4. Гомельский бизнес-инновационный центр // Портал информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа http://export.by/?act=member&mode=view_details&id=1853 - Дата доступа : 15.05.2016.
5. В Беларуси планируется открыть венчурный фонд // Финансовый портал Byfin [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа http://byfin.by/zhurnal-byfin/segodnya/pochemu-by-ne-poprobovat-v-belarusi-planiruetsya-otkryt-venchurnyj-fond/- Дата доступа : 15.05.2016.
6. Карпенко Е.М. Инновационное развитие региона: состояние и перспективы // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 2 (21) - С. 75-86
7. Антипенко H.A. Оценка и экономический анализ эффективности инновационной активности территориально-отраслевых кластеров в АПК // Устойчивое развитие: общество, образование, технологии, экономика, экология : материалы Европейского семинара, г. Минск, 16-19 марта 2011 г. / Гос. ин-т управл. и соц. техн-гий. - Минск, 2011. - С. 37-40.
УДК 342
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Кияткина М.М., 2016 г. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Ульяновский филиал), студент направления «Юриспруденция» юридического факультета,
г. Ульяновск
Аннотация: В данной статье особое внимание уделено основным проблемам реализации конституционного права граждан РФ на образование. Вопрос об определении понятия «право на образование» носит дискуссионный характер. Рассмотрены подходы к определению понятия «право на образование» . Следует отметить, что право на образование имеет огромное значение. В статье втором рассмотрен Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: защита, право, образование, развитие.
Введение. Современное образование представляет собой важнейшую сферу жизни не только человека и общества, но и государства, а также оно не находится в стороне от влияния глобальных процессов [1,с. 119].
В настоящее время происходят существенные изменения в системе образования в России, данные изменения затрагивают всю систему образования страны от дошкольного до послевузовского, включая дополнительное образование, как для детей, так и для взрослых.Рассмотрим положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г. более подробно[2].
В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право на образование ( ст. 43), под понятием «каждый» следует понимать, что любой человек, имеет право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [3].
В качестве небольшой преамбулы хотелось бы отметить, что особый характер закону «Об образовании в Российской Федерации» придает то обстоятельство, что он является документом, во -первых, вобравшим в себя все основные позиции ранее имевшегося разрозненного законодательства в сфере образования; во-вторых, подводящим итог почти двадцатилетнему периоду реформирования
образования в России и закрепляющим результаты этого реформирования, придавая им обязательную форму [4,с.48-49].
Основная часть. Развитие страны связано с образованием, которое является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого общества. Обращаясь к истории возникновения права на образование в нашей стране, необходимо отметить его зависимость от временного периода, особенностей региона, в которых право на образование сформировалось[5,с.33].С учетом этого в разные периоды времени были разные представления о праве на образование, особенности и возможные способы его реализации.
Необходимо отметить, что право на образование всех детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов ранее регулировалось нормами обычного права, т.е правилами исторически сложившегося поведения, в совокупности с религиозными нормами[5,с.33-34].
В новых условиях ХХ1 века возрастает роль образования - важного фактора развития общества и человека[6,с.19].
Необходимо отметить, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование». Отсутствие в отечественном законодательстве об образовании единого понятийно-терминологического обозначения права на образование обусловило неоднозначность трактовки данного понятия в юридической литературе, множественность подходов к его определению [7,с.2-3].Так, например, А. Ф. Ноздрачев под правом на образование понимает «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества».
Так, Т. В. Грачева, формулируя определение понятия «право на образование», исходит из того, что данное право является неотъемлемым, субъективным правом человека. Конституционное право на образование, по ее мнению, - это реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества. Данный подход к определению понятия «право на образование» является довольно распространенным и наиболее верным, на наш взгляд. По поводу содержания конституционного права на образование в юридической литературе также нет единого мнения[7,с.2-3].
«Никому не может быть отказано в праве на образование»,- говориться в ст.2.Протокола№1к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952г). В соответствии с Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования «закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени или любого типа»,а также «ограничения образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым[8,с.48-50].
Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности: - обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе; - обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; - принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы [9,с.40].
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования[9,с.40].
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования[10]. Реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами
государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни. Данным законом предусматривается возможность получение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [11].
В развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение на конкурсной основе высшего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях бесплатно в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Второе и последующее высшее образование можно получить на платной основе - как в государственном, так и в негосударственном учебном заведении. Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования[11].
Таким образом, в результате реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательным организациям необходимо осуществить комплекс мероприятий по реализации нового законодательства, принять соответствующие управленческие решения всем субъектам, занятым в данном процессе [12,с.52].
Именно в условиях работы учреждений образования происходит апробация закона, выявляются его слабые и сильные стороны, выявляются проблемы, которые предстоит решить посредством совершенствования правовых норм, что в конечном итоге должно обеспечить успешное развитие всей системы образования России[12,с.52].
Вместе с тем нельзя не отметить, что доступность образования в законодательном смысле определяется, в первую очередь, политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан[8,с.49].
Итак, хотелось б подчеркнуть, что в современной российской системе образования «все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования»[13,с.20].
Заключение. Необходимо отметить, что основной проблемой российского образования является его недофинансирование.
Конституционное право на получение бесплатного высшего образования следует рассматривать как субъективное право каждого, которое носит комплексный характер и включает в себя следующие правомочия: право на бесплатное для лица получение высшего профессионального образования, то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного); право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами; право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений; право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату[14,с.110].
Существует реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании. По мнению В. Д Зорькина, положение о том, что Россия является социальным государством, остается лишь конституционным идеалом. В статье 5 нового «Закона об образовании в РФ»(2012г.) не устанавливаются государственные гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования[8,с.50].
Нужно отметить, что право на образование входит в международные стандарты прав человека, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека , ч. 1 ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите
прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах [15,с.289-290].В ст.43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование .
Список литературы:
1. Кичеева Ю.А.Классификация конституционных прав на образование // Science Time .2014.№9(9). С. 119.
2. Неберекутина О.М.Конституционное право граждан РФ на образование и проблемы его реализации [Электронный ресурс] .-Режим доступа http://conference.osu.ru/assets/files/conf reports/conf9/228.doc (дата обращения:27.10.2016).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. N31. ст. 4398.
4. Зуев В.М, Гретченко А.И. Проблемы высшего образования в свете нового закона «Об образовании Российской Федерации» // Экономика образования. 2013. №2. С.48-49.
5.Ушанков И.В. Конституционно-правовые гарантии права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в условиях социального правового государства: дисс. ... канд. юрид. наук. М.,2015.34с.
6. Алиева JI.B. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания в модернизируемой системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика.2014. № 5(20). С. 19.
7. Курицына Е.В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: Понятие и содержание // Наука.Общество.Государство.2014.№1.С.2-3.
8. Тимофеева A.A. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на образование в условиях его модернизации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. №2 (29). С.48-50.
9. Шамсутдинова Д.В .Конституционное право на образование и его защита в современном российском судопроизводстве // Вестник Казанского юридического института МВД России . 2015. №1(19). С.40.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) - [Электронный ресурс] // СПС«КонсультантПлюс» .-Режим доступа
http://www.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201339&rnd=228224.2468629239& from=201647-0#0 (дата обращения: 26.10.2016).
11. Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2016. №6 (июнь) [Электронный ресурс].-Режим доступа file:///C:/Users/Admin/Downloads/konstitutsionnoe-pravo-grazhdanina-rossiyskoy-federatsii-na-obrazovanie.pdf (дата обращения:26.10.2016).
12. Макарова А.Б., Крылов Д.А.Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Марийского государственного университета.2015.№2(17).С.52.
13. Матюшева Т.Н.Право на образование граждан Российской Федерации и роль дистанционного обучения в его реализации//Общество и право.№3(9). С.20.
14. Деманова С.В.Содержание конституционного права на получение бесплатного высшего образования в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право.2012.№1.Том 12. С. 110.
15. Спиридонова Н.Ю.Система правового регулирования отношений в сфере образования // Вестник Чувашского университета. 2014. №3. С.289-290.