Научная статья на тему 'Проблемы реализации государственных программ в аграрном регионе'

Проблемы реализации государственных программ в аграрном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатохин М.В., Телегина О.В.

Российская практика программно-целевого метода позволяет выявить ряд недостатков препятствующих эффективной реализации государственных программ. Основной проблемой разработки и реализации государственных программ является несовершенство документации стратегического долгосрочного развития РФ, что приводит к частым корректировкам государственных программ. Второй не менее важной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ негативно влияет не только на разработку, но на реализацию государственных программ. Не менее важным остается вопрос о бюджетном финансировании государственных программ развития сельского хозяйства. Он включает распределение субсидий на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, распределение субсидий на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, распределение субсидий на развитие территорий, распределение субсидий на строительство и реконструкцию автодорог к особо значимым объектам сельских населенных пунктов и к объектам производства и переработки продукции и ряд других направлений для распределения бюджетных средств. В настоящее время расходы финансирования государственной поддержки сельского хозяйства совершенно неадекватны вкладу сельского хозяйства в долю ВВП и развитие всей экономики Российской Федерации. В связи с этим необходима структурная перестройка бюджетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации государственных программ в аграрном регионе»

УДК 333 (571.15)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ*

ШАТОХИН М.В.,

доктор экономических наук, профессор, Юго-Западный государственный университет. e-mail: shatoru@bk.ru ТЕЛЕГИНА О.В.,

кандидат социологических наук, Региональный открытый социальный институт. e-mail: teloks@yandex.ru

Реферат. Российская практика программно-целевого метода позволяет выявить ряд недостатков препятствующих эффективной реализации государственных программ. Основной проблемой разработки и реализации государственных программ является несовершенство документации стратегического долгосрочного развития РФ, что приводит к частым корректировкам государственных программ. Второй не менее важной проблемой является несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ негативно влияет не только на разработку, но на реализацию государственных программ. Не менее важным остается вопрос о бюджетном финансировании государственных программ развития сельского хозяйства. Он включает распределение субсидий на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, распределение субсидий на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, распределение субсидий на развитие территорий, распределение субсидий на строительство и реконструкцию автодорог к особо значимым объектам сельских населенных пунктов и к объектам производства и переработки продукции и ряд других направлений для распределения бюджетных средств. В настоящее время расходы финансирования государственной поддержки сельского хозяйства совершенно неадекватны вкладу сельского хозяйства в долю ВВП и развитие всей экономики Российской Федерации. В связи с этим необходима структурная перестройка бюджетной политики.

Ключевые слова: государственное управление, государственные программы, целевые индикаторы, АПК. PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS IN THE AGRARIAN REGION

SHATOHIN M.V.,

doctor of Economics, Professor, Southwestern State University. E-mail: shatoru@bk.ru TELEGINA O.V.,

сandidate of Sociological Sciences, Regional Open Social Institute. E-mail: teloks@yandex.ru

Essay. The Russian practice of the program-target method makes it possible to identify a number of shortcomings that hamper the effective implementation of state programs. The main problem of the development and implementation of state programs is the imperfection of the documentation of the strategic long-term development of the Russian Federation, which leads to frequent corrections of state programs. The second important problem is the imperfection of the regulatory and legal framework that regulates the procedure for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of state programs, which negatively affects not only the development but the implementation of state programs. Equally important is the question of budget financing of state programs for the development of agriculture. It includes the allocation of subsidies for the development of agricultural land reclamation, the distribution of subsidies for the creation and modernization of agro-industrial complex objects, the distribution of subsidies for the development of territories, the distribution of subsidies for the construction and reconstruction of highways to particularly important objects of rural settlements and to production and processing facilities, and a number Other directions for the allocation of budgetary funds. At present, the costs of financing state support for agriculture are completely inadequate to the contribution of agriculture to the share of GDP and the development of the entire economy of the Russian Federation. In this connection, a structural reorganization of budgetary policy is necessary.

Key words: public administration, state programs, target indicators, agroindustrial complex.

Практика внедрения программно-целевого метода в Российской Федерации, текущий анализ и контроль исполнения государственных программ позволил выявить как специфические, так и проблемы системного характера, и разработать мероприятия по их решению.

1. Ключевой проблемой при разработке и реализации государственных программ как инструмента долгосрочного планирования бюджета, является несовершенство документации стратегического долгосрочного развития РФ, что не позволяет разработать долгосрочный прогноз бюджета и соответственно определить возможный (предельный) объем расходов на реализацию государственной программы в том числе и на региональном уровне. Дан-

ные условия приводят к ситуации, что ряд реализуемых государственных программ не отражает текущую ситуацию и требует корректировки.

Устранение данного недостатка возможно по средствам разработки качественных долгосрочных прогнозов бюджета, которые будут содержать данные о предельных объемах финансирования на реализацию государственных программ на весь срок их реализации, которые будут сформированы из прогноза (в консервативном варианте) социально-экономического развития России, снижению риска досрочного прекращения государственных программ.

*(Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-32-00030)

Так же данные полученные в долгосрочном прогнозе послужат источником для формирования долгосрочной стратегии развития РФ.

Разработка долгосрочного прогноза бюджета на каждом бюджетном цикле позволила бы ориентироваться на предельные объемы финансирования государственных программ при разработке федеральных и региональных законов о бюджете и минимизировала риски недостаточного финансирования государственных программ.

Отметим, что согласно текущему положению в Российской Федерации в отношениях планового периода ряд положений был приостановлен. Исключения составили прогнозы социально-экономического развития, а так же направления развития налоговой, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики.

2. Несовершенство и частые изменения нормативно-правовой базы, которая регламентирует порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ негативно влияет не только на разработку, но на реализацию государственных программ. Отметим, что на 1 сентября 2015 года в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ было внесено 10 изменений, в порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Курской области по состоянию на 1 сентября 2016 года с 2013 года внесено 4 изменения. Методические указания по разработке и реализации госпрограмм до 2016 года переутверждались 3 раза, новый Приказ Министерства экономического развития N 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» вступил в силу 16 сентября 2016 года.

Таким образом, достаточно часто вносятся существенные изменения в методическую и нормативно -правовую базу, что в дальнейшем приводит к несоблюдению положений и требований ответственными исполнителями и участниками государственных программ. Так же представленный недостаток не дает возможность своевременно обновлять все государственные программы на региональном уровне в соответствии с новыми требованиями, что не позволяет повысить качество документации и эффективности разработки и реализации государственным программ.

Устранение описанного недостатка возможно при оперативном информировании ответственных исполнителей и участников государственных программ о внесении изменений в методическую и нормативно -правовую базу и осуществления советующего контроля Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Недостаточное финансирование программ отрасли АПК. Данная проблема связана с низкой экономической эффективности данной отрасли, и лишь за счет введения санкционной политики ситуация немного изменилась.

Ключевой государственной программой развития сельского хозяйства Курской области является «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области». Госпрограмма разработана и утверждена в 2012 году и по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы: создание стабильно рабо-

тающего агропромышленного комплекса за 7 лет. Если говорить об эффективности, то к 2020 году планируется, что индекс производства сельхозпродукции составит не менее 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента. Стоит отметить, что программа не совершенна так как за период 2015-2016 в нее вносились изменения 11 раз.

6 июля 2016 года стало известно о том, что правительство РФ распределило 1,525 миллиарда рублей между 19 регионами на поддержку программ развития сельского хозяйства в области животноводства. В том числе в список попала и Курская область[4].

«Распределены субсидии в объёме 1525,2 миллиона рублей, предоставляемые в 2016 году из федерального бюджета бюджетам 19 субъектов Федерации на софи-нансирование расходных обязательств, связанных с поддержкой экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства в области животноводства», - говорится в справке к соответствующему документу.

Курскому региону выделены 2 миллиона 730 тысяч рублей, соседнему Белгородскому - 100 миллионов.

Как показывает теоретический анализ, основные негативные факторы, воздействующие на аграрное производство в регионе и вызывающие замедление инновационного развития и, следовательно, отставание в достижении ПБ, состоят в следующем:

1) нарушение процессов восстановления агрономического и экономического плодородия почв в результате деформации зональных систем ведения сельского хозяйства, земледелия и растениеводства, недостаточного объема поступления органических удобрений при высоком уровне использования минеральных удобрений и гербицидов агропромышленными корпорациями, что приводит со временем к утрате почвенного плодородия;

2) неадекватность процессов структурной перестройки сельскохозяйственного производства требованиям инновационного развития в жестких условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры, включая проблемы технологической модернизации аграрного производства, главным образом в отраслях животноводства;

3) отставание в обновлении активной части производственных фондов- энергетических, сельскохозяйственных машин, современного оборудования животноводческих ферм, составляющих основу технических и технологических инноваций в сельскохозяйственных предприятиях;

4) недостаточный приток инвестиций, необоснованно высокая процентная ставка банковского кредитования, закрывающая доступ к последнему подавляющей части сельскохозяйственных организаций, что особенно характерно для парадоксальных процессов, протекающих в сфере обращения банковского капитала и валютно-кредитного рынка, начиная с конца 2014 года;

5) неадекватность инфраструктуры рынков финансовых и материально-технических ресурсов, а также информационных услуг аграрному производству, затрудненный доступ большинства сельскохозяйственных предприятий к продовольственным и сырьевым рынкам, которые монопольно контролируются торговыми сетями, тяготеющими к закупкам зарубежного импортного продовольствия и диктующими заниженные закупочные цены на сельскохозяйственные продукты отечественных сельхозтоваропроизводителей;

6) неустойчивое финансово-экономическое и производственное состояние многих аграрных формирований, которое объясняется недостаточной их адап-

тированностью к колебанию погодно-климатической среды и рыночной конъюнктуры, трудностями материально-технического и кредитно- денежного характера, которые ставят под сомнение не только перспективы инновационного развития, но и сохранение организационной целостности сельскохозяйственных предприятий;

7) низкий уровень страховой деятельности в сфере аграрной экономики, что вызывает риск банкротства сельскохозяйственных предприятий в случае возникновения критических погодно-климатических ситуаций;

8) недостаток кадрового обеспечения, включающего квалифицированных специалистов высшего звена и профессиональных работников растениеводства и животноводства, что обусловлено подробно рассмотренными выше причинами относительно низкого уровня благосостояния и условий проживания в сельских поселениях.

На основании рассмотренных аргументов следует сделать общий вывод о том, что устойчивое инновационное развитие сельских районов и находящихся в них агропроизводственных формирований, интенсивное и эффективное расширенное сельскохозяйственное воспроизводство, конкурентоспособность региональных агропроизводственных формирований на сельскохозяйственных рынках и, в конечном счете, достижение оптимального состояния ПБ региона обеспечивается научно обоснованной и проверенной практикой аграрной региональной политикой, базирующейся на системе программно-целевого планирования сельского хозяйства.

В традиционно аграрном регионе каким является Курская область приоритетное эффективное расширение аграрного сектора экономики должно быть направлено на улучшение сложившегося производственного, финансового, социального состояния сельского хозяй-

ства в процессе системной реализации критериального комплекса целей экономико-инновационного развития экономики области в целом, увеличении вклада аграрного сектора региона в достижении высокого уровня национальной ПБ [5, 6].

Эффективность реализации государственных программ (подрпрограмм) в отрасли АПК зависит от многих факторов, среди них можно выделить внешние, не зависящие от самих предприятий, и внутренние, на которые они могут и должны влиять. К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация, степень эквивалентности межотраслевого обмена, особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность получения целевого финансирования, возможность привлечения инвестиций [7, 8].

Целевая направленность рассматриваемой перспективной пятилетней инновационной программы выражается в стимулировании роста производства продукции растениеводства и продукции её переработки; обеспечении роста производства продукции животноводства и продукции её переработки; увеличении поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными основные недостатки плановых мероприятий стимулирования роста производства продукции растениеводства.

В процессе перехода к рынку государство не обеспечило для сельского хозяйства необходимых правовых условий для паритетных отношений с другими участниками АПК, финансовых структур и других субъектов при одновременном резком сокращении господдержки, что обусловило кризисно состояние отрасли, проявившееся и в экономике сельскохозяйственных предприятий Курской области.

Список использованных источников

1. Минакова И.В. Современные тенденции управления политическим и социально-экономическим развитием территорий: монография/И. В. Минакова, Л. Г. Мельник, Е. И. Масалов, и др. - Орел: АПЛИТ. -2013. -300 с.

2. Минакова И.В., Князев С.О. Методические основы мониторинга уровня социально-экономического развития региона/Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 5863.

3. Экономическое развитие территорий / Под ред. Шатохина М.В., Сироткиной Н.В. - Курск: Изд-во «Деловая полиграфия», 2016. - 502 с.

4. Агентство экономической информации «Прайм» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://1pnme.ru/News/20160706/826112426.html.

5. Тенденции уровня занятости и безработицы в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пигорев, Д.И. Дорошенко // Аграрная наука. - 2009. - № 8. - С. 6-8.

6. Семыкин В.А., Пигорев И.Я. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса // Сб.: Проблемы развития аграрного сектора региона: материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2006. - С. 3-10.

7. Об инновационных технологиях в земледелии / И.Я. Пигорев, В.М. Солошенко, В.Н. Наумкин, А.В. Наумкин, А.М. Хлопяников, Г.В. Хлопяникова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 3. - С. 32-36.

8. Семыкин В.А., Пигорев И.Я. Научное обеспечение инновационного развития сельского хозяйства Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2008. - Т. 1. - № 1. - С. 3-7.

List of sources used

1. Minakova I.V. Modern trends in the management of political and socio-economic development of territories: monograph / I. V. Minakova, L. G. Melnik, E. I. Masalov, and others. - Orel: APPLICATION. -2013. -300 sec.

2. Minakova I.V., Knyazev S.O. Methodological basis for monitoring the level of social and economic development of the region // Izvestia of the South-Western State University. Series: The Economy. Sociology. Management. 2012. № 2. P. 58-63.

3. Economic development of territories / Ed. Shatokhina M.V., Sirotkina N.V. - Kursk: Publishing house "Business polygraphy", 2016. - 502 p.

4. Agency of economic information "Prime" [Electronic resource] Access mode: http: // 1prime.ru/News/20160706/826112426.html.

5. Trends in employment and unemployment in agriculture / M.A. Parkhomchuk, V.M. Soloshenko, I.Y. Pigorev, D.I. Doroshenko // The Agrarian Science. - 2009. - №. 8. - P. 6-8.

6. Semykin V.A., Pigorev I.Y. Innovative Mechanism of Development of Agroindustrial Complex // Proc.: Problems of development of Agrarian Sector of the Region: Materials of all-Russian scientific-practical Conference: in 4 Parts. - 2006. - P. 3-10.

7. On innovative Technologies in Agriculture / I.Y. Pigorev, V.M. Soloshenko, V.N. Naumkin, A.V. Naumkin, A.M. Hlopjanikov, G.V. Hlopjanikova // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - №. 3. - P. 32-36.

8. Semykin V.A., Pigorev I.Y. Scientific support of innovation development of Agriculture of Kursk Region // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2008. - Vol. 1. - №. 1. - P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.