Проблемы развития стартапа Problems of development of a startup
Бурдуковский Владимир Николаевич
Магистрант 1 курса Факультет технологического менеджмента и инноваций
Университет ИТМО 191187, Санкт-Петербург, Чайковского 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com
Burdukovskiy Vladimir Nikolaevich
1st year undergraduate Faculty of technology management and innovation
ITMO University 191187, Saint Petersburg, Chajkovskogo 11/2 e-mail: vladimirburdukovsky@gmail.com
Аннотация.
В данной статье рассматриваются проблемы развития стартапа. Для того чтобы обеспечить хороший фундамент для его запуска и конкурентоспособного пребывания на рынке крайне важно иметь полное представление о том, с какими проблемами развития стартапа может столкнуться молодой предприниматель в современных реалиях бизнеса.
Annotation.
In this article, the problems of startup development are considered. In order to provide a good foundation for its launch and competitive stay on the market, it is crucial to have a full understanding of what problems a young entrepreneur can face in the modern realities of business development.
Ключевые слова: стартап, развитие стартапа, инновационная экономика.
Key words: startup, startup development, innovation economy.
Одним из общеизвестных явлений в современной экономике является непосредственное влияние стартап-компаний на траекторию инновационного развития страны. Исследователи отмечают, что инновации культивируются и осуществляются небольшой группой новых стартап-компаний, тем временем как большая часть предприятий играет незначительную роль [1]. Ещё недавно интерес к предпринимателям-новаторам был относительно ограничен [2], но в последнее время внимание обращено на начинающих предпринимателей, при этом исследователи и эксперты широкого профиля пишут об их потенциале и способности создавать более высокую ценность.
Долгосрочной темой для исследований в области предпринимательства является понимание факторов, которые определяют неудачи и успех новых стартап-компаний. Особенно актуальна данная тема для высокотехнологичных стартапов, так как эти начинающие компании следуют стратегиям, которые ориентированы на высокую долю риска и большую прибыль, которые, как правило, приводят их к неудаче или огромному успеху. Успех или неудача стартап-компаний сводятся к изучению подходов, которые основаны на финансовых данных связи с такими элементами, как способности предпринимателя, компетенции команды, суть компании и характеристики соответствующего рынка.
Интерес к данной области со стороны исследователей обусловлен тем, что большая часть источников ориентирована на успешные стартапы, а также на выявление факторов определяющих успех, в то время как факторы, которые приводят к неудаче стартапа, попросту игнорируются, однако являются не менее важными. Актуальность темы для молодых предпринимателей заключается в том, что, ещё не запустив свой стартап,
начинающий предприниматель может подготовиться к решению возможных проблем, предотвращению рисков, а также оценить потенциал дальнейшего функционирования стартапа в соответствии с приведённым перечнем проблем развития.
Принято считать, что молодые предприниматели, которые одержимы идеей запуска стартапа - это креаторы «с горящими глазами» и перспективой создания полезного продукта/услуги с целью получения прибыли, как правило, в возрасте от 20 до 30 лет [3]. Подавляющее большинство молодых предпринимателей в таком возрасте не имеют опыта ведения и управления бизнесом, не разбираются в экономике и финансах, не имеют представления о маркетинговых исследованиях, не обладают навыками переговоров и деловой коммуникации. Эти стартаперы, сталкиваясь на пути к великим свершениям с подобными проблемами, в большинстве своём терпят крах.
Исследователи [4 и др.] рассматривают следующий набор проблем, наиболее характерных для стартапов.
1. Слабый маркетинговый анализ. Молодые предприниматели не уделяют должного внимания маркетинговому анализу продукта/услуги.
2. Неточность расчётов. После написания бизнес-плана и получения средств от инвесторов, стартаперы принимаются округлять некоторые суммы в большую/меньшую сторону, что приводит к трудности оценки реальных расходов.
3. Очарованность собственной идеей. Юношеский максимализм приводит стартаперов к одержимости идеей, а также к невозможности объективно оценить свою идею, увидеть в ней недостатки и подводные камни.
4. Бизнес без цели. Неверно сформулированная цель делает трудным процесс построения грамотной стратегии [5].
5. Низкий уровень экономической грамотности. Отсутствие у молодого стартапера навыков ведения бизнеса, а также маркетинговых и управленческих знаний [3].
Рассмотрение необходимо продолжить путём анализа проблем, учитывающих бизнес-модель, рынок и др. Для этого было проведено исследование отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной неудачам и проблемам стартапов. Были структурированы и классифицированы наиболее значимые проблемы на различных стадиях развития стартапа. В результате они сформировались в следующие четыре категории.
1. Программное обеспечение.
2. Оборудование.
3. Окружающая среда.
4. Организация.
Каждая из рассмотренных категорий включает в себя подкатегории, которые чётко и подробно отражают проблемы развития стартапа:
1. Программное обеспечение - часть стартапа, которая согласно [6], обосновывает то, как стартап создаёт, реализует и фиксирует ценность. В данном контексте программное обеспечение аккумулирует все аспекты, которые обеспечивают успех продукту/услуге, предлагаемым стартапом на рынок.
- Неверная бизнес-модель. Бизнес-модель представляет собой способ, с помощью которого стартап-компания создаёт ценность для своих потребителей. Согласно работе [7], бизнес-модели являются отличительной чертой любой компании. Не следует рассматривать бизнес-модель как окончательное представление запуска, её необходимо постоянно оценивать и улучшать на основе обратной связи с рынком [8].
- Неправильное позиционирование на рынке. Отсутствие соответствия продукта рынку наносит ущерб продукту/услуге и подрывает успех бизнес-модели. Соответствие продукта рынку означает, что продукт на рынке
способен удовлетворить потребность покупателя. Неправильное позиционирование на рынке подразумевает незнание продукта/услуги, чреватое всевозможными рисками [9].
- Несоответствие продукт/рынок. Случай несоответствия продукт/рынок возникает, когда продукт/услуга потенциально могут удовлетворить потребность или решить проблему, но фактически не воспринимается клиентом.
- Неправильное тестирование прототипа будущего продукта/услуги на потенциальных потребителях. Согласно [7], потребители составляют основу любой бизнес-модели. Каждый сегмент потребителей характеризуется особыми потребностями, поведением и готовностью платить за предлагаемый продукт/услугу. Важно тщательно идентифицировать различные сегменты и принять решение о том, каким из них следует уделить большее внимание, а где лучше сфокусироваться на маркетинге. Хороший продукт/услуга, предложенный не в том сегменте рынка, вряд ли приведет к успеху.
2. Оборудование - важный элемент стартапа, который в основном представлен продуктами/услугами (материалами, устройствами, платформами, веб - сайтами и т.д.). Он состоит из следующих субэлементов.
- Внесение вынужденных изменений в продукт/услугу при изготовлении. Согласно [10], стартап терпит неудачу, когда игнорируются желания и запросы пользователя и предлагается неудобный для него продукт.
- Плохое качество. Вопросы, связанные с качеством продукта, влияют в большой степени на услуги или мобильные приложения. Например, мобильное приложение не реагирует должным образом на команды, возникают проблемы в работе, так как в коде допущена ошибка.
- Продукт не развивался вместе с рынком. Продукт/услуга продолжает удовлетворять первоначальным потребностям, но рынок непрерывно меняется и если раньше
3. Окружающая среда - среда, которая определяется влиянием конкурентов и заинтересованных лиц на
стартап.
- Сильные конкуренты. Как это часто бывает стартап имеет дело с сильными конкурентами, которые имеют свою долю рынка, доступ к высоким технологиям, ресурсам и ко всевозможным дополнительным активам.
- Большое количество конкурентов. Большое количество конкурентов не позволяет занять входящим стартапам желаемые позиции.
- Инвесторы не найдены. Одна из основных причин нехватки денежных средств связана с отсутствием интереса со стороны инвесторов, как на начальном этапе, так и на последующих.
- Недостаток финансирования. Многие стартапы сталкиваются с проблемой привлечения инвестиций, которых недостаточно для развития бизнеса, а также с нерациональной организацией полученных ресурсов.
- Политические/экономические/правовые проблемы. Политическая и экономическая ситуация в окружающей среде, где стартап осуществляет свою деятельность, может повлиять на его успех.
4. Организация
- Закончились деньги. В результате непродуманного управления ресурсами и инвестициями, ориентацией не на того потребителя стартап рискует разориться, ещё не начав получать прибыль.
- Неопытный менеджмент. Зачастую основатели стартапов обладают отлаженными навыками в какой-то узкой области, не обладая достаточными знаниями в коммерческой сфере. Это приводит к созданию хорошо развитого продукта/услуги, но к недостаточному развитию бизнеса.
- Неверное масштабирование. Решение о масштабировании должно быть принято после тщательного изучения позиции стартапа и ситуации, в которой он сейчас находится, чтобы понять готов ли стартап справиться с большими объёмами, насколько велики темпы его роста.
- Плохая организация. Стартап - это среда, которая характеризуется постоянными изменениями. Правила, роли, задачи должны быть хорошо распределены между членами команды и выполняться в установленный срок.
- Проблемы с командой. Дисгармония в команде в сочетании с плохой коммуникацией между соучредителями является одной из главных причин провалов стартапа.
- Недостаточное развитие бизнеса. Команда рискует столкнуться с недостаточным развитием бизнеса, с отсутствием коммерческой перспективы, которая включает в себя изучение путей увеличения количества потребителей, объёма продаж и прибыли.
Для полного понимания того, как каждая из категорий влияет на развитие стартапа, приведём в качестве примеров популярные стартапы, которые из-за вышеперечисленных проблем так и не достигли поставленных целей.
Стартапы, которые потерпели неудачу в категории программное обеспечение.
- Boo.com - онлайн магазин по продаже одежды, Лондон. Запуск этого стартапа был многообещающим: попытка завоевать более 18 стран, вложение в сайт более 120-ти миллионов долларов, афиширование на всевозможных площадках. Однако через несколько месяцев начались проблемы. Сокращение персонала, нелицеприятные отзывы потребителей, а также нестабильная работа логистики. Основной проблемой, которая привела к провалу, является неверная бизнес - модель. Потребители были не готовы покупать товар в таком объёме. Провал бизнес - модели в данном случае обусловлен тем, что в то время не функционировал процесс продаж в широких масштабах. В результате банкротство и невосполнимые финансовые потери.
- AdKeeper - платформа для хранения онлайн рекламы, Нью-Йорк. При запуске стартапа предполагалось, что AdKeeper будет связующим между рекламодателем и потребителем. Но по итогу оказалось, что потребители не имеют нужды во взаимодействии с рекламой подобным образом и более того, сохранять её на будущее. Основной проблемой в данном стартапе было несоответствие продукта рынку.
Категория оборудование.
- Theranos - одна капля крови изменит всё, Кремниевая долина. Именно с таким лозунгом презентовали медицинский стартап, который предполагал обнаружение практически всех болезней по одной капельке крови. Более десяти лет инвесторы вкладывали средства в революционный стартап ожидая громадных результатов, а основательницу Элизабет Холмс называли Стивом Джобсом в юбке. Как оказалось спустя некоторое время, что используемая технология не проходила сертифицированных исследований, а результаты выдавались с помощью обычных тестов. Итак, на выходе из-за несуществующей технологии стартап имел испорченную репутацию, судебные иски и банкротство.
- Yaliny - дешёвая спутниковая связь, Москва. Основатель стартапа планировал обеспечить планету недорогой спутниковой связью. Ключевая проблема данного стартапа в том, что основатель замахнулся на неосуществимый продукт. В итоге убыточное существование, долги перед сотрудниками и подорванная репутация основателя.
Категория окружающая среда.
- AEREOB - просмотр прямых трансляций ТВ в высоком качестве на Apple, Нью-Йорк. Идея неплохая, но в сторону компании посыпались иски со стороны многих компаний медиа сферы. Конкуренты, боясь того, что компания может вырасти и перейти на другие города завалили исками стартап - компанию. В результате после нескольких лет существования на рынке компания обанкротилась и более того, Верховный Суд штатов обязал вернуть 950 тысяч долларов.
- Better Place - производство зарядных устройств, Пало-Альто. Стартап занимался выпуском инструментов, которые используются для замены аккумуляторов и зарядными устройствами. Целью стартап -компании было открытие производства в тех местах, где на это не было спроса. Тем самым они обрекали себя на вложения, которые не были оправданы. В итоге объём расходов превышал доходы и стартап - компания была вынуждена объявить себя банкротом.
Категория Организация.
- Amp'd Mobile - сервис для мобильных устройств, Лос-Анджелес. В основу стартап - компании легло использование голосовых сервисов, которые предполагали передачу медиа - текстового контента по беспроводному протоколу. Основной проблемой стартап - компании стало неумелое управление и развитие бизнеса, что в свою очередь обернулось для них банкротством.
- KiOR - выпуск биотоплива, Техас. Стартап - компания преследовала цель, которая предполагала выход на крупный топливный сегмент. Основной проблемой в стартапе было то, что для реализации поставленных целей были приглашены не компетентные специалисты. В итоге стартап - компания остановилась в прогрессе своего развития.
Резюмируя вышеперечисленное можно отметить, что проблемы, связанные с развитием стартапов, требуют тщательного и концентрированного подхода как к обнаружению проблем, так и к решению. Глобальной проблемой с точки зрения автора является следующее. После того как бизнес-модель прошла стадию консолидации, молодые предприниматели акцентируют своё внимание главным образом на продажах или улучшении продукта/услуги, игнорируя при этом необходимость разработки надёжной и измеримой фазы развития бизнеса. Это проявляется в том, что у основателя заканчиваются средства, присутствует трудность и высокая стоимость в привлечении потребителя. Как правило, молодые предприниматели не имеют особых навыков в области развития бизнеса, озабочены лишь своим продуктом/услугой и ищут решение проблемы, однако следует ориентироваться на потребности рынка. По мнению автора, для того чтобы снизить неблагоприятное воздействие процесса развития бизнеса на начинающую стартап-компанию, необходимо восполнить нехватку знаний в области развития бизнес-процессов, маркетинга и управления бизнесом путём чтения научной литературы, посвящённых данной теме, а также участия в проектах и проведении исследований в данных областях.
Таким образом, в данной работе был рассмотрен вопрос посвящённый проблемам развития стартапа. В ходе исследования установлено, что подавляющее большинство проблем развития стартапов напрямую связано с отсутствием необходимых компетенций у основателя стартапа и других членов команды.
Список используемой литературы:
1. Nightingale, P.; Coad, A. Muppets and gazelles: Political and methodological biases in entrepreneurship research. Ind. Corp. Chang. 2014, 23, 113-143.
2. Landström, G.; Harirchi, H.; Äström, F. Entrepreneurship: Exploring the knowledge base. Res. Policy 2012, 41, 1154-1181.
3. Райгородский Д. Я. Психология предпринимательства. Хрестоматия: Учебное пособие. - М: Бахрах-М, 2007. - 786 с.
4. Мурыгина Л. С., Тангина Д. Ю. Основные проблемы стартапа на ранних стадиях его развития. -СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Часть 3. 2018. С. 77-79
5. Лиоба Верт. Экономическая психология. Теоретические основы и практическое применение. - М: Гуманитарный центр, 2013. - 432 с.
6. Osterwalder, A.; Pigneur, Y. Business Model Generation. A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers; Wiley: Hoboken, NJ, USA, 2010.
7. Teece, D. Business model, business strategy and innovation. Long Range Plan. 2010, 43, 172-194.
8. Shirky, C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organizations; Penguin: New York, NY, USA, 2008.
9. Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors; The Free Press: New York, NY, USA, 1980.
10. CB Insights. The Top 20 Reasons Startups Fail. From Lack of Product-Market Fit to Disharmony on the Team, We Break Down the Top 20 Reasons for Startup Failure by Analyzing 101 Startup Failure Post-Mortem. 2016. Available online: https://www.cbinsights.com