Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1350
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
коррупция / проблемы / реализация / государственная политика / право.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нальгиева Ханифа Лячиевна

Коррупция является одним из важнейших факторов, влияющих на функционирование государства в целом. При повышении уровня коррупции в системе государственного управления увеличиваются экономические издержки, что влияет на бюджет государства. Так же высокий уровень коррупции неблагоприятно сказывается и на выполнении государством и социальной функции. В настоящее время вопрос выработки и реализации антикоррупционной политики стоит на повестке дня даже для наиболее «развитых» государств. Отметим, что антикоррупционная политика – это целостная социокультурная политическая модель предотвращения коррупционных рисков и их возможных проявлений, умение прогнозировать ситуацию и избирательно использовать средства против преступлений, связанных с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ»

УДК 336.145

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

НАЛЬГИЕВА ХАНИФА ЛЯЧИЕВНА

К.с.н., доцент кафедры «Менеджмент» ИнгГУ, Магас, Россия

Аннотация. Коррупция является одним из важнейших факторов, влияющих на функционирование государства в целом. При повышении уровня коррупции в системе государственного управления увеличиваются экономические издержки, что влияет на бюджет государства. Так же высокий уровень коррупции неблагоприятно сказывается и на выполнении государством и социальной функции. В настоящее время вопрос выработки и реализации антикоррупционной политики стоит на повестке дня даже для наиболее «развитых» государств. Отметим, что антикоррупционная политика - это целостная социокультурная политическая модель предотвращения коррупционных рисков и их возможных проявлений, умение прогнозировать ситуацию и избирательно использовать средства против преступлений, связанных с коррупцией.

Ключевые слова: коррупция, проблемы, реализация, государственная политика, право.

Государственно-правовая идеология в сфере противодействия коррупции представляет собой совокупность официально принятых взглядов, идей, концепций, правовых доктрин, обусловливающих правовые начала и принципы регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, это теоретико-правовая категория, отражающая связь между правовым порядком в сфере противодействия коррупции и его ценностно-нормативной основой.

Значение данной идеологии в сфере противодействия коррупции обусловлено ее ролью в процессе обеспечения национальных интересов в контексте законодательного обеспечения противодействия коррупции. В числе документов, осуществляющих механизм непосредственного влияния ее на сферу антикоррупционного законодательства, -Стратегия национальной безопасности и Национальный план противодействия коррупции.

Важнейшим источником является международное законодательство. Так, существует прямое и косвенное влияние международного законодательства на правовую систему. К прямому относится имплементация национальным законодательством норм международных договоров, деклараций, конвенций и других документов, ратифицированных государством.

Важнейшим компонентом косвенного влияния является имплементация доктринального содержания международного законодательства, трансформирующего государственно-правовую идеологию. Очевидно, что большую роль в формировании современной государственно-правовой антикоррупционной идеологии играют такие документы, как Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. [1]

Роль международного законодательства в формировании государственно-правовой идеологии в сфере противодействия коррупции определяется его доктринальным, ценностно-нормативным и правовым значением в отношении правовых систем стран, имплементирующих его нормы.

В числе наиболее важных компонентов международного законодательства, оказывающих влияние на государственно-правовую идеологию в данной сфере, -понимание коррупции как социально-правового явления, имеющего существенное антисоциальное значение, выражающееся в перечне его признаков; совокупность терминов и понятий, раскрывающих содержание коррупции и коррупционных отношений, формы

антикоррупционной деятельности, цели и задачи государственной антикоррупционной политики, правовой статус субъектов противодействия коррупции; правовая направленность государственно-правового регулирования противодействия коррупции; включающая профилактическое/правоохранительное содержание.

В отношении российской государственно-правовой идеологии в сфере противодействия коррупции, указанные проблемы были призваны решить Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 274-ФЗ», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

Принятие данных актов необходимо рассматривать в качестве этапа формирования системы противодействия коррупции, но эффективность нового антикоррупционного законодательства не следует переоценивать. Так в числе наиболее существенных проблем правового регулирования противодействия коррупции остается отсутствие государственного специализированного антикоррупционного органа, создание которого состоит в числе международных обязательств Российской Федерации. Существенен и ряд других проблем.

Однако антикоррупционные мероприятия, проводимые в Российской Федерации на основе зарубежного опыта, не особенно изменили криминальную ситуацию, и проблема противодействия коррупции, по образному выражению Президента России, остается «вечнозеленой».

Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации [2].

Проблема разрастания масштабов коррупции представляет собой серьезную угрозу функционированию государственной власти, верховенству закона и права, демократии и правам человека, затрудняя формирование правового государства и гражданского общества в России. Не случайно «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» коррупция отнесена к одной из угроз национальной безопасности страны, что определяет характер борьбы с ней не только как правовой, но и как политический.

Поскольку противодействие коррупции неотделимо от коренного реформирования всей системы государственной и муниципальной службы, реализация подобной политики требует серьезного правового обеспечения.

Вместе с тем следует отметить, что в юридической науке и практике отсутствует единое понятие коррупции, недостаточно четко определен и научный подход к решению этой актуальной проблемы.

Существует множество определений коррупции, но в них нет полной ясности и правовой точности. Это объясняется, прежде всего, тем, что коррупция в ее широком смысле - это, скорее, синтетическое социальное и криминологическое понятие, чем правовое.

При этом искажение смысла понятия «коррупция» приводит к сужению сферы его применения на практике. В результате борьба с коррупцией нередко сводится к чисто административным или уголовно-правовым средствам.

Многозначность понимания коррупции и множественность ее определений обусловливают неопределенность их отражения в различных отраслях российского законодательства. Это осложняет дальнейшую правотворческую, а также правоприменительную деятельность. Правовая основа по предотвращению и пресечению коррупционной деятельности на сегодняшний день складывается из положений УК РФ, Кодекса об административных правонарушениях, специальных законов и нормативных актов. Однако важнейших законодательных актов по преодолению коррупции в государственном и муниципальном механизме до настоящего времени нет.

Среди государственно-правовых причин коррупции можно указать:

- несовершенство законов в сфере антикоррупционной деятельности;

-общая слабость органов государственной власти, осуществляющих противокоррупционную деятельность;

- попустительство властей по отношению к коррупции;

- политическая нестабильность и отсутствие четкой правовой политики противодействия коррупции;

- отсутствие четких правовых гарантий, неподконтрольность властей;

- несовершенство законодательства и его неадаптированность к новым условиям;

- неэффективность институтов государственной власти, отсутствие должной правовой подготовки государственных и муниципальных служащих;

- корпоративная порука государственных и муниципальных служащих;

- неэффективность механизмов защиты непосредственно самой государственной власти от коррупции [4].

В борьбе с теневыми экономическими отношениями, наряду с общесоциальными, важна роль и правовых мер. В свою очередь, правовые меры борьбы с теневой экономикой должны включать в себя широкий спектр законов, причем не только узкоотраслевых, но и комплексных, приводящих совокупность разнообразных правовых средств воздействия на коррупцию в единую систему.

Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность - на уровне закона - так и не делится на федеральную, региональную и муниципальную.

В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.

Если современная центральная власть сумеет выстроить грамотную систему арбитражных судов, от которых в немалой степени зависит обеспечение гарантий неприкосновенности частной собственности в России, - только за одно это она сможет считать свою задачу выполненной.

Проблема, о которой идет речь, есть проблема концептуализации государственной правовой политики, включающей разработку антикоррупционной идеологии, понятийного аппарата и определение, собственно, ее цели и задач, что является необходимым условием законодательного обеспечения механизмов противодействия коррупции.

В данном контексте следует согласиться с тем, что «до настоящего времени противодействие коррупции и теневой экономике в России продолжает сохранять в основе своей бессистемный характер, несмотря на значительное количество принятых в последние годы различных нормативных правовых актов, регламентирующих частные либо международные аспекты такого противодействия.

Официальные политические доктрины противодействия теневой экономике и коррупции (как на законодательном, так и на политико-декларативном уровне) не приняты». В заключение следует отметить, что консолидация общества - основа любой государственной идеологии. И, соответственно, консолидация общества в борьбе с

коррупцией есть основа государственной антикоррупционной идеологии. Для этого необходимо укоренение в общественном сознании идеи антисоциальности коррупции как общественного явления, формирование общественных механизмов борьбы с ним.

Однако японский опыт организации борьбы с коррупцией показывает, что отсутствие единого кодифицированного акта, направленного на борьбу с этим явлением (так же, как в Австрии, Чехии, Швеции), не препятствует эффективному решению проблемы. Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах.

Особое значение японский законодатель придает запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих.

Они, в частности, касаются многочисленных мер, которые практически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности. В Российской Федерации указанное выше частично учтено в Федеральном законе «О противодействии коррупции» и других законах, однако механизм ответственности нарушителей закона не прописан и отдан на откуп работодателю, который объективно не в состоянии самостоятельно решить эту проблему. Таким образом, зарубежный опыт по-прежнему составляет значительный резерв для совершенствования российского антикоррупционного законодательства.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий.

Несомненно, определенная логика в этом решении была, т.к. именно прокуратура согласно действующему законодательству осуществляет координацию деятельности по борьбе с преступностью.

Представляется необходимым на базе зарубежного опыта переосмыслить институциональные основы противодействия коррупции в Российской Федерации либо выделив специальный компактный орган, занятый решением исключительно данной задачи, либо обеспечив конкуренцию и контроль правоохранительных органов друг за другом вместо существующей на данный момент круговой поруки.

Работа по выявлению и предупреждению коррупционных рисков при подборе, расстановке и ротации кадров, антикоррупционной подготовке служащих в Российской Федерации находится в зачаточном состоянии. Расстановка руководящих кадров «от Москвы до самых до окраин» осуществляется по принципу родственных или дружеских связей.

Антикоррупционные комиссии могут возглавлять бывшие работники сельскохозяйственного профиля, главы местного самоуправления, бывшие милицейские чиновники и другие лица, не имеющие четкого представления, как разрешить конфликт интересов и др. задачи. Поэтому необходимо качественно перестроить систему подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, сделав упор на вопросах правовой подготовки, морально-этического воспитания и формирования антикоррупционной культуры. [5]

Следует внедрить элементы антикоррупционной подготовки в учебные планы высших образовательных учреждений, занимающихся подготовкой будущих кадров для государственной и муниципальной службы в целях разрушения коррупции в высших учебных заведениях, вымогательство денег в которых отдельными чиновниками и преподавателями начинается с момента, когда молодой человек переступает порог учебного заведения, становясь абитуриентом, и не прекращается до получения им диплома.

Необходимо включить в программы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих спецкурсы, направленные на усвоение основных положений международного, федерального и регионального

законодательства по противодействию коррупции, вопросов юридической ответственности за коррупцию, разъяснение ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления

[4].

В странах с высокоэффективной антикоррупционной политикой активы коррупционеров и членов их семей подлежат конфискации. Целесообразно учесть данный опыт в российском законодательстве и в этих целях проработать вопрос о внесении изменений УК РФ. Эти меры повлияют на профилактику коррупционной преступности, т.к. они будут воздействовать на основной стимул совершения коррупционных преступлений.

В Российской Федерации, по данным ВЦИОМ, до 30 % опрошенных не готовы к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции. Из года в год снижается доля тех, кто согласился бы сообщить об этом в правоохранительные органы. Реже всего россияне допускают возможность сотрудничества с местными органами власти, а также с правозащитными организациями. Требуется глубокое изучение и внедрение зарубежного опыта для привлечения потенциала общества к борьбе с коррупцией.

Антикоррупционное законодательство должно постоянно корректироваться и совершенствоваться. Систематизация и кодификация антикоррупционных правовых норм - важное условие обеспечения их непротиворечивости и доступности для правоприменителя в виде целостной системы.

Приоритетным направлением борьбы с коррупцией должно быть ее предупреждение, которое в современных условиях требует системного подхода, т.е. реализации комплекса мер политического, экономического, психологического, правового и организационного характера, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию криминогенных факторов, порождающих это разрушительное и опасное явление.

Повышение эффективности использования правовых средств в противодействии коррупции будет способствовать снижению угроз и более надежному обеспечению безопасности российских граждан, общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов Ю.М. Коррупция: проблемы и условия, ее порождающие // Социология коррупции. Материалы научно-практической конференции (20 марта 2013 года). - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2013. - 388 с.

2. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А.В. Малько. -Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 240 с.

3. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально экономические и правовые аспекты. — М.: ИСПИ РАН, 2011. — 240 с.

4. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции: Методические рекомендации. - Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2010. - 92 с.

5. Литвинова Ю.И. Антикоррупционная политика как предмет правового исследования //Философия права. - 2012. - № 3.

6. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). - М.: Волтерс, 2010. - 192 с.

7. Шишкарёв С.Н. Правовые основы антикоррупционной политики России: история и современность: монография. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 263 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.