Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). С. 46-51. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). P. 46-51.
Научная статья УДК 342.4
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
1 2 Максим Сергеевич Мачехин , Эвелина Юрьевна Бузинская
1 Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия,
ma4ehin.maxim@yandex.ru
2
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, buzinskayae@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы защиты и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации в цифровой среде. Право на информацию занимает одно из ключевых мест в современном информационном обществе, оно отражено в Конституции Российской Федерации. Цифровая форма реализации данного права способствует созданию соответствующего цифрового информационного окружения, позволяющего получать информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, муниципальных, коммерческих организаций, некоммерческих общественных организаций и т. д.
Ключевые слова: цифровая среда, информатизация, конституционные права, гражданские права, защита
Для цитирования: Мачехин М. С., Бузинская Э. Ю. Проблемы реализации и защиты конституционного права граждан на доступ к информации в цифровой среде // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 2 (92). C. 46-51.
Original article
PROBLEMS OF IMPLEMENTING AND PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO ACCESS INFORMATION IN THE DIGITAL ENVIRONMENT
12 Maksim S. Machekhin , Evelina Yu. Buzinskaya
1 Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm, Russia,
ma4ehin.maxim@yandex.ru
Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia,
buzinskayae@mail.ru
Abstract. This article examined the main problems of protecting and implementing the constitutional rights of citizens to access information in the digital environment. The right to information occupies one of the key places in the modern information society, which is reflected in the Constitution of the Russian Federation. The digital form of the implementation of this right contributes to the creation of an appropriate digital information environment that allows you to receive information about the activities of state and local authorities, state, municipal, commercial organizations, non-profit public organizations, and other. Keywords: digital environment, informatization, constitutional rights, civil rights, protection
© Мачехин М. С., Бузинская Э. Ю., 2022
For citation: Machekhin M. S., Buzinskaya E. Yu. Problems of implementing and protecting the constitutional right of citizens to access information in the digital environment. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 2 (92). Pp. 46-51. (In Russ.).
Право на информацию занимает одно из ключевых мест в современном информационном обществе. Конституирование данного права в России обусловлено сменой государственного устройства, основных направлений государственной политики, принятием Конституции 1993 г. Основной закон в ст. 29 закрепляет право граждан на информацию1. Многие права, гарантированные конституционными нормами, являются новыми в российском законодательстве, право на информацию - одно из них. Некоторые авторы относят право на информацию к новейшему поколению прав человека, оценивая его ведущую роль в современном обществе.
Особое значение право на информацию и гарантии его реализации приобретают в современном мире, когда активно развиваются информационные системы, интернет, социальные сети и мессенджеры. Пандемия COVID-19, как следствие, необходимость сокращения непосредственных социальных контактов еще более сориентировали бизнес-процессы, государственное и муниципальное управление, включая государственные и муниципальные услуги, на цифровые формы взаимодействия. В связи с этим особое значение приобретают цифровые формы реализации прав и свобод человека и гражданина, в частности цифровая форма реализации права человека на доступ к информации, значение которого в современном мире только растет.
Для реализации конституционного права на доступ к информации необходимо создание открытой информационной среды. Цифровая форма реализации данного права способствует созданию соответствующего цифрового информационного окружения, позволяющего получать информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, муниципальных, коммерческих организаций, некоммерческих общественных организаций.
Вопросы создания открытого информационного пространства, осуществления государственного управления с использованием цифровых технологий обозначены среди целей внутренней государственной политики еще в начале 2000-х гг., что выражено в программных и концептуальных документах [1]. По уровню развития цифровизации по итогам 2020 г. в рейтинге из 115 стран Россия заняла 38-е место. Оценивались показатели: регуля-торная среда для бизнеса, экосистема знаний, качество подключения, инфраструктура и размер рынка [2]. По индексу восприятия обществом процессов цифровой трансформации Россия занимает 27-е место [3]. Следовательно, в Российской Федерации активно идет процесс формирования открытого цифрового государства, под которым специалисты понимают информационно-технологическую организацию политико-правового взаимодействия граждан и органов публичной власти. Однако реализация права на доступ к информации в цифровой форме сопрягается с рядом сложностей.
Во-первых, возникает проблема соотношения права граждан на доступ к информации и права на личную и семейную тайну. К сведениям, составляющим личную или семейную тайну, относятся данные, не подлежащие разглашению: данные о личности, месте ее пребывания, жилище, о родных и близких; тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; тайна усыновления, банковских вкладов и счетов, завещания; адвокатская и врачебная тайна.
1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенарод. голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Documen1/View/0001202007040001 (дата обращения: 04.11.2021).
В отличие от теле- или радиоэфира информация, размещенная интернете, никуда не исчезает и при умелом использовании инструментов поиска может быть найдена спустя значительное временя. В информационно-комуникационной сети Интернет этот механизм работает весьма условно: информация, содержащая недостоверные сведения, может индексироваться в поисковых системах чаще, чем информация об опровержении. Следовательно, существует проблема удаления информации, содержащей недостоверные сведения или охраняемую законом тайну, усугубляемая тем, что не всегда удается идентифицировать субъекта, размещающего информацию.
С правом на доступ к информации в цифровой форме тесно связано так называемое «право на забвение». Право на забвение, или право на удаление информации из сети Интернет, является новым правом, которое фактически попало в сферу внимания законодателя после решения Суда Европейского союза по делу Google Inc. vs Mario Costeja González (2014 г.)1. Одним из первых государств Евросоюза, разработавших концепцию права на забвение, стала Франция (2010 г.). В России нормативное закрепление данного права связывают с поправками в ст. 10.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. В нем описаны обязанности оператора сети удалить недостоверную, ложную или устаревшую информацию из сети Интернет по требованию пользователя при предоставлении им обоснований, а также определенных сведений о личности заявителя2. При этом российское законодательство трактует право на забвение несколько шире европейских установлений, допуская удаление информации, нарушающей любой закон, а не только законодательство о защите персональных данных. Исследователи отмечают, что в Российской Федерации «на поискового оператора необоснованно возлагаются правоохранительные функции», поскольку поисковый оператор несет бремя проверки действий третьих лиц [4]. Нормативное закрепление права на забвение, по мнению исследователей, создает возможности для широкого усмотрения заявителя, при этом содержит требующие уточнения формулировки, механизм его реализации нуждается в совершенствовании. В рамках ограниченного объема настоящей работы невозможно уделить должное внимание всем аспектам соотношения права на доступ к информации и права на удаление информации.
Во-вторых, проблемы реализации конституционного права на доступ к информации в цифровой форме обусловлены некоторым несовершенством правового регулирования в указанной сфере. Так, исследователи отмечают проблему нечеткого нормативного закрепления пределов реализации права на доступ к информации, в частности, обусловленного неоднозначностью формулировок «информация, касающаяся деятельности», «информация о деятельности» органов государственной власти и местного самоуправления. Указанное порождает не только проблему реализации права на доступ к информации, но и его защиты [5].
В-третьих, право на доступ к информации в цифровой форме сопряжено с проблемами защиты персональных данных как лица, претендующего на получение информации, так и третьих лиц. При реализации права доступа к информации в сети Интернет мы так или иначе предоставляем сведения о себе, оставляя так называемый «цифровой след». Правовая регламентация в области обеспечения безопасности пользователей сети осуществляется Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля
2006 г. № 152-ФЗ . Зако-
1 Решение Европейского Суда (Большая палата) от 13 мая 2014 г. Google Spain SL and Google Inc. vs Agencia Española de Protección de Datos (AEPD) and Mario Costeja González // Tribunal de Justicia de la Unión Europea. URL: https://curia.europa.eu (дата обращения: 15.01.2022).
2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.
3 О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3451.
нодательство о персональных данных и их защите постоянно совершенствуется. Так, нормативно определена презумпция согласия на обработку персональных данных, отдельное согласие на обработку и использование персональных данных (отдельно от иных согласий, самостоятельное определение перечня информации, подлежащей обработке), ужесточена административная ответственность за нарушение требований Роскомнадзора по блокировке интернет-провайдером запрещенной информации и т. д. Однако исследователи отмечают ряд проблем. К примеру, нет обратной силы изменений в законодательстве о персональных данных от 1 марта 2021 г.1, не регламентирован механизм реализации требования пользователя о прекращении обработки персональных данных, отсутствуют упрощенные внесудебные механизмы защиты прав граждан, пострадавших от неправомерного использования персональных данных, и т. п. [6]. Угрозы информационной безопасности для субъектов права на доступ к информации в сети настолько очевидны, что требуются целенаправленные усилия и государства, и системы образования, направленные на формирование основ грамотности пользователей в области защиты персональных данных, основ информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Еще одной проблемой реализации права на доступ к информации в цифровой форме, требующей, впрочем, отдельного изучения, является обеспечение для граждан равных условий в части технической возможности выхода в интернет, а также получение доступа к социально значимым ресурсам. Пандемия коронавирусной инфекции, периоды обучения и работы дистанционно выявили неравные технические возможности доступа к высокоскоростному интернету у жителей отдельных регионов. Исследователи вводят понятие цифрового неравенства, которое обусловлено и доступом к информационно-телекоммуникационным технологиям, и готовностью (наличием знаний, умений и владений) к работе в информационных сетях. Так, по данным статистики, среди исследований, проведенных в тридцати трех европейских странах, население России имеет наихудшие показатели по навыкам работы в сети [7]. Следовательно, право на доступ к информации в цифровой форме ограничено и технической ее доступностью, и навыками самого интернет-пользователя, что требует планомерных усилий в обеспечении технического равенства регионов России, развитии программ «цифровой» грамотности населения.
Таким образом, право на доступ к информации в цифровой форме при всей его значимости в современную эпоху характеризуется рядом проблем в его реализации, обусловленных несовершенством правового регулирования, механизмов защиты, технической доступностью и грамотностью населения. При этом стремительное развитие информационных технологий при невнимательности и нерасторопности законодателя увеличивает разрыв объекта и предмета правового регулирования.
Государство прилагает всевозможные усилия, чтобы сократить указные риски. Так, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [8] создаются образовательные программы как для лиц, заинтересованных в получении специальности в сфере информационных технологий, так и для желающих повысить свою цифровую грамотность (проект «Готов к цифре», программа «Клик» и т. п.). Целенаправленно обучение в области цифровой грамотности проводится и для государственных служащих. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» действует также федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». Однако основной его целью все же является совершенствование нормативного регулирования «цифро-
1 О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»: федер. закон от 30 дек. 2020 г. № 519-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. N° 1 (ч. I). Ст. 58.
вой» экономики: создание экспериментального правового регулирования в сфере цифровых инноваций, совершенствование законодательства об идентификации в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и др. [9] Вместе с тем самостоятельным направлением в рамках проводимых преобразований смогло бы стать совершенствование правого регулирования права на доступ к «цифровой» информации.
Список источников
1. Золаев Э. А. Цифровое государство как новый этап развития общества // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 5. С. 1583-1584.
2. Щукин П. Определено место России по уровню цифровизации // Лента.ру: сайт. 2021. 1 марта. URL: https://lenta.ru/news/2021/03/01/cifrrus/ (дата обращения: 12.01.2022).
3. Песня В. Россия заняла 27 место в рейтинге стран по цифровизации // РИА Новости: сайт. 2021. 3 сент. URL: https://ria.ru/20210903/tsifrovizatsiya-1748459672.html (дата обращения: 12.01.2022).
4. Право на забвение в российском и европейском законодательстве // Lex Digital Blog: сайт. 2016. 29 марта. URL: http://lexdigital.ru/2016/116/ (дата обращения: 22.01.2022).
5. Агеев А. С. Проблемы реализации права на доступ к информации, нашедшие отражение в практике Конституционного Суда [Электронный ресурс] // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 34-37. URL: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=7&art=5941 (дата обращения: 17.01.2022).
6. Дмитриева Е. Г. Проблемы защиты персональных данных в цифровом мире и пути их решения // Право и бизнес. 2021. № 3. С. 18-23. URL: https://выборгский.78.мвд.рф/document/27480647 (дата обращения: 21.12.2021).
7. Басова Е. А. Цифровое неравенство российских регионов: современные проблемы и пути преодоления [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2021. Т. 9. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-neravenstvo-rossiyskih-regionov-sovremennye-problemy-i-puti-preodoleniya (дата обращения: 09.02.2022).
8. Кадры для цифровой экономики // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 22.01.2022).
9. Нормативное регулирование цифровой среды // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ gosudarstvennoe/_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (дата обращения: 22.01.2022).
References
1. Zolaev E. A. Tsifrovoe gosudarstvo kak novyi etap razvitiya obshchestva [The digital state as a new stage in the development of society]. Kreativnaya ekonomika. 2021. vol. 15, no. 5, pp. 1583-1584. (In Russ.).
2. Shchukin P. Opredeleno mesto Rossii po urovnyu tsifrovizatsii [The place of Russia in terms of dig-italization is determined]. Lenta.ru. 2021. (In Russ.). Available at: https://lenta.ru/news/2021/03/01/cifrrus/ (accessed: 12.01.2022).
3. Pesnya V. Rossiya zanyala 27 mesto v reitinge stran po tsifrovizatsii [Russia took 27th place in the ranking of countries in terms of digitalization]. RIA Novosti. 2021. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20210903/tsifrovizatsiya-1748459672.html (accessed: 12.01.2022).
4. Pravo na zabvenie v rossiiskom i evropeiskom zakonodatel'stve [The right to be forgotten in Russian and European legislation]. Lex Digital Blog. 2016. (In Russ.). Available at: http://lexdigital.ru/2016/116/ (accessed: 22.01.2022).
5. Ageev A. S. Problemy realizatsii prava na dostup k informatsii, nashedshie otrazhenie v praktike Konstitutsionnogo Suda [Problems of realization of the right to access to information reflected in the practice of the Constitutional Court]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2016, no. 2, pp. 34-37. (In Russ.). Available at: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=7&art=5941 (accessed: 17.01.2022).
6. Dmitrieva E. G. Problemy zashchity personal'nykh dannykh v tsifrovom mire i puti ikh resheniya [Problems of personal data protection in the digital world and ways to solve them]. Pravo i biznes. 2021, no. 3, pp. 18-23. (In Russ.). Available at: https://vyborgskii.78.mvd.rf/document/27480647 (accessed: 21.12.2021).
7. Basova E. A. Tsifrovoe neravenstvo rossiiskikh regionov: sovremennye problemy i puti preodoleniya [Digital Divide in Russian Regions: Modern Problems and Ways to Overcome]. Voprosy territorial'nogo raz-vitiya. 2021, vol. 9, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-neravenstvo-rossiyskih-regionov-sovremennye-problemy-i-puti-preodoleniya (accessed: 09.02.2022).
8. Kadry dlya tsifrovoi ekonomiki [Personnel for the digital economy].Ministerstvo tsifrovogo raz-vitiya, svyazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.). Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (accessed: 22.01.2022).
9. Normativnoe regulirovanie tsifrovoi sredy [Regulation of the digital environment]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.). Available at: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/normativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (accessed: 22.01.2022).
Информация об авторах М. С. Мачехин - старший преподаватель кафедры режима и охраны, подполковник внутренней службы, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний;
Э. Ю. Бузинская - магистрант направления «Юриспруденция», Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Information about the authors M. S. Machekhin — Senior Lecturer at the Department of Regime and Security, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; E. Yu. Buzinskaya - Underggraduate of the direction "Jurisprudence ", Moscow University for Industry and Finance "Synergy".
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 13.09.2022; принята к публикации 14.09.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 13.09.2022; accepted for publication 14.09.2022.