Научная статья на тему 'Проблемы развития территорий'

Проблемы развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория / развитие / стратегическое управление

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахидова З.А.

В статье проанализированы проблемные моменты развития территорий страны; рассмотрены основные вопросы данного процесса и выявлены перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития территорий»

личение товарооборота за счет развития общих каналов сбыта, повышение индекса маркетинговой активности и, как результат, высокий уровень конкурентоспособности каждого участника взаимодействия.

Список литературы:

1. Бударов А.Ю. Методология управления развитием научнопроизвод-ственных комплексов на основе системно-синергетического подхода: монография [Текст] / А.Ю. Бударов. - М.: МИЭТ, 2010. - 248 с.: ил.

2. Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. Пер. с англ. [Текст] / под ред. и с предисл. Г.Г. Мали-нецкого. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 464 с. - (Синергетика: от прошлого к будущему.).

3. Моисеева Н.К. Трансформация бизнеса в условиях рыночной нестабильности: Монография [Текст] / Н.К. Моисеева, Т.Н. Гончарова, О.А. Марина, О.В. Седова, под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015. -416 с. - (Наука).

4. Моисеева Н.К. Управление маркетинговой активностью в инновационной среде: учеб. пособие для подготовки научных кадров по направлению 38.06.01 «Экономика» (по профилю 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством») [Текст] / Н.К. Моисеева. - М.: МИЭТ, 2015. - 116 с.: ил.

5. Моисеева Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие [Текст] / Н.К. Моисеева, М.В. Коныше-ва, под ред. Н.К. Моисеевой. - 2-е изд., перераб., и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.: ил.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

© Вахидова З.А.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье проанализированы проблемные моменты развития территорий страны; рассмотрены основные вопросы данного процесса и выявлены перспективы.

Ключевые слова территория, развитие, стратегическое управление.

Имеющаяся асимметричность социально-экономического развития российских территорий в плане социальных, экономических, экологических, природных условий и возможностей диктует необходимость проведения целенаправленной региональной и муниципальной экономической политики адекватной актуальным запросам общества. Следует понимать под ре-

1 Студент (направление Государственное и муниципальное управление).

тональной социально-экономической политикой взаимосвязанный и целенаправленный комплекс мер по управлению социально-экономическим развитием региона, осуществляющийся на основе партнерских взаимоотношений между государственными и региональными властями, регионов между собой при усиливающейся роли конкурентной борьбы территорий за ресурсы [1]. Кроме того, региональная политика - это «система намерений и действий, реализующая интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов». Местную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый в интересах местного населения органами местной власти или при их участии. Таким образом, региональная экономическая политика - важная составная часть экономической политики государства, осуществляемая с учетом территориальных различий и особенностей, структуры регионального хозяйства и перспективных отраслей, выступающих в качестве драйвера развития экономики региона, будь то сельское хозяйство, туризм, машиностроение и т.д. [2].

Процесс развития земельных территорий может быть как стихийным и неуправляемым, так и управляемым. Исторически все земли осваивались исходя из их пригодности для определенных видов землепользования, таких как сельское хозяйство, строительство, добыча ископаемых и т.д. В результате сформировались ареалы территориальных образований, которые развивались стихийно вокруг наиболее конкурентоспособных центров региона [3].

Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется рядом особенностей, определяемых как внешними, так и внутренними факторами. К первым из них следует отнести активное участие России в мировой экономике и, соответственно, подверженность колебаниям мировой рыночной конъюнктуры и влиянию глобальных процессов, в том числе и экономического кризиса. В свою очередь внутренние факторы можно условно разделить на «базовые» (доставшиеся от предыдущих этапов развитая государства) и «актуальные», возникшие в результате трансформации экономической системы страны.

Понятием «территория» обозначают определенную часть потенциалов государства, таких как: социальный (в первую очередь население), природный (в том числе природно-ресурсный и экологический), экономический, инфраструктурный, культурно-исторический и пространственный потенциалы государства, находящиеся в юрисдикции субфедеральных или местных (муниципальных) органов власти [4]. Соединение в таком определении естественных и специально создаваемых (в том числе и административных) признаков позволяет использовать в качестве синонима понятия «территория» словосочетание «территориальное образование», в котором подчеркивается созидательное начало, результат закрепленного процесса формирования территориальных единиц. В ряде случаев используется еще один си-

ноним понятия «территория» - «региональная система». Однако применительно к региональным территориальным образованиям широкое использование понятия «система» требует определенной осторожности [5].

Наличие в регионах реально работающих стратегических документов территориального управления является важным аспектом снижения инвестиционного риска

Стратегия территориального развития не может и, главное, не должна предполагать быстрых и однозначно признаваемых результатов: хозяйственная и социальная сферы инерционны. Динамика их развития зависит от множества факторов, в том числе и психологических, где кредит доверия зачастую значит больше инвестиций, так как именно он открывает им дорогу [6]. Поэтому устойчивость развития, т.е. во многих случаях минимальные улучшения, если они формируют тенденцию, важнее, нежели многообещающие и революционные, но не вызывающие в данный момент доверия инвесторов решения. Именно в силу этого структурную перестройку экономики желательно производить на фоне пусть слабого, но устойчивого роста, (в такой ситуации ее результативность более вероятна), так как социальные ожидания как бы поддерживают и в какой-то мере гарантируют необходимый климат доверия.

Понятие «региональное имущество» характеризует находящееся на территории региона движимое и недвижимое имущество различных форм собственности, но локализованное границами территориально-административного образования. От эффективности управления и распоряжения региональным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений в бюджет субъекта РФ, уровень и качество жизни постоянного населения региона [7].

В понятии «региональное хозяйство» сконцентрированы объекты собственности регионального имущества, которые непосредственно участвуют в воспроизводстве социально-экономической жизни региона и определяют его специализацию, природный и экономический потенциал, а также уровень и качество развития территориальной организации общества [8].

Территория регионального хозяйства в правовом отношении является субъектом Федерации. Региональное хозяйство является комплексным хозяйством, т.е. имеет в наличии многие отрасли и производства, определенным образом связанные между собой. На сегодняшний день региональное хозяйство еще не обладает гармоничной структурой, так как оно уже ранее было узко специализировано. В результате сохраняются традиции отраслевого управления предприятиями, что не способствует развитию экономики территории, не оказывает положительного влияния на уровень жизни постоянного населения [9].

Отметим следующие основные методы развития территории и повышения инвестиционной привлекательности: развитие социальной сферы, пред-

полагающее создание качественной среды для людей, уже проживающих здесь, и потенциальных жителей, в том числе инвесторов и т.п.; улучшение муниципальной среды, в том числе сохранение и улучшение архитектурного облика, открытых пространств, землепользование и планировка улиц, чистота и экологическое состояние; экономическое развитие, осуществляемое за счет создания различных муниципальных программ, направленных на повышение конкурентоспособности муниципального образования; стратегическое планирование.

Внутренние факторы, благоприятные в настоящее время для размещения на территории предприятий, в будущем означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других важнейших вопросов регионов и муниципалитетов. Таким образом, они являются и условиями, и индикаторами успешного социально-экономического развития территорий.

Факторами размещения производительных сил называют важные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении и решении конкретной экономической задачи. Они представляют собой совокупность разнообразных территориальных условий и ресурсов, оптимальное использование которых позволяет добиться более высоких темпов развитая региона или муниципалитета и создают основу конкурентоспособности территории. В эпоху информационного общества, расширяющейся глобализации, возрастания конкуренции на мировых рынках и усиления роли инновационных процессов в экономическом развитии регионы и муниципалитеты вынуждены вступать в конкурентную борьбу за инвестиции, рабочую силу, а, следовательно, учитывать не только имеющиеся факторы развития, но и создавать актуальные условия для привлечения внешних потребителей [10].

Формирующаяся новая экономическая реальность или постиндустриальная экономика обусловливает пересмотр традиционных критериев размещения, что, в свою очередь, приводит к изменению показателей привлекательности территориальных образований для размещения производительных сил. В новых условиях акценты перемещаются первоначально на проблемы инфраструктурного обеспечения, квалифицированного рынка труда, экологические аспекты развития территории, а в последние два десятилетия и на нематериальные факторы размещения (интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат, креативность; социальная инфраструктура; уровень и качество образования и др.). Наряду с «жесткими» факторами хозяйственной среды - инфраструктурная обеспеченность, коммуникации, наличие земельных площадей и т.п., значимую роль играют и «мягкие» факторы - качество и доступность маркетинговых, консалтинговых и финансовых услуг, деловой климат, наличие программ поддержки предпринимательства и т.п.

Единство стратегических целей позволяет каждой стороне территориального развития строить и к общей пользе реализовывать самостоятель-

ную тактику текущей деятельности. В этой связи представляется мало обоснованным типичное для России пренебрежение сопутствующими факторами, когда верховенство при выборе приоритетов развития территорий отдается чисто экономическим оценкам. В рыночных условиях планирование перспективного развития предпочтительно строить на стратегических задачах, где первенство следует отдавать сценариям достижения артикулируемых целей. Как правило, краткосрочные решения, в конечном счете, ведут к неубедительным сиюминутным успехам и, как правило, нерациональному расходу национальных ресурсов. Вряд ли целесообразно жертвовать будущим благосостоянием ради наполнения текущего бюджета. Прошлый опыт дает основания предполагать, что для современной России поиск эффективных решений социальных проблем связан напрямую не только с ростом региональной экономики Региональное хозяйство управляется совместно как федеральной, так и региональной властью, так как оно занимает промежуточное положение между федеральным и местным уровнями управления. Однако региональное хозяйство обеспечивает полный цикл воспроизводства трудовых ресурсов, включая инженерные и научные кадры. Поэтому региональное хозяйство, как самостоятельный экономический агент, может выступать проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона, а также являться выразителем и носителем региональных интересов.

Список литературы:

1. Воронцова Г.В. Теоретико-методологические подходы к брендингу территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 3 (32). - С. 217-222.

2. Воронцова Г.В. Формирование и регулирование регионального мясного рынка (на материалах Ставропольского края): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ставрополь, 2000.

3. Воронцова Г.В., Ковалева А.А. Конкурентоспособность территорий / Г.В. Воронцова, А.А. Ковалева // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 9-16.

4. Воронцова Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2012. - № 2 (31). - С. 195-199.

5. Воронцова Г.В., Бушман А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории / Г.В. Воронцова, А.О. Бушман // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1 (13). - С. 17-25.

6. Воронцова Г.В. Проблемы оценки маркетингового потенциала Ставропольского края и перспективные направления его развития / Г.В. Воронцова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. -№ 4. - С. 163-167.

7. Воронцова Г.В., Дмитриева А.Б. Формирование концепции управления маркетингом территории: монография / Г.В. Воронцова, А.Б. Дмитриева. - Ставрополь: ООО Издательский дом «ТЭСЭРА», 2012. - 151 с.

8. Воронцова Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона / Г.В. Воронцова // Наука-Парк. - 2011. - № 4 (5). - С. 62-66.

9. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

10. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории / Г.В. Воронцова, Н.Е. Левданская // Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. - С. 107-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.