Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ПРОБЛЕМЫ / КОМПЛЕКС МЕР / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Оксана Сергеевна

Статья посвящена вопросам проблематики развития отрасли туризма и гостеприимства в Ямало-Ненецком автономном округе. Автор проводит анализ современной ситуации в данной сфере и описывает существующие проблемы, сдерживающиеосновные возможности развития.В заключении, приводится конкретный комплекс мер, способствующий эффективному продвижению туризма и индустрии гостеприимства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

The article is devoted to the issues of the development of the tourism and hospitality industry in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The author analyzes the current situation in this area and describes the existing problems that hinder development opportunities. In conclusion, a specific set of measures contributing to the effective promotion of tourism and the hospitality industry in the region is given.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА»

Научная статья

Original article

УДК 338.48(571.121)

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_80

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА PROBLEMS OF TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION

Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^ЧЯ ЖУРНАЛ

Андреева Оксана Сергеевна, доцент, центр проектного обучения, Тюменский индустриальный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9130-9027, andreevaos@tyuiu.ru

Andreeva Oksana Sergeevna, Associate Professor, Project Training Center, Tyumen Industrial University, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9130-9027, andreevaos@tyuiu.ru Аннотация. Статья посвящена вопросам проблематики развития отрасли туризма и гостеприимства в Ямало-Ненецком автономном округе. Автор проводит анализ современной ситуации в данной сфере и описывает существующие проблемы, сдерживающиеосновные возможности развития.В заключении, приводится конкретный комплекс мер, способствующий эффективному продвижению туризма и индустрии гостеприимства в регионе.

Abstract. The article is devoted to the issues of the development of the tourism and hospitality industry in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The author analyzes the current situation in this area and describes the existing problems that hinder development opportunities. In conclusion, a specific set of measures contributing to the effective promotion of tourism and the hospitality industry in the region is given.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, проблемы, комплекс мер, регион Keywords: tourism, hospitality industry, problems, set of measures, region

Современная индустрия гостеприимства представляет собой важную отрасль хозяйства РФ и ее регионов, неотъемлемую составляющую экономики туризма [1].

Значимость отрасли гостеприимства для национальной экономики подтверждается и тем, что одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» определено становление высокоэффективного и конкурентоспособного гостиничного комплекса. Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного рынка гостиничных услуг, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма и гостиничного бизнеса, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли гостеприимства.

Ямало-Ненецкий автономный округ обладает большими резервами для развития гостиничной индустрии, въездного и внутреннего туризма, так как в округе немало исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей. На успешность и доходность гостиничного бизнеса влияет такой фактор, как качество оказываемых услуг, который складывается из таких критериев, как состояние номерного фонда гостиницы, технического оснащения и информационного обеспечения, наличие предприятий питания [2,3].

Поэтому, данная тема является актуальной и имеет практическое значение для развития отрасли гостеприимства и туризма [4,5].

Рисунок 1. Районы Ямало-Ненецкого автономного округа

Исходя из анализа состояния туризма на сегодняшний день, в основном развивается в ЯНАО этнографический, водный, рыболовный и охотничий туризм. Существует незначительная доля — спортивно-оздоровительного, горнолыжного и социального туризма для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями [6,7].

Рассмотрим целевую аудиторию туров на Ямал. На рисунке 2 приведены данные о структуре потребителей туров на Ямал по полу, как видно, среди туристов преобладают мужчины.

Рисунок 2. Удельный вес гостей ЯНАО по половому признаку. %

На рисунке 3, представлена структура гостей ЯНАО по возрастному цензу, где наибольшая доля гостей из России приходится на группы от 16 до 60 лет (при преобладании группы 25-40 лет) — наиболее экономически и социально активного населения.

В структуре гостей по социальному статусу, наибольшую долю составляют рабочие и служащие, что свидетельствует о преобладании экономического туризма (заработки), рисунок 4.

Рисунок 4. Структура гостей ЯНАО по социальному статусу, %

Анализ структуры гостей ЯНАО по цели поездки показал, что преобладают такие виды, как деловые, познавательные и отдых. Другие цели имеют незначительные доли.

Рисунок 5. Удельный вес гостей ЯНАО по цели поездки, %

Таким образом, на основании проведенного анализа можно составить представление о целевой аудитории гостей ЯНАО. Основную аудиторию составляют работающие мужчины в возрасте от 25 до 40 лет, основными целями которых являются:

— деловые (заработки);

— знакомство с бытом коренного населения Ямала;

— отдых (экологический туризм, рыбалка).

Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки отрасли в целом, можно объединить в три группы (административно-правовые, финансово-инвестиционные и инфраструктурные).

Существующие проблемы в отрасли

Административно-правовые проблемы

несовершенство н недостаточность нормативной правовой базы, регулирующей индустрию гостеприимства

недостаток быс ококвал нфнцнр о в а иных профессиональных кадров

недостаточный уровень правовой культуры предпринимателей и населения

финансово-инвестиционные проблемы

низкая ниве с тнцнонная активность в гостиничной индустрии автономного округа

недостаточный объем финансовых ресурсов

И н фрк стру кту рн ы е Проблемы

недостаточное развитие социальной, транспортной н информационной ннфр аструктур

неравномерность в развитии соцнально-культурной н туристской инфраструктур в муниципальных образованиях автономного округа

слаоая ннф орм ацно иная оснащенность {отсутствие во многих муниципальных образованиях автономного округа Интернет-ресурсов.

информационных стендов и указателей, недостаточная реклама туристских возможностей)

недостаточность необходимой сервисной ннфр аструктуры

Рисунок б. Существующие проблемы в отрасли гостеприимства

Таким образом, следует констатировать, что рынок гостиничных услуг ЯНАО пока еще окончательно не сформирован. Положительная динамика социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа вызывает интерес российских инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие региона, в том числе, и в гостиничную инфраструктуру [8,9].

Мероприятия, способствующие эффективности продвижения и сбыта

гостиничных услуг

Расширение знании туристов:

- проведение культур о ведче с ких программ на мультимедийных площадках;

- книги н ороппоры. популяризирующие необычайную самобытность ЯНАО и формы досуга, доступные для гостей

Развитие индустрии гостиничных комплексов:

Предполагает строительство комфортных и доступных средств размещения в соответствии со спецификой потребностей разных туристических потоков (познавательный / экологический туризм, деловые поездки

Расширение сферы познавательного и экологического ту ризма:

Предполагает активизацию работы с туристическими операторами, направляющими гостей в округ. А также составление туров, удовлетворяющих интересы разных типов туристов

Стимулирование сбыта гостиничных услуг:

Реклама предлагаемых гостиничных услуг может быть осуществлена в офисах различных турфирм по договору.

Стимулирование продаж может быть также реализовано в виде премии (подарка)

за покупку услуги.

Программы стимулирования продаж могут быть организованы в виде совместных акций различных фирм.

К^11-рекл1И1:

Помимо размещения на интернет-канал ах индивидуального бронирования, разместить медийный контекст, в частности в поисковых системах, а также создать информационные страницы в социальных сетях.

Рисунок 7. Мероприятия, способствующие эффективному продвижению и сбыту

гостиничных услуг

Таким образом, повышение эффективности продвижения и сбыта гостиничных услуг в ЯНАО позволит повысить их привлекательность для туристов, что приведет к ощутимому увеличению экономического эффекта от деятельности этого сектора экономики автономного округа.

Список источников

1. Анимица, Е. Г. Местное самоуправление / Е. Г. Анимица, Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин. - Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2006. -89 с. - EDN VWYUED.

2. Ермакова, А. М. Рассмотрение туризма как точки роста социально-экономического развития муниципального образования / А. М. Ермакова // International Agricultural Journal. - 2022. - Т. 65, № 2. - DOI 10.55186/25876740 2022 6 2 19. - EDN YIWYOU.

3. Ермакова, А. М. Инвестиционный проект как элемент развития муниципального района / А. М. Ермакова // International Agricultural Journal. - 2022. - Т. 65, № 4. - DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. - EDN FWEMWH.

4. Ермакова, А. М. Тенденции развития муниципального района в экономическом пространстве региона / А. М. Ермакова // Московский экономический журнал. - 2021. - № 3. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. - EDN MKNEGJ.

5. Дворядкина, Е. Б. Социально-экономическое развитие региона / Е. Б. Дворядкина, А. М. Ермакова // Государственное регулирование общественных отношений в регионе: социально-экономические, правовые и историко-культурные аспекты : сборник научных статей, Чебоксары, 24 марта 2022 года. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. - С. 131-135. - EDN BTFWJY.

6. Дворядкина, Е. Б. Промышленность как системообразующий фактор развития региона / Е. Б. Дворядкина, Н. В. Сбродова // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2008. - № 3(22). - С. 8-13. - EDN PVCHCR.

7. Дворядкина, Е. Б. Управление пространственным развитием региона: опыт, наследие и задачи на будущее / Е. Б. Дворядкина, Е. И. Кайбичева, Н. И. Гончарова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2017. -№ 4. - С. 60-67. - DOI 10.24143/2073-5537-2017-4-60-67. - EDN ZXFFKB.

8. Кирилова, О. В. Информационные системы управления земельными ресурсами / О. В. Кирилова // Новый взгляд на развитие аграрной науки : Сборник материалов Научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых, Тюмень, 16 апреля 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 157161. - EDN XLVSBO.

9. Чуба, А. Ю. Использование цифровых технологий в бережливом производстве / А. Ю. Чуба, О. В. Кирилова // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 4(129). - С. 14531457. - DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.293. - EDN QDZNYC.

References

1. Animitsa, E. G. Local self-government / E. G. Animitsa, E. B. Dvoryadkina, Ya. P. Silin. -Yekaterinburg : Ural State University of Economics, 2006. - 89 p. - EDN VWYUED.

2. Ermakova, A.M. Consideration of tourism as a point of growth of socio-economic development of a municipality / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. - 2022. -Vol. 65, No. 2. - DOI 10.55186/25876740_2022_6_2_19. - EDN YIWYOU.

3. Ermakova, A.M. An investment project as an element of the development of a municipal district / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. - 2022. - Vol. 65, No. 4. - DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. - EDN FWEMWH.

4. Ermakova, A.M. Trends in the development of the municipal district in the economic space of the region / A.M. Ermakova // Moscow Economic Journal. - 2021. - No. 3. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. - EDN MKNEGJ.

5. Dvoryadkina, E. B. Socio-economic development of the region / E. B. Dvoryadkina, A.M. Ermakova // State regulation of public relations in the region: socio-economic, legal and historical and cultural aspects : collection of scientific articles, Cheboksary, March 24, 2022. Cheboksary: I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2022. - pp. 131-135. - EDN BTFWJY.

6. Dvoryadkina, E. B. Industry as a system-forming factor in the development of the region / E. B. Dvoryadkina, N. V. Sbrodova // Proceedings of the Ural State University of Economics. -2008. - № 3(22). - Pp. 8-13. - EDN PVCHCR.

7. Dvoryadkina, E. B. Managing the spatial development of the region: experience, heritage and tasks for the future / E. B. Dvoryadkina, E. I. Kaibicheva, N. I. Goncharova // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. - 2017. - No. 4. - PP. 60-67. - DOI 10.24143/2073-5537-2017-4-60-67. - EDN ZXFFKB.

8. Kirilova, O. V. Information systems of land management / O. V. Kirilova // A new look at the development of agrarian science: A collection of materials of the Scientific and practical conference of graduate students and young scientists, Tyumen, April 16, 2021. - Tyumen: State Agrarian University of the Northern Trans-Urals, 2021. — pp. 157-161. - EDN XLVSBO.

9. Chuba, A. Yu. The use of digital technologies in lean production / A. Yu.Chuba, O. V. Kirilova // Economics and entrepreneurship. - 2021. - № 4(129). - Pp. 1453-1457. - DOI 10.34925/EIP.2021.129.4.293. - EDN QDZNYC.

Для цитирования: Андреева О.С. Проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства в социально-экономической системе региона // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-33/

© Андреева О.С, 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.