Научная статья на тему 'Проблемы реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственной управленческой деятельности'

Проблемы реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственной управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
725
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логвинова Инна Владимировна

В статье рассматривается проблема реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственного управления. Нельзя не отметить возрастающую роль международного права и его воздействие на государственную практику в целях выполнения принятых на себя государством международных обязательств. Исполнение международных договоров требует от государств серьезных шагов, в том числе, включение новых полномочий в компетенцию отдельных государственных органов, создание при необходимости временных органов для подготовительных мероприятий и иных действий, не говоря уже о собственно процедуре имплементации международных норм во внутринациональное право. Исследование этой проблемы представляется весьма дискуссионным. Автор исследует проблему с позиции конституционно-правовой науки, на основе формально-юридического, логического, функционального и аналитического подходов. Автор полагает, что Российская Федерация в практике государственного управления встречается с теми же проблемами реализации международных обязательств, что и иные страны. Во многом это обусловлено появлением в ХХ в. отдельных контрольных механизмов в отношении международных конвенций, а также с расширением юрисдикции наднациональных органов, таких как Европейский Суд по правам человека, утратой государствами монополии на толкование внутринационального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article deals with the problem of implementation of international obligations of the Russian Federation in the context of public administration. The increasing role of international law and its impact on state practice in order to fulfill the international obligations assumed by a state cannot be overlooked. The implementation of international treaties requires States to take serious steps, including the inclusion of new powers in the competence of individual state bodies, the establishment, of temporary bodies for preparatory activities and other actions, the actual procedure for the implementation of international law into domestic law. The study of this problem seems to be very controversial. The author investigates the problem from the position of constitutional and legal science, on the basis of formal-legal, logical, functional and analytical approaches. The author believes that the Russian Federation in the practice of public administration faces the same problems of implementation of international obligations as other countries. This is largely due to the emergence in the twentieth century. some control mechanisms in respect of international conventions, as well as the expansion of the jurisdiction of supranational bodies such as the European Court of Human rights, the loss of state monopoly on the interpretation of domestic law.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственной управленческой деятельности»

16. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

16.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Логвинова Инна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых основ управления

Место работы: Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации

Logvinova_inna@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема реализации международных обязательств Российской Федерации в контексте государственного управления. Нельзя не отметить возрастающую роль международного права и его воздействие на государственную практику в целях выполнения принятых на себя государством международных обязательств. Исполнение международных договоров требует от государств серьезных шагов, в том числе, включение новых полномочий в компетенцию отдельных государственных органов, создание при необходимости временных органов для подготовительных мероприятий и иных действий, не говоря уже о собственно процедуре имплементации международных норм во внутринациональное право. Исследование этой проблемы представляется весьма дискуссионным. Автор исследует проблему с позиции конституционно-правовой науки, на основе формально-юридического, логического, функционального и аналитического подходов.

Автор полагает, что Российская Федерация в практике государственного управления встречается с теми же проблемами реализации международных обязательств, что и иные страны. Во многом это обусловлено появлением в ХХ в. отдельных контрольных механизмов в отношении международных конвенций, а также с расширением юрисдикции наднациональных органов, таких как Европейский Суд по правам человека, утратой государствами монополии на толкование внутринационального права.

Ключевые слова: международное право, государство, имплементация, международный договор.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF PUBLIC ADMINISTRATION

Logvinova Inna V., Associate Professor, PhD (Jurisprudence), Chair of the Legal Basis of Management Place of employment: Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Logvinova_inna@mail.ru

Abstract: the article deals with the problem of implementation of international obligations of the Russian Federation in the context of public administration. The increasing role of international law and its impact on state practice in order to fulfill the international obligations assumed by a state cannot be overlooked. The implementation of international treaties requires States to take serious steps, including the inclusion of new powers in the competence of individual state bodies, the establishment, of temporary bodies for preparatory activities and other actions, the actual procedure for the implementation of international law into domestic law. The study of this problem seems to be very controversial. The author investigates the problem from the position of constitutional and legal science, on the basis of formal-legal, logical, functional and analytical approaches.

The author believes that the Russian Federation in the practice of public administration faces the same problems of implementation of international obligations as other countries. This is largely due to the emergence in the twentieth century. some control mechanisms in respect of international conventions, as well as the expansion of the jurisdiction of supranational bodies such as the European Court of Human rights, the loss of state monopoly on the interpretation of domestic law.

Keywords: international law, the state, the implementation, the international treaty.

Государства являются основными участниками системы международных отношений. Кроме государств на международном уровне участвуют международные организации, народы и нации, борющиеся за свою независимость, государственноподобные образования (Ватикан). Все они взаимодействуют на основе сложившегося международного права.

Современный коммуникативный процесс в международных отношениях предопределен необратимым процессом глобализации [8]. В настоящее время влияние международного права на внутригосударственное право достаточно заметно [7, 11].

Российская Федерация выполняет международные обязательства, связанные с участием в универсальных международных организациях, кроме того, как участница СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) наше страна берет на себя и обязательства, вытекающие из участия в этих интеграционных объединениях. Право ЕАЭС - это особая правовая система, нормы которой, содержащиеся в Договоре о ЕАЭС, международных договорах в рамках ЕАЭС, международных договорах ЕАЭС с третьей стороной, решениях и распоряжениях Высшего совета, Межправительственного совета и Комиссии, регулируют отношения

государств - членов ЕАЭС, возникающие в связи с образованием и функционированием ЕАЭС. Вырабатывают нормы наднационального права также и органы Союзного государства России и Беларуси, и др. интеграционные структуры. На внутринациональном уровне государства должны учитывать такие нормы.

Реализация заключенного в нормах международного права универсального потенциала зависит не только от активности участников международных отношений, но и от готовности государств создавать условия для воплощения этих норм на внутринациональном уровне. Современное международное право может быть реализовано только в тесном взаимодействии с внутренним правом государств, что обеспечивается деятельностью государственных органов, поэтому международное право влияет не только на право государств, но и на государственное управление. Такое воздействие опосредованно - через принятые в установленном в государстве порядке нормативные правовые акты и иные официальные документы, а также через государственно-властные решения.

Российская Федерация является ответственным участником международных отношений и государственные органы, а также должностные лица должны исполнять принятые Российской Федерацией международные обязательства и реализовывать их.

Ряд статей Конституции Российской Федерации прямо предусматривают общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, заключаемые Российской Федерацией (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Следовательно в деятельности, связанной с государственным регулированием и управлением, необходимо учитывать положения международного права при наличии следующих условий:

- речь идет не о любой норме международного права, а об общепризнанных принципах и нормах международного права;

- международные договоры обязательны для Российской Федерации при условии того, что наша страна в них участвует (Российская Федерация заключила и ратифицировала при необходимости этой процедуры международный договор);

- международные нормы содержат необходимые положения для урегулирования требуемого отношения;

- применение таких норм не создает противоречия с Конституцией Российской Федерации.

Государственные органы и должностные лица обязаны обеспечить реализацию норм международного права в правовой системе Российской Федерации [15].

Россия относится к числу тех государств, в законодательстве которых разрешено временное, до вступления в силу, применение международных договоров. Это должно быть предусмотрено в договоре или выражено в иной договоренности между государствами-участниками. Такие договоры подлежат представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию или для продления (путем принятия закона) срока временного применения. В отношении реализации временно исполнимых международных договоров в юридической науке обозначена проблема, что они начинают действовать до опубликования. Вместе с тем, это не согласуется с конституционной практикой Российской Федерации. Однако если допустить, что такой договор может быть опубликован, тогда возникает коллизия другого рода, ведь после ратификации международный договор должен быть также опубликован (он ра-

тифицируется в форме федерального закона). С теоретической и практической точки зрения пока это не решаемая проблема. Однако нельзя согласиться с мнением отдельных исследователей, что поскольку в рамках действующего конституционного правопорядка эту коллизию преодолеть нельзя, то надо воздерживаться от временного исполнения международных договоров. Все-таки это устоявшаяся практика, она имеет во многих случаях серьезные основания. Скорее всего следует продумать вопрос о форме ратификации подобных договоров.

Согласие на обязательность для Российской Федерации международного договора выражается посредством одного из действий:

- путем подписания договора;

- обмена документами, его образующими;

- ратификации договора;

- утверждения договора;

- принятия договора;

- присоединения к договору;

- любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации [10].

Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении по отношению к законам Российской Федерации, но не Конституции нашей страны.

Как бы не был противоречив процесс глобализации, несомненно, что к его устойчивым тенденциям следует отнести: рост авторитета общепризнанных принципов международного права, приоритет прав и свобод человека, международное правовое сотрудничество во имя прогресса человечества, вопросы безопасности, противодействие терроризму, гуманизация, экологическое благополучие, сотрудничество в сфере экономики, торговли, культуры и науки. Общечеловеческие ценности, выраженные в международных актах, являются конечным результатом конвергенции огромного социального опыта, поэтому нормы международного права выступают как ориентир для национального законодательства и практики государственного управления.

Ссылка на положения международных актов и договоров используется для аргументации в качестве дополнительного довода в пользу своих позиций для разъяснения смысла и значения правового текста (например, международного документа или Конституции Российской Федерации) [13]. Во многих зарубежных странах положения международных документов, содержащих общепризнанные принципы и нормы, используют для толкования внутригосударственных законов. Особенно часто это происходит со Всеобщей декларацией прав и свобод 1948 г. (Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Россия).

Нормы международного права, общепризнанные принципы и международные договоры Российской Федерации влияют на предметно-функциональную и организационно-институциональную деятельность субъектов государственного управления.

Влияние на предметно-функциональную деятельность органов государственного управления и должностных лиц проявляется в правотворчестве и в процессе правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Международные нормы исследуются при разработке внутринациональных актов на предмет возможности

их учета в содержании в случае, если это не противоречит Конституции Российской Федерации [9]. В пояснительных записках к проектам разрабатываемых законов обычно приводится информация о международной практике, принятой в области регулирования схожих общественных отношений.

В Указах Президента Российской Федерации содержатся нормы о соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ (например, в Указе Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»). Такая позиция обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, Российская Федерация проводит внешнюю политику, направленную на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений.

Во-вторых, Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства.

В-третьих, Россия стремится содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации.

Выполнение международных обязательств требует закрепление в компетенции государственных органов Российской Федерации соответствующих полномочий, что предопределяет их предметно-функциональную деятельность. Так, в нормативных правовых актах, устанавливающих компетенцию и полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, установлено, что эти органы руководствуются не только Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, но и международными договорами (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» и др.)

Деятельность государственных органов направлена на выполнение международных документов [4]. Например, 25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (A/RES/70/1). Этот международный документ направлен на укрепление всеобщего мира в условиях большей свободы. Одна из главных задач - ликвидация нищеты.

С учетом того, что Россия приняла на себя, как и большинство стран, обязательства по Резолюции (А/РЕЭ/70/1) до 2030 г., необходимо выстраивать стратегическое планирование развития страны в соответствии с теми амбициозными задачами, которые поставлены на международном уровне [6]. Безусловно, основные задачи, на которые ориентировано международное сообщество, касаются развивающихся стран. Однако, в Российской Федерации необходимо разрабатывать новые серьезные меры социальной направленности для качественного улучшения жизни россиян. Отдельные государства уже приступили к серьезной работе над реализацией целей устойчивого развития ООН: Германия, Великобритания, Швейцария, Норвегия. К их числу можно отнести и Российскую Федерацию. Однако предстоит достаточно много сделать для трансформации положений Резолюции (A/RES/70/1) в управленческую практику.

Кроме влияния на предметно-функциональную деятельность органов государственной власти и управления, международное право оказывает воздействие на организационно-институциональную деятельность.

Принимая на себя международные обязательства государство обязано их исполнять. В отношении таких обязательств, которые выражены в выдающихся документах в области прав и свобод человека, как: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), на государствах-участниках лежит основное обязательство обеспечить существование каждого из прав, хотя бы на минимальном уровне.

На внутринациональном уровне каждое государство, а подавляющее большинство участвует в этих пактах, организует государственную деятельность по реализации положений международных документов. Эта государственная деятельность выражается в следующем:

- разработке государственной политики в области реализации прав (например, права на труд, на социальное обеспечение, доступ каждого к услугам здравоохранения и достижению соответствующего уровня здоровья и т.д.);

- осуществлении конкретных мероприятий по реализации положений международных пактов;

- определении материальных и людских ресурсов, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств;

- финансировании за счет бюджетных средств;

- разработке форм и мер государственного контроля за обеспечением прав и свобод.

В области обеспечения международно-правовой защиты прав и свобод в ХХ в. произошло важнейшее событие - создание международных контрольных механизмов по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств. Так, для обеспечения действия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) создан Европейский Суд по правам человека. Комитет по правам человека ООН - стал одним из первых контрольных механизмов в отношении Международного пакта о гражданских и политических правах. Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах должны представлять доклады о принимаемых ими мерах на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным права обнародует замечания, выносимые в адрес государств в процессе обсуждения таких докладов. Следовательно, на внутринациональном уровне требуется проведение серьезных мероприятий по реализации международных договоров, в которых Российская Федерация является государством-участником. От эффективности этой работы зависит не только реализация положений международных документов, но и престиж, авторитет государства на международной арене.

Министерство юстиции Российской Федерации располагает зарубежным аппаратом, в частности представители министерства, осуществляют в составе Постоянного представительства РФ при Совете Европы функции по обеспечению деятельности Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации. Именно Минюст занимается деятельностью по мониторингу правоприменения государственными органами и должностными лицами в Российской Федерации выполнения постановлений ЕСПЧ [2].

Для подготовки участия или ратификации некоторых международных документов требуется проведение на

государственном уровне подготовительных мероприятий. Например, до ратификации Российской Федерацией Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г., подписанной нашей страной в 2000 г., в 2001 г. была создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по подготовке к ее ратификации (2001-2004 гг.).

Для поддержания сотрудничества с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) был образован правительственный координационный орган - Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО .

Для выполнения международных гуманитарных обязательств Российская Федерация создала Комиссию по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

Имплементация представляет собой процедуру трансформации норм международного права во внутринациональное, которая может осуществляться различными способами, соответствующими конституции страны. В имплементации принимают участие глава государства и Федеральное Собрание Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы власти в случае, если международные соглашения заключены этими органами. Международные договоры не устанавливают конкретный способ имплементации их положений в национальное право. Это всегда остается на усмотрение (дискрецию) государства-участника соглашения [5].

В Российской Федерации имплементация возможна следующими способами:

- положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно;

- для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты, прежде всего, федеральные законы.

Заключая различные международные договоры, Российская Федерация исходит из того, что она принимает на себя эти обязательства. Ответственный подход Россия демонстрирует на международной арене в двусторонних и многосторонних отношениях. В 2016 г. Российская Федерация и КНР приняли Декларацию о повышении роли международного права.

Европейский Суд по правам человека является механизмом защиты Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. И это породило еще одну серьезную проблему. Дело в том, что на внутринациональное право влияет не только сама Конвенция, но и ЕСПЧ: «таким образом, вопросы влияния Конвенции на национальные правопорядки в значительной степени трансформировались в вопросы влияния решений Европейского суда» [14].

Достаточно долгое время ЕСПЧ не вмешивался в вопросы регулирования на национальном уровне гарантий, предоставленных Конвенцией. Не затрагивал ЕСПЧ и вопрос о конституционном регулировании, сложившемся в отдельных странах. Но со временем сложилась ситуация, когда все больше стран принимало решение на уровне конституционных судов по вопросам основных прав и свобод, после чего граждане, не удовлетворенные позицией национальных конституционных судов обращались за защитой нарушенных прав в ЕСПЧ. Стали появляться решения ЕСПЧ, которые расходились с правовыми позициями национальных кон-

ституционных судов. При этом в странах Центральной и Восточной Европы конституционные суды стали исходить из необходимости сверять свои решения с правовыми позициями ЕСПЧ. Такая практика распространялась и в других европейских государствах, но по некоторым решениям противоречия (коллизии) были обусловлены историческими особенностями отдельных государств, поэтому безусловно принять позицию ЕСПЧ по таким отдельным вопросам не все оказались готовы. Проблемы от попыток вторжения наднационального суда в осуществление правосудия национального суда испытывали в отдельных случаях Италия, Австрия, Франция, ФРГ, Великобритания, Турция, Ирландия и др. страны. Основная причина - игнорирование национальных, исторических особенностей, сложившихся в этих странах при попытке ЕСПЧ отстоять общую правовую позицию, вытекающую из толкования отдельных положений Конвенции.

Ситуация расхождения между решениями ЕСПЧ и органа конституционного контроля в конце концов возникла и с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации [3].

Отметим, что в Российской Федерации созданы необходимые механизмы для исполнения решений ЕСПЧ, пересмотра решений национальных судов, при необходимости внесения изменений во внутренние национальные акты [1].

Международный договор по буквальному смыслу его положений может соответствовать Основному закону на момент его подписания, но в последствие конкретизации, в том числе, посредством толкования наднациональным судом содержания правовых норм, содержащихся в нем, нет гарантий, что не возникнут коллизии.

В 2015 и в 2016 гг. Конституционный Суд РФ принял всего два постановления по вопросу о возможности исполнения решений ЕСПЧ. До этого таких решений не было. Эта ситуация возникла именно потому, что если исходить из обязательности решений ЕСПЧ, то в связи с исполнением двух решений возникнет ситуация, нарушающая нормы Конституции Российской Федерации.

С запросом о возможности исполнения решений ЕСПЧ обратилось в Конституционный Суд Министерство юстиции Российской Федерации. Поводом послужило как раз расхождение в правовых позициях ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ и вопрос о соответствии в случае исполнения таких решений положениям Конституции Российской Федерации И даже в этих двух ситуациях Конституционный Суд РФ шел на компромисс и своими постановлениями поддержал как собственный авторитет, так и авторитет решений ЕСПЧ. Границы же компромисса - нормы Конституции Российской Федерации, которые нельзя нарушать (постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П).

Конституционный Суд РФ встал на защиту Конституции Российской Федерации. Однако эти решения, имеют исключительный и единичный характер. Безусловно, если бы в свое время Российская Федерация не ратифицировала Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то эта ситуация была бы намного проще. Это доказывает, что при принятии на себя международных обязательств нужно внимательно продумывать и учитывать все последствия таких действий. Кроме того, особо подчеркнем, что эти отдельные коллизии вызваны не противоречиями между Конвенцией и Конституцией Российской

Федерации: таких противоречий нет, а именно расхождениями в толковании положений Конвенции, которые обнаружились между ЕСПЧ и Конституционным Судом РФ. Поскольку в такой ситуации Министерство юстиции не могло исполнить решение ЕСПЧ и был направлен запрос в орган конституционного контроля, который разрешил в какой части постановление ЕСПЧ может быть исполнено и в какой нет. Создав для Минюста правовые основания для принятия дальнейших решений этим государственным органом.

В итоге можно констатировать, что влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод с учетом роли ЕСПЧ резко возросло.

Некоторые постановления ЕСПЧ требуют значительных мер по их исполнению, совместных действий ряда федеральных органов. Так, в целях реализации постановления ЕСПЧ «Ананьев и другие против России» в Российской Федерации была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Министерства, Министерства финансов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов.

Работа проводилась в тесном взаимодействии с Департаментом Совета Европы по контролю за исполнением постановлений Европейского Суда. В итоге был подготовлен план, включающий комплекс мероприятий по исполнению решения ЕСПЧ, а государственные органы, входившие в межведомственную группу выступили в качестве ответственных за исполнение этого плана.

Насколько международное право влияет на внутринациональное можно оценить в каждой стране по объему тех международных обязательств, которые она на себя принимает, количеству подписанных ратифицированных международных договоров. Кроме того, законодательство может приводиться в соответствие с международными нормами и до подписания соответствующих международных договоров (например, длительное время заняло вступление России в ВТО, но законодательство приводилось в соответствие со стандартами этой международной организации).

Понятно, что недостаточно только принять на себя международное обязательство, его нужно и исполнить. В связи с чем так важно иметь представление о практике исполнения международных договоров и иных международных документов в разных странах. Это имеет значение и для Российской Федерации, как активного участника международных отношений.

Отметим роль отдельных международных организаций в усилении влияния международных норм, в том числе в результате прямых рекомендаций использования их во внутригосударственных отношениях. Например, Европейская комиссия за демократию через право, более известная как Венецианская комиссия - консультативный орган Совета Европы, образована в 1990 г. Несмотря на то, что решения Венецианской комиссии носят рекомендательный характер, комиссия действует на основе резолюции Комитета министров Совета Европы, которая имеет юридически обязательный характер. Соответственно, Устав Венецианской комиссии обязателен не только для государств - участников Расширенного соглашения, являющихся членами Совета Европы, но и для государств - не членов Совета, включенных в это соглашение [12].

Комиссия заслушивает Доклады и обобщает практику различных европейских стран в области прав человека. Особенно много Комиссия делает по направлению совершенствования избирательных практик, гарантированию избирательных прав, а также по недопущению дискриминации и т.д. Государства самостоятельно решают как такие рекомендации выполнять. Однако авторитет Комиссии не позволяет просто игнорировать сделанные рекомендации и, как правило, на внутринациональном уровне государства стараются исполнить такие рекомендации и учитывать позиции Комиссии при разработке законов.

Нормы международного права могут не только влиять посредством имплементации, но иметь и косвенное воздействие. Авторитет и уважение со стороны государств к вырабатываемым международным нормам, которые закрепляют общечеловеческие ценности, являются обобщением наиболее успешного опыта самих государств, итогом многолетней деятельности высококвалифицированных профессионалов, безусловно способствуют тому, что в правовой культуре утверждается готовность к выполнению международных обязательств. Это становится свойством правовой ментальности, профессионального отношения к делу, в том числе государственной управленческой деятельности и культуры управления.

Следовательно, международное право будет оказывать воздействие на субъектов государственного управления не только через закрепленные нормы, но и через науку; профессиональное правосознание, по коммуникативным каналам в связи с деятельностью различных общественных объединений. Выражаться такое влияние будет в правотворчестве государственных органов, в международной деятельности различных форматов, в принятии определенных государственных управленческих решений государственными органами и должностными лицами.

Эффективность работы государственных органов, качество государственных услуг, реализация задач в области государственного управления, напрямую зависят от профессиональных и личностных качеств государственных служащих.

Проблемы реализации общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров следует рассматривать в отношении предметно-функциональной и организационно-институциональной деятельности органов государственной власти и управления. Границы влияния международного права необходимо видеть в положениях Конституции Российской Федерации, при этом важнейшую роль играют постановления Конституционного Суда РФ. Необходимо преодолеть коллизию, связанную с реализацией временно исполнимых договоров, внеся изменения в процедуру их ратификации. Имеет смысл рассматривать как исключительную практику органа конституционного контроля в отношении невозможности полностью или частично исполнять решения ЕСПЧ в случае, если такое исполнение приведет к противоречиям с конституционными нормами. Стоит отметить, что Конституционный Суд РФ совершенно верно занял позицию на укрепление конституционного правопорядка и при этом оставляет возможности для компромисса и поиска решений об адаптации правовых позиций ЕСПЧ к национальному праву РФ. Следует особенно обратить внимание на деятельность ряда международных организаций, которые разрушили монополию государств на толкование внутреннего национального права. Участие в таких

международных организациях будет требовать от Российской Федерации значительных усилий по аргументации и отстаиванию своих позиций.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83%.

Список литературы:

1. Григорьева О. Г. Международное сотрудничество в сфере гражданских и семейных правоотношений (развитие конституционных основ) // Социально-политические науки. - 2017. - № 1. - С. 104-109.

2. Григорьева О. Г. Полномочия органов внешних сношений в сфере сотрудничества с зарубежными странами по гражданским делам // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - № 6. - С. 303.-309.

3. Зорькин В. Д. Предел уступчивости // Российская газета. - 2010. - 29 октября. https://rg.ru/amp/2010/10/29/zorkin.html

4. Камолов С. Г., Артемова П. В. Информационные технологии для государственных служащих. - М., 2017. - 215 с.

5. Логвинова И. В. Дискреционная власть: теоретико-правовой аспект политического явления // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. -М.: РГГУ, 2009. - С. 88-107.

6. Логвинова И. В. Содержание права на осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. -№ 8. - С. 363-366.

7. Лутовинова Н. В., Овсянникова А. А. Международно-правовые стандарты в области социального обеспечения // Социально-политические науки. - 2017. - № 2. - С. 8286.

8. Марочкин С. Ю. Международное право: 60 лет после создания ООН // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С. 121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Образовательная программа повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: учебное пособие / под ред. А. П. Логунова. - М.: РГГУ, 2011. - С. 20-25.

10. Осавелюк А. М. Являются ли международные договоры источниками конституционного права России? // Международное право и международные организации.-2004. - № 3. - С. 444 - 451.

11. Павлюк А. В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования // Право. Экономика. Безопасность. - 2015. - № 1. - С. 54-57.

12. Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект толкования национального права // Журнал российского права. - 2016. - № 8 (236). - С. 5-15.

13. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Проспект, 2013. - С. 199.

14. Gracheva S.A. Constitutional Justice and implementation of decisions of the European Court of Human Rights: scientific-practical guide. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2012. - P. 4.

15. Kamolov, Sergey G. Digital public governance: trends and risks / Sergey G. Kamolov // Giornale di storia cos-tituzionale. - 2017. - № 33. - PP. 185-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.