Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / АПК / ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АРХИТЕКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДУСТРИЯ 4.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Татьяна Александровна

Предмет / тема. Статья посвящена изучению отечественного и зарубежного опыта цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК, а также ключевым проблемам диджитализации сферы АПК. Методология. В процессе написания статьи были использованы как общенаучные методы (ретроспективный и хронологический анализ, синтез, дедукция), так и основанные на них специальные экономические методы (SWOT-анализ, PEST-анализ, отдельные инструменты форсайта). Для изучения процесса цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК применялись проблемно-хронологический и историко-генетический методы научного познания, а также экспертные методы. Результаты. По итогам научного исследования были установлены ключевые различия в стратегиях формирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ и мире. Так, в мире интерес к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК связан с глобальными проблемами дефицита продуктов питания и климатическими проблемами; ростом урбанизации и совокупного населения планеты; исчерпанием ресурсов роста за счет II зеленой революции; ростом запроса на экологически чистое питание и интереса к персонализации рынка еды и сервиса. Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов: во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК - государственные решения первых лиц; во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней; в-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ; в-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость; в-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений. Выводы/значимость. Для РФ цифровизация предприятий АПК - это качественный технологический скачок в организации с/х процессов; повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера, для мировой практики: обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечеству; удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; повышение пищевой безопасности продуктов; генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов. В АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники - в среднем на данные цели было потрачено 117,2 млн долл. США, или 68,9% от всего объема инвестиций, на втором месте расположились инвестиции в R&D-проекты цифровизации предприятий АПК - 23,4 млн долл. США, или 13,8%, на третьем месте - инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов - 17,0 млн долл. США, или 10,1%. В РФ ключевые проблемы лежат в плоскости финансирования проектов цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК - 51% (для сравнения: в странах ЦВЕ - 54%), на втором месте - кадровый голод специалистов в области цифровых технологий - 35% и 18% соответственно, на третьем - внутреннее сопротивление переменам формата работы - 33% и 19%. Кроме этого, достаточно разное видение имеется и в понимании перспектив использования инструментов т.н. умного сельского хозяйства менеджерами РФ и стран ЦВЕ: в РФ основной упор делается на технологии применения БПЛА при мониторинге полей ввиду крупных банков земель у предприятий АПК - 45% (для сравнения: в странах ЦВЕ - 35%), на втором месте - IoT для сельскохозяйственной техники - 39% (51%, соответственно, в ЦВЕ), на третьем месте - роботизация бизнес-процессов - 29% (33%). Применение. Результаты научного исследования будут полезны как в образовательных целях для студентов и читателей, интересующихся вопросами цифровизации бизнес-моделей предприятий сферы АПК, так и специалистам-практикам, которые планируют реализацию проектов по диджитализации бизнес-моделей предприяти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пантелеева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL BUSINESS MODELS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Subject/Topic. The article is devoted to the study of the domestic and foreign wholesale of digitalization of business models of agroindustrial enterprises, as well as the key problems of the digitalization of the agroindustry sector. Methodology. In the process of writing the article, both general scientific methods, such as retrospective and chronological analysis, synthesis, deduction) and special economic methods based on them (SWOT analysis, PEST analysis, individual Forsyth in-tools), were used. To study the process of digitalization of business models of agroindustry enterprises, problem-chronological and historical-genetic methods of scientific knowledge, as well as expert methods, were used. Results. Based on the results of the scientific study, key differences were established in strategies for the formation of digital business models of agroindustry enterprises in the Russian Federation and the world. So, in the world, interest in digitalization of business models of agroindustry enterprises was associated with global problems of food shortages and climatic problems, the growth of urbanization and the aggregate population of the world, exhaustion of growth resources through the Green Revolution II, increasing demand for clean food and interest in personalizing the food and service market. The digitalization of the agroindustry complex in Russia follows its original path, which is very different from world practices in a number of aspects. They are as follows. Firstly, the main motivating factor in the digitalization of agroindustry enterprises is the state decisions of the first persons. Secondly, the sphere of agroindustry complex in the Russian Federation is very dependent on subsidies and subsidies from budgets of different levels. Thirdly, there is a complex and heterogeneous structure of agricultural lands in the territory of the Russian Federation. Fourthly, there is a low share of waste processing in the agroindustry sector, and, as a result, its material and energy intensity is high. Fifth, there is a lag of Russian agroindustry enterprises from the global practice of introducing digital solutions. Conclusions/Significance. For the Russian Federation, digitalization of agroindustry enterprises is a qualitative technological leap in the organization of industrial processes which results in the following processes: (1) increasing the autonomy of the agroindustry complex in the face of the escalation of sanctions; (2) attracting foreign investment from Asian partners (China); (3) achieving regional leadership in the field of agribusiness and the center of technological transfer. For world practice there are following consequences: (1) ensuring harmonious long-term development of agribusiness, taking into account global challenges and threats of humanity; (2) meeting the population's demand for personalized food; (3) improving food safety of products; (4) gene modification of products taking into account current virus epidemics. In the agro-industrial complex of the Russian Federation, the demand for the purchase of finished products in terms of high-tech equipment and agricultural equipment prevails. On average, 117.2 million US dollars, or 68.9 % of the total investment volume was spent for these purposes. Investments in R&D projects for the digitalization of agricultural enterprises-23.4 million US dollars, or 13.8 %, in third place - investments in the acquisition of software solutions for the digitalization of business processes were in the second place - 17.0 million US dollars, or 10.1 %. In the Russian Federation, the key problems lie in the area of financing projects for digitalization of business models of agricultural enterprises - 51.0% (for comparison in CEE countries it is 54.0 %). The second problem is shortage of specialists in the field of digital technologies - 35.0 % and 18.0 %, respectively. The third problem is internal resistance to changes in the format of work - 33.0 % and 19.0 %. In addi

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 8 • Номер 1 • Январь-март 2021 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Первое

экономическое издательство

Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт

Пантелеева Т.А. 1

1 Институт мировых цивилизаций, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

Предмет / тема. Статья посвящена изучению отечественного и зарубежного опыта цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК, а также ключевым проблемам диджитализации сферы АПК. Методология. В процессе написания статьи были использованы как общенаучные методы [ретроспективный и хронологический анализ, синтез, дедукция), так и основанные на них специальные экономические методы [SWOT-анализ, РББТ-анализ, отдельные инструменты форсайта). Для изучения процесса цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК применялись проблемно-хронологический и историко-генетический методы научного познания, а также экспертные методы. Результаты. По итогам научного исследования были установлены ключевые различия в стратегиях формирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ и мире. Так, в мире интерес к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК связан с глобальными проблемами дефицита продуктов питания и климатическими проблемами; ростом урбанизации и совокупного населения планеты; исчерпанием ресурсов роста за счет II зеленой революции; ростом запроса на экологически чистое питание и интереса к персонализации рынка еды и сервиса. Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов: во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК - государственные решения первых лиц; во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней; в-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ; в-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость; в-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений. Выводы/значимость. Для РФ цифровизация предприятий АПК - это качественный технологический скачок в организации с/х процессов; повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии [Китай); достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера, для мировой практики: обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечеству; удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; повышение пищевой безопасности продуктов; генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов. В АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники - в среднем на данные цели было потрачено 117,2 млн долл. США, или 68,9% от всего объема инвестиций, на втором месте расположились инвестиции в Р&й-проекты цифровизации предприятий АПК - 23,4 млн долл. США, или 13,8%, на третьем месте - инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов - 17,0 млн долл. США, или 10,1%. В РФ ключевые проблемы лежат в плоскости финансирования проектов цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК - 51% [для сравнения: в странах ЦВЕ - 54%), на втором месте - кадровый голод специалистов в области цифровых технологий - 35% и 18% соответственно, на третьем - внутреннее сопротивление переменам формата работы - 33% и 19%. Кроме этого, достаточно разное видение имеется и в понимании перспектив использования инструментов т.н. умного сельского хозяйства менеджерами РФ и стран ЦВЕ: в РФ основной упор делается на технологии применения БПЛА при мониторинге полей ввиду крупных банков земель у предприятий АПК - 45% [для сравнения: в странах ЦВЕ - 35%), на втором месте - 1оТ для сельскохозяйственной техники - 39% [51%, соответственно, в ЦВЕ), на третьем месте - роботизация бизнес-процессов - 29% [33%). Применение. Результаты научного исследования будут полезны как в образовательных целях для студентов и читателей, интересующихся вопросами цифровизации бизнес-моделей предприятий сферы АПК, так и специалистам-практикам, которые планируют реализацию проектов по диджитализации бизнес-моделей предприятий сферы АПК.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес-модель, АПК, цифровые решения, бизнес-процессы, архитектура менеджмента, интеллектуализация управления, машинное обучение, индустрия 4.0

Problems of development of digital business models of agricultural enterprises: foreign and domestic experience

Panteleeva T.A. 1

1 Institute of World Civilizations, Russia

ABSTRACT:_

Subject/Topic. The article is devoted to the study of the domestic and foreign wholesale of digitalization of business models of agroindustrial enterprises, as well as the key problems of the digitalization of the agroindustry sector Methodology. In the process of writing the article, both general scientific methods, such as retrospective and chronological analysis, synthesis, deduction) and special economic methods based on them (SWOT analysis, PEST analysis, individual Forsyth in-tools), were used. To study the process of digitalization of business models of agroindustry enterprises, problem-chronological and historical-genetic methods of scientific knowledge, as well as expert methods, were used. Results. Based on the results of the scientific study, key differences were established in strategies for the formation of digital business models of agroindustry enterprises in the Russian Federation and the world. So, in the world, interest in digitalization of business models of agroindustry enterprises was associated with global problems of food shortages and climatic problems, the growth of urbanization and the aggregate population of the world, exhaustion of growth resources through the Green Revolution II, increasing demand for clean food and interest in personalizing the food and service market. The digitalization of the agroindustry complex in Russia follows its original path, which is very different from world practices in a number of aspects. They are as follows. Firstly, the main motivating factor in the digitalization of agroindustry enterprises is the state decisions of the first persons. Secondly, the sphere of agroindustry complex in the Russian Federation is very dependent on subsidies and subsidies from budgets of different levels. Thirdly, there is a complex and heterogeneous structure of agricultural lands in the territory of the Russian Federation. Fourthly, there is a low share of waste processing in the agroindustry sector, and, as a result, its material and energy intensity is high. Fifth, there is a lag of Russian agroindustry enterprises from the global practice of introducing digital solutions. Conclusions/Significance. For the Russian Federation, digitalization of agroindustry enterprises is a qualitative technological leap in the organization of industrial processes which results in the following processes: (1) increasing the autonomy of the agroindustry complex in the face of the escalation of sanctions; (2) attracting foreign investment from Asian partners (China); (3) achieving regional leadership in the field of agribusiness and the center of technological transfer. For world practice there are following consequences: (1) ensuring harmonious long-term development of agribusiness, taking into account global challenges and threats of humanity; (2) meeting the population's demand for personalized food; (3) improving food safety of products; (4) gene modification of products taking into account current virus epidemics. In the agro-industrial complex of the Russian Federation, the demand for the purchase of finished products in terms of high-tech equipment and agricultural equipment prevails. On average, 117.2 million US dollars, or 68.9 % of the total investment volume was spent for these purposes. Investments in R&D projects for the digitalization of agricultural enterprises-23.4 million US dollars, or 13.8 %, in third place - investments in the acquisition of software solutions for the digitalization of business processes were in the second place - 17.0 million US dollars, or 10.1 %. In the Russian Federation, the key problems lie in the area of financing projects for digitalization of business models of agricultural enterprises - 51.0% (for comparison in CEE countries it is 54.0 %). The second problem is shortage of specialists in the field of digital technologies - 35.0 % and 18.0 %, respectively. The third problem is internal resistance to changes in the format of work - 33.0 % and 19.0 %. In addition, there is a quite different vision and understanding of the prospects for the application of tools of the so-called smart agriculture by managers in the Russian Federation and CEE countries. In Russia the focus is made on UAVs technology - 45,0 % (for comparison in the CEE countries it is 35 %). Secondly, it is IoT for agricultural machinery - 39,0 % (51,0 % respectively in CEE); and thirdly, there are robotics business processes - 29,0 % (33,0%). Application. The results of the research will be useful both for educational purposes for students and readers interested in the digitalization of business models of enterprises in the field of agriculture, and for practitioners who plan to implement projects on the digitalization of business models of enterprises in the field of agriculture.

KEYWORDS: business model, agroindustry complex, digital solutions, business processes, management architecture, management intelligence, machine learning, Industry 4.0

JEL Classification: O15, O32, Q13, Q18 Received: 20.01.2021 / Published: 30.06.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Panteleeva T.A. (tatata070707@mail.ru)

CITATION:_

Panteleeva T.A. (2021) Problemy razvitiya tsifrovyh biznes-modeley predpriyatiy APK: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [Problems of development of digital business models of agricultural enterprises: foreign and domestic experience]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 8. (1). - 63-84. doi: 10.18334/ppib.8.2.111561

Введение

Интерес к формированию и масштабированию практики цифровизации бизнес-моделей сферы АПК является многосторонним и не является исключительно модной фишкой становления новой цифровой экономики: во-первых, предприятия АПК имеют очень сложную архитектуру бизнес-связей как с сельским хозяйством, так и с промышленным сектором; во-вторых, существующие объективные мировые социально-демографические процессы (рост доходов населения, рост численности населения, ухудшение качества и состояния природных ресурсов и климатических показателей) мотивируют к поиску новых решений организации производства продуктов питания; в-третьих, рост интереса населения к сегменту ecofood и FoodNet (продукты питания с учетом персональных предпочтений и рекомендаций) [1, 3] (Bogoviz, Popkova, Svistunova, 2018; Voronin et al., 2019).

Указанные факторы-мотиваторы не являются исчерпывающими, но именно их влияние, по мнению экспертов, оказывает наиболее ощутимое влияние на интерес менеджеров агробизнесов к диджитализации бизнес-моделей предприятий сферы АПК. Для сферы АПК в РФ кроме указанных факторов следует отметить и низкую конкурентную позицию агробизнесов в мировых рейтингах: так, по данным ITC, в 2019 г. Россия заняла 19-е место в экспорте сельскохозяйственной продукции (1,6% от мирового экспорта)1; согласно данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ», Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике2; в части инновационного развития сферы АПК доля российских патентных заявок в общемировом показателе по итогам 2019 г. составляет ~1%, а расходы на R&D-проекты и стартап-инициативы в АПК в 50 раз ниже, чем в Нидерландах, и в 10 раз -по сравнению с Турцией и Польшей3.

1 Россия поднялась на 19-е место среди крупнейших агроэкспортеров в 2019 году (23.04.2020) [Электронный ресурс] - URL: Ьйр8://аетсх.ги/2020/04/23/россия-поднялась-на-19-е-место-среди/ (дата обращения: 15.01.2021 г.).

2 Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025гг.(декабрь 2018) [Электронный ресурс] - URL: https://agrardialog.ru/files/prints/apd_studie_2018_russisch_ fertig_formatiert.pdf (с. 8; дата обращения: 14.01.2021 г.).

3 Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. -С. 10

ОБ АВТОРЕ:_

Пантелеева Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента (tatataO7O7O70mai[.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пантелеева Т.А. Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт // Продовольственная политика и безопасность. - 2021. - Том 8. - № 1. - С. 63-84. doi: 10.18334/ppib.8.2.111561

Таким образом, трансформация бизнес-моделей предприятий сферы АПК является жизненно необходимым фактором запуска траектории умного роста таких базовых, «земных» подотраслей, как растениеводство и животноводство, прямо влияющих на пищевую, демографическую и экономическую безопасность страны. Кроме этого, следует не забывать о проблеме конфликтов целей, возникающих у фермеров в случае повышения экстенсивной производительности агроресурсов (эрозия почв, загрязнение водоемов, вырубка лесов) при попытке игнорировать прогресс цифровой экономики, что еще больше усугубит отставание РФ в мировых рейтингах лидеров сферы АПК [2, 3] (Volodin, Nadkina, 2019; Voronin et al., 2019).

Обзор литературы и исследований

В зарубежной практике вопросы методологии формирования механизмов управления бизнес-моделями восходят к 70-м гг. XX в. и связаны с именами таких ученых, как Amit R., Zott C4., Burmester C., Luttgens D.5, Piller F., Bjorkdahl J., Holmen M6. Именно в их работах была заложена концепция цепочки начисления стоимости7 (economic value-added link generation, EVALG-концепция), которая достигла пика научного интереса в 1960-1970 гг.).

Концепция цепочки начисления стоимости (начиная с 80-х гг. она стала именоваться как глобальная) является результатом масштабной мировой специализации стран в сфере АПК, и ее исходной задачей была помощь функциональным (менеджмент бизнеса, инвесторы) и регулятивным (отраслевые государственные институты управления и регулирования) стейкхолдерам в формировании долгосрочных стратегий отраслевого развития национальной экономики и АПК в том числе с учетом положения страны в глобальной географической цепи ресурсно-продуктовых, технологических, торговых и иных связей [12] (Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017). По мнению Morrison A., Pietrobelli C., Rabellotti R., в настоящее время выделяются два направления изучения бизнес-моделей организации и управления предприятиями АПК:

1. Научная школа интернационализма - представители данной школы (Центр глобализации, управления и конкурентоспособности Университета Дьюка, Института исследований развития Университета Эссекса, Датский институт международных

4 Amit R., Zott C. Creating value through business model innovation // MIT Sloan Management Review. -2012. - Vol. 53 - P. 41-49.

5 Burmester C., Luttgens D., Piller F. Business Model Innovation for Industrie 4.0: Why the «Industrial Internet» Mandates a New Perspective on Innovation // RWTH Aachen University, Technology and Innovation Management. Germany, 2015.

6 Bjorkdahl J., Holmen M. Business model innovation - the challenges ahead // Int. J. Product Development. - 2013. - Vol. 18. - P. 213-225.

7 Meshkova T., Moiseichev E. (2016) Foresight Applications to the Analysis of Global Value Chains. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 69-82. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.69.82.

исследований) делают акцент в исследованиях макроэкономических эффектов на использовании глобальных цепочек генерации стоимости в сфере АПК и формировании национальных стратегий исходя из международных партнерств и соглашений. Т.е. специалисты данной школы делают упор на международный политико-экономический диалог стран мира и выстраивание локальных «песочниц» создания экономической ценности, как правило, с труднопреодолимыми барьерами в форме продуктового эмбарго, жесткой фитосанитарной политики, налоговых преференций или, наоборот, рычагов давления [5] (Ganieva, 2019).

Однако назвать данные инструменты однозначно эффективными, тем более для такой категории жизненно необходимых товаров, как продукты питания, нельзя. В качестве аргумента приведем данные из отчета Еврокомиссии: экспорт агропродо-вольственной продукции ЕС в Россию сократился с более чем $13,5 млрд в 2013 г. до $7 млрд долл. США в 2017 г.8 За этот же промежуток времени Россия вышла на лидирующие показатели в части экспорта зерновых в мире (36,0%), а начиная с 2018 г. руководство РФ заключило долгосрочные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции в Китай, Индию и Японию.

Данная школа ориентирует бизнесы в сфере АПК к локализации и импортозаме-щению в рамках одной страны или формированию новых содружеств в противовес конкурентам-инициаторам санкций [5, 6] (Ganieva, 2019; Orlova, Serova, Nikolaev, Khvorostyanaya, Novikova, Yavkina, Bobkova, Ragozin, Yanbyh, Sokolov, Chulok, 2020). С одной стороны, такие инструменты являются долгосрочными мотиваторами к повышению интернальной эффективности деятельности агробизнесов, с другой - решение вопросов импортозамещения является капиталоемким и длительным процессом, что не позволяет сразу восстановиться сфере АПК даже с учетом государственной финансовой помощи.

2. Научная школа индустриализма - представители данной школы (Института исследований развития Университета Сассекса) ориентируются в изучении бизнес-моделей АПК как самодостаточной единицы генерации добавленной стоимости, которая при неизменных технико-экономических и социально-правовых условиях может существовать бесконечно долго в практически неизменном состоянии [12] (Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017).

Однако реальное положение дел свидетельствует о том, что сегодня ни одна экономика не может быть абсолютно самодостаточной, а значит, и бизнес-модели также участвуют в формировании партнерств в самых различных областях деловой активности. С учетом популяризации тезисов шеринг-экономики (экономики совместного пользования) тиражирование инновационных решений в части организации и управления агробизнесом является более чем экономически полезным, так как выполняется

8 Бенедиктова А.И. Международная политическая экономика. Тема «Эффективность эмбарго» (15.05.2020) [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/ library/2020/05/15/mezhdunarodnaya-politicheskaya-ekonomika-tema (дата обращения: 15.01.2021 г.)

следующее равенство в рыночной экономике: улучшая деловое положение бизнеса -потенциального конкурента - в открытой цифровой экономике, улучшается конкурентное положение инициатора тиражирования, так как решение еще раз тестируется и «обкатывается», тем самым создавая благоприятную среду для умного развития мировой практики АПК [9, 11-13] (Luplov, 2019; Revenko, Revenko, 2019; Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017; Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).

Несмотря на очевидные преимущества гармонизации бизнес-моделей с лучшими мировыми практиками, предприятия сферы АПК в своем большинстве являются одной из наиболее консервативных категорий национальной экономики и мотивация менеджмента к реформированию бизнес-модели агробизнеса является сложной и долгосрочной задачей. Для изучения проблем и перспектив внедрения цифровых решений в архитектуру бизнес-модели предприятий АПК нами были выделены следующие участники, которые были классифицированы на основе требований Кодекса Алиментариуса (Codex Alimentarius)9:

- бизнес-модель чистого производителя (В2В-модель) - предприятия данной группы ориентируются исключительно на производственные бизнес-процессы и концентрируют ресурсы и усилия на производстве сельскохозяйственной продукции;

- бизнес-модель «от поля до прилавка» - предприятия данной группы включают в себя бизнес-процессы коммерческого и логистического взаимодействия с сегментами оптовой и розничной торговли (FMCG-сегмент), а также представителями ресто-ранно-гостиничного бизнеса (сегмент HoReCa);

- бизнес-модель «Вертикально интегрированный агропромышленный холдинг с собственной торговой сетью» - предприятия данной группы включают в себя полный цикл производства и реализации продукции в формате «от поля до вилки».

Результаты

Ключевым результатом развития бизнес-моделей предприятий в сфере АПК с учетом формирования цифровой экономики является формирование рынка агротехнических венчурных инвестиций. Причинами рождения нового сегмента и его стремительного взлета являются как важность сферы АПК для мировой продовольственной безопасности, так и внутренние особенности бизнес-моделей агробизнесов:

- по данным AgFunder, более 40% экономически активного населения занято в АПК10, при этом мировой объем рынка АПК оценивается в более чем 7,8 трлн долл. США;

9 Кодекс Алиментариус [Электронный ресурс] - URL: https://www.rsm-cert.com/articles/kodeks-alimentarius-Codex-Alimentarius.-ot-fermi-do-vilki-From-farm-to-fork..18.html (дата обращения: 15.01.2021 г.)

10 COVID-19 и мировые аграрные рынки (06.08.2020) [Электронный ресурс] - URL: https://meat-expert.ru/articles/364-covid-19-i-mirovye-agrarnye-rynki (дата обращения: 15.01.2021 г.)

- бизнесы в АПК являются одними из наименее оцифрованных в рейтинге видов экономической деятельности, при этом восприимчивость к цифровизации в АПК выше, чем в строительстве, транспорте и добыче полезных ископаемых;

- нарастающая угроза дефицита ресурсов и кризис модели АПК 3.0 - к 2030 г. населению потребуется + 35% продовольствия, +40% питьевой воды, +50% энергетических ресурсов;

- джокер-эффекты от эпидемии вирусов (например, СОУГО-19), которые показали слабость человеческого управления бизнес-моделью в сфере АПК и отрицательно повлиял на агробизнесы стран с традиционной, преимущественно ручной организацией сельского хозяйства11.

По данным отчетов AgFunder и Института аграрных исследований НИУ ВШЭ, рынок цифровых бизнес-моделей предприятий АПК (в международной практике используется термин «рынок агротехнологических компаний») за 2016-2019 гг. показал значительный рост как в объеме инвестиций, так и количестве сделок в данном сегменте (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели развития мирового рынка цифровых бизнес-моделей предприятий АПК за 2015-2019 гг.12

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Совокупный объем инвестиций, всего млрд долл. США В том числе по видам бизнес-моделей: 5,7 8,8 8,6 11,5 20,8 19,8

1.1 Бизнес-модели «от поля до прилавка» (ирБ1хеат-модели) 2,9 3,0 3,4 4,8 7,5 7,6

1.2 Бизнес-модели «от прилавка до тарелки» (с^пБ1:геат-модели) 2,8 5,8 5,1 6,5 13,2 12,0

1.3 Переходные бизнес-модели 0,0 0,0 0,1 0,2 0,1 0,2

2. Количество сделок на рынке агротеха, всего, ед. В том числе по видам бизнес-моделей: 1100 1400 1600 1800 2200 1900

1.1 Бизнес-модели «от поля до прилавка» (ирБ1хеат-модели) 600 700 800 800 1100 800

11 Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию и каким будет 2021 год (19.12.2020) [Электронный ресурс] - URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/416461-effekt-covid-19-kak-mirovaya-ekonomika-perezhivaet-pandemiyu-i-kakim (дата обращения: 13.01.2021 г.)

12 Орлова Н. В. Инновационное развитие АПК в России. Agriculture 4.0» (2020) [Электронный ресурс] - URL:https://inagres.hse.ra/data/2020/04/29/1544797771/ОрловаНВ_Инновационное%20 развитие%20в%20АПК%20в%20России^ (дата обращения: 16.01.2021).

1.2 Бизнес-модели «от прилавка до тарелки» 500 700 800 900 1000 1000

1.3 Переходные бизнес-модели 0,0 0,0 0,0 100 100 100

3. Соотношение инвестиций в бизнес-модели up-stream и down-stream 1,0 0,5 0,7 0,7 0,6 0,6

4. Соотношение сделок с бизнес-моделями up-stream и down-stream 1,2 1,0 1,0 0,9 1,1 0,8

Согласно приведенным расчетам, в мире отмечается рост интереса инвесторов к развитию бизнес-моделей «от прилавка до тарелки» ^с^та^еат-модели): начиная с 2015 г. соотношение инвестиций выросло именно в пользу данной категории, но в то же время следует отметить, что количественное соотношение сделок на рынке агро-теха все же свидетельствует в пользу ^■№ш1геат-моделей (только в 2017 г. и 2019 гг. соотношение составило 0,9 и 0,8 соответственно).

На следующем этапе рассмотрим структуру инвестиций на рынке агротеха за 2019 г. отдельно по категории бизнес-моделей «от поля до прилавка» (ирз^еат-модели) и «от прилавка до тарелки» ^с^та^еат-модели) (рис. 1).

Как видно из данных рисунка в части категории бизнес-моделей, «от поля до прилавка» имеет явно выраженный интерес к инвестированию в биоэнергетики и биоматериалы - 21%, на втором месте - инновационные технологии переработки (10%), на третьем - интеллектуальные системы земледелия - 9%. Т.е. в зарубежной практике организация умного земледелия считается обязательным элементом и все реже включается экспертами в категорию инноваций. В части же структуры инвестиций в бизнес-модели «от прилавка до тарелки» ^с№П81геат-модели) следует отметить явное превалирование решений в области электронной торговли - 23%, на втором и третьем месте - электронные торговые площадки для НсЯеСа и иные торговые площадки для агробизнеса - по 4% соответственно.

Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов.

Во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК -государственные решения первых лиц (президент, министр сельского хозяйства). Так, административными драйверами диджитализации АПК выступают: Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г.13 (поставлена задача разработки и внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферу АПК); Доктрина

13 Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. (07.05.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 10.01.2021 г.)

иэ

■ Интеллектуальные системы землепользования

■ Роботехннкаи роботизиро8аныне фермы

■ Дистанцнонноеуправление фермой.умные датчики

Инновационные технологии переработки

■ Биоэнергетика и биоматериалы

Рисунок 1. Структура инвестиций на рынке агротеха за 2019 г. по категории бизнес-моделей «от поля до прилавка» (ирБ^еаш-модели) и «от прилавка до тарелки» ^ошш^еаш-модели), %

Источник: составлено автором.

продовольственной безопасности Российской Федерации14 от 21 января 2020 г. № 20 (в ней закреплены идеи о развитии модифицированных продуктов питания, генной инженерии), ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» на период 20192024 гг.,15 отвечающий непосредственно за финансирование процессов разработки и внедрения цифровых решений в предприятия АПК (разработан в рамках Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»16 от 28 июля 2017 г. № 1632-Р).

Во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней (так, объем субсидий из бюджета в сферу АПК за 2019 г. составил 304 млрд руб.).

В-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ (97 млн га, или 44% земель не вовлечены в деловой оборот17).

В-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость (по состоянию на 2019 г. доля использованных и обезвреженных отходов АПК - менее 50%, при этом 5-10% перерабатывается в про-

14 Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (22.01.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения 10.01.2021 г.)

15 «Цифровое сельское хозяйство» на период 2019 - 2024 гг. [Электронный ресурс]. - URL: https:// mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения 10.01.2021 г.).

16 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-Р) [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9 gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 10.01.2021 г.).

17 Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. - С. 60

дукцию с высокой добавленной стоимостью (в странах ЕС данный показатель составляет более 60%18).

В-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений (по данным Skolkovo Ventures, удельный вес агробизнесов, использующих продвинутые цифровые технологии, составил менее 1%).

На следующем этапе рассмотрим объем и структуру инвестиций в развитие цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016-2019 гг. (табл. 2).

Как видно из данных анализа объема и структуры инвестиций, в предприятиях АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники - в среднем на данные цели было потрачено 117,2 млн долл. США, или 68,9% от всего объема инвестиций, на втором месте расположились инвестиции в R&D-проекты цифровизации предприятий АПК - 23,4 млн долл. США, или 13,8%, на третьем месте - инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов - 17,0 млн долл. США, или 10,1%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажным фактором успешной реализации проектов цифровизации предприятий сферы АПК является сбалансированность и рыночные принципы предоставления финансирования: от заинтересованности инвестора и его требований во многом зависит успех инновационного проекта, тем более в такой рисковой деятельности, как сельское хозяйство. Данные о составе и структуре источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016-2019 гг. приведены в таблице 3.

Таблица 2

Объем и структура инвестиций в развитие цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016-2019 гг. 19 20 21 22

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Совокупные инвестиции в агротехнологические проекты (включая стартап-проекты) в РФ, млн долл. США В том числе: 149,6 150,7 159,4 220,3

18 Там же. С. 63

19 Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - С. 21, 63, 64, 103.

20 Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ,

2019. - С. 18, 28, 61.

21 Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ,

2020. - С. 20, 31, 39, 42

22 Инновационное развитие АПК в России. Agriculture 4.0 [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.hse.ш/data/2020/06/0Ш604078726/Инновационное_развитие_АПК_в_России-сайт.pdf (дата обращения 16.01.2021 г)

1.1 Приобретение высокотехнологичного оборудования и с/х техники 93,4 117,7 105,7 151,9

1.2 Приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов 22,3 13,6 10,0 22,2

1.3 Р&й-проекты цифровизации предприятий АПК 31,4 12,2 19,6 30,4

1.4 Инжиниринг цифровой инфраструктуры на предприятиях АПК 16,5 11,5 13,7 20,0

2. Инновационная активность организаций АПК, в % от общего числа

2.1 В мире (средняя оценка) 12,4 14,2 15,6 17,1

2.2 В РФ 4,0 3,7 5,4 5,8

Таблица 3

Состав и структура источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016-2019 гг.23 24 25

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1. Совокупный объем финансирования агротехно-логических проектов (включая стартап-проекты) в РФ, млн руб. В том числе: 15073,6 15806 21960,5 20394,5

1.1 Собственные источники финансирования инвестиций 9360,7 7378,7 10008,2 12175,5

1.2 Средства федеральных программ развития АПК 1552,6 1704,7 1029,4 3344,7

1.3 Средства региональных бюджетов субъектов РФ 1205,9 54,4 141,3 1937,5

1.4 Венчурные фонды и подобные им (не)коммер-ческие организации 0,0 0 0 224,3

1.5 Иностранные инвестиции 30,1 313,6 78,2 81,6

1.6 Иные источники финансирования 2924,3 6354,6 10703,4 2630,9

23 Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - С.47.

24 Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 88.

25 Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - С.70.

2. Удельный вес источников финансирования 100,0 100,0 100,0 100,0

2.1 Собственные источники финансирования инвестиций 62,1 46,7 45,6 59,7

2.2 Средства федеральных программ развития АПК 10,3 10,8 4,7 16,4

2.3 Средства региональных бюджетов субъектов РФ 8,0 0,3 0,6 9,5

2.4 Венчурные фонды и подобные им (не)коммер-ческие организации 0,0 0,0 0,0 1,1

2.5 Иностранные инвестиции 0,2 2,0 0,4 0,4

2.6 Иные источники финансирования 19,4 40,2 48,7 12,9

3. Удельный вес рыночных источников финансирования, % (стр.1+стр.1.4+стр.1.5) / стр.1 62,3 48,7 45,9 61,2

Как видно из данных таблицы 3, в РФ предприятия сферы АПК преимущественно используют собственные средства для финансирования инновационных проектов в части диджитализации собственных бизнес-моделей: в среднем на данный источник финансирования пришлось 9730,8 млн руб., или 53,5%, на втором месте расположились прочие источники финансирования - 5653,3 млн руб., или 30,3%. В официальной статистике нет конкретизации в части данного источника, но исходя из деловой практики бизнеса это могут быть нераспределенные ранее суммы прибыли, амортизационные отчисления в форме аккумулированных фондов, что наводит на вывод, что удельный вес собственных средств в финансировании проектов диджитализации еще более высокий (рис. 2).

2019г.

2018 г.

2017г.

2016 г.

Г 59,7 16,4 9,5 12,9 I

Г 45,6 4,7

1 46,7 10,8 40,2 J

Г 62,1 10,3 8,0 19,4 [

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Собственные источники финансирования инвестиций

■ Средства федеральных программ развития АПК

■ Средства региональныхбюджетов субъектов РФ

| Венчурные фонды и подобные им (не)коммерческие организации

■ Иностранные инвестиции

■ Иные источники финансирования

Рисунок 2. Структура источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016-2019 гг., % Источник: составлено автором.

При этом такой важный инструмент финансирования инновационных проектов, как специализированные коммерческие (венчурные) и некоммерческие фонды, вообще не участвовал в проектах формирования цифровых бизнес-моделей в сфере АПК, только в 2019 г. на их источник пришлось 224,3 млн руб., или 1,1%, что также свидетельствует об определенной слабости финансовой инфраструктуры в РФ к развитию и масштабированию цифровых бизнес-моделей в сфере АПК.

Обсуждение

Развернутые отличительные характеристики механизма финансирования проектов в области цифровизации предприятий сферы АПК в мире и РФ приведены в таблице 4.

Таблица 4

Отличительные характеристики понимания роли и потенциала цифровизации предприятий сферы АПК в мире и РФ

Критерий сравнения РФ Мир

1. Драйверы, или мотивирующие факторы формирования С1д^а1-моделей 1. Политические (ужесточение санк-ционной политики ЕС, США). 2. Экономические (стремление занять лидирующие позиции в мире в части экспорта сельхозпродукции по зерновым культурам. 3. Технологическая отсталость АПК требует качественного скачка в части организации бизнес-процессов. 4. Критическая импортная зависимость по таким позициям, как семена, биодобавки, технологии генной инженерии 1. Глобальные проблемы дефицита продуктов питания и климатические проблемы. 2. Рост урбанизации и совокупного населения планеты. 3. Исчерпание ресурсов роста за счет II зеленой революции (интенсивное земледелие с применением химических средств защиты и роста растений и стимуляторов роста животных). 4. Рост запроса на экологически чистое питание. 5. Интерес к персонализации рынка еды и сервиса

2. Финансовые стейкхолдеры Государственный бюджет, государственные корпорации (ГК ВЭБ.РФ, АО «РВК»), государственно-частный венчурный фонд (Сколково) Венчурные фонды-дочки крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции (Omnivore, SOSV, iSELECT FUND), ассоциации бизнес-ангелов (венчурный фонд Breathrough Ventures, основанный Б. Гейтсом, Дж. Безос-ом, Р. Брэнсоном), краудфандинго-вые площадки (CrowdCube)

3. Инструменты финансирования проектов диджитализа-цииАПК Субсидии, реальные инвестиции материнской компании, кредитные средства банков Фондовые инструменты участия в проектах цифровизации АПК с правом управления проектом; краудфандинговые инициативы, технологические трансферты, франшизы готовых бизнес-моделей, консалтинг

4. Роль государственных регуляторов Государственные органы задают стратегию цифровизации АПК, осуществляют активные финансовые и правовые интервенции в процессе реализации проектов Рыночная саморегуляция. Государство выступает наблюдателем и арбитром в случае возникновения агентских конфликтов сторон

5. Стратегические цели цифровизации бизнес-моделей агробиз-несов - качественный технологический скачок в организации с/х процессов; - повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; - привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); - достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера - обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечества; - удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; - повышение пищевой безопасности продуктов; - генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов

Источник: составлено автором по данным [7, 8, 12] (Lazko et al., 2018; Lovchikova et al., 2019; Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017)

Как видно из таблицы, в РФ реализация проектов цифровизации бизнес-моделей носит более региональный характер и направлена на решение внутристрановых проблем сектора АПК, а также обеспечение качественного скачка в части технологий реализации бизнес-процессов в предприятиях сферы АПК. В мировой же практике стратегии цифровизации АПК носят более глобальный характер и ориентированы на решение крупных структурных проблем в части экологии, решения проблем нехватки продовольствия, выравнивания экономического уровня развития стран; важно отметить и тот факт, что в мировой практике активно применяется трансферт технологий и франчайзинг, позволяющий построить цифровые бизнес-модели в АПК гораздо быстрее путем развертывания уже отработанной архитектуры бизнес-процессов.

На следующем этапе рассмотрим основные результаты цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК на интервалах 2014-2016 гг., 2015-2017 гг. и 2016-2018 гг., что связано с особенностями методологии аккумулирования данных в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности» (табл. 5).

Таблица 5

Основные результаты цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК на интервалах 2014-2016 гг., 2015-2017 гг. и 2016-2018 гг., в % от общего числа предприятий АПК26 27 28

Показатели 2014-2016 гг. 2015-2017 гг. 2016-2018 гг.

Степень влияния цифровизации бизнес-модели на деловую активность предприятий АПК

высокая средняя низкая высокая средняя низкая высокая средняя низкая

1. Повышение продуктивности биологических активов 5, 6,0 6,7 4,3 5,0 7, 3 5,6 6,6 7,2

2. Рост культуры земледелия 3,1 4,2 6,7 2,1 3,5 6,4 2,8 4,2 6,7

3. Снижение зависимости от сезонных колебаний или климатических катаклизмов 1,4 3,0 6,1 1,0 3,8 6,2 1,8 4,0 6,7

4. Сокращение потерь в процессе хранения, транспортировки и переработки с/х продукции 2,3 3, 5,8 2,1 3,4 6,4 2,5 4,4 6,7

5. Повышение уровня продуктовой безопасности (сертификация, строгий регламент) 30,8 28,7 12,0 26,7 28,1 12,3 25,0 24,2 10,8

По данным таблицы мы видим, что в РФ пока что потенциал цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК очень далек от высокого: результаты по основным критериям оценки, кроме повышения продуктовой безопасности и соответствия новым стандартам в области пищевой безопасности показали значения менее 10% от всех предприятий АПК, что говорит о значительных сложностях с внедрением цифровых решений в сельское хозяйство. Для сравнения проблемных точек реали-

26 Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - С.84.

27 Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 142.

28 Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - С.129

зации проектов цифровизации сферы АПК мы взяли результаты экспертного опроса «Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы»29, проведенного РШС, чтобы получить более реалистичное сопоставление с учетом близости уровня развития национальных экономик (рис. 3).

Рисунок 3. Основные барьеры к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК в РФ

и странах ЦВЕ (2019 г.), % Источник: составлено автором.

Как мы видим из рисунка 3, в РФ ключевые проблемы лежат в плоскости финансирования проектов цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК - 51% (для сравнения: в странах ЦВЕ - 54%), на втором месте - кадровый голод специалистов в области цифровых технологий - 35% и 18% соответственно, на третьем - внутреннее сопротивление переменам формата работы - 33% и 19%. Кроме этого, достаточно разное видение имеется и в понимании перспектив использования инструментов т.н. умного сельского хозяйства менеджерами РФ и стран ЦВЕ (рис. 4).

По данным диаграммы видно, что в РФ основной упор делается на технологии применения БПЛА при мониторинге полей ввиду крупных банков земель у предприятий АПК - 45% (для сравнения: в странах ЦВЕ - 35%), на втором месте - IoT для сельскохозяйственной техники - 39% (51% соответственно в ЦВЕ), на третьем месте - роботизация бизнес-процессов - 29% (33%)30 31.

29 Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы (2019) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/emea-private-business-survey.pdf (дата обращения 16.01.2021 г).

30 Там же

31 Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 86 - 88.

технологии блокчейн и смарт-контракты

система БПЛА для мониторинга состояния биологических активов

применением в управлении АПК роботизированные бизнес-процессы в АПК ЮТ для сельскохозяйственнойтехники облачные вычисления

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 ■РФ |ЦВЕ

Рисунок 4. Сравнительная характеристика приоритетных цифровых технологий в сфере АПК в РФ и странах ЦВЕ, % Источник: составлено автором.

Таким образом, у российских аэрокомпаний имеется несколько вариантов реализации цифровизации собственных бизнес-моделей:

1. Бизнес-модель Next Giant - формирование собственной агроэкосистемы полного цикла производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В рамках единого пространства будут объединены с помощью смарт-контрактов участники сферы АПК, сегментированные по направлениям деятельности или оказываемым сервисам. Базой для их коллаборации выступит виртуальная платформа, где у каждого из участников будет свой личный кабинет, а также отдельно будет вынесена библиотека контрагентов, центр финансирования АПК (ключевой игрок - АО «Россельхозбанк»), блок сервисов и обсуждения стратегии развития агроэкосистемы [7] (Lazko et al., 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примером практически функционирующей агроэкосистемы являются вертикально интегрированные холдинги в сфере АПК ПАО «Черкизово», ПАО «РусАгро», имеющие отлаженную модель бизнес-процессов собственного снабжения биологическими активами, производственными мощностями для ведения портфеля направлений агробизнесов (в ПАО «Черкизово» их 4, в ПАО «РусАгро» - 6), а также собственными логистическими и торговыми сетями.

2. Ограниченные партнерства - вовлечение крупным игроком на рынке АПК в сферу своего делового оборота узкоспециализированных компаний или сервисов для решения тематических задач или передачи на аутсорсинг рутинных процессов. Также возможно и обратное движение, когда крупные игроки формируют свой пул на основе ограниченных партнерств (в отличие от холдинговых структур они сохраняют свою автономию в части управления бизнесом) [8] (Lovchikova et al., 2019). Примером такой модели можно назвать действующие в РФ Российский зерновой союз, Молочный союз России, Национальную мясную ассоциацию и пр., которые в настоящее время выступают в роли отраслевых лобби-платформ, а в перспективе могут сформировать собст-

1 [

1 "ТУ

: 45

14 Г 20

:

29 33

I 39 51

венные венчурные фонды для развития инновационных решений в соответствии со спецификой своего направления32.

3. Новаторы - новые формы организации бизнес-процессов в АПК, которые являются революционными для российского рынка, например: урбанистические вертикальные фермы в торговых центрах или на территориях ликвидируемых промышленных предприятий с цеховой структурой (пример - iFARM, г. Новосибирск); crowd-фарминг с организацией доступа к процессу производства продуктов питания всеми желающими (фактически это новая версия коммуны или общины, только с цифровыми технологиями), FoodNet - организация малых производственных форм для выращивания продуктов с учетом особенностей потребностей конкретного района проживания граждан или сезонных (эпизодических) всплесков заболеваний или нехватки конкретных витаминов (например, дефицит витамина D у жителей Крайнего Севера; формирование тематических диет для людей с избыточным весом и т.п.) [9. 10] (Luplov, 2019; Pukach, 2019).

Заключение

По итогам проведенного научного исследования были изучены проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в отечественной и зарубежной практике. В мире интерес к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК связан с глобальными проблемами дефицита продуктов питания и климатическими проблемами; ростом урбанизации и совокупного населения планеты; исчерпанием ресурсов роста за счет II зеленой революции; ростом запроса на экологически чистое питание и интереса к персонализации рынка еды и сервиса.

Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов: во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК - государственные решения первых лиц; во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней; в-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ; в-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость; в-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений.

Для сферы АПК в РФ кроме указанных факторов следует отметить и низкую конкурентную позицию агробизнесов в мировых рейтингах: так, по данным ITC, в 2019 г. Россия заняла 19-е место в экспорте сельскохозяйственной продукции (1,6% от мирового экспорта); согласно данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ», Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике; в части

32 Отраслевые союзы и ассоциации АПК [Электронный ресурс]. - URL: https://www.agroxxi.ru/ poleznye-kontakty-apk/otraslevye-soyuzy-i-associacii-apk.html (дата обращения 17.01.2021).

инновационного развития сферы АПК доля российских патентных заявок в общемировом показателе по итогам 2019 г. составляет ~1%, а расходы на R&D-проекты и стар-тап-инициативы в АПК в 50 раз ниже, чем в Нидерландах и в 10 раз - по сравнению с Турцией и Польшей.

В предприятиях АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники, на втором месте расположились инвестиции в R&D-проекты цифровизации предприятий АПК, на третьем -инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов.

Имеются и существенные различия в стратегических целях цифровизации бизнес-моделей агробизнесов: для РФ это качественный технологический скачок в организации с/х процессов; повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера, для мировой практики: обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечеству; удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; повышение пищевой безопасности продуктов; генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов.

У российских аэрокомпаний имеется несколько вариантов реализации цифровизации собственных бизнес-моделей: бизнес-модель Next Giant - формирование собственной агроэкосистемы полного цикла производства и реализации сельскохозяйственной продукции; ограниченные партнерства - вовлечение крупным игроком на рынке АПК в сферу своего делового оборота узкоспециализированных компаний или сервисов для решения тематических задач или передачи на аутсорсинг рутинных процессов; новаторы - новые формы организации бизнес-процессов в АПК, которые являются революционными для российского рынка, например: урбанистические вертикальные фермы в торговых центрах или на территориях ликвидируемых промышленных предприятий с цеховой структурой, FoodNet - организация малых производственных форм для выращивания продуктов с учетом особенностей потребностей конкретного района проживания граждан или сезонных (эпизодических) всплесков заболеваний.

ИСТОЧНИКИ:

1. Боговиз A.B., Попкова Е.Г., Свистунова И.Г. Инновационная модель агропромыш-

ленного воспроизводства в условиях индустрии 4.0: особенности и перспективы // АПК: Экономика, управление. - 2018. - № 5. - с. 4-10.

2. Володин В.М., Надькина Н.А. Внедрение цифровых технологий на предприятиях

сельского хозяйства на современном этапе развития агропромышленного комплекса России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2019. - № 2(10). - с. 13-22. - doi: 10.21685/2309-2874-2019-2-2.

3. Воронин Б.А. и др. К вопросу о цифровизации российского сельского хозяйства (об-

зор информационных материалов) // Аграрный вестник Урала. - 2019. - № 2(181). -с. 39-46. - doi: 10.32417/article_5cb0b27b458600.04669366.

4. Вышегродский П., Пашаев М. Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы. Изд-во консалтингового агентства PriceWaterhouse&Cooper. - 2019. - 20 с.

5. Ганиева И.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: консолидация

государства и агробизнеса // Достижения науки и техники АПК. - 2019. - № 4. - с. 5-7. - doi: 10.24411/0235-2451-2019-10401.

6. Орлова Н.В., Серова Е.В., Николаев Д.В., Хворостяная А.С., Новикова Ю.А., Явкина Е.В., Бобкова Е.Ю., Рагозин П.В., Янбых Р.Г., Соколов А.В., Чулок А.А. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0. / докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и обществ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 128 c.

7. Лазько О.В. и др. Стратегические ориентиры управления процессами цифровой

трансформации в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. - 2018. - № 4. - c. 43.

8. Ловчикова Е.И. и др. Развитие цифровизации агропромышленного комплекса на

основе государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Вестник аграрной науки. - 2019. - № 6(81). - c. 104-112. - doi: 10.15217/48484.

9. Луплов В.В. Концепция структуры цифровой платформы АПК // Международный

журнал прикладных наук и технологий Интеграл. - 2019. - № 1. - c. 298-305. - doi: 10.24411/2658-3569-2019-14016 .

10. Пукач А.М. Цифровая трансформация в молочно-продуктовом подкомплексе АПК // Вестник аграрной науки. - 2019. - № 4. - c. 153-157. - doi: 10.15217/48484.

11. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Информационные цифровые платформы как фактор повышения транспарентности аграрных рынков // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 7. - c. 21-33.

12. Кузнецова Н.А., Санинский С.А., Ильина А.В., Пукач Г.В., Мартынович В.И., Мамаева Н.В., Пукач А.М., Королькова А.П. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе региона. / Монография. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 184 c.

13. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства в России // Финансы. - 2018. -№ 3(105). - c. 6-21. - doi: 10.26794/2587-5671-2018-22-3-6-21 .

14. Шутьков А.А. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Парадигма управления агропромышленным производством в условиях глобализации экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 2. - c. 98-107.

REFERENCES:

Bogoviz A.B., Popkova E.G., Svistunova I.G. (2018). Innovatsionnaya model agropromyshlennogo vosproizvodstva v usloviyakh industrii 4.0: osobennosti i perspektivy [Conceptual and innovative model of agro-industrial reproduction in the conditions of the industry 4.0: features and prospects]. Agro-industrial complex: economics, management. (5). 4-10. (in Russian).

Ganieva I.A. (2019). Tsifrovaya transformatsiya selskogo khozyaystva Rossii: konsolidatsiya gosudarstva i agrobiznesa [Digital transformation of agriculture in Russia: consolidation of the state and agribusiness]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 33 (4). 5-7. (in Russian). doi: 10.24411/0235-2451-2019-10401.

Kuznetsova N.A., Saninskiy S.A., Ilyina A.V., Pukach G.V., Martynovich V.I., Mamaeva N.V., Pukach A.M., Korolkova A.P. (2017). Razvitie integratsionnyh protsessov v agropromyshlennom komplekse regiona [Development of integration processes in the agro-industrial complex of the region] Saratov: Saratovskiy sotsialno-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova. (in Russian).

Lazko O.V. i dr. (2018). Strategicheskie orientiry upravleniya protsessami tsifrovoy transformatsii v agropromyshlennom komplekse [Strategic guidelines for managing digital transformation processes in the agro-industrial complex]. Moscow Economic Journal. (4). 43. (in Russian).

Lovchikova E.I. i dr. (2019). Razvitie tsifrovizatsii agropromyshlennogo kompleksa na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: problemy i perspektivy [Development of digitalization of agroindustrial complex on the basis of stateprivate partnership: problems and prospects]. Vestnik agrarnoy nauki. (6(81)). 104112. (in Russian). doi: 10.15217/48484.

Luplov V.V. (2019). Kontseptsiya struktury tsifrovoy platformy APK [The concept of the structure of the digital platform of the agro-industrial complex]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologiy Integral. (1). 298-305. (in Russian). doi: 10.24411/2658-3569-2019-14016 .

Orlova N.V., Serova E.V., Nikolaev D.V., Khvorostyanaya A.S., Novikova Yu.A., Yavkina E.V., Bobkova E.Yu., Ragozin P.V., Yanbyh R.G., Sokolov A.V., Chulok A.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie agropromyshlennogo kompleksa v Rossii. Agriculture 4.0 [Innovative development of the agro-industrial complex in Russia. Agriculture 4.0] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Pukach A.M. (2019). Tsifrovaya transformatsiya v molochno-produktovom podkomplekse APK [Digital transformation in the dairy subcomplex of the agro-industrial complex]. Vestnik agrarnoy nauki. (4). 153-157. (in Russian). doi: 10.15217/48484.

Revenko L.S., Revenko N.S. (2019). Informatsionnye tsifrovye platformy kak faktor povysheniya transparentnosti agrarnyh rynkov [Digital information platforms as a driving force to increase agricultural markets transparency]. Russian Foreign Economic Bulletin. (7). 21-33. (in Russian).

Shutkov A.A. Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2019). Paradigma upravleniya agropromyshlennym proizvodstvom v usloviyakh globalizatsii ekonomiki [The paradigm of managing agro-industrial production in a globalized economy]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (2). 98-107. (in Russian).

Tsvetkov V.A., Shutkov A.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2018). Povyshenie investitsionnoy privlekatelnosti otrasli selskogo khozyaystva v Rossii [Increasing the investment attractiveness of the agricultural sector in Russia]. Finance. 22 (3(105)). 6-21. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2018-22-3-6-21 .

Volodin V.M., Nadkina N.A. (2019). Vnedrenie tsifrovyh tekhnologiy na predpriyatiyakh selskogo khozyaystva na sovremennom etape razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Introduction of digital technologies at the enterprises of agriculture at the present stage of development of agroindustrial complex of russia]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki. (2(10)). 13-22. (in Russian). doi: 10.21685/2309-2874-2019-2-2.

Voronin B.A. i dr. (2019). K voprosu o tsifrovizatsii rossiyskogo selskogo khozyaystva (obzor informatsionnyh materialov) [On the issue of digitalization of Russian agriculture (review of information materials)]. Agrarian Bulletin of the Urals. (2(181)). 39-46. (in Russian). doi: 10.32417/article_5cb0b27b458600.04669366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.