Научная статья на тему 'Проблемы развития услуг в сфере туристско-рекреационного бизнеса в России'

Проблемы развития услуг в сфере туристско-рекреационного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
273
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дутова Т. И.

Показаны приоритетные направления туристского бизнеса в России и выявлены проблемы, препятствующие развитию туристско-рекреационного бизнеса в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дутова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF SERVICES DEVELOPMENT IN RUSSIAN TOURIST-RECREATION BUSINESS

Priority directions of tourist business in Russia are shown and problems interfering development of turist-recreational business in our country are revealed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития услуг в сфере туристско-рекреационного бизнеса в России»

УДК 33:338.46:379.85 Т.И. Дутова

ООО «Капитан Грант», Новосибирск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Показаны приоритетные направления туристского бизнеса в России и выявлены проблемы, препятствующие развитию туристско-рекреационного бизнеса в нашей стране.

T.I. Dutova

Public corporation «Captain Grant», Novosibirsk

THE PROBLEMS OF SERVICES DEVELOPMENT IN RUSSIAN TOURIST-RECREATION BUSINESS

Priority directions of tourist business in Russia are shown and problems interfering development of turist-recreational business in our country are revealed.

В России, которая лишь в начале 90-х годов прошлого века вступила на путь рыночной экономики и рыночных отношений, туристско-рекреационная сфера до сих пор не воспринимается как полноправная часть экономики, способная оказать значимое и позитивное влияние на весь воспроизводственный процесс в стране. В то же время следует отметить, что определенные сдвиги в отношении к этой сфере все-таки происходят.

Во-первых, развитие туристско-рекреационного бизнеса постепенно получает законодательно-правовое обеспечение.

Во-вторых, сам туристско-рекреационный бизнес стремится к объединению и определению ниши своей деятельности, общих интересов, прав и ответственности.

В-третьих, важным моментом появления полноценной сферы туристско-рекреационных услуг является формирование профессионального рынка труда для этого бизнеса. Если раньше специалисты для работы в области туризма готовились лишь в системе Интуриста, то сегодня образование по специальностям и направлениям профессиональной деятельности в сфере туризма можно получить в ряде высших и средних учебных заведений.

Достоверная оценка масштабов развития туристско-рекреационного бизнеса в России крайне затруднительна. По различным оценкам за год совершается 75-100 миллионов поездок, из них менее 20 % - самолетом. Данных о развитии внутреннего туризма крайне мало. По экспертным оценкам доля россиян, проводящих свой ежегодный отпуск внутри страны, составляет около 20 %. Это существенно ниже аналогичного показателя в советскую эпоху, когда туризм как часть общественной жизни был широко распространен, и государство экономически стимулировало его развитие. Отсутствие государственной поддержки, непрерывный рост стоимости поездок внутри страны привели к тому, что все больше граждан России

предпочитают отдыхать за рубежом. Въезды иностранных граждан составляют около 75 % от общего въезда в Россию. Можно отметить общую тенденцию к сокращению поездок иностранцев в нашу страну.

Национальная академия туризма отмечает, что туризм в нашей стране развивается менее чем на 20 % территории. До 90 % иностранных туристов посещают Москву и Санкт-Петербург, иногда включая в программу 14 исторически значимых городов Золотого кольца. В Москве сосредоточено более 50 % гостиничных номеров страны. Лишь некоторые иностранные туристы едут в круиз по Волге, отправляются на Байкал или едут на Кавказ. Жители соседних с Россией стран чаще всего посещают приграничные районы: литовцы и поляки традиционно едут в Калининград, туристы из Китая и стран Тихоокеанского бассейна едут в Приморье, города Владивосток и Хабаровск.

В соответствии с ресурсным потенциалом и возможностью специализации туристической деятельности Федеральное агентство по туризму выделило следующие туристические зоны:

- Север, включающий Белое море, Баренцево море, Архангельск, Вологду, Мурманскую область и Республику Карелию;

- Северо-Запад включает Санкт-Петербург, Псков и Новгород;

- Балтийское побережье - это Калининградская область;

- Москва и Московская область;

- «Золотое кольцо» - Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская и Тверская области;

- Поволжский район - Нижегородская, Астраханская, Вологодская, Самарская и Ульяновские области, Чувашия и Татарстан;

- Северный Кавказ - это, в основном, - побережье Черного и Азовского морей, Краснодарский край, Адыгея, Ростовская область, Республика Кабардино-Балкария;

- Сибирь - Западная Сибирь, Алтайский край, Горная Шория, Республика Алтай, Байкальский регион, Якутия;

- Дальний Восток - Приморье, Сахалин, Камчатка и Курилы.

Стратегией развития российского туризма предусматривается расширение территорий, вовлеченных в зону рекреационо-туристского бизнеса. Учитывая популярность отдыха на воде, приняты решения о строительстве новых туристических комплексов на побережьях теплых морей России, в первую очередь, на Азовском море, где акцент делается на развитие инфраструктуры отдыха для среднего класса. Тоже самое относится к развитию туристических объектов на побережье Каспийского моря.

На мировом рынке туризма определились следующие наиболее привлекательные направления развития туристического бизнеса:

- Культурно-познавательный туризм (привлекает около 10 % общего международного потока туристов);

- Спортивный, экзотический туризм приключенческого характера;

- Специализированный туризм, охватывающий событийный, научный, деловой, экологический, лечебно-профилактический, лечебный;

- Круизный туризм (привлекает более 12 млн. чел. в год);

- Пляжный туризм (привлекает около 38 % российских туристов);

- Горнолыжный туризм.

Для всех этих направлений туризма во всех регионах России есть рекреационно-туристические ресурсы и предпосылки для их развития. Каждое из этих направлений может быть привлекательным для определенной категории туристов, отличающихся возрастом, достатком, принадлежностью к внутреннему или въездному туризму

Необходимо признать, что существуют серьезные объективные причины, которые оказывают значительное влияние на развитие туристско-рекреационного бизнеса в России. В первую очередь, Россия - это холодная северная страна, для большей части территории которой характерны суровые климатические условия. И если учесть, что значительная часть туристов предпочитает отдыхать там, где тепло, на морском побережье, то по этому виду туризма в России трудно конкурировать с южными странами. Приазовско-Черноморская зона привлекательна в основном для российских отдыхающих, но эта привлекательность не является автоматической. Для того, что бы удержать поток отдыхающих на этом побережье, а еще лучше вернуть сюда часть потока выезжающих в Болгарию, Египет и Турцию, необходимы серьезные усилия, направленные, прежде всего, на повышение разнообразия и качества услуг и, конечно, соответствие качества услуг цене.

Но помимо объективных причин, которые препятствуют росту туристско-рекреационного бизнеса в России, существует ряд субъективных причин, которые при желании могут быть устранены. Эти проблемы хорошо известны в кругу практиков турбизнеса, они должны быть четко сформулированы, поставлены и в последующем решены. Перечислим их.

1. Уровень развития инфраструктуры вообще и инфраструктуры туристского бизнеса в частности - недопустимо низкий. Изношенность сетей коммунального хозяйства, низкое качество питьевой воды во многих регионах, отсутствие нормальных дорог - все это представляет серьезную социально-экономическую проблему, решение которой признается приоритетным направление стратегического развития страны, как на уровне федерального правительства, так и на уровне субъектов Федерации.

Не лучше обстоит дело и с инфраструктурой туристического бизнеса, тем более, что инфраструктура и представляет собой ядро этого бизнеса. Без развитого гостиничного комплекса и других мест размещения развитие туризма просто не возможно. К сожалению, в настоящее время прослеживается определенная тенденция в развитии гостиничных объектов: во-первых, они строятся в основном в Москве, и, во-вторых, строятся дорогие отели, рассчитанные в лучшем случае на деловых людей.

2. Необоснованно завышена стоимость отдыха в России, прежде всего, неоправданно высоки цены на гостиницы.

3. Доля транспортных затрат в стоимости тура регулярно возрастает, что объясняется постоянно растущими (и необъяснимо высокими в России) ценами на топливо.

4. Существующая необходимость участия государства в продвижении туристско-рекреационного бизнеса на внутренний и международные туристские рынки не осознана управленческими структурами всех уровней.

5. В России не существует системы и стандартов подготовки специалистов среднего и низшего звена для туристско-рекреационного бизнеса.

6. Отсутствует национальная система статистического учета с использованием сателлитных счетов, характеризующих динамику и структуру спроса и предложения туристских услуг и позволяющих оценить роль туризма в экономике страны с учетом показателей смежных отраслей.

7. Проблема совершенствования законодательства и нормативноправового регулирования деятельности, связанной с развитием туристско-рекреационного бизнеса. Законодательство призвано обеспечить:

- Стимулирование привлечения инвестиций в развитие туристического бизнеса в России;

- Юридическую ответственность за незаконную деятельность в этой сфере;

- Безопасность туристов и туристического бизнеса;

- Страхование возможных рисков.

Туристический бизнес - это сложная система, состоящая из многочисленных самостоятельных взаимосвязанных структур, и только целенаправленная политика государства способна создать необходимые предпосылки и ориентиры для согласованного и динамического развития этой системы. Необходима объективная оценка проблем, решение которых обеспечит развитие рекреационно-туристического бизнеса в России.

© Т.И. Дутова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.