Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ЛИЦА / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ / ПОДНАДЗОРНЫЙ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PERSONS RELEASED FROM PRISON / ADMINISTRATIVE RESTRICTION / SUPERVISED / PREVENTIVE IMPACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников Сергей Геннадьевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Анализ эмпирических данных за 2015 - 2019 г.г., показывает необходимость принятия комплекса мер, для совершенствования системы профилактического воздействия на лиц, в отношении которых установлен административный надзор. Автором акцентируется внимание на необходимости законодательного решения проблемы: создания контрольно-социальной службы, в целях ресоциализации поднадзорных лиц; использование в отношении лиц, в отношении которых установлен административный надзор, имеющих неснятую либо непогашенную судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля; усиления ответственности за совершение противоправных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS, RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY. PRACTICAL LOOK

The article deals with topical issues related to the implementation of administrative supervision of persons released from prison. Analysis of empirical data for 2015-2019 shows the need to take a set of measures to improve the system of preventive impact on persons who are subject to administrative supervision. The author focuses on the need for a legislative solution to the problem: the creation of a control and social service for the purpose of re-socialization of supervised persons; the use of audio-visual, electronic and other technical means of control in relation to persons with administrative supervision, who have an Unremitted or outstanding criminal record for crimes against the sexual integrity of minors; and the strengthening of responsibility for committing illegal acts.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД»

10.3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Шапошников Сергей Геннадьевич, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: srglom@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Анализ эмпирических данных за 2015 - 2019 г.г., показывает необходимость принятия комплекса мер, для совершенствования системы профилактического воздействия на лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Автором акцентируется внимание на необходимости законодательного решения проблемы: создания контрольно-социальной службы, в целях ресоциали-зации поднадзорных лиц; использование в отношении лиц, в отношении которых установлен административный надзор, имеющих неснятую либо непогашенную судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля; усиления ответственности за совершение противоправных деяний.

Ключевые слова: административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, административное ограничение, поднадзорный, профилактическое воздействие.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS, RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY. PRACTICAL LOOK.

Shaposhnikov Sergey Gennadievich, student. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: srglom@rambler.ru

Annotation: The article deals with topical issues related to the implementation of administrative supervision of persons released from prison. Analysis of empirical data for 2015-2019 shows the need to take a set of measures to improve the system of preventive impact on persons who are subject to administrative supervision.

The author focuses on the need for a legislative solution to the problem: the creation of a control and social service for the purpose of re-socialization of supervised persons; the use of audio-visual, electronic and other technical means of control in relation to persons with administrative supervision, who have an Unremitted or outstanding criminal record for crimes against the sexual integrity of minors; and the strengthening of responsibility for committing illegal acts.

Keywords: administrative supervision, persons released from prison, administrative restriction, supervised, preventive impact.

Введение. Постановка проблемы

В соответствии с Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, одним из основных направлений деятельности полиции, по обеспечению общественной безопасности, в области противодейст-

вия преступным и иным противоправным посягательствам, является, выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации [1].

В своем интервью Министр внутренних дел В.А. Колокольцев отметил, что из числа лиц, состоящих под административным надзором, рецидив наблюдался у 6 процентов, состоящих под надзором [8]. Весьма важно отметить, что с момента вступления Закона об административном надзоре и выступлением министра прошло около двух лет. Несомненно, возвращение института административного надзора, который много лет не функционировал, позволило устранить ряд правовых пробелов, дать возможность органам внутренних дел контролировать поведение наиболее опасной категории ранее судимых лиц. Применение указанного закона, принесло некоторые положительные результаты в профилактической деятельности.

Вместе с тем, проведенный анализ эмпирических данных свидетельствует о тренде роста преступлений и административных правонарушений, совершенных поднадзорными лицами. В период с 2015 до 2019 гг., число поднадзорных лиц, в отношении которых приняты решения о возбуждении уголовных дел возросло на 50 %, в том числе против половой неприкосновенности и половой свободы личности на 20 %, преступлений против жизни и здоровья на 8 %, преступлений против собственности на 20%, за совершение преступлений по ст. 314.1 УК РФ на 86 %, в том числе по ч.2.ст.314*1 УК РФ на 101%. Число лиц, состоящих под административным надзором, привлеченных к административной ответственности возросло на 36%, а количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении указанных лиц на 37%, при этом число принятых решений о назначении административного наказания в виде административного ареста увеличилось на 42%.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Для оказания воздействия профилактического характера в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и противодействия совершения противоправных деяний, влекущих административную или уголовную ответственность, в целях защиты общественных и государственных интересов, во исполнении Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее -Закон об административном надзоре, Закон), исключительно по решению суда, в отношении указанной категории граждан устанавливаются временные конституционные ограничения их прав и свобод, а также возлагаются определенные обязанности [2].

Орган внутренних дел (полиция) по месту постоянного, временного проживания или фактического нахож-

дения лица, являющегося по решению суда поднадзорным, осуществляет контроль по соблюдению указанным лицом установленных в отношении него административных ограничений, и выполнением им предусмотренных Законом обязанностей.

Административное ограничение не является наказанием за совершение противоправного деяния влекущего административную или уголовную ответственность, а выражается в мере, направленной на недопущении совершения административных правонарушений и преступлений поднадзорными, посредством осуществления административного надзора.

Административный надзор представляется нам, как процесс наблюдения уполномоченных на то органов, за отдельной категорией граждан, которые представляет определённую опасность для общества. Поднадзорный элемент «пофамильно» индивидуализирован, он персонально известен органам полиции. Этот способ надзора имеет место в полицейском правоотношении, которое можно однозначно определить следующей формулой «один к одному».

Важной целью создания института административного надзора является предотвращение совершения повторных преступлений, лицами, ранее совершавшими преступления, имеющими определённый опыт криминального поведения. Несомненно, указанные граждане, с криминальным прошлым, заслуживают со стороны правоохранительных органов более пристального внимания, нежели законопослушные граждане. Вред, который причиняется правонарушениями, совершаемыми поднадзорными лицами весьма очевиден. Недостаточно эффективная профилактическая работа, проводимая сотрудниками органов внутренних дел, в отношении поднадзорных лиц, приводящая к совершению последними преступлений, причиняет колоссальный вред обществу в целом, а также отдельным пострадавшим от преступлений гражданам. Подобные общественно опасные деяния вызывают негативную реакцию населения, которое ожидает от органов государственной власти своевременного реагирования, направленного на защиту личности от преступных посягательств. Как справедливо отмечает В.В. Лунеев, политическая и экономическая свобода не может существовать с петлей преступности на шее, общество будет вынуждено идти на новые и новые ограничения в целях более эффективного контроля за преступностью и своего собственного выживания, в целях подтягивания правового противодействия к растущей и мимикрирующей преступности.[6] Повторные преступления, совершаемые поднадзорными, могут свидетельствовать о продолжении преступной деятельности, несмотря на принимаемые меры органами внутренних дел, что в свою очередь представляет общественную опасность.

Общественная опасность преступлений совершаемых поднадзорными, заключается в том, что указанная категория лиц может оказывать негативное влияние на других лиц, имеющих неустойчивость правомерного поведения, склонных к совершению противоправных деяний, влекущих административную или уголовную ответственность, а также несовершеннолетних, вовлекая их противоправную деятельность. Преступления, совершаемые поднадзорными, как правило, отличаются продуманностью, скрупулезной подготовкой, умелым сокрытием следов и орудий преступления. Такие противоправные деяния, несут серьезные последствия по сравнению с преступлениями, совершаемыми впервые.

К сожалению, действующее законодательство в сфере противодействия противоправным деяниям, влекущим административную или уголовную ответственность, поднадзорными лицами, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты личности, общества, государства и их интересов, не должным образом позволяет оказать влияние на лиц, данной категории.

Следует отметить, что, несмотря на проводимый сотрудниками полиции в отношении лиц, состоящих под административным надзором, комплекс профилактических мероприятий, количество правонарушений и преступлений, совершаемых данной категорией лиц, как было указано выше, ежегодно растет. Эта негативная тенденция в свою очередь ведет к постоянному и интенсивному росту преступности и правонарушений, что в свою очередь, становится причиной криминализации все более широких слоев населения.

По мнению Артемьева С.А. и Розувана A.M., «должен действовать принцип строго индивидуального подхода к каждому поднадзорному. Он определяется объемом установленных ограничений, периодичностью осуществления контроля за их соблюдением и образом жизни поднадзорного в целом, интенсивностью мер воспитательного характера». [3].

Правомочия полиции непосредственно связаны с небезызвестными ограничениями прав и свобод поднадзорного в сфере его свободного передвижения, избрания места жительства и места пребывания, неприкосновенности частной жизни, проведения досуга. Очевидно, что существует определенный риск чрезмерного вмешательства в частную жизнь граждан, находящихся в сфере административного надзора. Однако этот риск сдерживается общественными интересами общества и государства в решении вопросов безопасности и социально-правового контроля в сфере предупреждения преступности. Особое внимание должно быть сконцентрировано на своевременную организацию работы по осуществлению надзора, исполнение воспитательной функции надзора, контроль над образом жизни поднадзорных. На наш взгляд, положительный результат реализации административного надзора в отношении определенной категории ранее судимых граждан, будет напрямую зависеть от его квалифицированного осуществления, надлежащего порядка действий субъектов осуществления надзора.

Ряд поднадзорных имеют судимость за преступления совершенные с особой жестокостью, против половой неприкосновенности несовершеннолетнего и иные преступные деяния, совершая которые данные лица действовали хладнокровно, безжалостно, осознавая степень общественной опасности и характер своих действий причиняя физическое и психическое насилие, направленное на причинение потерпевшему или его близким особых мучений или страданий. Учитывая, данный фактор, на наш взгляд, законодатель упустил в системе правовых норм, позицию, позволяющую применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля в отношении указанной категории поднадзорных лиц. В качестве примера необходимо привести взгляды зарубежных законодателей, которые предлагают применять технические средства слежения, так называемые электронные браслеты, в отношении не только лиц, досрочно (условно) освобожденных, но и у тех, кто отбыл свой срок за преступление, считающееся общественно опасным (например, убийство, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и т.д.). Та-

кие проекты существуют в Великобритании, Франции, а также некоторых других странах [8]. Применение технических средств контроля положительно скажется на получении информации о поднадзорном лице, о его местонахождении, что способствует минимизации рецидивной преступности среди названной категории поднадзорных.

Как показывает практика, далеко не у всех лиц, освобожденных из мест лишения свободы и в отношении которых установлен административный надзор, сформировалось уважительное отношение к человеку, обществу, государству, установленным правилам и нормам. Не каждый поднадзорный полностью отказался от совершения противоправных деяний, влекущих уголовную или административную ответственность. Вероятность повторности преступлений среди поднадзорных лиц подтверждается их негативным поведением во время или сразу после отбывания наказания.

Следует согласиться, с мнением Гончарова М.В. о том, что «пребывание в местах лишения свободы приводит к пополнению социально-негативных знаний, преступного опыта. Возобновление преступной деятельности после освобождения, ее активизация все больше укрепляют противоправные установки, обусловливающие предпочтение преступного варианта поведения, готовность к нему при наличии к этому возможности и создание такой возможности» [5].

Существуют проблемы реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор, связанные с утраченными ими социальных связей и функций, нахождением в трудной жизненной ситуации, со сложностью в трудовом и бытовом устройстве.

Необходимо отметить, что применяя только правоохранительные методы, явление рецидивной преступности среди лиц, в отношении которых установлен административный надзор, решить проблематично. Проводимый комплекс индивидуально-профилактических мероприятий сотрудниками полиции, нередко оказывается слабоэффективным, в связи с существованием немалочисленных проблем социального и бытового характера, с которыми встречаются поднадзорные лица, после отбытия наказания в местах лишения свободы. Отсутствие надлежащего образования, специальности не позволяет поднадзорному найти источник правомерного заработка, утрата социально-значимых и родственных связей с законопослушными гражданами, места жительства, на сегодняшний день являются одними из основных причин повторности совершения противоправных деяний. Решение указанной проблемы, видится нам в реализации комплекса мероприятий направленных на оказание помощи поднадзорным лицам при содействии властей на региональном и муниципальном уровнях.

Обращение к исторической ретроспективе становления правовых основ административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, показывает, что еще в советский период развития было принято Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 1966 г.[7]. В Советском союзе институт административного надзора существовал около 40 лет, за это время нормативная правовая база, регламентирующая деятельность органов государственной власти в сфере осуществления административного надзора за отдельными категориями граждан, постоянно модернизировалась, устранились пробелы

и шероховатости. В результате чего, была выстроена грамотно продуманная и конкретно выстроенная система профилактики в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых устанавливался административный надзор. Так, в указанной системе отражались определенные меры, связанные с социальной реабилитацией поднадзорных лиц, индивидуальная профилактика с данной категорией. В систему профилактики входили разнообразные органы государственной власти и учреждения, в том числе ведающие вопросами трудового и бытового обеспечения. Глобальное место в работе по профилактике отводилось трудовым коллективам, представителям общественности иным общественным формированиям. Выло четко регламентировано нормативное закрепление функций, прав, обязанностей каждому субъекту задействованному в осуществлении профилактики. Указанная деятельность находилась под постоянном контролем на высшем государственном уровне, и результатом этого являлось, что уровень рецидивной преступности среди лиц, состоящих под административным надзором, колебался в пределах 10% [4].

Установление административного надзора является не самоцелью, а лишь первоначальным этапом непосредственной работы по перевоспитанию поднадзорных и контролю над ними. В целях более эффективного осуществления надзора необходимо оказание помощи поднадзорным, органами местного самоуправления, социального обеспечения, службой занятости населения, общественными организациями. Указанные меры способствуют действенно оказать персональное профилактическое влияние на граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, находящихся под действием Закона об административном надзоре с целью охраны государственных и общественных интересов.

Заключение

В целях защиты интересов личности, общества, государства, недопущению криминализации широких слоев населения, оказания на поднадзорных лиц эффективного профилактического воздействия, необходим комплекс мероприятий, который позволит снизить уровень, совершаемых, лицами, в отношении которых установлен административный надзор, правонарушений и преступлений.

Во-первых, необходима хорошо отлаженная система профилактики, на региональном и муниципальном уровнях, например, создание в муниципалитетах контрольно-социальной службы, выполняющей функции социального характера, осуществление работы с поднадзорными и их родственниками; оказание помощи в социальной реабилитации указанных лиц, и т.д.

Во-вторых необходимо внести изменения в Закон об административном надзоре в часть 1 статьи 4, изложив ее в следующей редакции: «В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения, в том числе с применением аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля». Указанная мера позволит более оперативно отслеживать лиц, в отношении которых установлен административный надзор, и незамедлительно реагировать на нарушения указанной категорией, административных ограничения или ограничений, устанавливаемых судом в соответствии с федеральным законом.

В-третьих, следует ужесточить ответственность поднадзорного лица, для чего, необходимо внести изменения в часть 1 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции: «наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет», в часть 2 статьи 314 Уголовного кодекса Российской Федерации изложив ее в следующей редакции: «Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, подвергнутым административному наказанию за повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Предложенный комплекс мер, по нашему мнению позволит совершенствовать систему профилактического воздействия на лиц, в отношении которых установлен административный надзор, и сделает возможным более эффективного решения задач по предупреждению преступлений и правонарушений, совершаемых указанной категорией граждан.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

2. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685)

3. Артемьев С.А., Розуван A.M. Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности // Человек: преступление и наказание. 2011. N 3. С. 91 - 94.

4. Векленко В.В., Бекетов О.И. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Аргументы в пользу восстановления // Полицейское право. - 2006. - №1. С .75-77.

5. Гончарова М.В. Методологические подходы к определению личностикорыстного преступника-рецидивиста // Российский следователь. 2014. N 2. С. 29 - 32.

6. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции // М.: НОРМА, 1997. - С. 861 - 867.

7. Полежаев С.М. Совершенствование правовой регламентации взаимодействия МВД России и ФСИН России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Пробелы в Российском законодательстве. 2016. N 1. С. 110 - 112.

8. Тимофеева Е.А. Мотин O.A. К вопросу о зарубежной практике применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц // Пенитенциарная наука. 2014. N 4(28). С. 88 - 93.

9. Уваров М.А. Актуальные проблемы профилактики органами внутренних дел административных правонарушений в сфере охраны собственности // Российский следователь. 2015. N 23. С. 37 - 41.

10.URL: https://rg.ru/2013/02/11/kolokolzev.html (дата обращения 03.02.2020)

References:

1. Federal law of April 6, 2011 N 64-FZ "on administrative supervision of persons released from prison" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. N 15. Article 2037.

2. "The concept of public security in the Russian Federation "(UTV. President of the Russian Federation 14.11.2013 n PR-2685)

3. Artemyev S. A., rosuvan a.m. the Role of administrative supervision in preventing recidivism / / Man: crime and punishment. 2011. N 3. S. 91 - 94.

4. Veklenko V. V., Beketov O. I. Administrative supervision of the police for persons released from prison: Arguments in favor of restoration / / Police law. - 2006. - No. 1. Pp. 75-77.

5. Goncharova M. V. Methodological approaches to the definition of a self-serving criminal recidivist / / Russian investigator. 2014. N 2. Pp. 29 - 32.

6. Luneev V. V. Crime of the XX century. World, regional and Russian trends / / Moscow: NORMA, 1997. - Pp. 861867.

7. Polezhaev S. M. Improving the legal regulation of interaction between the Ministry of internal Affairs of Russia and the Federal penitentiary service of Russia for the implementation of administrative supervision of persons released from prison / / Gaps in Russian legislation. 2016. N 1. P. 110 - 112.

8. Timofeeva E. A. Motin O. A. On the issue of foreign practice of using the system of electronic monitoring of controlled persons / / Penitentiary science. 2014. N 4(28). P. 88 - 93.

9. Uvarov M. A. Actual problems of prevention by internal Affairs bodies of administrative offenses in the field of property protection / / Russian investigator. 2015. N 23. S. 37 - 41.

10. URL: https://rg.ru/2013/02/11/kolokolzev.html (accd 03.02.2020)

Рецензия

на статью «Проблемы реализации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Практический взгляд» слушателя Академии управления МВД России Шапошникова Сергея Геннадьевича

Представленная на рецензирование статья для публикации в журнале подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к статьям, публикуемым в научных журналах включенных Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Тема, выбранная автором, является актуальной и представляет повышенный интерес в современном обществе, для которого приоритетны принципы демократического, правового государства, а также жизнь и здоровье граждан. Именно на эти ценности ориентировано современное законодательство Российской

Федерации, устанавливающее административную ответственность в сфере административного надзора.

Автором проведен детальный анализ обозначенной проблемы с учетом норм как российского, так и международного права. На основе проведенного анализа автором справедливо отмечены как противоречия между различными нормативными и правовыми актами, так и между нормами законодательства об административном надзоре. Выявленные погрешности и неточности юридической техники, которые существенно влияют на правоприменении указанных норм.

Кроме того, с положительной стороны необходимо отметить, что статья написана кратко и сжато, между тем, автор нашел возможность обратиться к истории вопроса.

Отмечается самостоятельная позиция автора статьи, которая достаточно обоснована, однако по нашему мнению автору необходимо продолжить работу по указанной проблеме, в ходе которой исследовать мнение по данным вопросам и сформулировать собственную позицию.

Рассматриваемые в статье вопросы сформулированы корректно, научно обоснованы и раскрыты в достаточном объеме в соответствии со сформулированными целями исследования.

В целом статья выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам, может быть рекомендована для опубликования в открытой печати и не содержит закрытой информации.

Кандидат юридических наук М.А. Уваров

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста - 82,92 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.