УДК 376. 37
Погорелова О.А. студент магистратуры Донской государственный технический университет
Россия, Ростов-на-Дону
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ
ДИЗАРТРИИ
В статье раскрывается актуальность и теоретический аспект проблемы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Ключевые слова: связная монологическая речь, стертая форма дизартрии, особенности развития связной речи у детей с дизартрией.
Pogorelova O.A. master's student Don State Technical University Russia, Rostov-on-Don
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF CONNECTED MONOLOGICAL SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH ELIMINATED FORM OF DYSARTRIA
The article reveals the relevance and theoretical aspect of the problem of the development of coherent monologue speech in preschool children with an erased form of dysarthria.
Keywords: coherent monologue speech, erased form of dysarthria, developmental features of coherent speech in children with dysarthria.
Актуальность исследования проблемы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста обусловлена специфичностью и уникальностью данного возраста, особенностями социально-личностного и психофизического развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период закладывается фундамент речевого развития ребенка, а также благоприятные возможности для всестороннего развития личности дошкольника. Процесс овладения родным языком в максимально сензитивные для этого сроки составляет важнейшую часть всего психического развития ребенка, поскольку влияет на становление остальных психических процессов.
Значимость разработки данной проблемы определяется следующими аспектами:
- необходимостью социализации ребенка и его личностного развития;
- решением образовательных задач в период дошкольного воспитания;
- специальной подготовкой педагога к осуществлению функций освоения речи и её коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста отражена в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в разных аспектах: речь как средство общения (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев), речь как орудие мышления (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн), механизмы речевого высказывания (Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия).
Накоплен теоретический материал по проблеме этиологии и симптоматики клинических проявлений речевых нарушений при стертой дизартрии (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева, Т. Б. Филичева и др.). Однако остаются недостаточно изученными легкие проявления дизартрии, к обозначению данного речевого расстройства нет единого терминологического подхода. Нерешенной остается проблема разработки научно-обоснованной системы психолингвистического материала, используемого для закрепления речевых навыков у детей со стертой дизартрией. Всесторонняя оценка подходов, лежащих в основе коррекционно-логопедической работы по развитию словообразовательных навыков у детей со стертой дизартрией систематизация лингвистического материала в соответствии со структурой и характером дефекта, является в настоящий момент одной из актуальных задач логопедии.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения психологии и специальной педагогики о развитие речи как важнейшего вида деятельности человека, о взаимосвязи мышления и речи, о системном подходе к анализу и коррекции речевых нарушений, об особом месте стертой формы дизартрии среди речевых нарушений, а также лингвистический подход к монологической речи в рамках коммуникативных теория языка (Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Л. В. Лопатина, С. Л.
Теоретическая значимость исследования: полученные данные о проблемах связной монологической речи у дошкольников со стертой формой дизартрии позволят подобрать оптимальную методику преодоления речевых нарушений у данной категории детей. Результаты нашего исследования смогут дополнить и уточнить существующие методики развития связной речи дошкольников со стертой формой дизартрии (М. М. Алексеева, Л. П. Федоренко, В. И. Яшина).
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе повышения эффективности практической работы специалистов по речевым нарушениям у детей.
Цель исследования: обосновать теоретически, подобрать и апробировать, и рекомендовать к использованию практикующим специалистам методы формирования навыков связной монологической речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Задачи исследования: изучить и провести анализ специальной литературы по проблеме исследования; изучить состояние развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии; разработать систему формирования навыков связной монологической речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, выявить динамику в формировании навыков связной монологической речи.
Для изучения уровня сформированности связной речи дошкольников с дизартрией нами были использованы в адаптированном виде методики В. К. Воробьевой, Р. И. Лалаевой, В. П. Глухова. По итогам эксперимента мы пришли к следующим выводам: связные монологические высказывания у детей с дизартрией вызывают большие затруднения; нарушена логическая последовательность высказывания; отсутствуют навыки определения и развития замысла повествования; словарный запас ограничен; отмечается большое количество лексико-грамматических ошибок.
В ходе экспериментальной части исследования были определены этапы и направления коррекционно-логопедической работы, разработано содержание работы, подобраны и систематизированы развивающие технологии, подобран и систематизирован наглядный и дидактический материал для формирования монологической речи у дошкольников с дизартрией, организована мобильная коррекционно-развивающую среда, направленная на формирование монологической речи у дошкольников с дизартрией.
Использованные источники:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь: сб. / Лев Выготский. - М.: АСТ: Астрель, 2011 - 637 с.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001 - 100 с.
3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т.; Воронеж.: НПО МОДЭК, 2001.- 432 с.
4. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической деятельности: избр. психол. тр. / Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М.; Воронеж: МПСИ; модэк, 2001. - 447 с.
5. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб, 1998.