Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / СЕГМЕНТ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коричева А.

В статье рассмотрены и проанализированы основные проблемы внешнеторговых связей России и Китая, а также предложены направления их решения. В настоящее время отношения России и Китая становятся все более тесными и продуктивными. Между странами наращивается экономическое сотрудничество, достаточно часто сходятся мнения и в области международной политики. Однако, такие близкие отношения с КНР несут в себе для России и ряд рисков. Например, при развитии экономических отношений и торговли, происходит «китаизация» российских пространств. У китайского бизнеса существуют направленные на длительный период планы на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Восточной Сибири и других регионах России. Вслед за китайскими инвестициями в данные регионы следуют доли в компаниях, китайские рабочие, то есть рост китайского влияния. Эти и другие проблемы требуют своего разрешения в ближайшее время, в противном случае от взаимодействия с Китаем Россия может получить и негативные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA AND PROPOSALS FOR THEIR SOLUTION

The article considers and analyzes the main problems of foreign trade relations between Russia and China, as well as suggests ways to solve them. At present, relations between Russia and China are becoming increasingly close and productive. Economic cooperation between the two countries is increasing, and opinions often converge in the field of international politics. However, such close relations with China carry a number of risks for Russia. For example, with the development of economic relations and trade, there is a «Sinization» of Russian spaces. Chinese businesses have long-term plans in the Far East, Trans-Baikal, Eastern Siberia and other regions of Russia. Chinese investments in these regions are followed by shares in companies, Chinese workers, that is, the growth of Chinese influence. These and other problems need to be resolved in the near future, otherwise Russia may get negative consequences from interaction with China.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

А. Коричева, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-199-202

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы основные проблемы внешнеторговых связей России и Китая, а также предложены направления их решения. В настоящее время отношения России и Китая становятся все более тесными и продуктивными. Между странами наращивается экономическое сотрудничество, достаточно часто сходятся мнения и в области международной политики. Однако, такие близкие отношения с КНР несут в себе для России и ряд рисков. Например, при развитии экономических отношений и торговли, происходит «китаизация» российских пространств. У китайского бизнеса существуют направленные на длительный период планы на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Восточной Сибири и других регионах России. Вслед за китайскими инвестициями в данные регионы следуют доли в компаниях, китайские рабочие, то есть рост китайского влияния. Эти и другие проблемы требуют своего разрешения в ближайшее время, в противном случае от взаимодействия с Китаем Россия может получить и негативные последствия.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеэкономические связи, сегмент, товарный рынок, специализация, экспорт, импорт.

Внешнеэкономические отношения России и Китая в последнее время все сильнее связаны не только с двусторонней торговлей, но и использованием России в качестве торгового пути между Китаем и Европой. В современных условиях со стороны Китая все сильнее слышатся намеки на то, что ему необходимо разрешить использования Северного морского пути для доставки своих товаров в прочие страны. Однако, СМП является сугубо российской коммуникацией, полностью контролируемой Россией в настоящее время. Китай же при этом осуществляет постройку ледоколов, в которых нет необходимости без выхода к северным морям.

Строительство и поддержание транспортных коридоров, которые идут через Казахстан и Россию с Белоруссией являются не российскими, а чаще всего китайскими проектами, где России отводится вторая роль. Китай хочет быть основным выгодополучателем, в связи с чем, для него выгодно снижение влияния России в трансевразийской торговле [6].

Следовательно, повышение уровня связей России и Китая часто не является по-

зитивным для России. Все больше Россия в данных отношениях выступает на подчиненных позициях. Китай же при этом приобретает, пусть пока и косвенно, гигантскую и очень богатую различными видами ресурсов территорию. Данная территория может использоваться Китаем, как для добычи ресурсов, так и при транзите своих товаров, то есть осуществлять все виды деятельности, которые больше частью если и не вредны России, то точно малополезны [7].

Однако, для России торговля с Китаем в настоящее время является жизненно необходимой. Объемы российско-китайской торговли в 2020 году снизились после четырех лет непрерывного повышения. При этом товарооборот составляет примерно $110 млрд, в планах его увеличение до $200 млрд. Планы пришлось отложить в связи с пандемией, из-за которой движение товаров между странами сократилось как минимум на 10% [ 1].

Кроме того одной из основных проблем внешнеторговых связей России и Китая является проблема, связанная с логистикой. Компании, занимающиеся организа-

цией доставки грузов из Поднебесной, испытывают большое количество проблем -вместе со сложностями, которые существуют в автомобильных перевозках, обозначился дефицит судовых контейнеров, что привело к росту стоимости и снижению объемов морских перевозок.

В настоящее время российско-китайская логистика фактически стоит по многим направлениям. К низкой пропускной способности, которой обладают сухопутные погранпереходы, осенью 2020 г. прибавилась проблема, связанная с дефицитом контейнеров в Китае. Это стало причиной увеличения сроков, и стоимости доставки грузов. Проблема одинаково остра и на автомобильном и на морском направлении [3].

Китайские товары, особенно те, которые входят в группу товаров народного потребления, чаще всего, находятся в низком ценовом сегменте, то есть используют их в основном бедные слои населения. Следовательно, проблемы, которые возникли и продолжают существовать в глобальной системе логистики, влияют в основном на самые бедные слои населения, которые приобретают данные товары.

Дисбаланс на товарном рынке, который был вызван коронавирусной инфекцией, стал причиной дефицита контейнеров в Китае, а также и мест китайских судах, число которых в связи с ограничениями также снизилось. В самом начале карантинных ограничений произошло снижение всех видов потребительского спроса, то есть упала необходимость в перевозках, что значительно снизило скорость движения контейнеров по всей цепочке. После того, как спрос постепенно стал возобновляться и расти, во втором полугодии 2020 г. возникла нынешняя нехватка контейнеров по основным ключевым портам Китая.

В течение длительного времени использующаяся процедура по вывозу грузов из Китая при помощи контейнерных линий перестала работать как надо. Сейчас для каждой конкретной поставки необходимо осуществлять поиск свободного контейнера, которого может и не быть в месте отправки, то есть его необходимо еще доста-

вить к месту погрузки. Все это ведет к тому, что повышается стоимость всех операций, клиент не может предварительно узнать, сколько ему будет стоить та или иная перевозка, что также влияет на ее качестве и цене [3].

При этом китайская промышленность уже более полугода работает на полную мощность, что привело к заполнению складов китайских производителей. Китайцами уже давно приняты заказы, произведена продукция на большой период времени, но эти товары не могут быть доставлено до заказчиков, которые несут значительные затраты по различных видам штрафных санкций.

Можно уверенно сказать, что следствием всего перечисленного выше станет повышение цен на всем китайские товары. Большей частью это коснется именно дешевых товаров.

В настоящее время сроки поставки увеличились как минимум на 20-30 дней. Одновременно с этим увеличилась и стоимость доставки. По этой причине большая часть продавцов повышают цены, так как бояться остаться без товара.

При росте цен, который происходит в том или ином сегменте сектора B2B оказывает влияние на все остальные направление. Происходит рост затрат на амортизацию, что приведет к повышению тарифов по доставке, которая осуществляется при помощи данных машины. Вырастут цены по всей цепочке логистики, включая перевозку продуктов питания, что обязательно приведет к росту цен на них. Все это обязательно коснется многих других товаров [4].

Урегулироваться данные проблемы смогут, скорее всего, к середине 2021 года. При этом цены, скорее всего, уже не снизятся к прежним уровням, ни в самой логистике, ни на потребительском рынке. Все это ведет к тому, что планам по увеличению торговли между Россией и Китаем пока не суждено сбыться.

Еще одной из самых значительных проблем в торговых отношениях России и Китая является постоянное использование в данной торговле доллара и евро. Торговля

с использованием рубля или юаня пока составляет менее 17% [2].

Курс, следуя которому, может быть осуществлен постепенный отказ от использования доллара и евро при проведении международных расчетов, был объявлен Правительством еще в 2018 году. Данное направление развития российской международной торговли связано с минимизацией рисков потерь от западных санкций. Про то, чтобы полностью отказаться от доллара в международной торговле России, речь, конечно, не идет. Но при этом осуществляемые Правительством меры должны стимулировать экспортеров на то, чтобы они уходили от доллара к другим валютам.

Оценка расчетов, которые Россия проводит Китаем, который выступает в качестве одного из самых крупных торговых партнеров России с долей около 16%, свидетельствует о том, что осуществление кампании, направленной на дедолларизацию в обоюдной торговле, ведется пока безрезультатно. Удельный вес платежей, которые осуществляются в долларах и евро наоборот вырос в торговле России и Китая, составив в 2020 г. 83,1%, что на 1,4% выше, чем было в 2017 г. Пусть торговля с использованием долларов и упала незначительно, но зато выросла в евро [2].

Чаще всего, когда речь идет о дедолларизации, забывают о том, что основные решения принимает не Правительство, а сами компании, которые осуществляют торговлю. Именно они и используют наиболее выгодные инструменты платежей, которым рубль пока не относится

У компаний есть склонность к выбору осуществления расчетов при помощи долларов и евро, так как они являются более стабильными по сравнению с валютами развивающихся стран, к которым как раз и относится Россия с Китаем. В значительной степени увеличить объем проводимых в национальных валютах России и Китая невозможно из-за того, что они обладают меньшей ликвидностью и более высокой волатильностью.

Другим сдерживающим фактор является то, что увеличение объемов торговли с

Китаем в течение 2020 г. большей частью было обеспечено повышение объема поставок таких природных ресурсов, как нефть, уголь, газ и другого топлива, который Китай покупает в России. По этой причине, удельный весь расчетов, которые осуществляются в рублях и юанях в российском экспорте, осуществленном в Китай (как минимум 10,7% в течение прошлого года) был значительно ниже, чем в том же российском импорте, который был получен из Китая (23,6%).

Это можно в первую очередь связать с тем, что все основные виды сырьевых товаров исторически торгуются в такой валюте, как доллар, в нем же устанавливается и международная цена на нефть и прочие топливные ресурсы. Все виды расчетов в отношении сырьевых товаров производятся в долларах.

В заключении отметим, что в основных точках соприкосновения России и Китая существует ряд проблем, которые необходимо решать. Основными направления разрешения данных проблем должны стать:

- диверсификация структуры двусторонней торговли;

- урегулирование фитосанитарных вопросов и ужесточения контроля поставляемой продукции обеими сторонами;

- увеличение доли поставок продукции с высокой добавленной стоимостью;

- расширение сфер взаимодействия в инвестиционной сфере за счет определения дополнительных перспективных направлений;

- создание новых ниш и улучшение инвестиционного климата для привлечения китайских инвестиций;

- развитие соответствующей финансовой инфраструктуры.

В целом можно отметить, что существует большое количество направлений, использование которых в значительной степени окажет позитивное влияние на российско-китайские отношения, а особенно в международной торговли между этими странами.

Библиографический список

1. Вирусный барьер: торговля между Россией и Китаем может резко сократиться. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meatinfo.ru/news/virusniy-barer-torgovlya-megdu-rossiey-i-405435

2. Доллар и евро в пять раз превзошли нацвалюты в торговле России и Китая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/31/05/2019/ 5cefb2a09a79472aaa9047e4

3. Колом по всем направлениям - «идеальный шторм» российско-китайской логистики.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vostokmedia.com/artide/general/22-01-2021/kolom-po-vsem-napravleniyam-idealnyy-shtorm-rossiysko-kitayskoy-logistiki

4. Обрушение логистики - проблемы с поставками из Китая. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/932778&page=4

5. Россия-Китай: будем торговать. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/27/rossiia-i-kitaj-udvoiat-tovarooborot-k-2024-godu.html

6. Россия и Китай: плюсы и противоречия сближения в XXI веке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://topwar.ru/159342-rossija-i-kitaj-pljusy-i-protivorechija-sblizhenij a-v-xxi-veke.html

7. Сила Сибири - 2. Зачем России дорогостоящий проект на фоне падения газовых цен.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/9397395

8. Товарооборот между Китаем и Россией. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://seanews.ru/2021/01/15/ru-tovarooborot-mezhdu-kitaem-i-rossiej/

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA AND PROPOSALS FOR THEIR SOLUTION

A. Koricheva, Graduate Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers and analyzes the main problems of foreign trade relations between Russia and China, as well as suggests ways to solve them. At present, relations between Russia and China are becoming increasingly close and productive. Economic cooperation between the two countries is increasing, and opinions often converge in the field of international politics. However, such close relations with China carry a number of risks for Russia. For example, with the development of economic relations and trade, there is a «Sinization» of Russian spaces. Chinese businesses have long-term plans in the Far East, Trans-Baikal, Eastern Siberia and other regions of Russia. Chinese investments in these regions are followed by shares in companies, Chinese workers, that is, the growth of Chinese influence. These and other problems need to be resolved in the near future, otherwise Russia may get negative consequences from interaction with China.

Keywords: foreign trade, foreign economic relations, segment, commodity market, specialization, export, import.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.