Научная статья на тему 'Проблемы реализации механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв: правовые и экономические аспекты'

Проблемы реализации механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв: правовые и экономические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ПОЧВЫ / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ИСЧИСЛЕНИЕ ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА / FERTILE SOIL LAYER / LAND PROTECTION / ENVIRONMENT / LEGAL PROTECTION / CALCULATION OF DAMAGE CAUSED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Забавко Роман Алексеевич, Берестнев Михаил Александрович, Светличный Александр Алексеевич

Дан анализ правовых и экономических аспектов сохранения и защиты плодородного слоя почв. В результате изученных материалов уголовных дел и дел об административных правонарушениях предлагаются внесения изменений в действующее законодательство, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв. Также на основании проведенных исследований предлагается усовершенствованная методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM OF PRESERVATION AND PROTECTION OF FERTILIAL SOIL SOIL: LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS

The article is devoted to the analysis of the legal and economic aspects of the preservation and protection of the fertile soil layer. As a result, changes were made to the current legislation, which will contribute to improving the efficiency of the mechanism for the preservation and protection of the fertile soil layer. Conducted research involves the use of an improved method of calculating in monetary terms the amount of damage caused to the soil as an object of environmental protection.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв: правовые и экономические аспекты»

УДК 349.415 + 332.2 + 332.3

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА СОХРАНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПЛОДОРОДНОГО СЛОЯ ПОЧВ: ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

М.А. Берестнев, О.П. Грибунов, Р.А. Забавко, А.А. Светличный

Дан анализ правовых и экономических аспектов сохранения и защиты плодородного слоя почв. В результате изученных материалов уголовных дел и дел об административных правонарушениях предлагаются внесения изменений в действующее законодательство, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв. Также на основании проведенных исследований предлагается усовершенствованная методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

Ключевые слова: плодородный слой почвы, охрана земель, окружающая среда, правовая охрана, исчисление причиненного ущерба.

Развитие промышленности, активная добыча природных ресурсов и другие многочисленные факторы становления и развития человеческой цивилизации, особенно в период с начала XIX века и по настоящее время, привели к весьма серьезным последствиям в области негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из анализа экологической ситуации в Российской Федерации, несмотря на принимаемые государством меры по сохранению и защите окружающей среды, деятельность многочисленных «зеленых» организаций и различного рода фондов по сохранению природы и ее ресурсов, кризисные тенденции последних десятилетий, с полной отчетливостью проявившиеся в начале XXI века, на сегодняшний день практически не преодолены, а в отдельных аспектах даже усугубляются. Нерациональное использование природных ресурсов, материальная заинтересованность в этом крупных корпораций и мелких предприятий, продолжающиеся процессы глобализации приводят к тому, что экологическая ситуация продолжает оставаться далеко не в лучшем состоянии.

Вместе с тем, национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Еще в 2000 г. в Указе Президента РФ отмечалось, что «угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем» [1]. О необходимости обеспечения высоких стандартов экологического благополучия было сказано и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. [2]

Государственными органами в настоящее время предпринимаются комплексные меры по обеспечению охраны окружающей среды и безопасной жизнедеятельности населения нашего государства. При этом используют как экономические, социальные, так и правовые методы воздействия. Так, например, в Уголовном кодексе РФ глава 26 целиком посвящена экологическим преступлениям (ст.ст. 246-262). Аналогичную главу «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ст.ст. 8.1-8.47) содержит и Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Отметим, что в современной юридической науке достаточно активно разрабатываются концепции, позволяющие исследовать рациональность применения правового инструментария для анализа конкретных ситуаций с учетом соблюдения прав личности, согласованности различных отраслей законодательства. В этой связи представляется важным и необходимым использование международного опыта в проведении различного рода преобразований для обеспечения сохранности окружающей среды, что позволит сократить время поисков гармоничной системы законодательства, в полной мере, отвечающей интересам личности, общества, государства.

Проблемы, относящиеся к области охраны окружающей среды и природопользования, являются одними из наиболее сложных в современной юридической и экономической науках, что обусловлено спецификой нормативно-правовой, отсутствием или недоработкой методик определения экономического ущерба от негативного воздействия на окружающую среду, и, соответственно, вытекающими из этого трудностями определения размера возмещения нанесенного ущерба.

Как показывает анализ научной литературы, проблемы совершенствования правового механизма охраны и защиты окружающей среды в последние годы вызывают повышенный интерес у ученых [3, 4, 5], в том числе у представителей юридической и экономической науки. Отметим, что их труды внесли значительный вклад в решение многих правовых вопросов в области обеспечения охраны окружающей среды, расширили теоретические представления о роли и значении юридической ответственности по обеспечению экологического правопорядка [6, 7, 8, 9].

Вместе с тем, по нашему мнению, проблемы реализации механизма правовой и экономической защиты плодородного слоя почв исследованы не в полной мере, в то время как этот вопрос на сегодняшний представляется весьма актуальным, так как почве принадлежит исключительно важная роль в природной среде обитания человека. Почва - основное средство сельскохозяйственного производства и относится к невозобновимым природным ресурсам. Почва выступает крупнейшим поглотителем органического углерода, что имеет первостепенное значение для смягчения климатических изменений и приспособления к ним. Почва является своеобразным фильтром, предотвращающим поступление различных за-

грязняющих веществ в природные воды, растения и далее - в животные организмы и человека.

Почвы во многом определяют экологическую обстановку территории, вследствие чего многочисленные международные декларации и соглашения по проблемам природопользования говорят о почве как всеобщем достоянии человечества, которое необходимо не только рационально использовать, но и при этом принимать многочисленные меры для сохранности [10, 11, 12, 13, 14].

В целом земельный фонд в административных границах Российской Федерации по состоянию на 2018 год, по данным Росреестра, составил 1 712,5 млн га. По сравнению с 2010 г. земельный фонд увеличился на 2,7 млн га (или на 0,16 %). От общей площади земельного фонда для сельскохозяйственного использования пригодно менее четверти земель (23,8 %, или 407,5 млн га земель, из которых 383,2 млн га - земли сельскохозяйственного назначения и 24,2 млн га - сельхозугодья из других категорий земель). Примечательно, что на одного жителя Российской Федерации приходится 2,6 га сельскохозяйственных земель [15].

Таблица 1

Распределение земельного фонда по категориям

(на начало года; миллионов гектаров)

2006 2011 2015 2016 2017 2018

Всего земель (территория) 1709,8 1709,8 1712,51) 1712,5 1712,5 1712,5

в том числе:

земли сельскохозяйственного назначения 401,6 393,4 385,52) 383,7 383,6 383,2

земли населенных пунктов 19,1 19,6 20,12 20,3 20,4 20,4

земли промышленности, энергетики, транс-

порта, связи, радиовещания, телевидения и

иного специального назначения 16,7 16,8 17,22 17,3 17,4 17,5

земли особо охраняемых территорий и объ- 47,02

ектов 34,2 34,9 47,0 47,2 47,7

земли лесного фонда 1104,9 1115,8 1122,52 1126,3 1126,3 1126,3

земли водного фонда 27,9 28,0 28,02 28,1 28,1 28,1

земли запаса 105,4 101,3 89,53 89,7 89,5 89,3

1)1 Включая сведения по г. Севастополю, с учетом данных Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о площади территории Республики Крым. 2) Без учета Республики Крым.

В настоящее время на территории России выявлены 76 наименований почв и 25 видов почвенных комплексов. Большое разнообразие почв определено множеством природно-климатических зон на территории Российской Федерации. Наибольшее распространение имеют таежно-лесные почвы (56,4 %); почвы лиственно-лесной, лесостепной и степной зон занимают 14,7 %; субтропические почвы (коричневые и желтоземы) составляют только 0,05 % всего почвенного покрова страны. В составе горных почв, расположенных главным образом в Средней и Восточной Сибири, на

Дальнем Востоке, имеются почвы, не имеющие равнинных аналогов [16]. Сведения о распределении земельного фонда по категориям представлены в табл. 1.

Указанные данные говорят о том, что одни и те же действия применительно к разным видам почв и почвенных комплексов, в зависимости от их ценности, значимости и других свойств, могут вызвать существенно отличающиеся по масштабу и значимости негативные последствия. Следовательно, механизм защиты и охраны почв и почвенных комплексов требует многостороннего подхода.

Наибольший интерес для нас представляют правовые и экономические аспекты данного вопроса, так как законодательное устранение существующих пробелов и противоречий в данной сфере позволит защитить почвы от различного рода соответствующих правонарушений и преступлений, а разработка и применение дифференцированных экономических методик определения размера причиненного вреда позволит восполнять или хотя бы компенсировать причиненный субъектами ущерб с учетом всех имеющихся особенностей и свойств почв и почвенных комплексов.

При этом следует учитывать, что законодательство Российской Федерации об охране земель носит комплексный характер и включает в себя нормы экологического, земельного, административного и уголовного права, что, в свою очередь, требует комплекса соответствующих знаний для формирования эффективного правового базиса защиты и охраны земель.

Как показывает практика, одним из факторов, существенно повышающих риск причинения вреда плодородному слою почвы, является наличие правовых проблем в сфере оборота земельных участков.

Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а ст. 15 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что земельные участки приобретаются гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, при этом все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В свою очередь, Гражданский Кодекс РФ устанавливает основания, по которым земельные участки могут быть приобретены указанными субъектами. Такой подход обоснован в условиях рыночной экономики, где практически любая ценность, вовлеченная в оборот, способна приносить прибыль ее владельцу. По данным Росреестра в настоящее время зарегистрировано прав более чем на 5 472 633 земельных участков [17].

Высокая стоимость земельных участков, рентабельность сделок, связанных с их обращением, сложность контроля и ряд иных факторов делают сферу оборота земельных участков весьма криминализированной. Законодатель, осознавая проблему криминализации отношений, связанных с земельными участками, включил в УК РФ ряд уголовно-наказуемых деяний. Так, например, в УК РФ имеется ст. 170 УК РФ, устанавливающая ответственность за регистрацию незаконных сделок с недвижимым имуществом.

Однако статистика привлечения к уголовной ответственности по данной статье свидетельствует о ее фактической неработоспособности в связи с тем, что количество ежегодно регистрируемых преступлений не превышает тридцати (рисунок).

Данные по РФ

30 25 20 15 10 5 0

2013

2014

2015

2016

2017

Сведения о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ

Как показывает анализ изученных нами уголовных дел, гораздо чаще земельные участки и права на них становятся предметом мошенничества (ст. 159 УК РФ), при этом отметим, что земля может быть объектом и иных преступлений, предусмотренных в статьях 170.2, 201, 202, 246, 247, 254, 255, 262, 285, 286, 290 УК РФ и т.д.

Несмотря на такое обилие правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений, элементы состава которых так или иначе связаны с землей, на рынке незаконных услуг весьма распространенным является совершение деяния, которое приносит огромные доходы, реально причиняет вред обществу, однако не подпадает под квалификацию ни одного из обозначенных в УК РФ преступлений. Речь идет об изъятии почв.

Рынок оборота изъятых земель огромен. В частности, имеются данные о том, что только в Московской области ежегодно нелегально добыва-

ется более 7 млн. тонн. глины, песка и гравия [18]. Исследователями данного вопроса указывается, что добыча песчано-гравийной смеси значительно выгоднее добычи драгоценных металлов [19].

Анализ норм УК РФ показывает, что ни одна из действующих статей не криминализует порчу земель посредством изъятия плодородного слоя или других частей почвы. Даже в ст. 254 УК РФ устанавливается ответственность за порчу земель, совершенную исключительно посредством их загрязнения удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами. Отметим, что в научном сообществе неоднократно говорилось о том, что в нынешней редакции указанная статья крайне неудачна. В УК РФ перечислены явно невсе общественно опасные способы порчи земли [20, 21, 22]. В то же время в ст. 8.6 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за порчу земель, совершенную, в том числе, посредством самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы. При этом в КоАП РФ порча земель дифференцирована на различные виды [23].

Анализ наказаний, назначаемых за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ, свидетельствует об их явной недостаточности. Многие предприятия и индивидуальные предприниматели закладывают штрафы, назначаемые за их совершение, в себестоимость производимой продукции и оказываемых услуг.

Такая схема оказывается значительно более выгодной, чем официальный порядок получения и реализации лицензии на пользование нерудными полезными ископаемыми.

Во-первых, будущий карьер должен быть поставлен на государственный баланс как годный к недродобыче (при этом соответствующие изыскания проводятся за счет его предполагаемого разработчика), во -вторых, проведение аукциона требует большого количества времени, в-третьих, мероприятия по рекультивации также требуют значительных вложений материальных ресурсов. При этом штрафы за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ, относительно не велики, а сами правонарушения высоко латентны. Кроме того, в качестве наказания не предусмотрено даже административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что количество возбужденных уголовных дел и дел об административных правонарушениях за порчу земель крайне низко и совершенно несопоставимо с реальными масштабами порчи земель. Так, например, по ст. 254 УК РФ в 1997 году в России было возбуждено 3 уголовных дела, в 1998 г. - 6, в 1999 г. - 7, в 2000 г. - 10, в 2001 г. - 4, в 2002 г. - 13, в 2003 г. - 21, в 2004 г. - 12, в 2005 г. - 13, в 2006 г. - 83, в 2007 г. - 27, в 2008 г. - 27, в 2009 г. - 33, в 2010 г. - 28, в 2011 г. - 40, в 2012 г. - 79, в 2013 г. - 85, в 2014 г. - 93, 2015 - 95, 2016 -

103, 2017 - 105, 2018 - 115. Соответственно, такой же низкий уровень и осужденных по данной статье: в 1997 г. осужденных вообще не было, в 1998 г. осуждено 1 лицо, в 1999 г. - 2, в 2000 г. - осужденных не было, в 2001 г. - 3 лица, в 2003 г. - 1, в 2004 г. - 1, в 2005 г. - 27, в 2010 г. - 4, в 2011 г. - 3, в 2012 г. - 5, в 2013 г. - 3, в 2014 г. - 2. 2015 - 5, 2016 - 7, 2017 - 9, 2018 - 11.

Учитывая современную экологическую обстановку и анализируя приведенные статистические данные, можно сделать вывод о том, уголовное законодательство явно недостаточно эффективно обеспечивает защиту плодородного слоя почв, что требует внесения в него определенных изменений.

Все это не позволяет обеспечить должную правовую охрану столь важного природного ресурса как земля, и в целом не способствует решению важнейшей задачи национального законодательства - защиты окружающей среды [24].

В связи с этим деятельность, связанная с незаконным изъятием почв, приобрела угрожающие масштабы. Следует отметить, что рассматриваемое деяние можно отнести к числу особенно вредоносных. Изъятие плодородного слоя почвы ведет к существенному нарушению экологических процессов как в живой, так в неживой природе, изменяет среду обитания диких животных, вредит сельскому хозяйству, изменяет естественные гидропроцессы. Как отмечают ученые, для восстановления 1 см. плодородного слоя почвы требуется не менее 100 лет. К тому же данный вред приносит существенные экономические убытки. Так, по делу о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ, за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на общей площади 0,1 га. юридическое лицо в гражданско -правовом порядке было обязано выплатить собственнику земельного участка 1 млн руб., что значительно превысило кадастровую стоимость самого участка [25].

Сказанное, полагаем, свидетельствует о наличии у изъятия почв высокой общественной опасности, обусловленной ее способностью причинять существенный вред общественным отношениям. В то же время виновные из-за пробелов в действующем законодательстве и правоприменительной практике к уголовной ответственности за совершение данного деяния не привлекаются. Меры, принимаемые подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и состоящие, в частности, в попытке квалифицировать содеянное в качестве незаконной предпринимательской деятельности (при получении виновными дохода в крупном размере), являются явно недостаточными.

В качестве правовой меры, которая будет способствовать повышению эффективности функционирования механизма сохранения и защиты плодородного слоя почв, считаем целесообразным установление уголовной

ответственности за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя, а также изъятие почв. При этом отметим, что предлагаемая нами норма об ответственности в уголовном законодательстве за рассматриваемые деяния должна предусматривать дифференцированные размеры установленных санкций в зависимости от наступивших последствий.

На основании вышеизложенного предлагаем сформулировать ст. 254 УК РФ в следующей редакции:

«Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -

наказываются ...

1.1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя, а также изъятие почв, совершенные с причинением крупного ущерба, -

наказываются .

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также с причинением особо крупного ущерба, -

наказываются .

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются .

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный почвам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей».

При криминализации указанного деяния должны быть решены вопросы межотраслевой дифференциации ответственности в части разрешения конкуренции вводимой нормы в Уголовный кодекс РФ и уже существующей ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Полагаем, что разграничение указанных деяний должно проводиться по размеру причиненного ущерба.

Методом экспертных оценок установлено, что, как правило, для личных бытовых целей почва изымается в незначительных объемах, с причинением ущерба, не превышающего 100 тысяч рублей. Поэтому мы предлагаем установить указанную сумму в качестве нижней границы, отделяющей уголовную ответственность за порчу земли от административной. В

то же время промышленные масштабы рассматриваемой нами противоправной деятельности начинаются с суммы вреда, превышающих 1 миллион рублей. Этим обстоятельством и обоснована разработанная нами формулировка примечания в обозначенном выше проекте статьи уголовного законодательства.

В настоящее время ущерб, причиняемый в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ, определяется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установленной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 (ред. от 11.07.2018) «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» [26].

Как следует из данного документа, размер вреда определяется суммой вреда от загрязнения почв, размещения на них отходов, перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, при этом приводятся также таксы, применимые к различным категориям земель и объему загрязняющих веществ (например, таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении, порче и уничтожении плодородного слоя почв; таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении).

В данном приказе отсутствуют указания и необходимые показатели для расчета размера вреда, причиненного самовольным изъятием или перемещением плодородного слоя почв, что принципиально важно для реализации предложенных нами изменений в уголовном законодательстве. Поэтому предлагается дополнить приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 приложением 4 «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при самовольном изъятии почв» (табл. 2). Полагаем, на основании проведенных нами исследований и соответствующих расчетов, указанные значения такс будут наиболее целесообразными в экономическом плане для компенсации и восстановления причиненного вреда почвам.

Помимо этого, указанный приказ Минприроды России должен быть дополнен п. 11.1, в котором следует изложить методику исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при изъятии почв.

Таблица 2

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при самовольном изъятии почв

Приуроченность участка распространения почв, которым причинен вред, к лесорастительным зонам и земельным участкам, расположенным севернее зоны притунд-ровых лесов и редкостойной тайги Таксы, руб/м3

Земельные участки, расположенные севернее зоны при-тундровых лесов и редкостойной тайги 1000

Зона притундровых лесов и редкостойной тайги 900

Таежная зона 500

Зона хвойно-широколиственных лесов 400

Лесостепная зона 500

Степная зона 600

Зона полупустынь и пустынь 550

Зона горного Северного Кавказа и горного Крыма 700

Южно-Сибирская горная зона 700

Полагаем, что реализация предложенных нами изменений в нормативные правовые акты успешно может быть осуществлена на основе существующей структуры правоохранительных и природоохранных органов, однако способна оказать качественное влияние на сокращение противоправного воздействия на окружающую природную среду посредством сохранения и защиты плодородного слоя почв.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. № 11. 18.01.2000.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию" // Российская газета. № 46. 02.03.2018.

3. Scientific-practical results of monitoring anthropogenic influence upon environment of mining territories / N. Kachurin, V. Komaschenko, V. Golik, V. Morkun // Ukrainian School of Mining Engineering electronic edition. Сер. "E3S Web of Conferences". 2018. С. 00031.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kwon D., Ko M.-S., Yang J.-S., Lee S.W., Lee S. Identification of refined petroleum products in contaminated soils using an identification index for GC chromatograms // Environmental Science and Pollution Research. 22(16). 2015. P. 12029-12034.

5. Telli Karako? F., Atabay H., Tolun L., Kuzyaka E. Fast scanning of illegal oil discharges for forensic identification: a case study of Turkish coasts // Environmental Monitoring and Assessment. 187(4). 211. 2015. P. 1-13.

6. Филиппова Е.О. Предупреждение экологических преступлений на современном этапе развития общества // Российская юстиция. 2018. № 11. С. 16 - 19.

7. Лукомская А.С. Уголовно-правовая охрана экологической безопасности и экологического правопорядка // М., 2017.

8. Демичев А.А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры // Экологическое право. 2018. № 3. С. 17 - 19.

9. Быковский В.К. Правовое регулирование защиты лесов // Lex russica. 2018. № 3. С. 68 - 75.

10. Всемирная стратегия охраны природы. 1982.

11. Всемирная почвенная хартия. ФАО. 1981.

12. «Основы мировой почвенной политики», ЮНЕП. 1982.

13. Park J.J., Kim H.J. Use of a forensic geochemical technique and a hydrogeological assessment to determine the source of petroleum hydrocarbon contamination at a foreshore site in Korea // Environmental Earth Sciences. 77(21),742. 2018.

14. Telli Karako?, F., Atabay, H., Tolun, L., Kuzyaka, E. Fast scanning of illegal oil discharges for forensic identification: a case study of Turkish coasts // Environmental Monitoring and Assessment. 187(4),211. 2015. P. 1-13.

15. http://www. gks.ru/bgd/regl/b 18_54/Main.htm/

16. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году».

17. Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в установленных сферах деятельности за декабрь 2017 года (уточненный сборник в разрезе территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Росреестра) URL=https://rosreestr.ru/upload/Doc/18upr//

18. Почему полезные ископаемые выгоднее добывать нелегально? URL= https://rg.ru/2016/03/09/reg-cfo/pochemu-poleznye-iskopaemye-vyg odnee -dobyvat-nezakonno. html

19. Гущенко В.В. Добыча песчано-гравийной смеси и рекультивация нарушенных территорий в Иркутском районе [Электронный ресурс]. URL= http://www.miningexpo.ru/articles/509.

20. Хопуя Т.Ш. Проблемы реализации на практике правовых норм ст. 254 Уголовного Кодекса Российской Федерации // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2017. № 9. С. 302-307.

21. Клочкова А. А. Уголовная ответственность за порчу земли: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 30 с.

22. Тугова Д.А. Административная и уголовная ответственность за порчу земель // Сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы». 2017. С. 98-101.

23. Горбунов М.Ю., Плотников А.М., Уткин А.В. Дифференциация порчи земель сельскохозяйственного назначения // Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов 5-я Всероссийская научно-техническая интернет-конференция / под ред. И.А. Басовой. 2015. С. 126-130.

24. Тютюник А.С. Правовая охрана земель: понятие и содержание // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 105-115.

25. О взыскании судом с собственника крупного штрафа за порчу земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области URL= http://www.fsvps.ru/fsvps/news/25074.html

26. Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 11.07.2018) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды". Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". № 40. 04.10.2010.

Грибунов Олег Павлович, д-р юрид. наук, доц., gribunov@mail.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД РФ,

Забавко Роман Алексеевич, канд. юрид. наук, ст. преп., zra1985@ gmail.com, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД РФ,

Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, доц., директор Института права и управления, berestnev@bk. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Светличный Александр Алексеевич, канд. юрид. наук, доц., аlexandr svetlaгamhleг. ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM OF PRESERVATION AND PROTECTION OF FERTILIAL SOIL SOIL: LEGAL AND ECONOMIC ASPECTS

O.P. Gribunov, R.A. Zabavko, M.A. Berestnev, A.A. Svetlichny

The article is devoted to the analysis of the legal and economic aspects of the preservation and protection of the fertile soil layer. As a result, changes were made to the current legislation, which will contribute to improving the efficiency of the mechanism for the preservation and protection of the fertile soil layer. Conducted research involves the use of an improved method of calculating in monetary terms the amount of damage caused to the soil as an object of environmental protection.

Key words: fertile soil layer, land protection, environment, legal protection, calculation of damage caused.

Gribunov Oleg Pavlovich, doctor of law, docent, grihunov a mail.ru, Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs,

Zabavko Roman Alekseevich, candidate of low, lead teacher, zral985 a gmail. com, Russia, Irkutsk, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs,

Berestnev Mikhail Alexandrovich, candidate of law, docent, berestnevabbk. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Svetlichniy Alexander Alexeyevich, candidate of law, docent, alexanrsvell a ram-bler.ru, Russia, Tula, Tula State University

Reference

1. Decree of the President of the Russian Federation of 10.01.2000 No. 24 "on the Concept of national security of the Russian Federation "// "Rossiyskaya Gazeta", No. 11. 18.01.2000.

2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 01.03.2018 "Message of the President to the Federal Assembly "// "Rossiyskaya Gazeta", No. 46. 02.03.2018.

3.. Scientific-practical results of monitoring anthropogenic influence upon environment of mining territories / N. Kachurin, V. Komaschenko, V. Golik, V. Morkun // Ukrainian School of Mining Engineering electronic edition. Ser. "E3S Web of Conferences". 2018. P. 00031.

4. Kwon D., Ko M.-S., Yang J.-S., Lee S. W., Lee S. Identification of refined petroleum products in contaminated soils using an identification index for GC chromatograms // Environmental Science and Pollution Research. 22(16). 2015. P. 12029-12034.

5. Telli Karako9 F., Atabay H., Tolun L., Kuzyaka E. Fast scanning of illegal oil discharges for forensic identification: a case study of Turkish coasts / / Environmental Monitoring and Assessment. 187(4). 211. 2015. P. 1-13.

6. Filippova E. O. Prevention of environmental crimes at the present stage of society development // Russian justice. 2018. No. 11. P. 16 - 19.

7. Lukomskaya A. S. Criminal and legal protection of ecological safety and ecological law and order // M., 2017.

8. Demichev A. A. Nature protection activity of public Prosecutor's offices. Environmental law. 2018. No. 3. P. 17 - 19.

9. Bykovsky V. K. Legal regulation of forest protection. Lex russica. 2018. No. 3. P. 68 - 75.

10. The world strategy of nature protection. 1982.

11. World soil Charter, FAO. 1981.

12. "The foundations of the world soil policy", UNEP. 1982.

13. Park J. J., Kim H. J. Use of a forensic geochemical technique and a hydrogeo-logical assessment to determine the source of petroleum hydrocarbon contamination at a foreshore site in Korea // Environmental Earth Sciences. 77(21), 742. 2018.

14. Telli Karako9, F., Atabay, H., Tolun, L., Kuzyaka, E. Fast scanning of illegal oil discharges for forensic identification: a case study of Turkish coasts // Environmental Monitoring and Assessment. 187(4), 211. 2015. P. 1-13.

15. http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_54/Main.htm/

16. State report " on the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2017»/

17. Information of the Federal service of state registration, cadastre and cartography in the established spheres of activity for December 2017 (updated collection by territorial bodies and structural units of the Central office of Rosreestr) URL=https: // rosreestr. ru/upload/Doc/18upr//

18. Why is it more profitable to extract minerals illegally? URL= https://rg.ru/2016/03/09/reg-cfo/pochemu-poleznye-iskopaemye-vygodnee-dobyvat neza-konno.html

19. Gushchenko V. V. Extraction of sand and gravel mixture and reclamation of disturbed areas in the Irkutsk region / [Electronic resource]: URL= http://www.miningexpo.ru/articles/509.

20. Khopuya T. sh. Problems of implementation in practice of legal norms of Art. 254 of the Criminal Code of the Russian Federation / / Scientific and educational potential of youth in the solution of actual problems of the XXI century. 2017. No. 9. Pp. 302-307.

21. Klochkova A. A. Criminal liability for damage to land: AV-toref. Diss. ... Cand. the faculty of law. sciences'. Saratov, 2010. 30 s.

22. Tugova D. A. Administrative and criminal liability for damage to land / / SB. nauch. tr. V international. science.- pract. Conf. "Innovative development of modern science: problems, regularities, prospects". 2017. P. 98-101.

23. Gorbunov M. Yu., Plotnikov a.m., Utkin A.V. Differentiation of agricultural land damage // Cadastre of real estate and monitoring of natural resources 5th all-Russian scientific and technical Internet conference / ed. 2015. P. 126-130.

24. Tyutyunik A. S. Legal protection of lands: concept and content // Legal science. 2016. No. 5. P. 105-115.

25. About collecting by court from the owner of the large penalty for damage of lands of agricultural purpose in the Kirov region. http://www.fsvps.ru/fsvps/news/ 25074.html

26. Order of the Ministry of natural resources of Russia of 08.07.2010 N 238 (ed. of 11.07.2018) "on approval of the Methodology for calculating the amount of damage caused to soils as an object of environmental protection". Registered in the Ministry of justice of Russia 07.09.2010 N 18364. // Bulletin of normative acts of Federal Executive authorities". No. 40. 04.10.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.