossal damage.

Keywords: ethnic migration, conflict of private-corporate and national-state interests in the migration sphere, ethnopolitical process, ethnodemographic balance, factor of Islamization, interethnic conflicts

Funding information: This study was performed without external funding.

Author: Ruzaev D. A., Postgraduate student of the Department of Political Sciences, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of RANEPA (Russian Federation, Saratov), e-mail: sh@max-result.ru

For citations: Ruzaev D. A. (2024) Problems of implementation of migration policy in modern Russia. Central Russian Journal of Social Sciences. Vol. 19, no,2, p.76-90. -DOI: 10.22394/2071-2367-2024-19-2-76-90.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема этнической миграции и миграционной политики становится с каждым годом всё более сложной и для российского общества. На наш взгляд, это обусловлено, глубоким конфликтом национально-государственных и частно-корпоративных интересов. Национально-государственный подход к реализации миграционной политики подразумевает, что ключевым принципом принятия общественно значимых решений является социальная рентабельность, где приоритетом признаются интересы народов и граждан России. Именно эту позицию обозначил Президент РФ В.В. Путин на Совете по межнациональным отношениям 19 мая 2023 года, где и зафиксировал основной принцип миграционной политики, который должен быть реализован: «В миграционной политике мы должны исходить, прежде всего, из интересов наших граждан в вопросах безопасности, в социальной сфере, на рынке труда»1. Президент четко зафиксировал принцип приоритета интересов общества в целом, а не его отдельных экономических субъектов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема заключается в том, что в сфере государственного регулирования миграционных процессов Российской Федерации сложился комплекс проблем, связанных с лоббированием частно-корпоративных интересов по привлечению в страну этнических мигрантов. Это происходит, даже несмотря на то что корреляция между ростом числа этнических мигрантов и этнополитической напряженностью в стране - уже объективный факт, а не только личное мнение отдельных представителей власти. Более того, массированное использование труда этнических мигрантов как якобы экономически выгодного для российской экономики приобретает значение одного из факторов, определяющих состояние национальной безопасности и политической стабильности.

ЦЕЛЬ данной статьи - анализ миграционной политики и выявление проблем ее реализации в современной России. Анализ ситуации в сфере этнической миграции, которая уже в значительной степени перестает быть трудовой, показывает, что масштабное привлечение мигрантов наносит серьезный ущерб национально-государственным интересам, о чем говорят многочисленные вы-

1 Официальный сайт Президента России. Заседание Совета по международным отношениям. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/71165.

ступления главы СК РФ А.И. Бастрыкина1, главы МВД России В.А. Колокольцева2 и других высших должностных лиц страны, фиксирующие нарастание криминогенной обстановки в стране из-за этнической преступности.

Основной миграционной идеей лоббистов на всех уровнях является утверждение, что экономика РФ не может сегодня существовать без привлечения рабочей силы миллионов этнических мигрантов, считающейся «дешёвой» и «послушной». Именно на этом постулате строится сегодня реальная миграционная политика. На наш взгляд, утверждение, что этнические мигранты, способствуют развитию экономики России3 - это стереотип или миф, за которым стоят лишь частно-корпоративные коммерческие интересы.

СТЕРЕОТИПЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Сегодня многие эксперты озвучивают этот вывод4. Отметим необходимость научно обоснованных расчетов стоимости труда мигрантов вкупе с дополнительной финансовой нагрузкой (от присутствия их самих и их родственников) на социальную и правоохранительную систему РФ. Также становится актуальной потребность проведение точных расчетов количества мигрантов, находящихся «в тени». Однако, экспертные оценки говорят, что на самом деле вне учета правоохранительных и миграционных органов находятся до 50-70 % приехавших в страну гастарбайтеров»5.

Электронное периодическое издание «Московский комсомолец». Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин рассказал о росте преступности среди мигрантов. - URL: https://www.mk.ru/poHtics/2023/05/11/bastrykin-zayavil-ob-atakuyushhikh-tyly-rossii-migrantakh.html (дата обращения: 15.12.2023).

2Официальный сайт МВД России. Владимир Колокольцев провел заседание коллегии МВД России, посвященное противодействию нелегальной миграции. - URL: https://мвд.рф/news/item/42917512/?year=2023&month=11&day=4.

3Примечание автора: Одним из публичных лоббистов использования трудовых ресурсов этнических мигрантов является вице-премьер М. Хуснуллин - Источник: Сошенко А. Хуснуллин снова рекламирует миграцию. - URL:

https://zavtra.ru/blogs/husnullin_snova_reklamiruet_migratciyu. (дата обращения: 16.12.2023);

- URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/?sphrase_id=126076049 (дата обращения: 16.12.2023).

4Примечание: Например, председатель Национального антикоррупционного комитета К.В. Кабанов утверждает, что до сих пор так и не удалось найти ни одного экономического обоснования с конкретными расчетами в поддержку утверждения о «незаменимости» этнических мигрантов: «Реальные цифры скрываются, фальсифицируются, или они просто отсутствуют. Также нет показателей влияния массового привлечения иностранной низкоквалифицированной рабочей силы на важнейший экономический показатель развития страны - производительность труда.

5Кабанов К.В. Главный миф о мигрантах в России сдулся. И не доказуем. - URL: https://samara.tsargrad.tv/news/glavnyj-mif-o-migrantah-v-rossii-sdulsja-i-ne-dokazuem_722383.

По нашему мнению, несостоятельным является и утверждение о «дешевизне» труда этнических мигрантов, уже опровергнутое рядом экспертов1. Помимо этого, исследователи отмечают, что «привлечение среднестатистического иностранного работника обходится России сегодня в 120-130 тыс. руб., хотя на руки он получает 60-80 тыс. К тому же трансакционные издержки на организацию работы мигрантов (транспортные расходы, оформление разрешений на работу, медицинские справки) и так далее составляют около 100-110 тыс. руб.»2.

Итак, дело не в «дешевизне труда мигрантов» или «катастрофической нехватке рабочих рук». Есть основания считать, что главной причиной ввоза этнических мигрантов в качестве рабочей силы является факт их полной зависимости от своего работодателя и своей диаспоры (которым они подчиняются и пока не требуют улучшения качества жизни и участия в политике), что позволяет подвергать их сверхэксплуатации. Более того, они выполняют важную функцию демпинга заработной платы, так как конкуренция между этническими мигрантами и коренным населением за рабочие места позволяет работодателям снижать цену на труд, а высокая безработица объективно делает рабочую силу более «послушной». Очевидно, что в любой экономике, на рынке труда складывается специфический баланс спроса и предложения, и этнические мигранты, первоначально готовые работать за меньшую зарплату и в худших условиях, ломают этот баланс, от чего страдает коренное население, но выигрывают частно-корпоративные структуры в сфере строительства и ЖКХ.

Мифом также является и нехватка рабочих рук, так как за весь постсоветский период численность населения принципиально не изменилась. Если в 1991 году население РФ составляло 148 517 тыс. человек, то на 1 января 2022 года (с учетом Всероссийской переписи 2020 года) - 146 980 тыс. человек [8], т. е. изменения численности не носят значимого характера, в то время как количество

Щарьград. Мигрант дешевле? Малофеев рассказал, сколько на самом деле стоит труд приезжих. - URL: https://samara.tsargrad.tv/news/migrant-deshevle-malofeev-rasskazal-skolko-na-samom-dele-stoit-rabota-priezzhih_445143. (дата обращения: 16.12.2023).

2 Новые известия. Известный предприниматель признался, что дешевизна труда центральноазиатскихгастарбайтеров- это миф. - URL: https://newizv.ru/news/2021-11-17/ne-deshevle-a-poslushnee-pochemu-stroitelnye-kompanii-tak-lyubyat-trudovyh-migrantov-

344488. (дата обращения: 16.12.2023).

трудовых мигрантов возросло на порядок. Безусловно, в результате депопуляции русских и других народов России произошло их частичное замещение этническими мигрантами. Но как показывают объективные данные, и экономика страны пережила резкое сжатие уже в конце 1990-х годов [2, С. 384]. В то время как, например, в 2022 году в РФ въехало 9,8 млн иностранных рабочих и лиц без гражданства. И эти данные не учитывают мигрантов, которые не выезжали из страны, получили гражданство, а также нелегальных мигрантов, число которых оценивается в пределах 10 млн человек [3]. Анализ ситуации показывает, что этнические мигранты появились на сжимающемся российском рынке труда не из-за нехватки внутренних трудовых ресурсов, а в дополнение к ним, создавая несправедливую конкуренцию.

Итак, можно сделать вывод, что миф о невозможности развития экономики РФ без мигрантов в реальности скрывает факт получения некоторыми «группами интересов» сверхприбылей. Причем этнические мигранты нужны именно потому, что способы эксплуатации их труда являются нецивилизованными, а значит, могут применяться только при использовании факторов их бесправия и коррупционных схем.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ СХЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТРУДА МИГРАНТОВ

Раскроем две распространённые схемы, позволяющие отдельным частно-корпоративным структурам получать сверхприбыли от использования труда этнических мигрантов, более подробно.

Первый из них - это сверхэксплуатация этнических мигрантов конкретными работодателями и этническими диаспорами, которые являются ключевым элементом всей системы найма и использования этого вида рабочей силы. Экономическая рентабельность использования труда этнических мигрантов основана, как было доказано выше, не на дешевизне их труда, прежде всего, на их относительном бесправии. С одной стороны, у них нет гражданства, а значит, их не защищает государство, с другой - они полностью подчиняются интересам работодателя и конкретной этнической диаспоры, под полным контролем которой они живут и работают, даже находясь в России.

Сверхэксплуатация в данном случае означает асоциальные условия жизни значительной части этнических мигрантов, которые зачастую скученно проживают в антисанитарных условиях, часто без нормального медицинского обеспечения, в отличие от граждан РФ, которые, работая в официальных организациях, имеют социальный пакет и приемлемые жилищные условия. Условия труда, его продолжительность и формы оплаты этнических мигрантов, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, могут быть квалифицированы как сверхэксплуатация.

На наш взгляд, коррупционный фактор - едва ли не основной в системе сверхэксплуатации труда этнических мигрантов, что делает их наём более рентабельным для получения сверхприбылей, чем использование рабочей силы коренных граждан РФ, с которыми реализация подобных схем невозможна. Наиболее распространенная коррупционная практика - передача мигрантами части своей зарплаты конкретным лицам в организации работодателя и представителю диаспоры1. Также ряд экспертов отмечают наличие скрытых конфликтов в зависимости от типа среды2.

Второй механизм, обеспечивающий получение сверхприбылей, -это «сбрасывание» значительной части издержек от использования труда этнических мигрантов на государство и общество. Хотя государство получает определенную прибыль от системы трудовых патентов (стоимость патента в разных регионах России в 2023 году колеблется от 4300 руб. до 10 929 руб.) [4], в конечном итоге ущерб от этнических мигрантов для государства и общества на порядок выше, чем эта прибыль. Убытки, которые несут государство и общество, колоссальны, так как мигранты используют российскую социальную инфраструктуру, медицину, образование, детские сады и т. д. При этом бремя расходов ложится на бюджет, а значит, на коренное население3.

Еще один негативный момент - использование труда мигрантов из Средней Азии означает отток капиталов из страны, так как ос-

Щарьград. Брать на работу мигрантов и гнать русских выгодно: раскрыта коррупционная схема. - URL: https://samara.tsargrad.tv/news/brat-na-rabotu-migrantov-i-gnat-russkih-vygodno-raskryta-korrupcionnaja-shema_377602. (дата обращения: 16.12.2023).

2 Халдей А. Нужно ли запрещать диаспоры в России? - URL: https://zavtra.ru/blogs/nuzhno_li_v_rossii_zapreshat_diaspori.

3Комсомольская правда. Стенин Д., Афонина Е. Для бизнеса мигрант - это выгода, а для государства - убыток. - URL: https://www.kp.ru/daily/26771/3804223/.(дата обращения:

16.12.2023).

новную часть заработанного они отсылают на родину. Эти ежегодные суммы, по данным ЦБ РФ, начиная с 2014 года превышают 20 млрд долл., а в 2022 году была вывезена рекордная сумма - более 25 млрд.долл.1.

УГРОЗА ЭСКАЛАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХКОНФЛИКТОВ

В дополнение к изложенномуследует более внимательно отнестись к последствиям введения упрощенной системы получения российского гражданства.2Ряд экспертов отмечают3, что массовая выдача паспортов РФ этническим мигрантам ведет к появлению этнических анклавов в крупных мегаполисах4.

Эта ситуация однозначно создает предпосылки для эскалации масштабных этнополитических конфликтов в ближайшем будущем, так как этнические мигранты сразу вовлекаются в процессы принятия решения на местном и муниципальном уровне. Благодаря своей кровнородственной солидарности и поддержке диаспор они способны продавливать выгодные им решения вопреки интересам местного населения, живущего нуклеарными семьями и не имеющего диаспоральной структуры. В результате наблюдается разложение русского этноса как государствообразующего, формирование якобы «многонациональной», но, по сути, русофобской социальной среды5.

Можно констатировать, что этнические диаспоры уже набрали достаточную силу, чтобы лоббировать выгодные для себя решения в системе государственного управления. Некоторые эксперты считают, что «диаспоры поделили страну на зоны влияния, и весь трудовой рынок России давным-давно поделен. Но не только между транснациональными корпорациями, но и между диаспорами, которые давно живут внутри России6. Очевидно, что, осознав свою си-

1 Царьград. Мигранты выводят из России рекордные суммы денег. - URL: https://samara.tsargrad.tv/articles/migranty-vyvodjat-iz-rossii-rekordnye-obemy-deneg_397904.(дата обращения: 16.12.2023).

2 Новый закон облегчит получение гражданства России -- URL: https://rg.ru/2022/03/23/novyj-zakon-oblegchit-poluchenie-grazhdanstva-rossii.html

3Мальцев В. Гастарбайтерам максимально облегчат получение гражданства России. - URL: https://zavtra.ru/blogs/gastarbajteram_maksimal_no_oblegchat_poluchenie_grazhdanstva_rossii.

4Мальцев В. За счёт диаспор и российского бюджета: как иностранцы скупают жилье в России. -URL: https://zavtra.ru/blogs/2a_schyot_diaspor_i_rossijskogo_byudzheta_kak_inostrantci_skupayut_zhil_e_v_rossii. (дата обращения: 16.12.2023

5Мальцев В. Как мигранты вытесняют коренное население России из школ. -URL: https://zavtra.ru/blogs/kak_migranti_vitesnyayut_korennoe_naselenie_rossii_iz_shkol. (дата обращения: 16.12.2023).

6Царьград. Диаспоры поделили Россию на зоны влияния. А что русские? - URL:

лу, диаспоры начнут в ближайшем будущем осваивать сферу публичную политики, и финансировать эти устремления уже сегодня готова выросшая в России этническая олигархия и этнические ОПГ1. Как показывает мировой опыт, активизация деятельности этнических предпринимателей и формирование этнополитических амбиций мигрантских масс, жестко организованных в кровнородственные общины, является лишь вопросом времени [5].

Таким образом, есть основания утверждать, что использование трудовых ресурсов этнических мигрантов наносит серьезный ущерб национально-государственным интересам в целом. Некоторые исследователи полагают, что этническая миграция используется как инструмент геополитики2. Как показывает анализ, посредством масштабного завоза этнических мигрантов из стран Средней Азии российская власть обеспечивает относительное военно-политическое «спокойствие» на своих южных, слабо защищенных границах, где протяженность границы РФ и Казахстана составляет 4598,8 км. Дело в том, что в условиях демографического взрыва в Средней Азии, создавшего «зловредное демографическое преимущество молодежи», как считает Г. Хайнзон, единственным шансом избежать гражданской войны является «выдавливание» под видом трудовой миграции больших масс молодых мужчин за пределы региона [6].

Некоторые авторы обоснованно предполагают, что если Россия остановит этот процесс и начнет массовую депортацию этнических мигрантов из страны, то это, с большей долей вероятности, вызовет гражданские войны в самых густонаселенных и бедных районах Средней Азии - в Ферганской долине и Горном Бадахшане, что приведет к падению там светских режимов (которые во многом зависят от денег, присылаемых миллионами этнических мигрантов из России, и от возможности высылать туда избыточное население, на порядок снижая у себя уровень нищеты и криминогенности) и приходу к власти радикальных исламистов3.

https://samara.tsargrad.tv/articles/diaspory-podelili-rossiju-na-zony-vlijanija-a-chto-russkie_604350. (дата обращения: 16.12.2023).

1 Официальный сайт Octagon.media. Щупальца краба, цемент и американские друзья Зафара Азимова. -URL: https://octagon.media/ekonomika/shhupalca_kraba_cement_i_amerikanskie_druzya_zafara_azimova.html.

2 Биров Э. Мигранты - живое оружие войн XXI века. - URL: https://zavtra.ru/blogs/migranti_zhivoe_oruzhie_vojn_xxi_veka. (дата обращения: 16.12.2023).

3 Халдей А. Нужно ли запрещать диаспоры в России? - URL: https://zavtra.ru/Ыogs/nuzhno_li_v_rossii_zapreshat_diasporL.(дата обращения: 16.12.2023).

Еще один важный, но недооцененный момент - это демографическая экспансия «избыточного» населения стран Средней Азии на «не заселённые» территории Российской Федерации. Таким образом, Россия, поддерживая интеграционные евразийские процессы, позволяет своим партнерам осуществлять эксплуатацию российской территории, извлекать из нее ресурсы, на которые они поддерживают не только свою жизнедеятельность, но и способствуют развитию собственных стран. Разумеется, это происходит в ущерб России как государству и обществу. Более того, массы мигрантов несут с собой радикальный исламизм, сепаратизм и социальный хаос. Как показывает история человеческой цивилизации, этническая инфильтрация - это механизм, посредством которого уничтожаются народы, страны и цивилизации, что подтверждают специалисты по этнополитическим проблемам [7].

Российская Федерация, стремясь в экономических интересах российских ТНК поддержать дипломатические отношения с исламским миром, прежде всего странами Средней Азии и Персидского залива.

Это ведет к разрушению традиционных культур коренных народов, т. е. уничтожению культурно-языковых и ментальных основ Русского мира и «русскости» как таковой1. Можно говорить о том, что появился активный «исламский фактор» и началась его активная политизация, которая поддерживается некоторыми диаспорами и этническими предпринимателями [8].

Как показывают статистические данные Федерального агентства по делам национальностей, 43 % этнических мигрантов хотят жить на территории РФ по законам шариата, а не по светским законам России; 24 % опрошенных готовы участвовать в протестах, чтобы отстаивать право жить в РФ по нормам шариата; 15 % готовы принимать участие в незаконных политических акциях мигрантов2.

С учетом наличия отрицательной этнической комплиментарно-сти мигрантов из Средней Азии и Закавказья и коренных народов

1 Мальцев В. «Великое переселение народов» из Средней Азии стремительно набирает обороты. -URL: https://zavtra.ru/blogs/skol_ko_millionov_tadzhikov_uzbekov_i_kirgizov_poluchili_grazhdanstvo_rossii. (дата обращения: 16.12.2023).

2Иванов А. Почти каждый второй мигрант не желает жить по российским законам. - URL: https://zavtra.ru/events/pochti_kazhdij_vtoroj_migrant_ne_zhelaet_zhit_po_rossijskim_zakonam.

(дата обращения: 16.12.2023).

России [9, С. 88], становится понятным, почему адаптационные меры, которые сегодня предпринимает Миграционная служба РФ, оказались неэффективными. Представляется, что изменить ситуацию можно посредством внедрения более жёстких условий получения разрешения на работу в России, включающих оценку социальных психологов и экспертов, в целях исключения этнических мигрантов, не желающих ассимилироваться и агрессивно настроенных, нацеленных на максимально жестокую конкуренцию с коренными народами за ресурсы и пространство России. Данные инструменты, используются в ряде зарубежных стран.

Помимо реального материального ущерба национально-государственным интересам, как утверждает В.А. Овчинский1, возникает и угроза национальной безопасности России, так как масса этнических мигрантов планомерно и методично готовится для подрыва российской государственности изнутри, на что указывают два основных фактора.

Во-первых, это рост противоправных посягательств, совершаемых этническими ОПГ по отношению к коренному населению, а также конфликты между ними за конкретные сферы «криминального» влияния. По мнению ученого, это создает дополнительные очаги напряженности на территории нашей страны, которые в результате специальных действий провокаторов и зарубежных кураторов приводят к массовым преступлениям.

Во-вторых, усиление религиозного экстремизма, распространение идеологии терроризма и неонацизма через активизацию действующих и законспирированных «спящих» ячеек радикальных исламистов и сторонников украинских неонацистов. Сегодня, в период проведения СВО на Украине, возросли террористические атаки2 на российских граждан, военнослужащих, журналистов, совершаемые членами диверсионно-подрывных групп [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, есть основания утверждать, что сегодня в Российской Федерации возникла сложная этнополитиче-ская и этнодемографическая ситуация, обусловленная низкой эф-

1 Овчинский В. С., Кочубей М. А. Экстремистские организации в США. С.101-113 file:///C:/Users/Administrator/Downloads/ekstremistskie-organizatsii-v-ssha.pdf (дата обращения: 16.12.2023).

2 Овчинский ВА. Дестабилизация России в ходе спецоперации - главная цель США и НАТО. - URL: https://zavtra.ru/blogs/destabilizatcii_rossii_v_hode_spetcoperatcii_glavnaya_tcel_ssha_i_nato._

фективностью миграционной политики, следствием которой стал масштабный и слабо контролируемый поток этнической миграции из стран Средней Азии. В результате сформировалась конфигурация негативных факторов, дестабилизирующих политическую обстановку и являющихся угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Главной причиной сложившейся ситуации являются частно-корпоративные интересы ряда транснациональных компаний, использующих дешевую рабочую силу трудовых ресурсов этнических мигрантов, нанося при этом критический ущерб интересам государства и общества, на которые ложится подавляющая доля «издержек» такого бизнеса.

Очевидно, что уже сформировалась острая необходимость принципиального пересмотра государственных подходов к миграционной политике в плане повышения ее эффективности. Единственно возможным способом предотвратить в будущем масштабные межэтнические и межконфессиональные столкновения может быть только принципиальное изменение миграционной политики России, заключающееся в переходе на принцип социальной рентабельности, подразумевающей доминирование национально-государственных интересов над частно-корпоративными.

Мы убеждены, что эффективная, государственно- и национально-ориентированная миграционная политика должна решить три принципиальные задачи.

Во-первых, организовать систему оценки лояльности мигрантов к коренному населению, а также оценки их психологического здоровья. Помимо этого, выявление низкоквалифицированных, радикально настроенных и не желающих ассимилироваться этнических мигрантов в целях исключения визы для работы на территории России.

Во-вторых, прекратить выдачу гражданства Российской Федерации этническим мигрантам, за исключением лиц, имеющих высшее образование и являющихся высококвалифицированными специалистами в критически важных для страны секторах экономики.

В-третьих, запустить целевой проект развития внутреннего рынка труда, что в долгосрочной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост и позволит избежать перечисленных выше негативных процессов и событий, крайне опасных для российской государственности.

Библиография:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения:10.01.2024).

2. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991-2002 гг. - М.: Эксмо, 2004.

- 384 с.

3. Обзор основных результатов деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за 2022 г.

- Официальный интернет-сайт МВД России. - URL: https://мвд.рф/ (дата обращения:01.12.2023)

4. Официальный сайт «Росмигрант». Стоимость патента в разных регионах России в 2023 году. - URL: https://www.molbulak.ru/news/novosti-migratsii/stoimost-patenta-v-raznykh-regionakh-rossii-v-2023-godu/(дата обращения:10.01.2024)

5. Каллс С., Хаас де Х., Миллер М.Дж. Век миграции. Международное движение населения в современном мире. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. - 512 с. ISBN: 978-585006-39

6. Хайнзон Г. Европа: конец игры. Чьи дети будут править миром? - М.: АСТ, 2003. - 175 с. 6

7. Ачкасов В. А., Абалян А. И., Андреев А. А., Никифоров А. А. Этнополитические конфликты и мобилизация в современном мире: постсоветский контекст: коллективная монография / отв. ред. В. А. Ачкасов, А. И. Абалян. - СПб.: Изд-во РХГА, 2021. 640 с.

8. «Исламский фактор» в миграционных процессах в России. Сайт Российского совета по международным делам. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-

comments/analytics/islamskiy-faktor-v-migratsionnykh-protsessakh-v-rossii/ (дата обращения:10.01.2024).

9. Хлыстунов С.Ю., Иванченко В.Н. Этническая комплиментарность: неучтенный фактор этнополитического процесса // Вестник Поволжского института управления. - 2022. -Том 22. - № 3. - С. 88. EDN: DPPXFUDOI: 10.22394/1682-2358-20223-84-92

10. Сулейманов Р.Р. Мигранты и их роль в распространении радикальных течений ислама в России: причины, проявления и последствия // Идеологическое противодействие этнорелигиозному терроризму в современной России: Сб-к статей

по вопросам возникающих угроз в этнокультурной и религиозной среде и методикам противодействия радикализации этнорелигиозного фактора и профилактики конфликтов на этнорелигиозной почве. - Саранск, 2014. - С. 65-94.

References:

1. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrashche-niia:10.01.2024). (In Russ).

2. Glaz'ev, S.Iu., Kara-Murza, S.G., Batchikov. S.A. (2004) Belaia kni-ga: Ekonomicheskie reformy v Rossii 1991-2002 gg. M.: Eksmo, 384 p. (In Russ).

3. Obzor osnovnykh rezul'tatov deiatel'nosti podrazdelenii po vo-prosam migratsii territorial'nykh organov MVD Rossii za 2022 g. -Ofitsial'nyi internet-sait MVD Rossii. - URL: https://mvd.rf/ (data obrashcheniia:01.12.2023) (In Russ).

4. Ofitsial'nyi sait «Rosmigrant». Stoimost' patenta v raznykh r e-gionakh Rossii v 2023 godu. - URL: https://www.molbulak.ru/news/novosti-migratsii/stoimost-patenta-v-raznykh-regionakh-rossii-v-2023-godu/(data obrashche-niia:10.01.2024) (In Russ).

5. Kalls, S., Khaas, de Kh., Miller, M.Dzh. (2022) Vek migratsii. Mezhdunarodnoe dvizhenie naseleniia v sovremennom mire. Iz-datel'skii dom «Delo» RANKhiGS,. - 512 p. ISBN: 978-5-85006-39(In Russ).

6. Khainzon, G. (2003) Evropa: konets igry. Ch'i deti budut pravit' mirom? - M.: AST, 175 p. (In Russ).

7. Achkasov, V. A., Abalian, A. I., Andreev, A. A., Nikiforov, A. A. (2021) Etnopoliticheskie konflikty i mobilizatsiia v sovremennom mire: postsovetskii kontekst: kollektivnaia monografiia / otv. red. V. A. Achkasov, A. I. Abalian. - SPb.: Izd-vo RKhGA, 640 p. (In Russ).

8. «Islamskii faktor» v migratsionnykh protsessakh v Rossii. Sait Rossiiskogo soveta po mezhdunarodnym delam. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-

comments/analytics/islamskiy-faktor-v-migratsionnykh-protsessakh-v-rossii/ (data obrashcheniia:10.01.2024). (In Russ).

9. Khlystunov, S.Iu., Ivanchenko, V.N. (2022) Etnicheskaia kompli-mentarnost': neuchtennyi faktor etnopoliticheskogo protsessa. Vest-

nik Povolzhskogo instituta upravleniia. Vol. 22. No.3. p. 88. EDN: DPPXFUDOI: 10.22394/1682-2358-2022-3-84-92(In Russ).

10. Suleimanov, R.R. (2014) Migranty i ikh rol' v rasprostranenii radikal'nykh techenii islama v Rossii: prichiny, proiavleniia i pos-ledstviia. Ideologicheskoe protivodeistvie etnoreligioznomu terrori-zmu v sovremennoi Rossii: Sb-k statei po voprosam voznikaiushchikh ugroz v etnokul'turnoi i religioznoi srede i metodikam protivodeistvi-ia radikalizatsii etnoreligioznogo faktora i profilaktiki konfliktov na etnoreligioznoi pochve. Saransk, p. 65-94. (In Russ).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.

Поступила в редакцию (Received) 15.12.2023. Поступила после рецензирования (Revised) 25.02.2024. Принята к публикации (Accepted) 20.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.