Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЕРОВ КИМ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЕРОВ КИМ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОПТИМАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МАГИСТЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / COORDINATE MEASURING MACHINE / METROLOGICAL SUPPORT / COMPARATIVE ANALYSIS / OPTIMAL PEDAGOGICAL CONDITIONS / REAL PEDAGOGICAL CONDITIONS / CONTRADICTIONS / EDUCATION / MASTER'S RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Елена Александровна, Козлова Анастасия Александровна

Автоматизация процесса измерения на сегодняшний день является важной задачей, необходимой для повышения качества машиностроительного производства. В настоящее время наблюдается стремительное внедрение координатно-измерительных машин на предприятия, которые позволяют с высокой точностью определить геометрические параметры, физические характеристики и математическую модель формы изделия. Для работы на координатно-измерительной машине (далее - КИМ) необходимы специалисты в области координатных измерений. Специалист в данной области должен обладать определенным рядом компетенций для того, чтобы получать надёжные результаты измерений [2, с. 6]. В статье рассмотрен проведенный сравнительный анализ оптимальных и реальных педагогических условий развития образовательной среды для обучения контролеров КИМ в условиях производства. Проведен анализ нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса, анализ материального обеспечения образовательного процесса, анализ организационного обеспечения образовательного процесса, в ходе которых были выявлены реальные условия профессионального становления личности в вышеуказанных группах условий. Также выявлены противоречия в развитии необходимой для воспитания студентов образовательной среды, в которой проводится магистерское исследование - обучение контролеров КИМ на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Елена Александровна, Козлова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF TRAINING OF CMM SUPERVISORS IN AN ENTERPRISE

Automation of the measurement process is currently an important task necessary to improve the quality of machine-building production. Currently, there is a rapid introduction of coordinate measuring machines to enterprises that allow you to accurately determine the geometric parameters, physical characteristics and mathematical model of the product shape. To work on a coordinate measuring machine (hereinafter referred to as a CMM), specialists in the field of coordinate measurements are required. A specialist in this field must have a certain set of competencies in order to obtain reliable measurement results [2, с. 6]. The article considers the comparative analysis of optimal and real pedagogical conditions for the development of the educational environment for training CMM controllers in production conditions. The analysis of normative-legal support of the educational process, analysis of training and methodological support of educational process, analysis of material support of educational process, analysis of organizational support of educational process in which revealed the real conditions of professional formation of the personality in the above-mentioned groups of conditions. Also, there are contradictions in the development of the educational environment necessary for the education of students, in which a master's study is conducted - training of CMM supervisors at the enterprise.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЕРОВ КИМ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.44

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЕРОВ КИМ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ

Бирюкова Елена Александровна, магистрант, Козлова Анастасия Александровна, магистрант;

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация: Автоматизация процесса измерения на сегодняшний день является важной задачей, необходимой для повышения качества машиностроительного производства. В настоящее время наблюдается стремительное внедрение координат-но-измерительны1х машин на предприятия, которые позволяют с высокой точностью определить геометрические параметры1, физические характеристики и математическую модель формы1 изделия. Для рабоы на координатно-измерительной машине (далее - КИМ) необходимы! специалисты! в области координатных измерений. Специалист в данной области должен обладать определенным рядом компетенций для того, чтобы! получать надёжные результаты! измерений [2, с. 6]. В статье рассмотрен проведенный сравнительный анализ оптимальных и реальных педагогических условий развития образовательной среды>1 для обучения контролеров КИМ в условиях производства. Проведен анализ нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса, анализ материального обеспечения образовательного процесса, анализ организационного обеспечения образовательного процесса, в ходе которых были выявлены! реальные условия профессионального становления личности в вышеуказанных группах условий. Также выявлены! противоречия в развитии необходимой для воспитания студентов образовательной среды, в которой проводится магистерское исследование - обучение контролеров КИМ на предприятии.

Ключевые слова: координатно-измерительная машина; метрологическое обеспечение; сравнительный анализ; оптимальные педагогические условия; реальные педагогические условия; противоречия; воспитание; магистерское исследование.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE EXAMPLE OF TRAINING OF CMM SUPERVISORS IN AN ENTERPRISE

Biryukova Elena Aleksandrovna, master's student, Kozlova Anastasia Aleksandrovna, master's student;

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation

Abstract: Automation of the measurementprocess is currently an important task necessary to improve the quality of machine-building production. Currently, there is a rapid introduction of coordinate measuring machines to enterprises that allow you to accurately determine the geometric parameters, physical characteristics and mathematical model of the product shape. To work on a coordinate measuring machine (hereinafter referred to as a CMM), specialists in the field of coordinate measurements are required. A specialist in this field must have a certain set of competencies in order to obtain reliable measurement results [2, c. 6]. The article considers the comparative analysis of optimal and real pedagogical conditions for the development of the educational environment for training CMM controllers in production conditions. The analysis of normative-legal support of the educational process, analysis of training and methodological support of educational process, analysis of material support of educational process, analysis of organizational support of educational process in which revealed the real conditions of professional formation of the personality in the above-mentioned groups of conditions. Also, there are contradictions in the development of the educational environment necessary for the education of students, in which a master's study is conducted - training of CMM supervisors at the enterprise.

Keywords: coordinate measuring machine; metrological support; comparative analysis; optimal pedagogical conditions; real pedagogical conditions; contradictions; education; master's research.

Для цитирования: Бирюкова, Е. А. Проблемы развития воспитывающей образовательной среды на примере обучения контролеров КИМ в условиях предприятия / Е. А. Бирюкова, А. А. Козлова. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 10 (50). -С. 5-11. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-10-50-2020/10-50-2020/

For citation: Biryukova E.A., Kozlova A.A. Problems of development of the educational environment on the example of training of CMM supervisors in an enterprise // Scince without borders, 2020, no. 10 (50), pp. 5-11.

В соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 02 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» каждый работник обязан соответствовать требованиям квалификации, необходимой ему для выполнения профессиональных трудовых функций [6].

Следовательно, курсы профессионального обучения и повышения квалификации сотрудников предприятия необходимы для соответствия занимаемой должности [1]. Например, для таких как: инженеры-метрологи, контролеры КИМ, операторы-наладчики КИМ.

В современных условиях происходит переориентация высшего образования подготовки специалиста с точки зрения парадигмы знаний к такому типу профессионального образования, в котором делается акцент на самообразовании, самовоспитании, самоуправлении. Концепция высшего образования демонстрирует необходимость решения таких задач, которые связаны с проблемой создания воспитывающей среды ВУЗов.

Одной из целей обучения контролеров КИМ является формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности и их личностному развитию посредством совершенствования воспитывающей

образовательной среды.

Воспитывающая образовательная среда представляет собой совокупность компонентов учебно-производственного процесса и социальной действительности, которые обеспечивают социальное становление личности, а также ее творческое развитие [3].

Функционирование воспитывающей образовательной среды происходит в условиях реализации субъект-субъектного взаимодействия. Субъекты образовательной среды: педагоги и обучающиеся. Субъект-субъектное взаимодействие - это первый признак воспитывающей среды. Субъект - это всегда заинтересованное лицо, которое вступает во взаимодействие, всегда имеет познавательную цель и вследствие этого проявляет активность. Субъектность раскрывается через системообразующую роль преподавателя и активную позицию в познавательном процессе студентов.

Таким образом, мы рассматриваем воспитывающую образовательную среду повышения квалификации сотрудников предприятия в области координатных измерений, где существует определенные проблемы развития воспитывающей среды [1].

Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы в рамках обучения контролеров КИМ в ФГА-ОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Для того чтобы обозначить проблемы, необходимо определить оптимальные, основополагающие условия для профессионального становления личности в развитии воспитывающей образовательной среды.

В работе рассматриваются педагогические условия для развития вос-

питывающей образовательной среды, преломленные через педагогические условия развития личности.

Для выявления противоречий воспитывающей образовательной среды для обучения контролеров КИМ проведем сравнительный анализ оптимальных и реальных педагогических условий ее развития [1].

Оптимальные условия педагогических условий воспитывающей образовательной среды, следующие [1]:

1. В группе социально-педагогических условий: гуманизация воспитывающей образовательной среды; установление субъект-субъектного взаимодействия для реализации воспитывающего характера образовательной среды; организация положительного общения с учетом жизненных ценностей студентов и социального происхождения [1];

2. В группе организационных условий: активная самостоятельная деятельность субъектов образовательного процесса; определение и разработка содержания образования, относящегося к вариативной составляющей, при этом отдается приоритет интересам работодателей; моделирование будущей профессиональной деятельности выпускников, предусматривающей, что содержание профессиональной подготовки должно совершенствоваться и адаптироваться с учетом инноваций в технике, технологии, организации труда [1];

3. В группе мотивационных условий: формирование устойчивой мотивации к постоянному самосовершенствованию через реализацию дополнительных профессиональных компетенций; формирование осознанности и личностного смысла при получении образования [1].

На основе анализа нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, анализа учебно-методического обеспечения образовательного процесса, анализа материального обеспечения образовательного процесса, анализа организационного обеспечения образовательного процесса были выявлены реальные условия профессионального становления личности в вышеуказанных группах условий [4]:

1. Частично обеспечивается гуманизация воспитывающей образовательной среды. Не учитываются потребности, особенности и склонности обучающихся, но учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания вузовской дисциплины; частично обеспечивается субъект-субъектное взаимодействие. Характер межличностного взаимодействия по типу субъект-субъектных отношений является обязательным условием гуманизации обучения; не обеспечивается положительного общения студентов. Это формирование требует понимания психологии людей, обучающихся в ВУЗе, их эмоционального состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальный и коллективной учебной деятельности;

2. Готовность к самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса - частичная. Практикуется совместная продуктивная деятельность студентов (по 2-3 человека в группах). Качество содержания образовательных программ зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение сотрудничает с рынком труда. В реальных условиях образовательные учреждения и работодатели сотрудничают. Информация

об этих требованиях может быть получена при анализе двух составляющих: рынка труда в целом и потребностей конкретных кампаний в недостающих компетенциях своих работников; частичное моделирование будущей профессиональной деятельности выпускников. Имеется проблема в разработке содержания профессиональной подготовки с учетом инновации в технике, технологии и т.д., так как в образовательных учреждениях в большинстве случаев не имеется современного оборудования, которое применяется при организации труда на предприятиях;

3. Устойчивая мотивация к постоянному самосовершенствованию, осознанность и личностный смысл при получении образования также формируются лишь частично.

Анализ оптимальных и реальных условий для профессионального становления личности показывает, что существуют противоречия в развитии необходимой для воспитания студентов образовательной среды, в которой проводится магистерское исследование - обучение контролеров КИМ на предприятии:

1. Противоречие между необходимостью гуманизации воспитывающей образовательной среды и отсутствием учета потребностей, особенностей и склонностей обучающихся;

2. Противоречие между необходимостью установления субъект-субъектного взаимодействия и трудностями в развитии субъектности обучающегося;

3. Противоречие между необходимостью создания положительного морального климата в студенческой группе и отсутствием понимания психологии людей, которые обучаются в группе, и их эмоционального состоя-

ния;

4. Противоречие между необходимостью организацией положительного общения с учетом жизненных ценностей и социального происхождения студентов и отсутствием понимания психологии этих отношений, эмоционального состояния и особенностей индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

5. Противоречие между необходимостью самостоятельной деятельности и неготовностью к самостоятельной работе субъектов процесса обучения;

6. Противоречие между необходимостью участия в разработке основной профессиональной образовательной программы работодателя и отсутствием с ним постоянной обратной связи;

7. Противоречие между необходимостью моделированием будущей профессиональной деятельности выпускников на основе инновационных процессов в образовании и на производстве и отсутствием методического обеспечения для формирования у обучающихся перспективных компетенций;

8. Противоречие между необходимостью формирования мотивации к познанию и отсутствием методического обеспечения для индивидуальной работы;

9. Противоречие между необходимостью осознанного отношения студентов к образовательной деятельности и его отсутствием [1].

Выполненный сравнительный анализ и определенные на основе этого противоречия позволяют сформулировать проблему развития воспитывающей образовательной среды, которая звучит следующим образом: необходимость в разработке методического обеспечения (программы дополни-

тельного образования; методических материалов, направленных на развитие стремления к карьерному росту и т.д.), которое позволяет студентам осознанно относиться к развитию своей профессиональной квалификации и совершенствованию.

Таким образом, можно сказать, что образовательная среда ВУЗа обладает большим воспитательным потенциалом, которая непосредственно влияет на профессиональное становление будущих специалистов, и от того, какими характеристиками и условиями обладает воспитательная среда, зависит успешность и эффективность образовательного процесса.

Организаторам воспитательного процесса в ВУЗе необходимо целенаправленно создавать такую среду, которая будет основана на уважении личности каждого студента, динамичности, возможностей для индивидуального развития, активности всех субъектов образовательного процесса, благоприятной психологической атмосфере, и, конечно, ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Разработка методического обеспечения профессионального обеспечения контролеров предприятия вопросам контроля с помощью координатно-из-мерительной машины необходима и может включать в себя повышение квалификации, переподготовку кадров, а также стимулирование постоянного самообразования. Во время повышения квалификации происходит осмысление своей профессиональной деятельности и вырабатывается своя собственная профессиональная концепция [1].

Образовательная среда должна всегда носить воспитывающий характер

[5]. Так как одной из главных задач является создание условий для развития личности, которая будет способна к саморазвитию. В процессе обучения с помощью воспитывающей среды сту-

денты должны понять всю ценность своих трудовых действий. Должны быть созданы все условия для того, чтобы студент захотел развиваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюкова, Е. А. Проблемы развития воспитывающей образовательной среды на примере обучения контролеров КИМ в условиях предприятия / Е. А Бирюкова. -Текст : электронный // III Международный научный педагогический форум молодых исследователей. - Екатеринбург, 2020. - URL: https://pedforum.rsvpu.ru/kruglyy-stol-2020/material-364 (дата обращения: 15.10.2020).

2. Бирюкова, Е. А. Разработка методических указаний для проведения лабораторных занятий с использованием учебной координатно-измерительной машины / Е. А. Бирюкова. - Текст : непосредственный // Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Институт инж.-пед. образования, каф. инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии. - Екатеринбург, 2019. - 134 с.

3. Брыкова, Л. В. Инженерная педагогика и перспективы ее применения в профессиональной подготовке специалистов / Л. В. Брыкова, А. Г. Головенко, С. А. Смирнова. - Текст : электронный // Современные проблемы развития образования. - 2015. -№ 4 (45). - С. 37-40. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25953505

4. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2018. - 437 с. -Текст : непосредственный.

5. Дубовицкая, С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности / С. В. Дубовицкая, И. Л. Беккер. - Текст : непосредственный // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 631-638.

6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Введ. 2012-12-29. - Текст : электронный.// Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd. ru/document/902389617 (дата обращения: 15.10.2020).

REFERENCES

1. Biryukova E.A. Problemy razvitiya vospityvayushchej obrazovatel'noj sredy na primere obucheniya kontrolerov KIM v usloviyah predpriyatiya [Problems of development of the educational environment on the example of training of CMM controllers in the conditions of the enterprise]. III international scientific pedagogical forum of young researchers, Yekaterinburg, 2020. Available at: https://pedforum.rsvpu.ru/kruglyy-stol-2020/material-364 (accessed 15 October 2020).

2. Biryukova E.A. Razrabotka metodicheskih ukazanij dlya provedeniya laboratornyh zanyatij s ispol'zovaniem uchebnoj koordinatno-izmeritel'noj mashiny [Development of guidelines for conducting laboratory classes using a training coordinate-measuring machine]. Ros. gos. prof.-ped. un-t; Institut inzh.-ped. obrazovaniya, kaf. inzhiniringa i professional'nogo obucheniya v mashinostroenii i metallurgii,Yekaterinburg, 2019, 134 p.

3. Brykova L.V., Golovenko A.G., Smirnova S.A. Inzhenernaya pedagogika i perspektivy ee primeneniya v professional'noj podgotovke specialistov [Engineering pedagogy and prospects of its application in professional training of specialists]. Sovremennye problemy razvitiya obrazovaniya, 2015, no. 4 (45), pp. 37-40. Available at: https://www.elibrary.ru/

item.asp?id=25953505 (accessed 15 October 2020).

4. Drozd K.V., Plaksina I.V. Proektirovanie obrazovatel'noj sredy: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury [Design of the educational environment: a textbook for bachelor's and master's degrees]. 2nd ed. ispr. i dop., Moscow, Izd-vo «Yurajt», 2018, 437 p.

5. Dubovitskaya S.V., Becker I.L. Vospityvayushchaya sreda kak faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti [Educational environment as a factor of formation and development of personality]. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo, 2011, no. 24, pp. 631-638.

6. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Vved. 2012-12-29 [Russian Federation. Laws. Federal law «On education in the Russian Federation». Enter 2012-12-29]. Tekhekspert: elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (accessed 15 October 2020).

Материал поступил в редакцию 19.10.2020 © Бирюкова Е.А., Козлова А.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.