Научная статья на тему 'Проблемы реализации института экстрадиции в международном и национальном праве'

Проблемы реализации института экстрадиции в международном и национальном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4217
755
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
экстрадиция / международное право / международное сотрудничество / договор о выдаче. / extradition / international law / international cooperation / treaties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мадина Низамовна Алиева, Наида Тагировна Темирсултанова

В статье исследуются проблемы реализации института выдачи в международном и национальном праве и пути их решения. Рассматриваются формы сотрудничества государств в сфере экстрадиции, а также международные соглашения, направленные на обеспечение неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении опасного деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of economic implementation of the institution of extradition in international and law

The article examinesthe problems of implementation of the institute of extradition in international and national law and the ways to solve them. We consider the forms of cooperation of states in the field of extradition, as well as international agreement saimed at ensuring the inevitability of punishment of personsguilty of committinga dangerous act.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации института экстрадиции в международном и национальном праве»

Международное право; европейское право

УДК 341.4 ББК 67.91

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10070

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ЭКСТРАДИЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ

Мадина Низамовна АЛИЕВА, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: madina alieva [email protected]

Наида Тагировна ТЕМИРСУЛТАНОВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

Аннотация. В статье исследуются проблемы реализации института выдачи в международном и национальном праве и пути их решения. Рассматриваются формы сотрудничества государств в сфере экстрадиции, а также международные соглашения, направленные на обеспечение неотвратимости наказания лиц, виновных в совершении опасного деяния.

Ключевые слова: экстрадиция, международное право, международное сотрудничество, договор о выдаче.

Annotation. The article examinesthe problems of implementation of the institute of extradition in international and national law and the ways to solve them. We consider the forms of cooperation of states in the field of extradition, as well as international agreement saimed at ensuring the inevitability of punishment of personsguilty of committinga dangerous act.

Keywords: extradition, international law, international cooperation, treaties.

В современном мире проблема преступности представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества. В связи с усложнением характера преступности актуальным становится вопрос, связанный с сотрудничеством государств в сфере борьбы с преступностью. В последние годы все большее число лиц, обвиняемых в совершении преступлений на территории отдельных государств, скрываются от правосудия на территории зарубежных стран. Сотрудничество государств в области экстрадиции относится к сфере регулирования современного международного уголовного права. Одной из форм международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, реализуемой в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, является экстрадиция (выдача преступников).

Принцип, в соответствии с которым за любым преступлением всегда должно следовать на-

казание, давно рассматривается в международно уголовном праве как императивный, следовательно, установление правил и упрощение процедур, необходимых для осуществления данного принципа, является одним из важнейших на сегодняшний день. Также надо отметить, что установление правил и процедур в процессе сотрудничества государств в борьбе с преступностью — это нелегкий процесс; в нем сталкиваются интересы суверенных государств, часто имеющих не одинаковый подход к решению указанной проблемы.

Поскольку институт экстрадиции постоянно развивается и совершенствуется, подобное сотрудничество необходимо для развития международных отношений1.

Выдача лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния (как правило, общеуголовные преступления), является средством, повышающим эффективность сотрудничества в борьбе с пре-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

ступностью, которому придается все более важное значение на региональном и локальном (двустороннем уровне межгосударственного сотрудничества. Так, основными формами взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с преступностью наряду с осуществлением совместных следственных и оперативно-розыскных действий, выполнением запросов и просьб, сотрудничеством в рамках международных организаций по-прежнему признаются:

а) выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

б) обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств — участников СНГ в том случае, если экстрадиция не допускается2.

Стремление каждого государства бороться с преступностью является основой для заключения многосторонних и двусторонних договоров, в которых особое внимание уделяется институту экстрадиции как одному из важнейших институтов международного уголовного права. Международные соглашения об экстрадиции направлены на обеспечение неотвратимости наказания для лиц, совершивших какое-либо опасное деяние. Несмотря на многочисленность международных договоров, предусматривающих экстрадицию, они не совершенны. Доказательством этого служит отсутствие на сегодняшний день единых стандартов в сфере экстрадиции.

Таким образом, институт экстрадиции выполняет интегрирующую функцию в сфере международного сотрудничества государств, служит важнейшим инструментом выполнения международных обязательств в области уголовного судопроизводства.

Факт отсутствия правового сотрудничества между государствами по уголовным делам на должном уровне успешно используется преступностью для того, чтобы совершать преступления в одном государстве, а впоследствии скрыться на территории другого государства и тем самым избежать уголовного наказания, а в некоторых случаях продолжать преступную детельность. Затруднение процедур выдачи также связывается преимущественно с несовершенством или отсутствием соответствующего национального законодательства, проблемами применения международных и национальных норм государств,

гражданством и иными факторами, которые требуют разрешения. Ситуация осложнена еще и тем, что растет число преступлений, которые подрывают основы не только национальной, но и международной безопасности3.

Роль института выдачи в современный период возрастает, о чем свидетельствует нарастающая активность государств в этой области: принимаются новые законы, заключаются международные договоры, принимаются резолюции международных организаций, все более обширной становится судебная практика. Целесообразность исследования проблем экстрадиции в настоящее время вызвана потребностью в устранении пробелов в национальном уголовно-процессуальном законодательстве, совершенствовании практики правоприменения в связи с требованиями и стандартами международного права.

Вместе с тем в настоящее время многие вопросы, посвященные экстрадиции, остаются малоизученными, многие актуальные проблемы, связанные с теоретическим пониманием данного института и правильным практическим применением его правовых норм, остаются нерешенными.

Институт выдачи представляет собой совокупность нормативных предписаний как в международном праве, так и в национальном уголовном законодательстве, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственностии (или) отбывания на-казания4.

Однако отметим, что некоторые страны, несмотря на участие в соответствующей Европейской Конвенции, зачастую обращаются с просьбой к запрашиваемому государству о выдаче собственных граждан, игнорируя положения ст. 6 «Выдача собственных граждан». Подобные прецеденты противоречат основным началам международного права, согласно которым государство обязано следовать принятым на себя договорно-правовым обязательствам.

На основании изложенного можно утверждать, что, несмотря на весьма серьезные достижения в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью, отсутствует единообразный подход в практической реализации такого важнейшего института международной уголовной юстиции, как экстрадиция.

Как известно, становление института выдачи шло параллельно с развитием самого международного права и охватывает все исторические

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

эпохи. Данный институт экстрадиции был известен задолго до того, как у мирового сообщества возникла потребность в построении системы международной безопасности, направленной в том числе и на решение задач предупреждения преступлений против мира и безопасности человечества.

Свидетельством существования практики выдачи в Древнем мире является договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хетту-шилем III, заключенный в 1296 г. (1278) до н.э. В нем говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». Из текста договора следует, что выдаче подлежали не столько уголовные преступники, сколько все лица, которые окажутся в стране хеттов и будут затребованы Египтом5.

В Древней Греции имеется пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь, а ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень.

Однако если в рабовладельческую эпоху институт экстрадиции применялся крайне редко в силу разобщенности и соперничества государств, то начиная с периода феодализма и в дальнейшем количество экстрадиционных договоров возросло, а также были закреплены принципы невыдачи лиц, преследуемых по политическим мотивам (лиц, которым было предоставлено убежище на территории запрашиваемого государства), и собственных граждан6.

Согласно международному праву выдача осуществляется на основании договора, заключенного между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Международные нормы о выдаче, основанные на европейской системе, кодифицированы Европейской Конвенцией о выдаче правонарушителей, принятой Советом в 1957 г., впоследствии ставшей основой Типового договора о выдаче, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря1990 г.

Вопросы выдачи регламентируются также в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., заключенной в рамках Содружества Независимых Государств.

В преамбулах международных договоров по вопросам выдачи отмечается, что договаривающиеся государства на основе уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга, а также других норм международного права стремятся к достижению следующих целей:

а) укрепить и расширить сотрудничество в области борьбы с преступностью;

б) сделать более эффективными совместные усилия в области борьбы с преступностью;

в) содействовать повышению эффективности правосудия посредством создания двусторонних правовых механизмов, которые позволили бы регламентировать порядок выдачи7.

Что касается российского законодательства, то оно также регулирует вопросы в области экстрадиции. Соответствующие нормы о выдаче лиц содержатся в Конституции РФ, УК РФ, УПК РФ.

Вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Мы предлагаем внести изменения в УПК РФ.

На наш взгляд, необходимо нормативно закрепить в ч. 2 ст. 464 УПК РФ дополнительное факультативное положение о выдаче в том случае, если запрос направлен в отношении лица, располагающего сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку ее разглашение может причинить существенный вред суверенитету, безопасности и иным интересам Российской Федерации8.

Проанализировав нормативно-правовые акты и научную литературу, мы можем отметить, что на сегодняшний день существует множество нерешенных проблем в институте экстрадиции, а именно:

1. Понимание правовой природы экстрадиции не одинаково. Некоторые ученые полагают, что выдача преступников — это чисто административный вопрос, ибо часто решение о ней принимает не суд, а правительство или какой-либо иной орган государства. Следовательно, можно отнести этот институт к административному или государственному праву. В то же время экстрадицию следует рассматривать и как институт уголовно-процессуального права, так как порядок передачи человека, совершившего преступление, другой стране должен осуществляться с соблюдением определенных процессуальных гарантий. Экстрадицию можно считать и частью уголовного права, а именно, института исполнения наказания.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

2. Решение об экстрадиции в европейских странах, как правило, принимают судебные органы, в частности, обычные уголовные суды. В то же время многие страны признают возможным для решения вопросов выдачи преступников создавать специализированные судебные органы — экстраординарные суды. Поэтому представляется необходимым рассмотрение вопроса о целесообразности введения экстраординарных судов в систему международной юстиции.

3. В международных договорах и внутреннем (национальном) уголовном законодательстве государств отсутствует дефинитивный аппарат, законодательно не определено понятие «экстрадиция», не определены дефиниции «правовая помощь по уголовным делам», «выдача преступника», «передача осужденного лица»9. Все это позволяет говорить о важности такой проблемы, как экстрадиция, особенно когда речь идет о международной правовой ответственности высших должностных лиц.

4. В тех государствах, где вопросы экстрадиции регулируются разными отраслевыми законами, часто имеет место повторение норм, но при этом многие положения, касающиеся правового основания для отказа в экстрадиции, в них не предусмотрены. Исходя из вышесказанного было бы правомерно предусмотреть все вопросы экстрадиции либо в одной из отраслей внутригосударственного права, либо в специальном законе о выдаче, тем более что типовой договор об экстрадиции дает возможность аналогичного подхода к указанной проблеме. Все это впоследствии будет способствовать установлению единых стандартов правовых оснований для отказа в экстрадиции, что, в свою очередь, позволит избежать проблем в практике предоставления экстрадиции.

На сегодняшний день в международном праве отсутствует универсальный международный договор (конвенция), в котором бы принимали участие все страны.

5. Правовая регламентация экстрадиции, как правило, основана на двусторонних договорах. Однако есть случаи, когда подобного рода соглашения между государствами не существует и вопрос об экстрадиции решается на национальном уровне.

На наш взгляд, существующая проблема унификации экстрадиционных правил может быть решена путем принятия в рамках ООН универсальной конвенции о выдаче, что актуализирует вопросы дальнейшего совершенствования и унификации экстрадиционного законодательства государств.

1 Измайлова П.Р. Институт выдачи в международном уголовном праве // Тр. Ин-та гос. и права РАН. 2010. № 3. С. 37.

2 Кибалъник А.Г. Современное международное уголовное право: теория и практика уголовного права и уголовного процесса. М., 2016. С. 304.

3 Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2015. С. 158.

4 Панов В.П. Международное уголовное право. М., 2015. С. 5320.

5 Кузнецов Д.В. Развитие международного права XX в.: Монография. М., 2001. С. 87.

6 Кучухидзе С. Т. Некоторые вопросы исторического развития института экстрадиции // Моск. журнал между-нар. права. 2007. № 4. С. 48.

7 Европейская Конвенция о выдаче от 13.12.1957 г. // http://docs.cntd.ru/document/1902174/ (Дата обращения: 02.11.2018)

8 Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе // Юрлитинформ. 2017. № 5. С. 54.

9 Вирт Ш. Иммунитеты, связанные с ними проблемы и статья 98 Римского статута // URL: http://www.icrc.org/ web/rus/siterus0.nsf/html/icc-immunity- 161104 (Дата обращения: 03.11.2018)

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.