4. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право: учебник. М., 2005. 624 с.
5. Международное право: учебник. М.: Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, 2013.
© Коновалова Е. А. © Гареева Д. Р.
УДК 314.74
И. Р. МИНИГУЛОВА, старший преподаватель кафедры международного права и международных отношений Института права Башкирского государственного университета, кандидат философских наук (г. Уфа)
I. R. MINIGULOVA, senior lecturer of international law and international relations of the Institute of law of Bashkir State University, candidate of philosophical sciences (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
PROBLEMS OF CONTEMPORARY INTERNATIONAL MIGRATION
Аннотация. Миграция является естественным и исторически обусловленным процессом. Динамика миграционных перемещений носит волнообразный характер и служит индикатором социально-экономического, политического и правового положения государства. Тенденции современных миграционных процессов в контексте международных отношений демонстрируют сильные и слабые стороны современной международной миграции.
Ключевые слова: международная миграция, вынужденная миграция, миграционная политика, международное миграционное право, правовое государство.
к
<ч а а
о
о $
Annotation. Migration is a natural and historically conditioned process. The dynamics of migration movements is undulating and serves as an indicator of the socioeconomic, political and legal situation of the state. Tendencies of modern migration processes in the context of international relations demonstrate strengths and weaknesses of the contemporary international migration.
Key words: international migration, forced migration, migration policy, international migration law, legal state.
Вопросы международной миграции как предмет исследования ряда наук чрезвычайно актуальны и злободневны. В ХХ1 веке количество угроз безопасности человека и общества возросло [1, с. 3]. В этих условиях и миграцион-
ные процессы стали отягощаться криминальными аспектами в виде незаконной миграции. В рамках рыночной экономики, демократизации всех сфер общественной жизни появляются задачи, требующие своего разрешения, в част-
s а
о
^
0 «
M У
а -с а
1
о
о «
?
а
£ «
а s
S
ности, регулирование миграционных потоков, защита прав человека мигрантов и их семей в социально-экономической сфере и др. Миграционные процессы, порождающие новые вызовы глобальному обществу, становятся источником обновления нормативно-правовых актов как на внутригосударственном уровне, так и на общепланетарном.
Исторический экскурс демонстрирует, что в любую историческую эпоху вопросы миграции были небезразличны для правового регулирования, и их решение базировалось на правовых концепциях конкретной эпохи [2, с. 5]. Современные миграционные потоки, рассматриваемые нами как непрерывные процессы, порождают новые вопросы, решение которых требует консолидации усилий правовых государств и разработки новых подходов в миграционной политике. Подтверждением этому служит ежегодное выступление Ге-> нерального секретаря ООН с докладом ^ «Международная миграция и развитие». ^ Совокупность проблем, которые обсуж-^ дались на высоком уровне в период с а 1994 по 2016 год, можно систематизи-^ ровать посредством группирования. ^ В первую группу относятся пра-
вд воведческие вопросы миграции: защита ^ прав человека всех мигрантов, их семьи, § детей; защита прав женщин-мигрантов; | ликвидация эксплуатации мигрантов, | включая торговлю людьми; помощь ми-§ грантам, оказавшимся в бедственном положении; оказание медицинской помощи, возможность реализации меди-у цинского страховании и др. Ц Регулирование миграции на ме-
^ ждународном, региональном и нацио-ць нальном уровнях осуществляется по-| средством основополагающих норма-| тивно-правовых актов, представляющих ^ собой миграционное законодательство: к Всеобщей декларации прав человека « (1948), Международной конвенции о и защите прав всех трудящихся мигран-^ тов и членов их семей (1990), Междуна-
родного пакта о гражданских и политических правах (1966), Международного пакта об экономических и социальных правах (1966), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Социальные права мигрантов регулируются Конвенцией МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949), Конвенцией МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975), Конвенцией МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятости (1958), Конвенцией МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962), Европейской социальной хартией (1996, ETS № 163), Европейской конвенцией о правовом статусе трудящихся мигрантов (1977, ETS № 93), Хартией Европейского союза об основных правах (2000), Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (1998), Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994), Решением Совета министров иностранных дел СНГ «О Группе для выработки предложений по согласованной миграционной политике государств - участников Содружества Независимых Государств», Решением Экономического совета СНГ и т. д.
Во вторую группу относятся вопросы, связанные с последствиями миграционных перемещений: восприятие мигрантов общественностью; изменение численности и состава населения; влияние миграции на принимающие стороны и на страны происхождения. К примеру, конец ХХ - начало XXI века, по существу, есть эпоха беспрецедентного роста мобильности людей. Международные миграционные потоки несут с собой этническое и культурное многообразие, которое становится связующим
звеном между сообществами, объединяя в единую сеть разные географические пункты. Однако в странах, являющихся центром притяжения мигрантов со всего мира, наблюдается усиление этнической и культурной напряженности между коренными жителями и приезжими. Конфликты, возникающие на почве расовой дискриминации или ксенофобии, регулируются Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965) и законами конкретного государства.
Вопросы, касающиеся изменения численности и состава населения, курируются Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Организация помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой найти оптимальные решения их собственных демографических проблем, поскольку мигранты являются субъектом обеспечения жизнестойкости общества, т. е. миграционные перемещения влияют на демографические показатели и ситуацию, как в стране происхождения, так и в стране прибытия.
В третью группу входят вопросы в области экономики: уменьшение расходов, связанных с трудовой миграцией; воздействие экономического кризиса на мигрантов в странах назначения; распределение доходов и сокращение масштабов нищеты; привлечение высококвалифицированной рабочей силы и т. д.
Согласно Докладу о народонаселении 2017 года, в современном мире разрывы в уровне благосостояния увеличились до шокирующих размеров. Миллиарды людей остаются в самом низу социально-экономической лестницы, лишенные своих прав человека и шансов на лучшую жизнь. В то время как некоторые привилегированные домохозяйства распоряжаются бюджетом в миллиарды, многие сотни миллионов семей с трудом выживают на менее чем 1,25 долл. США в день. На верхних ступенях и привилегии увеличиваются
взрывными темпами, все дальше отдаляя мир от концепции равенства, воплощенной во Всеобщей декларации прав человека. Огромная пропасть между самыми богатыми и самыми бедными подвергает риску экономику, общины и государства. Проявления неравенства становятся причиной внутренней и международной миграции, а также могут быть серьезной причиной миграционной нестабильности, рисков и кризисов [3].
Глобальный форум по миграции и развитию, впервые прошедший в Брюсселе в 2007 году, рассматривает вопросы международной миграции и развития на систематической и всеобъемлющей основе. Основная цель -поощрение согласованности политики и институциональной последовательности в отношении международной миграции и развития. В июне 2017 года в Берлине прошел Х Глобальный форум, посвященный обсуждению вопросов по управлению глобальными миграцион- > ными потоками и использованию пре- ^ имуществ миграции для целей экономи- ¡^ ческого развития, а также по разработке ^ глобального договора по миграции. § Принятие предварительного варианта ^ договора планируется в 2018 году на ^ межправительственном конференции по ВД вопросам миграции [4]. Как отметил ге- ^ неральный директор Международной § организации труда Гай Райдер во время | своего выступления на Х Глобальном | форуме по миграции, число мигрантов §
составило 244 млн человек, 150 млн из §
о
них относятся к возрастной категории трудящихся мигрантов. Большинство у людей становятся мигрантами по необ- Ц ходимости, их толкают нищета, безра- ^ ботица, стихийные бедствия, вооруженные конфликты или нарушения прав | человека. Их вклад, как в развитие | стран пребывания, так и в экономику ^ стран происхождения, во многом зави- к сит от гарантии соблюдения их прав | человека и создания условий для того, ^ чтобы они не подвергались дискрими- ^
нации и не становились жертвами ксенофобии.
Четвертая группа проблем относится к вопросам в области международных отношений и международной политики: укрепление диалога, сотрудничества и согласованности на всех уровнях по вопросам международной миграции; создание многосторонних проектов в области международной миграции и развития; ратификация международно-правовых документов, касающихся международной миграции; предотвращение потоков нелегальной миграции и др. Данная группа проблем находится в компетенции ряда международных организаций, осуществляющих исследования и разработки по вопросам миграций.
Международная организация по миграции (далее - МОМ) является ведущим межправительственным учреждением в сфере миграции, придерживающимся принципа гуманной и упоря-> доченной миграции, которая должна ^ приносить пользу мигрантам и прини-^ мающим их обществу. Международной ^ организацией по миграции ежегодно а организуется Международный диалог ^ по вопросам миграции (далее - МДМ). ¡^ Международная организация
Й труда (далее - МОТ) является специализированным структурным элементом системы Организации Объединенных | Наций. Основная деятельность МОТ § заключается в продвижении принципов § социальной справедливости, междуна-| родного признания прав человека и прав в сфере труда, конкретизирующихся в | Конституции МОТ, Декларации МОТ Ц об основополагающих принципах и ^ правах в сфере труда и механизм ее реализации (1998), Декларации МОТ о со©
»« циальной справедливости для справед-| ливой глобализации (2008). Государст-^ ва-участники МОТ проводят политику, « основанную на достижении стратегиче-§ ских задач - занятости, социальной за-^ щиты, социального диалога и права в 03 сфере труда [5].
Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее - КТМ) является организацией, состоящей из экспертов, которые наблюдают за соблюдением странами-участницами Международной конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей. КТМ проводит ежегодные сессии, первая из которых состоялась в 2004 году. По результатам сессий Комитет представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН о выполнении Конвенции.
В 2014 году была учреждена международная организация региональной экономической интеграции - Евразийский экономический союз (далее - ЕА-ЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [6]. ЕАЭС разрабатывает и реализует нормативно-правовые акты в сфере пенсионного обеспечения, налогообложения трудящихся государств-членов, а также право детей мигрантов на посещение дошкольных учреждений и получение образования, право трудящихся на получение медицинской помощи на территории стран ЕАЭС. Союз также обеспечивает равные конкурентные условия для перемещения и доступа на рынок труда мигрантов из государств-членов ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) и МОМ подписали Меморандум о сотрудничестве, предусматривающий осуществление взаимодействия с целью создания условия для эффективного управления миграционными процессами, влияющими на функционирование и развитие государств-членов. В Меморандуме определены основные направления сотрудничества, а именно: мониторинг миграционной ситуации и практики применения миграционного законодательства на территории стран единого экономического пространства, а также изучение
международного опыта управления миграцией.
В современных условиях социально-экономического развития и формирования рыночной экономики вопрос трудовой миграции становится все более актуальным и в Республике Башкортостан, поскольку трудовая миграция является важным компонентом развития субъекта на межрегиональном уровне. Башкортостан всегда был привлекательным регионом для трудовой миграции с точки зрения разнообразия его природных ресурсов и мощного экономического потенциала. Так, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"», все иностранные граждане должны сдавать комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам ее законодательства.
Большую работу в этом направлении проводит Башкирский государственный университет, что, несомненно, формирует положительный международный имидж организации [7, с. 118]. Так, Институт непрерывного образования университета проводит интенсивные курсы по подготовке к государственному тестированию граждан зарубежных стран по русскому языку для приема в гражданство Российской Федерации и к государственному тестированию для получения разрешения на работу в России и вида на жительство. Слушатели получают качественную подготовку по всем аспектам, необходимым для успешной сдачи экзамена: лексика и грамматика, чтение, письмо, аудирование, говорение. Для занятий используются учебники, специально разработанные для подготовки к данному экзамену с учетом трудностей, возникающих у иностранцев, желающих освоить русский язык на уровне, достаточном для повседневного
общения и ведения профессиональной деятельности.
Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств (далее -МПА) является межгосударственным органом СНГ. На пленарных заседаниях среди множества проблем рассматриваются вопросы перспективы развития международной миграции, сотрудничества стран и международных организаций при решении возникающих проблем. Во время заседаний МПА представители ЕЭК принимают активное участие в обсуждении разрабатываемых модельных законов «О миграции», «О миграции трудовых ресурсов», модельных соглашений «Об организованном наборе граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории СНГ», «Об информационном взаимодействии в сфере миграции» и др. [8, с. 112].
Некоммерческое партнерство «Международный альянс "Трудовая ми- > грация"» состоит из юридических лиц ^ Российской федерации и государств- ¡^ участников СНГ. Наряду с данным объ- ® единением, вопросы миграции стано- Л вятся темой обсуждения Евразийского ^ банка развития (далее - ЕАБР), который ^ является международной финансовой сд организацией, призванной содейство- ^ вать экономическому подъему госу- ^ дарств-участников, а также укреплению | торгово-экономических связей между | ними и расширению интеграционных § процессов на евразийском пространстве § посредством инвестиций.
Пятая группа вопросов связана у непосредственно с миграционным кри- ц зисом 2015 года, когда на замену трудо- ^ вой миграции пришла масштабная ми- § грация беженцев [9, с. 108]. К числу уг- | роз и вызовов мировому сообществу | присоединилась новая угроза в форме ^ неконтролируемой и незаконной мигра- к ции [10, с. 54]. «
В Европе пик миграционного | кризиса приходится на октябрь 2015 го- ^
>
к <N
а а
и и
£
да, когда за один месяц прибыло 218 394 нелегальных мигрантов и беженцев. По данным ООН, почти столько же мигрантов прибыло в Европу за весь 2014 год [11]. Статистические данные объективно отражают интенсивность и динамичность миграционных перемещений. Реакцией европейских государств на миграционный кризис стало ужесточение миграционной политики, которая, в свою очередь, ухудшила ситуацию с нелегальными мигрантами [12].
В июле 2017 года в Германии состоялся Саммит G-20, лидеров стран «Группы 20», по итогам которого было принято коммюнике. Документ содержит итоги обсуждения вопросов по преодолению последствий бесконтрольной миграции. В качестве решения было принято объединить усилия в преодолении последствий миграции и активизировать сотрудничество в борьбе против перевозчиков беженцев, а также оказать содействие развивающимся африканским странам [13]. Последнее предполагает восстановление социально-экономических и правовых основ государств, способствующее возвращению мигрантов на родину.
В сентябре началась 72-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на рас-
смотрении Организации вынесено около 160 вопросов, в том числе и проблемы миграции. В докладе Генерального секретаря о работе Организации было отмечено, что масштабы современной международной миграции, не виданных со времен Второй мировой войны, свидетельствуют о сохранении проблем, первопричины которых связаны с эскалацией конфликтов и системными проявлениями неравенства. В то время как отдельные страны готовы встречать терпящих нужду людей с распростертыми объятиями, реакция других стран ведет к возникновению серьезной внутренней и международной напряженности и глубокой поляризации [14]. Как заявил председатель 72-ой сессии ГА ООН Мирослав Лайчак, в связи с усилением миграционных потоков будет рассмотрен первый межправительственный договор по проблемам миграции [15]. Таким образом, решение проблем современной международной миграции начинается с диалога на высоком уровне, то есть с международно-правового сотрудничества государств, представляющего собой международно-правовой механизм, задающего общие векторы международно-правового регулирования миграционных перемещений.
s а
о
^
0 «
M У
а -с а
1
о
0 «
1
£ «
а s
J41
ЛИТЕРАТУРА
1. Нигматуллин Р. В. Сотрудничество государств в обеспечении безопасности населения: учебное пособие. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД России, 2004. 92 с.
2. Киселева Е. В. Международно-правовое регулирование миграции: история и современность. М.: РУДН, 2015. 198 с.
3. Жизнь в разных мирах. Репродуктивное здоровье и соответствующие права в эпоху неравенства: доклад по народонаселению в 2017 году ЮНФПА ООН. URL: http : //www .un. org/ru/development/surveys/population. shtml (дата обращения : 07.11.2017).
4. В Берлине проходит 10-й Глобальный форум по вопросам миграции и развития / Центр новостей ООН. URL: www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=28194#.WgNvmYNwnJs (дата обращения: 07.11.2017).
5. International Labour Organization. URL: www.ilo.org (дата обращения: 07.11.2017).
6. Договор о Евразийском экономическом союзе // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 07.11.2017).
:: :: ::
7. Сулейманова Р. Р. Роль Башкирского государственного университета в формировании международного имиджа Республики Башкортостан // Организация Объединенных наций -универсальный центр поддержания мира и обеспечения международной безопасности: материалы Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 13 ноября 2015 г.). Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 118-125.
8. Алиев С. Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. М.: Европейская экономическая комиссия, 2016.
9. Нигматуллин Р. В., Минигулова И. Р. Миграция как явление современного глобализирующегося мира: проблемы и перспективы // Вестник ВЭГУ. № 4 (90). 2017. С. 101-110.
10. Нигматуллин Р. В. О противодействии угрозам и вызовам с позиции современного международного права // Юридический мир. 2016. № 11. С. 54-58.
11. В Европе отмечен рекордный наплыв нелегальных мигрантов / Русская служба ВВС. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/11/151102_migrant_crisis_october_stats (дата обращения: 27.10.2017).
12. Ужесточение миграционной политики Европейского союза загоняет нелегальных мигрантов в глубокое подполье / Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19637#.WfY mALWMdH0 (дата обращения: 27.10.2017).
13. Саммит G-20. Официальные итоги / Planet Today. URL: http://planet-today.ru/geopolitika/item/72648-sammit-g-20-ofitsialnye-itogi (дата обращения: 02.11.2017).
14. Доклад Генерального секретаря о работе Организации. Официальные отчеты 72-ой сессии ГА ООН (Дополнение 1. А/72/1) / Организация Объединенных Наций. URL: https://undocs.Org/ru/A/72/1 (дата обращения: 02.11.2017).
15. 72-я сессия Генассамблеи ООН. Открытие / Euronews. URL: http://ru.euronews.com/2017/09/13/hopes-for-reform-as-un-general-assembly-opens (дата обращения: 02.11.2017).
© Минигулова И. Р.
к
<ч а а
и и
ч
«
а о
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
?
а
£ «
а s
S